Юрист Предприятия

Юрист предприятия / Нормативно-правовые акты / Предпринимательство / Стандартизация, сертификация и метрология / Техническое регулирование /

Общий технический регламент о безопасности учебного оборудования и инвентаря (Приложение к Постановлению КМ РУз от 02.06.2017 г. N 345)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Постановлению КМ РУз

от 02.06.2017 г. N 345



ОБЩИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ

о безопасности учебного оборудования и инвентаря


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


§ 1. Область применения


1. Настоящий Общий технический регламент (далее - Технический регламент) устанавливает требования безопасности к учебному оборудованию и инвентарю, используемых в дошкольных, общих средних, средних специальных, профессиональных и высших образовательных учреждениях (далее - образовательные учреждения), кроме специализированных образовательных учреждений.


2. Требования Технического регламента не распространяются на медицинскую технику, оборудование и инвентарь, а также спортивное оборудование и инвентарь, применяемые в образовательных учреждениях в учебных целях.


3. Если в отношении отдельных видов учебного оборудования и инвентаря приняты иные технические регламенты, то данные виды учебного оборудования и инвентаря должны соответствовать требованиям всех технических регламентов, действие которых на них распространяется.



§ 2. Термины и определения


4. В Техническом регламенте используются следующие термины и определения:


вредные химические вещества - химические вещества, содержание которых в материале изделия в количестве, превышающем допустимые концентрации таких веществ, могут вызвать негативные отклонения в состоянии здоровья пользователя;


лабораторное оборудование - учебное оборудование, предназначенное для проведения лабораторных работ;


объекты натуральные учебные - учебный инвентарь, включающий объекты живой и неживой природы;


учебное оборудование - технические устройства, которыми оснащены учебные помещения, для применения в учебном процессе и формирования у обучающихся практических знаний, умений и навыков;


учебное оборудование для обучения трудовым процессам - учебное оборудование, предназначенное для измерения, регулирования, контроля, а также для изготовления изделий;


учебно - наглядные пособия - учебный инвентарь, представляющий предметы и явления в реальном, образном (модели, макеты, муляжи, картины), схематическом, условном видах (таблицы, схемы, графики);


учебный инвентарь - вещи, предметы, которыми оснащены учебные помещения, для применения в учебном процессе и формирования у обучающихся практических знаний, умений и навыков;


мебель образовательных учреждений - учебный инвентарь в виде специальной мебели, предназначенной для организации процесса обучения в образовательных учреждениях;


химическая безопасность - состояние изделия, при котором отсутствует риск, связанный с причинением вреда здоровью человека или угрозой жизни из - за превышения уровня концентрации вредных химических веществ.



ГЛАВА 2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ


§ 1. Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы,

применяемые к учебному оборудованию и инвентарю


5. Учебно-наглядные пособия должны соответствовать требованиям химической безопасности и не выделять вредные химические вещества в модельную (воздушную и водную) среду в количестве, превышающем показатели, приведенные в приложении N 1 к Техническому регламенту.


6. Мебель образовательных учреждений должна соответствовать требованиям химической безопасности и не выделять вредные химические вещества в воздушную среду в количестве, превышающем показатели, приведенные в приложении N 2 к Техническому регламенту.


7. Покрытие поверхностей мебели образовательных учреждений должно обеспечивать возможность протирки теплой водой (+40°С) с добавлением моющих и дезинфицирующих средств.


8. Уровень напряженности электростатического поля на поверхности мебели образовательных учреждений в условиях эксплуатации (при влажности воздуха помещения (30 - 60) %) не должен превышать 15,0 кВ/м.


9. Допустимая удельная активность цезия-137 в древесине и древесно-содержащих материалах, используемых для изготовления мебели образовательных учреждений, не должна превышать 300 Бк/кг.


10. Удельная эффективная активность естественных радионуклидов в материалах на минеральной основе для изготовления мебели образовательных учреждений не должна превышать 370 Бк/кг.


11. Конструкция учебного оборудования, работа которого сопровождается ультрафиолетовым излучением, должна исключать возможность попадания его на глаза и кожу человека.


12. Учебное оборудование, являющееся источником ультрафиолетового излучения, должно иметь на видном месте предупреждающий знак об опасности - "Осторожно! Ультрафиолетовое излучение", по форме, приведенной в приложении N 3 к Техническому регламенту.


13. В учебном оборудовании, являющемся источником лазерного излучения:

должны применяться лазеры по нормам генерируемого излучения

I или II класса;

при применении лазеров непрерывного действия с диапазоном длины волн 400 - 700 нм должно устанавливаться ограничение по мощности лазерного излучения до 1 мВт;

элемент подключения оборудования должен иметь конструкцию, не позволяющую включение лазера посторонним лицом;

включение лазера должно сопровождаться световой индикацией зеленого цвета;

должны применяться защитные экраны, исключающие распространение луча лазера за пределы зоны демонстрации;

должна быть предусмотрена блокировка, исключающая возможность доступа в лазерно-опасную зону и к электрическим цепям высокого напряжения.


14. Корпус оборудования, являющийся источником лазерного излучения должен иметь на видном месте предупреждающий знак об опасности - "Осторожно! Излучение лазера", по форме, приведенной в приложении N 3 к Техническому регламенту.


15. Активность ионизирующих излучений, используемых в конструкции учебного оборудования, должна соответствовать минимально значимой активности норм радиационной безопасности и не превышать 10 мкКи.


16. Конструкция учебного оборудования, в состав которого входит источник ионизирующего излучения, должна быть неразборной.


17. Учебное оборудование, являющееся источником ионизирующих излучений, должно иметь на видном месте предупреждающий знак об опасности - "Осторожно! Ионизирующее излучение" по форме, приведенной в приложении N 3 к Техническому регламенту.


18. Допустимые значения шумовых характеристик учебного оборудования и инвентаря должны быть установлены в технической документации на изделия конкретных видов и не должны превышать значений, указанных в этих документах.


19. Лабораторное оборудование при работе не должно создавать уровень звука, превышающий 70 дБА, а учебное оборудование для обучения трудовым процессам - 82 дБА.


20. Конструкция учебного оборудования, являющегося источником ультразвуковых колебаний, должна предусматривать локализацию действия ультразвука.


21. Учебное оборудование, являющееся источником ультразвуковых колебаний, не должно создавать уровень звуковых давлений в диапазоне 20 - 100 кГц - выше 110 дБ.



§ 2. Требования механической безопасности


22. Элементы в конструкции учебного оборудования и инвентаря не должны иметь заусенцы, сколы, острых углов, кромок и поверхностей с неровностями, представляющих источник опасности, если их наличие не определяется функциональным назначением.


23. Учебное оборудование должно иметь защитные устройства, исключающие в процессе работы:

соприкосновение человека с движущимися элементами и режущим инструментом;

вылет режущего инструмента или его элементов;

выбрасывание обрабатываемых заготовок и отходов:

возможность выхода подвижных частей (кареток, салазок, тележек, рамок, столов, суппортов и пр.) за установленные пределы.


24. Защитные устройства учебного оборудования не должны:

снижать освещенность рабочего места;

увеличивать шум, создаваемый движущимися частями учебного оборудования;

повышать вибрацию оборудования;

препятствовать наблюдению за работой режущего инструмента там, где это необходимо;

затруднять удаление отходов.

Крепление защитных устройств должно быть надежным, исключающим возможность самопроизвольного снятия.


25. Конструкция учебного оборудования для обучения трудовым процессам должна исключать возможность травмирования персонала подвижными частями или обрабатываемыми заготовками, которые по технологическим причинам не могут быть закрыты защитными устройствами.

Подвижные части учебного оборудования для обучения трудовым процессам, представляющие потенциальную опасность травмирования персонала, должны иметь на видном месте предупреждающий знак - "Осторожно! Возможно травмирование рук", по форме, приведенной в приложении N 3 к Техническому регламенту.


26. Учебное оборудование для обучения трудовым процессам должно быть оснащено устройствами и блокировками, предохраняющими его от перегрузки.


27. Учебное оборудование для обучения трудовым процессам с поступательно-возвратным движением рабочих органов (например, ножниц для шпона и т. п.), должно иметь устройства, исключающие пуск механизмов прижима и перемещения рабочего органа при нахождении рук персонала в рабочей зоне, обеспечивающие занятость обеих рук во время рабочего цикла (двуручное управление и др.) или исключающие возможность попадания рук персонала в рабочую зону.

Расстояние между органами двуручного управления должно быть не менее 300 мм.

Отключение хотя бы одного из органов двуручного управления во время рабочего хода должно вызывать остановку рабочего органа или его возврат в исходное положение.


28. Рабочие органы учебного оборудования для обучения трудовым процессам, а также захватывающие, зажимные, подъемные устройства или их приводы должны быть оборудованы средствами, предотвращающими возникновение опасности при полном или частичном прекращении подачи энергоносителя (электрического тока, гидравлической жидкости, сжатого воздуха и т. п.) к приводам этих устройств.


29. Форма, размеры, поверхность органов управления и усилия на них должны обеспечивать безопасность работы персонала и соответствовать антропометрическим, физиологическим и психофизиологическим свойствам учащихся разного возраста (младшего, среднего и старшего) и учителя.


30. По конструктивному исполнению органами управления должны быть: кнопки, тумблеры, круглые ручки, штурвалы и рычаги.


31. Каждый орган управления в зависимости от назначения должен иметь четкий характерный признак: щелчок при переключении, зрительно хорошо различимые положения органов управления, фиксацию положения, плавность выполнения операции, необходимую величину трения и усилия нажатия.

Органы управления должны быть выделены окрасками, приведенными в таблице N 1.



Таблица N 1


ТРЕБОВАНИЯ

к органам управления в части их окрасок

       

    

Назначение органов

управления

         

Окраска

Пуск (включение)

        

Зеленый или ахроматический (черный, серый, белый)

     

Остановка (выключение)

     

Красный

Операции, кроме пуска и остановки  

       

Синий или ахроматический (черный, серый, белый), если последний не использовался в первом случае

         

       


32. Органы управления должны снабжаться надписями или символами, указывающими на управляемый объект, к которому они относятся, его назначение и состояние ("включено", "отключено", "ход", "тормоз" и т. п.), соответствующие данному положению органа управления, и (или) дающими другую необходимую для конкретного случая информацию.


33. В учебном оборудовании для обучения трудовым процессам, имеющем несколько органов управления для осуществления одной и той же операции с разных постов (например, для дистанционного управления и для управления непосредственно на рабочем месте), должна быть исключена возможность одновременного осуществления управления с различных постов.


34. В учебном оборудовании для обучения трудовым процессам, имеющем несколько кнопок аварийного отключения, из - за большой протяженности или ограниченности обзора, должны быть применены кнопки с фиксацией, которые после их нажатия не возвращаются в первоначальное состояние до тех пор, пока не будут принудительно приведены в это состояние.

Допускается применять кнопки без принудительного возврата для случая их воздействия на силовые элементы, которые позволяют подать напряжение только после снятия ручной блокировки.


35. Органы управления, имеющие фиксацию в установленном положении, должны снабжаться указателем (в отдельных случаях и шкалой), показывающим положение и необходимое направление перемещения органа управления.


36. Металлические валы ручных приводов, рукоятки, маховики, педали должны быть изолированы от частей учебного оборудования, находящихся под напряжением, и иметь электрический контакт с несъемными частями учебного оборудования, на которых расположен элемент для заземления.



§ 3. Требования пожарной безопасности


37. Конструкции учебного оборудования и инвентаря должны обеспечивать пожарную безопасность.


38. В технической и в эксплуатационной документации каждого конкретного учебного оборудования и инвентаря должны указываться показатели пожарной опасности, а также меры пожарной безопасности при обращении с ними.


39. Хранение материалов и веществ, используемых при проведении лабораторных работ, должно обеспечиваться с учетом их физических и химических свойств и требований пожарной безопасности. Совместное хранение веществ, взаимодействие которых может вызвать пожар или взрыв, не допускается.



§ 4. Требования электрической безопасности


40. Для обеспечения электрической безопасности учебное оборудование и его части должны быть выполнены таким образом, чтобы при эксплуатации исключалась возможность поражения персонала электрическим током.


41. Электротехническое учебное оборудование должно быть выполнено по способу защиты человека от поражения электрическим током классов I, II и III.


42. Сечение шнура питания учебного оборудования при максимальном напряжении 250 В и плотности тока 4,2 А/мм2 должно определяться потребляемой мощностью и быть не менее значений, указанных в таблице N 2.



Таблица N 2


ТРЕБОВАНИЯ

к сечению шнура питания учебного оборудования

при максимальном напряжении 250 В и плотности

тока 4,2 А/мм2

       

       

Потребляемая мощность,

кВт

      

    

Сечение шнура питания,

мм2

       

от 0 до 0,500

    

0,50

>> 0,500 >> 0,750 


0,75

>> 0,750 >> 1,000

    

1,00

>> 1,000 >> 1,200

    

1,20

>> 1,200 >> 1,500 

     

1,50

>> 1,500 >> 1,800

     

2,00

>> 1,800 >> 2,200 

          

2,50

      


43. Изоляция должна иметь при нормальных условиях испытания достаточную электрическую прочность и выдерживать без пробоя и перекрытия ток промышленной частоты напряжением не ниже:

500 В - для основной изоляции электрооборудования класса III электрозащиты;

1000 В - для основной изоляции во всех других случаях (кроме учебных станков - 1500 В);

2750 В - для дополнительной изоляции;

3750 В - для усиленной изоляции.


44. Маркировка изоляции токонесущих проводов напряжением свыше 650 В должна быть красного или оранжевого цвета, при этом другие провода должны иметь цвет, в отличие от указанных.


45. Наружные металлические части, оси органов управления и регулирования учебного оборудования, к которым имеется доступ снаружи, не должны находиться под напряжением относительно корпуса.


46. Для учебного оборудования с электропитанием от сети должна быть предусмотрена световая индикация включения в сеть.


47. При раздельном включении общего питания и высоких напряжений (220 В и более) включению высоких напряжений должны соответствовать сигналы красного цвета.


48. На учебном оборудовании с переключением на различные номинальные значения напряжения или частоты сети питания должна быть нанесена маркировка с указанием напряжения и частоты питающей сети.


49. Учебное оборудование, относящееся по способу защиты человека от поражения электрическим током к классу I, должно иметь

...
Время: 0.0073
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск