Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Отдельные отрасли экономики/ Строительство и архитектура/ Общие положения/ Указ Президента Республики Узбекистан от 14.11.2018 г. N УП-5577 "О дополнительных мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере строительства"Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
УКАЗ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
14.11.2018 г.
N УП-5577
О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ
МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА
В стране принимаются меры по внедрению современных рыночных механизмов поддержки субъектов предпринимательства, предоставлению большей свободы частному бизнесу, усилению гарантий их прав и законных интересов, привлечению иностранных инвестиций и современных технологий.
Вместе с тем, изучение состояния дел в сфере строительства показало наличие проблем, препятствующих ускоренному осуществлению реформ и развитию здоровой конкурентной среды в данной сфере.
Не уделяется достаточного внимания внедрению передовых рыночных инструментов технического регулирования градостроительной деятельности, сохраняется достаточно большое количество государственных административно-распорядительных и контрольно-надзорных функций в области строительства.
Существующий предписывающий метод нормирования в проектировании и строительстве объектов препятствует применению инновационных проектных решений и новых научно-технических разработок, сдерживает привлечение отечественных и зарубежных инвестиций в строительную сферу.
Отсутствует система профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации кадров в области разработки, поддержания и внедрения строительных норм и правил, отвечающих современным условиям глобализации международной торговли.
В целях совершенствования государственного регулирования в сфере строительства, создания благоприятных условий для привлечения инвестиций, повышения эффективности системы профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации кадров строительной отрасли:
1. Установить порядок, в соответствии с которым:
экспертиза сметной части проектов строительства является обязательной для всех объектов строительства, за исключением объектов, строительство которых осуществляется за счет собственных средств владельцев, прямых инвестиций, в том числе иностранных;
приемка в эксплуатацию завершенных строительством объектов осуществляется с участием инспекции по контролю в сфере строительства, органов кадастра, представителей заказчика, подрядчика (генерального подрядчика), за исключением строительства объектов, финансируемых за счет средств субъектов государственных закупок;
допускается реализация проектов на условиях "под ключ" (Engineering Procurement Construction) методом "fast-track" (одновременное проектирование, закупка и строительные работы) путем создания консорциума между подрядными и проектными организациями при условии возложения на участников консорциума солидарной ответственности за качественную и своевременную реализацию проекта;
признаются сертификаты и другие разрешительные документы (лицензии) на осуществление проектной и строительной деятельности, выданные уполномоченными органами, организациями, обществами и объединениями стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития;
устанавливается персональная ответственность соответствующих хокимов за своевременное и правильное выделение земельных участков для строительства, а также за производство строительно-монтажных работ без привязки к утвержденным генеральным планам районов (городов) или схемам размещения земельных участков (при отсутствии генеральных планов);
расходы, понесенные в результате несвоевременного или неправильного выделения земельных участков для строительства, подлежат возмещению за счет средств местных бюджетов с последующим взысканием с виновного лица в регрессном порядке;
в пересмотре национальных строительных норм и правил, а также адаптации зарубежных строительных нормативно-технических документов вправе участвовать национальные и зарубежные юридические лица, общественные и международные организации, а также профильные научно-исследовательские учреждения, независимо от формы собственности;
заказчиком работ по разработке и совершенствованию национальных строительных норм и правил, а также адаптации зарубежных строительных нормативно-технических документов и их внедрению в практику выступает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Узбекистан;
строительные нормы и правила утверждаются решением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства на основе результатов проведения всесторонней экспертизы;
ведение единого каталога утвержденных в установленном порядке строительных стандартов, технических регламентов, строительных норм и правил, обеспечение к нему свободного доступа путем публикации на официальном веб-сайте и постоянного обновления возлагается на Агентство "Узстандарт";
авторский и технический надзор является обязательным на всех этапах строительства объектов и осуществляется со стороны автора проекта и заказчика соответственно или путем привлечения сертифицированных специалистов;
авторский надзор, технический надзор и строительную инспекцию объектов строительства осуществляют только специалисты, сертифицированные в установленном порядке;
г) с 1 января 2020 года объекты жилищного строительства в обязательном порядке подлежат оснащению энергоэффективным и энергосберегающим оборудованием на этапе выполнения проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ, а также должны получить паспорт энергетического аудита до приемки их в эксплуатацию, за исключением объектов, имеющих сертификат по международным стандартам BREEAM (метод экологической оценки эффективности зданий) и LEED (руководство по энергоэффективному и экологическому проектированию).
2. Согласиться с предложениями Министерства юстиции, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства и Национального агентства перспективных проектов Республики Узбекистан о реформировании нормативной базы технического регулирования строительной сферы, предусматривающими:
подготовительный период (2019-2021 гг.) - пересмотр действующих национальных строительных норм и правил, а также адаптацию зарубежных строительных нормативно-технических документов с учетом геологических, природно-климатических, сейсмологических и других особенностей Республики Узбекистан;
переходный период (2022-2026 гг.) - введение в практику адаптированных зарубежных строительных нормативно-технических документов наряду с национальными строительными нормами и правилами, проведение комплекса мер по внедрению инноваций в строительную отрасль, освоению новых технологий, материалов, изделий и конструкций;
завершающий период (2027-2028 гг.) - создание единой нормативной базы технического регулирования строительной отрасли на основе обобщения опыта применения национальных и адаптированных зарубежных строительных норм и правил.
Министерству финансов ежегодно при формировании Государственного бюджета Республики Узбекистан предусматривать необходимые ассигнования для финансирования работ по графику.
Счетной палате совместно с Министерством юстиции и Генеральной прокуратурой Республики Узбекистан установить жесткий контроль за исполнением графика.
Возложить персональную ответственность на:
заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Раматова А.Ж. - за внедрение современных рыночных механизмов и международных стандартов, передовых технологий и ноу-хау в строительную отрасль, а также разработку инновационных методологических программ профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации кадров отрасли;
заместителя Премьер-министра по вопросам инвестиций и внешнеэкономических связей - за привлечение средств международных финансовых институтов, правительственных и неправительственных организаций для пересмотра национальных строительных норм и правил, а также адаптацию зарубежных нормативно-технических стандартов.
4. Распространить действие абзаца третьего подпункта "а" пункта 9 постановления Президента Республики Узбекистан от 2 августа 2018 года N ПП-3895 "О мерах по созданию современных деловых центров "Business city" на территориях республики" на:
инвесторов - в рамках реализации проектов по строительству центров "Business city" и Международного делового центра "Tashkent city";
подрядчиков, в том числе иностранных, привлекаемых к реализации проектов по строительству центров "Business city" и Международного делового центра "Tashkent city" на условиях "под ключ" (Engineering Procurement Construction) методом "fast-track" (одновременное проектирование, закупка и строительные работы).
5. Министерству строительства Республики Узбекистан:
а) в срок до 20 декабря 2018 года совместно с:
Министерством иностранных дел, Агентством "Узстандарт" и Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан обеспечить получение официального разрешения уполномоченных зарубежных органов и организаций на принятие и адаптацию зарубежных строительных нормативно-технических документов на территории Республики Узбекистан;
Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, Ассоциацией инженеров-консультантов Узбекистана и Союзом архитекторов Узбекистана разработать программу повышения квалификации специалистов в области проектирования и строительства;
Агентством "Узстандарт" и АО "Узстройматериалы" внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по коренному совершенствованию деятельности АО "Узстройматериалы" и действующей системы стандартизации и сертификации в сфере строительных материалов и изделий;
б) в срок до 1 марта 2019 года совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами внести в Кабинет Министров предложения по:
созданию с привлечением зарубежных компаний испытательных лабораторий, аккредитованных в установленном порядке Центром по аккредитации при Национальном агентстве проектного управления при Президенте Республики Узбекистан, отвечающих современным международным требованиям и стандартам и осуществляющим сертификацию строительного оборудования, техники, материалов и изделий, не производимых в Республике Узбекистан и впервые ввозимых на территорию страны;
созданию структурных подразделений государственных органов, осуществляющих функции заказчика по строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту ведомственных объектов;
повышению эффективности деятельности проектных институтов, предусматривающие в том числе совершенствование механизмов финансирования проектно-изыскательских работ и установление сроков разработки проектной документации;
определению порядка финансирования объектов строительства, расчетная стоимость которых превышена по отношению к утвержденной проектно-сметной документации;
организации деятельности крупных специализированных строительно-подрядных организаций в каждом регионе страны.
6. Министерству инвестиций, промышленности и торговли, Министерству иностранных дел и Национальному агентству перспективных проектов Республики Узбекистан оказать содействие Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Узбекистан в привлечении средств международных финансовых институтов, иностранных правительственных и неправительственных организаций и доноров для финансирования работ по пересмотру действующих национальных строительных норм и правил, а также адаптации зарубежных строительных нормативно-технических документов и их внедрению в практику.
8. Генеральной прокуратуре совместно с Министерством строительства и Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан в двухмесячный срок внести предложения по повышению эффективности деятельности инспекций по контролю в сфере строительства, в том числе укреплению материально-технической базы и повышению социальной защиты и материального стимулирования их работников.
9. Министерству строительства, Национальному агентству проектного управления при Президенте Республики Узбекистан:
а) в срок до 1 января 2019 года:
пересмотреть Классификатор категорий сложности объектов по проектно-изыскательским и строительно-монтажным работам на предмет классификации объектов по категориям рисков конструкций и функций объектов строительства;
разработать и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по установлению требований к квалификации и сертификации лиц, осуществляющих экспертизу проектной документации, технический и авторский надзор за ходом строительства, строительную инспекцию объектов строительства;
б) в срок до 1 марта 2019 года внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан порядок, предусматривающий установление с 1 января 2020 года обязательных требований к оснащению объектов жилищного строительства энергоэффективным и энергосберегающим оборудованием на этапе выполнения проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ;
в) в срок до 1 апреля 2019 года внести предложения по пересмотру учебных программ высших образовательных учреждений в соответствии с требованиями настоящего Указа для непрерывного, в том числе дистанционного, профессионального обучения и повышения квалификации кадров в сфере проектирования и строительства с обязательным прохождением стажировки в зарубежных странах, в том числе профессорско-преподавательского состава;
г) в срок до 1 мая 2019 года внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан проект Градостроительного кодекса Республики Узбекистан в новой редакции, предусмотрев в самом кодексе прямые механизмы его реализации, в том числе:
основные принципы, функции и органы государственного регулирования строительства, порядок внедрения нормативно-технических документов и ведения их каталогов, аккредитации в сфере строительства;
порядок разработки генеральных планов, проектов детальной планировки, проектно-сметной документации, согласования заявок на застройку, разработки и заключения государственного договора на подряд;
порядок проведения экспертизы проектной документации, осуществления строительной инспекции объектов строительства и приемки в эксплуатацию, в том числе на условиях государственно-частного партнерства;
профессиональное регулирование строительной отрасли с установлением требований к квалификации архитекторов и инженеров, работающих в сфере проектирования и строительства, с определением степени их ответственности, в том числе материальной;
положения переходного периода и иные вопросы, обеспечивающие в том числе качество строительного контроля, конструктивную безопасность, регулирование ответственности и страхование, государственную поддержку развития конкурентной среды субъектов строительной деятельности;
д) в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по изменениям и дополнениям в законодательство, вытекающим из настоящего Указа.
10. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Раматова А.Ж., руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш. и первого заместителя советника Президента Республики Узбекистан Мавлонова Б.М.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиеёв
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 15 ноября 2018 г.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
19 ноября 2018 г., N 46, ст. 888