Статья 1. Прокурорский надзор за исполнением
законов в Республике Узбекистан
Внимание! Документ утратил силу.
Смотрите подробности в начале документа.
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
09.12.1992 г.
N 746-XII
О ПРОКУРАТУРЕ
(Старая редакция)
Статья 1. Прокурорский надзор за исполнением
законов в Республике Узбекистан
Генеральный прокурор Республики Узбекистан и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, государственными комитетами, ведомствами, органами государственного контроля, хокимами, а также учреждениями, предприятиями и организациями независимо от их подчиненности, принадлежности и форм собственности, воинскими частями, общественными объединениями, должностными лицами, гражданами.
Статья 2. Цели и задачи прокурорского надзора
за исполнением законов
Деятельность органов прокуратуры направлена на всемерное утверждение верховенства закона, укрепление правопорядка, обеспечение защиты от неправомерных посягательств на социальные, экономические, политические, личные права и свободу человека и гражданина, а также на государственную независимость, общественно-государственное устройство, политическую и экономическую систему , права национальных групп и территориальных образований, закрепленных Конституцией Республики Узбекистан.
Генеральный прокурор Республики Узбекистан и подчиненные ему прокуроры осуществляют свою деятельность по следующим направлениям:
надзор за точным и единообразным исполнением законов, направленных на обеспечение социальных, экономических, политических, личных прав и свобод человека и гражданина;
надзор за исполнением законов всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами, указанными в статье 1 настоящего Закона (общий надзор);
надзор за исполнением законов органами, осуществляющими борьбу с преступностью и координация их правоприменительной деятельности;
поддержание государственного обвинения при рассмотрении в судах уголовных дел, участие в рассмотрении в судах гражданских дел, дел об административных правонарушениях и хозяйственных споров, опротестование несоответствующих закону судебных актов;
надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных, заключенных под стражу, при исполнении уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия;
надзор за соблюдением законов в Вооруженных Силах, военных ведомствах, военизированных структурных подразделениях министерств и ведомств Республики Узбекистан;
расследование преступлений, привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления;
участие в совершенствовании законодательства и пропаганде законов.
Статья 4. Правовые основы деятельности
прокуратуры Республики Узбекистан
Организация и порядок деятельности органов прокуратуры Республики Узбекистан и полномочия прокуроров определяются Конституцией Республики Узбекистан, настоящим Законом и другими законодательными актами, действующими на территории Республики Узбекистан.
На прокуратуру не может возлагаться выполнение функций, не предусмотренных настоящим Законом.
Органы прокуратуры Республики Узбекистан:
составляют единую централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором Республики Узбекистан с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящему;
осуществляют надзор и полномочия независимо от местных органов государственной власти и органов управления, должностных лиц, общественных объединений и в строгом соответствии с действующим на территории Республики Узбекистан законами, международными и межгосударственными договорами (соглашениями), подчиняясь только Генеральному прокурору Республики Узбекистан;
информируют соответственно Президента Республики Узбекистан, Олий Мажлис Республики Узбекистан, высший орган государственной власти Республики Каракалпакстан, правительства Республик Узбекистан и Каракалпакстан, местные Советы народных депутатов, хокимов о состоянии, основных тенденциях законности и преступности, о выполнении органами управления обязанностей по обеспечению соблюдения законов, охране государственного и общественного порядка, прав граждан;
действуют гласно, в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод граждан, а равно государственной и иной охраняемой законом тайны.
Статья 6. Гарантии независимости прокуратуры
в осуществлении полномочий
Деятельность прокуратуры подконтрольна Президенту Республики Узбекистан, Олий Мажлису Республики Узбекистан и вмешательство других органов государственной власти и управления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц в деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов, расследования уголовных дел, разрешением жалоб, заявлений и сообщений, подбору и расстановке кадров запрещается.
Органы прокуратуры департизированы и в них не допускается создание организационных структур политических партий и движений.
Воздействие в какой бы то ни было форме на прокурора с целью принятия им неправомерного решения или воспрепятствование осуществлению его деятельности, посягательство на его неприкосновенность, а также разглашение без разрешения прокурора и следователя данных проверок и предварительного следствия, влечет ответственность в установленном законом порядке.
Требования прокурора об устранении выявленных им нарушений закона, причин нарушений и способствующих им условий, о представлении актов и других необходимых документов, материалов, сведений, о проведении проверок, ревизий, о выделении специалистов, о явке в прокуратуру и даче объяснений по поводу нарушений закона обязательны для исполнения всеми органами, должностными лицами и гражданами, которым они адресованы.
Обжалование требований и решений прокурора не приостанавливает их исполнение.
Статья 8. Участие прокурора в заседаниях органов
государственной власти и управления
Генеральный прокурор Республики Узбекистан, Прокурор Республики Каракалпакстан, имеют право в установленном порядке участвовать соответственно в заседаниях всех органов государственной власти и управления Республики Узбекистан и Республики Каракалпакстан.
Прокуроры областей, города Ташкента, городов и районов, приравненные к ним прокуроры вправе в установленном порядке участвовать в заседаниях соответствующих и нижестоящих органов власти и управления.
Генеральный прокурор Республики Узбекистан имеет право законодательной инициативы в Олий Мажлисе Республики Узбекистан.
Органы прокуратуры рассматривают заявления и жалобы граждан, обращения государственных, общественных и иных организаций и принимают меры к восстановлению нарушенных прав и защите законных интересов граждан и организаций, если не установлен иной порядок их разрешения.
Прокуроры проводят личный прием граждан.
Прокурор имеет право в случаях необходимости поручать соответствующим органам государственного управления, надзора и контроля, должностным лицам предприятий, учреждений и организаций проверку поступивших к нему предложений, заявлений, жалоб и требовать письменную информацию о результатах проверки вместе со всеми материалами проверки.
Решение прокурора, принятое по жалобе и заявлению, может быть обжаловано вышестоящему прокурору.
После принятия решения по жалобе Генеральным прокурором Республики Узбекистан производство по таким жалобам в органах прокуратуры прекращается, за исключением случаев по вновь открывшимся обстоятельствам.
II. СИСТЕМА ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ
УЗБЕКИСТАН И ИХ ОРГАНИЗАЦИЯ
Статья 11. Система органов прокуратуры
Республики Узбекистан
Систему органов прокуратуры Республики Узбекистан составляют прокуратура Республики Узбекистан, прокуратуры Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента, городов и районов, межрайонные и иные территориальные прокуратуры.
В систему органов прокуратуры Республики Узбекистан также входят транспортные, военные, природоохранные и иные специализированные прокуратуры.
Генеральным прокурором Республики Узбекистан могут быть образованы и другие прокуратуры, приравненные к прокуратурам областей, районов, а в городах, где имеются прокуратуры районов, прокуратуры городов с подчинением им прокуратур районов.
Транспортные, природоохранные, другие специализированные прокуратуры, образуемые Генеральным прокурором Республики Узбекистан, действуют на правах прокуроров областей, районных, межрайонных или городских прокуратур.
Организация и порядок деятельности Военной прокуратуры Республики Узбекистан определяются настоящим Законом, другими законодательными актами и Положением о Военной прокуратуре Республики Узбекистан, утверждаемым Генеральным прокурором Республики Узбекистан.
Статья 12. Назначение и подотчетность Генерального
прокурора Республики Узбекистан
В соответствии с Конституцией Республики Узбекистан Генеральный прокурор Республики Узбекистан назначается Президентом Республики Узбекистан с последующим утверждением Олий Мажлисом Республики Узбекистан сроком на 5 лет и подотчетен Президенту Республики Узбекистан и Олий Мажлису Республики Узбекистан.
Генеральный прокурор Республики Узбекистан систематически информирует Президента Республики Узбекистан о состоянии законности и правопорядка, а также не реже одного раза в пять лет представляет отчет о своей деятельности Олий Мажлису Республики Узбекистан.
Прокурор Республики Каракалпакстан назначается высшим представительным органом Республики Каракалпакстан по согласованию с Генеральным прокурором Республики Узбекистан, сроком на 5 лет и им подотчетен.
Прокуроры областей, города Ташкента и приравненные к ним прокуроры назначаются Генеральным прокурором Республики Узбекистан сроком на 5 лет, ему подчинены и подотчетны.
Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются Генеральным прокурором Республики Узбекистан сроком на 5 лет, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору Республики Узбекистан.
Прокуратура Республики Узбекистан возглавляется Генеральным прокурором Республики Узбекистан.
Генеральный прокурор Республики Узбекистан имеет первого заместителя, заместителей, назначаемых и освобождаемых Президентом Республики Узбекистан с последующим утверждением Олий Мажлисом Республики Узбекистан. Распределение обязанностей между заместителями осуществляется Генеральным прокурором Республики Узбекистан.
В прокуратуре Республики Узбекистан образуется коллегия в составе Генерального прокурора Республики Узбекистан (председатель), его первого заместителя, заместителей, прокурора Республики Каракалпакстан, Военного прокурора Республики Узбекистан, других руководящих работников органов прокуратуры. Персональный состав коллегии утверждается Президентом Республики Узбекистан.
В прокуратуре Республики Узбекистан создаются главные управления, управления и отделы, в которых имеются старшие прокуроры и прокуроры.
Генеральный прокурор Республики Узбекистан имеет старших помощников, помощников по особым поручениям, помощников.
Начальники и заместители начальников главных управлений, управлений и отделов, старшие помощники, помощники по особым поручениям и помощники Генерального прокурора Республики Узбекистан, старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, старшие следователи и следователи по особо важным делам прокуратуры Республики Узбекистан назначаются и освобождаются Генеральным прокурором Республики Узбекистан.
Прокуратура Республики Каракалпакстан возглавляется прокурором Республики Каракалпакстан, который имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых и освобождаемых Генеральным прокурором Республики Узбекистан.
В прокуратуре Республики Каракалпакстан образуется коллегия в составе прокурора Республики Каракалпакстан (председатель), его первого заместителя, заместителей и других работников органов прокуратуры. Персональный состав коллегии утверждается Генеральным прокурором Республики Узбекистан.
В прокуратуре Республики Каракалпакстан образуются управления и отделы. Начальники управлений и отделов, старшие помощники прокурора республики назначаются на должность и освобождаются от должности прокурором Республики Каракалпакстан с согласия Генерального прокурора Республики Узбекистан. Помощники прокурора Республики Каракалпакстан, старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, старшие следователи и следователи по особо важным делам назначаются и освобождаются прокурором Республики Каракалпакстан.
Прокуратуры областей, города Ташкента и другие приравненные к ним прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами, которые имеют первых заместителей и заместителей, назначаемых и освобождаемых Генеральным прокурором Республики Узбекистан.
В прокуратурах областей, города Ташкента и других приравненных к ним прокуратурах образуются коллегии в составе прокурора, возглавляющего прокуратуру (председатель), его первого заместителя,
заместителей и других работников органов прокуратуры. Персональный состав коллегий утверждается Генеральным прокурором Республики Узбекистан по представлению соответствующих прокуроров.
В прокуратурах областей, города Ташкента и других приравненных к ним прокуратурах образуются управления и отделы, начальники которых, а также старшие помощники назначаются и освобождаются Генеральным прокурором Республики Узбекистан. Заместители начальников управлений и отделов, помощники, старшие прокуроры и прокуроры, старшие следователи и следователи по особо важным делам, следователи назначаются на должность и освобождаются от должности соответствующими прокурорами.
Прокуратуры городов и районов, а также приравненные к ним прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами.
Прокуроры могут иметь заместителей, старших помощников, помощников. В прокуратурах состоят на службе старшие следователи и следователи, назначаемые на должность и освобождаемые от должности соответствующими прокурорами Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента и приравненными к ним прокурорами.
Статья 18. Основания и порядок освобождения
Генерального прокурора Республики Узбекистан
и подчиненных ему прокуроров
Генеральный прокурор Республики Узбекистан, его первый заместитель, заместители освобождаются от должности Президентом Республики Узбекистан с последующим утверждением Олий Мажлисом Республики Узбекистан.
Прокурор Республики Каракалпакстан освобождается от должности высшим органом государственной власти Республики Каракалпакстан по согласованию с Генеральным прокурором Республики Узбекистан.
Прокуроры областей, города Ташкента, районные, городские и приравненные к ним прокуроры освобождаются от должности Генеральным прокурором Республики Узбекистан.
Освобождение указанных прокуроров от занимаемой должности проводится в соответствии с Положением о поощрениях и дисциплинарной ответственности работников органов прокуратуры, утверждаемым Олий Мажлисом Республики Узбекистан.
Статья 19. Полномочия Генерального прокурора
Республики Узбекистан по руководству
органами прокуратуры
Генеральный прокурор Республики Узбекистан осуществляет руководство и контроль за деятельностью органов прокуратуры Республики Узбекистан.
Генеральный прокурор Республики Узбекистан издает приказы, указания, инструкции обязательные для всех прокурорских работников Республики Узбекистан.
Указания Генерального прокурора Республики Узбекистан по вопросам следственной работы являются обязательными для исполнения всеми следственными органами.
Приказы и другие акты Генерального прокурора Республики Узбекистан в случае несоответствия их Конституции и другим законам Республики Узбекистан могут быть отменены как Олий Мажлисом Республики Узбекистан, так и самим Генеральным прокурором Республики Узбекистан.
Генеральный прокурор Республики Узбекистан в пределах выделенной штатной численности и средств образует и упраздняет нижестоящие прокуратуры, утверждает структуру и штаты аппарата прокуратуры республики и подчиненных прокуратур.
Организационная структура и схема должностных окладов прокуратур всех уровней и звеньев определяется Генеральным прокурором Республики Узбекистан в пределах устанавливаемых бюджетных ассигнований и штатной численности.
Статья 20. Полномочия прокурора Республики
Каракалпакстан, области, города Ташкента
по руководству подчиненными органами
Прокурор Республики Каракалпакстан, области, города Ташкента и приравненные к ним прокуроры руководят соответственно деятельностью прокуратур городов, районов и приравненных к ним прокуратур на основании и во исполнение законов, приказов и указаний Генерального прокурора Республики Узбекистан, издают приказы, указания, обязательные для всех подчиненных работников, могут по согласованию с прокуратурой Республики Узбекистан вносить изменения в штатные расписания аппарата и подчиненных прокуратур с сохранением установленных должностей в пределах выделенного фонда заработной платы.
Статья 21. Полномочия прокурора города с
районным делением по руководству
подчиненными органами
Прокурор города с районным делением руководит деятельностью районных и приравненных к ним прокуратур, вносит вышестоящему прокурору предложения об изменении штатной численности аппарата и подчиненных прокуратур, расстановке кадров.
В прокуратурах Республики Узбекистан, Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента и приравненных к ним прокуратурах действуют коллегии. Коллегии являются совещательными органами и рассматривают наиболее важные вопросы состояния законности и правопорядка, деятельности органов прокуратуры, исполнение приказов и указаний Генерального прокурора Республики Узбекистан, кадровые вопросы, заслушивают отчеты подчиненных прокуроров, начальников структурных подразделений и других работников прокуратуры.
На заседаниях соответствующих коллегий могут быть заслушаны сообщения и объяснения руководителей министерств, ведомств, органов государственного управления, надзора и контроля, предприятий, учреждений и организаций, объединений, командиров воинских частей и соединений и иных должностных лиц по вопросам исполнения законов.
Наиболее важные решения коллегий претворяются в жизнь приказами Генерального прокурора Республики Узбекистан и соответствующих прокуроров.
В случае разногласия между Генеральным прокурором и коллегией, Генеральный прокурор проводит в жизнь свое решение и информирует об этом Президента Республики Узбекистан и Олий Мажлис.
В случаях разногласия между членами коллегий нижестоящих прокуратур, соответствующий прокурор проводит в жизнь свое решение, докладывая об этом письменно Генеральному прокурору Республики Узбекистан.
ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОВ
Предметом надзора являются:
исполнение законов всеми министерствами, государственными комитетами, ведомствами, органами государственного контроля, хокимами, учреждениями, предприятиями, организациями, воинскими частями, военными ведомствами, военизированными структурными подразделениями министерств и ведомств, общественными объединениями, должностными лицами, а также соответствие издаваемых ими актов Конституции и законам Республики Узбекистан;
соблюдение законов о неприкосновенности личности, социально-экономических, политических, личных правах и свободах граждан, защите их чести и достоинства, если законодательством не предусмотрен иной порядок защиты этих прав;
соблюдение законов, касающихся экономических отношений, охраны окружающей среды и внешнеэкономической деятельности;
соблюдение законов гражданами.
Проверка исполнения законов проводится по заявлениям и другим сообщениям о нарушениях законности, требующим прокурорского реагирования, а при наличии оснований - также по собственной инициативе прокурора. Вмешательство прокурора непосредственно в хозяйственную и иную деятельность, а так же подмена органов ведомственного управления и контроля не допускается.
При осуществлении надзора в пределах своей компетенции прокурор вправе:
по предъявлению служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения министерств, государственных комитетов и ведомств, учреждений, предприятий, организаций и объединений, независимо от их подчиненности, принадлежности и форм собственности, воинских частей, военных ведомств, военизированных структурных подразделений министерств и ведомств, общественных объединений, и иметь доступ к документам и материалам необходимым для проведения проверки;
требовать для проверки решения, распоряжения, инструкции, приказы и иные акты и документы, получать информацию о состоянии законности и мерах по ее обеспечению;
требовать от руководителей и должностных лиц государственных органов, воинских частей военных ведомств, военизированных структурных подразделений министерств и ведомств проведения проверок, ревизий деятельности подконтрольных и подчиненных предприятий, учреждений, организаций, выделения специалистов для проведения проверок, ведомственных и вневедомственных экспертиз;
вызывать должностных лиц и граждан, требовать от них устных или письменных объяснений относительно нарушения закона.
При выявлении нарушений закона прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции имеет право:
опротестовать акты министерств, государственных комитетов и ведомств, учреждений, предприятий, организаций, хокимов, воинских частей, военных ведомств, военизированных структурных подразделений министерств и ведомств, общественных объединений, также решения и действия должностных лиц;
возбуждать в установленном законом порядке уголовное дело, дисциплинарное производство или производство об административном правонарушении, передавать материалы на рассмотрение общественности;
давать предписания об устранении очевидных нарушений закона;
письменно объявлять должностным лицам и гражданам предостережение о недопустимости нарушений закона;
вносить представления в государственные органы, общественные объединения и должностным лицам об устранении нарушений закона, а также причин и условий им способствующих;
обращаться в суды или хозяйственные суды с заявлениями о защите прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства;
обращаться в Конституционный суд Республики Узбекистан о несоответствии Конституции Республики Узбекистан нормативных актов государственных органов и общественных объединений, в отношении которых в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан не осуществляется прокурорский надзор.
Протест на противоречащий закону нормативный акт приносится прокурором или его заместителем в орган, издавший его, либо в вышестоящий орган. В таком же порядке приносится протест на незаконные решения должностного лица.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушений законности, прокурор вправе установить меньший срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
При рассмотрении коллегиальным органом протеста о дне заседания сообщается прокурору, который вправе принять участие в его рассмотрении.
В случае отклонения протеста органом, издавшим незаконный акт, или вышестоящим органом, а также в случаях нерассмотрения его в установленный законом срок, прокурор вправе обратиться в соответствующий суд с заявлением о признании этого акта незаконным. Заявление в суд может быть подано в месячный срок с момента получения сообщения об отклонении протеста или истечения установленного законом срока для его рассмотрения.
Подача прокурором заявления в суд приостанавливает действие акта до рассмотрения его судом.
Прокурор, исходя из характера нарушений закона должностным лицом или гражданином, выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела, производстве об административном правонарушении или дисциплинарного производства. Постановление выносится прокурором и в иных случаях, предусмотренных законом.
Постановление прокурора о возбуждении дисциплинарного производства или производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению органом или должностным лицом не позднее чем в пятнадцатидневный срок после его поступления. О результатах рассмотрения незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
Представление об устранении нарушений закона, причин этих нарушений и условий, им способствующих, вносится прокурором в государственный орган, общественное объединение или должностному лицу, которые наделены полномочиями устранить нарушение закона, и подлежит безотлагательному рассмотрению. О принятых мерах в месячный срок должно быть сообщено прокурору.
При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания, в котором он вправе участвовать.
Письменное предписание об устранении нарушения закона направляется прокурором органу или должностному лицу, допустившему нарушение, либо вышестоящему в порядке подчиненности органу или должностному лицу, правомочному устранить допущенные нарушения.
Предписание вносится в случаях, когда нарушение закона имеет очевидный характер и может причинить существенный ущерб правам и законным интересам граждан, государства, предприятия, учреждения, организации. Предписание подлежит незамедлительному исполнению, о чем сообщается прокурору.
При несогласии с требованием, содержащимся в предписании, орган или должностное лицо может обжаловать его вышестоящему прокурору, который обязан рассмотреть жалобу в трехдневный срок. Обжалование не приостанавливает исполнение предписания.
Предостережение о недопустимости нарушения закона письменно объявляется прокурором должностным лицам и гражданам в целях предупреждения правонарушений при наличии достоверных сведений о реально готовящихся противоправных деяниях, могущих причинить вред охраняемым законом интересам, правам и свободам граждан, государственным или общественным интересам, и разъясняется ответственность за совершение правонарушения.
О предостережении прокурор вправе сообщить вышестоящей организации, а также администрации или общественным объединениям по месту работы, учебы или жительства лица, которому вынесено предостережение.
Статья 30. Ответственность за воспрепятствование
законной деятельности и неисполнение
требований прокурора
Воспрепятствование законной деятельности и неисполнение требований прокурора, выразившееся в отказе от представления актов и других необходимых документов, материалов и сведений, проведения проверок, ревизий, выделения специалистов, уклонение от явки в
прокуратуру, дачи объяснений по поводу нарушений закона, а равно нерассмотрение документов прокурорского реагирования либо невыполнение их в полном объеме влечет ответственность в установленном законом порядке.
ГЛАВА 2. НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ
ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ
БОРЬБУ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
Предметом надзора за исполнением законов органами, осуществляющими борьбу с преступностью, является установленный законодательством процессуальный порядок рассмотрения и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях и проведении расследования, законность принимаемых ими решений, а также исполнение иных законов, направленных на борьбу с преступностью.
Осуществляя надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, прокурор в пределах своей компетенции:
требует от органов дознания и предварительного следствия для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, о ходе оперативно-розыскной деятельности, дознания, предварительного следствия; проверяет не реже одного раза в месяц исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях;
отменяет незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание;
дает письменные указания о расследовании преступлений, об избрании, изменении или отмене меры пресечения, квалификации преступления, производстве отдельных следственных действий и розыске лиц, совершивших преступления;
поручает органам дознания исполнение постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу, производстве обыска, выемки, розыске лиц, совершивших преступления, выполнение других следственных действий, а также дает указания о принятии необходимых мер для раскрытия преступлений и обнаружения лиц, их совершивших по делам, находящимся в производстве прокурора или следователя прокуратуры;
участвует в производстве дознания и предварительного следствия и в необходимых случаях лично производит отдельные следственные действия или расследование в полном объеме по любому делу;
санкционирует производство обыска, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемку, прослушивание переговоров, ведущихся с телефонов и других переговорных устройств подозреваемого и обвиняемого, отстранение обвиняемого от должности и другие действия следователя и органа дознания в случаях, предусмотренных законом;
продлевает срок расследования и содержания под стражей в качестве меры пресечения в случаях и порядке, установленных законом;
возвращает уголовные дела органам дознания и предварительного следствия со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;
изымает от органа дознания и передает следователю любое дело, передает от одного органа предварительного следствия другому, а также от одного следователя другому в целях обеспечения наиболее полного и объективного расследования;
отстраняет лицо, производящее дознание, или следователя от дальнейшего ведения дознания или предварительного следствия, если им допущено нарушение закона при расследовании дела;
возбуждает уголовные дела или отказывает в их возбуждении; прекращает либо приостанавливает производство по уголовным делам; дает согласие на прекращение уголовного дела следователем или органом дознания в тех случаях, когда это предусмотрено законом; утверждает обвинительное заключение (постановление); направляет уголовные дела в суд.
Указания прокурора органам дознания и предварительного следствия в связи с проведением доследственной проверки, возбуждением и расследованием ими уголовных дел, данное в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством, являются для этих органов обязательными.
Статья 33. Санкционирование действий,
ограничивающих права граждан
Право давать санкцию на арест граждан принадлежит: Генеральному прокурору Республики Узбекистан, прокурорам Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента, приравненным к ним прокурорам, их заместителям, а также прокурорам городов, районов и другим приравненным к ним прокурорам.
Прокуроры и их заместители в пределах своей компетенции санкционируют также иные предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством действия, ограничивающие конституционные права граждан.
Статья 34. Расследование преступлений
органами прокуратуры
Органы прокуратуры проводят расследование по делам о преступлениях, совершенных на территории Республики Узбекистан, отнесенных уголовно-процессуальным законом к их компетенции.
Прокурор вправе принять к своему производству или поручить подчиненному прокурору расследование любого преступления, а также создать для совместного расследования следственную группу из числа следователей прокуратуры, следователей и оперативных работников органов внутренних дел и других органов.
В СУДЕБНОМ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ
Прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных законом, а также, когда это признано необходимым самим прокурором или судом. Объем и пределы полномочий прокурора, принимающего участие в судебном заседании, определяется процессуальным законодательством Республики Узбекистан.
Поддерживая государственное обвинение, прокурор принимает участие в исследовании доказательств, представляет суду свое мнение относительно применения уголовного закона, вида и размера наказания подсудимому. При этом прокурор руководствуется требованиями закона и объективной оценкой собранных по делу доказательств.
Если при рассмотрении дела прокурор придет к выводу, что предъявленное подсудимому обвинение не подтверждено в судебном заседании, он отказывается от обвинения.
Прокурор, пользуясь равными с другими участниками судебного процесса правами, обязан строго соблюдать принцип независимости судей, подчинения их только закону, своей деятельностью способствовать осуществлению правосудия.
Статья 36. Опротестование судебных решений
в кассационном порядке
Прокурор независимо от своего участия в разбирательстве дел, проверяет соответствие принятых по ним судебных решений, приговоров, определений и постановлений закону и собранным по делу материалам. Прокурор может опротестовывать в вышестоящий суд решения по уголовным, гражданским, хозяйственным делам и делам об административных правонарушениях.
Правом принесения кассационного и частного протестов наделяется прокурор, его заместитель в пределах их компетенций независимо от участия в разбирательстве дела в суде первой инстанции.
Статья 38. Истребование дела из суда для проверки
законности судебных решений
Прокурор, его заместитель имеет право в пределах своей компетенции истребовать из суда любое конкретное дело, по которому приговор, решение, определение и постановление вступили в законную силу. Прокурор, его заместитель или по их поручению другие работники прокуратуры имеют право изучить в судах любую категорию таких дел.
Усмотрев несоответствие вынесенных судом приговоров, решений, определений и постановлений закону, прокурор имеет право внести протест, а если это выходит за пределы его компетенции, обратиться с представлением о принесении протеста к вышестоящему прокурору.
Статья 39. Опротестование судебных решений,
вступивших в законную силу
Право принесения протеста на вступившие в законную силу судебные решения, приговоры, определения и постановления принадлежит:
Генеральному прокурору Республики Узбекистан и его заместителям - на приговоры, решения, определения и постановления судов Республики Узбекистан, за исключением постановлений Пленумов Верховного суда и Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан;
прокурорам Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента и приравненным к ним прокурорам - на приговоры, решения, определения и постановления районного, (городского) судов; на определения судебных коллегий Верховного суда Республики Каракалпакстан, областных, Ташкентского городского судов, рассмотревших дело в кассационном порядке, а также на решения хозяйственных судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента.
Протест на постановление судьи по делу об административных правонарушениях может быть принесен районным, городским и вышестоящими прокурорами и их заместителями.
Статья 40. Изменение, дополнение, отзыв протестов.
Истребование уголовного дела из суда
Кассационный, частный либо надзорный протест, поданный на судебные решения, приговоры, определения и постановления по уголовным и гражданским делам, может быть дополнен, изменен или отозван с рассмотрения прокурором, принесшим протест, а также вышестоящим прокурором до начала рассмотрения дела судом.
Генеральный прокурор Республики Узбекистан, прокуроры Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента, городов, районов и приравненные к ним прокуроры, утвердившие обвинительное заключение, имеют право отозвать из суда уголовное дело до предания обвиняемого суду, возбужденное прокурором гражданское дело до начала рассмотрения его судом.
Статья 41. Приостановление исполнения судебных
решений по уголовным и гражданским делам
Генеральный прокурор Республики Узбекистан вправе приостановить исполнение опротестованного приговора, решения, определения и постановления любого суда до разрешения дела в порядке надзора.
Прокуроры, которым предоставлено право принесения протеста в порядке надзора по гражданскому и хозяйственному делу, вправе при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о нарушении закона, одновременно с истребованием дела приостанавливать исполнение решения, определения либо постановления суда до их опротестования, но на срок не свыше трех месяцев.
Статья 42. Участие прокурора в заседаниях пленумов
Верховного суда и Высшего хозяйственного суда
Республики Узбекистан, президиумов Верховных
судов Республики Узбекистан и Республики
Каракалпакстан, областных и Ташкентского
городского судов и коллегий соответствующих
хозяйственных судов
Генеральный прокурор Республики Узбекистан принимает участие в заседаниях Пленума Верховного суда Республики Узбекистан и Пленума Высшего хозяйственного суда республики, а заместители Генерального прокурора Республики Узбекистан в заседании Президиума Верховного суда Республики Узбекистан.
Прокуроры Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента участвуют соответственно в заседаниях президиумов Верховного суда Республики Каракалпакстан, областных, Ташкентского городского судов и коллегий соответствующих хозяйственных судов.
Статья 43. Предложение о даче судам разъяснения
по вопросам применения законодательства
Генеральный прокурор Республики Узбекистан вправе вносить на рассмотрение пленумов Верховного суда Республики Узбекистан, Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан предложения о даче судам разъяснений по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении уголовных, гражданских, хозяйственных дел, дел об административных правонарушениях и иных судебных дел.
ГЛАВА 4. НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОВ В МЕСТАХ
СОДЕРЖАНИЯ ЗАДЕРЖАННЫХ, ЗАКЛЮЧЕННЫХ ПОД СТРАЖУ,
ПРИ ИСПОЛНЕНИИ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ И ИНЫХ МЕР
УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Предметом надзора является:
законность содержания лиц в местах содержания задержанных, заключенных под стражу, в органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового воздействия;
соблюдение законодательства о порядке и условиях содержания задержанных, заключенных под стражу, отбывания уголовных наказаний, содержания лиц, к которым применены иные меры уголовно-правового воздействия;
обеспечение соблюдения установленных законом прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных, а также лиц, к которым применены иные меры уголовно-правового воздействия;
соблюдение законодательства в деятельности органов и учреждений, должностных лиц, применяющих уголовно-исполнительное законодательство.
Прокурор, осуществляя надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных, заключенных под стражу, при исполнении уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия, в пределах своей компетенции вправе:
посещать беспрепятственно и в любое время места содержания задержанных, заключенных под стражу, отбывания наказания в виде ареста, направления в дисциплинарную часть, лишения свободы, учреждения, исполняющие принудительные меры медицинского характера, и специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних с допуском во все помещения;
знакомиться с документами, на основании которых лица подвергнуты задержанию, заключению под стражу, а также уголовному наказанию или иным мерам уголовно-правового воздействия;
немедленно освобождать лиц, которые незаконно содержатся в местах задержания, содержания под стражей, учреждениях по исполнению наказаний в виде ареста, направления в дисциплинарную часть, лишения свободы, учреждениях, исполняющих принудительные меры медицинского характера, и специальных учебно-воспитательных учреждениях для несовершеннолетних;
отменять, в случае несоответствия их закону, дисциплинарные взыскания, наложенные на лиц, содержащихся под стражей, осужденных к аресту, направлению в дисциплинарную часть, лишению свободы, немедленно освобождать их своим постановлением из дисциплинарных отделений;
опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых иным мерам уголовно-правового воздействия, как в присутствии представителей органов и учреждений, исполняющих задержание, содержание под стражей, наказания и иные меры уголовно-правового воздействия, так и наедине;
проверять соответствие приказов, распоряжений и постановлений, оперативно-розыскных мероприятий администрации органов и учреждений, исполняющих задержание, заключение под стражу, наказание и иные меры уголовно-правового воздействия законам;
требовать от администрации создание условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых иным мерам уголовно-правового воздействия;
приносить протесты, выносить постановления, вносить представления, предписания, объявлять предостережения в случаях и порядке, предусмотренных статьями 25-29 настоящего Закона.
Статья 46. Обязательность исполнения постановлений
и требований прокурора
Постановления и требования прокурора относительно соблюдения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия подлежат обязательному исполнению.
Статья 47. Обязанности прокурора по обеспечению права
на обращение с жалобами и заявлениями
Прокурор осуществляет надзор за соблюдением требований закона о правах задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых иным мерам уголовно-правового воздействия, обращаться с жалобами и заявлениями к администрации органа или учреждения, исполняющего наказание, в другие государственные органы, общественные объединения, к должностным лицам. Поступившую жалобу или заявление прокурор рассматривает в установленный срок, принимает необходимые меры и сообщает о своем решении заявителю.
Статья 48. Требования, предъявляемые к лицам,
назначенным на должности прокуроров
Прокурорами назначаются граждане Республики Узбекистан, имеющие высшее юридическое образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами. Лица, впервые назначаемые на должности в органы прокуратуры, принимают присягу. Текст присяги утверждается Олий Мажлисом Республики Узбекистан.
На должности прокуроров Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента, районов, городов и приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет.
Прокуроры подлежат аттестации в порядке, определяемом Генеральным прокурором Республики Узбекистан.
Оказание платных юридических услуг, занятие предпринимательской деятельностью, а также совместительство службы в органах прокуратуры с работой на предприятиях, в учреждениях или организациях не допускается, за исключением научной, педагогической и творческой деятельности.
Не допускается избрание прокурора в выборные органы, надзор за законностью деятельности которых он осуществляет.
Статья 49. Классные чины и воинские звания
работников органов прокуратуры
Работникам органов прокуратуры, включая сотрудников научных учреждений и учебных заведений прокуратуры, присваиваются в соответствии с занимаемыми им должностями и стажем работы классные чины или воинские звания.
Порядок присвоения и лишения классных чинов и воинских званий определяется Положением о классных чинах работников прокуратуры, утверждаемым Олий Мажлисом Республики Узбекистан и Положением о Военной прокуратуре, утверждаемым Генеральным прокурором Республики Узбекистан.
Статья 50. Неприкосновенность прокуроров
и следователей прокуратуры
Прокурор и следователь прокуратуры находятся под защитой государства и обладают служебной неприкосновенностью.
Возбуждение и расследование уголовных дел в отношении прокурора и следователя производятся с согласия вышестоящего прокурора и являются исключительной компетенцией органов прокуратуры.
Вопрос об ответственности работника прокуратуры за административные правонарушения и дисциплинарные проступки решается вышестоящим прокурором.
Прокурорско-следственные работники, перечень которых определяется Генеральным прокурором Республики Узбекистан, имеют право на ношение огнестрельного оружия.
Статья 51. Поощрение и дисциплинарная ответственность
работников прокуратуры
Порядок поощрения и привлечения к дисциплинарной ответственности прокуроров и следователей прокуратуры устанавливается Положением о поощрениях и дисциплинарной ответственности работников органов прокуратуры Республики Узбекистан.
За продолжительную и безупречную службу работники органов прокуратуры могут быть награждены Генеральным прокурором Республики Узбекистан нагрудным знаком "Почетный работник прокуратуры Республики Узбекистан" с одновременным вручением грамоты Генерального прокурора Республики Узбекистан. Порядок представления к награждению нагрудным знаком "Почетный работник Прокуратуры Республики Узбекистан" определяется Генеральным прокурором Республики Узбекистан.
За особые заслуги в деле укрепления законности в республике, продолжительную и плодотворную службу Генеральный прокурор Республики Узбекистан может представлять работников органов прокуратуры Республики Узбекистан к государственным наградам.
Статья 52. Материальное и социальное обеспечение
прокурорских работников
Заработная плата прокурорских работников, сотрудников научных учреждений и учебных заведений прокуратуры состоит из должностного оклада, доплат за классные чины и выслугу лет.
Лица, которым присвоены классные чины, обеспечиваются бесплатным обмундированием по установленным нормам.
Прокурорско-следственным работникам предоставляется ежегодный трудовой отпуск продолжительностью 30 суток. Аттестованным работникам прокуратуры, имеющим стаж работы свыше 10 календарных лет, предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью:
после 10 календарных лет - 5 суток,
после 20 календарных лет - 10 суток,
после 25 календарных лет - 15 суток.
Прокурорские работники имеют право по служебному удостоверению бесплатно пользоваться на территории Республики Узбекистан всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси); при направлении в служебные командировки пользуются правом бронирования, приобретения и получения вне очереди проездных билетов на все виды транспорта и мест в гостиницах.
V. ИНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ
Статья 53. Учреждения и организации прокуратуры
Республики Узбекистан
Прокуратура Республики Узбекистан может создавать в установленном порядке ведомственные научные и учебные заведения для научных исследований, повышения квалификации прокурорских работников, издавать специальную литературу, иметь полиграфические предприятия.
Прокуратура Республики Узбекистан в пределах действующего законодательства Республики Узбекистан и в соответствии с международными и межгосударственными договорами (соглашениями) может иметь международные и межгосударственные связи с прокуратурами иностранных государств по обмену опытом, изучению и внедрению передовых методов осуществления прокурорского надзора, борьбы с преступностью и нарушениями законности, обучения и учебы кадров и по другим вопросам.
Статья 55. Финансирование и материально-техническое
обеспечение органов прокуратуры
Финансирование и материально-техническое обеспечение органов прокуратуры осуществляются в централизованном порядке за счет средств республиканского бюджета.
Хокимы, министерства, государственные комитеты и ведомства, командование воинских частей обязаны обеспечивать расположенные на их территории органы прокуратуры соответствующими служебными помещениями.
Прокуратура Республики Узбекистан и подчиненные ей прокуратуры, научно-учебные заведения и иные учреждения, предприятия являются юридическими лицами и имеют свою печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и своим наименованием.
Президент
Республики Узбекистан И. Каримов
"Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан",
1993 г., N 1, ст. 29