Налоги: Вопросы и ответы
Указ Президента Республики Узбекистан от 09.01.2018 г. N УП-5296 "О мерах по коренному совершенствованию деятельности Центрального банка Республики Узбекистан"
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
УКАЗ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
09.01.2018 г.
N УП-5296
О МЕРАХ
ПО КОРЕННОМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
Происходящие серьезные изменения в мировой финансовой системе, а также принимаемые в стране меры по широкомасштабному реформированию национальной экономики требуют новых подходов и принципов при формировании, практической реализации денежно-кредитной политики и дальнейшем развитии банковской системы.
Объективно следует признать, что сегодня на практике задействован не весь потенциал денежно-кредитной политики и банковского регулирования, неразвитость трансмиссионных механизмов, обеспечивающих должную работу и результативность денежно-кредитных инструментов, усложняет достижение поставленных целей.
Несовершенство имеющихся механизмов воздействия Центрального банка Республики Узбекистан (далее - Центральный банк) на качество управления и риск-менеджмента коммерческих банков, продолжающаяся практика административного вмешательства в банковскую деятельность, особенно, создание коммерческими банками несвойственных их деятельности предприятий, а также обременение непрофильными функциями затрудняют проведение действенного банковского надзора.
В соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, а также в целях обеспечения дальнейшего совершенствования денежно-кредитной политики, эффективного надзора за стабильным функционированием банковской системы в целом и деятельности Центрального банка:
1. Считать стратегическими целевыми ориентирами деятельности Центрального банка обеспечение:
стабильности цен;
стабильности и развития банковской системы;
стабильности и развития платежной системы.
2. Определить приоритетными направлениями деятельности Центрального банка в рамках проводимых реформ:
первое, кардинальное совершенствование денежно-кредитной политики и ее инструментов с постепенным применением принципов и механизмов инфляционного таргетирования с целью полного перехода к данному режиму в среднесрочной перспективе и повышения уровня прозрачности реализуемой политики и мер, предпринимаемых в денежно-кредитной сфере, для предотвращения необоснованных инфляционных ожиданий;
второе, развитие статистической, аналитической и исследовательской базы в целях совершенствования методов формирования, принятия и реализации денежно-кредитной политики на основе глубокого изучения факторов инфляции и формирование полноценной системы ведения учета и анализа платежного баланса;
третье, совершенствование механизмов регулирования и надзора за банковской системой, в том числе системой управления и оценки рисков коммерческих банков, позволяющих выявлять проблемы в деятельности коммерческих банков на ранних стадиях их возникновения и принимать действенные упреждающие меры;
четвертое, развитие банковской системы в качестве важной составляющей обеспечения стабильного роста экономики в средне- и долгосрочной перспективе, создание конкурентных условий для формирования полноценных партнерских отношений между коммерческими банками и субъектами предпринимательства, укрепления доверия населения к банковской системе как к надежному институциональному партнеру;
пятое, дальнейшее развитие платежной системы, включая организацию эффективного взаимодействия информационных систем коммерческих банков при оказании дистанционных банковских услуг, позволяющих оперативно управлять счетами и проводить банковские операции в режиме реального времени;
шестое, реализация комплексных мер по укреплению финансовой устойчивости небанковских кредитных организаций, а также усилению надзора над их деятельностью;
седьмое, обеспечение защиты прав и законных интересов потребителей банковских услуг, повышение финансовой доступности и уровня финансовой грамотности населения и субъектов предпринимательства.
3. Образовать:
Комитет банковского надзора и Кредитный комитет Центрального банка Республики Узбекистан, определив их основными задачами соответственно реализацию мер по поддержанию стабильности банковской системы, защите интересов вкладчиков и кредиторов и проведению денежно-кредитных операций Центрального банка;
Службу по защите прав потребителей банковских услуг Центрального банка на базе Департамента по работе с обращениями физических и юридических лиц, определив ее основными задачами защиту прав и законных интересов потребителей банковских услуг, повышение финансовой доступности и уровня финансовой грамотности населения и субъектов предпринимательства.
4. Согласиться с предложениями Центрального банка, Министерства финансов и Государственного налогового комитета Республики Узбекистан об:
упразднении Республиканского банковского совета;
упразднении Республиканской комиссии по денежно-кредитной политике;
упразднении Республиканской комиссии по сокращению просроченной дебиторской и кредиторской задолженности и укреплению дисциплины платежей в бюджет;
ликвидации государственного унитарного предприятия "Агентство по развитию финансового сектора Республики Узбекистан" при Центральном банке Республики Узбекистан;
отмене практики возложения на заместителя председателя Центрального банка непосредственного руководства деятельностью Республиканской службы инкассации при Центральном банке Республики Узбекистан.
5. Одобрить с учетом установленных приоритетных направлений деятельности и оптимизации системы управления Центрального банка:
организационную структуру Центрального банка Республики Узбекистан и структуру его центрального аппарата согласно приложениям NN 1 и 2;
типовую структуру главных управлений Центрального банка Республики Узбекистан по Республике Каракалпакстан, областям и городу Ташкент согласно приложению N 3.
6. Принять к сведению, что в соответствии с Законом Республики Узбекистан "О Центральном банке Республики Узбекистан":
правление Центрального банка имеет право вносить, при необходимости, изменения в штатную численность, организационную структуру Центрального банка, структуры его центрального аппарата и главных управлений по Республике Каракалпакстан, областям и городу Ташкент;
Центральный банк подотчетен Сенату Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
Исключить Центральный банк из перечня государственных органов, курируемых Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
7. Центральному банку в 2018-2019 годах обеспечить поэтапное внедрение современных систем кадровой службы, обеспечивающих грамотный отбор, рациональную расстановку и ротацию кадров, формирование качественного кадрового резерва, а также повышение результативности и мотивации труда работников.
8. Принять к сведению, что постановлениями Президента Республики Узбекистан от 12 сентября 2017 года N ПП-3270 "О мерах по дальнейшему развитию и повышению устойчивости банковской системы республики" и от 13 сентября 2017 года N ПП-3272 "О мерах по дальнейшему совершенствованию денежно-кредитной политики":
а) утверждены:
Комплекс мероприятий по дальнейшему развитию банковско-финансовой системы на основе передовой банковской практики на период 2017-2021 годы;
Комплекс мер по дальнейшему совершенствованию денежно-кредитной политики в период 2017-2021 годы и поэтапному переходу к режиму инфляционного таргетирования;
б) на Центральный банк, коммерческие банки, задействованные министерства и ведомства возложена персональная ответственность за своевременное и качественное выполнение мероприятий, предусмотренных указанными комплексами мер.
9. Центральному банку обеспечить:
принятие мер по повышению действенности инструментов денежно-кредитной политики для поддержания стабильности цен с внедрением современных видов, механизмов и способов предоставления и изъятия ликвидности;
проведение четкой информационно-коммуникационной политики, направленной на повышение уровня информированности и понимания денежно-кредитной политики общественностью и бизнес-средой;
ведение на системной основе учета и анализа платежного баланса Республики Узбекистан в соответствии с методологией Международного валютного фонда;
широкое использование инновационных технологий для повышения эффективности системы сбора и анализа данных в банковской системе;
действенный надзор за выполнением банками экономических нормативов, в том числе по достаточности капитала, ликвидности, установленных в рамках требований международных принципов банковского надзора;
внедрение современных систем оценки банковских рисков;
критический пересмотр нормативно-правовых актов с целью устранения препятствий и создания условий для совершенствования оказания современных банковских услуг, включая организацию деятельности "цифровых" банков и подразделений банков, специализированных на оказании розничных услуг, совершенствование дистанционного банковского обслуживания посредством активного использования инновационных банковских технологий.
10. Установить порядок, в соответствии с которым:
отменяется практика реализации в собственность коммерческим банкам предприятий, объявленных банкротами или имеющих непогашенную задолженность по кредитам;
запрещается участие банков в уставном фонде управляющих компаний, инвестиционных компаний и фондов, а также непрофильных банковской деятельности хозяйствующих субъектов.
11. Центральному банку в срок до 1 сентября 2018 года на основе глубокого изучения передового зарубежного опыта, общепризнанных норм и стандартов, экспертных заключений профильных международных финансовых институтов разработать в новой редакции и внести в Кабинет Министров проекты законов Республики Узбекистан "О Центральном банке Республики Узбекистан" и "О банках и банковской деятельности".
12. Одобрить предложения Центрального банка и Министерства финансов Республики Узбекистан о:
передаче на безвозмездной основе на праве оперативного управления Министерству финансов Республики Узбекистан долей Центрального банка в уставных капиталах акционерного коммерческого Народного банка Республики Узбекистан и акционерного коммерческого банка "Микрокредитбанк";
установлении порядка, в соответствии с которым запрещается включать в составы наблюдательных советов коммерческих банков, органов хозяйственного управления и других хозяйствующих субъектов работников Центрального банка;
расположении на безвозмездной основе на территории и в зданиях Центрального банка, а также его главных управлений по Республике Каракалпакстан, областям и городу Ташкент соответствующих структурных подразделений подведомственных предприятий и организаций, обеспечивающих деятельность Центрального банка.
13. Центральному банку в месячный срок утвердить:
составы и положения о Комитете банковского надзора и Кредитном комитете Центрального банка Республики Узбекистан;
Положение о Службе по защите прав потребителей банковских услуг Центрального банка Республики Узбекистан.
Программу мер по совершенствованию организации деятельности и системы управления подведомственных предприятий и организаций, обеспечивающих деятельность Центрального банка.
14. Внести изменения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению N 4.
15. Признать утратившими силу некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению N 5.
16. Центральному банку совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан, другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
17. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на председателя Центрального банка Республики Узбекистан М.Б. Нурмуратова.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Указу Президента РУз
от 09.01.2018 г. N УП-5296
Организационная структура
Центрального банка Республики Узбекистан
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Центральный банк Республики Узбекистан |
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|