язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Общие вопросы хозяйственной и предпринимательской деятельности/ Электронная коммерция/ Постановление Президента Республики Узбекистан от 14.05.2018 г. N ПП-3724 "О мерах по ускоренному развитию электронной коммерции"

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

П  Р  Е  З  И  Д  Е  Н  Т  А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

14.05.2018 г.

N ПП-3724



О МЕРАХ

ПО УСКОРЕННОМУ РАЗВИТИЮ

ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ


Реализуемые меры по внедрению современных информационно-коммуникационных технологий позволили достичь определенных результатов в цифровизации отраслей экономики, в том числе в сфере развития электронной коммерции.

Несмотря на это, сохраняется ряд проблем и недостатков, препятствующих созданию в стране полноценного рынка электронной коммерции, беспрепятственному выходу товаров (услуг) отечественных предприятий-производителей на зарубежные рынки, в частности:

во-первых, действующая система правового регулирования отношений в области электронной коммерции не соответствует быстро меняющимся тенденциям развития отрасли, что не позволяет обеспечить доступность электронной коммерции для широких слоев населения и субъектов предпринимательства;

во-вторых, сохраняются устаревшие бюрократические барьеры при осуществлении экспорта товаров (услуг) посредством электронной коммерции, не позволяющие отечественным субъектам предпринимательства полноценно конкурировать на зарубежных рынках, а также оптимизировать издержки;

в-третьих, не на должном уровне находится процесс внедрения современных информационно-коммуникационных технологий, направленный на развитие электронной коммерции, что приводит к сдерживанию цифровизации экономики и развития предпринимательской деятельности;

в-четвертых, отсутствие интеграции отечественных платежных систем с популярными зарубежными аналогами сказывается на полноценном международном сотрудничестве субъектов предпринимательства страны с ведущими иностранными организациями в сфере электронной торговли, а также экспортном потенциале и конкурентоспособности местного рынка;

в-пятых, на низком уровне остается популяризация удобств и достоинств электронной коммерции, в том числе безналичного расчета за товары (услуги), особенно на местах, что приводит к увеличению объемов теневой экономики и снижению налоговых поступлений в государственный бюджет;

в-шестых, действующая система налогообложения не стимулирует расширение деятельности субъектов предпринимательства в сфере электронной коммерции, в том числе информационных посредников, что приводит к увеличению объема теневого товарооборота через сеть Интернет, а также ограничивает привлечение инвестиций и современных технологий в данную сферу.

В целях создания благоприятных условий для развития электронной коммерции в стране, внедрения современных механизмов и процедур реализации товаров (услуг) посредством сети Интернет, увеличения объемов и расширения географии экспорта продукции отечественных субъектов предпринимательства:


1. Определить, что:

электронные чеки, квитанции, сообщения и иные методы, позволяющие идентифицировать стороны сделки, сформированные информационными системами в ходе оказания услуг участниками электронной коммерции, выполненные в соответствии с законодательством, приравниваются к квитанциям, талонам, билетам и другим документам, подтверждающим оплату товаров (услуг);

при осуществлении сделок электронной коммерции субъектами предпринимательства оплата может приниматься в наличной форме с обязательным направлением покупателю через виртуальные терминалы (E-POS) электронного чека или иного подтверждающего документа о принятии оплаты в наличной форме со строгим соблюдением правил инкассации денежных средств в обслуживающие банки;

субъекты электронной коммерции при осуществлении торговли имеют право принимать расчеты через корпоративные банковские карты субъектов предпринимательства с использованием платежных терминалов, а также электронных платежных систем;

экспорт товаров (услуг) через всемирную сеть Интернет с оплатой через международные платежные системы в объеме до пяти тысяч долларов США по одному инвойсу не требует заключения письменного договора с покупателями и разрешается всем без исключения юридическим и физическим лицам, без внесения информации в Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций и оформления грузовой таможенной декларации, в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи;

виртуальные терминалы (E-POS) приравниваются к аналогичным контрольно-кассовым машинам и расчетным терминалам.


2. Установить, что с 1 июля 2018 года:

субъектам предпринимательства, оказывающим услуги по доставке товаров, реализованных посредством электронной коммерции, предоставляется право принимать оплату за третьих лиц (продавцов товаров), с последующим инкассированием в установленном порядке;

отменяется требование по обязательной 15-процентной предоплате от общей стоимости товаров (услуг), реализуемых посредством электронной коммерции;

при осуществлении доставки товаров, реализованных посредством электронной коммерции, продавцом и доставщиком на автомобильном транспорте, принадлежащем им на праве собственности, аренды или иного права пользования, на территории Республики Узбекистан не требуется получения лицензии на осуществление городских, пригородных, междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, за исключением случаев, установленных законодательством;

разрешается реализация лекарственных средств и изделий медицинского назначения посредством электронной коммерции исключительно при условии соблюдения требований и порядка по обеспечению их сохранности при хранении и перевозке с учетом требований законодательства.


3. Министерству внешней торговли совместно с Центральным банком Республики Узбекистан в месячный срок организовать проведение переговоров с ведущими зарубежными торговыми площадками (eBay, Amazon и др.), платежными системами (Paypal) и по их итогам внести в аппарат Президента Республики Узбекистан конкретные предложения по созданию возможностей для отечественных субъектов предпринимательства осуществлять реализацию товаров (услуг) и проведение международных расчетов с применением данных площадок и систем.


4. Министерству здравоохранения, Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести проект постановления правительства, предусматривающий порядок реализации и доставки лекарственных средств и изделий медицинского назначения посредством электронной коммерции, с учетом четких требований и условий к их хранению и перевозке.


5. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан:

в двухмесячный срок внести изменения в Положение о Фонде развития информационно-коммуникационных технологий с учетом внедрения механизма финансирования социально значимых проектов государственной важности в области электронной коммерции;

для эффективного функционирования механизма удаленной идентификации клиента с привязкой к мобильному номеру телефона абонентов до конца 2018 года разработать и утвердить порядок сохранения телефонного номера абонента мобильной сети при переходе к другому мобильному оператору.


6. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций, Государственному таможенному комитету, Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан в двухмесячный срок внести проект постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан, предусматривающий порядок таможенного оформления (декларирования) и ведения бухгалтерского учета реализации, оформления права пользования электронными программными продуктами, информационной продукцией, в том числе услугами по подписке и приобретению "облачных технологий".


7. Государственному налоговому комитету совместно с Центральным банком Республики Узбекистан до конца 2018 года принять необходимые меры по внедрению единых устройств по приему платежей с использованием банковских карт и наличных платежей (E-POS терминал и онлайн ККМ в одном устройстве) с учетом применения мобильных телефонов (планшетов).


8. Принять предложение Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерства юстиции и Государственного налогового комитета Республики Узбекистан о создании в срок до 1 июля 2018 года Национального реестра субъектов электронной коммерции (далее - Национальный реестр).

Определить, что:

ведение Национального реестра осуществляется в электронной форме в режиме онлайн;

в Национальный реестр на добровольной и бесплатной основе включаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, в том числе осуществляющие деятельность по оказанию услуг электронных торговых площадок, доставки товаров, хранения электронных документов и сообщений в электронной коммерции, у которых доходы от реализации товаров (услуг) посредством электронной коммерции составляют не менее 80 процентов от общего объема реализованных ими товаров (услуг).


9. Возложить функции по формированию, ведению и дальнейшему развитию Национального реестра на Государственное учреждение "Центр управления проектами электронного правительства" при Министерстве по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан.

10. Считать основными задачами ведения Национального реестра:

создание единого электронного банка информации об участниках электронной коммерции;

проведение системного мониторинга, оценки состояния внедрения и развития электронной коммерции, в том числе изучения эффективности внедрения информационных систем и ресурсов;

проведение целевого анализа и подготовку предложений по совершенствованию действующего законодательства для эффективного развития электронной коммерции.

12. Утвердить Программу развития электронной коммерции в Республике Узбекистан на 2018-2021 годы согласно приложению.


13. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан, Государственному таможенному комитету, Государственному налоговому комитету совместно с заинтересованными ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.


14. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и первого заместителя Государственного советника Президента Республики Узбекистан Мавлонова Б.М.



Президент

Республики Узбекистан                                                       Ш. Мирзиёев






ПРИЛОЖЕНИЕ

к Постановлению Президента РУз

от 14.05.2018 г. N ПП-3724



ПРОГРАММА МЕР

по развитию электронной коммерции

в Республике Узбекистан на 2018-2021 годы


  

N

  

Наименование мероприятия

  

Механизм реализации

Срок исполнения

   

Ответственные исполнители

  

       

I. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ

И НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ ПО РАЗВИТИЮ

ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ

  

1.

Внесение изменений в Законы Республики Узбекистан "Об электронной коммерции", "Об электронном документообороте", с учетом:

- предоставления четких определений терминам, используемым в электронной коммерции;

- предоставления возможности внедрения современных методов взаимодействия между субъектами электронной коммерции;

- регулирования вопросов использования электронных форм документов в электронной коммерции и их юридической силы;

- регулирования вопросов экспорта и импорта продукции в электронной коммерции, как бизнеса (В2В), так и для конечных потребителей (В2С);

- регулирования вопросов экспорта и импорта цифровых товаров (программных продуктов, контентной продукции) и услуг аутсорсинга, с использованием электронной коммерции.

  

Нормативно-правовой акт

до 1 апреля

2019 года

Мининфоком, Мининноваций, ТПП, Центральный банк, ГНК, ГТК, Минфин, Минэкономики, Госкомконкуренции, заинтересованные министерства и ведомства

2.

Совершенствование деятельности служб доставки, обслуживающих субъектов электронной коммерции, с учетом их интересов и зарубежного опыта, в том числе:

- внедрение правил по фискальной регистрации факта получения оплаты в электронной форме (электронный чек), либо передачи кассового чека от продавца покупателю через службу доставки;

- внедрение порядка, предусматривающего право служб доставки на декларирование товаров, отгружаемых по сделкам в электронной коммерции, от имени продавцов/покупателей для всех товаров.

  

Нормативно-правовой акт

до 1 октября

2018 года

Мининфоком, ТПП, Мининноваций, ГНК, ГТК, Минфин, Минэкономики, Госкомконкуренции, заинтересованные министерства и ведомства

3.

Разработка и внедрение порядка, предусматривающего упрощенный порядок оформления товарно-сопроводительных документов в электронной коммерции, в частности порядка таможенного оформления (декларирования) товаров, при импорте-экспорте, реализуемых и приобретаемых посредством электронной коммерции.

  

Нормативно-правовой акт

до 1 января

2019 года

ГНК, ГТК, Минюст, Минфин, Мининфоком, ТПП

4.

Подготовка предложений по формированию нормативно-правовой базы для внедрения специального арбитража по рассмотрению, согласно специальным процедурам, споров между участниками электронной коммерции, включая экспортные сделки, с целью защиты интересов участников электронной коммерции и повышения доверия населения к электронной коммерции.

  

Нормативно-правовой акт

до 1 июля

2020 года

Минюст, Мининфоком, ТПП

5.

Внесение изменений в законодательство Республики Узбекистан, касательно определения ответственности за нарушение установленных правил электронной коммерции, предусмотрев нормы защиты прав потребителей, субъектов электронной коммерции и других участников.

  

Нормативно-правовой акт

до 1 апреля

2020 года

Антимонопольный комитет, Мининфоком, ГНК, Минюст, ТПП, Агентство по интеллектуальной собственности, ГТК, Минфин, Минэкономики, заинтересованные министерства и ведомства

  

6.

Правовое урегулирование обращения электронных денег на территории Республики Узбекистан, а также внедрения порядка по осуществлению ими платежей в электронной коммерции, в том числе с зарубежными электронными кошельками.

  

Нормативно-правовой акт

до 1 января

2019 года

Центральный банк, Минфин, Мининфоком, ГНК, заинтересованные министерства и ведомства

7.

Формирование нормативно-правовой базы для оформления необходимых документов по таможенному декларированию, бухгалтерскому учету фактов продажи/покупки и экспорта/импорта объектов интеллектуальной собственности (программных продуктов, информационной продукции) в электронной коммерции, а также по оформлению права пользования на основе лицензионных соглашений или подписки на онлайн-услугу.

  

Нормативно-правовой акт

до 1 октября

2019 года

Мининфоком, Агентство по интеллектуальной собственности, Мининноваций, Минфин, ГТК, ГНК

8.

Определение порядка проведения интернет-аукционов для участников электронной коммерции, в целях предоставления возможности создания онлайн-платформ по продаже товаров пользователей данных платформ через аукционные торги.

  

Нормативно-правовой акт

до 1 июля

2019 года

Мининфоком, Госкомконкуренции, Минэкономики, ТПП, ГНК, Минюст

       

II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ПО СОЗДАНИЮ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ

  

9.

Создание Национальной платформы электронной торговли.

Комплекс технических мер

до 1 июля

2019 года

Минвнешторг, Мининфоком, Госкоминвестиций

  

10.

Внедрение системы идентификации пользователей с использованием Mobile-ID (электронная цифровая подпись внутри сим-карты), с учетом анализа опыта зарубежных стран и интеграции с реализуемой системой идентификации населения через ID-карты.

  

Комплекс мер

до 1 октября

2019 года

Мининфоком, ГНК, ГЦП, операторы мобильной связи

11.

Оказание Торгово-промышленной палатой Узбекистана и ее территориальными управлениями услуг в сфере электронной коммерции, в том числе:

- консультативной поддержки для субъектов предпринимательства по внедрению электронной коммерции в свою деятельность;

-услуг, в том числе на основе договоров комиссии, по организации реализации товаров и услуг субъектов предпринимательства на зарубежных платформах электронной коммерции;

- информационных услуг по ведению электронной коммерции через онлайн портал Businessinfo.uz.

  

Комплекс мер

до 1 октября

2018 года

ТПП, Минюст, Мининноваций, Мининфоком, Ассоциация электронной коммерции Узбекистана

            

III. УВЕЛИЧЕНИЕ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА

И РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ

  

12.

Разработка механизма реализации национальных туристических услуг через международные информационные системы в сегменте услуг HoReCa (Booking.com, Tripadvisor и другие системы).

  

Программа мер

до 1 октября

2018 года

Госкомтуризм, Мининфоком, МИД

13.

Принятие мер по налаживанию сотрудничества с региональными и международными организациями в области электронной коммерции, в т.ч.:

Торгово-промышленная ассоциация по электронной торговле государств-членов ШОС;

Рабочая программа ВТО по электронной коммерции (РПЭК);

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (GATT, Совет по торговле товарами ВТО);

Генеральное соглашение по торговле услугами (GATS, Совет по торговле услугами ВТО);

Соглашение по аспектам интеллектуальной собственности (TRIPS, Совет по ТРИПС ВТО).

  

Организационные меры

до 1 июля

2019 года

Минвнешторг, МИД, Госкоминвестиций, Мининфоком, ТПП, ГТК, ГНК, Минюст

14.

Развитие трансграничной электронной торговли совместно с соседними странами (Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан и Таджикистан), с учетом внедрения специальных условий для электронной коммерции в регионе Центральной Азии.

  

Межправительственное соглашение

до 1 января

2019 года

Минвнешторг, МИД, Мининфоком, Госкоминвестиций, ТПП, ГТК

      

IV. РАЗВИТИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ

  

15.

Разработка и утверждение комплекса мер по стимулированию служб доставки, обслуживающих субъектов электронной коммерции.

  

Комплекс мер

до 1 октября

2019 года

Мининфоком, ТПП, Минэкономики, ГНК, Агентство "Узавтотранс"

  

16.

Создание логистической инфраструктуры с внедрением механизма государственно-частного партнерства, с учетом формирования логистических центров в регионах республики по удовлетворению внутреннего спроса на доставку товаров через электронную коммерцию.

  

Нормативно-правовой акт

до 1 апреля

2020 года

Мининфоком, ТПП, Агентство "Узавтотранс", АО "Узбекистон почтаси", НАК "Узбекистон хаво йуллари", АО "Узбекистон темир йуллари"

 

17.

Проработка с крупными транснациональными логистическими компаниями (FedEx, UPS, DHL и др.) вопроса создания логистического центра в Узбекистане, способствующего увеличению объема экспорта товаров через электронную коммерцию.

  

Комплекс мер

до 1 июля

2019 года

Мининфоком, Минвнешторг, Госкоминвестиций, АО "Узбекистон почтаси", НАК "Узбекистон хаво йуллари", ГАЖК "Узбекистон темир йуллари", Агентство "Узавтотранс"

  

         

V. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА

В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ

  

18.

Создание в Ташкентском университете информационных технологий и Ташкентском государственном экономическом университете направлений обучения в бакалавриате и магистратуре по электронной коммерции.

  

Нормативно-правовой акт

до 1 апреля

2019 года

МВССО, Мининфоком, Минэкономики

19.

Организация специализированных онлайн курсов по электронной коммерции в рамках проекта "Электронная академия", ориентированных на всех участников электронной коммерции.

  

Комплекс мер

до 1 октября

2018 года

Мининфоком, ТПП, МВССО

            

VI. ПРОДВИЖЕНИЕ И ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ

КОММЕРЦИИ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ И СУБЪЕКТОВ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

  

20.

Проведение мероприятий, посвященных развитию электронной коммерции в рамках ежегодно проводимой Недели информационно-коммуникационных технологий ICTWEEK Uzbekistan.

  

Организационные меры

Ежегодно

Мининфоком, ТПП, Мининвествнешторг

21.

Организация специальных передач и рубрик на телерадиоканалах и в печатных СМИ, касательно освещения мероприятий по развитию электронной коммерции в Узбекистане, ознакомительных материалов для предпринимателей, касательно реализации товаров и услуг на местных и зарубежных электронных торговых площадках.

  

Организационные меры

постоянно

НТРК, УзАПИ, Мининфоком, ТПП, Мининноваций

22.

Активизация электронной коммерции в регионах за счет создания дискуссионных площадок по электронной коммерции при региональных подразделениях Торгово-промышленной палаты Узбекистана, включая проведение семинаров, выставок и форумов.

  

Комплекс мер

до 1 июля

2018 года

ТПП, Мининфоком, органы государственной власти на местах, Ассоциация электронной коммерции Узбекистана

  


Примечание. Нормативно-правовые акты могут объединяться в единый акт в зависимости от сфер и предмета регулирования соответствующих правовых отношений.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 15 мая 2018 г.


"Народное слово", 15 мая 2018 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

28 мая 2018 г., N 21, ст. 437