Умная подшивка
Умная подшивка/ Деятельность отдельных отраслей/ Туризм/ Чартерные рейсы и трансфер - особенности учета (НТВ N 23 от 5 июня 2018 г.)Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
Материал действителен на дату публикации*
ЧАРТЕРНЫЕ РЕЙСЫ И ТРАНСФЕР -
ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА
Туризм - это большой сегмент нашей экономики, который в последнее время бурно развивается.
В помощь участникам туристского бизнеса мы продолжаем публиковать материалы, которые помогут им разобраться во всех тонкостях ведения учета в этой сфере. Сегодняшняя публикация посвящена транспортным услугам в туризме.
ЧАРТЕРНЫЕ РЕЙСЫ
Чартерный рейс - это рейс, при котором туристское предприятие фрахтует самолет для перевозки пассажиров по определенному маршруту. Такие авиарейсы не включены в регулярное расписание, билеты на них обычно продаются в составе турпакета. Чартерные рейсы обладают большим преимуществом - они всегда прямые. К примеру, чартерные рейсы по направлению Ташкент-Анталия-Ташкент или Ташкент-Иссык-Куль-Ташкент.
Стоимость перелета чартерным рейсом включается в стоимость турпакета и отражается на счете 2010 "Основное производство".
Туристским предприятиям не всегда удается продать все места в чартере. А авиакомпания, которой принадлежит самолет, в таких случаях не возвращает уплаченные деньги. При формировании себестоимости туристского продукта это необходимо предусмотреть и включить в себестоимость определенное количество мест как технологические потери.
ПРИМЕР. Туристское предприятие зафрахтовало самолет для выполнения чартерного рейса в Чехию. Загрузка самолета составляет 180 мест. Стоимость 1 места равна 2 500 тыс. сум. Однако не все места на рейс удалось продать. Осталось 11 непроданных мест.
В смете, разработанной для данного тура, указано, что до 5 % не проданных мест в чартере могут быть включены в себестоимость тура. То есть нормативные технологические потери могут составлять 9 непроданных мест (180 х 5 %). Их себестоимость составляет 22 500 тыс. сум. (2 500 х 9). Эта сумма относится на производственную себестоимость тура (счет 2010).
Себестоимость оставшихся 2 мест является сверхнормативными потерями и относится на расходы предприятия (счет 9430).
Проведение чартерных рейсов в бухучете отражается следующим образом: