Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Гражданское и семейное законодательство/ Брак и семья/ Общие положения/ Концепция укрепления института семьи в Республике Узбекистан (Приложение N 1 к Постановлению Президента РУз от 27.06.2018 г. N ПП-3808)Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Постановлению Президента РУз
от 27.06.2018 г. N ПП-3808
КОНЦЕПЦИЯ
укрепления института семьи
в Республике Узбекистан
Семейная политика, как составная часть социальной политики государства, направлена на последовательное повышение занятости и реальных доходов населения, повышение благосостояния, совершенствование системы социальной защиты и охраны здоровья граждан.
Важнейшим условием достижения указанных целей является четкое функционирование системы взаимодействия государственных органов, институтов гражданского общества, неукоснительная реализация принимаемых нормативно-правовых актов и государственных программ, а также своевременное выявление и эффективное решение проблем в сфере укрепления института семьи.
Вместе с тем анализ текущего состояния института семьи свидетельствует о наличии ряда недостатков, препятствующих полноценной реализации реформ в данной сфере. В частности:
отсутствие действенной системы координации и мониторинга деятельности соответствующих ведомств и организаций, низкий уровень партнерства государства, институтов гражданского общества и частного сектора по вопросам развития семьи;
узкопрофильные, оторванные от реалий современной жизни научные исследования в сфере укрепления института семьи, слабое практическое внедрение их результатов;
изменения в демографическом развитии семьи, увеличение количества семейных разводов, недостаточность исследований, обосновывающих причины негативных тенденций и проблем в этой сфере;
ослабление использования потенциала культурно-исторического наследия в семье, образовательных учреждениях, неэффективность работы по предупреждению влияния чуждых национальному менталитету идей и взглядов;
несовершенство законодательных основ укрепления института семьи, отсутствие прочной правовой основы в сфере защиты и поддержки семьи на основе изучения правоприменительной практики и передовой зарубежной практики;
нехватка специалистов и низкий уровень квалификации кадров, неналаженность механизма прогнозирования потребности в специалистах в системе образования, несовершенство учебных программ по укреплению и развитию института семьи.
Имеющиеся недостатки и проблемы по поддержке и укреплению института семьи не позволяют обеспечить решение накопившихся проблем на местах, достижение ожидаемых положительных результатов в данной сфере.
В этой связи, с учетом особой значимости формирования новой модели семьи, направленной, прежде всего, на воплощение в жизнь концептуальной идеи "Благополучная семья - основа развития общества" посредством успешной реализации Концепции укрепления института семьи в Республике Узбекистан (далее - Концепция) предусматриваются следующие ключевые приоритеты и основные направления государственной политики:
I. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ
И ПРАВОВЫХ ОСНОВ УКРЕПЛЕНИЯ ИНСТИТУТА
СЕМЬИ, УСИЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
1. Оценка воздействия нормативно-правовых актов на предмет их влияния на укрепление и развитие института семьи.
2. Создание прочной правовой основы в сфере защиты и поддержки семьи на основе изучения правоприменительной практики, результатов исследований и зарубежного опыта развитых стран.
3. Разработка нормативно-правового акта, предусматривающего льготное кредитование (ипотечный, потребительский и др.) и предоставление земельных участков многодетным семьям и семьям, нуждающимся в улучшении социально-бытовых условий.
4. Совершенствование системы статистических показателей, характеризующих социально-экономическое положение семей и отражающих их основные тенденции жизнедеятельности.
5. Внедрение гибкой системы финансирования исследований, в том числе выделения грантов на реализацию проектов в сфере укрепления института семьи, обеспечение взаимосвязи проводимых исследований с реальными потребностями семей.
6. Развитие межведомственного сотрудничества и партнерства государства, институтов гражданского общества и частного сектора по вопросам укрепления и развития семьи.
II. ПРОВЕДЕНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ, ПРИКЛАДНЫХ
И ИННОВАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ВОПРОСАМ
УКРЕПЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ
1. Проведение комплексных исследований историко-культурных предпосылок формирования современной модели семьи с сохранением традиционных семейных ценностей, разработка научно-обоснованных предложений по их широкой пропаганде и внедрению.
2. Комплексное исследование и разработка мер по предотвращению правонарушений, преступности, конфликтов и домашнего насилия в семье, семейных разводов, а также их социальных последствий.
3. Изучение влияния информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет на укрепление и развитие семьи, расширение возможностей по их использованию в пропаганде повышения ценности семейного образа жизни, профилактики негативных социальных явлений в семьях.
4. Совершенствование системы отбора, поддержки альтернативной семейной опеки (налаживание поиска и подготовки приемных родителей, создание системы профессионального сопровождения приемных семей и мониторинга качества опеки) и разработка предложений по адаптации зарубежной практики в условиях Узбекистана.
5. Изучение состояния благотворительной деятельности, разработка практических рекомендаций, предусматривающих стимулирование субъектов предпринимательства и физических лиц на оказание поддержки семьям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях.
6. Расширение и углубление тематического поля магистерских и докторских диссертаций по проблемам семьи, повышение конкурентоспособности отечественных разработок в мировой науке.
7. Организация создания научного журнала, отвечающего международным стандартам, увеличение публикаций отечественных и зарубежных ученых по вопросам укрепления семьи.
III. СТИМУЛИРОВАНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
И ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ БЛАГОСОСТОЯНИЯ СЕМЬИ
1. Комплексное исследование вопросов и факторный анализ проблем репродуктивного здоровья и демографического развития семьи, уровня благосостояния и благополучия семей.
2. Совершенствование системы прохождения добрачного медицинского обследования, усиление мер по профилактике ранних и родственных браков, рождения детей с врожденными аномалиями.
3. Разработка единого подхода и систематизация учебных программ по подготовке молодежи к семейной жизни, формирование рационального репродуктивного поведения и планирования семьи, пропаганда ведения здорового образа жизни и культуры питания.
4. Совершенствование системы государственной поддержки семьи, оказания адресной социальной помощи, в том числе содействие в трудоустройстве родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей с инвалидностью, а также одиноких и многодетных родителей.
5. Обучение членов семьи основам предпринимательства, усиление государственной поддержки по развитию семейного предпринимательства, надомного труда, ремесленничества, подсобных хозяйств. Содействие одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, детей с инвалидностью, в эффективном использовании принадлежащих им земельных участков.
IV. УКРЕПЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ, СОХРАНЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ
ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, УЛУЧШЕНИЕ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ АТМОСФЕРЫ В СЕМЬЯХ
1. Формирование у молодого поколения духовно-нравственных, этических ценностей и уважения к родителям, а также людям старшего поколения, повышение воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи.
2. Развитие семейных традиций, направленных на укрепление семейной сплоченности, сохранение и поддержание взаимосвязи между поколениями в семье.
3. Повышение эффективности систем и механизмов правовой и социальной защиты, психологической поддержки несовершеннолетних детей, чьи родители или опекуны привлечены к гражданской, административной и уголовной ответственности.
4. Улучшение внутрисемейных и межличностных отношений в семьях, в частности, между родителями и детьми, мужем и женой, свекровью и невесткой, внедрение механизмов по конструктивному разрешению конфликтных и трудных жизненных ситуаций в семье.
5. Внедрение эффективных механизмов профилактики семейного неблагополучия, детской безнадзорности и беспризорности, а также правонарушений и преступлений среди детей.
6. Повышение эффективности работы с подростками, молодежью, молодыми родителями по повышению уровня их знаний и формированию позитивных родительских навыков.
V. СОЗДАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ
ДЕЙСТВЕННОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ, КОНСУЛЬТАТИВНОЙ
И ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ
1. Совершенствование системы подготовки кадров и повышения квалификации специалистов по демографии, социологии, семейной психологии, социальной работе.
2. Коренной пересмотр деятельности примирительных комиссий сходов граждан, внедрение новых форм и методов организации работы с семьями, находящимися в предконфликтной и конфликтной ситуации.
3. Создание условий для развития сфер услуг, направленных на оказание социальной и психологической помощи семьям на основе предпринимательской деятельности.
4. Разработка системы профессиональной супервизии для специалистов, работающих с семьями, с целью оказания им действенной методической, консультативной и практической помощи.
5. Совершенствование деятельности центров социальной адаптации, "телефонов доверия" для лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации.
VI. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ
КОНЦЕПЦИИ
Основные направления Концепции определены с учетом их необходимой координации с другими направлениями государственной политики в демографических, экономических и социальных сферах.
Эффективность и степень достижения ожидаемых результатов будут оцениваться на основе результатов постоянного мониторинга реализации мер, предусмотренных Концепцией.
Индикаторами эффективности реализации данной Концепции будут совершенствование организационно-правовых основ укрепления семьи и формирование новой модели семьи в Узбекистане, направленной на:
повышение ответственности семьи за воспитание ребенка, укрепление, сохранение и развитие семейных ценностей, соблюдение прав членов семьи;
создание в семьях спокойной, дружной и благоприятной атмосферы, наполнение конкретным содержанием духовно-просветительской работы;
внедрение системы, обеспечивающей целенаправленность и актуальность фундаментальных, прикладных и инновационных исследований в сфере семьи и применение их результатов на практике;
развитие системы обеспечения репродуктивного здоровья и демографического развития семьи, уровня благосостояния и благополучия семей;
повышение эффективности системы оказания действенной, качественной, методической и консультативной помощи семьям, а также практической социальной помощи в трудных жизненных ситуациях, решении их семейных проблем;
совершенствование образовательной системы подготовки молодежи к семейной жизни и предупреждения семейных конфликтов и разводов на основе результатов прикладных и инновационных исследований;
внедрение эффективных форм повышения квалификации кадров в сфере подготовки молодежи к семейной жизни, разрешения конфликтных ситуаций в семье, предупреждения разводов, а также по другим вопросам, связанным с укреплением духовно-нравственных ценностей в семьях;
повышение роли семьи в сохранении мира и стабильности в обществе и создание крепких семей, рождение здоровых детей, ведение здорового образа жизни, обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье, воспитание гармонично развитого поколения, обеспечение достойной старости.
Конечным результатом эффективной реализации реформ в области укрепления института семьи должно стать полноценное воплощение в обществе модели современной семьи и конституционного принципа "Семья находится под защитой общества и государства".
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 29 июня 2018 г.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
2 июля 2018 г., N 26, ст. 514