ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Земля и иные природные ресурсы. Охрана окружающей среды / Законодательство о недрах / Управление использованием и охраной недр /Постановление Президента Республики Узбекистан от 01.03.2018 г. N ПП-3578 "О мерах по коренному совершенствованию деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
01.03.2018 г.
N ПП-3578
О МЕРАХ
ПО КОРЕННОМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ПО ГЕОЛОГИИ
И МИНЕРАЛЬНЫМ РЕСУРСАМ
За истекший период в республике осуществлена целенаправленная реализация ряда комплексных мер по повышению эффективности использования и охраны недр, обеспечению рационального использования минерально-сырьевых ресурсов, а также созданию условий для организации современного промышленного производства в регионах.
Создана единая геологическая служба по проведению государственной политики в сфере комплексного геологического изучения недр, эффективной реализации программ развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы на долгосрочную перспективу.
Вместе с тем, изучение фактического положения дел свидетельствует о наличии системных проблем, негативно влияющих на обеспечение рационального использования и прироста запасов полезных ископаемых, а также показатели инвестиционной привлекательности в данной сфере, в частности:
во-первых, отсутствует четкий механизм реализации полномочий геологических организаций в сфере рационального использования и охраны недр ввиду осуществления аналогичных функций другими контролирующими органами, в результате чего при разработке месторождений не учитываются факторы пространственного расположения полезных ископаемых и перспективы их дальнейшего обнаружения;
во-вторых, организационно-штатная структура геологических организаций не позволяет мобилизовать имеющиеся ресурсы для обеспечения полного охвата объектов добычи полезных ископаемых и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов, а также эффективного осуществления контроля за использованием недр;
в-третьих, не конкретизированы участки работ и направления деятельности между Государственным комитетом Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам и его структурными подразделениями, что становится причиной нерационального распределения задач и осуществления дублирующих функций;
в-четвертых, недостаточное внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в деятельность геологических организаций не обеспечивает необходимый уровень прозрачности и оперативности при оказании государственных услуг, эффективное межведомственное взаимодействие по вопросам использования и охраны недр;
в-пятых, низкий уровень действующей системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов геологических организаций и их материального стимулирования препятствует привлечению добросовестных и высококвалифицированных кадров, что в свою очередь негативно влияет на качественное выполнение геологоразведочных работ.
В целях создания единой геологической системы, всестороннего содействия в привлечении иностранных инвестиций, обеспечения максимальной прозрачности оказываемых государственных услуг, усиления контроля за рациональным использованием недр, а также в соответствии с задачами Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах и Концепции административной реформы в Республике Узбекистан:
1. Согласиться с предложениями Государственного комитета по геологии и минеральным ресурсам (далее - Госкомгеологии), Генеральной прокуратуры, Министерства экономики, Министерства финансов Республики Узбекистан, Государственного комитета Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции:
а) о передаче функций по контролю за использованием и охраной недр Государственной инспекции по надзору за геологическим изучением недр, безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе при Кабинете Министров Республики Узбекистан (далее - ГИ "Саноатгеоконтехназорат") в Государственный комитет Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам;
б) об образовании при Государственном комитете Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам Инспекции по контролю за горно-геологической деятельностью (далее - Инспекция) и ее региональных инспекций с общей численностью персонала в количестве 100 штатных единиц.
2. Определить основными задачами Инспекции по контролю за горно-геологической деятельностью при Государственном комитете Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам:
осуществление государственного надзора за соблюдением юридическими и физическими лицами требований законодательства и нормативных документов в сфере использования и охраны недр при их геологическом изучении, добыче полезных ископаемых (включая пресные, минеральные, термальные и промышленные подземные воды), переработке минерального сырья, а также геолого-маркшейдерском обеспечении горных работ;
контроль за выполнением недропользователями решений и заключений, принятых при утверждении запасов полезных ископаемых Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых при Государственном комитете Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам;
определение наличия допущенных сверхнормативных потерь полезных ископаемых при добыче и переработке минерального сырья с принятием мер ответственности в соответствии с действующим законодательством Республики Узбекистан.
3. Установить, что Инспекция является бюджетной организацией и ее содержание осуществляется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, финансовых поступлений от штрафов, взыскиваемых в установленном порядке за нарушение установленных требований в сфере недропользования, и других источников, не запрещенных законодательством.
Госкомгеологии в двухмесячный срок разработать и внести в установленном порядке на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан Положение об Инспекции по контролю за горно-геологической деятельностью при Государственном комитете Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам.
4. Создать при Госкомгеологии Государственную комиссию по запасам полезных ископаемых, упразднив Государственную комиссию по запасам полезных ископаемых при Кабинете Министров Республики Узбекистан.
Определить основными задачами Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых:
утверждение кондиций для достоверного подсчета запасов полезных ископаемых, соответствующих требованиям наиболее полной и комплексной отработки запасов месторождений на рациональной экономической и экологической основе;
утверждение запасов всех видов полезных ископаемых, обеспечивающих развитие минерально-сырьевой базы республики;
проведение государственной экспертизы геологических материалов;
проведение единой политики в области установления оптимальных принципов классификации и подсчета запасов полезных ископаемых, их геолого-экономической оценки и определения промышленного значения.
Госкомгеологии в двухмесячный срок разработать и внести в установленном порядке на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан Положение о Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых при Государственном комитете Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам.
5. Установить порядок, в соответствии с которым:
разрешение на специальное водопользование и водопотребление в части подземных вод выдается территориальными гидрогеологическими станциями Госкомгеологии через Центры государственных услуг в установленном порядке;
разрешения на право пользования участками недр выдаются Госкомгеологии через информационную систему "Лицензия" в установленном порядке;
согласование в установленном порядке предоставляемых недропользователями планов развития горных работ, а также прием ежегодных отчетов об объемах их добычи и последующее перенаправление в Государственный геологический фонд Госкомгеологии осуществляется по:
нерудным полезным ископаемым - территориальными подразделениями Инспекции;
рудным полезным ископаемым и углеводородам - Инспекцией.
При этом заявление на получение разрешений, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, и прилагаемые к нему документы, можно подать также через Единый портал интерактивных государственных услуг.
6. Определить основными задачами и направлениями деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам:
первое - реализацию единой государственной политики в области геологического изучения, использования и охраны недр, а также управление горными отношениями;
второе - опережающее развитие минерально-сырьевой базы республики, в первую очередь, подземных вод, драгоценных, цветных, редких, редкоземельных металлов и урана, ускоренный поиск новых видов минерального сырья и их месторождений;
третье - повышение эффективности и результативности геологоразведочных работ, обеспечение прироста запасов полезных ископаемых и воспроизводства минерально-сырьевой базы отраслей экономики с учетом создания новых промышленных мощностей на местах;
четвертое - ведение активной инвестиционной политики в сфере геологического изучения и промышленного освоения месторождений полезных ископаемых и создание благоприятного инвестиционного климата;
пятое - подготовку предложений по диверсификации сырьевых источников действующих отраслей промышленности, в первую очередь в регионах республики, для организации современных производств по выпуску конкурентоспособной продукции;
шестое - обеспечение мониторинга и контроля за реализацией долгосрочных, среднесрочных и ежегодных государственных программ развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы, объективную оценку методики геологического изучения недр, объема, качества и достоверности их результатов;
седьмое - осуществление государственного надзора за соблюдением юридическими и физическими лицами требований законодательства и нормативных документов в сфере использования и охраны недр при их геологическом изучении, добыче полезных ископаемых (включая пресные, минеральные, термальные и промышленные подземные воды), переработке минерального сырья, а также геолого-маркшейдерском обеспечении горных работ;
восьмое - реализацию эффективных мер по модернизации геологической отрасли за счет ускоренного внедрения современного высокопроизводительного геологоразведочного оборудования, обеспечения передовой техникой и инновационными технологиями;
девятое - реализацию системных мер по подготовке для геологической отрасли высококвалифицированных кадров с высшим и средним специальным, профессиональным образованием, переподготовке и повышению квалификации работников геологической отрасли, а также совершенствованию механизмов стимулирования их труда.
7. Образовать в центральном аппарате Госкомгеологии:
Главное управление по развитию и воспроизводству минерально-сырьевой базы;
управление государственных услуг в сфере геологии;
управление науки и инноваций;
управление по технической политике;
отдел по запасам полезных ископаемых;
отдел контроля и исполнительской дисциплины;
отдел по работе с обращениями;
отдел по связям с общественностью и средствами массовой информации.
8. Утвердить Комплекс мер по реорганизации и основным задачам подведомственных организаций Государственного комитета Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам согласно приложению N 2.
12. Определить, что:
содержание центрального аппарата Госкомгеологии осуществляется за счет отчислений подведомственных организаций и иных источников, не запрещенных законодательством;
председатель Госкомгеологии имеет право привлекать в качестве консультантов в рамках выполнения возложенных на Госкомгеологии задач высококвалифицированных специалистов государственных органов и иных организаций, ведущих проектных институтов, научно-образовательных учреждений, а также, при необходимости, экспертов-консультантов из международных организаций, иностранных компаний и опытных специалистов-практиков.
13. Госкомгеологии в двухмесячный срок обеспечить укомплектование центрального аппарата Госкомгеологии и его подведомственных организаций высококвалифицированными специалистами, обладающими необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками, способными на профессиональном уровне обеспечить реализацию возложенных на Госкомгеологии задач.
14. Кабинету Министров Республики Узбекистан в месячный срок утвердить Положение о Государственном комитете Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам.
15. Госкомгеологии, Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 1 июля 2018 года интегрировать базу данных Госкомгеологии с информационными системами уполномоченных государственных органов и иных организаций в единую систему межведомственного электронного взаимодействия для усовершенствования и ускорения процесса обмена данными, а также выдачи разрешительных документов в области недропользования.
Определить источником финансирования мероприятий по интегрированию базы данных Госкомгеологии средства Фонда развития информационно-коммуникационных технологий.
16. Определить, что с 1 апреля 2018 года:
работникам Госкомгеологии выплачиваются надбавки за непрерывный стаж работы (выслуга лет) в размерах, установленных для работников Государственного предприятия "Навоийский горно-металлургический комбинат" и Акционерного общества "Алмалыкский горно-металлургический комбинат";
районные (территориальные) коэффициенты к заработной плате для работников подведомственных организаций Госкомгеологии, расположенных в соответствующих территориях республики, устанавливаются в размерах, определенных для работников Государственного предприятия "Навоийский горно-металлургический комбинат" в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24 апреля 2017 года N 232;
предельная сумма для начисления районных (территориальных) коэффициентов к заработной плате работников Госкомгеологии составляет 2,11 минимального размера оплаты труда, установленного на территории Республики Узбекистан;
расходы, связанные с установлением коэффициента к заработной плате работников Госкомгеологии, относятся к себестоимости выполняемых работ в рамках ежегодных Государственных программ развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы.
18. Государственному комитету Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам:
а) в двухнедельный срок внести изменения в сметы расходов и штатные расписания Госкомгеологии и его подведомственных организаций в соответствии с настоящим постановлением;
б) в трехмесячный срок совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разработать и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан:
проекты законов Республики Узбекистан "Об установлении дня работников сферы геологии Республики Узбекистан", "Об учреждении почетного звания Республики Узбекистан "Ўзбекистон Республикасида хизмат кўрсатган геолог";
проект Закона Республики Узбекистан "О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Узбекистан "О недрах" с учетом усиления роли и ответственности Госкомгеологии, его подведомственных организаций и органов государственной власти на местах в сфере недропользования, а также создания благоприятных условий для ведения активной инвестиционной политики в данной сфере;
предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления;
в) в двухнедельный срок совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан, исходя из требований абзаца 2 пункта 16 настоящего постановления, представить предложения по внесению изменений в главу 5 приложения N 1 к постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 июля 2017 года N 494 "Об утверждении обновленного Положения о Государственном комитете Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам и мерах по стимулированию работников геологической отрасли";
г) в срок до 1 мая 2018 года обеспечить приведение принятых им нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим постановлением.
19. Абзац четвертый пункта 4 постановления Президента Республики Узбекистан от 13 сентября 2016 года N ПП-2589 "О мерах по дальнейшему совершенствованию организации исследований в области геологического изучения недр" изложить в следующей редакции:
"источником финансирования деятельности Института геологии и геофизики имени Х.М. Абдуллаева являются средства Государственного бюджета Республики Узбекистан, направляемые Госкомгеологии в рамках ежегодных Государственных программ развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы, гранты, выделяемые по результатам конкурсов, проводимых Министерством инновационного развития Республики Узбекистан, поступления от хозяйственной деятельности, гранты международных организаций, а также иные источники, не запрещенные законодательством".
20. Признать утратившими силу некоторые постановления Президента Республики Узбекистан согласно приложению N 7.
21. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан - председателя правления АО "Узбекнефтегаз" А.С. Султанова и председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам Б.Ф. Исламова.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Постановлению Президента РУз
от 01.03.2018 г. N ПП-3578
КОМПЛЕКС
мер по реорганизации и основным задачам
подведомственных организаций Государственного
комитета Республики Узбекистан по геологии
и минеральным ресурсам
N
|
Наименование предприятия
|
Меры по реорганизации
|
Сроки завершения
|
Основные задачи после реорганизации
|
1. |
ГП "Центрально-Узбекистанская геологосъемочная поисковая экспедиция" |
Реорганизуется путем слияния во вновь создаваемое ГП "Региональная геологосъемочная экспедиция" |
1 августа 2018 года |
Проведение комплексных работ по региональному изучению недр, геологосъемочных работ, глубинного геологического картирования среднего и крупного масштабов по всей территории республики |
2. |
ГП "Восточно-Узбекистанская геологосъемочная поисковая экспедиция" |
|||
3. |
ГП "Каракалпакская геологосъемочная поисковая экспедиция" |
|||
4. |
ГП "Кокпатасская геологоразведочная экспедиция" |
Реорганизуется путем слияния во вновь создаваемое ГП "Кызылкумгеология" |
1 июля 2018 года |
Проведение детальных геологоразведочных работ в горах Букантау, Ауминзатау, Кульджуктау, Тамдытау и Аристантау |
5. |
ГП "Даугызтауская геологоразведочная экспедиция" |
|||
6. |
ГП "Кызылкумская геологоразведочная экспедиция" |
|||
7. |
ГП "Зарафшанская геологоразведочная экспедиция" |
Переименуется в ГП "Самаркандгеология" |
15 апреля 2018 года |
Проведение детальных геологоразведочных работ в хребтах Северный и Южный Нуратау и Зиаэтдин-Зирабулакских горах |
8. |
ГП "Южно-Узбекистанская геологосъемочная поисковая экспедиция" |
Реорганизуется путем слияния во вновь создаваемое ГП "Гиссаргеология" |
1 июля 2018 года |
Проведение детальных геологоразведочных работ в Кашкадарьинском и Сурхандарьинском регионах |
9. |
ГП "Хандизинская геологоразведочная экспедиция" |
|||
10. |
ГП "Восточно-Кураминская геологоразведочная экспедиция" |
Переименуется в ГП "Ташкентгеология" |
15 апреля 2018 года |
Проведение детальных геологоразведочных работ в Чаткало-Кураминских горах |
11. |
ГП "Комплексная геологосъемочная поисковая экспедиция" |
Переименуется в ГП "Уранредметгеология" |
15 апреля 2018 года |
Проведение геологоразведочных работ на уран, редкие и редкоземельные металлы по всей территории республики |
12. |
ГП "НПЦ "Геология гидроминеральных ресурсов" |
Реорганизуется путем слияния во вновь создаваемое ГП "Узбекгидрогеология" |
1 августа 2018 года |
Проведение гидрогеологических и геоэкологических работ по всей территории республики с обеспечением прироста запасов подземных вод и их мониторинга |
13. |
ГП "Западно-Узбекистанская гидрогеологическая экспедиция" |
|||
14. |
ГП "Приаральская гидрогеологическая экспедиция" |
|||
15. |
ГП "Ферганская гидрогеологическая экспедиция" |
|||
16. |
ГП "Центр дистанционного зондирования Земли и ГИС-технологий" |
Присоединяются к ГП "Институт минеральных ресурсов" |
15 июля 2018 года |
Развитие прикладных научно-исследовательских, опытно-конструкторских, лабораторных и технологических исследований в области геологического изучения недр, а также научно-методическое сопровождение геологоразведочных работ
|
17. |
ГП "Ингичка тажриба-технология экспедицияси" |
Инспекция по контролю за горно-геологической деятельностью*
ГП "Институт минеральных ресурсов"
ГП "Кызылкумгеология"
Государственный геологический музей*
Государственная служба Республики Узбекистан по слежению за опасными геологическими процессами*
ГП "Институт гидрогеологии и инженерной геологии"
ГП "Самаркандгеология"
ГП "Реабилитационный центр "Чаткал"
ГП "Геолого- маркшейдерская служба"
ГП "Институт повышения квалификации и переподготовки кадров геологической отрасли"
ГП "Гиссаргеология"
ГП "Ташкентгеология"
ГП "Геолтехтаъминот"
ГП "Уранредметгеология"
ООО "Геолсервискомплект"
ГП "УЗГЕОРАНГМЕТЛИТИ"
ГП "Геобуртехника"
ООО "Геолметкурилиш"
ООО "Геотерекалмаз"
ГП "Узбекгидрогеология"
ГП "Центральная лаборатория"
*) Является государственным учреждением.
к Постановлению Президента РУз
от 01.03.2018 г. N ПП-3578
ПЕРЕЧЕНЬ
постановлений Президента Республики Узбекистан,
признаваемых утратившими силу
1. Пункт 6 и абзацы второй, третий и пятый пункта 7 постановления Президента Республики Узбекистан от 27 августа 2010 года N ПП-1396 "О мерах по дальнейшему повышению эффективности системы организации и проведения геологоразведочных работ".
2. Пункты 1-8 постановления Президента Республики Узбекистан от 24 мая 2017 года N ПП-3004 "О мерах по созданию единой геологической службы в системе Государственного комитета Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам", а также приложения NN 1, 2 и 4 к нему.
3. Абзац первый пункта 4 и абзац второй пункта 7 постановления Президента Республики Узбекистан от 24 июля 2017 года N ПП-3145 "О мерах по совершенствованию управления научно-исследовательскими и проектно-изыскательскими работами в сфере промышленного освоения месторождения рудных полезных ископаемых", а также приложения NN 1 и 2 к нему.
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 1 марта 2018 г.