язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Новое в базе/ Апрель, 2019 год/ Правоохранительные, правоприменительные органы/ Закон Республики Узбекистан от 02.04.2019 г. N ЗРУ-532 "Об административном надзоре за отдельной категорией лиц, освобожденных из учреждений по исполнению наказания" (Принят Законодательной палатой 07.01.2019 г., одобрен Сенатом 28.02.2019 г.)

Вы можете получить доступ на один день к продукту Законодательство Руз.

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

02.04.2019 г.

N ЗРУ-532



ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ НАДЗОРЕ

ЗА ОТДЕЛЬНОЙ КАТЕГОРИЕЙ ЛИЦ,

ОСВОБОЖДЕННЫХ ИЗ УЧРЕЖДЕНИЙ

ПО ИСПОЛНЕНИЮ НАКАЗАНИЯ


Принят Законодательной палатой 7 января 2019 года

Одобрен Сенатом 28 февраля 2019 года


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Цель настоящего Закона


Целью настоящего Закона является регулирование отношений, связанных с административным надзором за отдельной категорией лиц, освобожденных из учреждений по исполнению наказания (далее - административный надзор).



Статья 2. Основная задача административного надзора


Основной задачей административного надзора является оказание индивидуального профилактического воздействия на отдельную категорию лиц, освобожденных из учреждений по исполнению наказания, в целях предупреждения совершения ими правонарушений.



Статья 3. Законодательство об административном надзоре


Законодательство об административном надзоре состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан об административном надзоре, то применяются правила международного договора.



Статья 4. Основные принципы административного надзора


Основными принципами административного надзора являются:

законность;

демократизм;

справедливость;

гуманность;

соблюдение и уважение прав, свобод и законных интересов граждан;

дифференциация и индивидуализация устанавливаемых ограничений;

стимулирование законопослушного поведения.



Статья 5. Основные понятия


В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:


административный надзор - комплекс мер воспитательно-профилактического воздействия, заключающийся в применении к поднадзорным лицам устанавливаемых судом административных ограничений;


административное ограничение - временное ограничение прав и свобод или возложение обязанностей, устанавливаемое судом в отношении лица, освобожденного из учреждения по исполнению наказания;


поднадзорное лицо - лицо, в отношении которого осуществляется административный надзор;


место жительства поднадзорного лица (место жительства) - жилое помещение, в котором поднадзорное лицо постоянно или временно прописано.



Статья 6. Лица, в отношении которых устанавливается

административный надзор


Административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью первой статьи 8 настоящего Закона, в отношении совершеннолетних лиц:

признанных судом особо опасными рецидивистами;

осужденных к лишению свободы за совершение тяжких или особо тяжких преступлений;

осужденных к лишению свободы два или более раз за любые умышленные преступления;

отбывших наказание в виде лишения свободы на территории другого государства за совершение деяний, являющихся согласно Уголовному кодексу Республики Узбекистан тяжкими или особо тяжкими преступлениями.

Административный надзор не может быть установлен в отношении лиц, имеющих снятую или погашенную судимость.



Статья 7. Административные ограничения, устанавливаемые

при административном надзоре


К поднадзорным лицам на основании постановления суда с учетом характера совершенного деяния могут устанавливаться следующие административные ограничения:

запрет на пребывание вне места жительства в определенное время суток;

запрет на пребывание в определенных местах;

запрет на выезд за установленные судом пределы территории без разрешения органов внутренних дел;

явка в орган внутренних дел (опорный пункт органа внутренних дел) для регистрации от одного до четырех раз в месяц;

запрет на употребление алкогольных напитков.

Указанные в части первой настоящей статьи административные ограничения устанавливаются в полном объеме или раздельно в зависимости от образа жизни, семейного положения поднадзорного лица, а также других обстоятельств, характеризующих его личность.

Перечень административных ограничений является исчерпывающим, дополнению или расширительному толкованию не подлежит.

Применяемые административные ограничения могут быть частично отменены судом по представлению органа внутренних дел или заявлению поднадзорного лица либо его представителя, а также ходатайству трудового коллектива, общественного объединения и органа самоуправления граждан с учетом сведений об образе его жизни и поведении.



ГЛАВА 2. ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ,

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ, ПРОДЛЕНИЯ, ПРЕКРАЩЕНИЯ

АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА И ЧАСТИЧНОЙ

ОТМЕНЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ


Статья 8. Порядок установления административного надзора


Мотивированное представление в суд о необходимости установления административного надзора направляется:

в отношении лиц, признанных судом особо опасными рецидивистами, - начальником учреждения по исполнению наказания не позднее чем за месяц до их освобождения;

в отношении лиц, находящихся в учреждениях по исполнению наказания, осужденных к лишению свободы за совершение тяжких или особо тяжких преступлений либо осужденных к лишению свободы два или более раз за любые умышленные преступления, если они в период отбывания наказания были в установленном порядке признаны злостными нарушителями режима содержания, - начальником учреждения по исполнению наказания не позднее чем за месяц до их освобождения;

в отношении лиц, освобожденных из учреждений по исполнению наказания, - начальником органа внутренних дел в пределах сроков погашения или снятия судимости на основании материалов, свидетельствующих о том, что они после освобождения из учреждений по исполнению наказания совершили в течение года два или более административных правонарушений.

В представлении о необходимости установления административного надзора указывается необходимость установления административного надзора, предложения по устанавливаемым административным ограничениям и сведения об избранном месте жительства лица, в отношении которого может быть установлен административный надзор.

Если у лица, освобождаемого из учреждения по исполнению наказания, по определенным причинам отсутствует конкретное местожительства, администрация учреждения по исполнению наказания направляет соответствующим органам государственной власти на местах, органам внутренних дел и учреждениям здравоохранения ходатайство с просьбой об оказании ему помощи в обеспечении местожительством, постоянной или временной прописки и трудоустройстве, а также о заблаговременном решении вопросов лечения инвалидов или лиц, страдающих тяжелыми заболеваниями.

Представление о необходимости установления административного надзора рассматривается в судебном заседании единолично судьей районного (городского) суда по уголовным делам не позднее десяти дней с момента получения представления с обязательным участием представителя органа внутренних дел и участием лица, в отношении которого рассматривается представление о необходимости установления административного надзора.

В случае неявки в судебное заседание лица, в отношении которого рассматривается представление об установлении административного надзора, уведомленного о времени и месте судебного заседания, без уважительных причин, а также непредставления ходатайства о переносе судебного заседания на другой день представление может быть рассмотрено судом без участия данного лица.

В постановлении суда об установлении административного надзора указывается основание для установления административного надзора, его срок и административные ограничения, устанавливаемые в отношении поднадзорного лица. В постановлении суда об установлении административного надзора также указывается срок прибытия поднадзорного лица к избранному им месту жительства, если административный надзор установлен при его освобождении из учреждения по исполнению наказания.

В случае неизвестности точного места жительства лица, освобождаемого из учреждения по исполнению наказания, суд выносит постановление об установлении административного надзора по последнему месту жительства лица до применения наказания в виде лишения свободы. В случае отсутствия места жительства у поднадзорного лица суд выносит постановление о возложении на органы государственной власти на местах обязанности по принятию мер по обеспечению поднадзорного лица жильем.



Статья 9. Срок административного надзора


Административный надзор устанавливается на срок от шести месяцев до одного года. Срок административного надзора исчисляется с момента вынесения судом постановления об установлении административного надзора, а в случаях, когда административный надзор установлен при освобождении лица из учреждения по исполнению наказания, - с момента прибытия поднадзорного лица к избранному им месту жительства.

Течение срока административного надзора приостанавливается в случаях:

объявления поднадзорного лица в розыск;

признания судом поднадзорного лица безвестно отсутствующим.

Срок административного надзора может быть продлен судом по представлению органа внутренних дел на срок до шести месяцев, но не свыше срока погашения или снятия судимости, в случае совершения поднадзорным лицом административного правонарушения.



Статья 10. Объявление и вручение поднадзорному лицу

постановления суда об установлении административного

надзора, продлении его срока или частичной отмене

административных ограничений


В случае участия поднадзорного лица в судебном заседании постановление суда об установлении административного надзора, продлении его срока или частичной отмене административных ограничений объявляется поднадзорному лицу судом.

Постановление суда направляется соответственно в учреждение по исполнению наказания или орган внутренних дел по месту жительства поднадзорного лица для последующего вручения поднадзорному лицу под расписку.

При вручении постановления суда поднадзорному лицу разъясняются его права и обязанности, ответственность за нарушение установленных в отношении него административных ограничений и невыполнение возложенных обязанностей, в том числе самовольное оставление места жительства с целью уклонения от административного надзора, а лицу, в отношении которого административный надзор установлен перед освобождением из учреждения по исполнению наказания, - ответственность за неприбытие в определенный срок к избранному месту жительства.



Статья 11. Направление учреждением по исполнению

наказания постановления суда об установлении

административного надзора


Перед освобождением из учреждения по исполнению наказания лица, в отношении которого административный надзор установлен в период отбывания наказания, администрация учреждения по исполнению наказания направляет в орган внутренних дел по избранному месту жительства поднадзорного лица постановление суда об установлении административного надзора с письменным уведомлением о времени его прибытия.



Статья 12. Порядок осуществления административного надзора


Административный надзор осуществляется органом внутренних дел по месту жительства поднадзорного лица и включает в себя:

ведение учета поднадзорных лиц в течение срока административного надзора, в том числе сбор информации об их образе жизни, поведении и намерениях;

содействие социальной реабилитации и социальной адаптации поднадзорного лица;

осуществление контроля за соблюдением поднадзорным лицом установленных в отношении него административных ограничений и выполнением возложенных обязанностей по месту жительства, работы, учебы или службы;

проведение с поднадзорным лицом индивидуальной профилактической работы, направленной на предупреждение совершения им правонарушений;

принятие мер по выявлению и документированию фактов нарушения поднадзорным лицом установленных в отношении него административных ограничений и невыполнения им возложенных обязанностей.

В случае изменения места жительства административный надзор осуществляется органом внутренних дел по новому месту жительства поднадзорного лица.

Периодичность и время проведения мероприятий по осуществлению административного надзора определяются самостоятельно органом внутренних дел исходя из установленных судом административных ограничений, образа жизни, семейного положения, поведения поднадзорного лица, а также других обстоятельств, характеризующих его личность.

Административный надзор не должен препятствовать нормальной жизнедеятельности поднадзорного лица и осуществляется, как правило, в свободное время от его работы, учебы или службы.



Статья 13. Порядок прекращения административного надзора


Административный надзор прекращается в случаях:

истечения срока, на который установлен административный надзор;

погашения или снятия судимости;

осуждения поднадзорного лица к лишению свободы и направления его к месту отбывания наказания;

применения к поднадзорному лицу принудительных мер медицинского характера;

выезда поднадзорного лица на постоянное место жительства в другое государство;

смерти поднадзорного лица или вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим.

О прекращении административного надзора по основаниям, предусмотренным частью первой настоящей статьи, органом внутренних дел выносится постановление.

По истечении не менее половины срока административного надзора на основании представления органа внутренних дел или заявления поднадзорного лица либо его представителя, а также по ходатайству трудового коллектива, общественного объединения и органа самоуправления граждан административный надзор может быть прекращен судом досрочно, если будет установлено, что поднадзорное лицо не совершает правонарушения, соблюдает установленные в отношении него административные ограничения и выполняет возложенные обязанности, а также при наличии положительных характеристик с места жительства, работы, учебы или службы. Представление, заявление или ходатайство о досрочном прекращении административного надзора подлежит рассмотрению в десятидневный срок.

О досрочном прекращении административного надзора судом выносится постановление, которое объявляется поднадзорному лицу.



ГЛАВА 3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

ПОДНАДЗОРНОГО ЛИЦА. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ

ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ

АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА


Статья 14. Права поднадзорного лица


Поднадзорное лицо имеет право:

пользоваться услугами адвоката;

давать разъяснения по рассматриваемому вопросу;

представлять доказательства;

знакомиться в суде с материалами дела об установлении административного надзора и применении ограничений, а также выписывать из него необходимые сведения, снимать за свой счет копии материалов и документов или фиксировать в иной форме информацию, содержащуюся в них, с помощью технических средств;

обращаться в суд непосредственно или через представителя с заявлениями о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных административных ограничений;

знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать по нему замечания;

обжаловать постановление суда об установлении административного надзора, связанных с ним административных ограничений и продлении его срока;

знать о принесенных по делу протестах и поступивших жалобах и подавать на них возражения;

обращаться в органы внутренних дел с заявлениями о получении разрешений на пребывание вне места жительства и (или) краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории;

обжаловать непосредственно либо через представителя решения органов внутренних дел и действия (бездействие) их должностных лиц при установлении и осуществлении административного надзора.



Статья 15. Обязанности поднадзорного лица


Поднадзорное лицо обязано соблюдать следующие правила административного надзора:

прибыть в определенный судом срок к избранному им месту жительства после освобождения из учреждения по исполнению наказания;

явиться для постановки на учет в орган внутренних дел, осуществляющий административный надзор, в течение трех дней со дня прибытия к избранному им месту жительства после освобождения из учреждения по исполнению наказания, а также после изменения места жительства;

соблюдать установленные в отношении него административные ограничения;

в случае получения разрешения органа внутренних дел, осуществляющего административный надзор, на пребывание вне места жительства и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории уведомить орган внутренних дел по месту краткосрочного выезда;

по возвращении с места краткосрочного выезда уведомить орган внутренних дел по месту постоянного места жительства;

уведомить орган внутренних дел, осуществляющий административный надзор, в течение трех дней о трудоустройстве, изменении места жительства, работы, учебы или службы или прекращении трудового договора;

явиться по вызову в орган внутренних дел по месту жительства в определенный этим органом срок;

давать устные и письменные объяснения по вопросам, связанным с соблюдением установленных в отношении него административных ограничений и выполнением возложенных обязанностей.



Статья 16. Права органов внутренних дел при осуществлении

административного надзора


При осуществлении административного надзора органы внутренних дел имеют право:

запрашивать и получать сведения о поведении поднадзорного лица от администрации по месту работы, учебы или службы, общественного объединения, органа самоуправления граждан по месту жительства, а также от граждан;

направлять ходатайства соответствующим государственным органам, другим предприятиям, учреждениям и организациям о жилищном и трудовом устройстве поднадзорного лица;

вызывать поднадзорное лицо в органы внутренних дел по месту его жительства для проведения профилактической беседы, по требованию поднадзорного лица проводить такие беседы с участием адвоката, представителей общественности, органа самоуправления граждан либо близких родственников;

требовать от поднадзорного лица устные и письменные объяснения по вопросам, связанным с соблюдением установленных в отношении него административных ограничений и выполнением возложенных обязанностей.

При проведении отдельных мероприятий по осуществлению административного надзора органы внутренних дел могут взаимодействовать с государственными органами, органами самоуправления граждан, другими организациями и гражданами.



Статья 17. Обязанности органов внутренних дел

при осуществлении административного надзора


При осуществлении административного надзора органы внутренних дел обязаны:

разъяснять поднадзорному лицу его права и обязанности, а также предупреждать об ответственности за нарушение установленных в отношении него административных ограничений и невыполнение возложенных обязанностей;

вести учет поднадзорных лиц в течение срока административного надзора;

принимать необходимые меры по прописке поднадзорных лиц в избранных ими местах жительства и их трудоустройству;

осуществлять систематический контроль за соблюдением поднадзорным лицом установленных в отношении него административных ограничений и выполнением возложенных обязанностей по месту жительства, работы, учебы или службы;

вести с поднадзорным лицом индивидуальную профилактическую работу, направленную на предупреждение совершения им правонарушений;

осуществлять розыск поднадзорных лиц, не прибывших без уважительных причин в определенный срок к местам жительства после освобождения из учреждений по исполнению наказания, а также самовольно оставивших места жительства или выехавших за установленные судом пределы территории без разрешения.

Установление и осуществление административного надзора не должны нарушать другие права и законные интересы поднадзорного лица, унижать его честь и достоинство.



Статья 18. Розыск поднадзорных лиц


При самовольном оставлении поднадзорным лицом места жительства, а также неприбытии в установленный срок без уважительных причин к месту жительства в случаях установления административного надзора при освобождении из учреждения по исполнению наказания орган внутренних дел принимает меры по установлению места пребывания и причин неприбытия поднадзорного лица.

В случае, когда не установлено место пребывания поднадзорного лица, орган внутренних дел направляет в суд представление о необходимости объявления в отношении него розыска с приложением документов о принятых мерах по установлению места пребывания и причин неприбытия поднадзорного лица (акт, справка органа самоуправления граждан, письменные показания граждан, рапорт сотрудника органа внутренних дел).

Представление о необходимости объявления поднадзорного лица в розыск рассматривается судом в пятидневный срок.

Суд выносит постановление об объявлении поднадзорного лица в розыск.

Розыск поднадзорных лиц осуществляется органами внутренних дел.



Статья 19. Разрешения органов внутренних дел,

выдаваемые поднадзорным лицам


Орган внутренних дел, осуществляющий административный надзор, дает разрешение поднадзорному лицу на пребывание вне места жительства и (или) краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории сроком не более десяти дней в связи со следующими личными обстоятельствами:

смертью или тяжелой болезнью близкого родственника;

необходимостью трудоустройства или осуществления предпринимательской деятельности;

необходимостью сдачи вступительных экзаменов при приеме в образовательные учреждения.

Указанное в абзаце первом части первой настоящей статьи разрешение может быть предоставлено на срок до одного месяца в случаях:

необходимости получения под надзорным лицом медицинской помощи или прохождения лечения в учреждениях здравоохранения;

невозможности дальнейшего проживания по месту жительства в связи со стихийным бедствием или иными чрезвычайными обстоятельствами;

обучения за установленными судом пределами территории.

В случае превышения срока, предусмотренного частью второй настоящей статьи, административный надзор осуществляется по месту пребывания поднадзорного лица.



ГЛАВА 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 20. Обжалование (опротестование) постановлений суда,

решений органов внутренних дел и действий (бездействия)

их должностных лиц


Решения органов внутренних дел, действия (бездействие) их должностных лиц, связанные с установлением и осуществлением административного надзора, могут быть опротестованы прокурором или обжалованы в десятидневный срок со дня получения копии постановления суда поднадзорным лицом либо его представителем вышестоящему в порядке подчиненности органу или в суд.

Жалоба или протест на постановление суда об установлении, продлении срока или досрочном прекращении административного надзора либо частичной отмене административных ограничений рассматривается вышестоящим судом. По итогам рассмотрения жалобы или протеста судом выносится одно из следующих постановлений:

об оставлении постановления суда без изменения;

об изменении постановления суда;

об отмене постановления суда;

об отмене постановления суда об отказе в установлении административного надзора и установлении административного надзора.

Подача жалобы или протеста не приостанавливает осуществление административного надзора до вынесения судом постановления о его прекращении.



Статья 21. Ответственность за нарушение законодательства

об административном надзоре


Лица, виновные в нарушении законодательства об административном надзоре, несут ответственность в установленном порядке.



Статья 22. Признание утратившими силу некоторых

законодательных актов Республики Узбекистан


Признать утратившими силу:


1) Закон Республики Узбекистан от 9 декабря 1992 года N 750-XII "Об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из учреждений по исполнению наказания" (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1993 г., N 1, ст. 33);


2) раздел VIII Закона Республики Узбекистан от 20 августа 1999 года N 832-I "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1999 г., N 9, ст. 229).



Статья 23. Обеспечение исполнения, доведения,

разъяснения сути и значения настоящего Закона


Кабинету Министров Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.



Статья 24. Приведение законодательства в соответствие

с настоящим Законом


Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.



Статья 25. Вступление в силу настоящего Закона


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.



Президент

Республики Узбекистан                                                      Ш. Мирзиёев



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 3 апреля 2019 г.


"Народное слово", 3 апреля 2019 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

8 апреля 2019 г., N 14, ст. 256