язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Труд и занятость населения/ Представительство работников и работодателей. Коллективные договоры и соглашения/ Положение о трехсторонних комиссиях по социально-трудовым вопросам (Приложение N 2 к Постановлению КМ РУз от 03.07.2019 г. N 553)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Постановлению КМ РУз

от 03.07.2019 г. N 553



ПОЛОЖЕНИЕ

о трехсторонних комиссиях по социально-

трудовым вопросам


ГЛАВА 1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящее Положение определяет порядок образования и осуществления деятельности трехсторонними комиссиями по социально-трудовым вопросам (далее - комиссия).

Комиссия является постоянно действующим органом социального партнерства в сфере труда, осуществляющим свою деятельность на общественных началах.


2. Комиссия создается в целях:

осуществления взаимодействия между органами государственной власти и управления, организациями работодателей и работников (далее - стороны) по обеспечению реализации социально-экономической политики, защите трудовых прав, экономических и социальных интересов граждан;

содействия коллективно-договорному регулированию социально-трудовых отношений путем заключения Генерального и территориальных соглашений и контроля хода их реализации;

содействия коллективным переговорам по определению условий труда и занятости, регулирования отношений между работодателями и работниками, а также организациями работодателей и работников в соответствии с Конвенцией Международной организации труда (далее - МОТ) 1981 года о содействии коллективным переговорам (N 154).


3. Комиссия образуется:

на республиканском уровне (далее - Республиканская комиссия);

в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте (далее - территориальная комиссия).


4. В своей деятельности комиссия руководствуется Конституцией Республики Узбекистан, другими законодательными актами, конвенциями и рекомендациями Международной Организации Труда (далее - МОТ), настоящим Положением и осуществляет свою деятельность руководствуясь принципами социального партнерства, определенными Законом Республики Узбекистан "О социальном партнерстве".



ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ И ПРАВА

РЕСПУБЛИКАНСКОЙ КОМИССИИ


5. Основными задачами Республиканской комиссии являются:

проведение консультаций и согласование позиций сторон по вопросам обеспечения реализации социально-экономической политики, направленной на защиту трудовых прав, экономических и социальных интересов работников и работодателей, повышение уровня жизни населения;

обеспечение конструктивного сотрудничества сторон на основе взаимного учета позиций, прав и интересов;

содействие коллективно-договорному регулированию социально-трудовых отношений путем заключения Генерального соглашения и контроля хода его реализации;

изучение международного опыта, участие в мероприятиях, проводимых соответствующими зарубежными организациями в области социального партнерства и социально-трудовых отношений, проведение консультаций по вопросам, связанным с ратификацией и применением международных трудовых норм;

проведение консультаций по формированию ответов на вопросники, касающиеся пунктов повестки дня Международной конференции труда, и замечаний правительств к предлагаемым текстам, которые будут обсуждаться конференцией;

опубликование ежегодных докладов об осуществлении процедур, предусмотренных Конвенцией Международной организации труда N 144 о трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм (Женева, 21 июня 1916 года);

периодическое рассмотрение нератифицированных конвенций и рекомендаций, которые еще не применяются, с целью определения мер, принимаемых для содействия их применению и в соответствующих случаях ратификации.


6. В соответствии с возложенными задачами Республиканская комиссия осуществляет следующие функции:


1) в области проведения консультаций и согласования позиций сторон по вопросам обеспечения социально-экономической политики, направленной на защиту трудовых прав, экономических и социальных интересов работников и работодателей, повышение уровня жизни населения:

оказывает содействие в реализации основополагающих принципов и прав в сфере труда, включая действенную реализацию права на объединение и на ведение коллективных переговоров, искоренение принудительного и наихудших форм детского труда, соблюдение принципов недискриминации, равных прав, равных возможностей и равной оплаты за труд равной ценности;

принимает участие в проведении трехсторонних консультаций для содействия применению международных трудовых стандартов в соответствии с Конвенцией МОТ N 144 о трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм (Женева, 21 июня 1916 года);

проводит консультации по вопросам заработной платы, включая консультации по установлению минимального размера оплаты труда и тарифных сеток по оплате труда;

содействует реализации государственных социальных программ;


2) в области обеспечения конструктивного сотрудничества Сторон на основе взаимного учета позиций, прав и интересов:

разрабатывает проекты нормативно-правовых актов по трудовым и социально-экономическим вопросам, вносит предложения по их доработке, а также разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства в сфере труда и социальной защиты граждан;

подготавливает предложения по совершенствованию механизма взаимодействия сторон по вопросам экономического и социального развития общества;


3) в области содействия коллективно-договорному регулированию социально-трудовых отношений путем заключения Генерального соглашения и контроля хода его реализации:

рассматривает по инициативе сторон вопросы, возникающие в ходе выполнения Генерального соглашения;

принимает участие в создании эффективной системы управления охраной и безопасностью труда;

принимает участие в разработке Генерального соглашения по социально-экономическим вопросам между сторонами и мероприятий по его реализации, а также осуществляет контроль за ходом его реализации;


4) в области изучения международного опыта, участия в мероприятиях, проводимых соответствующими зарубежными организациями в области социального партнерства и социально-трудовых отношений, проведения консультаций по вопросам, связанным с ратификацией и применением международных трудовых норм:

принимает участие в мероприятиях, проводимых соответствующими зарубежными организациями, в области социального партнерства и социально-трудовых отношений;

организует проведение консультаций по вопросам, связанным с ратификацией и применением международных трудовых норм;

изучает международный опыт по применению международных трудовых стандартов;


5) в области проведения консультаций по формированию ответов на вопросники, касающиеся пунктов повестки дня Международной конференции труда, и замечаний правительств к предлагаемым текстам, которые будут обсуждаться конференцией:

совместно с компетентными министерствами и ведомствами проводит консультации по формированию ответов на вопросники, касающиеся пунктов повестки дня Международной конференции труда;

содействует Правительству Республики Узбекистан путем участия в формировании и реализации республиканской программы занятости населения;

содействует урегулированию коллективных трудовых споров в части установления новых или изменения существующих условий труда;

подготавливает аналитические материалы и справки по вопросникам, касающимся пунктов повестки дня Международной конференции труда, и по замечаниям правительств к предлагаемым текстам, которые будут обсуждаться конференцией;


6) в области опубликования ежегодных докладов об осуществлении процедур, предусмотренных Конвенцией Международной организации труда N 144 о трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм (Женева, 21 июня 1916 года):

изучает, обобщает и распространяет позитивный опыт регулирования социально-трудовых отношений, осуществляет выработку рекомендаций и предложений по его практическому применению;

осуществляет анализ соблюдения конвенций МОТ, ратифицированных Республикой Узбекистан, и внесение соответствующих предложений по их реализации;

оказывает практическую помощь территориальным трехсторонним комиссиям по социально-трудовым вопросам в сфере обеспечения реализации социально-экономической политики и трудовых отношений;


7) в области периодического рассмотрения нератифицированных конвенций и рекомендаций, которые еще не применяются, с целью определения мер, принимаемых для содействия их применению и в соответствующих случаях ратификации:

принимает участие в разработке предложений в сфере международного сотрудничества, развития и совершенствования механизмов эффективного взаимодействия с международными организациями и зарубежными странами;

осуществляет на регулярной основе периодическое рассмотрение нератифицированных конвенций и рекомендаций, которые еще не применяются, с целью определения мер, принимаемых для содействия их применению и в соответствующих случаях ратификации;

осуществляет мониторинг исполнения положений ратифицированных Республикой Узбекистан конвенций МОТ, других международных договоров в области защиты трудовых прав, социальных и экономических интересов работников и работодателей;

обеспечивает информирование общественности о работе Республиканской комиссии, отечественном и зарубежном опыте регулирования социально-трудовых отношений.


7. Для выполнения возложенных задач Республиканская комиссия имеет право:

осуществлять взаимодействие с Парламентской комиссией по вопросам обеспечения гарантированных трудовых прав граждан, Уполномоченным Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсман), Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека, Координационным советом по вопросам детского и принудительного труда в Республике Узбекистан, Республиканской межведомственной комиссией по реализации ратифицированных Республикой Узбекистан конвенций МОТ, другими институтами гражданского общества, международными и зарубежными организациями в сфере социально-экономической политики и трудовых отношений;

в порядке, установленном законодательством, получать информацию от уполномоченных государственных органов о ходе выполнения Генерального и территориальных соглашений, социально-экономическом положении республики, территорий, организаций, а также о работе, проводимой по совершенствованию социального партнерства;

заслушивать выступления (отчеты) должностных лиц органов государственного и хозяйственного управления, организаций работодателей и профсоюзов по вопросам социально-трудовых отношений;

рекомендовать своих представителей в состав комиссий по подготовке прогнозов социально-экономического развития республики, проектов нормативно-правовых актов и государственных программ, программ занятости населения, рассматривать соответствующие предложения на своих заседаниях;

привлекать к подготовке вопросов, вносимых на рассмотрение Республиканской комиссии, представителей органов государственной власти и управления, республиканских объединений работодателей и профсоюзов, а также организаций;

создавать постоянные и временные рабочие группы с привлечением ученых и специалистов по вопросам, связанным с обеспечением реализации социально-экономической политики;

осуществлять взаимодействие с отраслевыми (межотраслевыми) и иными комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений в ходе коллективных переговоров и подготовки соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения, реализации указанных соглашений;

изучать зарубежный опыт трехстороннего сотрудничества, участвовать в мероприятиях, проводимых по вопросам регулирования социально-трудовых отношений;

освещать свою деятельность в средствах массовой информации.

Республиканская комиссия может иметь и иные права в соответствии с настоящим положением и законодательством.



ГЛАВА 3. ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ И ПРАВА

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ КОМИССИИ


8. Основными задачами территориальной комиссии являются:

участие в обеспечении проведения согласованной территориальной социально-экономической политики, направленной на защиту трудовых прав, экономических и социальных интересов работников и работодателей, повышение уровня жизни населения;

согласование позиций сторон по основным направлениям социально-экономического развития территории;

обеспечение конструктивного сотрудничества сторон на основе взаимного учета их позиций, прав и интересов;

проведение консультаций по вопросам, связанным с применением международных трудовых норм.


9. В соответствии с возложенными задачами территориальная комиссия осуществляет следующее функции:


1) в области участия в обеспечении проведения согласованной территориальной социально-экономической политики, направленной на защиту трудовых прав, экономических и социальных интересов работников и работодателей, повышение уровня жизни населения:

рассматривает проекты территориальных программ социально-экономического развития, затрагивающих права и законные интересы граждан в социально-трудовой сфере, вносит предложения по их совершенствованию;

разрабатывает проект территориального (регионального) соглашения между сторонами и мероприятия по его реализации, а также осуществляет контроль за ходом его выполнения;

рассматривает по инициативе сторон вопросы, возникшие в ходе выполнения территориального (регионального) соглашения;


2) в области согласования позиций сторон по основным направлениям социально-экономического развития территории:

реализует меры по совершенствованию механизма взаимодействия сторон по вопросам экономического и социального развития территории;

изучает, обобщает и обеспечивает распространение передового опыта регулирования социально-трудовых отношений, осуществляет выработку рекомендаций и предложений по его практическому применению;

осуществляет анализ соблюдения конвенций МОТ, ратифицированных Республикой Узбекистан, и внесение соответствующих предложений по их реализации;

содействует реализации на территориальном уровне основополагающих принципов и прав в сфере труда, включая действенную реализацию права на объединение и ведение коллективных переговоров, искоренение принудительного и наихудших форм детского труда, соблюдение принципов недискриминации, равных прав, равных возможностей и равной оплаты за труд равной ценности;

принимает участие в формировании территориальной программы занятости населения, осуществлении общественного контроля за подлинностью создаваемых рабочих мест, особенно для молодежи, разрабатывает и принимает меры по совершенствованию деятельности в данном направлении;

проводит консультации по вопросам заработной платы, включая вопросы соблюдения минимальных стандартов оплаты труда, обеспечения своевременности выплаты заработной платы в организациях;

принимает участие в создании эффективной системы управления охраной и безопасностью труда;

содействует урегулированию коллективных трудовых споров в части установления новых или изменения существующих условий труда;

содействует реализации государственных социальных программ;

осуществляет взаимодействие с Республиканской комиссией;

обеспечивает информирование общественности о работе территориальной комиссии, имеющемся опыте регулирования социально-трудовых отношений.


10. Для выполнения возложенных задач  территориальная комиссия имеет право:

осуществлять взаимодействие с Территориальной комиссией по вопросам обеспечения гарантированных трудовых прав граждан, региональным представителем Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсман), другими институтами гражданского общества, международными и зарубежными организациями в сфере обеспечения реализации социально-экономической политики и трудовых отношений;

в порядке, установленном законодательством, получать информацию от уполномоченных государственных органов о ходе выполнения территориального (регионального) соглашения, социально-экономическом положении территории, организаций, а также о работе, проводимой по совершенствованию социального партнерства;

заслушивать выступления (отчеты) должностных лиц органов государственного и хозяйственного управления, объединений работодателей и профсоюзов по вопросам социально-трудовых отношений;

рекомендовать своих представителей в состав Комиссии по подготовке прогнозов и программ социально-экономического развития территории, программ занятости населения, рассматривать соответствующие предложения на своих заседаниях;

привлекать к подготовке вопросов, вносимых на рассмотрение территориальной комиссии, представителей органов государственной власти и управления, объединений работодателей и профсоюзов, а также организаций;

создавать постоянные и временные рабочие группы с привлечением ученых и специалистов по вопросам, связанным с обеспечением реализации социально-экономической политики;

осуществлять взаимодействие с Республиканской комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в ходе коллективных переговоров и подготовки территориальных (региональных) соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения;

освещать свою деятельность в средствах массовой информации.

Территориальная комиссия может иметь и иные права в соответствии с настоящим Положением и законодательством.



ГЛАВА 4. СОСТАВ КОМИССИИ И ОРГАНИЗАЦИЯ

ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


11. В состав комиссии входят не менее семи представителей от каждой стороны с правом решающего голоса, включая одного сопредседателя (на основе принципа паритетности).

В Республиканской комиссии:

постоянными членами от Правительства Республики Узбекистан назначаются: министр занятости и трудовых отношений, заместители министров финансов, юстиции, здравоохранения, заместитель председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике, представители Государственной трудовой инспекции Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан;

сопредседателями являются: министр занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан, руководители наиболее представительных организаций работодателей и работников Узбекистана.

В территориальной комиссии:

постоянными членами от государственных органов назначаются заместитель хокима (в Республике Каракалпакстан - заместитель председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан), начальник Главного управления занятости (в Республике Каракалпакстан - министр занятости и трудовых отношений), заместители руководителей территориальных управлений финансов, юстиции (в Республике Каракалпакстан - заместитель министра юстиции), здравоохранения, заместитель начальника управления статистики, начальник Государственной трудовой инспекции Главного управления занятости (в Республике Каракалпакстан - Министерства занятости и трудовых отношений);

сопредседателями являются: заместитель хокима (в Республике Каракалпакстан - заместитель председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан) по социально-экономическим вопросам, руководители наиболее представительных организаций работодателей и работников территории.


12. Персональный состав территориальных комиссий утверждается на основе предложений сторон - хокимами областей и г. Ташкента (в Республике Каракалпакстан - Председателем Совета Министров Республики Каракалпакстан).

При переходе членов комиссии на другую работу в их состав включаются лица, вновь назначенные (избранные) на эти должности либо на которых возложено выполнение соответствующих функций.


13. Комиссия возглавляется председателем, избираемым из числа сопредседателей сроком на три года. Председательство в комиссии раз в три года переходит к одному из сопредседателей на основе ротации.


14. Председатель комиссии:

председательствует на заседаниях комиссии;

вносит предложения в план работы комиссии;

созывает заседания комиссии, организует деятельность комиссии, ее рабочих органов, подготовку рассматриваемых на заседаниях комиссии вопросов и реализацию принятых решений, а также ежеквартально информируют стороны о ходе их выполнения;

содействует взаимодействию сторон и достижению согласия между ними при выработке и реализации решений комиссии;

приглашает для участия в работе комиссии должностных и иных лиц, не входящих в их состав;

выполняет иные функции в пределах своей компетенции.


15. Рабочим органом комиссии является секретариат, формируемый председателем комиссии по представлению сопредседателей. В состав секретариата входит по одному представителю от каждой Стороны.

Секретариат комиссии:

осуществляет подготовку заседаний комиссии;

контролирует исполнение решений комиссии;

информирует членов комиссии о проводимых мероприятиях;

подготавливает планы работы комиссии;

ведет делопроизводство комиссии;

осуществляет оперативную связь с органами государственной власти и управления, организациями работодателей и работников, а в необходимых случаях - с организациями;

осуществляет взаимодействие со средствами массовой информации;

готовит ежегодные отчеты о деятельности комиссии.


16. Комиссия организует свою работу на основе планов работы и с учетом необходимости оперативного решения вопросов в социально-трудовой сфере.

Заседание комиссии созывается не реже двух раз в год.

Повестка дня заседания формируется секретариатом на основе плана работы и согласованных предложений сопредседателей.

Члены комиссии заблаговременно информируются о дате, времени, месте проведения и повестке дня заседания, но не менее чем за 10 дней до заседания.

Заседание комиссии считается полномочным, если на нем присутствует не менее половины членов от каждой из сторон.


17. Решение комиссии принимается на основе консенсуса или при отсутствии консенсуса путем голосования по принципу единого голоса от каждой стороны.

Решение комиссии принимается в виде протокола, который подписывается сопредседателями и имеет рекомендательный характер.

В целях оперативного принятия решений председатель комиссии вправе по отдельным вопросам утвердить решение, согласованное с членами комиссии опросным путем.

Решение комиссии, принятое в рамках ее полномочий, реализуется сторонами посредством принятия внутриведомственных решений.


18. В составе комиссии могут создаваться следующие постоянно действующие рабочие группы по:

разработке и реализации Генерального (территориального) соглашения;

проведению трехсторонних консультаций для содействия применению международных трудовых норм;

рассмотрению коллективных трудовых споров и проектов нормативно-правовых актов;

охране и безопасности труда;

вопросам занятости, заработной платы и социальной защиты.


19. Постоянно действующие рабочие группы возглавляются тремя соруководителями из числа членов комиссии на паритетной основе.

Состав постоянно действующих рабочих групп формируется из числа специалистов в области экономики, трудового права, охраны труда, социальной защиты, независимо от их членства в комиссии и утверждается на заседании комиссии.

Постоянно действующие рабочие группы осуществляют свою деятельность на основе годовых планов работы, утверждаемых их соруководителями.

Постоянно действующие рабочие группы рассматривают вопросы, отнесенные к их компетенции, и принимают по ним решения в форме рекомендаций. Рекомендации утверждаются на заседании рабочей группы путем достижения консенсуса между ее соруководителями.

Заседания постоянно действующих рабочих групп считаются полномочными, если на них присутствует не менее половины от общего числа членов рабочей группы.

Рекомендации постоянно действующих рабочих групп по тем или иным вопросам рассматриваются на заседаниях комиссий для принятия решений.



ГЛАВА 5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ КОМИССИИ


20. Члены комиссии имеют право:

принимать участие в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений комиссии;

вносить предложения по вопросам, относящимся к компетенции комиссии, для рассмотрения их на заседаниях комиссии и постоянно действующих рабочих групп;

обращаться с запросами к руководителям органов государственного и хозяйственного управления, организаций работодателей и работников, а также непосредственно к организациям по вопросам, входящим в компетенцию комиссии;

знакомиться в установленном порядке с проектами нормативно-правовых актов, программ социально-экономического развития, статистическими, информационными и справочными материалами.


21. Члены комиссии обязаны:

участвовать в разработке документов, относящихся к деятельности комиссии;

содействовать реализации решений комиссии;

регулярно информировать представляемые ими профсоюзы и объединения работодателей, органы государственной власти и управления о деятельности комиссии и ходе выполнения Генерального (территориального) соглашения;

в случаях, предусмотренных законодательством, соблюдать конфиденциальность и неразглашение информации о деятельности комиссии.



ГЛАВА 6. КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ РЕШЕНИЙ,

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН И ФИНАНСИРОВАНИЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИИ


22. Контроль за исполнением решений комиссии осуществляется сторонами самостоятельно.


23. Не менее одного раза в год на рассмотрение комиссии вносятся вопросы об итогах реализации соглашений и принятых комиссией решений.


24. Письменная информация об итогах реализации Генерального (территориального) соглашения и принятых комиссией решений направляется сторонами в секретариат по мере их выполнения.


25. Расходы, связанные с деятельностью комиссии, покрываются сторонами по взаимной договоренности.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 3 июля 2019 г.