Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Информация. Информатизация. Связь/ Информатизация. Развитие телекоммуникаций/ Закон Республики Узбекистан от 11.12.2003 г. N 560-II "Об информатизации"Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
11.12.2003 г.
N 560-II
ОБ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
Статья 1. Цель настоящего Закона
Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области информатизации, использования информационных ресурсов и информационных систем.
Статья 2. Законодательство об информатизации
Законодательство об информатизации состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан об информатизации, то применяются правила международного договора.
В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания условий для удовлетворения потребностей юридических и физических лиц в информации с использованием информационных ресурсов, информационных технологий и информационных систем;
информационный ресурс - информация, банк данных, база данных в электронной форме в составе информационной системы, в том числе аудио-, видео-, графическая и текстовая информация, размещаемая либо публикуемая в информационных системах с открытым доступом;
собственник информационных ресурсов или информационных систем - юридическое или физическое лицо, осуществляющее владение, пользование и распоряжение информационными ресурсами или информационными системами;
владелец информационных ресурсов или информационных систем - юридическое или физическое лицо, осуществляющее владение, пользование и распоряжение информационными ресурсами или информационными системами в пределах прав, установленных законом или собственником информационных ресурсов, информационных систем;
информационная технология - совокупность методов, устройств, способов и процессов, используемых для сбора, хранения, поиска, обработки и распространения информации;
информационная система - организационно упорядоченная совокупность информационных ресурсов, информационных технологий и средств связи, позволяющая осуществлять сбор, хранение, поиск, обработку и пользование информацией;
блогер - физическое лицо, размещающее на своих веб-сайте и (или) странице веб-сайта во всемирной информационной сети Интернет общедоступную информацию общественно-политического, социально-экономического и иного характера, в том числе для ее обсуждения пользователями информации.
Статья 4. Государственная политика
в области информатизации
Государственная политика в области информатизации направлена на создание национальной информационной системы с учетом современных мировых тенденций развития и совершенствования информационных ресурсов, информационных технологий и информационных систем.
Основными направлениями государственной политики в области информатизации являются:
реализация конституционных прав каждого на свободное получение и распространение информации, обеспечение доступа к информационным ресурсам;
создание единого информационного пространства Республики Узбекистан на основе информационных систем государственных органов, отраслевых и территориальных информационных систем, а также информационных систем юридических и физических лиц;
создание условий для доступа к международным информационным сетям и всемирной информационной сети Интернет;
формирование государственных информационных ресурсов, создание и развитие информационных систем, обеспечение их совместимости и взаимодействия;
организация производства современных средств информационных технологий;
содействие формированию рынка информационных ресурсов, услуг и информационных технологий;
стимулирование развития производства программных продуктов;
поддержка и стимулирование предпринимательства, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций;
подготовка и повышение квалификации кадров, стимулирование научных исследований.
Статья 5. Государственное регулирование
в области информатизации
Государственное регулирование в области информатизации осуществляется Кабинетом Министров Республики Узбекистан и специально уполномоченным им органом.
Статья 6. Специально уполномоченный орган
Специально уполномоченный орган:
организовывает и координирует работу по формированию государственных информационных ресурсов;
разрабатывает государственные программы информатизации и развития информационных технологий;
содействует созданию информационных систем государственных органов, отраслевых и территориальных информационных систем;
разрабатывает стандарты, нормы и правила в области информатизации;
организовывает работу по сертификации технических средств и услуг информационных систем и информационных технологий;
координирует деятельность юридических и физических лиц по обеспечению защиты их информационных ресурсов и информационных систем;
содействует развитию рынка информационных ресурсов, услуг и информационных технологий;
организовывает маркетинговые исследования и мониторинг в области информатизации;
осуществляет меры по защите прав и законных интересов пользователей информационных ресурсов;
обеспечивает информационную безопасность и приоритетное использование информационных систем в интересах обороноспособности и безопасности Республики Узбекистан;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 7. Правовой режим информационных ресурсов
и информационных систем
Правовой режим информационных ресурсов и информационных систем определяется нормами, устанавливающими:
порядок документирования информации, формирования информационных ресурсов и создания информационных систем;
право собственности на информационные ресурсы и информационные системы;
категории информационных ресурсов по уровню доступа к ним;
порядок защиты информационных ресурсов и информационных систем;
порядок межсетевых соединений информационных систем.
Статья 8. Документирование информации
Документирование информации является обязательным условием включения информации в информационные ресурсы. Порядок документирования информации устанавливается специально уполномоченным органом.
Информация, хранимая и обрабатываемая в информационных ресурсах, подтвержденная электронной цифровой подписью, является электронным документом и имеет одинаковую юридическую силу с документом на бумажном носителе.
Отношения, связанные с формированием и использованием электронного документа и электронной цифровой подписи, регулируются законом.
Статья 9. Право собственности на информационные
ресурсы и информационные системы
Информационные ресурсы и информационные системы в Республике Узбекистан могут находиться в публичной и частной собственности.
Основаниями возникновения права собственности на информационные ресурсы и информационные системы являются:
создание информационных ресурсов и информационных систем за счет средств государственного бюджета, собственных средств юридических и физических лиц или других источников, не запрещенных законодательством;
договор купли-продажи или иная сделка, содержащая условия перехода права собственности на информационные ресурсы и информационные системы другому лицу;
наследование.
Законом могут быть предусмотрены и иные основания возникновения права собственности на информационные ресурсы и информационные системы.
Статья 10. Государственные информационные ресурсы
Государственные информационные ресурсы формируются из:
информационных ресурсов государственных органов;
информационных ресурсов юридических и физических лиц, созданных за счет средств Государственного бюджета;
информационных ресурсов юридических и физических лиц, содержащих государственные секреты и конфиденциальную информацию;
документированной информации юридических и физических лиц, предоставляемой в установленном порядке.
Юридические и физические лица обязаны в установленном порядке предоставлять документированную информацию в соответствующие государственные органы для формирования государственных информационных ресурсов.
Порядок обязательного предоставления документированной информации юридических и физических лиц, перечень государственных органов, ответственных за формирование и использование государственных информационных ресурсов, устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Порядок предоставления информации, отнесенной к государственным секретам и конфиденциальной информации, устанавливается законодательством.
Статья 11. Категории доступа к информационным ресурсам
Информационные ресурсы по категориям доступа разделяются на общедоступные информационные ресурсы и информационные ресурсы с ограниченным доступом.
Общедоступными информационными ресурсами являются информационные ресурсы, предназначенные для неограниченного круга пользователей.
К информационным ресурсам ограниченного доступа относятся информационные ресурсы, содержащие информацию о государственных секретах и конфиденциальную информацию или информацию, доступ к которой ограничен собственниками информационных ресурсов.
Собственники и владельцы информационных ресурсов должны обеспечить равноправный доступ юридических и физических лиц к общедоступным информационным ресурсам.
Отнесение информационных ресурсов к категориям доступа определяется собственником информационных ресурсов в порядке, установленном законодательством.
Статья 12. Пользование информационными ресурсами
Пользователи информационных ресурсов обладают равными правами на доступ к информационным ресурсам, за исключением информационных ресурсов с ограниченным доступом.
За пользование информационными ресурсами может взиматься плата в установленном порядке.
Перечни информации и услуг по информационному обеспечению, сведения о порядке и условиях доступа к информационным ресурсам собственники и владельцы информационных ресурсов предоставляют пользователям бесплатно.
Информация, полученная на законных основаниях из информационных ресурсов юридическими и физическими лицами, может быть использована ими для создания производной информации с обязательной ссылкой на источник информации.
Порядок получения информации из информационных ресурсов определяет собственник или владелец информационных ресурсов с соблюдением требований, установленных законодательством.
Статья 12-1. Распространение общедоступной информации
во всемирной информационной сети Интернет
Владелец веб-сайта и (или) страницы веб-сайта либо иного информационного ресурса, в том числе блогер, обязан не допускать использование своих веб-сайта и (или) страницы веб-сайта либо иного информационного ресурса во всемирной информационной сети Интернет, на которых размещается общедоступная информация, в целях:
призыва к насильственному изменению существующего конституционного строя, территориальной целостности Республики Узбекистан;
призыва к массовым беспорядкам, насилию над гражданами, а также к участию в собраниях, митингах, уличных шествиях и демонстрациях, проводимых с нарушением установленного порядка, а равно координации данных противоправных действий;
распространения заведомо ложной информации, содержащей угрозу общественному порядку или безопасности;
пропаганды войны, насилия и терроризма, а также идей религиозного экстремизма, сепаратизма и фундаментализма;
разглашения сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну;
распространения информации, возбуждающей национальную, расовую, этническую или религиозную вражду, а также порочащей честь и достоинство или деловую репутацию граждан, допускающей вмешательство в их частную жизнь;
распространения информации, в том числе выраженной в неприличной форме, демонстрирующей неуважение к обществу, государству, государственным символам;
пропаганды наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
пропаганды порнографии, культа насилия и жестокости, а также подстрекательства к совершению самоубийства;
незаконного использования объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих другим лицам;
распространения информации, направленной на склонение или иное вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и (или) здоровья либо для жизни и (или) здоровья иных лиц;
совершения других действий, влекущих за собой уголовную и иную ответственность в соответствии с законом.
Владелец веб-сайта и (или) страницы веб-сайта либо иного информационного ресурса, в том числе блогер, также обязан:
проверять достоверность общедоступной информации до ее размещения на своих веб-сайте и (или) странице веб-сайта либо ином информационном ресурсе во всемирной информационной сети Интернет, на которых размещается общедоступная информация, а также незамедлительно удалять размещенную информацию в случае установления ее недостоверности;
осуществлять мониторинг своих веб-сайта и (или) страницы веб-сайта либо иного информационного ресурса во всемирной информационной сети Интернет, в том числе в системах обмена мгновенными сообщениями, на которых размещается общедоступная информация, в целях выявления информации и материалов, указанных в части первой настоящей статьи;
незамедлительно принять меры по удалению информации и материалов, указанных в части первой настоящей статьи, в случае их выявления.
В случае неисполнения владельцем веб-сайта и (или) страницы веб-сайта либо иного информационного ресурса, в том числе блогером, обязанностей, установленных частями первой и второй настоящей статьи, доступ к указанным веб-сайту и (или) странице веб-сайта либо иному информационному ресурсу может быть ограничен специально уполномоченным органом в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Нарушение требований, установленных частями первой и второй настоящей статьи, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством.
Лица, права и законные интересы которых были нарушены владельцем веб-сайта и (или) страницы веб-сайта либо иного информационного ресурса, в том числе блогером, в результате неисполнения им требований, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, вправе обратиться в установленном порядке в суд для защиты своих прав, чести, достоинства и деловой репутации, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда.
Статья 13. Информационные ресурсы, содержащие
информацию о персональных данных физических лиц
Порядок формирования и использования информационных ресурсов, содержащих информацию о персональных данных физических лиц, устанавливается законодательством.
Информация о персональных данных физических лиц относится к категории конфиденциальной.
Статья 14. Доступ юридических и физических лиц
к информационным ресурсам, содержащим
сведения о них
Юридические и физические лица имеют право на свободный доступ к информационным ресурсам, содержащим сведения о них, на уточнение этих сведений в целях обеспечения их полноты и достоверности.
Доступ юридических и физических лиц к информационным ресурсам, содержащим сведения о них, может быть ограничен законом.
Отказ собственника или владельца информационных ресурсов юридическим и физическим лицам в доступе к информационным ресурсам, содержащим сведения о них, может быть обжалован в суде.
Статья 15. Национальная информационная система
В Национальную информационную систему входят информационные системы государственных органов, отраслевые и территориальные информационные системы, а также информационные системы юридических и физических лиц.
Национальная информационная система создается за счет средств государственного бюджета, а также собственных средств юридических и физических лиц и других источников, не запрещенных законодательством.
Национальная информационная система создается с учетом совместимости входящих в ее состав информационных систем с международными информационными системами.
Информационный обмен с использованием Национальной информационной системы производится на договорной основе, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Статья 16. Использование информационных систем
для совершения сделок
Использование информационных систем для совершения сделок между юридическими и физическими лицами регулируется законодательством.
Статья 17. Сертификация технических средств
информационных систем
Технические средства, составляющие информационные системы, подлежат сертификации в порядке, установленном законодательством.
Обязательной сертификации подлежат технические средства информационных систем государственных органов, отраслевых и территориальных информационных систем, информационных систем юридических и физических лиц, предназначенные для обработки информации, содержащей государственные секреты или конфиденциальную информацию, а также средства защиты этих систем.
Статья 18. Межсетевые соединения
информационных систем
Межсетевые соединения информационных систем осуществляются для обмена информацией между различными информационными системами.
Собственники - владельцы информационных систем обеспечивают возможность межсетевого соединения между собой в соответствии с установленными нормами и правилами.
Межсетевые соединения различных информационных систем осуществляются на договорной основе между собственниками - владельцами информационных систем.
Порядок и условия осуществления межсетевых соединений и взаимодействия различных информационных систем устанавливаются специально уполномоченным органом.
Статья 19. Защита информационных ресурсов
и информационных систем
Защита информационных ресурсов и информационных систем осуществляется в целях:
обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства;
предотвращения утечки, хищения, утраты, искажения, блокировки, подделки информационных ресурсов и иного несанкционированного доступа к ним;
предотвращения несанкционированных действий по уничтожению, блокированию, копированию, искажению информации и других форм вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы;
сохранения государственных секретов и конфиденциальной информации, содержащейся в информационных ресурсах.
Статья 20. Организация защиты информационных
ресурсов и информационных систем
Защите подлежат информационные ресурсы и информационные системы, неправомерное обращение с которыми может нанести ущерб их собственникам, владельцам или иным юридическим и физическим лицам.
Государственные органы, юридические и физические лица обязаны обеспечить защиту информационных ресурсов и информационных систем, содержащих информацию о государственных секретах и конфиденциальную информацию.
Порядок организации защиты информационных ресурсов и информационных систем устанавливается их собственниками, владельцами самостоятельно.
Порядок организации защиты информационных ресурсов и информационных систем, содержащих информацию о государственных секретах и конфиденциальную информацию, определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Статья 21. Включение в международные
информационные сети
Государственные органы, юридические и физические лица могут включать свои информационные системы в международные информационные сети и во всемирную информационную сеть Интернет в установленном законодательством порядке.
Включение информационных систем, содержащих информационные ресурсы ограниченного доступа, в международные информационные сети и во всемирную информационную сеть Интернет осуществляется только после принятия необходимых защитных мер.
Споры в области информатизации разрешаются в порядке, установленном законодательством.
Статья 23. Ответственность за нарушение
законодательства об информатизации
Лица, виновные в нарушении законодательства об информатизации, несут ответственность в установленном порядке.
Президент
Республики Узбекистан И.Каримов
"Народное слово", 11.02.2004 г.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
2004 г., N 6, ст. 67
Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан,
2004, N 1-2, ст. 10