ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
2019 год /Обзор нового в законодательстве (за период с 16 по 20 марта 2019 г.)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ОБЗОР
НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
(за период с 16 по 20 марта 2018 г.)
В преддверии Навруза помиловано 44 осужденных
Обязательное автострахование: новые полисы, размеры выплат и коэффициенты
Для создания рабочих мест - субсидии
Гражданам ОАЭ - без виз на 30 дней
На развитие животноводства выделят резервные земли
Создается диспетчерская служба для лиц с проблемами слуха и речи
Сельскохозяйственные кооперативы возвращаются
Координировать проверки будет бизнес-омбудсман
Опубликован комментарий к Указу Президента РУз от 19.03.2019 г.
Согласно документу 44 человека, отбывающих наказание в виде лишения свободы, раскаявшихся в содеянном и твердо вставших на путь исправления, помилованы Президентом в соответствии с пунктом 23 статьи 93 Конституции.
В результате 30 человек покинут места лишения свободы и вернутся к семьям. Из них 7 - освобождены от наказания, 11 - подлежат условному освобождению, 12 - получили более мягкие наказания. Также сокращены сроки по приговорам, вынесенным 13 лицам, и 1 человек освобожден от дополнительного наказания.
В числе помилованных 2 - граждане старше 60 лет, 5 женщин и 23 участника запрещенных организаций.
Глава государства поручил оказать всяческое содействие в дальнейшей социализации помилованных лиц.
* * *
Принято Постановление Кабинета Министров от 16.03.2019 г. N 222 "О мерах по дальнейшему совершенствованию обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств". Об этом сообщает Министерство юстиции.
Документ предусматривает ряд нововведений:
q во-первых, разработают и внедрят единую информационную систему обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Она будет функционировать в онлайн-режиме. При наличии необходимой информации в этой системе договор страхования может быть заключен без представления документов, указанных в пункте 12 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (Приложение N 4 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 24.06.2008 г. N 141);
q во-вторых, в обращение введут новые образцы бланков страховых полисов (приводятся в приложениях к Постановлению). При этом ранее выданные полисы, находящиеся в обращении, будут действительны до окончания срока их действия;
q в-третьих, размер страховой выплаты, т.е. суммы, в пределах которой страховая компания обязана возместить причиненный вред потерпевшему (его наследнику или правопреемнику), увеличивается с 12 до 40 млн сумов. Также это предельный размер компенсационной выплаты, выплачиваемой в счет возмещения вреда, если страховая выплата не может быть осуществлена (статья 25 Закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств");
q в-четвертых, изменяются страховые тарифы, их предельные уровни, структура и порядок применения при определении страховой премии. Например, размеры годовых базовых ставок унифицируются для физических и юридических лиц, не будут различаться в зависимости от мощности двигателя, грузоподъемности:
q легковые авто - 0,1;
q грузовые - 0,12;
q автобусы, микроавтобусы - 0,12;
q трамваи, мотоциклы и мотороллеры, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины - 0,04.
Принцип применения территориальных коэффициентов также изменится. Для Ташкента и Ташкентской области установят единый коэффициент - 1,4 (сейчас в различных районах Ташобласти разные коэффициенты), а в других местностях - 1,0.
Коэффициент в зависимости от возраста и стажа водителя будет единым - 1,0. Градация в зависимости от сезонности использования авто сократится до двух ступеней (сейчас шесть): 6 месяцев - 0,7; 12 месяцев - 1,0.
В результате указанных изменений "цена полиса", т.е. сумма, которую владелец авто должен заплатить страховой компании по договору, снизится.
* * *
Министерство юстиции сообщает о принятии Постановления Президента "О государственном заказе по обеспечению занятости населения и созданию новых рабочих мест на 2019 год".
В 2019 году будет создано более 370 тысяч рабочих мест, почти 182 тысячи людей будут заняты на сезонных и временных работах.
В рамках госзаказа создается более 64 тысяч вакансий, а для лиц, нуждающихся в соцзащите и затрудняющихся в поиске работы, - более 46 тысяч.
До конца 2019 года запланировано предотвратить рост безработицы в регионах республики, снизить ее уровень в Андижанской, Джизакской, Самаркандской, Сырдарьинской, Бухарской, Навоийской, Хорезмской и Ферганской областях.
Согласно Постановлению будут выделяться субсидии:
q работодателям - для погашения расходов, связанных с переподготовкой работника, принятого на работу по направлению Центров содействия занятости населения, в течение 6 месяцев ежемесячно в размере 810 тысяч сумов;
q безработным, желающим заниматься предпринимательством и прошедшим регистрацию в Центре содействия занятости населения, - для погашения расходов, связанных с налаживанием бизнеса, в размере 2,27 млн сумов;
q организации, принявшей на работу лиц из социально нуждающихся слоев населения, при этом превышающей минимальное число квотированных мест, - в течение 12 месяцев ежемесячно в размере 405 тысяч сумов;
q на приобретение теплиц легкой конструкции, зерен, саженцев и средств орошения - в размере от 608 тысяч до 2 млн сумов.
* * *
Президент подписал Указ от 18.03.2019 г. N УП-5691 "О мерах по дальнейшему упрощению режима въезда в Республику Узбекистан для граждан Объединенных Арабских Эмиратов".
С 20 марта 2019 года для граждан Объединенных Арабских Эмиратов вводится безвизовый режим сроком на 30 дней со дня въезда в Узбекистан.
А гражданам ОАЭ, посещающим Узбекистан с деловыми целями, будут оформлять многократные визы сроком до 1 года. Оформление такой визы в загранучреждениях Узбекистана займет 3 рабочих дня, не считая дня приема документов. Обращение местной приглашающей организации в МИД при этом не требуется.
Напомним, для граждан этой страны и ранее предусматривались определенные послабления визового режима: они могли оформлять электронную въездную визу, а также въезжать, временно пребывать (не более 5 суток) здесь без визы, следуя через Узбекистан транзитом.
* * *
Производителям кормовых культур, внедряющим капельное и дождевальное орошение, выдадут субсидии. Это определено Постановлением Президента от 18.03.2019 г. N ПП-4243 "О мерах по дальнейшему развитию и поддержке животноводческой отрасли".
Богарные и пастбищные земельные участки, находящиеся в резерве хокимиятов районов, выделят животноводческим фермерским хозяйствам и другим сельхозпредприятиям (далее - производители кормовых культур). Они же возьмут на себя обязательства по выращиванию кормовых культур, внедрению систем капельного и дождевального орошения.
За бурение оросительных вертикальных скважин на данных землях производителям кормовых культур будет оказана господдержка - субсидии в размере 100 тысяч сумов за каждый метр углубления. К определению мест бурения оросительных скважин будет привлечен Госкомгеологии.
Госфонд поддержки развития предпринимательской деятельности компенсирует процентные расходы по кредитам, выделяемым производителям кормовых культур на строительство и реконструкцию систем капельного и дождевального орошения и приобретение их комплектующих. Размер компенсации составит 50% от установленной процентной ставки, но не более 10 процентных пунктов. Процентные расходы будут покрываться в части стоимости, не превышающей в эквиваленте 20 млн сумов за 1 га независимо от вида валюты, по кредитам сроком до 5 лет.
Гражданам, желающим заняться животноводством, из резерва районных хокимиятов передадут богарные и пастбищные земельные участки в постоянную или длительную аренду из расчета 0,5 га на каждую условную голову скота. Условие - превращение земли в реальный источник дохода в течение 2 лет. Им также окажут содействие в получении льготных кредитов по программе "Каждая семья - предприниматель".
Постановлением предусмотрен ряд таможенных льгот. До 1 января 2022 года освобождаются:
q от уплаты таможенных платежей (кроме НДС и сборов за таможенное оформление) за комплектующие изделия и сырье, необходимые для внедрения технологии капельного и дождевального орошения, ввозимые производителями кормовых культур, а также производителями систем капельного и дождевального орошения и комплектующих к ним;
q от уплаты таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) при ввозе на территорию республики натурального меда (код ТН ВЭД 0409 00 000 0), собранного в результате перемещения субъектами пчеловодства семей пчел на территорию соседней страны в таможенном режиме "Временного ввоза". Льгота применяется в части, не превышающей 50 килограммов натурального меда, ввозимого на одну семью пчел.
Субъектам пчеловодства в весенне-летний сезон разрешено перемещать семьи пчел на территорию соседней страны в таможенном режиме "Временный вывоз".
Кроме того, с 1 апреля 2019 года разрешается экспорт однодневных цыплят (код ТН ВЭД 0105 11 110 0, 0105 11 190 0, 0105 11 990 0). В настоящее время они экспортируются на основании решений Президента или Правительства (Приложение N 1 к Указу Президента РУз от 15.12.2017 г. N УП-5286).
* * *
Принято Постановление Президента от 18.03.2019 г. N ПП-4242 "О дополнительных мерах по социальной поддержке лиц с проблемами слуха и речи". Документ разработан по инициативе Министерства инновационного развития.
С 1 июля 2019 года в составе МЧС будет создана диспетчерская служба по социальному сопровождению лиц с проблемами слуха и речи. Ее основная задача - обеспечение скоординированного реагирования экстренных служб (101, 102, 103, 104, 1050) по вызовам, поступающих от таких лиц, а также их представителей с помощью технических средств (видеозвонки, текстовые сообщения, звонки при помощи специального программного обеспечения и т.д.).
До указанной даты внедрят информационную систему, предусматривающую взаимодействие указанных лиц с экстренными оперативными службами, с учетом предоставления услуг на безвозмездной основе, в том числе и при использовании сервисов мобильной связи.
* * *
Подписано Постановление Президента от 14.03.2019 г. N ПП-4239 "О мерах по развитию сельскохозяйственной кооперации в плодоовощной отрасли".
Практика сельскохозяйственной кооперации была распространена в Узбекистане в 90-е годы прошлого столетия. Но с трансформацией экономики и переходом на рыночные механизмы, сельскохозяйственные кооперативы стали нерентабельны. Их земли начали поэтапно передавать фермерским хозяйствам, а сами кооперативы - реорганизовывать. С другой стороны, со временем устарела нормативная база (Законы "О кооперации", "О сельскохозяйственном кооперативе (ширкате)" и др.). Такое положение дел подтолкнуло государство к конкретным мерам по "реанимации" этой формы экономической деятельности.
В новые сельхозобъединения на принципах добровольности и паевого участия войдут самостоятельные и взаимосвязанные агропредприятия, фермерские, дехканские хозяйства и владельцы приусадебных земель.
В порядке эксперимента в 2019-2020 гг. такие объединения для совместного производства, заготовки, хранения и реализации плодоовощной продукции появятся в Галляаральском и Зааминском районах Джизакской области, Булунгурском и Ургутском районах Самаркандской области, Алтыарыкском и Кувинском районах Ферганской области, Кибрайском и Паркентском районах Ташкентской области. По итогам эксперимента до 1 декабря 2020 года должны внести предложения о целесообразности распространения этого института в других регионах республики.
При этом действует следующий порядок:
q полномочия, передаваемые непосредственно сельхозобъединению, определяются в учредительных документах. По остальным вопросам члены сельхозобъединения сохраняют свою экономическую независимость и правовой статус, а взаимоотношения между сельхозобъединением и его членами строятся на договорных началах;
q члены сельхозобъединения не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости внесенных ими взносов (паев), если иное не установлено учредительными документами;
q земельные участки членов сельхозобъединения не подлежат оптимизации и изъятию, кроме случаев, предусмотренных Земельным кодексом. При этом изъятие земель у них осуществляется исключительно по решению суда.
С 1 марта 2019 года члены сельхозобъединений, специализирующиеся на производстве плодоовощной продукции, вправе самостоятельно принимать решение о размещении сельхозкультур и их последующей замене. С 1 января 2020 года появляется условие - внесение не позднее 1 февраля урожайного года соответствующих данных в создаваемый реестр размещения плодоовощных культур.
Государство будет поддерживать это направление, в частности:
q сельхозобъединения и их членов - в 2019-2020 гг. процентные расходы по кредитам коммерческих банков на приобретение саженцев и сертифицированных семян, а также оборудования по переработке плодоовощной продукции покрываются за счет средств Государственного фонда поддержки развития предпринимательской деятельности в размере 25% от установленной банком ставки, но не более 5 процентных пунктов, а по валютным кредитам не более 1,5 процентных пункта;
q экспортеров, закупающих плодоовощную продукцию у сельхозобъединений, - предоставление субсидий из Госбюджета и Агентства продвижения экспорта, а также за счет привлекаемых средств международных финансовых институтов, в том числе средств Всемирного банка, на покрытие 50% затрат, предусмотренных в утвержденных бизнес-планах, связанных с:
q обучением членов сельхозобъединений новым технологиям производства плодоовощной продукции;
q проведением мониторинга агротехнических мероприятий на землях членов сельхозобъединений;
q проведением маркетинговых исследований внешних рынков плодоовощной продукции, производимой членами сельхозобъединений.
Результаты эксперимента и передовой зарубежный опыт, современные требования рыночной экономики должны отразиться в проекте Закона "О кооперации в сельском хозяйстве", который должны внести в Законодательную палату до 1 декабря 2020 года.
* * *
Опубликован Указ Президента от 15.03.2019 г. N УП-5690 "О мерах по коренному совершенствованию системы защиты предпринимательской деятельности и оптимизации деятельности органов прокуратуры".
Принятый документ затронул проверки бизнеса.
Во-первых, с 1 апреля 2019 года Генпрокуратура перестанет координировать проверки. Полномочия перешли к Уполномоченному при Президенте по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства. Решения бизнес-омбудсмана по вопросам проверок обязательны для исполнения контролирующими органами.
Напомним, что проверки делятся на 2 группы:
q проводимые по согласованию с уполномоченным органом (4 вида);
q проводимые с уведомлением уполномоченного органа через внесение данных в Единую информационную систему электронной регистрации проверок (29 видов) (Указ Президента РУз от 27.07.2018 г. N УП-5490).
С учетом моратория на проверки финансово-хозяйственной деятельности до конца 2019 года, это значит, что 1 апреля бизнес-омбудсман начнет давать согласие на проверки бизнеса по обращениям о нарушении законодательства, а также по результатам риск-анализа, продлевать и переносить сроки данных проверок. Без его согласия такие проверки - незаконны.
Кроме того, Единая информационная система электронной регистрации проверок также передается Уполномоченному по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства.
Обратите внимание на 3 обстоятельства:
q полномочия передаются лично бизнес-омбудсману, а не работникам его аппарата;
q хронометражное обследование и тематические экспресс-изучения к видам проверок не относятся. Поэтому данные контрольные мероприятия налоговые органы, как и раньше, будут проводить без согласования;
q в период с 16 марта (дата опубликования Указа Президента РУз от 15.03.2019 г. N УП-5690) до 31 марта 2019 года включительно координировать проверки бизнеса будут органы прокуратуры.
Во-вторых, бизнес-омбудсман будет контролировать законность проверок бизнеса.
Это подразумевает, в том числе, полномочие оформлять протоколы об административном правонарушении по статье 241-2 КоАО (нарушение порядка проведения проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства).
Однако роль прокуратуры в этом процессе останется высокой. Статья 192-2 УК (нарушение порядка проведения проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства) - в подследственности следователей прокуратуры (часть 2 статьи 345 УПК). Поэтому решение о возбуждении уголовного дела по незаконной проверке принимает прокуратура.
Кроме того, в рамках своих общих полномочий прокуратура вправе принять меры прокурорского реагирования по любому нарушению закона (раздел V Закона Республики Узбекистан от 09.12.1992 г. N 746-XII "О прокуратуре"). В связи с этим обращаться с жалобами на проверки в прокуратуру также допустимо.
В-третьих, изменится нормативная база в сфере проверок бизнеса. Правительству поручено в месячный срок разработать Положение о порядке согласования и проведения проверок деятельности субъектов предпринимательства контролирующими органами. Пока его не примут, в силе останется Временное положение о порядке согласования и проведения контролирующими органами проверок деятельности субъектов предпринимательства (Приложение к Приказу Генерального прокурора от 06.09.2018 г. N Б-55, зарегистрированному МЮ 07.09.2018 г. N 3067).
В-четвертых, осуществление общественного контроля законности проверок в деятельности субъектов предпринимательства возложено на Торгово-промышленную палату. Напомним, полномочия ТПП в этих вопросах закреплены в статье 14 Закона "О торгово-промышленной палате Республики Узбекистан".
Прокуратуру лишили несвойственных функций
Упразднен ряд должностей и структурных подразделений. Инспекция по контролю за агропромышленным комплексом и обеспечением продовольственной безопасности передана Кабинету Министров (Указ Президента РУз от 15.03.2019 г. N УП-5690).
В частности, с 1 апреля координация проверок бизнеса и контроль за законностью их проведения переходит к бизнес-омбудсману. Но это еще не все. В системе органов прокуратуры упраздняется ряд должностей и структурных подразделений:
Упраздняемые должности
|
Упраздняемые структурные подразделения
|
Два заместителя Генерального прокурора |
Управление по надзору за исполнением решений Президента и его территориальные отделы |
Заместители прокурора Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, заместители и помощники прокуроров районов (городов), ответственные за осуществление надзора за исполнением законодательства в сфере осуществления налоговых и таможенных реформ |
Управление по надзору за исполнением законодательства в сфере осуществления налоговых и таможенных реформ и его территориальные отделы |
Заместители и старшие помощники прокуроров районов (городов), ответственные за защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательства |
Управление по правовой защите предпринимательства и инвестиций |
Отдел защиты предпринимательства и борьбы с правонарушениями во внешнеэкономической деятельности Департамента по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре |
В результате высвобождаются 1 198 штатных единиц, из которых 87 направляются на укомплектование аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей, 470 - подразделений ГНК.
Кроме того, Инспекция по контролю за агропромышленным комплексом и обеспечением продовольственной безопасности передается в ведение Кабинета Министров. Теперь это Инспекция по контролю за агропромышленным комплексом при Кабинете Министров.
Постановлением Президента от 15.03.2019 г. N ПП-4241 утверждены обновленные структуры центрального аппарата и управлений в Каракалпакстане, областях, районных отделов (города Кувасай). При этом предельная численность управленческого и производственного персонала Инспекции также сократилась с 1 795 до 1 739 единиц.
* * *
Утверждено Положение о порядке принятия и применения в республике международных, межгосударственных, региональных стандартов и стандартов зарубежных стран (Постановление Кабинета Министров от 14.03.2019 г. N 220).
Стандарты принимаются на основании:
q планов, программ и мероприятий, разработанных в целях реализации поручений Правительства;
q ежегодной Программы республиканской стандартизации, утверждаемой Агентством "Узстандарт" (далее - Узстандарт);
q планов работ технических комитетов по стандартизации;
q заявок (обращений) в Узстандарт заинтересованных сторон.
Международные стандарты принимаются в виде госстандартов Узбекистана на государственном языке и на одном из языков оригинала. При этом госстандарты могут быть идентичными (с аббревиатурой IDT), модифицированными (MOD) или неэквивалентными (NEQ) по отношению к международным.
Региональные стандарты прямо принимаются с сохранением идентификационного номера на государственном языке и на одном из языков оригинала. Стандарты зарубежных стран применяются напрямую с сохранением идентификационного номера на государственном языке и на языке оригинала.
Если в принимаемом стандарте есть ссылки на другие стандарты, которые не приняты в Узбекистане, начинаются работы по их одновременному принятию. При этом учитывается значимость отсылочных стандартов: в первую очередь принимаются тесно взаимосвязанные с принимаемым стандартом, обеспечивающие выполнение его требований.
Механизм согласования и применения стандартов следующий. Узстандарт в срок не более 5 дней направляет запрос на получение согласия о применении стандартов зарубежных стран их уполномоченным органам по стандартизации. Согласование с заинтересованными сторонами осуществляется техническими комитетами по стандартизации, в случае их отсутствия - Научно-исследовательским институтом стандартизации, сертификации и технического регулирования (далее - Институт).
Принимаемый стандарт рассматривается заинтересованными сторонами не более 15 дней, по итогам формулируются предложения о целесообразности (нецелесообразности) его принятия. Заключение по этому вопросу вносится в Узстандарт в 5-дневный срок, который принимает решение в аналогичный срок.
Стандарты вводятся в действие спустя не менее 3 месяцев с даты принятия решения об их применении. В случае принятия документа взамен действующего госстандарта предусматривается переходный период - не более 12 месяцев.
Принятые стандарты включают в состав Государственного фонда нормативных документов в области технического регулирования, Узстандарт ведет по ним реестр. Информация о принятых документах публикуется на официальных сайтах Узстандарта и Института не позднее 5 дней после принятия решения об их применении.
Напомним, за несоблюдение обязательных требований стандартов предусмотрена административная ответственность по статье 212 КоАО.