Внимание!

Документ утратил силу.
Смотрите подробности в начале документа.


ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Отдельные отрасли экономики / Утратившие силу акты / Транспорт / Иные вопросы /

Государственные требования к подготовке и переподготовке водителей автомототранспортных средств и средств городского электрического транспорта (Приложение N 4 к Постановлению КМ РУз от 31.05.2018 г. N 408)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 4

к Постановлению КМ РУз

от 31.05.2018 г. N 408



ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

к подготовке и переподготовке водителей

автомототранспортных средств и средств

городского электрического транспорта


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящие Государственные требования по подготовке и переподготовке водителей автомототранспортных средств и городского электрического транспорта (далее - Государственные требования) определяют государственные требования, предъявляемые подготовке и переподготовке водителей автомототранспортных средств и городского электротранспорта.


2. Настоящие Государственные требования являются основой для разработки соответствующих учебных планов и программ по дисциплинам, а также иных внутренних документов в сфере подготовки и переподготовки водителей автомототранспортных средств.


3. В настоящих Государственных требованиях используются следующие основные термины:


электронное учебно-методическое пособие с анимационными эффектами и видеоконтентом - интерактивный электронный информационно-образовательный источник (пособие), позволяющий освещать с помощью информационно-коммуникационных технологий материалы по учебным дисциплинам в соответствии с настоящими Государственными требованиями и учебными программами, способствующий эффективному усвоению учебных дисциплин, самостоятельному получению образования водителями автомототранспортных средств и средств городского электрического транспорта, включающий в себя видео, звук, анимацию, тексты и тестовые вопросы, направленный на обеспечение контроля и закрепления знаний, имеющий охватывающий дополнительный материал, обогащающий основное содержание учебных дисциплин, или ссылки на подобные источники;


единая тестовая программа с анимационными эффектами - программа, применяемая в целях систематической проверки на основе справедливости, объективности и прозрачности уровня знаний каждого обучающегося (слушателя) и/или проведения итогового экзамена;


автоматизированная информационная система мониторинга обучения и планирования - информационная база, обеспечивающая организацию, планирование, осуществление и оформление результатов учебного процесса, направленного на повышение уровня освоения обучающимися (слушателями) учебных занятий;


подробные технологические карты с инструкциями по использованию различных педагогических технологий - учебное издание, представляющее собой пособие в форме книги, в котором подробно изложены конкретные методические указания о методах эффективного обучения в разрезе каждой темы, целях каждого учебного занятия, средствах, используемых в учебном процессе, и приемах их правильного использования, о содержании учебного курса, практических занятиях, дополнительных заданиях и других.



ГЛАВА 2. СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ


4. Государственные требования применяются для организационного и методического обеспечения процесса обучения в области подготовки и переподготовки водителей автомототранспортных средств и городского электрического транспорта (далее водители автомототранспортных средств) и регламентируют:

структуру системы по подготовке и переподготовке водителей автомототранспортных средств;

основные формы, классификацию и порядок проведения подготовки и переподготовки водителей автомототранспортных средств;

общие требования к содержанию и качеству подготовки и переподготовки водителей автомототранспортных средств;

общие требования к учебным, учебно-методическим и мультимедийным пособиям, разработкам в системе подготовки и переподготовки водителей автомототранспортных средств;

требования, предъявляемые к материально-технической базе системы подготовки и переподготовки водителей автомототранспортных средств;

объем учебной нагрузки курсов подготовки и переподготовки водителей автомототранспортных средств;

требования, предъявляемые к педагогическим кадрам в системе подготовки и переподготовки водителей автомототранспортных средств;

требования к подготовке обучающихся (слушателей) при подготовке и переподготовке водителей автомототранспортных средств;

требования по оценке качества подготовки и переподготовки водителей автомототранспортных средств.



ГЛАВА 3. ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ

ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ.

КЛАССИФИКАЦИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ


5. Подготовка и переподготовка водителей автомототранспортных средств обеспечивается посредством следующих форм обучения:

непосредственная подготовка и переподготовка водителей в государственных учреждениях, в том числе юридическими лицами, занимающимися оказанием негосударственных образовательных услуг в данной сфере;

организация учебных курсов по подготовке и переподготовке на местах.


6. Непосредственное обучение в учебных организациях в системе подготовки и переподготовки - одна из форм подготовки и переподготовки водителей автомототранспортных средств.


7. Учебные организации:

привлекают для проведения учебной и научно-методической работы, консультаций высококвалифицированных специалистов и педагогов на постоянной или договорной основе;

для организации и проведения работы и научных исследований, направленных на совершенствование правил дорожного движения, правил управления дорожным движением, повышение безопасности дорожного движения, качества управления дорожно-транспортными потоками, культуры водителей, культуры безопасного вождения автомототранспортных средств, культуры общения с пассажирами, обеспечение безопасности грузопассажирских перевозок, заключают соответствующие договоры и осуществляют сотрудничество с ведущими компаниями, образовательными и научно-исследовательскими учреждениями, в том числе зарубежными.


8. Организация учебных курсов по подготовке и переподготовки на местах осуществляется в помещениях, специально оборудованных и отвечающих требованиям пожарной безопасности и санитарных норм, в полном соответствии с требованиями, установленными законодательством, и в целях удобства для слушателей.


9. Подготовка и переподготовка слушателей осуществляются в учебных организациях посредством следующих учебных курсов по:

подготовке водителей мототранспортных средств категории "А";

подготовке водителей автотранспортных средств категории "В";

подготовке водителей автотранспортных средств категории "В" и "С";

подготовке водителей автотранспортных средств категории "С";

переподготовке водителей автотранспортных средств категории "В", "D", "В" и "D" на категорию "С";

переподготовке водителей автотранспортных средств категории "В", "С", "В" и "С" на категорию "D";

переподготовке водителей автотранспортных средств категории "В" на категорию "ВЕ";

переподготовке водителей автотранспортных средств категории "С" или "В" и "С" на категорию "СЕ";

переподготовке водителей автотранспортных средств категории "D", "В" и "D", "С" и "D" или "В", "С" и "D" на категорию "DЕ";

переподготовке инструкторов по практическому вождению автотранспортных средств (далее - инструкторы).


10. Подготовка и переподготовка водителей автотранспортных средств осуществляется в следующих формах:

подготовка и переподготовка водителей в группах с отрывом от производства;

подготовка и переподготовка водителей в группах с частичным отрывом от производства;

подготовка и переподготовка водителей в группах без отрыва от производства.


11. Существуют следующие виды подготовки и переподготовки водителей автомототранспортных средств:

курсы подготовки водителей мототранспортных средств категории "А";

курсы подготовки водителей автотранспортных средств категории "В";

курсы подготовки водителей автотранспортных средств категории "В" и "С";

курсы подготовки водителей автотранспортных средств категории "С";

курсы переподготовки водителей автотранспортных средств категории "В", "D", "В" и "D" на категорию "С";

курсы переподготовки водителей автотранспортных средств категории "В", "С", "В" и "С" на категорию "D";

курсы переподготовки водителей автотранспортных средств категории "В", на категорию "ВЕ";

курсы переподготовки водителей автотранспортных средств категории "С" или "В" и "С" на категорию "СЕ";

курсы переподготовки водителей автотранспортных средств категории "D", "В" и "D", "С" и "D" или "В", "С" и "D" на категорию "DЕ";

курсы переподготовки инструкторов.


12. Учебные организации по окончании обучения по подготовке и переподготовке водителей автотранспортных средств выдают успешно завершившим курсы слушателям сертификаты об окончании обучения по установленной форме и утвержденному образцу.


13. Учебные группы курсов по подготовке и переподготовке формируются из числа слушателей, обучающихся по направлениям подготовки водителей автомототранспортных средств.


14. По итогам курсов подготовки и переподготовки водителей автомототранспортных средств слушатели сдают итоговый экзамен (в письменной форме или тестовые задания) и на владение практическими навыками управления автомототранспортными средствами.


15. При успешном прохождении курсов подготовки и переподготовки водителей автомототранспортных средств слушателям выдается сертификат об окончании курсов по утвержденной форме в установленном порядке.



ГЛАВА 4. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ

К СОДЕРЖАНИЮ, И КАЧЕСТВУ ПОДГОТОВКИ

И ПЕРЕПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ

АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ


16. Государственная инспекция по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан, исходя из складывающейся конъюнктуры спроса и предложений на рынке, требований законов Республики Узбекистан, указов и постановлений Президента Республики Узбекистан и соответствующих постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан, формирует необходимый объем, уровень и содержание обучения, определяет требования и условия подготовки и переподготовки водителей автомототранспортных средств.


17. Содержание подготовки и переподготовки водителей автомототранспортных средств направлено на обеспечение непрерывного роста профессионального мастерства, глубокое овладение профессиональными знаниями, квалификацией и практическими навыками в соответствии с настоящими Государственными требованиями.


18. Организация курсов по подготовке и переподготовке водителей автомототранспортных средств осуществляется в учебных группах с численностью слушателей до 25 человек.


19. Качество подготовки и переподготовки водителей автомототранспортных средств определяется соответствием необходимого и достаточного уровня подготовки обучающихся (слушателей), их знаний, практических навыков предъявляемым к водителям квалификационным требованиям.


20. Требования к содержанию и качеству подготовки и переподготовки водителей автомототранспортных средств определяются соответствующей учебной программой.


21. В целях совершенствования учебного процесса по подготовке и переподготовке водителей автомототранспортных средств учебные организации разрабатывают и утверждают учебные планы и программы дисциплин в соответствии с настоящими Государственными требованиями.


22. Учебные планы и программы дисциплин, разработанные и утвержденные учебными организациями, осуществляющими деятельность по оказанию услуг в сфере подготовки и переподготовки водителей автомототранспортных средств, включают:

учебные планы и программы дисциплин по подготовке водителей автомототранспортных средств соответствующих категорий;

учебные планы и программы дисциплин по переподготовке водителей автомототранспортных средств соответствующих категорий.


23. Учебно-методическая система, используемая на праве владения (использования) или разработанная (созданная) учебными организациями, осуществляющими деятельность по оказанию услуг в сфере подготовки и переподготовки водителей автомототранспортных средств, предусматривает:

внедрение в учебный процесс автоматизированной информационной системы, позволяющей осуществлять мониторинг и планирование обучения;

обеспечение каждого обучающегося (слушателя) электронными учебно-методическими пособиями с трехмерными анимационными эффектами и видеоконтентом, охватывающими весь учебный процесс и соответствующими государственным требованиям;

учебные программы каждого преподавателя с подробными технологическими картами, включающими в себя инструкции по использованию различных педагогических технологий;

планы работ и рабочие программы по дисциплинам, созданные на основе учебных планов и программ дисциплин по подготовке и переподготовке водителей автомототранспортных средств различных категорий;

разработки по проведению текущего, промежуточного и итогового контролей, утвержденные руководителями учебных организаций.



ГЛАВА 5. ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ СИСТЕМЫ

ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ

АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ


24. Материально-техническая база учебных организаций, осуществляющих подготовку и переподготовку водителей всех видов автомототранспортных средств, должна соответствовать следующим требованиям:

наличие учебных кабинетов и необходимого оборудования;

обеспеченность специальным оборудованием и наглядными пособиями;

оснащенность современными техническими средствами;

обеспеченность учебными транспортными средствами.


25. Общие требования к учебным кабинетам и их оснащенности необходимым оборудованием:

наличие двух и более аудиторий с площадью не менее 40 кв. м каждая, расположенных на одной территории;

наличие в каждой аудитории видеопроектора, монитора или телевизора диагональю не менее 50 дюймов, компьютера, системы аудио- и видеонаблюдения, наглядных пособий по правилам дорожного движения, а также системы записи для обеспечения прозрачности учебного процесса и итогового тестирования;

наличие отдельной аудитории для оценки знаний обучающихся (слушателей) по текущему, промежуточному, итоговому контролям, оборудованной компьютерами, обеспеченными единой тестовой программой с анимационными эффектами;

наличие в учебных аудиториях количество столов и стульев (ученические стулья) не менее количества обучающихся (слушателей) в учебных группах;

соблюдение нормативов и требований к санитарно-гигиеническому состоянию учебных аудиторий, освещенности и наличию отопления в зимний период, соблюдение санитарных норм и правил;

готовность учебных аудиторий к проведению занятий по подготовке и переподготовке водителей автомототранспортных средств определенных категорий;

обеспеченность учебно-методическими и другими разработками для проведения занятий по подготовке и переподготовке водителей автомототранспортных средств определенных категорий.


26. Требования к наличию необходимого оборудования и оснащенности учебных аудиторий для проведения занятий по правилам дорожного движения, основам безопасности дорожного движения и оказания первой помощи:

дорожные знаки и наглядные учебно-методические пособия по их использованию, разнообразные изображения перекрестков и оживленных магистралей на металлической основе для преподавателей, а также используемые для решения различных вопросов в отношении транспортных средств комплекты магнитных макетов упреждающих знаков, светофоров и других дорожных знаков;

для обучающихся (слушателей) чертежи перекрестков и площадок (похожие на изображения у преподавателя), транспортные средства для отображения направления транспортных средств и решения задач, не менее 3 комплектов макетов светофора и дорожных знаков;

единые макеты или трехмерные электронные геометрические модели средств регулирования дорожного движения (светофор, дорожные знаки), жилых районов с опасными перекрестками и площадками, железнодорожными переездами и т.п., наглядные учебные пособия по сигналам регулировщика;

наглядные учебные пособия по расположению транспортных средств на проезжей части, проезду через железнодорожные переезды, очередности движения, перевозки пассажиров и грузов, опознавательным и предупреждающим знакам, оснащение регулирующими знаками;

наглядные учебные пособия по теории автомобильного движения и психофизиологическим основам управления автомобилем;

наглядные учебные пособия по технике безопасности управления автомобилем в различных дорожных и гидрометеорологических условиях;

чертежи механизмов и приборов, влияющих на безопасность движения автомобилей (автобусов);

наглядные учебные пособия по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях и состав аптечки водителя.


27. Учебная аудитория по правилам дорожного движения, основам безопасности дорожного движения и оказания первой медицинской помощи дополнительно оборудуется автотренажером.

Автотренажер, используемый в учебном процессе, должен обеспечивать:

закрепление навыков правильной посадки и высадки водителя из транспортного средства;

ознакомление со средствами управления и контрольно-измерительными приборами;

начальные навыки вождения;

различные ситуации управления транспортным средством.


28. Требования к оборудованию учебных аудиторий по строению автомототранспортных средств, основам их эксплуатации, техническому (сервисному) обслуживанию и охране труда:

наличие основных деталей устройства изучаемого транспортного средства (двигатель, сцепление, коробка передач, механизмы переднего, среднего и заднего моста) или их трехмерной электронной геометрической модели;

наличие некоторых механизмов, компонентов и частей изучаемых транспортных средств или их трехмерной электронной геометрической модели;

наличие стендов с режимами работы двигателя, механизмами кривошип - шатун и распределения газа, системами смазки, охлаждения, подачи и зажигания или их трехмерной электронной геометрической модели;

правильное местоположение автотранспортных предприятий, транспортных средств и открытых мест двигателей с различными способами нагревания для обеспечения технологического процесса по техническому (сервисному) обслуживанию транспортных средств, схематической структуры централизованного управления автомобильными перевозками грузов;

наличие сборника образцов акта приема-сдачи автомобиля, путевого листа, товаротранспортной накладной, заявления о проведении текущего ремонта автомобиля, заявки на приобретение запасных частей и материалов, остановки автомобиля, оформления акта о недостачи веса груза, пособия по охране труда во время погрузки грузов и разгрузки автомобильных средств;

наличие стендов с образцами инструментов и приборов, средств индивидуальной защиты и специальной одежды для технического (сервисного) обслуживания транспортных средств;

наличие стендов о техническом (сервисном) обслуживании транспортных средств;

наличие аптечки и средств противопожарной защиты.


29. Требования к оснащению учебной аудитории для проведения практических занятий по устройству автотранспортных средств, основам их эксплуатации, техническому обслуживанию (сервису) и охране труда:

оснащенность механизмами, частями и устройствами изучаемого транспортного средства, с учетом проведения групповых занятий по каждой теме;

наличие набора устройств и инструментов, используемых для проведения работ по сборке и разборке.


30. Требования к оборудованию учебных транспортных средств:

оснащенность механизмами сцепления (за исключением транспортного средства с автоматической коробкой передач) и дополнительными тормозами;

оснащенность дополнительными зеркалами заднего вида для инструктора;

оснащенность опознавательным знаком "Учебное транспортное средство".


31. Практические занятия по вождению мототранспортных средств категории "А" проводятся в закрытых помещениях или автодромах, в связи с чем мототранспорт в этой категории не требует установки дополнительного оборудования.


32. Учебные транспортные средства для людей с ограниченными возможностями должны быть оснащены ручными или другими средствами контроля.


33. Учебные транспортные средства в установленном порядке подлежат регистрации в местных отделениях ГАИ.


34. Требования по оборудованию закрытых площадок для проведения практических занятий по управлению автомототранспортными средствами:

поверхность закрытой площадки должна быть плоской с твердым покрытием;

наклонный участок должен иметь продольный уклон не менее 16 процентов (использование колейной эстакады не допускается);

наличие места для стоянки транспортных средств (боксы);

наличие участков для поворота и разворота;

наличие участков со змейкой.


35. Требования по оборудованию автодромов для проведения практических занятий по управлению автомототранспортными средствами:

поверхность автодрома должна быть плоской с твердым покрытием, а также иметь технические средства для обеспечения круглогодичного движения;

наклонный участок должен иметь продольный уклон не менее 16 процентов (использование колейной эстакады не допускается);

наличие места для стоянки транспортных средств (боксы);

наличие участков для поворота и разворота;

наличие участков со змейкой.

В целях создания аналогичных условий движения автодром оборудуется перекрестками, пешеходными переходами и железнодорожными переездами, а также дорожными знаками, разметкой и светофорами в соответствии с государственными стандартами.


36. Размеры автодрома и организация технических средств по подготовке и переподготовке водителей автомототранспортных средств должны быть рассчитаны с учетом габаритов автотранспорта и движущей силы транспортного средства для каждого из упражнений, которые должны выполняться водителями при сдаче экзаменов на право управлять различными видами автомобильных транспортных средств.


37. Общие требования к направлениям обучения управлению автомототранспортными средствами:

каждое направление по обучению управлению автомототранспортными средствами должно включать в себя разметку дорог, дорожные знаки, светофоры и другие элементы дорог, позволяющие слушателям в полном объеме выполнять задания, предусмотренные в утвержденных учебных планах и программах дисциплин по подготовке и переподготовке водителей автомототранспортных средств;

все направления обучения управлению автомототранспортными средствами должны быть согласованы с местными отделениями ГАИ;

в зависимости от местных условий необходимое количество маршрутов для обучения управлению автомототранспортными средствами должно быть не менее двух. При этом оформляются карты маршрутов для каждого направления обучения управлению автомототранспортными средствами и им присваивается порядковый номер.


38. Для обеспечения выполнения в полном объеме заданий, содержащихся в утвержденных учебных планах и программах дисциплин, направления по подготовке и переподготовке водителей автомототранспортных средств должны предусматривать следующее:

пересечение регулируемых перекрестков;

пересечение перекрестков с неравнозначными дорогами;

пересечение перекрестков с равнозначными дорогами;

поворот налево или направо, разворот на перекрестках;

поворот за перекрестком;

пересечение железнодорожного пути;

перестраивание на дорогах с двумя или более полосами движения в одном направлении;

совершение обгона;

переезд пешеходных переходов и мест остановок линейного транспорта.



ГЛАВА 6. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ КУРСОВ

ПО ПОДГОТОВКЕ И ПЕРЕПОДГОТОВКЕ ВОДИТЕЛЕЙ

АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ


39. Независимо от формы организации занятий курсов по подготовке и переподготовке водителей автомототранспортных средств, недельный объем общей учебной нагрузки составляет не более 54 часов, исходя из выполнения учебной нагрузки объем ежедневных аудиторных теоретических и практических занятий - до 6 часов, недельный объем определен до 36 часов. Остальные часы выделяются для самостоятельных занятий.

Продолжительность пары уроков всех видов занятий устанавливается 80 минут.


40. Определение ежедневного объема практических занятий по управлению автомототранспортными средствами для каждого инструктора осуществляется в соответствии с законом.


41. Исходя из утвержденных учебных планов и предметных программ, учебная нагрузка для подготовки и переподготовки водителей автомототранспортных средств по теоретическим и практическим занятиям, а также практическим занятиям по вождению устанавливается отдельно для каждой категории и в следующих объемах, в том числе срок обучения курса:

по подготовке водителей мототранспортных средств категории "А" устанавливается продолжительностью не менее 8 недель, с распределением учебной нагрузки - не менее 160 часов аудиторных занятий, 15 часов практических занятий по вождению автотранспортных средств категории "А", 12 часов итогового контроля;

по подготовке водителей автотранспортных средств категорий "В" устанавливается продолжительностью не менее 10 недель, с распределением учебной нагрузки - не менее 170 часов аудиторных занятий, 52 часов практических занятий по вождению автотранспортных средств категории "В", 12 часов итогового контроля;

по подготовке водителей автотранспортных средств категорий "С" устанавливается продолжительностью не менее 13 недель, с распределением учебной нагрузки - не менее 208 часов аудиторных занятий, 54 часов практических занятий по вождению автотранспортных средств категории "С", 12 часов итогового контроля;

по подготовке водителей автотранспортных средств категорий "В" "С" устанавливается продолжительностью не менее 15 недель, с распределением учебной нагрузки - не менее 240 часов аудиторных занятий, 56 часов практических занятий по вождению автотранспортных средств категории "ВС", 12 часов итогового контроля;

по переподготовке водителей автотранспортных средств категорий "В" устанавливается продолжительностью не менее 6 недель, с распределением учебной нагрузки - не менее 84 часов аудиторных занятий, 15 часов практических занятий по вождению автотранспортных средств категории "В", 12 часов итогового контроля;

по переподготовке водителей автотранспортных средств категорий "С" устанавливается продолжительностью не менее 8 недель, с распределением учебной нагрузки - не менее 112 часов аудиторных занятий, 15 часов практических занятий по вождению автотранспортных средств категории "С", 12 часов итогового контроля;

по переподготовке водителей автотранспортных средств категорий "D" устанавливается продолжительностью не менее 12 недель, с распределением учебной нагрузки - не менее 176 часов аудиторных занятий, 50 часов практических занятий по вождению автотранспортных средств категории "D", 12 часов итогового контроля;

по переподготовке водителей автотранспортных средств категории "В" на категорию "ВЕ" устанавливается продолжительностью не менее 8 недель, с распределением учебной нагрузки - не менее 108 часов аудиторных занятий, 12 часов практических занятий по вождению автотранспортных средств категории "ВЕ", 12 часов итогового контроля;

по переподготовке водителей автотранспортных средств категории "С" или "В" и "С" на категорию "СЕ" устанавливается продолжительностью не менее 8 недель, с распределением учебной нагрузки - не менее 112 часов аудиторных занятий, 15 часов практических занятий по вождению автотранспортных средств категории "СЕ", 12 часов итогового контроля;

по переподготовке водителей автотранспортных средств категории "D", "В" и "D", "С" и "В" или "В", "С" и "D" на категорию "DЕ" устанавливается продолжительностью не менее 8 недель, с распределением учебной нагрузки - не менее 120 часов аудиторных занятий, 18 часов практических занятий по вождению автотранспортных средств категории "DЕ";

по подготовке инструкторов "Методы обучения управлению автомототранспортными средствами" устанавливается продолжительностью не менее 2 недель, с распределением учебной нагрузки - не менее 70 часов аудиторных занятий, 20 часов практических занятий по вождению, 6 часов итогового контроля.


42. В целях совершенствования подготовки обучающихся (слушателей) и повышения эффективности процесса обучения во внеурочное время организуется самостоятельная работа обучающихся (слушателей). Задачей самостоятельного образования является закрепление умения самостоятельно:

овладевать навыками освоения новых знаний;

работать с электронными учебно-методическими пособиями и мультимедийной литературой;

найти адекватное рациональное решение на интернет-ресурсах;

выполнять домашние задания, используя учебно-методические пособия.


43. До 30 процентов от аудиторных часов от общего объема учебной нагрузки по всем направлениям подготовки и переподготовки водителей всех категорий отводится для самостоятельного образования.


44. В учебных организациях для самостоятельной работы обучающихся (слушателей) обеспечивается возможность работы во внеаудиторное время.

В целях формирования и закрепления навыков самостоятельного усвоения новых знаний учебная организация обеспечивает каждого обучающегося (слушателя) электронными учебно-методическими пособиями, включая имеющие анимационные эффекты и видеоконтенты, которые охватывают весь процесс обучения.


45. Преподаватели, давая указания и задания обучающимся посредством электронных учебно-методических пособий, содержащих в себе анимационные эффекты и видеоконтенты, осуществляют контроль за решением слушателями поставленных задач по освоению знаний, навыков, квалификаций и компетенций, предусмотренных в образовательных программах.



ГЛАВА 7. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНО-

МЕТОДИЧЕСКИМ И МУЛЬТИМЕДИЙНЫМ ПОСОБИЯМ,

РАЗРАБОТКАМ И СИСТЕМАМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМ

В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ

ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ


46. В целях обеспечения эффективной организации, осуществления и контроля учебного процесса в системе подготовки и переподготовки водителей автомототранспортных средств могут использоваться мультимедийные пособия, технологические карты, учебно-методические пособия в виде информационных, единых тестирующих программ и записывающих систем, другие информационно-мультимедийные средства, разработки, системы и т.д.


47. В процессе обучения и итогового контроля учебные организации широко применяют электронное учебно-методическое пособие с анимационными эффектами и видеоконтентами - интерактивный электронный информационно-образовательный источник (пособие), позволяющий освещать с помощью информационно-коммуникационных технологий материалы по учебным дисциплинам в соответствии с настоящими Государственными требованиями и учебными программами, способствующий эффективному усвоению учебных дисциплин, самостоятельному получению образования водителями автомототранспортных средств и средств городского электрического транспорта, включающий в себя видео, звук, анимацию, тексты и тестовые вопросы, направленный на обеспечение контроля и закрепления знаний, имеющий охватывающий дополнительный материал, обогащающий основное содержание учебных дисциплин, или ссылки на подобные источники.


48. Каждый обучающийся (слушатель) обеспечивается в рамках организации и осуществления учебного процесса в системе подготовки и переподготовки водителей автомототранспортных средств анимационными эффектами, полностью охватывающими учебный процесс и видеоконтентами по учебно-методическим пособиям.


49. Основные требования, предъявляемые к электронным учебно-методическим пособиям, содержащим анимационные эффекты и видеоконтенты, охватывающие учебный процесс:

наличие электронных учебно-методических пособий, созданных в Узбекистане и разработанных для ЭВМ программ, имеющих свидетельство о регистрации;

наличие свидетельства для электронных учебно-методических пособий, выдаваемого на соответствие требованиям к учебной литературе в системе Министерства высшего и среднего специального образования;

содержание разделов по правилам дорожного движения, безопасного управления автомототранспортными средствами, основам безопасности движения и оказания первой медицинской помощи;

наличие анимационных контентов в объеме не менее 10 процентов аудиторных часов, предусмотренных учебным планом, по правилам дорожного движения, безопасности управления автомототранспортным средством, основам безопасности движения, по ремонту автомототранспортных средств и оказание услуг по техническому обслуживанию (сервиса), а также оказанию первой медицинской помощи;

внедрение в процесс производственной процедуры функции обратной связи;

в целях самостоятельной работы слушателя - наличие сетевой системы в локальных и учебных комнатах (аудиториях) для совместной работы со слушателями;

предоставление возможности работы на русском и узбекском языках, в том числе с использованием алфавита узбекского языка на кириллице и в латинской графике;

сохранение в памяти не менее 700 тестовых заданий, имея в виду при этом содержание в объеме не менее одной третьей части анимационных эффектов по тестовым заданиям и связанных с тестовым заданием изображений дорожных знаков.


50. Внедрение мониторинга в процесс обучения, направленного на повышение успеваемости и его планирование (единая автоматизированная информационная система, включающая организацию процесса обучения, направленной на повышение усвоения слушателями занятий по программе, их планировании, осуществление, а также официальное оформление результатов).


51. Учебные организации должны иметь единую автоматизированную информационную систему, включающую в себя организацию, планирование и официальное оформление результатов учебного процесса, направленную на повышение усвоения обучающимися (слушателями) учебных занятий.


52. К автоматизированной информационной системе мониторинга и планирования обучения, направленной на повышение качества и уровня усвоения занятий, предъявляются следующие требования:

охват всех стадий учебного процесса;

наличие данных об обучающихся (слушателях), в том числе Ф.И.О. обучающегося (слушателя), сведений о месте его работы, должности, сроке обучения, посещении занятий, усвоении учебных занятий и результатах выпускного экзамена (испытательных тестов);

наличие сведений о преподавателях;

внедрение расписания учебных занятий, в том числе расписания выездных учебных занятий.


53. Учебные организации должны иметь в своем распоряжении подробные технологические карты, включающие в себя инструкции по использованию различных педагогических технологий (учебное издание в книжной форме, где приведены методика эффективного преподавания каждой темы, другие методические указания по организации проведения занятий в интересной форме, четко изложены цели каждого занятия, используемые в ходе занятий средства и способы их применения, содержание занятия, практические занятия, дополнительные задания и иные методические указания).


54. Учебные организации должны обеспечить каждого преподавателя подробными технологическими картами, включающими в себя учебные программы, различные педагогические инструкции.


55. Разработка технологических карт осуществляется на основе следующих принципов:

соблюдение при разработке основных принципов государственной политики в сфере образования;

учет умственных и физических способностей, возраста, психофизиологических особенностей, уровня знаний, интересов и дееспособности обучающихся (слушателей);

предоставление необходимого объема знаний и умений, определенного настоящими Государственными требованиями к подготовке и переподготовке водителей автомототранспорта, направленность на развитие навыков независимого творческого мышления, организаторских способностей и практического опыта обучающихся (слушателей).


56. Требования к разработке технологических карт:

а) дидактические требования:

обеспечение полного усвоения учебных материалов обучающимися (слушателями);

служить не целям информирования, а разъяснять суть учебного предмета;

интересное, краткое и дифференцированное изложение;

изображения в виде рисунков должны быть иллюстрированы картами, рисунками, схемами, таблицами, диаграммами и фотоизображениями;

б) научно-методические требования:

отображение последних достижений науки и техники;

обеспечение единства содержания тем;

соблюдение логической последовательности и непрерывности;

обогащение соответствующими иллюстрациями, не противоречащими национальной идее и менталитету народа Узбекистана;

четкое изложение вопросов и заданий;

предусматривать использование педагогических технологий в обучении обучающихся (слушателей) мышлению, письму, изображению, черчению, счету, выполнению практических работ, проведению экспериментов;

недопущение выражения одного и того же понятия двумя терминами, неясностей в отображении дат;

в) педагогическо-психологические требования:

направленность на полное удовлетворение потребностей обучающихся (слушателей) с учетом научно обоснованной информации, признанной широкой общественностью, уровня знаний, способности к запоминанию и мышлению, пониманию сути событий и явлений, а также развитие практических интересов, стремления к получению знаний и занятию практической деятельностью;

представление тем в соответствии с возрастом и психофизиологическими особенностями обучающихся, их доступное изложение с учетом известных фактов, понятий, правил и межпредметной связи;

необходимо учитывать способности обучающихся (слушателей) к восприятию новшеств, степень усвоения ими ранее полученных знаний;

г) эстетические требования:

пробуждать у обучающегося (слушателя) определенное положительное впечатление и заинтересованность в дальнейшем повышении квалификации в выбранном направлении;

выделение разделов, глав, параграфов и текстов тем разными формами и цветами, обеспечение соразмерности;

рисунки и изображения должны соответствовать эстетическим требованиям, излагаться точно и ясно;

д) гигиенические требования:

рисунки и иллюстрации должны соответствовать нормам, правилам санитарии и нормативам гигиены;

размер букв и качество бумаги (их вес, плотность, белизна и прозрачность) должны отвечать требованиям, установленным постановлением Кабинета Министров от 3 июня 2015 г. N 146 "Об утверждении Общего технического регламента о безопасной полиграфической продукции для образовательных учреждений".


57. Разработка технологических карт осуществляется в соответствии с законодательством и настоящими Государственными требованиями.



ГЛАВА 8. ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КАДРАМ

В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ

ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОТОТРАНСПОРТА


58. Выбор состава преподавателей и специалистов для подготовки и переподготовки водителей автомототранспорта осуществляется в соответствии с основными критериями.


59. Требования к образованию, специализации и личным качествам преподавателей:

наличие у лиц, преподающих по дисциплине "устройство автомототранспортных средств и их техническое обслуживание", высшего или среднее специального образования по автотранспортной специальности;

наличие у лиц, преподающих по дисциплинам "правила дорожного движения", "основы вождения автомототранспорта" и "безопасность дорожного движения", дополнительно водительского удостоверения на право управления автомототранспортным средством;

наличие у лиц, преподающих по дисциплине "оказание первой помощи в дорожно-транспортных происшествиях", высшего или среднего специального образования по медицинской специализации или квалификации инструктора (парамедика) по дисциплине "Оказание скорой медицинской помощи" и сертификата, дающего право преподавать этот курс в учебных заведениях, осуществляющих подготовку лиц по управлению автотранспортными средствами;

наличие способностей к формированию у обучающихся прочных знаний в области правил дорожного движения, управления дорожным движением, безопасности дорожного движения, управления потоком транспорта на дорогах, водительской культуры, культуры безопасного управления автотранспортным средством, культуры общения с пассажирами, безопасного осуществления перевозки пассажиров и грузов, оказания первой помощи при дорожно-транспортных происшествиях, устройству транспортных средств, их технического обслуживания, эксплуатации, формирования профессиональных навыков, основ теории и практики принятия решений по управлению автотранспортными средствами, сфере совершенствования правовых и законодательных основ регулирования правил дорожного движения и безопасности дорожного движения;

наличие у преподавателей способностей и навыков по составлению собственных учебных планов и программ в соответствии с государственными образовательными стандартами, современными международными образовательными стандартами, а также рациональному использованию передовых педагогических, информационно-коммуникационных и инновационных технологий;

наличие необходимой квалификации для организации учебного процесса по образовательным программам (практические задания, работа в малых группах, анализ сложных дорожных ситуаций и т.п.);

наличие навыков мастерства свободной работы в системах информационно-коммуникационных технологий;

обеспечение высокой эффективности образовательного процесса, развитие у обучающихся инициативности, творческих способностей и стремления к самостоятельному поиску;

наличие навыков проведения научных, фундаментальных и внедренческих исследований по актуальным проблемам правил дорожного движения, безопасности дорожного движения, управления потоком транспорта на дорогах, водительской культуры, культуры безопасного управления автотранспортным средством, культуры общения с пассажирами, безопасного осуществления перевозки пассажиров и грузов, оказания первой помощи при дорожно-транспортных происшествиях, устройству транспортных средств, их технического обслуживания, эксплуатации, разработки предложений по внедрению в производство современных инновационных технологий.

Преподаватель не реже одного раза в три года должен повышать свою квалификацию по специальным программам.


60. Требования, предъявляемые к инструктору:

наличие образование не ниже среднего;

наличие водительского удостоверения на право управления автомототранспортным средством соответствующей категории и трехлетнего (по транспортному средству категории "D" - пятилетний) стажа по управлению автомототранспортным средством соответствующей категории;

наличие свидетельства об окончании курсов по методике обучения управлению автомототранспортным средством.

Инструктор должен не реже одного раза в три года проходить повышение квалификации по специальным программам и сдавать квалификационные экзамены.


61. Инструктор обязан знать и уметь следующее:

планирование, организация и осуществление деятельности по обучению управлению транспортным средством;

проведение занятий на тренажерах и учебном транспортном средстве с целью совершенствования и закрепления навыков управления;

проведение занятий по ежедневному содержанию транспортного средства;

проверка технического состояния и оснащение транспортного средства;

оценивать проверку промежуточного и итогового контроля;

точно выбирать цель, суть, метод и средства занятия;

отбирать современные учебно-методические пособия и использовать их на занятиях;

изучать, оценивать и применять современные информационные и педагогические технологии в образовании;

обеспечивать соблюдение норм противопожарной безопасности, безопасности труда и санитарии;

обеспечивать безопасность обучающегося лица и транспортного средства;

проводить своевременное и качественное техническое обслуживание транспортного средства.


62. Инструктор должен:

знать функции, расположение и принципы работы основных механизмов и систем транспортного средства;

знать требование к соблюдению правил дорожного движения, правил безопасного управления транспортным средством;

уметь безопасно управлять транспортным средством в различных дорожных и погодных условиях;

уметь управлять своим эмоциональным состоянием;

проводить осмотр транспортного средства перед выходом в путь и контролировать техническое состояние транспортного средства в процессе движения;

знать правила перевозок пассажиров и грузов;

уметь заправлять транспортное средство горюче-смазочными материалами и другими жидкостями с соблюдением современных экологических требований;

уметь обеспечивать прием, размещение и перевозку грузов, безопасную посадку пассажиров на транспортное средство и сход с него, их перевозку;

знать правила приема, оформления и сдачи путевых листов и других транспортных документов;

знать правила использования технических средств контроля движения, диспетчерской связи и тахографа;

знать правила и нормы охраны труда и техники безопасности, требования режима труда и отдыха;

знать последовательность и способы оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

уметь осуществлять срочную эвакуацию пассажиров при чрезвычайных ситуациях;

знать порядок устранения с соблюдением требований техники безопасности возникших при эксплуатации мелких неисправностей, не связанных с разборкой частей и агрегатов транспортного средства;

своевременно обращаться к специалистам для устранения возникших неисправностей;

обеспечить соблюдение правил техники безопасности при техническом содержании транспортных средств, погрузке и выгрузке грузов, порядка устранения неисправностей и технического обслуживания и работы с используемыми материалами;

нести ответственность, установленную за несоблюдение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и загрязнение окружающей среды;

совершенствовать свои навыки по управлению транспортным средством.



ГЛАВА 9. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОБУЧАЮЩИМСЯ

(СЛУШАТЕЛЯМ) ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПЕРЕПОДГОТОВКЕ

ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ


63. Требования, предъявляемые к слушателям курсов по подготовке и переподготовке водителей автомототранспортных средств:

соответствие по состоянию здоровья специальным медицинским требованиям;

наличие образования не ниже общего среднего;

достижение лицами, допущенными к учебным занятиям, к окончанию срока обучения для получения права на управление мототранспортными средствами категории "А" - 16 лет, для получения права на управление транспортными средствами категории "В", "В" и "С" - 18 лет, для получения права на управление транспортными средствами категории "D" - 21 года, для категорий "ВЕ", "СЕ" и "DЕ" - наличие водительского стажа не менее двенадцати месяцев по управлению транспортными средствами категорий "В", "В" и "С", "С", "D".


64. Водитель мототранспортного средства категории "А" должен уметь:

с соблюдением правил дорожного движения безопасно управлять транспортным средством в различных дорожных и погодных условиях;

управлять своим эмоциональным состоянием и уважать права других участников дорожного движения;

проводить осмотр транспортного средства перед выходом в путь и контролировать техническое состояние транспортного средства в процессе движения;

надевать, приспосабливать и застегивать специальный шлем и пользоваться другими средствами защиты;

заправлять транспортное средство горюче-смазочными материалами и другими жидкостями с соблюдением современных экологических требований;

принимать меры безопасности при посадке пассажиров на транспортное средство и сходе с него, их перевозке, закреплении и перевозке грузов;

надежно действовать в особых ситуациях;

оказывать первую помощь пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии и соблюдать правила их перевозки;

устранять с соблюдением порядка и требований техники безопасности возникшие при эксплуатации мелкие неисправности, не связанные с разборкой частей и агрегатов транспортного средства;

правильно оценивать возникшие неполадки и своевременно обращаться к специалистам по устранению возникших неисправностей;

самостоятельно совершенствовать свои навыки по управлению транспортным средством.


65. Водитель мототранспортного средства категории "А" должен знать:

функции, расположение и принципы работы основных механизмов и систем транспортного средства;

правила дорожного движения;

правила безопасного управления транспортным средством;

неисправности, запрещающие движение и условия, препятствующие эксплуатацию транспортного средства;

последовательность и способы оказания первой помощи при дорожно-транспортных происшествиях;

порядок контрольного осмотра перед выходом в путь транспортного средства и его ежедневного содержания;

требования к соблюдению правил техники безопасности при техническом осмотре транспортного средства, порядок устранения неисправностей и технического обслуживания и работы с используемыми материалами;

об ответственности, установленной за несоблюдение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и загрязнение окружающей среды.


66. Водитель транспортного средства категории "В" должен уметь:

с соблюдением правил дорожного движения безопасно управлять транспортным средством в различных дорожных и погодных условиях;

управлять своим эмоциональным состоянием и уважать права других участников дорожного движения;

проводить осмотр транспортного средства перед выходом в путь и контролировать техническое состояние транспортного средства в процессе движения;

заправлять транспортное средство горюче-смазочными материалами и другими жидкостями с соблюдением современных экологических требований;

принимать меры безопасности при посадке пассажиров на транспортное средство и сходе с него, их перевозке, закреплении и перевозке грузов;

надежно действовать в особых случаях;

оказывать первую помощь пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии и соблюдать правила их перевозки;

устранять с соблюдением порядка и требований техники безопасности возникшие при эксплуатации мелкие неисправности, не связанные с разборкой частей и агрегатов транспортного средства;

правильно оценивать возникшие неполадки и своевременно обращаться к специалистам по устранению возникших неисправностей;

самостоятельно совершенствовать свои навыки по управлению транспортным средством.


67. Водитель транспортного средства категории "В" должен знать:

функции, расположение и принципы работы основных механизмов и систем транспортного средства;

правила дорожного движения;

правила безопасного управления транспортным средством;

неисправности, запрещающие движение, и условия, запрещающие эксплуатацию транспортного средства;

последовательность и способы оказания первой помощи при дорожно-транспортных происшествиях;

порядок контрольного осмотра перед выходом в путь транспортного средства и его ежедневного содержания;

требования к соблюдению правил техники безопасности при техническом осмотре транспортного средства, порядок устранения неисправностей и технического обслуживания и работы с используемыми материалами;

об ответственности, установленной за несоблюдение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и загрязнение окружающей среды.


68. Водитель транспортного средства категории "В" и "С" должен уметь:

с соблюдением правил дорожного движения безопасно управлять транспортным средством в различных дорожных и погодных условиях;

управлять своим эмоциональным состоянием и уважать права других участников дорожного движения;

проводить осмотр транспортного средства перед выходом в путь и контролировать техническое состояние транспортного средства в процессе движения;

заправлять транспортное средство горюче-смазочными материалами и другими жидкостями с соблюдением современных экологических требований;

обеспечивать прием, размещение и перевозку грузов, безопасную посадку пассажиров на транспортное средство и сход с него, их перевозку;

обеспечивать прием, оформление и сдачу путевых листов и дорожно-транспортных документов;

обеспечивать соблюдение режима труда и отдыха;

надежно действовать в особых ситуациях;

оказывать первую помощь пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии и соблюдать правила их перевозки;

устранять с соблюдением порядка и требований техники безопасности возникшие при эксплуатации мелкие неисправности, не связанные с разборкой частей и агрегатов транспортного средства;

правильно оценивать возникшие неполадки и своевременно обращаться к специалистам по устранению возникших неисправностей;

самостоятельно совершенствовать свои навыки по управлению транспортным средством.


69. Водитель транспортного средства категории "В" и "С" должен знать:

функции, расположение и принципы работы основных механизмов и систем транспортного средства;

правила дорожного движения;

правила безопасного управления транспортным средством;

правила перевозок пассажиров и грузов;

неисправности, запрещающие движение и условия, запрещающие эксплуатацию транспортного средства;

последовательность и способы оказания первой помощи при дорожно-транспортных происшествиях;

правила эксплуатации транспортного средства;

порядок контрольного осмотра перед выходом в путь транспортного средства и его ежедневного содержания;

правила и нормы охраны труда и техники безопасности, требования режима труда и отдыха;

порядок оформления путевых листов и грузо-транспортных документов;

правила техники безопасности при техническом содержании транспортного средства;

требования к соблюдению правил техники безопасности при техническом содержании транспортных средств, погрузке и выгрузке грузов, порядок устранения неисправностей и технического обслуживания и работы с используемыми материалами;

об ответственности, установленной за несоблюдение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и загрязнение окружающей среды.


70. Водитель транспортного средства категории "D" должен уметь:

с соблюдением правил дорожного движения безопасно управлять транспортным средством в различных дорожных и погодных условиях;

управлять своим эмоциональным состоянием и уважать права других участников дорожного движения;

проводить осмотр транспортного средства перед выходом в путь и контролировать техническое состояние транспортного средства в процессе движения;

заправлять транспортное средство горюче-смазочными материалами и другими жидкостями с соблюдением современных экологических требований;

обеспечивать безопасную посадку пассажиров на транспортное средство и сход с него, их перевозку, прием, размещение и перевозку грузов;

обеспечивать прием, оформление и сдачу путевых или маршрутных листов и других транспортных документов;

обеспечивать соблюдение режима труда и отдыха;

надежно действовать в особых ситуациях;

оказывать первую помощь пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии и соблюдать правила их перевозки;

срочно эвакуировать пассажиров при чрезвычайных ситуациях;

пользоваться радиоустройством для оповещения пассажиров;

устранять с соблюдением порядка и требований техники безопасности возникшие при эксплуатации мелкие неисправности, не связанные с разборкой частей и агрегатов транспортного средства;

правильно оценивать возникшие неполадки и своевременно обращаться к специалистам по устранению возникших неисправностей;

самостоятельно совершенствовать свои навыки по управлению транспортным средством.


71. Водитель транспортного средства категории "D" должен знать:

функции, расположение и принципы работы основных механизмов и систем транспортного средства;

правила дорожного движения;

правила безопасного управления транспортным средством;

правила въезда на остановку и постановки транспортного средства для входа и схода пассажиров;

правила перевозок пассажиров и грузов;

правила пользования радиоустройством для оповещения пассажиров;

правила использования технических средств контроля движения, диспетчерской связи и тахографа;

неисправности, запрещающие движение, и условия, запрещающие эксплуатацию транспортного средства;

последовательность и способы оказания первой помощи при дорожно-транспортных происшествиях;

правила эксплуатации транспортного средства;

правила срочной эвакуации пассажиров при чрезвычайных ситуациях;

порядок контрольного осмотра перед выходом в путь транспортного средства и его ежедневного содержания;

правила и нормы охраны труда и техники безопасности, требования режима труда и отдыха;

порядок оформления путевых или маршрутных листов и других транспортных документов;

правила техники безопасности при техническом осмотре транспортного средства, порядок устранения неисправностей и технического обслуживания и работы с используемыми материалами;

об ответственности, установленной за несоблюдение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и загрязнение окружающей среды.


72. Водитель состава транспортных средств категорий "ВЕ", "СЕ" и "DЕ" должен уметь:

с соблюдением правил дорожного движения безопасно управлять составом транспортных средств в различных дорожных и погодных условиях;

управлять своим эмоциональным состоянием и уважать права других участников дорожного движения;

проводить осмотр состава транспортных средств перед выходом в путь и контролировать техническое состояние состава транспортных средств в процессе движения;

заправлять транспортное средство горюче-смазочными материалами и другими жидкостями с соблюдением современных экологических требований;

обеспечивать прием, размещение и перевозку грузов, безопасную посадку пассажиров на состав транспортных средств и сход с него, их перевозку;

обеспечивать прием, оформление и сдачу путевых листов и других транспортных документов;

обеспечивать соблюдение режима труда и отдыха;

надежно действовать в особых ситуациях;

оказывать первую помощь пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии и соблюдать правила их перевозки;

устранять с соблюдением порядка и требований техники безопасности возникшие при эксплуатации мелкие неисправности, не связанные с разборкой частей и агрегатов транспортного средства;

правильно оценивать возникшие неполадки и своевременно обращаться к специалистам по устранению возникших неисправностей;

самостоятельно совершенствовать свои навыки по управлению транспортным средством.


73. Водитель транспортного средства категории "ВЕ", "СЕ" и "DЕ" должен знать:

функции, расположение и принципы работы основных механизмов и систем транспортного средства;

правила дорожного движения;

правила безопасного управления составом транспортных средств;

основы теории движения автопоездов;

правила перевозок пассажиров и грузов;

неисправности, запрещающие движение и условия, запрещающие эксплуатацию состава транспортных средств;

последовательность и способы оказания первой помощи при дорожно-транспортных происшествиях;

правила эксплуатации состава транспортных средств;

порядок контрольного осмотра перед выходом в путь состава транспортных средств и его ежедневного содержания;

правила и нормы охраны труда и техники безопасности, требования режима труда и отдыха;

порядок оформления путевых листов и других транспортных документов;

правила техники безопасности при техническом осмотре состава транспортных средств, порядок устранения неисправностей и технического обслуживания и работы с используемыми материалами;

об ответственности, установленной за несоблюдение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и загрязнение окружающей среды.


74. Инструктор практических занятий по управлению автомототранспортным средством должен уметь:

обеспечивать планирование, организацию и осуществление деятельности по обучению управлению;

обеспечивать проведение занятий на тренажерах и учебно-транспортном средстве с целью совершенствования и закрепления навыков управления;

обеспечивать проведение занятий по ежедневному содержанию транспортного средства;

проверять техническое состояние и оснащение транспортного средства;

оценивать проверку промежуточного и итогового контроля;

точно выбирать цель, суть, метод и средства занятия;

отбирать современные учебно-методические пособия и использовать их на занятиях;

разрабатывать учебно-методические пособия по проведению занятий по практическому управлению;

изучать, оценивать и применять современные информационные и педагогические технологии в образовании;

соблюдать нормы противопожарной безопасности, безопасности труда и санитарии;

обеспечивать безопасность обучающегося лица и транспортного средства;

обеспечивать своевременное и качественное техническое обслуживание транспортного средства.


75. Инструктор практических занятий по управлению автомототранспортным средством должен:

знать функции, расположение и принципы работы основных механизмов и систем транспортного средства;

знать правила дорожного движения, правила безопасного управления транспортным средством;

знать правила безопасного управления транспортным средством в различных дорожных и погодных условиях;

уметь управлять своим эмоциональным состоянием;

уметь проводить осмотр транспортного средства перед выходом в путь и контролировать техническое состояние транспортного средства в процессе движения;

знать правила перевозок пассажиров и грузов;

уметь заправлять транспортное средство горюче-смазочными материалами и другими жидкостями с соблюдением современных экологических требований;

уметь обеспечивать прием, размещение и перевозку грузов, безопасную посадку пассажиров на транспортное средство и сход с него, их перевозку;

знать правила использования технических средств контроля движения, диспетчерской связи и тахографа;

уметь принимать, оформлять и сдавать путевые или маршрутные листы и другие транспортные документы;

знать правила и нормы охраны труда и техники безопасности, требования режима труда и отдыха;

знать последовательность и способы оказания первой помощи при дорожно-транспортных происшествиях;

уметь провести срочную эвакуацию пассажиров при чрезвычайных ситуациях;

знать порядок устранения с соблюдением требований техники безопасности возникших при эксплуатации мелких неисправностей, не связанных с разборкой частей и агрегатов транспортного средства;

уметь правильно оценивать возникшие неполадки и своевременно обращаться к специалистам по устранению возникших неисправностей;

знать правила техники безопасности при техническом содержании транспортных средств, погрузке и выгрузке грузов, порядок устранения неисправностей и технического обслуживания и работу с используемыми материалами;

нести ответственность, установленную за несоблюдение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и загрязнение окружающей среды;

уметь самостоятельно совершенствовать свои навыки по управлению транспортным средством.



ГЛАВА 10. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА

ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ

АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ


76. Внутренний контроль в учебных организациях осуществляется их вышестоящими организациями на основе утвержденных инструкций.

Государственно-общественный контроль осуществляется уполномоченным государственным органом, уполномоченным государственным органом отраслевого управления, общественными организациями и потребителями кадров в установленном порядке.

Итоговый контроль осуществляется по окончании учебных курсов в форме итоговых экзаменов (тестовые испытания, письменный экзамен) по теории и практике управления автотранспортными средствами.

Внешний контроль осуществляется Государственной инспекцией по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан и Главным управлением безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Республики Узбекистан в установленном порядке.


77. Оценка деятельности учебных организаций в сфере образования осуществляется на основании законодательства Республики Узбекистан в сфере образовательной деятельности.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 6 июня 2018 г.


"Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан",

2018 г., N 5, ст. 133

































Время: 0.2140
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск