язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Налоги. Обязательные платежи/ Общие положения налогообложения/ Общие вопросы/ Указ Президента Республики Узбекистан от 29.06.2018 г. N УП-5468 "О Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан"

Вы можете получить доступ на один день к продукту Законодательство Руз.

УКАЗ

П Р Е З И Д Е Н Т А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

29.06.2018 г.

N УП-5468



О КОНЦЕПЦИИ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ

ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


Последовательное снижение налогового бремени, упрощение системы налогообложения и совершенствование налогового администрирования являются важнейшими условиями ускоренного развития экономики и улучшения инвестиционной привлекательности страны.

Вместе с тем результаты изучения показали ряд системных проблем в данной сфере, препятствующих динамичному экономическому росту, повышению деловой и инвестиционной активности, формированию здоровой конкурентной среды, а также обеспечению необходимого уровня собираемости налогов и других обязательных платежей, в числе которых:

первое, высокий уровень налогового бремени для плательщиков общеустановленных налогов, а также значительная разница в уровне налоговой нагрузки между хозяйствующими субъектами, уплачивающими налоги по упрощенной и общеустановленной системе налогообложения;

второе, неэффективная система взимания налога на добавленную стоимость, наличие обязательных платежей, отвлекающих оборотные средства налогоплательщиков, а также приводящие к удорожанию стоимости промежуточной и конечной потребительской продукции и препятствующие развитию кооперации между крупным и малым бизнесом;

третье, высокая ставка налогов на фонд оплаты труда, приводящая к сокрытию налогоплательщиками реальной численности работников и фонда оплаты труда;

четвертое, широкая практика поддержки хозяйствующих субъектов за счет налоговых и таможенных льгот, в том числе индивидуального характера, негативно сказывающаяся на обеспечении здоровой конкуренции в связи с отсутствием действенной системы мониторинга и контроля за эффективностью предоставляемых льгот;

пятое, несовершенство механизмов обмена информацией между государственными органами и организациями, форм и методов электронного администрирования налогов и осуществления налогового контроля;

шестое, отсутствие четкой системы анализа и управления рисками при осуществлении контрольной деятельности, негативно отражающееся на качестве проводимых контрольных мероприятий и препятствующее снижению вмешательства в деятельность добросовестных субъектов предпринимательства;

седьмое, недостаточный уровень собираемости местных налогов и сборов вследствие неэффективности механизмов их администрирования, а также отсутствие полноценного учета и объективного определения стоимости недвижимости и земельных участков.

В целях устранения имеющихся системных проблем, реализации задач по снижению налогового бремени и упрощению системы налогообложения, совершенствованию налогового администрирования, определенных Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, а также с учетом результатов широкого общественного обсуждения и рекомендаций Международного валютного фонда, Всемирного банка и международных экспертов:


1. Определить основными направлениями Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан:

снижение уровня налоговой нагрузки на экономику, а также устранение диспропорций в уровне налогового бремени между хозяйствующими субъектами, уплачивающими налоги по упрощенной и общеустановленной системе налогообложения;

оптимизацию количества налогов путем их унификации, а также объединение налогов, имеющих схожую налогооблагаемую базу, сокращение и упрощение налоговой отчетности, минимизацию операционных расходов;

обеспечение стабильности макроэкономической ситуации, устойчивости формирования Государственного бюджета Республики Узбекистан и его доходов;

упрощение налогового законодательства, устранение противоречий и коллизий в нормативно-правовых актах в сфере налоговых отношений, усиление защиты прав и законных интересов добросовестных налогоплательщиков;

обеспечение стабильности налогового законодательства и прямого действия норм Налогового кодекса Республики Узбекистан с максимальным ограничением отсылочных норм и подзаконных актов, регламентирующих вопросы налогообложения, в том числе установление в кодексе размеров ставок налогов и других обязательных платежей;

сохранение благоприятного режима для иностранных инвесторов и инвестиций, их всесторонней поддержки и надежной правовой защиты;

совершенствование форм и механизмов налогового контроля, в том числе за счет широкого внедрения современных информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих наиболее полный охват и учет объектов налогообложения и налогоплательщиков, внедрение порядка налогообложения операций, связанных с трансфертным ценообразованием.


2. Принять к сведению, что с 1 января 2019 года в рамках Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан:


а) во-первых, снижается налоговая нагрузка на фонд оплаты труда путем:

введения единой ставки налога на доходы физических лиц в размере 12 процентов для всех граждан, из них 0,1 процента направляется на индивидуальные накопительные пенсионные счета. При этом сохраняется действующий порядок освобождения от налогообложения доходов отдельных категорий граждан в размере 4 минимальных размеров заработной платы;

отмены страховых взносов граждан во внебюджетный Пенсионный фонд, удерживаемых из доходов граждан в виде оплаты труда;

установления, в целях обеспечения устойчивости пенсионной системы, единого социального платежа в размере 25 процентов для бюджетных организаций и государственных предприятий, юридических лиц с долей государства в уставном фонде (капитале) в размере 50 процентов и более, юридических лиц в уставном фонде (капитале) которых 50 процентов и более принадлежит юридическому лицу с долей государства 50 процентов и более, и их структурным подразделениям, а также снижения ставки данного платежа с 15 до 12 процентов для остальных юридических лиц;


б) во-вторых, совершенствуется налогообложение плательщиков общеустановленных и упрощенных налогов с оптимизацией налогов с оборота (выручки), а также критерии перехода на упрощенный режим налогообложения посредством:

отмены обязательных отчислений в государственные целевые фонды, взимаемых с оборота (выручки) юридических лиц;

снижения ставки налога на прибыль юридических лиц с 14 до 12 процентов, для коммерческих банков - с 22 до 20 процентов, а также увеличения для юридических лиц, оказывающих услуги мобильной связи (сотовых компаний) с 14 до 20 процентов с отменой для них порядка исчисления налога на сверхприбыль в зависимости от уровня рентабельности;

снижения ставки налога на прибыль, взимаемого у источника выплаты, по доходам в виде дивидендов и процентов с 10 до 5 процентов;

перевода предприятий, имеющих годовой оборот (выручку) по итогам предыдущего года более 1 миллиарда сумов или достигших установленный порог в течение года, на уплату общеустановленных налогов. При этом установленный порог годового оборота (выручки) в 1 миллиард сумов подлежит пересмотру не реже одного раза в 3 года;

введения для всех субъектов предпринимательства, включая юридических лиц, имеющих оборот (выручку) до 1 миллиарда сумов, налога на имущество юридических лиц, земельного налога и налога за пользование водными ресурсами;

совершенствования порядка расчета и уплаты налога на сверхприбыль, в том числе с введением уплаты роялти;


в) в-третьих, реализуются меры по снижению негативного воздействия совершенствования налоговой политики на плательщиков упрощенного режима налогообложения, путем:

снижения ставки налога на имущество юридических лиц с 5 до 2 процентов с сохранением порядка исчисления налога по повышенным ставкам для юридических лиц, неэффективно использующих здания и сооружения, в том числе по ранее приватизированным объектам;

установления для налогоплательщиков, имеющих годовой оборот (выручку) до 1 миллиарда сумов, порядка исчисления и уплаты налога с оборота (выручки) с базовой ставкой в размере 4 процентов и с возможностью уплаты налога на добавленную стоимость на добровольной основе;

сохранения порядка налогообложения для плательщиков единого земельного налога;


г) в-четвертых, совершенствуется порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость и акцизного налога посредством:

сохранения действующей ставки налога на добавленную стоимость в размере 20 процентов с внедрением полноценной системы зачета налога, конкретизацией налогооблагаемой базы и сокращением числа льгот, а также последующим снижением размера ставки данного налога по итогам 2019 года;

предоставления права отнесения в зачет суммы налога на добавленную стоимость по приобретаемым основным средствам, объектам незавершенного строительства и нематериальным активам, которые в настоящее время включаются в их стоимость;

объединения акцизов и сборов с производителей алкогольной продукции и табачных изделий, установленных на единицу производимой продукции, с зачислением суммы средств в республиканский бюджет для финансирования соответствующих мероприятий.


3. Утвердить обновленный состав Рабочей комиссии по координации разработки проекта Налогового кодекса Республики Узбекистан в новой редакции и отмене неэффективных налоговых и таможенных льгот и преференций в составе согласно приложению.

Рабочей комиссии (Б. Мавлонов):

в недельный срок организовать работу экспертных групп по соответствующим направлениям, в том числе с привлечением к их работе экспертов и представителей бизнеса, имеющих практический опыт в сфере налогообложения;

в срок до 1 ноября 2018 года обеспечить подготовку предложений по отмене неэффективных налоговых и таможенных льгот и преференций и введению порядка предоставления постоянно действующих налоговых и таможенных льгот соответственно Налоговым и Таможенным кодексами Республики Узбекистан;

в срок до 1 декабря 2018 года обеспечить разработку проекта Налогового кодекса Республики Узбекистан в новой редакции, с привлечением экспертов Международного валютного фонда, Всемирного банка и других организаций, исходя из основных направлений Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан с обеспечением его широкого общественного обсуждения.

Министерству финансов Республики Узбекистан принять меры по организации взаимодействия с Международным валютным фондом и Всемирным банком для обеспечения технического содействия в подготовке проекта Налогового кодекса Республики Узбекистан в новой редакции и реформировании налоговой системы Республики Узбекистан.


4. Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухмесячный срок:

а) утвердить комплекс мероприятий, направленный на предотвращение резкого роста административных расходов налогоплательщиков по исполнению налоговых обязательств, предусматривающий:

повышение квалификации работников органов государственной налоговой службы и налогоплательщиков, в том числе по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость и налога на прибыль юридических лиц;

упрощение налоговой отчетности и обеспечение ее интеграции с программными продуктами по введению автоматизированного бухгалтерского учета;

программу мер по кардинальному совершенствованию налогового администрирования, включая периодичность уплаты налогов;

внедрение порядка персонализированного учета начисленной заработной платы, необходимого для исчисления пенсии;

б) обеспечить критический пересмотр и сокращение видов деятельности, разрешенных к осуществлению индивидуальными предпринимателями;

в) утвердить перечень государственных органов и организаций, базы данных которых интегрируются в Единую интегрированную информационную ресурсную базу налоговых органов.

Счетной палате совместно с Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан в срок до 1 января 2019 года провести изучение достоверности базы данных министерств и ведомств, используемых для исчисления налогов и других обязательных платежей и разработать "Дорожные карты" по обеспечению их достоверности.


5. Государственному комитету Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру совместно с Государственным налоговым комитетом, Министерством финансов и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Комплекс мер по внедрению механизма определения рыночной стоимости недвижимого имущества юридических лиц с учетом передового зарубежного опыта по проведению массовой оценки.


6. Министерству экономики совместно с Министерством финансов, Центральным банком и Государственным комитетом Республики Узбекистан по статистике в срок до 1 августа 2018 года обеспечить разработку прогноза основных макроэкономических показателей развития Республики Узбекистан на 2019-2021 годы, с использованием современных методов стратегического планирования и прогнозирования и с учетом мер по реформированию налоговой системы, определенных настоящим Указом.


7. Заместителю Премьер-министра - министру финансов Республики Узбекистан Кучкарову Д.А.:

предусмотреть в бюджетном послании на 2019 год установленные настоящим Указом нормы и правила;

одновременно с представлением проекта Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2019 год внести в Кабинет Министров среднесрочные бюджетные ориентиры параметров Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2020-2021 годы;

при разработке Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2019-2021 годы обеспечить его сбалансированность без учета расходов, финансируемых за счет внешних заимствований.


8. Установить, что руководители Государственного налогового комитета, Государственного таможенного комитета, Министерства финансов, а также их заместители, председатель Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимы областей и города Ташкента несут персональную ответственность за выполнение прогнозных параметров бюджетов бюджетной системы.


9. Для укрепления финансово-бюджетной дисциплины и обеспечения сбалансированного исполнения Государственного бюджета Республики Узбекистан:

министерствам и ведомствам, доверительным управляющим, а также государственным поверенным, начиная с 2019 года, обеспечить безусловное начисление дивидендов хозяйственными обществами с государственной долей в уставном капитале 50 процентов и более, а также отчислений в Государственный бюджет Республики Узбекистан государственными унитарными предприятиями в размере 30 процентов от их чистой прибыли в соответствии с законодательством;

Государственному комитету Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции в срок до 1 сентября 2018 года пересмотреть минимальные ставки арендных платежей по государственной собственности с учетом особенности каждого региона;

Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан принять жесткие меры по обеспечению полноты сбора налогов и других обязательных платежей, максимальной легализации трудоустроенных граждан и увеличения фонда оплаты труда;

Министерству финансов и Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента по согласованию со Счетной палатой Республики Узбекистан в двухмесячный срок утвердить в разрезе районов и городов "Дорожные карты" по расширению налогооблагаемой базы, выявлению дополнительных источников поступлений в бюджет, а также обеспечению его сбалансированности и недопущению возникновения дефицита, предусмотрев конкретные пошаговые действия и строгую ответственность органов государственной власти на местах, государственной налоговой службы, финансовых и других органов, а также их должностных лиц.


10. Государственному налоговому комитету, Государственному таможенному комитету, Министерству финансов, Министерству экономики, Министерству юстиции Республики Узбекистан, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента совместно с Национальной телерадиокомпанией Узбекистана, Узбекским агентством по печати и информации, другими заинтересованными министерствами и ведомствами организовать на системной основе широкое разъяснение сути и содержания настоящего Указа, в том числе в средствах массовой информации и сети Интернет.


11. Генеральной прокуратуре, Счетной палате, Государственному налоговому комитету, Государственному таможенному комитету, Министерству финансов совместно с Торгово-промышленной палатой Республики Узбекистан в двухмесячный срок внести предложения по усилению мер, направленных на пресечение фактов уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов и других обязательных платежей, повышение ответственности физических и юридических лиц за их несвоевременную и неполную уплату.


12. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., Генерального прокурора Республики Узбекистан Муродова О.Б. и первого заместителя Государственного советника Президента Республики Узбекистан Мавлонова Б.М.



Президент

Республики Узбекистан                                               Ш. Мирзиёев






ПРИЛОЖЕНИЕ

к Указу Президента РУз

от 29.06.2018 г. N УП-5468



СОСТАВ

Рабочей комиссии по координации разработки

проекта Налогового кодекса Республики Узбекистан

в новой редакции и отмене неэффективных налоговых

и таможенных льгот и преференций


        

1. Мавлонов Б.М.

-

первый заместитель Государственного советника Президента Республики Узбекистан, руководитель рабочей комиссии

2. Ли Д.Р.

-

первый заместитель директора Национального агентства проектного управления при Президенте Республики Узбекистан, заместитель руководителя рабочей комиссии

3. Рустамов О.Б.

-

первый заместитель председателя Счетной палаты Республики Узбекистан

4. Саидкаримов С.С.

-

заместитель Генерального прокурора Республики Узбекистан

5. Давлетов Р.К.

-

министр юстиции Республики Узбекистан

6. Мирзаев М.М.

-

первый заместитель министра экономики Республики Узбекистан

7. Хайдаров А.Я.

-

первый заместитель министра финансов Республики Узбекистан

8. Мусаев Б.А.

-

первый заместитель председателя Государственного налогового комитета Республики Узбекистан

9. Арипов Ж.О.

-

первый заместитель председателя Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан

10. Жасимов И.К.

-

первый заместитель председателя Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан

11. Мусаев А.М.

-

ответственный работник аппарата Президента Республики Узбекистан

12. Оллоёров М.П.

-

ответственный работник аппарата Президента Республики Узбекистан

  

Секретариат Рабочей комиссии:

   

13. Озодзода Ш.Ф.

-

ответственный работник аппарата Президента Республики Узбекистан

14. Хисматова Л.М.

-

начальник управления Национального агентства проектного управления при Президенте Республики Узбекистан

15. Нигматов Ж.Б.

-

директор Института бюджетно-налоговых исследований при Министерстве финансов Республики Узбекистан

16. Султанов Д.Ш.

-

начальник Главного управления Государственного бюджета Министерства финансов Республики Узбекистан

17. Исматов Х.Б.

-

начальник Главного управления Государственного налогового комитета Республики Узбекистан, секретарь рабочей комиссии

  

Примечание. При переходе членов Рабочей комиссии на другую работу в ее состав включаются лица, вновь назначенные на эти должности.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 30 июня 2018 г.


"Народное слово", 30 июня 2018 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2 июля 2018 г., N 26, ст. 509