Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Труд и занятость населения/ Дополнительные гарантии и льготы женщинам, молодежи и иным категориям работников/ Постановление Президента Республики Узбекистан от 07.03.2019 г. N ПП-4235 "О мерах по дальнейшему усилению гарантий трудовых прав и поддержке предпринимательской деятельности женщин"Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
07.03.2019 г.
N ПП-4235
О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ
УСИЛЕНИЮ ГАРАНТИЙ ТРУДОВЫХ ПРАВ
И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖЕНЩИН
В стране проводятся масштабные реформы по обеспечению безусловного соблюдения прав и законных интересов женщин, гарантий их трудовых прав и поддержки предпринимательской деятельности.
В частности, пересмотрены задачи Комитета женщин Узбекистана, в структуру районных (городских) комитетов женщин введена должность специалиста по работе с женщинами и укреплению духовно-нравственных ценностей в семьях, при Кабинете Министров Республики Узбекистан создан Научно-практический исследовательский центр "Оила" и его территориальные подразделения, образован Государственный целевой фонд по поддержке женщин и семьи, учрежден нагрудный знак "Муътабар аёл", создана новая система поддержки лауреатов Государственной премии имени Зульфии.
Вместе с тем имеется ряд системных проблем и недостатков, препятствующих созданию механизмов обеспечения гарантий прав женщин и их эффективной деятельности в сфере предпринимательства.
В том числе недостаточно организована работа по переподготовке женщин, долгое время занятых уходом за ребенком, профессиям, востребованным на рынке труда.
В целях усиления гарантий защиты трудовых прав женщин, дальнейшей поддержки их предпринимательских инициатив, стимулирования трудовой деятельности и повышения уровня доступа к правосудию:
1. Установить, что с 1 мая 2019 года:
отменяются запреты применения труда женщин в определенных отраслях или профессиях;
утверждается рекомендательный перечень отраслей или профессий, которые могут отрицательно повлиять на здоровье женщин;
в случае использования отцом не менее трех месяцев отпуска по уходу за ребенком, одному из родителей предоставляется дополнительный отпуск по уходу за ребенком продолжительностью один месяц с выплатой пособия в порядке, установленном статьей 234 Трудового кодекса Республики Узбекистан;
одному из родителей, воспитывающих ребенка, не достигшего возраста двух лет, за счет перерывов на отдых и питание, а также кормление ребенка, предоставляемых во время работы, по согласованию с работодателем предоставляется право установления времени на перерыв, используемого в течение дня;
запрещается расторжение по инициативе работодателя трудового договора, заключенного на неопределенный срок, в связи с достижением женщинами пенсионного возраста или возникновением согласно законодательству права на пенсию по возрасту до достижения женщинами возраста 60 лет, а также срочного трудового договора до истечения срока его действия;
при рассмотрении в судах дел о нарушении равноправия мужчин и женщин оплата юридических услуг, оказываемых женщинам со стороны адвокатов, покрывается по их желанию за счет государства.
2. Одобрить предложение Комитета женщин Узбекистана, Научно-практического исследовательского центра "Оила" при Кабинете Министров, Ассоциации деловых женщин Узбекистана "Тадбиркор аёл", Торгово-промышленной палаты, а также Министерства экономики и промышленности об образовании при содействии комитетов женщин Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента "Центров предпринимательства женщин" (далее - центры) со статусом негосударственной некоммерческой организации.
3. Рекомендовать установление для центров следующих основных задач:
содействие совместно с Министерством занятости и трудовых отношений в переподготовке женщин, долгое время находившихся в отпуске по уходу за ребенком, оказавшихся в тяжелом экономическом положении, профессиям, востребованным на рынке труда и их трудоустройстве;
привлечение в центры женщин, выразивших желание заниматься предпринимательской деятельностью, и содействие им в организации предпринимательской деятельности;
формирование у женщин навыков организации и ведения своего бизнеса, оказание консультативной помощи в подготовке бизнес-идей, в том числе в подготовке бизнес-плана проекта, выборе и использовании различных режимов налогообложения, ведении бухгалтерского учета, пользовании современных информационных технологий и по другим направлениям;
в необходимых случаях, оказание содействия в выделении начинающим свою деятельность женщинам-предпринимателям пустующих зданий в махаллях;
оказание практической помощи и дача необходимых консультаций женщинам-предпринимателям и женщинам, выразившим желание заниматься предпринимательской деятельностью, по организации своего бизнеса, в том числе по оказанию содействия в поиске надежных партнеров, приобретении мини-технологий и оборудования, реализации произведенной продукции;
оказание женщинам, неофициально осуществляющим ремесленническую деятельность, практической помощи в прохождении регистрации, получении льготных кредитов, пользовании налоговыми и другими льготами путем вступления в членство Ассоциации "Хунарманд".
центры в форме бизнес-инкубаторов с целью содействия предпринимательской и ремесленнической деятельности женщин, в том числе семейному предпринимательству, организовываются за счет средств Государственного целевого фонда по поддержке женщин и семьи;
расходы, связанные с содержанием, укреплением материально-технической базы и реализацией основных задач центров, финансируются за счет средств, поступивших от начисления процентов на ресурсы Государственного целевого фонда по поддержке женщин и семьи, выданные коммерческим банкам для предоставления кредитов (за исключением маржи банка), а также за счет грантов международных организаций;
женщины, выразившие желание заниматься предпринимательской деятельностью, обучаются по специальной программе обучения на основе перечня, формируемого хокимом района (города) и районным (городским) отделом по поддержке махалли и семьи;
из числа женщин, успешно освоивших специальную программу обучения, по рекомендации соответствующего районного (городского) отдела по поддержке махалли и семьи для организации предпринимательской деятельности выделяются кредиты на срок не менее 3 лет с 6-месячным льготным периодом и на основе порядка кредитования обеспечения занятости населения в регионах и развития семейного предпринимательства до 31 декабря 2019 года - по 8-процентной годовой ставке, с 1 января 2020 года - по ставке рефинансирования Центрального банка Республики Узбекистан, а с 1 января 2021 года - по ставкам, устанавливаемым коммерческими банками самостоятельно на основе рыночных принципов;
источником кредитных средств являются ресурсные средства в размере 100 миллиардов сумов, ежегодно выделяемые АК Народному банку, АКБ "Микрокредитбанк" и АКБ "Агробанк" Государственным целевым фондом по поддержке женщин и семьи. Не менее 50 процентов данных ресурсных средств направляются на развитие бизнеса женщин, проживающих в сельской местности;
Комитету женщин Узбекистана в месячный срок утвердить порядок, обеспечивающий справедливость и прозрачность процесса выдачи рекомендаций для получения кредита.
По кредитам, выдаваемым по ставкам, устанавливаемым коммерческими банками самостоятельно на основе рыночных принципов, используется компенсационный механизм в части процентных расходов.
7. Комитету женщин Узбекистана совместно с Министерством юстиции и Национальным центром по правам человека в двухмесячный срок:
а) разработать и внести в установленном порядке в Кабинет Министров проект Закона Республики Узбекистан "О гарантиях равных прав и возможностей для мужчин и женщин" предусматривающий:
понятие и виды гендерного равенства;
задачи и функции уполномоченных органов;
нормы по обеспечению гендерного равенства при участии в государственном управлении, принятии на работу или найме, получении кредитов и занятии предпринимательством;
меры, направленные на предупреждение нарушений гендерного равенства, а также ответственность за совершение поступков, приводящих к таким нарушениям;
б) разработать и внести в установленном порядке в Кабинет Министров проект Закона Республики Узбекистан "О защите женщин от притеснений и насилия", предусматривающий:
виды притеснений и насилия в быту, на рабочих местах и образовательных учреждениях;
задачи и функции уполномоченных органов;
меры, направленные на предупреждение притеснений и насилия, а также ответственность за совершение таких поступков;
процессуальные гарантии, направленные на защиту лиц, подвергшихся притеснениям и насилию в досудебном и судебном процессах.
8. Государственному комитету по статистике совместно с Комитетом женщин, Министерством занятости и трудовых отношений, Министерством здравоохранения, Центральной избирательной комиссией, Министерством юстиции, Министерством внутренних дел, Верховным судом, Центральным банком, Государственным комитетом по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, а также Министерством финансов Республики Узбекистан в двухмесячный срок обеспечить размещение на веб-сайте "Gender.stat.uz" и постоянное обновление минимальных гендерных показателей и других сведений, рекомендованных Комиссией по статистике Организации Объединенных Наций, согласно приложению N 2.
9. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента в месячный срок обеспечить все центры служебными кабинетами со всеми условиями.
10. Министерству занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан совместно с Министерством юстиции и Комитетом женщин Узбекистана в трехмесячный срок провести инвентаризацию законодательных актов на предмет наличия предпосылок для трудовой и предпринимательской дискриминации женщин и внести соответствующие предложения в Кабинет Министров.
11. Возложить персональную ответственность на:
заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан - председателя Комитета женщин Узбекистана Баситханову Э.И. - за координацию эффективного осуществления государственными органами и организациями мер, предусмотренных в настоящем постановлении;
заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан по вопросам инвестиций и внешних экономических связей Ганиева Э.М. и министра инвестиций и внешней торговли Умурзакова С.У. совместно с Комиссией по вопросам обеспечения гендерного равенства - за системное и постоянное принятие необходимых организационно-практических мер по привлечению международных финансовых организаций, в первую очередь, средств технического содействия и кредитов организаций, специализирующихся на поддержке женщин, для финансирования мероприятий и проектов, предусмотренных в настоящем постановлении.
12. Агентству информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан, Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента организовать широкое освещение сути и содержания настоящего постановления в средствах массовой информации.
13. Министерству юстиции Республики Узбекистан в месячный срок внести предложения в Кабинет Министров об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
14. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан - председателя Комитета женщин Узбекистана Нарбаеву Т.К. и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
Пункт 3 утратил силу в соответствии с Указом Президента РУз от 17.03.2021 г. N УП-6188 |
|||
3. |
Ташмухамедова Д.Г. |
- |
директор Научно-практического исследовательского центра "Оила" при Кабинете Министров Республики Узбекистан, заместитель председателя Комиссии |
4. |
Шин А.В. |
- |
министр дошкольного образования Республики Узбекистан |
5. |
Мирзиёева C.Ш. |
- |
заместитель директора Агентства информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан |
6. |
Саидов А.Х. |
- |
директор Национального центра Республики Узбекистан по правам человека |
7. |
Рахимова Г.А. |
- |
член Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан, работающий на постоянной основе |
8. |
Холхужаев С.М. |
- |
заместитель председателя Центрального банка Республики Узбекистан |
9. |
Рихсиева Г.Ш. |
- |
ректор Ташкентского государственного института востоковедения |
10. |
По должности |
- |
исполнительный директор Государственного фонда поддержки предпринимательской деятельности |
11. |
Махмудова Г.Г. |
- |
председатель Ассоциации деловых женщин Узбекистана "Тадбиркор аёл" (по согласованию) |
12. |
Абдувахидов Х.Б. |
- |
председатель Общественного фонда по поддержке женщин и семьи |
13. |
Ширинова М.Р. |
- |
директор Республиканского центра социально-экономического развития "Сабр" |
14. |
Махбубов Д.М. |
- |
заместитель председателя Республиканского благотворительного фонда "Махалла" |
15. |
Туляков Э.С. |
- |
исполнительный директор Центра "Стратегия развития" |
16. |
Бурханов А.Э. |
- |
председатель общенационального движения "Юксалиш" |
17. |
Муратова Д.К. |
- |
начальник отдела Национального центра Республики Узбекистан по правам человека |
18. |
Саттарова Г.Ж. |
- |
главный научный сотрудник Института проблем законодательства и парламентских исследований при Олий Мажлисе Республики Узбекистан |
19. |
Ишанханова Г.А. |
- |
заведующий отделом Научно-практического исследовательского центра "Оила" при Кабинете Министров Республики Узбекистан |
Примечание. При переходе членов Комиссии на другую работу в ее состав включаются лица, вновь назначенные на эти должности, либо на которых возложено выполнение соответствующих функций.
к Постановлению Президента РУз
от 07.03.2019 г. N ПП-4235
ПЕРЕЧЕНЬ
минимальных гендерных показателей
и других сведений, подлежащих размещению
на веб-сайте "Gender.stat.uz"
N
|
Наименование показателей
|
Орган, ответственный за формирование данных
|
1. |
Среднее число часов, проведенных за неоплачиваемой домашней работой, в разрезе мужчин и женщин (по возможности, отдельно указывать время, затраченное на домашнюю работу и по уходу за детьми) |
Государственный комитет по статистике |
2. |
Среднее число часов, совместно проведенных на оплачиваемой и неоплачиваемой домашней работе (общий объем нагрузки), в разрезе мужчин и женщин |
Государственный комитет по статистике |
3. |
Коэффициенты участия в рабочей силе лиц в возрасте 15-24 лет, в возрасте 15 лет и старше (15+), в разрезе мужчин и женщин |
Министерство занятости и трудовых отношений |
4. |
Доля самозанятых в общем числе занятых, в разрезе мужчин и женщин |
Министерство занятости и трудовых отношений |
5. |
Доля занятых из числа рабочих, приносящих доход семейному бизнесу, в разрезе мужчин и женщин |
Министерство занятости и трудовых отношений |
6. |
Доля занятых, являющихся работодателями, в разрезе мужчин и женщин |
Государственный комитет по статистике |
Процент фирм, собственниками которых являются женщины |
Министерство юстиции
|
|
8. |
Процентное распределение занятых в разрезе секторов, а также в разрезе мужчин и женщин (под секторами понимаются такие отрасли как сельское хозяйство, промышленность, услуги) |
Государственный комитет по статистике |
9. |
Доля занятых в неформальном секторе в процентах от общей несельскохозяйственной занятости, в разрезе мужчин и женщин |
Министерство занятости и трудовых отношений |
10. |
Коэффициент безработной молодежи среди лиц в возрасте 15-24 лет, в разрезе мужчин и женщин |
Министерство занятости и трудовых отношений |
11. |
Доля населения, имеющего доступ к кредитам, в разрезе мужчин и женщин |
Государственный комитет по статистике |
12. |
Доля взрослого населения, имеющего в собственности землю, в разрезе мужчин и женщин |
Госкомземгеодезкадастр |
13. |
Разница в оплате труда мужчин и женщин |
Государственный комитет по статистике |
14. |
Доля лиц с частичной (неполной) занятостью от общего количества занятого населения, в разрезе мужчин и женщин |
Министерство занятости и трудовых отношений |
15. |
Коэффициент занятости среди лиц в возрасте 25-49 лет с детьми в возрасте до 3 лет, живущими в домашнем хозяйстве, и лица, не имеющие детей, живущие в домашнем хозяйстве, в разрезе мужчин и женщин |
Министерство занятости и трудовых отношений |
16. |
Доля детей в возрасте до 3 лет, охваченных формальным воспитанием |
Государственный комитет по статистике |
17. |
Доля лиц, использующих Интернет, в разрезе мужчин и женщин |
Государственный комитет по статистике |
18. |
Доля лиц, пользующихся мобильными/сотовыми телефонами, в разрезе мужчин и женщин |
Государственный комитет по статистике |
19. |
Доля домашних хозяйств, имеющих доступ к средствам массовой информации (радио, телевидение, Интернет), главы домашнего хозяйства, в разрезе мужчин и женщин |
Государственный комитет по статистике |
20. |
Уровень грамотности молодежи (среди лиц 15-24 лет), в разрезе мужчин и женщин |
Государственный комитет по статистике |
21. |
Уточненный коэффициент охвата начальным образованием, в разрезе мальчиков и девочек |
Государственный комитет по статистике |
22. |
Общий коэффициент охвата средним образованием, в разрезе мальчиков и девочек |
Государственный комитет по статистике |
23. |
Общий коэффициент охвата послешкольным образованием, в разрезе мужчин и женщин |
Государственный комитет по статистике |
24. |
Индекс гендерного паритета по охвату начальным, средним и послешкольным образованием |
Государственный комитет по статистике |
25. |
Доля женщин среди выпускников научной, инженерной, производственных и строительной отраслей
|
Государственный комитет по статистике |
26. |
Доля женщин среди профессоров-преподавателей учреждений послешкольного образования |
Государственный комитет по статистике |
27. |
Уточненный коэффициент принятых в первый класс начального образования, в разрезе мальчиков и девочек |
Государственный комитет по статистике |
28. |
Коэффициент завершения начального образования, в разрезе мальчиков и девочек |
Государственный комитет по статистике |
29. |
Общий коэффициент выпускников первого этапа среднего образования, в разрезе мальчиков и девочек |
Государственный комитет по статистике |
30. |
Коэффициент перехода с начального на средний уровень образования (общие программы), в разрезе мальчиков и девочек |
Государственный комитет по статистике |
31. |
Уровень получения образования населения в возрасте 25 лет и старше, в разрезе мужчин и женщин (%) |
Государственный комитет по статистике |
32. |
Уровень использования контрацептивов среди замужних женщин и женщин, живущих в союзах, в возрастной категории 15-49 лет (%) |
Государственный комитет по статистике |
33. |
Смертность детей в возрасте до 5 лет, в разрезе мальчиков и девочек (количество/случаев) |
Государственный комитет по статистике |
34. |
Коэффициент материнской смертности |
Государственный комитет по статистике |
35. |
Охват перинатальным уходом/услугами (%) |
Министерство здравоохранения |
36. |
Доля рождений, сопровождаемых квалифицированным медицинским персоналом |
Министерство здравоохранения |
37. |
Распространенность курения среди лиц в возрасте 15 лет и старше, в разрезе мужчин и женщин (%) |
Государственный комитет по статистике |
38. |
Доля взрослых, страдающих ожирением, в разрезе мужчин и женщин |
Государственный комитет по статистике |
39. |
Доля женщин среди лиц в возрасте 15-49 лет, живущих с заболеваниями ВИЧ/СПИД (количество) |
Центр по борьбе со СПИДом |
40. |
Доступ к ретровирусной терапии, в разрезе мужчин и женщин (количество) |
Центр по борьбе со СПИДом |
41. |
Ожидаемая продолжительность жизни для лиц в возрасте 60-64 лет, в разрезе мужчин и женщин (%) |
Государственный комитет по статистике |
42. |
Смертность взрослого населения по причинам и возрастным группам |
Государственный комитет по статистике |
43. |
Доля женщин на министерских (приравненных) должностях |
Кабинет Министров |
44. |
Доля женщин, занимающих должности (депутатские места) в Национальном парламенте |
Центральная избирательная комиссия |
45. |
Доля женщин, трудящихся на управленческих должностях |
Государственный комитет по статистике |
46. |
Доля женщин среди сотрудников органов внутренних дел |
Министерство внутренних дел |
47. |
Доля женщин среди судей |
Верховный суд |
48. |
Доля женщин (в возрасте 15-49 лет), которые когда-либо имели близкого партнера, подвергавшихся физическому и/или сексуальному насилию со стороны действующего или предыдущего близкого партнера, в течение последних 12 месяцев |
Министерство внутренних дел |
49. |
Доля женщин (в возрасте 15-49 лет), подвергавшихся, начиная с возраста 15 лет, сексуальному насилию со стороны лиц, не являвшихся близкими партнерами |
Министерство внутренних дел |
50. |
Распространенность калечащих операций на женских половых органах/обрезания |
Министерство здравоохранения |
51. |
Процент женщин в возрасте 20-24 лет, вступивших в зарегистрированный или незарегистрированный брак в возрасте до 18 лет |
Государственный комитет по статистике |
52. |
Процент ранних родов среди девочек-подростков |
Государственный комитет по статистике |
53. |
Количество получивших пособие в период отпуска по беременности и родам |
Министерство занятости и трудовых отношений |
54. |
Данные об источниках пособия по беременности и родам |
Министерство занятости и трудовых отношений, Министерство финансов |
Примечение. Показатели, подлежащие размещению на веб-сайте "Gender.stat.uz", предоставляются Государственному комитету по статистике.
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 9 марта 2019 г.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
11 марта 2019 г., N 10, ст. 180
"Народное слово", 12 марта 2019 г.