ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм / Здравоохранение / Охрана здоровья матери и ребенка /

Постановление Президента Республики Узбекистан от 22.04.2019 г. N ПП-4296 "О дополнительных мерах по дальнейшему усилению гарантий прав ребенка"

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

П  Р  Е  З  И  Д  Е  Н  Т  А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

22.04.2019 г.

N ПП-4296



О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ

ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ УСИЛЕНИЮ

ГАРАНТИЙ ПРАВ РЕБЕНКА


В стране проводится масштабная работа по поддержке материнства и детства, созданию условий для духовного и физического развития детей, а также обеспечению соблюдения требований Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка.

Вместе с тем все больше усиливается потребность в коренном совершенствовании институциональных и правовых основ обеспечения деятельности по защите прав и законных интересов детей, воспитания гармонично развитого поколения.

В целях всестороннего внедрения в жизнь требований Конвенции о правах ребенка, обеспечения реальных гарантий прав детей, предусмотренных в Конституции и законах Республики Узбекистан, воспитания физически, интеллектуально, нравственно и духовно развитого поколения, а также в соответствии с задачами, определенными в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах:


1. Установить, что:

детям, оставшимся без попечения родителей, до достижения ими возраста восемнадцати лет предоставляется право бронирования жилого помещения в муниципальном и коммунальном жилищных фондах целевого назначения, в котором они проживали, на весь период нахождения в домах "Мехрибонлик" либо проживания с согласия органа опеки и попечительства с опекуном или попечителем;

детям оказываются все виды социальных услуг независимо от места их регистрации и гражданства;

детям гарантируется полноценное рассмотрение их непосредственных обращений в государственные органы, не допускается оставление без рассмотрения таких обращений по причине недостижения ребенком полной дееспособности;

при отсутствии договоренности между родителями о выплате алиментов лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, или неуплате ими алиментов добровольно, а также в случае, когда ни один из родителей не обратился в суд с иском о взыскании алиментов, дети, достигшие возраста 14 лет, вправе самостоятельно подавать иски о взыскании алиментов на свое содержание с отца или матери, а в случаях раздельного проживания - одновременно с каждого родителя в размере, установленном законодательством;

при обращении в суды с заявлением в целях защиты детей истцы освобождаются от уплаты государственной пошлины и иных платежей.


2. Одобрить предложения Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана), Национального центра Республики Узбекистан по правам человека, Министерства здравоохранения и широкой общественности:

о введении должности заместителя Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана) - Уполномоченного по правам ребенка и создании в структуре Секретариата сектора, содействующего деятельности по обеспечению прав ребенка, с предельной численностью управленческого персонала 2 единицы;

об установлении с 1 сентября 2019 года в Республике Узбекистан для мужчин и женщин минимального возраста заключения брака - восемнадцать лет;

о применении при отсутствии в законодательстве соответствующих норм, регулирующих семейные отношения, местных обычаев и традиций, не противоречащих принципам законодательства Республики Узбекистан и общепризнанным принципам международного права.


3. Принять к сведению, что ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также в ходе любого судебного или административного разбирательства. При этом органы (лица), уполномоченные принимать решения, при разрешении вопросов, затрагивающих интересы ребенка, должны рассматривать в качестве важного фактора мнение разумно и самостоятельно мыслящего ребенка независимо от его возраста и принимать решения исходя из наилучших интересов ребенка.

Министерству здравоохранения, Министерству народного образования, Министерству дошкольного образования и Верховному суду Республики Узбекистан в трехмесячный срок разработать и утвердить критерии оценки способности разумного и самостоятельного мышления ребенка.

5. Не допускается выдворение из Республики Узбекистан иностранного гражданина и лица без гражданства, не достигшего возраста восемнадцати лет, если один из его родителей либо опекун или попечитель имеет право на проживание на законных основаниях на территории Республики Узбекистан в случаях:

нарушения правил пребывания в Республике Узбекистан, то есть проживания без документов на право жительства в Узбекистане либо по недействительным документам, несоблюдения установленного порядка регистрации по месту постоянного проживания или по месту временного пребывания, передвижения или выбора места жительства, уклонения от выезда по истечении срока пребывания, а равно несоблюдения правил транзитного проезда через территорию Республики Узбекистан;

исполнения или отбытия назначенного судом наказания за совершенное на территории Республики Узбекистан преступление либо освобождения от уголовной ответственности или наказания в предусмотренных законодательством случаях.


6. Дополнительная квота приема на основе государственного гранта, до одного процента от общего количества абитуриентов высших образовательных учреждений, выделяется:

начиная с 2019/2020 учебного года - для выпускников домов "Мехрибонлик" и детских городков, являющихся круглыми сиротами;

начиная с 2021/2022 учебного года для выпускников SOS - детские деревни, детских домов семейного типа, детей-сирот (не достигших двадцати пяти лет), взятых под опеку, попечительство либо принятых на воспитание в семью (патронат).

7. Государственному комитету Республики Узбекистан по статистике обеспечить в двухмесячный срок размещение на веб-сайте "stat.uz" статистической информации о материнстве и детстве в соответствии с приложением с постоянным обновлением данных.


8. Министерству здравоохранения и Министерству юстиции совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан в месячный срок разработать "Дорожную карту" по обеспечению полноценного функционирования системы электронного обмена данными с органами ЗАГС о рождении и смерти, прокладки к учреждениям волоконно-оптических линий связи, а также полноценного внедрения данной системы до конца года.


9. Рекомендовать Уполномоченному Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсману) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами внести проект закона о внесении изменений в Закон Республики Узбекистан "Об Уполномоченном Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмане)", вытекающих из настоящего постановления, а также направленных на совершенствование и обеспечение широкого участия общественности в его деятельности.


10. Министерству народного образования Республики Узбекистан до 1 сентября 2019 года:

а) совместно с Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека и Министерством юстиции разработать и внести в установленном порядке в Кабинет Министров проект Закона Республики Узбекистан "О социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающий:

социально-правовой статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также формы их устройства на воспитание;

порядок подготовки семей усыновителей и оказания им помощи;

гарантии социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их имущественных и неимущественных прав;

обеспечение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение правовой помощи и судебную защиту;

содействие социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после завершения обучения в домах "Мехрибонлик" и интернатах;

б) Министерству юстиции совместно с Министерством жилищно-коммунального обслуживания разработать и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект правительственного решения, устанавливающего порядок бронирования для детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ими возраста восемнадцати лет жилого помещения в муниципальном и коммунальном жилищных фондах целевого назначения, в котором они проживали, на весь период нахождения в домах "Мехрибонлик" либо проживания с согласия органа опеки и попечительства с опекуном или попечителем.


11. Министерству народного образования совместно с Министерством дошкольного образования в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по внедрению действенных механизмов общественного контроля, направленного на предотвращение злоупотреблений и обеспечение законности в домах ребенка, домах-интернатах для детей-инвалидов "Мурувват", детских противотуберкулезных санаториях, домах "Мехрибонлик", Детских городках и дошкольных образовательных учреждениях.


12. Генеральной прокуратуре совместно с Министерством внутренних дел, Министерством юстиции и Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека в трехмесячный срок:

а) внести предложения об изменениях и дополнениях в Закон Республики Узбекистан "О гарантиях прав ребенка", предусматривающий:

виды притеснений и насилия по отношению к ребенку, а также меры по их предупреждению;

дополнительные гарантии по защите детей, являющихся участниками уголовного процесса, в ходе досудебного и судебного разбирательства;

б) внести предложения об изменениях и дополнениях в Закон Республики Узбекистан "О профилактике правонарушений", предусматривающий внедрение механизмов адаптации детей, совершивших правонарушения и не достигших возраста восемнадцати лет, вместо постановки их на профилактический учет;

в) разработать и внести в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проект закона, предусматривающий внесение изменений и дополнений в Уголовный кодекс об ужесточении норм ответственности за вербовку лица, не достигшего восемнадцати лет, в качестве наемника, равно как его обучение, финансирование или материальное обеспечение, а также использование в вооруженном конфликте или военных действиях;

г) разработать и внести в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан в установленном порядке проект закона, направленный на имплементацию статьи 135 Уголовного кодекса, предусматривающей ответственность за торговлю людьми, с Факультативным протоколом к Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка (25 мая 2000 года, Нью-Йорк).


13. Верховному суду, Генеральной прокуратуре, Министерству внутренних дел Республики Узбекистан в двухмесячный срок разработать методическое пособие по работе сотрудников с лицами, не достигшими возраста восемнадцати лет, а также повышению квалификации своих сотрудников на системной основе.


14. Министерству юстиции Республики Узбекистан в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров:

совместно с Генеральной прокуратурой, Министерством народного образования и Министерством здравоохранения проект нормативно-правового акта по пересмотру системы органов опеки и попечительства, определению статуса и совершенствования их деятельности;

предложения об изменениях и дополнениях, направленных на унификацию в законодательстве таких понятий, как "несовершеннолетний" и "ребенок", с целью создания благоприятных условий для участия лиц, не достигших возраста восемнадцати лет, в качестве субъектов правоотношений.


15. Кабинету Министров Республики Узбекистан утвердить:

в двухмесячный срок программу мероприятий по широкому празднованию тридцатилетия Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка;

в трехмесячный срок Национальную программу действий по защите прав детей и созданию для них благоприятных условий.


16. Межведомственной комиссии по совершенствованию уголовного и уголовно-процессуального законодательства Республики Узбекистан (Муродов О.Б.) и Межведомственной экспертной группе по совершенствованию уголовно-исполнительного законодательства (Мавлонов А.Ю.) в месячный срок разработать проект Концепции по внедрению системы ювенальной юстиции с целью ее использования при разработке соответствующих кодексов и совершенствования национального законодательства.


17. Министерству занятости и трудовых отношений совместно с Уполномоченным Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсманом) и Торгово-промышленной палатой Республики Узбекистан обеспечить пропаганду среди широкой общественности положений, обеспечивающих гарантии прав детей, имеющих согласно трудовому законодательству право на трудоустройство при использовании их труда.


18. Агентству информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан и Национальной телерадиокомпании Узбекистана организовать широкое освещение в средствах массовой информации сути и содержания настоящего постановления.


19. Национальному центру Республики Узбекистан по правам человека совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.


20. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителей Премьер-министра Республики Узбекистан Абдухакимова А.А. и Нарбаеву Т.К.



Президент

Республики Узбекистан                                                       Ш. Мирзиёев






ПРИЛОЖЕНИЕ

к Постановлению Президента РУз

от 22.04.2019 г. N ПП-4296



ПЕРЕЧЕНЬ

минимальных показателей и других сведений,

подлежащих размещению на веб-сайте "stat.uz"

      

      

  

N

        

       

Наименование

показателей

     

     

Орган, ответственный

за формирование данных

     

1.

Число смертности детей, не достигших возраста пяти лет (количество человек).


Государственный комитет по статистике


2.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении.


Государственный комитет по статистике


3.

Коэффициент материнской смертности (по отношению к 100 000 живорожденных).


Министерство здравоохранения


4.

Доля детей, страдающих от недобора веса, не достигших возраста пяти лет (%).


Министерство здравоохранения


5.

Доля детей, охваченных иммунизацией (%).


Министерство здравоохранения


6.

Процент населения, пользующихся улучшенной питьевой водой в разрезе городов и кишлаков.


Государственный комитет по статистике


7.

Продолжительность обучения девочек в школах.


Министерство народного образования


8.

Продолжительность обучения мальчиков в школах.


Министерство народного образования


9.

Индекс тендерного паритета в сфере образования.


Министерство народного образования


10.

Детский труд (не достигших возраста 18 лет).


Министерство занятости и трудовых отношений


11.

Число рождений в подростковом возрасте.


Министерство здравоохранения


12.

Процент детей, зарегистрированных при рождении.


Министерство здравоохранения


13.

Количество принятых мер по профилактике преступлений среди детей (не достигших возраста 18 лет).


Министерство внутренних дел


14.

Количество и классификация преступлений, совершенных детьми (не достигших возраста 18 лет).


Министерство внутренних дел


15.

Количество детей (не достигших возраста 18 лет), в отношении которых применена мера пресечения в виде содержания под стражей на стадии досудебного производства.


Верховный суд


16.

Количество детей (не достигших возраста 18 лет), в отношении которых применены меры воздействия, не относящиеся к системе правосудия.


Министерство внутренних дел


17.

Количество осужденных детей (не достигших возраста 18 лет).


Верховный суд


18.

Особенности мер наказания, примененных в отношении детей (не достигших возраста 18 лет).


Верховный суд


19.

Количество детей (не достигших возраста 18 лет), помещенных в специализированные учебно-воспитательные учреждения.


Министерство народного образования


     

     

Примечание. Показатели, подлежащие размещению на веб-сайте "stat.uz", предоставляются в Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике.

           

        

Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 23 апреля 2019 г.


"Народное слово", 24 апреля 2019 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

29 апреля 2019 г., N 17, ст. 331

















































Время: 0.0056
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск