Практическая Бухгалтерия
Положение о порядке определения монопольно высоких и монопольно низких цен на товары (работы, услуги), реализуемые на товарном рынке (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 30.03.2018 г. N 249)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Постановлению КМ РУз
от 30.03.2018 г. N 249
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке определения монопольно высоких
и монопольно низких цен на товары (работы, услуги),
реализуемые на товарном рынке
1. Настоящее Положение в соответствии с Законом Республики Узбекистан "О конкуренции" предусматривает порядок определения монопольно высоких и монопольно низких цен на реализуемые товары (работы, услуги) хозяйствующими субъектами, включенными в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном или финансовом рынке (далее - субъект), по которым положение данного субъекта признано доминирующим.
2. Требования настоящего Положения не распространяются на хозяйствующих субъектов, производящих товары (работы, услуги) (далее - товар), цены на которые подлежат государственному регулированию.
3. Монопольно высокой ценой товара является цена товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, если эта цена:
превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли;
направлена на компенсацию необоснованных затрат или получение дополнительной прибыли в результате снижения качества товара.
Цена товара не признается монопольно высокой ценой в случае, если она сложилась по итогам биржевых торгов. При этом, нормы настоящего Положения распространяются на применение цен на биржевых торгах в качестве стартовых.
4. Монопольно низкой ценой товара является цена товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца или покупателя, на уровне ниже его себестоимости и приносящая убытки от продажи данного товара, результатом установления которой является ограничение конкуренции.
5. Определение монопольно высоких и монопольно низких цен на товары субъектов, по которым положение данного субъекта признано доминирующим, осуществляется в соответствии со схемой, приведенной в приложении к настоящему Положению.
ГЛАВА 2. ПОЛУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ
ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ МОНОПОЛЬНО ВЫСОКИХ
И МОНОПОЛЬНО НИЗКИХ ЦЕН ТОВАРА
6. Хозяйствующие субъекты, включенные в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном или финансовом рынке, ежеквартально до 10 числа первого месяца квартала представляют в антимонопольный орган информацию о применяемых ценах на товары, по которым они включены в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном или финансовом рынке.
7. Антимонопольный комитет Республики Узбекистан и его территориальные органы (далее - антимонопольный орган) в целях отслеживания динамики изменения цен на товары субъектов регулярно анализируют:
ежеквартально предоставляемую субъектами информацию о применяемых ценах на товары, по которым они включены в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном или финансовом рынке;
информацию органов статистики (справочники, бюллетени и другие);
сведения средств массовой информации;
материалы по результатам осуществляемых в установленном порядке контрольных функций (акты проверок и справки по результатам изучений, выданные предписания и другие);
данные иных источников, не запрещенных законодательством.
8. В случаях выявления изменений цен на товары субъектов или поступления обращений от физических и юридических лиц о фактах применения монопольно высоких или низких цен, антимонопольный орган в течение трех дней направляет письменный запрос в государственные органы, хозяйствующие субъекты и другие организации для получения:
информации об объемах производства, реализации, импорта и экспорта товаров;
расчетных и подтверждающих документов, необходимых для проведения изучения (анализа) на предмет выявления признаков изменения цены, а также для определения необходимых расходов и прибыли, непосредственно связанных с производством и реализаций товара, в соответствии с пунктами 12 и 13 настоящего Положения;
других документов, исходя из специфики товарного рынка.
9. Государственные органы, хозяйствующие субъекты и их должностные лица обязаны по требованию антимонопольного органа предоставлять ему, в установленном порядке, на безвозмездной основе необходимые документы и информацию. Информация представляется в антимонопольный орган в течение пятнадцати дней со дня получения запроса.
10. Антимонопольным органом в течение одного месяца со дня получения информации осуществляется изучение полученных данных и по их результатам выявляются признаки установления монопольно высоких цен на товар, выраженные в:
установлении цены на товар в размере, значительно превышающем цену на такой же товар, в том числе на взаимозаменяемые товары других субъектов рынка;
повышении установленной цены на товар более чем на 10 процентов, не поддающемся объяснению экономическими и технологическими факторами;
необоснованном повышении цены на товар по сравнению с соответствующими темпами роста цен на сопоставимом товарном рынке на 10 процентов;
повышении или сохранении цены на товар путем значительного снижения физических характеристик (вес или количество единицы товара, изменение качества) товара;
других действий, которые могут свидетельствовать о необоснованном изменении цены на товар.
11. Признаком установления монопольно низкой цены является применение цены на товар, которая не покрывает стоимость расходов, необходимых для производства товара, и не подразумевает получение прибыли, результатом чего может стать:
ограничение конкуренции;
вытеснение с рынка конкурентов;
другие последствия, противоречащие законодательству о конкуренции.
12. Для выявления признаков изменения цены на товар субъекта и влияющих на данные изменения факторов проводится анализ:
финансово-хозяйственной деятельности субъекта;
изменения себестоимости товара, производственных затрат и расходов периода;
прибыли или убытка, полученных субъектом от реализации товара;
динамики изменения цены на товар субъекта и других участников рынка;
объемов производства, реализации товара и рыночной доли субъекта и других участников рынка;
использования производственных мощностей.
13. При определении необходимых расходов и прибыли, непосредственно связанных с производством и реализацией товара, по которому положение субъекта признано доминирующим, учитываются:
материальные расходы, входящие в себестоимость, определяемые исходя из цен, предусмотренных в подтверждающих документах (договоры, счета-фактуры) и физического объема материальных ресурсов, исходя из применяемых норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, материальных ресурсов на выпуск единицы товара и их годовых норм;
расходы по оплате труда персонала, включая выплаты доплат и надбавок за условия труда, предусмотренные системой оплаты труда в соответствии с трудовым законодательством;
амортизационные отчисления, определяемые с использованием метода, предусмотренного учетной политикой субъекта;
расходы по обслуживанию привлеченных средств;
другие расходы, непосредственно относящиеся к производству и реализации товара субъекта;
уровень прибыли, обеспечивающий эффективное функционирование и развитие предприятия.
14. Прибыль определяется как разница между доходом от производства и реализации товара, по которому положение субъекта признано доминирующим, и обоснованными расходами, необходимыми для производства и реализации товара, а также
...