ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм / Здравоохранение / Охрана здоровья матери и ребенка /Постановление Президента Республики Узбекистан от 22.04.2019 г. N ПП-4296 "О дополнительных мерах по дальнейшему усилению гарантий прав ребенка"
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
22.04.2019 г.
N ПП-4296
О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ
ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ УСИЛЕНИЮ
ГАРАНТИЙ ПРАВ РЕБЕНКА
В стране проводится масштабная работа по поддержке материнства и детства, созданию условий для духовного и физического развития детей, а также обеспечению соблюдения требований Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка.
Вместе с тем все больше усиливается потребность в коренном совершенствовании институциональных и правовых основ обеспечения деятельности по защите прав и законных интересов детей, воспитания гармонично развитого поколения.
В целях всестороннего внедрения в жизнь требований Конвенции о правах ребенка, обеспечения реальных гарантий прав детей, предусмотренных в Конституции и законах Республики Узбекистан, воспитания физически, интеллектуально, нравственно и духовно развитого поколения, а также в соответствии с задачами, определенными в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах:
1. Установить, что:
детям, оставшимся без попечения родителей, до достижения ими возраста восемнадцати лет предоставляется право бронирования жилого помещения в муниципальном и коммунальном жилищных фондах целевого назначения, в котором они проживали, на весь период нахождения в домах "Мехрибонлик" либо проживания с согласия органа опеки и попечительства с опекуном или попечителем;
детям оказываются все виды социальных услуг независимо от места их регистрации и гражданства;
детям гарантируется полноценное рассмотрение их непосредственных обращений в государственные органы, не допускается оставление без рассмотрения таких обращений по причине недостижения ребенком полной дееспособности;
при отсутствии договоренности между родителями о выплате алиментов лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, или неуплате ими алиментов добровольно, а также в случае, когда ни один из родителей не обратился в суд с иском о взыскании алиментов, дети, достигшие возраста 14 лет, вправе самостоятельно подавать иски о взыскании алиментов на свое содержание с отца или матери, а в случаях раздельного проживания - одновременно с каждого родителя в размере, установленном законодательством;
при обращении в суды с заявлением в целях защиты детей истцы освобождаются от уплаты государственной пошлины и иных платежей.
2. Одобрить предложения Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана), Национального центра Республики Узбекистан по правам человека, Министерства здравоохранения и широкой общественности:
о введении должности заместителя Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана) - Уполномоченного по правам ребенка и создании в структуре Секретариата сектора, содействующего деятельности по обеспечению прав ребенка, с предельной численностью управленческого персонала 2 единицы;
об установлении с 1 сентября 2019 года в Республике Узбекистан для мужчин и женщин минимального возраста заключения брака - восемнадцать лет;
о применении при отсутствии в законодательстве соответствующих норм, регулирующих семейные отношения, местных обычаев и традиций, не противоречащих принципам законодательства Республики Узбекистан и общепризнанным принципам международного права.
3. Принять к сведению, что ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также в ходе любого судебного или административного разбирательства. При этом органы (лица), уполномоченные принимать решения, при разрешении вопросов, затрагивающих интересы ребенка, должны рассматривать в качестве важного фактора мнение разумно и самостоятельно мыслящего ребенка независимо от его возраста и принимать решения исходя из наилучших интересов ребенка.
Министерству здравоохранения, Министерству народного образования, Министерству дошкольного образования и Верховному суду Республики Узбекистан в трехмесячный срок разработать и утвердить критерии оценки способности разумного и самостоятельного мышления ребенка.
5. Не допускается выдворение из Республики Узбекистан иностранного гражданина и лица без гражданства, не достигшего возраста восемнадцати лет, если один из его родителей либо опекун или попечитель имеет право на проживание на законных основаниях на территории Республики Узбекистан в случаях:
нарушения правил пребывания в Республике Узбекистан, то есть проживания без документов на право жительства в Узбекистане либо по недействительным документам, несоблюдения установленного порядка регистрации по месту постоянного проживания или по месту временного пребывания, передвижения или выбора места жительства, уклонения от выезда по истечении срока пребывания, а равно несоблюдения правил транзитного проезда через территорию Республики Узбекистан;
исполнения или отбытия назначенного судом наказания за совершенное на территории Республики Узбекистан преступление либо освобождения от уголовной ответственности или наказания в предусмотренных законодательством случаях.
6. Дополнительная квота приема на основе государственного гранта, до одного процента от общего количества абитуриентов высших образовательных учреждений, выделяется:
начиная с 2019/2020 учебного года - для выпускников домов "Мехрибонлик" и детских городков, являющихся круглыми сиротами;
начиная с 2021/2022 учебного года для выпускников SOS - детские деревни, детских домов семейного типа, детей-сирот (не достигших двадцати пяти лет), взятых под опеку, попечительство либо принятых на воспитание в семью (патронат).
7. Государственному комитету Республики Узбекистан по статистике обеспечить в двухмесячный срок размещение на веб-сайте "stat.uz" статистической информации о материнстве и детстве в соответствии с приложением с постоянным обновлением данных.
8. Министерству здравоохранения и Министерству юстиции совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан в месячный срок разработать "Дорожную карту" по обеспечению полноценного функционирования системы электронного обмена данными с органами ЗАГС о рождении и смерти, прокладки к учреждениям волоконно-оптических линий связи, а также полноценного внедрения данной системы до конца года.
9. Рекомендовать Уполномоченному Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсману) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами внести проект закона о внесении изменений в Закон Республики Узбекистан "Об Уполномоченном Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмане)", вытекающих из настоящего постановления, а также направленных на совершенствование и обеспечение широкого участия общественности в его деятельности.
10. Министерству народного образования Республики Узбекистан до 1 сентября 2019 года:
а) совместно с Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека и Министерством юстиции разработать и внести в установленном порядке в Кабинет Министров проект Закона Республики Узбекистан "О социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающий:
социально-правовой статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также формы их устройства на воспитание;
порядок подготовки семей усыновителей и оказания им помощи;
гарантии социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их имущественных и неимущественных прав;
обеспечение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение правовой помощи и судебную защиту;
содействие социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после завершения обучения в домах "Мехрибонлик" и интернатах;
б) Министерству юстиции совместно с Министерством жилищно-коммунального обслуживания разработать и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект правительственного решения, устанавливающего порядок бронирования для детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ими возраста восемнадцати лет жилого помещения в муниципальном и коммунальном жилищных фондах целевого назначения, в котором они проживали, на весь период нахождения в домах "Мехрибонлик" либо проживания с согласия органа опеки и попечительства с опекуном или попечителем.
11. Министерству народного образования совместно с Министерством дошкольного образования в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по внедрению действенных механизмов общественного контроля, направленного на предотвращение злоупотреблений и обеспечение законности в домах ребенка, домах-интернатах для детей-инвалидов "Мурувват", детских противотуберкулезных санаториях, домах "Мехрибонлик", Детских городках и дошкольных образовательных учреждениях.
12. Генеральной прокуратуре совместно с Министерством внутренних дел, Министерством юстиции и Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека в трехмесячный срок:
а) внести предложения об изменениях и дополнениях в Закон Республики Узбекистан "О гарантиях прав ребенка", предусматривающий:
виды притеснений и насилия по отношению к ребенку, а также меры по их предупреждению;
дополнительные гарантии по защите детей, являющихся участниками уголовного процесса, в ходе досудебного и судебного разбирательства;
б) внести предложения об изменениях и дополнениях в Закон Республики Узбекистан "О профилактике правонарушений", предусматривающий внедрение механизмов адаптации детей, совершивших правонарушения и не достигших возраста восемнадцати лет, вместо постановки их на профилактический учет;
в) разработать и внести в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проект закона, предусматривающий внесение изменений и дополнений в Уголовный кодекс об ужесточении норм ответственности за вербовку лица, не достигшего восемнадцати лет, в качестве наемника, равно как его обучение, финансирование или материальное обеспечение, а также использование в вооруженном конфликте или военных действиях;
г) разработать и внести в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан в установленном порядке проект закона, направленный на имплементацию статьи 135 Уголовного кодекса, предусматривающей ответственность за торговлю людьми, с Факультативным протоколом к Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка (25 мая 2000 года, Нью-Йорк).
13. Верховному суду, Генеральной прокуратуре, Министерству внутренних дел Республики Узбекистан в двухмесячный срок разработать методическое пособие по работе сотрудников с лицами, не достигшими возраста восемнадцати лет, а также повышению квалификации своих сотрудников на системной основе.
14. Министерству юстиции Республики Узбекистан в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров:
совместно с Генеральной прокуратурой, Министерством народного образования и Министерством здравоохранения проект нормативно-правового акта по пересмотру системы органов опеки и попечительства, определению статуса и совершенствования их деятельности;
предложения об изменениях и дополнениях, направленных на унификацию в законодательстве таких понятий, как "несовершеннолетний" и "ребенок", с целью создания благоприятных условий для участия лиц, не достигших возраста восемнадцати лет, в качестве субъектов правоотношений.
15. Кабинету Министров Республики Узбекистан утвердить:
в двухмесячный срок программу мероприятий по широкому празднованию тридцатилетия Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка;
в трехмесячный срок Национальную программу действий по защите прав детей и созданию для них благоприятных условий.
16. Межведомственной комиссии по совершенствованию уголовного и уголовно-процессуального законодательства Республики Узбекистан (Муродов О.Б.) и Межведомственной экспертной группе по совершенствованию уголовно-исполнительного законодательства (Мавлонов А.Ю.) в месячный срок разработать проект Концепции по внедрению системы ювенальной юстиции с целью ее использования при разработке соответствующих кодексов и совершенствования национального законодательства.
17. Министерству занятости и трудовых отношений совместно с Уполномоченным Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсманом) и Торгово-промышленной палатой Республики Узбекистан обеспечить пропаганду среди широкой общественности положений, обеспечивающих гарантии прав детей, имеющих согласно трудовому законодательству право на трудоустройство при использовании их труда.
18. Агентству информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан и Национальной телерадиокомпании Узбекистана организовать широкое освещение в средствах массовой информации сути и содержания настоящего постановления.
19. Национальному центру Республики Узбекистан по правам человека совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
20. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителей Премьер-министра Республики Узбекистан Абдухакимова А.А. и Нарбаеву Т.К.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Постановлению Президента РУз
от 22.04.2019 г. N ПП-4296
ПЕРЕЧЕНЬ
минимальных показателей и других сведений,
подлежащих размещению на веб-сайте "stat.uz"
N
|
Наименование показателей
|
Орган, ответственный за формирование данных
|
1. |
Число смертности детей, не достигших возраста пяти лет (количество человек). |
Государственный комитет по статистике |
2. |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении. |
Государственный комитет по статистике |
3. |
Коэффициент материнской смертности (по отношению к 100 000 живорожденных). |
Министерство здравоохранения |
4. |
Доля детей, страдающих от недобора веса, не достигших возраста пяти лет (%). |
Министерство здравоохранения |
5. |
Доля детей, охваченных иммунизацией (%). |
Министерство здравоохранения |
6. |
Процент населения, пользующихся улучшенной питьевой водой в разрезе городов и кишлаков. |
Государственный комитет по статистике |
7. |
Продолжительность обучения девочек в школах. |
Министерство народного образования |
8. |
Продолжительность обучения мальчиков в школах. |
Министерство народного образования |
9. |
Индекс тендерного паритета в сфере образования. |
Министерство народного образования |
10. |
Детский труд (не достигших возраста 18 лет). |
Министерство занятости и трудовых отношений |
11. |
Число рождений в подростковом возрасте. |
Министерство здравоохранения |
12. |
Процент детей, зарегистрированных при рождении. |
Министерство здравоохранения |
13. |
Количество принятых мер по профилактике преступлений среди детей (не достигших возраста 18 лет). |
Министерство внутренних дел |
14. |
Количество и классификация преступлений, совершенных детьми (не достигших возраста 18 лет). |
Министерство внутренних дел |
15. |
Количество детей (не достигших возраста 18 лет), в отношении которых применена мера пресечения в виде содержания под стражей на стадии досудебного производства. |
Верховный суд |
16. |
Количество детей (не достигших возраста 18 лет), в отношении которых применены меры воздействия, не относящиеся к системе правосудия. |
Министерство внутренних дел |
17. |
Количество осужденных детей (не достигших возраста 18 лет). |
Верховный суд |
18. |
Особенности мер наказания, примененных в отношении детей (не достигших возраста 18 лет). |
Верховный суд |
19. |
Количество детей (не достигших возраста 18 лет), помещенных в специализированные учебно-воспитательные учреждения. |
Министерство народного образования |
Примечание. Показатели, подлежащие размещению на веб-сайте "stat.uz", предоставляются в Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике.
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 23 апреля 2019 г.
"Народное слово", 24 апреля 2019 г.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
29 апреля 2019 г., N 17, ст. 331