язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Образование. Наука. Культура/ Образование/ Средне-специальное профессиональное образование (академические лицеи, профессиональные колледжи)/ Указ Президента Республики Узбекистан от 25.01.2018 г. N УП-5313 "О мерах по коренному совершенствованию системы общего среднего, среднего специального и профессионального образования"

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

УКАЗ

П Р Е З И Д Е Н Т А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

25.01.2018 г.

N УП-5313



О МЕРАХ

ПО КОРЕННОМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

СИСТЕМЫ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО, СРЕДНЕГО

СПЕЦИАЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ*


Государством уделяется особое внимание вопросам совершенствования системы непрерывного образования, подготовки высококвалифицированных кадров в соответствии с современными потребностями рынка труда, повышения доступности и качества образовательных услуг.

За прошедшие годы реализован комплекс мер по развитию профессионального образования, укреплена правовая база в целях обеспечения модернизации и обновления содержания учебного процесса, принят ряд системных мер по оказанию адресной поддержки талантливой молодежи в достижении значимых результатов на республиканских и международных олимпиадах и конкурсах.

Вместе с тем проведенный анализ результатов развития общего среднего, а также среднего специального, профессионального образования показал, что нынешнее состояние системы не отвечает современным требованиям и нуждается в коренном реформировании:

первое, отсутствие системного подхода в размещении профессиональных колледжей вблизи мест проживания населения становится причиной периодических массовых пропусков занятий учащимися, особенно в связи с недостаточной развитостью дорожно-транспортной инфраструктуры в регионах и погодными условиями;

второе, существующая практика формирования материально-технической базы профессиональных колледжей привела к созданию учебных мастерских, не отвечающих направлению обучения, недостаточно укомплектованных необходимыми комплектующими и запасными частями. Средний уровень материально-технического оснащения профессиональных колледжей составляет лишь 56 процентов, а в 31 профессиональном колледже вообще отсутствуют учебные мастерские;

третье, в результате недостаточного финансирования многие необходимые учебники и учебные пособия для системы профессионального образования не были изданы, 50 процентов учебников не переведены на русский и каракалпакский языки, а имеющиеся учебники ни разу не обновлялись;

четвертое, система подготовки кадров в профессиональных колледжах, не обеспечивающая реальные потребности отраслей экономики в регионах, а также устанавливаемые квоты приема в профессиональные колледжи, не учитывающие конъюнктуру рынка труда и наличие возможностей для организации производственной практики, в результате приводят к проблемам с трудоустройством выпускников;

пятое, современное состояние организации учебного процесса в профессиональных колледжах, применяемые учебно-нормативные документы, а также сроки обучения не отвечают уровню сложности профессий, недостатки в организации производственной практики приводят к снижению качества получаемых знаний и, соответственно, слабой востребованности выпускников по ряду направлений образования, в результате чего требуется организация дополнительного их обучения на рабочих местах после завершения учебы;

шестое, недостаточное развитие системы профессиональной подготовки различных категорий населения по принципу "Образование на протяжении жизни" оставляет невостребованными рынком труда значительное количество взрослого населения, а также молодежи и лиц с инвалидностью, нуждающихся в трудоустройстве;

седьмое, формальное отношение к организации учебного процесса в профессиональных колледжах и интеллектуальному, духовно-нравственному воспитанию учащихся, неэффективный механизм организации их свободного времени приводят к увеличению случаев совершаемых учащимися правонарушений и преступных деяний, снижению посещаемости занятий и интереса к учебе.

Переход с 2017/2018 учебного года на систему 11-летнего обязательного общего среднего образования получил широкую поддержку со стороны общественности, родителей и выпускников 9-х классов.

В целях коренного совершенствования системы общего среднего, среднего специального, профессионального образования на основе опыта развитых зарубежных стран, создания условий для подготовки квалифицированных кадров, повышения занятости выпускников профессиональных колледжей, а также реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах:


1. Установить, что:

начиная с 2018/2019 учебного года обязательное общее среднее и среднее специальное образование осуществляются в общеобразовательных школах, в том числе специализированных школах и школах-интернатах искусств и культуры, а также академических лицеях на основе непрерывного и 11-летнего цикла;

начиная с 2019/2020 учебного года прием в профессиональные колледжи будет осуществляться из числа выпускников 11-х классов общеобразовательных школ на добровольной основе с целью получения соответствующей специальности (профессии) со сроком обучения от шести месяцев до двух лет;

учащиеся профессиональных колледжей, принятые на учебу до 2017/2018 учебного года включительно, завершают обучение в профессиональных колледжах в установленном порядке по действующим учебным программам.


2. Считать важнейшими задачами системы подготовки кадров в сфере профессионального образования:

подготовку квалифицированных кадров по востребованным специальностям, в том числе смежным, с учетом приоритетов и перспектив развития экономики, современных технических и технологических тенденций, обладающих практическими навыками работы с использованием современных информационно-коммуникационных технологий и со знанием не менее двух иностранных языков;

координацию деятельности профессиональных колледжей по коренному повышению качества подготовки востребованных отраслями и сферами экономики специалистов с учетом реальных потребностей в кадрах и предложений предприятий-работодателей;

организацию педагогического процесса на основе новых форм и методов, направленных на воспитание молодежи гармонично развитыми личностями, в духе патриотизма и преданности идее национальной независимости, а также на развитие духовных и нравственных качеств учащихся на основе нашего богатого научного, культурного и духовного наследия, уважения национальных и общечеловеческих ценностей;

всестороннее развитие сотрудничества с ведущими отечественными и зарубежными образовательными учреждениями, привлечение высококвалифицированных зарубежных специалистов в области профессионального образования для совместной реализации современных инновационных учебных проектов;

приведение требований национальных стандартов профессионального образования в соответствие с требованиями Международной стандартной классификации образования, международных квалификационных рамок, организацию работы по поэтапному обеспечению соответствия и признания национальных квалификационных требований их международным аналогам;

систематизацию и последующее внедрение наработанного практического опыта по организации дифференцированного образовательного процесса, органично сочетающего получение общего образования наряду с профессией, а также эффективной интеграции негосударственного сектора образования в государственную систему непрерывного образования;

обеспечение тесного взаимодействия системы профессионального образования и производства с активным использованием в учебном процессе инновационных идей, технологий и разработок в целях подготовки кадров, способных эффективно участвовать в процессах дальнейшего реформирования, модернизации и достижения устойчивого роста экономики страны;

реализацию мер по формированию современной материально-технической базы профессиональных колледжей, включающую высокоэффективное учебно-лабораторное оборудование, компьютерную технику и инновационные технологические парки, и ее дальнейшему укреплению и эффективному использованию.


3. Создать:

Республиканскую комиссию по координации дальнейшего совершенствования системы профессионального образования (далее - Республиканская комиссия) в составе согласно приложению N 1;

территориальные рабочие группы по системному мониторингу деятельности профессиональных колледжей (далее - территориальные рабочие группы) в типовом составе согласно приложению N 2.


4. Республиканской комиссии (К. Акмалов), территориальным рабочим группам обеспечить:

а) в трехмесячный срок всестороннее критическое изучение деятельности профессиональных колледжей в плане определения реальной потребности рынка труда в кадрах по специальностям, входящим в существующие программы обучения, соответствия их целевым параметрам программ социально-экономического развития регионов, выявления потенциальных отраслевых работодателей для последующего закрепления выпускников;

б) до 1 июля 2018 года разработку соответствующего проекта правительственного решения и его внесение в Кабинет Министров Республики Узбекистан, предусмотрев в нем:

передачу профессиональных колледжей в отраслевое подчинение соответствующим министерствам, ведомствам, хозяйственным объединениям, коммерческим банкам и крупным предприятиям с учетом имеющихся реальных потребностей в кадрах в соответствии с целевыми параметрами программ социально-экономического развития регионов и прогноза рынка труда;

организацию многопрофильных колледжей для целевой подготовки кадров по востребованным специальностям на рынке труда для сферы предпринимательства, в том числе субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства;

частичную реорганизацию профессиональных колледжей с оптимизацией их общего количества в связи с отсутствием востребованности по отдельным специальностям (профессиям) со стороны отраслевых министерств, ведомств, хозяйственных объединений, коммерческих банков и крупных предприятий - заказчиков кадров;

целевое использование материально-технической базы, зданий и строений профессиональных колледжей, подлежащих оптимизации, имея в виду размещение в них общеобразовательных школ и учебно-производственных комплексов, а также дошкольных образовательных учреждений.

Установить, что Республиканская комиссия и территориальные рабочие группы прекращают свою деятельность после завершения мероприятий, предусмотренных в настоящем пункте.


5. Министерству экономики совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами по итогам каждого года вносить предложения в Кабинет Министров Республики Узбекистан по открытию новых направлений образования и специальностей в профессиональных колледжах с учетом осуществляемых изменений в программах социально-экономического развития регионов.


6. Установить, что:

а) профессиональные колледжи осуществляют деятельность преимущественно в составе министерств, ведомств, хозяйственных объединений, коммерческих банков и крупных предприятий - заказчиков кадров по отраслевой принадлежности;

б) стоимость передаваемых зданий, сооружений, оборудования, мебели и инвентаря профессиональных колледжей не является объектом налогообложения при исчислении налога на добавленную стоимость и налога на прибыль;

в) содержание профессиональных колледжей за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан осуществляется до полного завершения обучения учащихся, принятых на учебу в профессиональные колледжи до 2017/2018 учебного года (включительно);

г) средства министерств, ведомств, хозяйственных объединений, коммерческих банков и крупных предприятий, направляемые целевым назначением на содержание подведомственных профессиональных колледжей, обучение, повышение квалификации и переподготовку кадров, освобождаются от обложения всеми видами налогов и обязательных отчислений в государственные целевые фонды;

д) субъектам предпринимательства, у которых не менее 30 процентов персонала, работающего по трудовому договору, составляют выпускники общих средних, средних специальных и профессиональных образовательных учреждений, со дня окончания учебы которых не прошло трех лет, предоставляются следующие льготы и преференции:

установление арендной платы за объект государственной собственности в размере 50 процентов от минимального размера ставки арендной платы за данный объект.

7. Министерству юстиции совместно с Министерством высшего и среднего специального образования, Министерством народного образования и Центром среднего специального, профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан внести:

в недельный срок в установленном порядке проект постановления Президента Республики Узбекистан о совершенствовании деятельности Центра среднего специального, профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан;

в двухмесячный срок в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.


8. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и Государственного советника Президента Республики Узбекистан Касимова Р.С.



Президент

Республики Узбекистан                                                       Ш. Мирзиёев






ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Указу Президента РУз

от 25.01.2018 г. N УП-5313



СОСТАВ

Республиканской комиссии по координации

дальнейшего совершенствования системы

профессионального образования

    

           

1. Акмалов К.В.

-

заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан, председатель комиссии


2. Ходжаев Б.А.

-

министр экономики Республики Узбекистан, заместитель председателя комиссии


3. Маджидов И.У.

-

министр высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан


4. Иноятов У.И.

-

министр народного образования Республики Узбекистан


5. Шин А.В.

-

министр дошкольного образования Республики Узбекистан


6. Хаитов А.А.

-

министр занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан


7. Шадманов А.Ж.

-

министр здравоохранения Республики Узбекистан


8. Шерматов Ш.Х.

-

и.о. министра по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан


9. Салиев М.Х.

-

министр жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан


10. по должности

-

директор Центра профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан


11. Ортиков А.Ж.

-

заместитель министра экономики Республики Узбекистан


12. Каримов А.А.

-

заместитель министра финансов Республики Узбекистан


13. Тешаев Ш.Ж.

-

заместитель министра сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан


14. Салимов У.З.

-

председатель правления АО "Узавтосаноат"


15. Мустафоев У.М.

-

председатель правления АО "Узбекэнерго"


16. Сайидов У.Х.

-

первый заместитель председателя правления АО "Узбекнефтегаз"


17. Мустафаев А.С.

-

председатель правления АО "Узтрансгаз"


18. Абдуллаев А.А.

-

председатель правления АО "Узкимёсаноат"


19. Максудов А.Э.

-

председатель правления АО "Узпахтасаноат"


20. Хайдаров И.У.

-

председатель правления Ассоциации "Узтекстильпром"


21. Зарипов Б.К.

-

председатель правления АО "Узстройматериалы"


22. Жалилов Т.А.

-

председатель правления ХК "Узбекозиковкатхолдинг"


23. по должности

-

председатель правления АО "Узшаробсаноат"

    


       

24. Ризаев К.С.

-

заведующий ИАД по вопросам образования, здравоохранения, физической культуры и спорта Кабинета Министров Республики Узбекистан, секретарь комиссии

                      

Примечание. При переходе членов Республиканской комиссии на другую работу в ее состав включаются лица, вновь назначенные на эти должности; либо лица, на которых возложено выполнение соответствующих функций.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Указу Президента РУз

от 25.01.2018 г. N УП-5313



ТИПОВОЙ СОСТАВ

территориальной рабочей группы

по системному мониторингу деятельности

профессиональных колледжей

  

             

1.

Председатель Совета Министров Республики Каракалпакстан, хоким области и города Ташкента, руководитель рабочей группы


2.

Первый заместитель Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, заместитель хокима области и города Ташкента, заместитель руководителя рабочей групп



Члены рабочей группы:

            

3.

Заместитель Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, заместитель хокима области и города Ташкента по вопросам молодежной политики, социального развития и духовно- просветительской работе


4.

Министр экономики Республики Каракалпакстан, начальник главного управления экономики и комплексного развития области и г. Ташкента


5.

Министр финансов Республики Каракалпакстан, начальник главного управления финансов области и г. Ташкента


6.

Начальник территориального управления профессионального образования Республики Каракалпакстан, области и г. Ташкента


7.

Министр народного образования Республики Каракалпакстан, начальник управления народного образования области и г. Ташкента


8.

Министр дошкольного образования Республики Каракалпакстан, начальник управления дошкольного образования области и г. Ташкента


9.

Министр занятости и трудовых отношений Республики Каракалпакстан, начальник главного управления занятости областей и г. Ташкента


10.

Министр здравоохранения Республики Каракалпакстан, начальник управления здравоохранения области и г. Ташкента


11.

Руководитель территориального управления Государственного комитета Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции

Примечание. В состав территориальной рабочей группы также включаются руководители крупных компаний, хозяйственных объединений по территориальной принадлежности.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 25 января 2018 г.


"Народное слово", 26 января 2018 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

29 января 2018 г., N 4, ст. 69