ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Образование. Наука. Культура / Образование / Высшее образование (бакалавриат, магистратура) /Постановление Президента Республики Узбекистан от 05.06.2018 г. N ПП-3775 "О дополнительных мерах по повышению качества образования в высших образовательных учреждениях и обеспечению их активного участия в осуществляемых в стране широкомасштабных реформах"
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
05.06.2018 г.
N ПП-3775
О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ
ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШИХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ИХ АКТИВНОГО УЧАСТИЯ В ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ
В СТРАНЕ ШИРОКОМАСШТАБНЫХ РЕФОРМАХ
За последние годы в стране принимаются широкомасштабные меры по созданию системы высшего образования, соответствующей приоритетным направлениям социально-экономического развития и требованиям международных стандартов.
Создание новых высших образовательных учреждений в регионах, открытие современных направлений образования и специальностей по подготовке кадров, а также заочных и вечерних отделений, увеличение квот приема в высшие образовательные учреждения являются важными реформами в этом направлении.
Вместе с тем сохраняется ряд проблем, препятствующих повышению качества образования в высших образовательных учреждениях, обеспечению активного участия данных учреждений в осуществляемых в республике широкомасштабных реформах, преобразованиях в социальной и экономической сферах, в частности:
первое, процесс организации обучения в системе высшего образования, система оценки знаний обучающихся студентов не соответствуют современным требованиям;
второе, отсутствие современной системы оценки деятельности, знаний и педагогических навыков профессорско-преподавательского состава отрицательно влияет на качество образования;
третье, вопросы вступительных тестовых испытаний не позволяют определить способность абитуриента к логическому мышлению, что создает проблемы при приеме талантливой молодежи в высшие образовательные учреждения;
четвертое, отсутствие эффективного общественного контроля за образовательным процессом в высших образовательных учреждениях приводит к сохранению множества проблем, прежде всего случаев коррупции в данной сфере;
пятое, незаметны участие и инициативность высших образовательных учреждений в осуществляемых в стране широкомасштабных и системных преобразованиях, их деятельность в данном направлении все еще остается неудовлетворительной;
шестое, не налажена работа по обеспечению активного участия высших образовательных учреждений в разъяснении населению, широкой общественности сути и содержания осуществляемых в республике коренных реформ через средства массовой информации;
седьмое, высшие образовательные учреждения не превращены в центры для обмена мнениями об инновационных и технологических идеях, не созданы необходимые условия для проявления инициативности профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов по системному изучению, анализу и внесению предложений по решению имеющихся проблем и недостатков в соответствующих сферах.
В целях коренного совершенствования качества образования в высших образовательных учреждениях, обеспечения их активного участия в осуществляемых в стране широкомасштабных реформах, а также последовательной реализации задач, определенных в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах:
1. Согласиться с предложениями Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, министерств и ведомств, имеющих в своем ведении высшие образовательные учреждения:
о внедрении с 2018/2019 учебного года бакалавриата со сроком обучения не менее трех лет и магистратуры со сроком обучения не менее одного года по отдельным направлениям образования, предусмотрев при этом организацию подготовки специалистов в магистратуре на основе специализированных программ по производственным (практическим) (не менее одного года) и научно-педагогическим (не менее двух лет) направлениям;
о приеме с 2018/2019 учебного года в бакалавриат высших образовательных учреждений иностранных граждан вне квот приема путем собеседования, без сдачи тестовых испытаний.
2. Министерству иностранных дел обеспечить оформление в установленном порядке на основании визовых заявок Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, министерств и ведомств, имеющих в своем ведении высшие образовательные учреждения, въездные визы для иностранных граждан, изъявивших желание поступить в высшие образовательные учреждения, без взимания консульских и иных сборов.
3. Внедрить с 2018/2019 учебного года порядок, в соответствии с которым базовые (ведущие) высшие образовательные учреждения исходя из потребностей заказчиков кадров самостоятельно разрабатывают и утверждают по согласованию с Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан учебные планы и программы по соответствующим направлениям образования и специальностям.
4. Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан совместно с министерствами и ведомствами, имеющими в своем ведении высшие образовательные учреждения:
а) в двухмесячный срок разработать и утвердить в установленном порядке Положение о системе контроля и оценки знаний студентов в высших образовательных учреждениях, обратив при этом основное внимание на:
приведение системы и критериев оценки в соответствие с этапами системы непрерывного образования;
внедрение современных, прозрачных и справедливых (автоматизированных, портфолио, тестовых испытаний, творческих работ, антиплагиатных и др.) методов оценки знаний студентов с учетом особенностей направлений образования, в том числе исключающих участие педагога, преподававшего по определенному предмету, в процессе итогового контроля;
определение количества предметов, по которым допускается пересдача студентами с академической задолженностью по итогам семестра, и изменение срока их пересдачи;
б) в срок до 1 декабря 2018 года разработать и утвердить в установленном порядке проект соответствующего нормативно-правового акта по дальнейшему совершенствованию порядка проведения итоговой государственной аттестации выпускников высших образовательных учреждений;
в) в срок до 1 марта 2019 года принять соответствующие меры по определению конкретных механизмов внедрения начиная с 2019/2020 учебного года в высших образовательных учреждениях принципа "уровень успеваемости студента - основной критерий оценки деятельности профессоров и преподавателей". При этом предусмотреть меры вплоть до расторжения трудового договора с преподавателями, не отвечающими требованиям данного принципа;
г) в целях предотвращения траты рабочего времени профессоров и преподавателей на работы, не свойственные учебному процессу, ориентации их деятельности на более активную работу со студентами, в том числе внедрения системы "наставник - студент", начиная с 2018/2019 учебного года разработать и утвердить в установленном порядке новые механизмы "норм времени" профессоров и преподавателей с учетом учебных нагрузок.
5. Запретить привлечение профессоров и преподавателей высших образовательных учреждений к собраниям и другим мероприятиям, не связанным с их задачами и направлениями деятельности.
Строго предупредить руководителей государственных органов и организаций, хокимов всех уровней о персональной ответственности за нарушение данного требования, вплоть до освобождения от занимаемой должности.
6. В целях внедрения эффективного общественного контроля во всех высших образовательных учреждениях организовать общественные советы, состоящие из студентов, родителей, активистов Союза молодежи в высших образовательных учреждениях, заказчиков кадров, профессоров и преподавателей, а также представителей институтов гражданского общества.
Основными задачами общественных советов определить:
установление системного мониторинга за качеством образования, знанием и педагогическим мастерством профессоров и преподавателей, условиями, созданными для студентов;
представление высшим образовательным учреждениям рекомендаций по кандидатурам, принимаемым на работу в профессорско-преподавательский состав;
рассмотрение обращений студентов, проведение социологических опросов в целях тщательного изучения мнений студентов о педагогических кадрах;
подготовку предложений по совершенствованию образовательного процесса в высшем образовательном учреждении и внесение их на обсуждение соответствующего совета учреждения.
Определить, что организационное обеспечение деятельности общественного совета осуществляется лидером Союза молодежи в высшем образовательном учреждении.
Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан совместно с министерствами и ведомствами, имеющими в своем ведении высшие образовательные учреждения, в двухмесячный срок разработать и утвердить Типовое положение о порядке организации деятельности общественных советов при высших образовательных учреждениях.
7. Установить, что начиная с 1 сентября 2018 года:
прием на работу в профессорско-преподавательский состав высших образовательных учреждений осуществляется на основании рекомендации расширенного открытого заседания соответствующей кафедры с участием педагогических кадров и членов общественного совета по результатам испытательного занятия, проведенного на данном заседании;
внедряется практика организации обучения студентов на основании соглашений и совместных образовательных программ между высшими образовательными учреждениями Узбекистана и зарубежных стран и выдачи им взаимно признаваемых дипломов.
8. Государственному центру тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан совместно с Министерством высшего и среднего специального образования, Министерством народного образования в срок до 1 января 2019 года:
пересмотреть методику подготовки тестовых вопросов вступительных экзаменов в высшие образовательные учреждения на основе передового зарубежного опыта и внести в установленном порядке в Кабинет Министров предложения по их совершенствованию;
разработать и внести в установленном порядке в Кабинет Министров порядок присвоения абитуриентам, имеющим сертификаты ведущих международных экзаменационных систем (TOEFL, IELTS, CEFR, SAT General, SAT Subject и других), максимального количества баллов по соответствующим предметам с освобождением их от тестовых испытаний по данным предметам.
9. Возложить на Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, министерства и ведомства, имеющие в своем ведении высшие образовательные учреждения, следующие дополнительные задачи:
организацию системной работы по повышению участия и инициативности высших образовательных учреждений в осуществляемых в стране широкомасштабных реформах;
обеспечение доведения высшими образовательными учреждениями через телевидение и другие средства массовой информации до широких слоев населения сути и значения происходящих преобразований и осуществляемых кардинальных реформ в жизни государства и общества;
обеспечение активного участия высших образовательных учреждений в широком обсуждении проектов нормативно-правовых актов и программ, направленных на ускоренное развитие регионов, отраслей экономики и социальных сфер;
создание необходимых условий для всестороннего развития и поддержки инновационных и технологических идей, принятие конкретных мер по повышению инициативности профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов в разработке инновационных технологий;
регулярное проведение с руководителями, ведущими специалистами отраслей экономики и социальных сфер, активными предпринимателями семинаров и "круглых столов" по актуальным вопросам, проведение научно-практических исследований, направленных на решение проблем, возникающих в их деятельности;
определение комплексных мер по повышению ответственности руководства высших образовательных учреждений в вопросах активного участия в процессе реформирования страны, обеспечение разработки и утверждения для каждого ректора и проректора отдельных "дорожных карт" в данном направлении, осуществление контроля за их исполнением.
задача по координации деятельности проректоров по вопросам молодежи и духовно-просветительской работе высших образовательных учреждений возлагается на подразделения советника Президента Республики Узбекистан по вопросам молодежи, науки, образования, здравоохранения и спорта;
министр высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, руководители министерств и ведомств, имеющих в своем ведении высшие образовательные учреждения, не менее одного раза в месяц проводят критическое обсуждение результатов деятельности ректоров и проректоров соответствующих высших образовательных учреждений, министр инновационного развития - проректоров по научной работе и инновациям всех высших образовательных учреждений на предмет выполнения задач, определенных в их "дорожных картах";
на заседаниях Кабинета Министров ежегодно обсуждаются отчеты министра высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, руководителей министерств и ведомств, имеющих в своем ведении высшие образовательные учреждения, по обеспечению активного участия соответствующих высших образовательных учреждений в осуществляемых в стране широкомасштабных реформах;
Кабинет Министров Республики Узбекистан по результатам обсуждения рассматривает вопрос о соответствии или несоответствии занимаемой должности ректоров высших образовательных учреждений;
при оценке эффективности деятельности ректоров высших образовательных учреждений учитываются широкое привлечение к учебному процессу высококвалифицированных зарубежных ученых, преподавателей и специалистов, а также их инициативность в открытии в Республике Узбекистан филиалов ведущих зарубежных высших образовательных учреждений.
11. Министерству высшего и среднего специального образования совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок разработать и внести в установленном порядке в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект программы мер, направленных на привлечение студентов высших образовательных учреждений к научной деятельности и формирование у них инновационного мышления, предусматривающей:
организацию в каждом высшем образовательном учреждении "Группы молодых экспертов" в целях формирования новых идей и инициатив;
организацию учебных занятий путем внедрения обучающих технологий и интерактивных методов, направленных на формирование у студентов инновационно-ориентированного мышления, обратив при этом основное внимание на механизмы самостоятельного получения студентами образования;
организацию в каждом высшем образовательном учреждении отдельных групп для наиболее одаренных студентов, отобранных в течение 1-го курса (численность студентов в данных группах определяется высшим образовательным учреждением), обучение их со 2-го курса на основе специальных учебных планов и программ, внедрение системы подготовки квалифицированных кадров для кафедр высших образовательных учреждений путем целевого приема студентов данной категории в магистратуру.
12. Учредить нагрудный знак "Лидер инновационных идей", вручаемый молодым ученым и студентам, а также инициативным гражданам за достойный вклад в развитие инновационных идей и технологий в стране.
Министерству инновационного развития, Союзу молодежи Узбекистана совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в установленном порядке в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект решения Правительства об утверждении Положения о нагрудном знаке "Лидер инновационных идей".
13. Утвердить "Дорожную карту" по повышению качества образования в высших образовательных учреждениях и обеспечению их активного участия в осуществляемых в стране широкомасштабных реформах согласно приложению.
14. Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, министерствам и ведомствам, имеющим в своем ведении высшие образовательные учреждения, совместно с Национальной телерадиокомпанией Узбекистана, Национальным информационным агентством Узбекистана в месячный срок разработать и утвердить годовой план-график каждого высшего образовательного учреждения по организации выступлений по разъяснению на телевидении и в других средствах массовой информации сути и значения осуществляемых в стране широкомасштабных реформ.
15. Согласиться с предложениями Министерства высшего и среднего специального образования и Министерства финансов Республики Узбекистан о:
создании в структуре Министерства высшего и среднего специального образования Информационной службы с выделением дополнительно 2 штатных единиц, финансируемых за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан;
введении в структурах высших образовательных учреждений должности пресс-секретаря с выделением дополнительно по 1 штатной единице, финансируемой за счет их внебюджетных средств.
16. Кабинету Министров Республики Узбекистан в месячный срок:
а) принять постановление Правительства, предусматривающее:
обеспечение высших образовательных учреждений современной учебной, учебно-методической и научной литературой, периодическими журналами, постоянное обновление фондов информационно-ресурсных центров;
создание широких возможностей для покупки передовой зарубежной учебной и научной литературы и журналов, перевод новейшей зарубежной литературы и внедрение ее в учебный процесс;
б) утвердить Положение о порядке проведения квалификационной практики студентов высших образовательных учреждений.
17. Министерству высшего и среднего специального образования совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан:
а) в месячный срок разработать и утвердить меры по:
созданию условий для доступа высших образовательных учреждений к международным базам научно-технической информации, широкому опубликованию научных результатов работы профессоров и преподавателей на международном уровне, обеспечению поэтапного достижения ведущими республиканскими научными журналами высокого импакт-фактора;
оптимизации процессов управления в системе высшего образования на основе информационно-коммуникационных технологий, интеграции существующих информационных систем, внедрению эффективных систем подготовки аналитических данных;
б) в срок до 1 января 2019 года разработать и внести в установленном порядке в Кабинет Министров меры по поэтапному созданию системы приема документов абитуриентов в электронной форме.
18. Министерству высшего и среднего специального образования совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из данного постановления.
19. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова, Государственного советника Президента Республики Узбекистан Р.С. Касымова, Генерального прокурора Республики Узбекистан О.Б. Муродова и министра высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан И.У. Маджидова.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Постановлению Президента РУз
от 05.06.2018 г. N ПП-3775
"ДОРОЖНАЯ КАРТА"
по повышению качества образования в высших
образовательных учреждениях и обеспечению
их активного участия в осуществляемых
в стране широкомасштабных реформах
Неофициальный перевод. Текст размещен в НБДЗ (www.lex.uz).
При возникновении неясностей следует обращаться к тексту
нормативно-правового акта на государственном языке
N |
Наименование мероприятий |
Механизмы реализации
|
Сроки |
Ответственные исполнители |
I. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
|
||||
1. |
Инвентаризация действующих законодательных актов и внесение в них соответствующих изменений и дополнений, направленных на повышение качества образования. |
1. Создание рабочей группы по инвентаризации действующих законодательных актов. 2. Подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в действующие законодательные акты, направленные на повышение качества образования.
|
ноябрь 2018 года |
Министерство высшего и среднего специального образования, Государственная инспекция по надзору за качеством образования, Государственный тестовый центр, Высшая аттестационная комиссия |
2. |
Принятие мер по совершенствованию видов высшего образования. |
1. Разработка конкретных механизмов внедрения по отдельным образовательным направлениям бакалавриата со сроком обучения минимум три года и магистратуры со сроком обучения минимум один год. 2. Разработка и внесение в установленном порядке в Кабинет Министров предложений по внесению изменений и дополнений в Закон "Об образовании".
|
сентябрь 2018 года |
Министерство высшего и среднего специального образования, Государственная инспекция по надзору за качеством образования |
3. |
Прием на учебу в образовательные учреждения Республики Узбекистан иностранных граждан, внесение изменений и дополнений в положение о порядке обучения. |
1. Внедрение механизма приема иностранных граждан в бакалавриат высших образовательных учреждений вне квоты без проведения тестовых испытаний на основе собеседования. 2. Разработка и внесение на утверждение в Кабинет Министров проекта соответствующего постановления.
|
июль 2018 года |
Министерство высшего и среднего специального образования, министерства и ведомства, имеющие в своем ведении высшие образовательные учреждения, МИД |
4. |
Разработка положения о системе контроля и оценки знаний студентов в высших образовательных учреждениях. |
В проекте обратить особое внимание на: 1. соответствие системы и критериев оценки этапам непрерывной системы образования; 2. внедрение современных, прозрачных и справедливых (автоматизированных, портфолио, тестовых испытаний, творческой работы, антиплагиатных и др.) методов оценки знаний студентов с учетом своеобразных особенностей направлений образования, в том числе системы, исключающей участие педагога, преподающего определенный предмет в процессе проведения итогового контроля; 3. определение количества предметов (до трех), разрешенных к пересдаче студентам, имеющим академические задолженности по итогам семестра, продление сроков их пересдачи.
|
август 2018 года |
Министерство высшего и среднего специального образования, министерства и ведомства, имеющие в своем ведении высшие образовательные учреждения |
5. |
Внесение изменений и дополнений в положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших образовательных учреждений Республики Узбекистан. |
1. Организация проведения итоговой государственной аттестации в форме экзамена по предметам специальности (межпредметных) либо защиты выпускных квалификационных работ, принимая во внимание способности и пожелания выпускников. 2. Разработка механизмов усиления системы защиты некоторых выпускных квалификационных работ на производстве. 3. Создание практики включения в состав итоговых государственных аттестационных комиссий заказчиков кадров наряду с педагогами высших образовательных учреждений, готовящих специалистов.
|
ноябрь 2018 года |
Министерство высшего и среднего специального образования, министерства и ведомства, имеющие в своем ведении высшие образовательные учреждения |
6. |
Разработка положения о магистратуре в новой редакции. |
1. В проекте обратить основное внимание на организацию подготовки специалистов в магистратуре на основе программ, специализированных на производственном (не менее одного года) и научно-педагогическом (не менее двух лет) направлениях. 2. Разработать и внести на утверждение в Кабинет Министров проект соответствующего постановления.
|
август 2018 года |
Министерство высшего и среднего специального образования, Министерство экономики, Министерство финансов, министерства и ведомства, имеющие в своем ведении высшие образовательные учреждения |
7. |
Разработка и утверждение в установленном порядке новых механизмов "норм времени" профессоров-преподавателей с учетом учебных нагрузок. |
1. Создание конкретных механизмов по предотвращению затрат рабочего времени профессоров-преподавателей на работы, не связанные с учебным процессом. 2. Внедрение системы "Устоз - шогирд" в целях перенаправления времени профессоров-преподавателей на большую работу со студентами.
|
август 2018 год |
Министерство высшего и среднего специального образования, министерства и ведомства, имеющие в своем ведении высшие образовательные учреждения |
II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
|
||||
8. |
Совершенствование методов подготовки тестовых вопросов для вступительных экзаменов в высшие образовательные учреждения. |
1. Изучение передового зарубежного опыта по разработке вступительных экзаменов в высшие образовательные учреждения.
|
декабрь 2018 года |
Государственный тестовый центр, Министерство высшего и среднего специального образования, Министерство народного образования |
2. Внесение тестовых вопросов, способствующих логическому мышлению абитуриентов, увеличение доли таких вопросов. 3. С целью повышения качества подготовки к поступлению в высшие образовательные учреждения регулярно публиковать и доставлять в регионы сборники вопросов для вступительных экзаменов (вестники) в помощь абитуриентам с постоянным размещением их электронной формы на официальном веб-сайте ГТЦ.
|
регулярно |
|||
9. |
Разработка предложений по внедрению эффективных методов, в том числе по усилению контроля за проведением вступительных экзаменов в высшие образовательные учреждения. |
1. Изучение процесса проведения вступительных экзаменов в зарубежные высшие образовательные учреждения. 2. Критический анализ практики нарушений порядка в процессе проведения вступительных экзаменов в высшие образовательные учреждения. 3. Разработка предложений по результатам изучения.
|
сентябрь 2018 года |
Государственный тестовый центр, высшие образовательные учреждения |
10. |
Организация деятельности общественных советов при высших образовательных учреждениях. |
1. Утверждение положения о порядке организации деятельности общественных советов при высших образовательных учреждениях. 2. Уточнение и утверждение составов общественных советов при высших образовательных учреждениях. При этом усилить внимание к привлечению родителей, активных членов Союза молодежи в высших образовательных учреждениях, заказчиков кадров, профессоров-преподавателей, представителей институтов гражданского общества территорий и средств массовой информации.
|
сентябрь 2018 года |
Министерство высшего и среднего специального образования, министерства и ведомства, имеющие в своем ведении высшие образовательные учреждения, высшие образовательные учреждения |
11. |
Разработка предложений по внедрению в процесс управления и образования зарубежных передовых систем, обеспечивающих качество и конкурентоспособность деятельности высших образовательных учреждений. |
1. Изучение систем, применяемых в передовых зарубежных образовательных заведениях: "Benchmarking" (решение проблем путем сопоставительного анализа по компонентам деятельности высших образовательных учреждений), "Total quality management" (общее управление повышением качества образования), "Вlended learning" (осуществление образования через единую электронную систему путем диалога студента-педагога), "Tuning" (обучение, основанное на общепрофессиональной и специализированной компетенции). 2. Подготовка аналитической информации по результатам изучения.
|
апрель 2019 года |
Министерство высшего и среднего специального образования, Государственная инспекция по надзору за качеством образования |
12. |
Изучение вопроса внедрения международного стандарта классификации образования (МСКО-2011) в национальную систему образования и подготовка предложений. |
1. Составление рабочей группы по изучению внедрения международного стандарта классификации образования (МСКО-2011) в национальную систему образования. 2. Изучение качества системы образования зарубежных стран, где применен международный стандарт классификации образования (МСКО-2011) и подготовка аналитической справки.
|
февраль 2019 года |
Министерство высшего и среднего специального образования, Министерство занятости и трудовых отношений, заинтересованные министерства и ведомства |
13. |
Подготовка предложений по совершенствованию порядка признания и нострификации документов о получении образования в зарубежных странах, в том числе по расширению перечня заведений с высоким показателем в рейтинге высших образовательных учреждений международных признанных организаций.
|
1. Создание рабочей группы по совершенствованию порядка признания и нострификации документов о получении образования в зарубежных странах. 2. Разработка и внесение в Кабинет Министров предложения по совершенствованию порядка признания и нострификации документов о получении образования в зарубежных странах.
|
сентябрь 2018 года |
Министерство высшего и среднего специального образования, Государственная инспекция по надзору за качеством образования |
14. |
Утверждение положений о деятельности пресс-службы в структуре Министерства высшего и среднего специального образования, а также пресс-служб (пресс-секретаря), образуемых в высших образовательных учреждениях. |
1. Обеспечение полноценной деятельности пресс-секретаря в высших образовательных учреждениях. 2. Разработка и утверждение положения о пресс-службе (пресс-секретаре), создаваемых в структурах Министерства высшего и среднего специального образования и высших образовательных учреждениях.
|
август 2018 года |
Министерство высшего и среднего специального образования, высшие образовательные учреждения |
15. |
Изучение действующих механизмов назначения стипендий в высших образовательных учреждениях и подготовка предложений по их совершенствованию. |
1. Анализ механизмов назначения стипендий в зарубежных высших образовательных учреждениях. 2. Подготовка аналитической информацию о результатах изучения национальной практики и зарубежного опыта.
|
декабрь 2018 года |
Министерство высшего и среднего специального образования, Министерство финансов, Государственная инспекция по надзору за качеством образования |
16. |
Разработка эффективных механизмов оплаты предприятиями-работодателями контрактов студентов. |
1. Изучение действующего порядка осуществления предприятиями-работодателями оплаты контрактов студентов. 2. Разработка конкретных предложений по широкому внедрению в практику оплаты контрактных платежей некоторым категориям студентов (малообеспеченным, одаренным и пр.) предприятиями-работодателями.
|
февраль 2019 года |
Министерство занятости и трудовых отношений, Министерство экономики, Министерство высшего и среднего специального образования |
III. ПОВЫШЕНИЕ УЧАСТИЯ И ИНИЦИАТИВНОСТИ ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ В СТРАНЕ ШИРОКОМАСШТАБНЫХ РЕФОРМАХ
|
||||
17. |
Организация системной работы по повышению участия и инициативности высших образовательных учреждений в осуществляемых в стране широкомасштабных реформах. |
1. Разработка и утверждение плана мероприятий по повышению участия каждого высшего образовательного учреждения в осуществляемых в стране широкомасштабных реформах. 2. Разработка конкретных механизмов усиления инициативности высших образовательных учреждений в осуществлении реформ.
|
июнь 2018 года |
Министерство высшего и среднего специального образования, министерства и ведомства, имеющие в своем ведении высшие образовательные учреждения, высшие образовательные учреждения |
18. |
Налаживание внесения предложений, направленных на развитие отраслей экономики и социальной сферы высшими образовательными учреждениями. |
1. Формирование в каждом высшем образовательном учреждении инициативных групп по разработке предложений, направленных на развитие соответствующих сфер и отраслей совместно с организациям и отраслей экономики и социальной сферы.
|
июнь 2018 года |
Высшие образовательные учреждения |
2. Создание соответствующих условий для определения конкретных задач, утверждения плана работы и эффективной деятельности создаваемых инициативных групп.
|
август 2018 года |
|||
Обеспечение активного участия высших образовательных учреждений в широком обсуждении проектов нормативно-правовых актов и программ, направленных на ускоренное развитие отраслей экономики и социальной сферы. |
1. Принятие мер по включению профессоров и преподавателей, а также молодых ученых высших образовательных учреждений в состав рабочих и экспертно-аналитических групп, создаваемых при Администрации Президента Республики Узбекистан, Олий Мажлисе, Кабинете Министров, министерствах и ведомствах при разработке проектов нормативно-правовых актов и программ, направленных на развитие всех отраслей и сфер.
2. Совершенствование механизмов регулярного ознакомления профессоров-преподавателей и студентов с проектами нормативно-правовых актов и программ, направленных на развитие соответствующих сфер и отраслей. 3. Организация обсуждения среди профессоров-преподавателей и студентов проектов нормативно-правовых актов и программ, направленных на развитие соответствующих сфер и отраслей, представление разработанных предложений.
|
на постоянной основе |
Администрация Президента Республики Узбекистан, Палаты Олий Мажлиса (по согласованию), Кабинет Министров, заинтересованные министерства и ведомства, высшие образовательные учреждения |
|
20. |
Системное изучение и анализ высшими образовательными учреждениями имеющихся проблем и недостатков во всех сферах государственной и общественной жизни. |
1. Разработка механизма системного изучения высшими образовательными учреждениями имеющихся проблем и недостатков во всех сферах государственной и общественной жизни.
|
июль 2018 года |
Высшие образовательные учреждения |
2. Подготовка соответствующих аналитических материалов на основе системного изучения имеющихся проблем и недостатков.
|
на постоянной основе |
|||
IV. ДОВЕДЕНИЕ ВЫСШИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ЧЕРЕЗ ТЕЛЕВИДЕНИЕ И ДРУГИЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ДО ШИРОКИХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ СУТИ И ЗНАЧЕНИЯ ПРОИСХОДЯЩИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ И ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ КОРЕННЫХ РЕФОРМ В ЖИЗНИ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА
|
||||
21. |
Организация через телевидение, радио, газеты, журналы, социальные сети Интернета и активные веб-сайты выступлений по разъяснению сути и значения широкомасштабных реформ, осуществляемых в стране. |
1. Формирование списка ученых и профессоров-преподавателей, потенциально способных освещать суть и значение нормативно-правовых документов в разрезе отраслей.
|
июнь 2018 года |
Министерство высшего и среднего специального образования, министерства и ведомства, имеющие в своем ведении высшие образовательные учреждения, НТРК, Национальное информационное агентство, высшие образовательные учреждения |
2. Разработка и утверждение годового плана-графика по организации выступлений в средствах массовой информации Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, министерств и ведомств, в ведении которых имеются высшие образовательные учреждения по осуществляемым в стране широкомасштабным реформам.
|
июнь 2018 года |
|||
3. Организация на основе годового плана-графика теле-, радиопередач и публикация статей по широкому освещению сути и значения осуществляемых в стране широкомасштабных реформ.
|
на основе планового графика |
|||
22. |
Организация на канале "Узбекистан 24" телепередачи "Мнение профессоров-преподавателей и студентов" для представителей высших образовательных учреждений, освещение в ней сути и значения преобразований в жизни государства и общества, кардинальных реформ, осуществляемых в различных отраслях. |
1. Принятие организационных мер по созданию на телеканале "Узбекистан 24" телепередачи "Мнение профессоров-преподавателей и студентов" для представителей высших образовательных учреждений.
|
август 2018 года |
НТРК, Министерство высшего и среднего специального образования, министерства и ведомства, имеющие в своем ведении высшие образовательные учреждения, высшие образовательные учреждения |
2. Разработка и утверждение плана организации выступлений представителей высших образовательных учреждений в телепередаче "Мнение профессоров-преподавателей и студентов".
|
август 2018 год |
|||
3. Обеспечение участия в телепередаче "Мнение профессоров-преподавателей и студентов" профессоров-преподавателей, студентов, экспертов и специалистов, ведущих свою деятельность в высших образовательных учреждениях.
|
на постоянной основе |
|||
23. |
Организация "Пресс-клуба" в Центре духовности и просвещения Министерства высшего и среднего специального образования, подготовка в нем телепередач и социальных роликов, посвященных освещению сути реформ, передача их через телевидение и Интернет. |
1. Выделение для "Пресс-клуба" помещения в Центре духовности и просвещения Министерства высшего и среднего специального образования и обеспечение его необходимым инвентарем.
|
сентябрь 2018 года |
Министерство высшего и среднего специального образования, НТРК, Министерство финансов, высшие образовательные учреждения |
2. Разработка и утверждение медиаплана созданного "Пресс-клуба".
|
сентябрь 2018 года |
|||
3. Передача подготовленных "Пресс-клубом" медиапродуктов на регулярной основе через Интернет, по телевидению - согласно плану.
|
на постоянной основе |
|||
24. |
Создание на официальном веб-сайте Министерства высшего и среднего специального образования, газетах "Маърифат", "Учитель Узбекистана", "Ёшлар овози", "Молодежь Узбекистана", других газетах рубрики "Реформы под взором высших образовательных учреждений" с регулярным информированием отношения представителей высших образовательных учреждений к проводимым реформам. |
1. Создание на официальном веб-сайте Министерства высшего и среднего специального образования, газетах "Маърифат", "Учитель Узбекистана", "Ёшлар овози", "Молодежь Узбекистана", других газет рубрики "Реформы под взором высших образовательных учреждений".
|
июль 2018 года |
Министерство высшего и среднего специального образования, Агентство по печати и информации, Национальное информационное агентство, высшие образовательные учреждения |
2. Разработка требований к рубрике "Реформы под взором высших образовательных учреждений".
|
июль 2018 года |
|||
3. Обеспечение регулярной публикации статей профессоров-преподавателей, молодых ученых и студентов высших образовательных учреждений под рубрикой "Реформы под взором высших образовательных учреждений".
|
на постоянной основе |
|||
25. |
Регулярное проведение пресс-конференций по разъяснению сути и значения принимаемых нормативно-правовых документов с участием представителей высших образовательных учреждений. |
1. Разработка плана-графика проведения пресс-конференций.
|
июль 2018 года |
Агентство по печати и информации, Национальный пресс-центр, Национальное информационное агентство, НТРК, Министерство высшего и среднего специального образования, высшие образовательные учреждения |
2. Проведение пресс-конференций на основе план-графика, обеспечение широкого участия представителей средств массовой информации. 3. Привлечение на проводимые пресс-конференции специалистов, ученых и профессоров-преподавателей соответствующих направлений.
|
на основе планового графика |
|||
26. |
Организация телепередач, направленных на разъяснение населению, особенно молодежи, сути и значения реформ в системе высшего образования. |
1. Разработка медиаплана телепередач, направленных на разъяснение населению, особенно молодежи, сути и значения осуществляемых реформ в системе высшего образования.
|
июль 2018 года |
Министерство высшего и среднего специального образования, НТРК |
2. Регулярная организация передач на основе медиаплана.
|
на основе медиаплана |
|||
V. ЭФФЕКТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ В ПРАКТИКУ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ИННОВАЦИОННЫХ РАЗРАБОТОК ПРОФЕССОРСКО- ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА, МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ И СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
|
||||
27. |
Направление студентов высших образовательных учреждений в научную деятельность, формирование у них инновационного мышления. |
Разработка проекта программы мер, предусматривающей: 1. Организацию в каждом высшем образовательном учреждении "Группы молодых экспертов" в целях формирования новых идей и инициатив; 2. Организацию учебных занятий на основе внедрения учебных технологий обучения и интерактивных методов, направляющих студентов инновационно мыслить, пересмотреть систему оценки знаний студентов, обратив при этом особое внимание на их способности предлагать на уроках новшества; 3. Внедрение системы создания отдельных групп для наиболее одаренных студентов среди отобранных на протяжении 1-го курса из каждого высшего образовательного учреждения (количество студентов в данных группах определяется высшим образовательным учреждением), организация их обучения со 2-го курса по отдельным учебным планам и программам, целевой прием таких студентов в магистратуру и, таким образом, подготовка квалифицированных кадров для кафедр высших образовательных учреждений.
|
август 2018 года |
Министерство высшего и среднего специального образования, министерства и ведомства, имеющие в своем ведении высшие образовательные учреждения |
28. |
Направление к внедрению в практику результатов научных исследований и инновационных разработок профессоров-преподавателей, молодых ученых и студентов высших образовательных учреждений. |
1. Организация научных исследований профессоров-преподавателей, молодых ученых и студентов высших образовательных учреждений на основе научно-технических проблем отраслей экономики и социальной сферы. 2. Принятие мер по внедрению на практике инновационных разработок профессоров-преподавателей, молодых ученых и студентов высших образовательных учреждений.
|
на постоянной основе |
Высшие образовательные учреждения |
29. |
Создание необходимых условий для всестороннего развития и поддержки инновационных и технологических идей, организация системных работ по повышению инициативности профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов высших образовательных учреждений в разработке инновационных технологий. |
1. Создание необходимых условий для всестороннего развития разработки инновационных и технологических идей. 2. Разработка плана мероприятий в высших образовательных учреждениях по повышению инициативности профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов в разработке инновационных технологий.
|
июль 2018 года |
Министерство инновационного развития, Министерство высшего и среднего специального образования, министерства и ведомства, имеющие в своем ведении высшие образовательные учреждения, высшие образовательные учреждения |
30. |
Всесторонняя поддержка инновационных идей и инициатив молодежи, принятие мер по стимулированию результатов их деятельности. |
1. Разработка положения о нагрудном знаке "Инновацион гоялар етакчиси", вручаемого молодым ученым и студентам, а также инициативным гражданам за достойный вклад в развитие инновационных идей и технологий в стране.
|
август 2018 года |
Министерство инновационного развития, Союз молодежи Узбекистана, Министерство высшего и среднего специального образования, министерства и ведомства, имеющие в своем ведении высшие образовательные учреждения |
2. Ежегодное проведение конкурса инновационных идей и инициатив среди молодых ученых и студентов и организация награждения победителей.
|
ежегодно в мае |
|||
31. |
Организация семинаров, встреч и "круглых столов", посвященных научно-практическим проблемам отраслей экономики и социальной сферы, ориентация научного потенциала высших образовательных учреждений на решение актуальных проблем. |
1. Разработка и утверждение плана проведения семинаров, встреч и "круглых столов" руководства высших образовательных учреждений с руководителями отраслей экономики и социальной сферы, ведущими специалистами и активными предпринимателями по актуальным научным вопросам. 2. Налаживание в высших образовательных учреждениях выполнения выпускных работ, докторских и магистерских диссертаций по научно-практическим темам отраслей экономики и социальной сферы.
|
сентябрь 2018 года |
Высшие образовательные учреждения |
VI. ПОВЫШЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РУКОВОДСТВА ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ВОПРОСАХ АКТИВНОГО УЧАСТИЯ В ПРОЦЕССЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ СТРАНЫ
|
||||
32. |
Определение мер по повышению ответственности за активное участие руководства высших образовательных учреждений в процессах реформирования страны. |
1. Разработка и утверждение отдельной "Дорожной карты" для каждого ректора и проректора высших образовательных учреждений по этому направлению.
|
июнь 2018 года |
Министерство высшего и среднего специального образования, министерства и ведомства, имеющие в своем ведении высшие образовательные учреждения, высшие образовательные учреждения |
2. Контроль за исполнением задач, определенных "Дорожной картой".
|
на постоянной основе |
|||
33. |
Налаживание оценки деятельности руководства высших образовательных учреждений на основе их деятельности в процессе реформирования отраслей экономики и социальной сферы, а также внедрения в практику разработанных ими инновационных идей и предложений. |
1. Разработка и утверждение критериев оценки деятельности руководства высших образовательных учреждений.
|
август 2018 года |
Министерство высшего и среднего специального образования, министерства и ведомства, имеющие в своем ведении высшие образовательные учреждения, Министерство инновационного развития |
2. Проведение оценки эффективности работы высших образовательных учреждений в процессе реформирования отраслей экономики и социальной сферы на основе разработанных критериев оценки.
|
на постоянной основе |
|||
34. |
Формирование и развитие инновационной компетентности у руководящих кадров высших образовательных учреждений. |
Включение в учебные планы курсов повышения квалификации руководящих кадров высших образовательных учреждений тем, направленных на формирование и развитие инновационной компетентности.
|
сентябрь 2018 года |
Министерство высшего и среднего специального образования |
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 6 июня 2018 г.
"Народное слово", 6 июня 2018 г.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
11 июня 2018 г., N 23, ст. 474