ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Информация. Информатизация. Связь / Электронная коммерция /Постановление Президента Республики Узбекистан от 03.07.2018 г. N ПП-3832 "О мерах по развитию цифровой экономики и сферы оборота крипто-активов в Республике Узбекистан"
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
03.07.2018 г.
N ПП-3832
ПО РАЗВИТИЮ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
И СФЕРЫ ОБОРОТА КРИПТО-АКТИВОВ
В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
Государством принимаются широкомасштабные меры по развитию цифрового сектора экономики, внедряются системы электронного документооборота, развиваются электронные платежи и совершенствуется нормативно-правовая база в сфере электронной коммерции.
Цифровая экономика, функционирующая на информационно-технологических платформах, развивается с интенсивной скоростью, что обуславливает необходимость создания новых моделей таких платформ.
Технология распределенного реестра данных, "искусственный интеллект", использование возможностей суперкомпьютеров, а также деятельность по крипто-активам являются одним из направлений развития цифровой экономики во многих странах мира. Технология распределенного реестра данных постепенно внедряется не только во многие сектора экономики, но и в систему государственного управления и другие общественные отношения.
В целях дальнейшего совершенствования системы государственного управления, создания условий для внедрения и развития цифровой экономики, улучшения инвестиционной среды, а также реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах:
1. Считать важнейшими задачами по дальнейшему совершенствованию сферы оборота крипто-активов:
внедрение и развитие деятельности в сфере оборота крипто-активов, включая майнинг (деятельность по поддержанию распределительной платформы и созданию новых блоков с возможностью получать вознаграждение в формате новых единиц и комиссионных сборов в различных крипто-активах), смарт-контракты (договор в электронной форме, исполнение прав и обязанностей по которому осуществляется путем совершения в автоматическом порядке цифровых транзакций), консалтинг, эмиссию, обмен, хранение, распределение, управление, страхование, а также технологии распределенного реестра данных для диверсификации различных форм инвестиционной и предпринимательской деятельности;
подготовку квалифицированных кадров в сфере разработки и использования технологии распределенного реестра данных, обладающих практическими навыками работы с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
всестороннее развитие сотрудничества с международными и зарубежными организациями в сфере деятельности по крипто-активам и технологии распределенного реестра данных, привлечение высококвалифицированных зарубежных специалистов в области разработки технологии распределенного реестра данных для совместной реализации проектов в цифровой экономике;
создание необходимой правовой базы для внедрения технологии распределенного реестра данных с учетом передового опыта зарубежных стран;
обеспечение тесного взаимодействия государственных органов и субъектов предпринимательства в сфере внедрения инновационных идей, технологий и разработок для дальнейшего развития цифровой экономики.
конкретные сферы деятельности, в которых внедряются технологии распределенного реестра данных, определяются Национальным агентством перспективных проектов Республики Узбекистан (далее - Агентство) по предложениям заинтересованных министерств и ведомств;
проекты нормативно-правовых актов и технических заданий, предусматривающих развитие сферы оборота крипто-активов и внедрение технологии распределенного реестра данных, подлежат в обязательном порядке экспертизе в Агентстве;
оборот крипто-активов регламентируется специальными нормативно-правовыми актами;
операции юридических и физических лиц, связанные с оборотом крипто-активов, в том числе осуществляемые нерезидентами, не являются объектами налогообложения, а доходы, полученные по данным операциям, не включаются в налогооблагаемую базу по налогам и другим обязательным платежам;
на валютные операции, связанные с оборотом крипто-активов, проводимые лицами, получившими в установленном порядке лицензию на осуществление деятельности в сфере оборота крипто-активов, не распространяются нормы законодательства о валютном регулировании.
а) крипто-активом является имущественное право, представляющее собой совокупность цифровых записей в распределенном реестре данных, имеющее ценность и владельца;
б) видами деятельности в сфере оборота крипто-активов являются:
майнинг;
деятельность провайдеров услуг в сфере оборота крипто-активов (далее - провайдер услуг);
в) майнингом является деятельность по поддержанию распределенного реестра данных, созданию и подтверждению целостности блоков путем проведения вычислительных операций.
Майнинг осуществляется исключительно юридическим лицом с использованием электроэнергии, произведенной солнечной фотоэлектрической станцией.
В случае использования электроэнергии с подключением к единой электроэнергетической системе:
плата за потребленную электроэнергию осуществляется с применением повышающего коэффициента в размере 2 к установленному тарифу;
за потребление электроэнергии в пиковый период к соответствующим тарифам применяются надбавки, устанавливаемые Кабинетом Министров;
учет потребленной электроэнергии ведется с установкой отдельного прибора учета.
Майнинг подлежит обязательной регистрации Агентством и не является лицензируемым видом деятельности.
Лица, осуществляющие майнинг (майнеры), обязаны пройти регистрацию в порядке, установленном актами законодательства.
Регистрация майнеров осуществляется исключительно в электронной форме посредством сети Интернет.
Майнеры вправе осуществлять свою деятельность исключительно по адресу, указанному при регистрации, с соблюдением пожарной безопасности и санитарных норм и правил;
г) провайдеры услуг оказывают услуги для физических или юридических лиц, в том числе от их лица, по покупке, продаже и (или) обмену, хранению, выпуску, размещению и управлению крипто-активами.
Провайдерами услуг могут являться исключительно юридические лица - резиденты Республики Узбекистан.
Виды провайдеров услуг:
крипто-биржа - организация, предоставляющая электронную платформу для покупки, продажи и (или) обмена крипто-активов;
майнинг-пул - организация, предоставляющая электронную платформу для консолидации вычислительных мощностей для обеспечения процесса майнинга;
крипто-депозитарий - организация, предоставляющая электронную платформу и (или) совокупность технических и программных средств по оказанию услуг по выпуску крипто-активов, осуществлению их первичного размещения и хранения;
крипто-магазин - организация, предоставляющая электронную платформу и (или) совокупность технических и программных средств по оказанию услуг по покупке и (или) продаже крипто-активов;
иные виды провайдеров услуг, определяемые решениями Агентства;
д) с 1 января 2023 года граждане и юридические лица Республики Узбекистан могут осуществлять операции по покупке, продаже и (или) обмену крипто-активов исключительно через национальных провайдеров услуг в порядке, установленном актами законодательства;
е) Агентство устанавливает порядок:
лицензирования и прохождения разрешительных процедур в сфере оборота крипто-активов;
выпуска, регистрации выпуска и обращения крипто-активов резидентами Республики Узбекистан;
ж) размеры и порядок уплаты государственной пошлины за выдачу лицензии на осуществление деятельности в сфере оборота крипто-активов определяются Агентством;
з) вся сумма государственной пошлины за выдачу лицензии на осуществление деятельности в сфере оборота крипто-активов зачисляется на лицевой счет лицензирующего органа;
и) лицензионными требованиями и условиями для осуществления деятельности провайдеров услуг являются:
наличие электронной платформы и (или) совокупность технических и программных средств, размещенных на серверах, находящихся на территории Республики Узбекистан;
хранение в течение пяти лет информации по всем операциям с крипто-активами, идентификационных данных участников платформы, материалов по осуществленным взаимоотношениям провайдера услуг с участниками платформы (в том числе между участниками платформы), включая деловую переписку;
соблюдение требований актов законодательства Республики Узбекистан в сфере оборота крипто-активов, противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, а также хранения и использования персональных данных;
соблюдение требований к рекламе в сфере оборота крипто-активов, в том числе запрета обещания эффективности (доходности) деятельности, связанной с использованием крипто-активов, содержания информации о совершении сделок с крипто-активами как о легком способе обогащения, а также о возможности использования крипто-активов на территории Республики Узбекистан в качестве средства платежа или приема оплаты;
неосуществление операций с анонимными крипто-активами;
представление на безвозмездной основе по требованию уполномоченного органа информации, связанной с осуществлением деятельности платформы;
иные требования в соответствии с актами законодательства.
Дополнительными лицензионными требованиями и условиями к крипто-биржам являются:
осуществление котировки на крипто-активы на основе соотношения спроса и предложения по ним;
наличие сформированного уставного фонда в размере не менее пятитысячной базовой расчетной величины в виде денежных средств на дату подачи заявления, из которых три тысячи резервируются на отдельном счете в коммерческом банке Республики Узбекистан;
к) функции по контролю за деятельностью провайдеров услуг в части соблюдения ими актов законодательства о противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения возлагаются на орган, лицензирующий деятельность провайдеров услуг, и соответствующие уполномоченные государственные органы;
л) уставный фонд провайдеров услуг формируется исключительно из денежных средств и другого имущества его учредителей. Использование для формирования уставного фонда провайдеров услуг средств, полученных в кредит или под залог, и других привлеченных средств не допускается;
м) за осуществление деятельности в сфере оборота крипто-активов юридические лица уплачивают сборы. Сборы распределяются между Государственным бюджетом Республики Узбекистан и Агентством.
Размеры сборов, порядок их уплаты и распределения осуществляются в соответствии с порядком, утверждаемым Агентством совместно с Министерством финансов и Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан;
н) майнеры, осуществляющие деятельность с использованием оборудования и установок солнечных фотоэлектрических станций, имеют право пользоваться налоговыми, таможенными и иными льготами и преференциями в области использования возобновляемых источников энергии в порядке, установленном актами законодательства;
о) при выявлении фактов незаконного подключения лиц, занимающихся майнингом, к единой энергосистеме, в отношении них установленный тариф применяется с повышающим коэффициентом в размере 5;
п) лицензии на осуществление деятельности крипто-бирж, выданные до 1 января 2022 года, переоформляются с учетом требований настоящего постановления, без взимания государственной пошлины и сборов.
4. Предоставить провайдерам услуг право:
получать за оказываемые услуги вознаграждение, в том числе крипто-активами, устанавливать его размер и порядок взимания с клиентов;
организовывать сделки с резидентами и нерезидентами Республики Узбекистан, направленные на приобретение и (или) отчуждение крипто-активов за национальную и иностранную валюту, а также обмен крипто-активов на иные крипто-активы.
а) руководство провайдерами услуг:
лицами, участвующими или подозреваемыми в участии в террористической деятельности или распространении оружия массового уничтожения;
лицами, имеющими неснятую или непогашенную судимость за совершение экономических преступлений, а также преступлений, связанных с легализацией доходов, полученных от преступной деятельности, терроризмом и распространением оружия массового уничтожения, а также их финансированием, организованной преступностью, незаконной торговлей наркотиками, коррупцией и информационными технологиями;
б) участие в уставном фонде провайдера услуг:
лиц, указанных в подпункте "а" настоящего пункта;
компаний, зарегистрированных в оффшорных зонах;
в) использование крипто-активов на территории Республики Узбекистан в качестве средства платежа или приема оплаты;
г) осуществление скрытого майнинга (деятельности по осуществлению майнинга на вычислительных мощностях третьих лиц без их ведома или согласия с использованием специального программного обеспечения) и майнинга анонимных крипто-активов (крипто-активов, работающих по принципу анонимности).
7. Агентству с учетом требований настоящего постановления обеспечить:
а) принятие и введение в действие Положения по лицензированию деятельности провайдеров услуг в сфере оборота крипто-активов, Положения о порядке регистрации майнинга крипто-активов, Положения о порядке выпуска, регистрации выпуска и обращения крипто-активов резидентами Республики Узбекистан и Положения о порядке регистрации участников Специального режима регулирования в сфере оборота крипто-активов (Специальный режим "регуляторных песочниц");
б) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами внесение в Администрацию Президента Республики Узбекистан предложений об изменениях и дополнениях в законы Республики Узбекистан "О государственной пошлине" и "О лицензировании, разрешительных и уведомительных процедурах".
8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и директора Национального агентства проектного управления при Президенте Республики Узбекистан Садикова Ш.M.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 4 июля 2018 г.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
9 июля 2018 г., N 27, ст. 547