ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Отдельные отрасли экономики / Топливно-энергетический комплекс / Цены на энергоресурсы /Основные направления тарифной политики в электроэнергетической отрасли Республики Узбекистан на период до 2030 года (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 13.04.2019 г. N 310)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Постановлению КМ РУз
от 13.04.2019 г. N 310
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
тарифной политики в электроэнергетической
отрасли Республики Узбекистан
на период до 2030 года
1. Настоящие Основные направления тарифной политики в электроэнергетической отрасли Республики Узбекистан на период до 2030 года (далее - тарифная политика) определяют практические механизмы реализации государственной политики регулирования ценообразования на электроэнергию с учетом стратегических задач по устойчивому энергообеспечению населения и отраслей экономики на основе принципов достижения финансовой устойчивости электроэнергетической отрасли и дальнейшего развития энергетической инфраструктуры.
Основные направления тарифной политики разработаны с целью обеспечения электроэнергетической безопасности Республики Узбекистан, с учетом расширения, модернизации и диверсификации генерирующих мощностей с доведением их до 20 тыс. МВт в период до 2030 года в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 23 октября 2018 года N ПП-3981 "О мерах по ускоренному развитию и обеспечению финансовой устойчивости электроэнергетической отрасли".
2. Основными направлениями тарифной политики являются:
обеспечение потребителям доступа к электроэнергии по обоснованным и конкурентным тарифам;
обеспечение финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности электроэнергетической отрасли;
расширение, модернизация и диверсификация генерирующих мощностей, в том числе на условиях государственно-частного партнерства, обеспечение эффективности производственной деятельности, улучшение качества производимой продукции и оказываемых услуг;
установление принципов ценообразования на электроэнергию, направленных на обеспечение полного покрытия операционных и капитальных затрат, необходимой чистой прибыли организаций электроэнергетической отрасли в переходном периоде;
поэтапная отмена практики перекрестного субсидирования при установлении тарифов, с обеспечением социальной защиты малообеспеченных и уязвимых слоев населения путем предоставления адресных субсидий в соответствии с порядком, утверждаемым Министерством финансов и Министерством экономики и промышленности Республики Узбекистан;
установление прозрачного, последовательного и предсказуемого регулирования электроэнергетической отрасли, в том числе поэтапное внедрение практики установления тарифов на долгосрочный период, для снижения ощущения регулятивного риска со стороны инвесторов;
внедрение дифференцированных тарифов после полномасштабного внедрения автоматизированной системы контроля и учета электроэнергии всех групп потребителей;
поэтапный переход до 2023 года к методике формирования тарифов с учетом передовой международной практики.
3. Основные направления тарифной политики основываются на следующих принципах:
тарифы на электроэнергию формируются исходя из обоснованных расходов на ее производство, передачу, распределение и сбыт с учетом полного возмещения операционных и капитальных затрат и поддержания рентабельности в диапазоне - не менее 10 процентов и не более 20 процентов. При этом рентабельность определяется делением величины чистой прибыли на сумму всех затрат, связанных с осуществлением деятельности по производству, передаче, распределению и сбыту электроэнергии;
начиная с 2023 года утвержденные в установленном порядке тарифы на электроэнергию будут действовать в течение не менее трех лет;
закупка и продажа электроэнергии единым закупщиком электроэнергии будет проводиться по тарифам, определяемым Межведомственной тарифной комиссией при Кабинете Министров Республики Узбекистан (далее -регулирующий орган);
государственная поддержка малообеспеченных и уязвимых слоев населения будет обеспечиваться путем применения базовой нормы потребления электроэнергии, а также предоставления компенсаций при росте тарифов на электроэнергию.
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ
4. Задачами тарифной политики являются:
балансирование интересов потребителей и организаций электроэнергетической отрасли путем установления взаимно приемлемых тарифов;
обеспечение финансовой устойчивости организаций электроэнергетической отрасли для привлечения инвестиций;
развитие конкуренции и повышение эффективности работы организаций электроэнергетической отрасли, повышение качества и обеспечение надежности электроснабжения;
поэтапный отказ от существующих перекрестных субсидий при установлении тарифа для потребителей электроэнергии и снижение воздействия повышения тарифов для малообеспеченных и уязвимых слоев населения;
прозрачность, последовательность и предсказуемость тарифного регулирования и минимизирование влияния регуляторных рисков;
внедрение практики установления тарифов на электроэнергию на долгосрочный период в целях создания благоприятного инвестиционного климата (предоставления инвесторам возможности долгосрочного планирования);
содействие консультированию потребителей и информирование их о принимаемых тарифных решениях;
внедрение практики распределения прибыли на инвестированный капитал (чистая прибыль), полученной в результате реализации проекта, одобренного Правительством Республики Узбекистан, в первую очередь на реконструкцию, модернизацию и развитие электроэнергетической отрасли.
ПРИНЦИПЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
5. Формирование тарифов основывается на следующих принципах:
а) доступность - тариф должен предполагать эффективную и разумную полезность, то есть тариф должен основываться на вариантах с наименьшими затратами и исключить неэффективность;
б) открытость информации - информация о тарифах и расходах, обосновывающих тарифы, должна быть доступной для заинтересованных сторон;
в) последовательность и предсказуемость установления тарифов - тарифы должны устанавливаться последовательно (на календарный год или на долгосрочный период) и их повышение или снижение должны быть обоснованы и понятны для организаций электроэнергетической отрасли и потребителей;
г) недискриминационный подход - тарифы должны быть объективными и справедливыми;
д) прозрачность и раздельность - полное раскрытие расходов при формировании тарифов. Расходы должны быть разделены по каждой регулируемой деятельности. Тарифы должны быть простыми для понимания и применения;
е) гибкость тарифов - тарифы должны быть скорректированы с учетом общепринятых макроэкономических показателей (уровень инфляции, индекс потребительских цен) при утверждении;
ж) независимость - тарифы устанавливаются регулирующим органом и не подвержены необоснованному политическому влиянию;
з) эффективность и продуктивность - тарифы нацелены на постоянное повышение экономической эффективности деятельности организаций электроэнергетической отрасли;
и) подотчетность - своевременное предоставление организациями электроэнергетической отрасли и регулирующим органом соответствующих отчетов общественности с целью информирования о происходящих процессах в сфере ценообразования и обсуждения принятых решений;
к) возмещение расходов выручкой - выручка от тарифов должна отражать полную стоимость (включая разумную поправку на риск или прибыль) на поставку электроэнергии и обеспечить экономическую жизнеспособность, стабильность отрасли на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы;
л) эффективное использование - тарифы должны способствовать общему спросу и предложению с точки зрения экономической эффективности и быть структурированы, чтобы поощрять устойчивое, эффективное и действенное использование электроэнергии;
м) низкая стоимость внедрения - капитальные затраты и операционные расходы должны быть минимизированы;
н) социальная поддержка - уровни и структуры тарифов должны учитывать социальную политику республики;
о) экологическая ответственность - производство, передача и распределение электроэнергии должны осуществляться на устойчивой основе и учитывать воздействие на окружающую среду;
п) достаточность генерирующих мощностей - расширение за счет разработки ресурсов с наименьшими затратами в соответствии с национальным планированием ресурсов;
р) отход от государственных субсидий - промышленность должна достичь и поддерживать финансовую устойчивость без постоянных государственных субсидий;
с) оптимальная структура капитала - соотношение между собственным капиталом и долговым капиталом должно быть в пределах 40:60. Данное соотношение используется также для расчета средневзвешенной стоимости капитала (WACC).
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 15 апреля 2019 г.