Экспортно-Импортные Операции
Нормативно-правовые акты / Предпринимательство / Государственная поддержка и контроль деятельности субъектов предпринимательства /Указ Президента Республики Узбекистан от 11.04.2018 г. N УП-5409 "О мерах по дальнейшему сокращению и упрощению лицензионных и разрешительных процедур в сфере предпринимательской деятельности, а также улучшению условий ведения бизнеса"
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
УКАЗ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
11.04.2018 г.
N УП-5409
О МЕРАХ
ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ СОКРАЩЕНИЮ
И УПРОЩЕНИЮ ЛИЦЕНЗИОННЫХ
И РАЗРЕШИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР В СФЕРЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
А ТАКЖЕ УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ
ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА
В соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в республике осуществляются комплексные институциональные и структурные реформы, направленные на сокращение присутствия государства в экономике, дальнейшее усиление защиты прав субъектов предпринимательства и приоритетной роли частной собственности, всестороннее стимулирование бизнес-инициатив и стартапов.
Эффективность и результативность принимаемых мер по улучшению делового климата объективно отражаются в положительных оценках ведущих международных финансовых организаций и рейтинговых агентств. В частности, в докладе Всемирного банка "Ведение бизнеса 2018" Узбекистан вошел в первую десятку стран-реформаторов в мире по созданию наиболее благоприятных условий для предпринимательства.
Вместе с тем все еще сохраняются забюрократизированные методы государственного регулирования предпринимательской сферы по целому ряду направлений, что препятствует ускоренному повышению конкурентоспособности отечественного бизнеса, внедрению новых технологий и инноваций в бизнес-среду, укреплению доверия в последовательность государственной политики по созданию благоприятного инвестиционного климата и деловой среды. В частности:
первое, сохраняется большое количество изживших себя и не отвечающих современным требованиям видов лицензий и разрешительных процедур в сфере предпринимательской деятельности;
второе, крайне пассивно внедряются рыночные механизмы управления бизнес-процессами, в том числе имеет место излишняя централизованность регулятивных функций, слабый уровень задействования механизмов саморегулирования и общественного контроля;
третье, предприниматели все еще сталкиваются с фактами необоснованного затягивания административных процедур со стороны отдельных уполномоченных органов при оформлении лицензий и документов разрешительного характера;
четвертое, не в полной мере осуществляется взаимодействие между уполномоченными государственными органами, направленное на кардинальное сокращение количества лицензий и документов разрешительного характера, дальнейшее упрощение и повышение уровня прозрачности административных процедур.
В целях коренного сокращения излишних бюрократических процедур при ведении бизнеса, последовательного укрепления на системной основе рыночных и правовых механизмов защиты и гарантий неприкосновенности частной собственности, консолидации усилий по улучшению инвестиционного климата и деловой среды в республике, а также в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 22 января 2018 года N УП-5308 "О Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в "Год поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий":
1. Определить приоритетными направлениями государственной политики в области лицензирования и разрешительных процедур в сфере предпринимательской деятельности:
ускоренное совершенствование законодательства в сфере лицензирования и разрешительных процедур путем установления упрощенных механизмов прохождения лицензионных и разрешительных процедур, обеспечения прозрачности, укрепления правовой определенности во взаимоотношениях с бизнесом, исключения необоснованного административного надзора со стороны государственных органов;
поэтапное сокращение количества лицензионных и разрешительных процедур, широкое использование альтернативных методов регулирования предпринимательской деятельности, таких как общественный контроль, саморегулирование, сертификация, аккредитация, страхование гражданско-правовой ответственности, техническое регулирование и иные современные методы;
активизация внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в процессы государственного регулирования, в том числе широкое использование механизмов межведомственного взаимодействия (G2G), а также принципа "одно окно" при выдаче лицензий и документов разрешительного характера (G2B), прежде всего через подразделения Министерства юстиции Республики Узбекистан.
2. Принять предложения Министерства юстиции, Министерства экономики, Министерства финансов, Государственного комитета по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции, Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан, других заинтересованных министерств и ведомств по:
отмене с 1 июня 2018 года отдельных лицензируемых видов деятельности и разрешительных процедур в сфере предпринимательской деятельности, в том числе путем объединения некоторых их видов, по перечням согласно приложениям NN 1 и 2;
сокращению с 1 июня 2018 года сроков оформления лицензий и документов разрешительного характера в сфере предпринимательской деятельности по перечню согласно приложению N 3;
передаче с 1 июня 2018 года функций по лицензированию отдельных видов деятельности от Кабинета Министров Республики Узбекистан соответствующим государственным органам по перечню согласно приложению N 4;
передаче с 1 июня 2018 года функций по выдаче лицензий и документов разрешительного характера от республиканских органов государственного управления их территориальным управлениям и органам государственной власти на местах, а также Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента районным (городским) хокимиятам по перечню согласно приложению N 5;
реализации мер, направленных на дальнейшее сокращение и упрощение процедур при получении лицензий и документов разрешительного характера в сфере предпринимательской деятельности с 1 июня 2018 года согласно приложению N 6.
3. Ввести с 1 июня 2018 года порядок, в соответствии с которым все лицензии на право осуществления отдельных видов деятельности выдаются без ограничения срока их действия, кроме лицензий на право осуществления медицинской и фармацевтической деятельности, на право занятия деятельностью, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, эксплуатацией и оказанием услуг подвижной радиотелефонной (сотовой) связи и распространения телерадиопередач, а также добычи, переработки и реализации нефти, газа и газового конденсата.
4. Определить, что:
конкретный перечень выполняемых (оказываемых) в рамках лицензируемого вида деятельности работ (услуг) указывается в положениях о порядке лицензирования соответствующих видов деятельности;
в случае, если лицензирующий орган в течение срока рассмотрения заявления о выдаче лицензии не принимает решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии, то по истечении указанного срока соискатель лицензии имеет право осуществлять заявленную им деятельность, письменно уведомив об этом лицензирующий орган. При этом лицензирующий орган в течение пяти рабочих дней по получении письменного уведомления соискателя лицензии обязан выдать ему лицензию.
5. Кабинету Министров Республики Узбекистан обеспечить в трехмесячный срок совместно с:
лицензирующими и другими уполномоченными органами пересмотр положений о порядке лицензирования отдельных видов деятельности и положений о порядке прохождения разрешительных процедур с учетом требований настоящего Указа;
министерствами и ведомствами, уполномоченными на выдачу документов разрешительного характера в сфере предпринимательской деятельности, разработку и утверждение всех положений о порядке прохождения разрешительных процедур.
6. Установить, что руководители органов, уполномоченных на выдачу лицензий и документов разрешительного характера, несут персональную ответственность за своевременное приведение действующих положений о порядке лицензирования отдельных видов деятельности и о порядке прохождения разрешительных процедур в соответствие с требованиями настоящего Указа.
Министерству юстиции Республики Узбекистан установить системный мониторинг за выполнением уполномоченными органами требований настоящего пункта.
7. Национальному агентству проектного управления при Президенте Республики Узбекистан совместно с Кабинетом Министров, Министерством юстиции, Торгово-промышленной палатой Республики Узбекистан, другими заинтересованными министерствами и ведомствами:
продолжить работу по кардинальному сокращению количества лицензий и документов разрешительного характера, обратив особое внимание на упрощение и дальнейшее повышение уровня прозрачности административных процедур, путем минимизации перечня необходимых документов, оптимизации сроков и стоимости административных процедур, анализа их воздействия на конкурентную среду на основе опроса заинтересованной целевой аудитории и критического изучения передового зарубежного опыта, проведения консультаций с бизнес-сообществом и привлечения ведущих международных экспертов;
вносить в установленном порядке соответствующие предложения Президенту Республики Узбекистан по дальнейшему совершенствованию системы лицензирования и прохождения разрешительных процедур.
8. Министерству юстиции, Министерству экономики, Министерству финансов, Центральному банку, Торгово-промышленной палате Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
9. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., Государственного советника Президента Республики Узбекистан Иноятова Р.Р. и Генерального прокурора Республики Узбекистан Муродова О.Б.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Указу Президента РУз
от 11.04.2018 г. N УП-5409
ПЕРЕЧЕНЬ
отдельных лицензируемых видов деятельности
и разрешительных процедур в сфере
предпринимательской деятельности,
отменяемых с 1 июня 2018 года
N
|
Наименование отменяемых отдельных лицензируемых видов деятельности и разрешительных процедур
|
Орган, уполномоченный на выдачу лицензии и документов разрешительного характера
|
Нормативно-правовой акт, которым установлена процедура
|
Механизм регулирования/обоснование
|
I. ЛИЦЕНЗИРУЕМЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
||||
1 |
Фармацевтическая деятельность: научно-исследовательская работа по созданию лекарственных средств и изделий медицинского назначения; контроль качества лекарственных средств и изделий медицинского назначения |
Министерство здравоохранения |
Закон Республики Узбекистан "О лекарственных средствах и фармацевтической деятельности" (статья 15). Положение о порядке лицензирования фармацевтической деятельности, кроме розничной реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденное постановлением Кабинета Министров от 12 мая 2017 года N 284. |
Предлагается исключить лицензирование данных видов деятельности, учитывая, что имеются другие механизмы государственного регулирования, такие как обязательная сертификация, со стороны уполномоченного органа, а также осуществление в установленном порядке соответствующих проверок. |
2 |
Ферментация табачного сырья |
Кабинет Министров |
Положение о лицензировании деятельности по ферментации табачного сырья и производству табачных изделий, утвержденное постановлением Кабинета Министров от 7 сентября 2006 года N 190. |
Предлагается исключить данный вид лицензии, так как действуют другие механизмы регулирования: регистрация как субъекта предпринимательства; обязательная сертификация; техническое регулирование; общественный контроль; проверки. Кроме того, согласно статье 11 Закона Республики Узбекистан "Об ограничении распространения и употребления алкогольной и табачной продукции" производство и реализация табачной продукции осуществляются юридическими лицами в соответствии с законодательством. Таким образом, законодательством предусмотрен механизм контроля над деятельностью по ферментации табачного сырья. |
3 |
Деятельность по обслуживанию воздушных судов в аэропортах, связанная с выполнением воздушных перевозок |
Комиссия Кабинета Министров по |