Экспортно-Импортные Операции
Нормативно-правовые акты / Деятельность отдельных отраслей / Промышленность / Шелковая отрасль. Текстильная и швейно-трикотажная промышленность /Указ Президента Республики Узбекистан от 14.12.2017 г. N УП-5285 "О мерах по ускоренному развитию текстильной и швейно-трикотажной промышленности"
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
УКАЗ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
14.12.2017 г.
N УП-5285
О МЕРАХ
ПО УСКОРЕННОМУ РАЗВИТИЮ
ТЕКСТИЛЬНОЙ И ШВЕЙНО-ТРИКОТАЖНОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ*
В республике реализуются комплексные меры, направленные на создание производства широкого ассортимента качественной текстильной и швейно-трикотажной продукции (далее - текстильная продукция), углубление локализации ее производства, а также повышение экспортного потенциала местных производителей.
За истекший период сформированы необходимая правовая база и благоприятные условия для развития текстильной и швейно-трикотажной промышленности (далее - текстильная промышленность).
Вместе с тем проведенным изучением выявлен ряд системных проблем, препятствующих динамичному развитию текстильной промышленности страны, в числе которых:
во-первых, несмотря на достаточный потенциал отрасли, ввиду отсутствия сопряженной технологической цепочки производства готовой продукции, имеющей высокую добавленную стоимость, доля производимой текстильной продукции в ВВП республики в первом полугодии 2017 года составила лишь 4,6 процента;
во-вторых, система управления текстильной промышленностью не отвечает современным тенденциям развития отрасли, что приводит к накоплению нерешенных проблем и препятствует ее ускоренной модернизации;
в-третьих, неудовлетворительная работа по гармонизации национальных стандартов и лабораторий по испытаниям текстильной продукции с международными стандартами и требованиями, а также низкий уровень внедрения современных систем менеджмента качества препятствуют выходу отечественной продукции на крупные зарубежные рынки сбыта, наращиванию экспортного потенциала и повышению доверия к качеству и безопасности продукции;
в-четвертых, уровень внедрения в отрасль современных информационно-коммуникационных технологий не позволяет проводить системный анализ имеющихся проблем и определять перспективные направления развития текстильной промышленности;
в-пятых, нерациональное распределение сырьевых и производственных ресурсов, недостатки в организации логистической и инженерной инфраструктуры приводят к простою значительной части производственных мощностей, экономическим потерям и, как следствие, повышению себестоимости продукции, а также снижению рентабельности производства;
в-шестых, устойчивое преобладание производства и экспорта текстильных полуфабрикатов, недостаточный уровень производства готовой текстильной продукции с высокой добавленной стоимостью и формирования национальных брендов, способных достойно конкурировать на мировых рынках, не способствуют увеличению доходов предприятий текстильной промышленности;
в-седьмых, система подготовки кадров не отвечает реальным потребностям текстильной промышленности, не налажено международное сотрудничество по внедрению инновационных направлений обучения и углублению научных исследований по актуальным вопросам развития отрасли.
В целях обеспечения ускоренного развития текстильной промышленности республики, расширения производства высококачественной и конкурентоспособной готовой продукции, дальнейшего ее продвижения на крупные зарубежные рынки сбыта, а также последовательной реализации задач, определенных Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах:
1. Считать важнейшими направлениями дальнейшего реформирования текстильной промышленности Республики Узбекистан:
первое, увеличение доли текстильной промышленности в экономике, повышение объема и качества производимой в стране текстильной продукции, прежде всего, посредством переориентации на высокотехнологическое производство конкурентоспособных текстильных изделий с высокой добавленной стоимостью;
второе, кардинальный пересмотр системы управления текстильной промышленностью с внедрением передовых технологий менеджмента, эффективных форм всестороннего содействия и поддержки предприятий отрасли, в том числе в решении проблем, препятствующих их развитию;
третье, дальнейшее совершенствование системы стандартизации и сертификации в области текстильной промышленности посредством ее гармонизации с международными требованиями и стандартами, а также модернизации и аккредитации лабораторий по испытаниям продукции;
четвертое, широкое внедрение в отрасль передовых информационно-коммуникационных технологий, позволяющих обеспечивать получение достоверной и своевременной информации о состоянии и тенденциях развития отечественного и зарубежных рынков текстильной продукции, проведение ее системного и комплексного анализа в целях определения приоритетных направлений развития отрасли;
пятое, реализацию кластерной модели развития, предусматривающей интегрирование производства, начиная с этапа выращивания хлопка-сырца, его первичной обработки, дальнейшей переработки продукции на хлопкоочистительных предприятиях и выпуска конечной текстильной продукции с высокой добавленной стоимостью;
шестое, обеспечение сбалансированности распределения сырьевых ресурсов и дислокации создаваемых предприятий отрасли во взаимоувязке с развитием логистической и инженерной инфраструктуры, в том числе посредством строительства многофункциональных транспортно-логистических хабов, выбора оптимальных маршрутов и коридоров доставки грузов, а также оптимизации тарифов на транспортные перевозки;
седьмое, широкое внедрение в производственный процесс передовых инновационных технологий, ноу-хау, дизайнерских разработок, локализацию производства современных образцов фурнитуры и аксессуаров с целью расширения выпуска и экспорта готовой высококачественной текстильной продукции, продвижения национальных брендов на мировых рынках;
восьмое, кардинальное совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для текстильной промышленности с расширением направлений по наиболее востребованным специальностям, пересмотр учебных программ образовательных учреждений с учетом современных тенденций развития отрасли, активизацию научно-исследовательской деятельности, а также международного сотрудничества в данной сфере.
2. Утвердить "Дорожную карту" по ускоренному развитию текстильной и швейно-трикотажной промышленности в Республике Узбекистан (далее - "Дорожная карта") согласно приложению N 1.
Установить, что руководители министерств, ведомств и других организаций несут персональную ответственность за своевременное, полное и качественное выполнение мероприятий, предусмотренных "Дорожной картой".
3. Ввести, начиная с урожая хлопка-сырца 2018 года, в порядке эксперимента, систему заказа и авансирования производства хлопка-сырца напрямую у фермерских хозяйств и других сельскохозяйственных производителей (далее - фермерские хозяйства) отечественными предприятиями текстильной промышленности, предусматривающую в том числе следующие условия:
сорт и объем закупаемого хлопка, сроки и порядок его передачи определяются фьючерсным договором, заключаемым между фермерским хозяйством и предприятием текстильной промышленности;
первичная переработка хлопка-сырца осуществляется хлопкоочистительным предприятием на давальческой основе либо на собственном или арендованном текстильным предприятием хлопкоочистительном предприятии;
предприятия текстильной промышленности осуществляют финансирование затрат фермерских хозяйств (семена хлопчатника, минеральные удобрения, горюче-смазочные материалы, средства химической защиты растений, затраты на выплату заработной платы и оплату оказанных услуг, прочие расходы) путем авансирования не менее 60 процентов от стоимости заключаемого договора;
цена на хлопок-сырец, закупаемый предприятиями текстильной промышленности, устанавливается на договорной основе исходя из анализа фактических затрат и рентабельности фермерских хозяйств и не должна быть ниже установленных цен для государственных нужд;
предприятия текстильной промышленности реализуют полученные семена хлопчатника масложировым предприятиям, дополнительную продукцию (линт, улюк) - другим потребителям через биржевые торги;
закупаемый хлопок-сырец используется предприятиями текстильной промышленности исключительно для его дальнейшей глубокой переработки.
Кабинету Министров Республики Узбекистан обеспечить:
в срок до 10 января 2018 года перезаключение в установленном порядке фермерскими хозяйствами договоров контрактации на выращивание и поставку хлопка-сырца с учетом вводимого эксперимента на систему заказа и авансирования производства хлопка-сырца напрямую с предприятиями текстильной промышленности, а также участниками хлопково-текстильных кластеров;
в срок до 15 января 2018 года определение территории и площади земельных участков для проведения эксперимента исходя из перезаключенных фермерскими хозяйствами договоров контрактации на выращивание и поставку хлопка-сырца с учетом вводимой системы заказа и авансирования производства хлопка-сырца напрямую с предприятиями текстильной промышленности;
формирование баланса доходов и расходов Фонда целевого финансирования государственных закупок сельскохозяйственной продукции и оснащения техникой сельского хозяйства при Кабинете Министров Республики Узбекистан в срок до 1 февраля 2018 года с учетом определения фермерских хозяйств, заключивших договора на производство хлопка-сырца напрямую с предприятиями текстильной промышленности;
в срок до 15 января 2018 года установление государственных закупочных цен на хлопок-сырец урожая 2018 года;
с учетом перезаключенных договоров определение в срок до 20 января 2018 года объема заказа АО "Узпахтасаноат" на посев хлопка-сырца урожая 2018 года в разрезе фермерских хозяйств, не охваченных договорами контрактации на выращивание и поставку хлопка-сырца напрямую с предприятиями текстильной промышленности, а также участниками хлопково-текстильных кластеров.
4. Согласиться с предложениями предприятий текстильной промышленности, общего собрания акционеров АО "Узбекенгилсаноат", Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства внешней торговли, Государственного комитета Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции о:
создании Ассоциации предприятий текстильной и швейно-трикотажной промышленности Узбекистана (далее - Ассоциация "Узтекстильпром");
ликвидации АО "Узбекенгилсаноат" с последующей безвозмездной передачей Ассоциации "Узтекстильпром" его имущества и других средств, принадлежащих государству, а также дебиторской задолженности;
создании в структуре Ассоциации "Узтекстильпром" консультативного органа - Совета предприятий текстильной и швейно-трикотажной промышленности, обеспечивающего выработку предложений по устранению системных проблем, активному внедрению маркетинговых инноваций, а также определению перспектив и приоритетных направлений развития отрасли с учетом современных тенденций.
5. Принять к сведению, что:
членами Ассоциации "Узтекстильпром" являются предприятия и организации текстильной промышленности;
текущее содержание и финансирование деятельности Ассоциации "Узтекстильпром" осуществляются за счет взносов и отчислений членов Ассоциации и иных источников, не запрещенных законодательством;
председатель Ассоциации "Узтекстильпром" и его заместители избираются решением общего собрания членов Ассоциации;
председатель Ассоциации "Узтекстильпром" является одновременно заместителем председателя Попечительского совета Ташкентского института текстильной и легкой промышленности.
6. Основными задачами Ассоциации "Узтекстильпром" определить:
выработку стратегии устойчивого развития отрасли в качестве единого комплекса по переработке сырья, производству и экспорту готовой продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе на основе расширения и поддержки промышленной кооперации, проведения исследований внутреннего и внешних рынков сбыта текстильной продукции;
принятие комплексных мер по совершенствованию системы стандартизации и сертификации в области текстильной промышленности посредством ее гармонизации с международными требованиями и стандартами, а также модернизации и аккредитации лабораторий по испытаниям продукции;
обеспечение широкого внедрения в деятельность предприятий текстильной промышленности инновационных технологий, в том числе дизайнерских разработок, ноу-хау, систем менеджмента качества и современных маркетинговых услуг;
осуществление системных комплексных мер по насыщению внутреннего рынка отечественной текстильной продукцией высокого качества и расширению географии ее экспорта, в том числе посредством продвижения национальных брендов и представления потенциала предприятий текстильной промышленности на различных информационных ресурсах и выставочных мероприятиях в стране и за рубежом;
активное привлечение в текстильную промышленность иностранных инвестиций, в том числе с целью совершенствования логистической и инженерной инфраструктуры;
оказание содействия в размещении предприятий текстильной промышленности, хлопково-текстильных кластеров исходя из перспектив дальнейшего развития потенциала территорий, наличия сырьевой базы, инфраструктуры, трудовых ресурсов и рынков сбыта;
определение реальной потребности и перспективных направлений подготовки кадров в сфере текстильной промышленности с учетом современных тенденций развития отрасли, участие в совершенствовании учебных программ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов, углубление научно-исследовательской работы в данной сфере;
выявление и устранение системных проблем, препятствующих ускоренному развитию отрасли и стабильному функционированию предприятий текстильной промышленности, выработку предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства в данной сфере.
7. Одобрить структуру исполнительного аппарата Ассоциации "Узтекстильпром" согласно приложению N 2.
8. Создать Рабочую комиссию по разработке проекта Концепции развития на среднесрочную перспективу хлопково-текстильных кластеров (далее - Рабочая комиссия) в составе согласно приложению N 3.
Рабочей комиссии с учетом результатов изучения хода организации хлопково-текстильных кластеров в Бухарской и Навоийской областях в месячный срок внести в Кабинет Министров проект Концепции
...