язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм/ Здравоохранение/ Общие положения/ Концепция по профилактике неинфекционных заболеваний, поддержке здорового образа жизни и повышению уровня физической активности населения на 2019-2022 годы (Приложение N 1 к Постановлению Президента РУз от 18.12.2018 г. N ПП-4063)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению Президента РУз

от 18.12.2018 г. N ПП-4063



КОНЦЕПЦИЯ

по профилактике неинфекционных заболеваний,

поддержке здорового образа жизни и повышению

уровня физической активности населения

на 2019-2022 годы


ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ

НАСЕЛЕНИЯ, ОБУСЛОВЛЕННОЕ НЕЗДОРОВЫМ ОБРАЗОМ

ЖИЗНИ И НЕДОСТАТОЧНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТЬЮ


Неинфекционные заболевания, такие как сердечно-сосудистые заболевания, инсульт, злокачественные новообразования, хронические заболевания органов дыхания и сахарный диабет являются основными причинами инвалидности и смертности во всем мире. Они, в основном, обусловлены факторами риска повышенного артериального давления, употребления табака и алкоголя, повышенного содержания холестерина в крови, избыточной массы тела, недостаточного потребления фруктов и овощей, а также низкой физической активностью.

По данным Всемирной организации здравоохранения, за последние несколько десятилетий проблема избыточной массы тела и ожирения растет во всем мире. Только в 2015 году неинфекционные заболевания унесли жизни 40 миллионов человек, что составляет 70 процентов всех смертей в мире.

В Узбекистане неинфекционные заболевания ежегодно становятся причиной 78 процентов всех смертей. В 2017 году в общей структуре стандартизованных по полу и возрасту показателей причин смертности первое место занимали болезни системы кровообращения (69 процентов), в числе которых ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертония и их осложнения (инфаркт миокарда, инсульт головного мозга). За ними следуют злокачественные новообразования (8 процентов), сахарный диабет (3 процента) и хронические заболевания органов дыхания (3 процента).

Результаты исследования, проведенного в 2014-2015 годах Министерством здравоохранения Республики Узбекистан совместно со Всемирной организацией здравоохранения среди населения республики в возрасте 18-64 лет, показали, что:

ежедневно две трети населения (67 процентов) потребляет недостаточное количество (менее 400 грамм) овощей и фруктов;

половина населения имеет избыточный вес (индекс масса тела > 25 кг/кв. м);

ожирение (индекс масса тела > 30 кг/кв. м) выявлено у каждого пятого взрослого жителя;

у 46 процентов населения отмечается повышенный уровень холестерина в крови;

42 процента мужчин и 1,5 процента женщин потребляют табак;

почти у трети населения отмечается повышенное артериальное давление (> 140/90 мм рт. ст.);

9 процентов населения имеет повышенный уровень глюкозы в крови натощак (> 6,1 ммоль/л);

пятая часть населения в возрасте 40-64 лет имеет десятилетний риск развития сердечно-сосудистых заболеваний;

среднее потребление соли населением составляет 14,9 грамма в день, что в 3 раза превышает рекомендуемый Всемирной организацией здравоохранения уровень (не более 5 граммов в день).

По оценкам Всемирной организации здравоохранения, в 2016 году экономический ущерб, нанесенный неинфекционными заболеваниями, составил около 9,3 триллиона сумов, что эквивалентно 4,7 процента от валового внутреннего продукта страны.

Специалисты отмечают, что 31 процент преждевременной смертности от неинфекционных заболеваний в Узбекистане можно предотвратить или отсрочить путем профилактики факторов риска и улучшения системы организации и предоставления медицинской помощи больным, страдающим неинфекционными заболеваниями.



ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И НЕДОСТАТКИ ОРГАНИЗАЦИИ

СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ НЕИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ,

ПОДДЕРЖКИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ПОВЫШЕНИЯ

УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ


В настоящее время имеются следующие недостатки в сфере обеспечения здорового питания населения республики:

недостаточный объем производства натуральных заменителей сахара;

несоответствие продуктов питания, употребляемых в образовательных учреждениях, требованиям качества и сбалансированности содержащихся в них полезных веществ;

низкий уровень необходимых витаминов и минералов в продуктах питания;

рост чрезмерного питания, особенно в вечернее время.

Уровень обогащения микронутриентами пшеничной муки составляет 30 процентов от общего объема производимой и импортируемой муки всех сортов. Обогащенную микронутриентами пшеничную муку употребляет около 56 процентов населения. Для обеспечения профилактики железодефицитной анемии необходимо охватить 90 процентов населения.

Отсутствуют справочные данные по химическому составу местных продуктов питания, что затрудняет разработку рекомендаций для населения по здоровому питанию. Не разработаны нормы питания с дифференцированием по профессиональным и половозрастным группам с учетом природных и экономических условий, национальных традиций, демографических и других особенностей.

Соблюдение положений Закона Республики Узбекистан "Об ограничении распространения и употребления алкогольной и табачной продукции" и других актов законодательства, предусматривающих ограничение распространения и употребления табачной продукции, остается на низком уровне. Результаты общественного мониторинга, проведенного в 2017 году в Кашкадарьинской области показали, что:

в зданиях и на территориях 74 процентов предприятий, учреждений и организаций не созданы специально отведенные места и (или) помещения для употребления табачной продукции;

на объектах торговли и предприятиях общественного питания, реализующих сигареты, выявлены нарушения законодательства (продажа сигарет лицам, не достигшим двадцатилетнего возраста, или поштучно, отсутствие предупреждающих надписей о недопущении их реализации лицам, не достигшим двадцатилетнего возраста, а также о негативном воздействии табачной продукции на здоровье человека).

В учреждениях первичной медико-санитарной помощи недостаточно развита система раннего выявления пациентов с факторами риска неинфекционных заболеваний, не проводится надлежащим образом консультирование пациентов по здоровому питанию, физической активности, отказу от потребления табака и алкоголя.

В 2015-2017 годах в восьми семейных поликлиниках и сельских врачебных пунктах Кашкадарьинской и Ферганской областей был апробирован клинический протокол Всемирной организации здравоохранения по артериальной гипертонии и сахарному диабету.

В результате, почти вдвое повысилось первичное выявление артериальной гипертонии и сахарного диабета второго типа, выявлены пациенты с риском сердечно-сосудистых заболеваний более 30 процентов и здоровые пациенты с факторами риска неинфекционных заболеваний, для которых составлены планы индивидуального ведения.

Учитывая полученные положительные результаты, экспертами Всемирной организации здравоохранения обоснована целесообразность распространения данного опыта в практику всех учреждений первичной медико-санитарной помощи республики.

Существующая система мониторинга неинфекционных заболеваний не позволяет изучить социально-экономические аспекты (этническое происхождение, уровень образования, доходов и другие) для определения социально-уязвимых групп населения. Не выделяются необходимые финансовые ресурсы для проведения социологических исследований по изучению распространенности факторов риска неинфекционных заболеваний.

Не внедрена единая электронная система сбора и регистрации медицинских данных на всех уровнях, что значительно затрудняет и снижает качество мониторинга. В учреждениях первичной медико-санитарной помощи записи в медицинских документах осуществляются в произвольной и не унифицированной форме, показатели здоровья пациентов дублируются в различных медицинских документах, статистическая обработка и анализ данных осуществляются на бумажных носителях.

В результате, существующая система мониторинга неинфекционных заболеваний не обеспечивает принятие эффективных управленческих решений.

Не на должном уровне ведется пропаганда по побуждению граждан к ведению здорового образа жизни. Проводимые мероприятия в этом направлении имеют исключительно количественную и статистическую значимость (в 2017 году проведено более 200 тыс. подобных мероприятий, при этом они не дают действенных и эффективных результатов).

Продолжительность проводимых информационно-образовательных кампаний носит кратковременный и нерегулярный характер. Международный опыт показывает, что такие мероприятия являются эффективными в том случае, если они осуществляются в комплексе с другими мероприятиями, такими как совершенствование законодательной базы по созданию здоровой среды, применение механизмов стимулирования производства и продажи здоровых продуктов питания, мотивация населения для изменения поведения или работодателей для создания здоровой среды сотрудникам организаций.

Не налажена деятельность по подготовке и повышению квалификации специалистов в области профилактики неинфекционных заболеваний, поддержки здорового образа жизни и повышения уровня физической активности населения.

Содержание учебной программы Школы общественного здравоохранения Ташкентской медицинской академии сфокусировано, в большей степени, на подготовку специалистов по управлению здравоохранением. Учебная программа кафедры "Гигиена детей и подростков и гигиена питания" Ташкентской медицинской академии нацелена на подготовку санитарных врачей по гигиене питания, работающих в службе санитарно-эпидемиологического надзора. В результате, имеется острая нехватка специалистов, владеющих современными знаниями, навыками и умениями в области здорового и лечебного питания, а также формирования здорового образа жизни.

Многие преподаватели медицинских высших образовательных учреждений не имеют достаточного практического опыта работы. Между тем, анализ показывает, что за рубежом преподаватели часто совмещают процесс преподавания с работой в государственных и частных организациях в качестве специалистов и экспертов.

Отсутствуют учреждения, ответственные за профилактику неинфекционных заболеваний и формирование здорового образа жизни как на республиканском, так и на региональном уровнях.



ГЛАВА 3. ЦЕЛИ, ПРИОРИТЕТЫ И ЗАДАЧИ ПРОФИЛАКТИКИ

НЕИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ПОДДЕРЖКИ ЗДОРОВОГО

ОБРАЗА ЖИЗНИ И ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ

АКТИВНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ


Концепция по профилактике неинфекционных заболеваний, поддержке здорового образа жизни и повышению уровня физической активности населения на 2019-2022 годы (далее - Концепция) разработана в соответствии с законодательством Республики Узбекистан, а также документами Всемирной организации здравоохранения такими, как Глобальный план действий по профилактике неинфекционных заболеваний и борьбе с ними на 2013-2020 годы, План действий в области пищевых продуктов и питания на 2015-2020 годы, Стратегия в области физической активности для Европейского региона Всемирной организации здравоохранения на 2016-2025 годы, Рамочная конвенция по борьбе против табака, Европейский план действий по сокращению вредного употребления алкоголя на 2012-2020 годы.

Концепция содержит в себе современные подходы по профилактике неинфекционных заболеваний, поддержке здорового образа жизни и повышению уровня физической активности населения с учетом рекомендаций Всемирной организации здравоохранения.


Целью Концепции является формирование здорового образа жизни у населения страны путем реализации комплексных мер по предупреждению, лечению и контролю неинфекционных заболеваний и факторов их риска, снижению преждевременной смертности и тяжести болезней для общества.


Стратегические приоритеты Концепции:


а) борьба с такими факторами риска неинфекционных заболеваний, как:

нездоровое питание;

недостаточная физическая активность;

избыточная масса тела;

потребление табачной и алкогольной продукции, включая курение кальяна и электронных сигарет;

повышенное артериальное давление, повышенный уровень глюкозы и холестерина в крови;


б) борьба со следующими группами заболеваний:

сердечно-сосудистые заболевания (артериальная гипертония, инфаркт миокарда, инсульт);

сахарный диабет;

хронические заболевания органов дыхания (хронические обструктивные заболевания легких, бронхиальная астма);

злокачественные новообразования (рак молочной железы, рак шейки матки, рак легкого).


Основные задачи Концепции:


1. Формирование и широкое распространение инициатив по созданию здоровой среды и привлекательного выбора в пользу здорового образа жизни.


2. Усиление роли негосударственного сектора в формировании здоровой среды в образовательных, медицинских, спортивных учреждениях, предприятиях, организациях и общественных местах.


3. Внедрение механизмов и расширение возможностей государственно-частного партнерства в сфере профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни среди населения.


4. Устойчивое финансирование мероприятий по профилактике и контролю неинфекционных заболеваний за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, международных финансовых институтов и организаций, льготных кредитов коммерческих банков, грантов, а также иных источников, не запрещенных законодательством.


5. Совершенствование информационно-просветительской деятельности по профилактике неинфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни среди населения.


6. Создание национальной интегрированной информационной системы эпидемиологического надзора неинфекционных заболеваний, включая систему мониторинга и оценки достижения целевых ориентиров по факторам риска и основных неинфекционных заболеваний.


7. Совершенствование системы профилактической, лечебной и консультативной помощи группам риска и больным неинфекционными заболеваниями с особым упором на раннее выявление и контроль факторов риска.


8. Развитие кадрового и научно-исследовательского потенциала всех вовлеченных в сферу профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни среди населения секторов.



ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НЕИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ,

ПОДДЕРЖКЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ПОВЫШЕНИЮ

УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

НА 2019-2022 ГОДЫ


1. Совершенствование законодательства в сфере профилактики

неинфекционных заболеваний, поддержки здорового образа жизни

и повышения уровня физической активности населения


1. Дальнейшее совершенствование законодательства в сфере ограничения пропаганды и рекламы употребления продуктов питания с повышенным содержанием жиров, соли и сахара.


2. Совершенствование правовых механизмов, направленных на установление дополнительных мер по ограничению распространения и употребления алкогольной и табачной продукции.


3. Разработка предложений по ограничению ввоза (импорта) в республику необогащенной микронутриентами пшеничной муки первого сорта.


4. Пересмотр рецептуры и стандартов продуктов питания массового потребления с целью снижения их калорийности и установления целевых уровней содержания в них жиров, соли и сахара, а также определение рекомендуемых размеров порций.


5. Пересмотр стандартов профилактического питания для промышленных предприятий с вредными условиями труда.


6. Установление порядка применения в производстве табачной продукции ингредиентов, призванных повысить их вкусовую привлекательность (ароматизирующих веществ).



2. Реализация мер по обеспечению здорового питания населения


1. Внедрение рыночных механизмов по стимулированию производства и продажи здоровых продуктов питания и ограничению ввоза, производства (изготовления) и продажи продуктов с повышенным содержанием жиров, соли и сахара.


2. Проведение научно-практических исследований по изучению состава и качества сельскохозяйственной пищевой продукции, выращиваемой в различных условиях земледелия, а также фармакодинамических свойств национальных блюд.


3. Пересмотр рациональных норм питания для различных половозрастных и профессиональных групп населения на основе современных достижений в области нутрициологии.


4. Усиление контроля применения пищевых добавок (красители, ароматизаторы, консерванты и другие).


5. Стимулирование включения в меню предприятий общественного питания овощей, фруктов и других полезных для здоровья продуктов питания.



3. Принятие мер по поддержке здорового образа жизни

и повышению уровня физической активности населения


1. Внедрение в учебные программы образовательных учреждений мероприятий по ведению здорового образа жизни и обеспечению здорового питания и физической активности учащихся (студентов).


2. Создание для населения условий по безопасному и активному передвижению (пешеходные и велосипедные дорожки).


3. Строительство и реконструкция зон и спортивных сооружений, в том числе на основе государственно-частного партнерства, для занятия физической культурой и спортом, расширение спектра и разнообразия спортивных секций, доступных для различных возрастных групп.


4. Установление работодателями в течение рабочего дня специальных перерывов для выполнения работниками комплексов производственной гимнастики.


5. Выделение работодателями помещений, оснащенных соответствующим спортивным инвентарем, для выполнения работниками комплексов производственной гимнастики.


6. Стимулирование развития корпоративного спорта путем повышения роли профессиональных союзов в организации досуга работников.


7. Внедрение механизмов обязательного поддержания физической активности лиц, пользующихся объектами общественного назначения (школы, медицинские, спортивные и досуговые учреждения, жилые и многоквартирные дома).


8. Создание и размещение в сети Интернет единой информационной базы спортивных объектов с зонированием по районам (городам), а также описанием их деятельности, стоимости занятий, часов работы и других сведений.


9. Организация проведения среди широких слоев населения специальных тестов "Алпомиш" и "Барчиной".



4. Улучшение качества предоставляемых услуг учреждениями

здравоохранения по основным неинфекционным заболеваниям


1. Внедрение в практику всех учреждений первичной медико-санитарной помощи республики требований клинических протоколов, стандартов и рекомендаций Всемирной организации здравоохранения по артериальной гипертонии, сахарному диабету, бронхиальной астме, хронической обструктивной болезни легких и другим неинфекционным заболеваниям.


2. Организация пунктов доврачебного осмотра населения средним медицинским персоналом.


3. Обучение пациентов с неинфекционными заболеваниями уходу за собой и самоконтролю состояния здоровья.


4. Внедрение механизмов непрерывной оценки и повышения качества услуг в учреждениях первичной медико-санитарной помощи через систему поддерживающего кураторства.


5. Разработка и внедрение в практику учреждений первичной медико-санитарной помощи программного обеспечения по неинфекционным заболеваниям, предусматривающего создание профилей здоровья по факторам риска и неинфекционным заболеваниям для каждого пациента (характер питания, наличие табачной зависимости, индекс массы тела, уровень артериального давления, сахара и холестерина в крови и другие).



5. Совершенствование системы мониторинга и оценки мер

по профилактике неинфекционных заболеваний, поддержке

здорового образа жизни и повышению уровня физической

активности населения


1. Осуществление полномасштабного мониторинга, включающего анализ фактического потребления населением пищевой продукции, а также оценку отношения потребителей к данным продуктам.


2. Разработка и внедрение в практику протокола эпидемиологического мониторинга неинфекционных заболеваний на основе рекомендаций Всемирной организации здравоохранения.


3. Совершенствование системы медико-статистического учета и отчетности по неинфекционным заболеваниям путем включения показателей по факторам риска неинфекционных заболеваний в учетно-отчетную документацию медицинских учреждений.


4. Внедрение регистров по ключевым заболеваниям, позволяющим отслеживать прогрессирование болезней и развитие осложнений.


5. Проведение популяционных исследований на основе стандартной международно-принятой методологии (исследования HBSC, STEPS и другие).


6. Внедрение системы общественного мониторинга по созданию здоровой окружающей среды.



6. Совершенствование системы подготовки, переподготовки

и повышения квалификации кадров


1. Повышение квалификации преподавателей кафедр медико-профилактического направления высших медицинских образовательных учреждений по вопросам общественного здоровья и формирования здорового образа жизни, здорового питания, диетологии совместно с ведущими зарубежными учреждениями общественного здравоохранения.


2. Пересмотр учебных программ профильных кафедр медико-профилактического направления высших медицинских образовательных учреждений, а также Школы общественного здравоохранения Ташкентской медицинской академии и системы повышения квалификации и переподготовки медицинских работников, приведение их в соответствие с международными требованиями.


3. Обеспечение проведения Ассоциацией школ общественного здравоохранения европейского региона (ASPHER - The Association of Schools of Public Health in the European Region) аккредитации образовательных программ кафедр медико-профилактического направления медицинских институтов, а также Школы общественного здравоохранения Ташкентской медицинской академии.


4. Разработка программ специализации и сертификации среднего медицинского персонала по направлениям "Медицинская сестра по диабетической стопе - подиатр", "Консультант по здоровому питанию", "Консультант по отказу от табака", "Консультант по бронхиальной астме" и другим.



ГЛАВА 5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОТ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ


В результате реализации Концепции ожидается:

увеличение потребления населением овощей и фруктов на 15 процентов;

сокращение потребления поваренной соли на 15 процентов;

увеличение доли производства продуктов, обогащенных витаминами и необходимыми минералами;

увеличение физической активности населения на 10 процентов;

сокращение потребления алкогольной и табачной продукции на 10 процентов;

сдерживание роста числа пациентов с повышенным артериальным давлением;

сдерживание роста числа пациентов с ожирением и сахарным диабетом;

достижение 50 процентного уровня обеспечения медицинских учреждений базовыми диагностическими тестами, оборудованием и основными лекарственными средствами, необходимыми для лечения приоритетных неинфекционных заболеваний;

обеспечение не менее 50 процентов пациентов с высоким риском и больных неинфекционными заболеваниями надлежащей лекарственной терапией и консультированием для предотвращения инсультов и инфарктов;

сокращение на 10 процентов преждевременной смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, злокачественных новообразований, сахарного диабета и хронических заболеваний органов дыхания.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 19 декабря 2018 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

24 декабря 2018 г., N 51, ст. 974