Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Банки. Кредитование. Валютное регулирование/ Банки и иные кредитные организации/ Коммерческие банки/ Положение о минимальных требованиях к деятельности коммерческих банков при осуществлении взаимоотношений с потребителями банковских услуг (Утверждено Постановлением правления ЦБ от 28.04.2018 г. N 16/18, зарегистрированным МЮ 02.07.2018 г. N 3030)Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Постановлению правления ЦБ
от 28.04.2018 г. N 16/18,
зарегистрированному МЮ
02.07.2018 г. N 3030
Настоящее Положение утверждено на государственном языке.
Авторский перевод текста на русский язык выполнен экспертами
информационно-поисковой системы "Norma" и носит
информационный характер. При возникновении неясностей
следует обращаться к тексту нормативно-правового акта
на государственном языке.
ПОЛОЖЕНИЕ
о минимальных требованиях к деятельности
коммерческих банков при осуществлении
взаимоотношений с потребителями
банковских услуг
Настоящее Положение в целях защиты прав и интересов потребителей банковских услуг определяет минимальные требования, предъявляемые к деятельности коммерческих банков (далее - банки), при осуществлении отношений с потребителями банковских услуг (далее - потребители).
1. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:
потребители - физические или юридические лица, обратившиеся в банк с намерением воспользоваться банковскими услугами, пользующиеся или ранее воспользовавшиеся данными услугами;
персональный кабинет - информационный ресурс, размещенный на официальном веб-сайте банка, в системе интернет-банкинга и/или в мобильном приложении, дающий потребителю возможность получения информации о выполнении своих обязательств по договору оказания банковских услуг, а также осуществления взаимодействия с банком путем обмена информацией посредством сети Интернет;
обращение - заявление, жалоба или предложение потребителя (или его представителя), направленные в банк в устной, письменной или электронной форме, касающиеся оказания банковских услуг.
2. Потребители имеют право на свободный выбор банка и банковских услуг.
Оказание банком услуги потребителю при условии использования дополнительной услуги запрещается.
3. Банковские услуги оказываются на основании договора, в том числе в виде публичной оферты, заключенного между банком и потребителем.
Текст договора излагается в четкой и простой для восприятия потребителем форме и при распечатке используется шрифт "Тimеs Nеw Rоmаn" не менее 12 размера или схожий с ним шрифт с использованием текстового редактора Мiсrоsоft Wоrd.
Текст договора составляется на государственном языке. Текст договора может быть составлен и на другом языке по взаимному согласию между банком и потребителем.
ГЛАВА 2. МИНИМАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЮ
§ 1. Общие минимальные требования предоставления сведений
4. Сведения обо всех услугах, оказываемых банком, должны быть открыты для потребителя.
Сведения об услугах не должны содержать коммерческую или банковскую тайну.
5. Сведения об условиях предоставления банковских услуг, изменении данных условий должны публиковаться на официальном веб-сайте банка и постоянно размещаться на информационных стендах банка.
При этом сведения об изменении условий предоставления банковских услуг должны публиковаться не менее чем за десять дней до вступления в силу, а сведения об изменении курсов обмена валют - незамедлительно.
6. Потребителям до заключения договоров должны быть бесплатно предоставлены для ознакомления сведения о банковских услугах.
6-1. Потребитель вправе до подписания договора оказания банковских услуг (по кредиту, депозиту, обслуживанию банковского счета, лизингу, банковским картам и др.) забрать его с собой для ознакомления.
Банк должен информировать потребителя о наличии у него данного права.
При оказании банковских услуг посредством систем дистанционного обслуживания банк до заключения договора должен предоставить потребителю возможность ознакомления с условиями договора и получения его копии посредством данной системы.
7. Сведения о финансовых услугах доводятся банком до потребителей на государственном языке. Сведения о финансовых услугах банка также могут быть дополнительно представлены на других языках.
Сведения о банковских услугах должны быть изложены кратко, простым и доступным языком.
8. Оказываемые банком услуги должны разъясняться потребителям полностью и достоверно.
При предоставлении сведений о банковских услугах в бумажной форме должен быть использован шрифт "Тimеs Nеw Rоmаn" не менее 12 размера или схожий с ним шрифт с использованием текстового редактора Мiсrоsоft Wоrd.
9. В период оказания банком услуг по кредитованию потребителю один раз в месяц в течение одного рабочего дня со дня получения его устного или письменного запроса на бесплатной основе в письменной форме предоставляется следующая информация:
лимит кредитования;
сумма денежных средств, уплаченных по кредиту;
остаток долга по основной сумме;
размер, состав и сроки очередных платежей (график платежей);
размеры сумм, подлежащие уплате, в случае досрочного частичного или полного погашения кредита;
размер и состав просроченной задолженности;
информация о направлении поступающих денежных средств на погашение задолженности по кредиту.
10. Банк по требованию потребителя обязан бесплатно (один раз по одному договору оказания банковских услуг) предоставить заверенные банком копии следующих документов:
договора об оказании банковских услуг, подписанного банком и потребителем;
заявления, поданного потребителем (если в соответствии с законодательством обязательно оформление такого заявления либо если согласно внутренним правилам банка оформление такого заявления обязательно при заключении договора об оказании банковских услуг);
документа, подтверждающего предоставление кредита потребителю (ордер, платежное поручение, справка о переводе денежных средств на электронное платежное средство);
документа (справки), подтверждающего полное исполнение потребителем обязательств по кредитным договорам.
По требованию потребителя банк может предоставлять в неограниченном количестве документы, предусмотренные настоящим пунктом, за плату, не превышающую расходы на их изготовление. В случае отсутствия возможности предоставления данных документов, банк должен обоснованно, в письменной форме известить об этом потребителя.
11. Для предоставления информации потребителям во время заключения договора об оказании банковских услуг банком должны быть согласованы средства обратной связи и обеспечена возможность связи через них.
12. Договор об оказании банковских услуг, заявление, поданное потребителем, и документ, подтверждающий предоставление кредита потребителю, предоставляется в течение пяти рабочих дней со дня регистрации в банке соответствующего запроса потребителя, а документ, подтверждающий полное исполнение потребителем обязательств по кредитному договору, - в течение одного рабочего дня.
12-1. Банк должен в день подписания договора оказания банковских услуг предоставить потребителю или его уполномоченному представителю один подлинный экземпляр договора.
В случае заключения договора посредством систем дистанционного обслуживания банк в день заключения данного договора обязан предоставить потребителю возможность пользования и получения копии договора посредством данных систем.
§ 2. Особенности предоставления информации
на официальном веб-сайте банка
13. Банк должен иметь свой официальный веб-сайт.
В информации, размещаемой на официальном веб-сайте, должна быть указана дата.
14. Официальный веб-сайт банка должен содержать раздел с картой сайта, позволяющий в удобной форме определить место расположения каждой страницы официального веб-сайта.
15. Официальный веб-сайт банка должен соответствовать Положению о требованиях к корпоративным веб-сайтам акционерных обществ, утвержденному постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 июля 2014 года N 176.
16. При пользовании информацией официального веб-сайта банка:
пользователи должны иметь возможность в любое время ознакомиться с необходимыми сведениями и воспользоваться ими. За ознакомление со сведениями или пользование ими в иной форме не должны взиматься плата или устанавливаться другие ограничения;
пользователь должен иметь возможность пользоваться сведениями при помощи бесплатного и широко используемого программного обеспечения;
информация не должна быть зашифрована или защищена посредством других средств;
банк не имеет права требовать от пользователя регистрации или предоставления персональных данных, а также заключения с ним различных видов сделок для пользования информацией, размещенной на своем официальном веб-сайте (кроме информации, размещенной в персональном кабинете потребителя).
17. С главной страницы веб-сайта должна быть создана возможность перехода одним действием посредством гиперссылки в раздел официального веб-сайта банка, содержащий информацию о данном банке и об условиях оказываемых банковских услуг.
18. Банк должен обеспечить возможность создания и использования пользователем персонального кабинета на своем официальном веб-сайте, в системе интернет-банкинга и/или в мобильном приложении.
В персональном кабинете банк должен обеспечить пользователю возможность пользования
...