Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Налоги. Обязательные платежи/ Общие положения налогообложения/ Общие вопросы/ Стратегия совершенствования налогового администрирования (Приложение N 1 к Постановлению Президента РУз от 10.07.2019 г. N ПП-4389)Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Постановлению Президента РУз
от 10.07.2019 г. N ПП-4389
СТРАТЕГИЯ
совершенствования налогового администрирования
Налоговая система как неотъемлемая часть экономики является важнейшим механизмом достижения приоритетных направлений социального и экономического развития страны.
Принятая в 2018 году Концепция совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан дала возможность продолжения реализации задач по формированию благоприятной среды для снижения налогового бремени, упрощения системы налогообложения, совершенствования налогового администрирования, развития предпринимательства и привлечения зарубежных инвестиций.
Вместе с тем имеются следующие недостатки и проблемы, препятствующие повышению деловой и инвестиционной активности, формированию здоровой конкурентной среды, а также эффективной реализации налоговых реформ:
во-первых, устаревшие принципы организации налогового администрирования не обеспечивают оказания комплексного обслуживания налогоплательщиков, добровольного исполнения ими налоговых обязательств;
во-вторых, на высоком уровне остаются административные расходы (затраты времени и средств) при исполнении налоговых обязательств;
в-третьих, отсутствуют конкретные критерии и механизмы предоставления льгот в налоговой сфере;
в-четвертых, несовершенны механизмы общественного контроля, направленные на сокращение уровня "теневой экономики", а также стимулирующие процессы легализации предпринимательской деятельности;
в-пятых, отсутствуют единый стандарт и программные продукты, обеспечивающие обмен информацией между налогоплательщиком и налоговыми органами;
в-шестых, недостаточно налажено межведомственное информационное взаимодействие, снижающее качество налогового учета, препятствующее расширению налоговой базы и обеспечению стабильных налоговых поступлений;
в-седьмых, имеются системные недостатки в области подготовки высококвалифицированных кадров и оценке деятельности работников налоговых органов.
Указанные недостатки и проблемы препятствуют ускоренному развитию налоговой системы, повышению эффективности налогового администрирования, собираемости на требуемом уровне налогов и обязательных платежей.
В связи с этим особое значение приобретает разработка Стратегии совершенствования налогового администрирования, предусматривающей следующие цели, задачи и основные направления.
ГЛАВА 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ
1. Основной целью Стратегии является создание благоприятных условий для предпринимателей и инвесторов как важнейшего фактора повышения конкурентоспособности экономики, а также организация оказания в налоговых органах современных сервисно-ориентированных налоговых услуг с автоматизацией процессов налогообложения.
2. Основными задачами Стратегии являются:
обеспечение стабильности налоговых поступлений в Государственный бюджет;
улучшение качества оказываемых налоговых услуг путем повышения профессионального мастерства работников налоговых органов и внедрения цифровых технологий в налоговое администрирование;
создание доверительных отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками для удовлетворения потребностей всех категорий налогоплательщиков на основе добровольного исполнения ими налоговых обязательств;
сокращение расходов, связанных с исполнением налоговых обязательств, формирование транспарентной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей благоприятные условия для всех субъектов предпринимательства;
формирование системы налогового контроля на основе системы риск-анализа и дистанционной аналитической работы, предоставляющую возможность минимизации вмешательства в деятельность налогоплательщиков, "человеческого фактора" и негативных проявлений фактов коррупции в органах государственной налоговой службы.
Реализация поставленных задач позволит повысить деловую активность, снизить административные расходы по исполнению налоговых обязательств, что, в свою очередь, окажет положительное влияние на позиции республики в рейтинге ведения бизнеса Всемирного банка.
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИИ
3.1. Совершенствование налоговой политики и сокращение уровня теневого оборота в экономике
1. Унификация налогов и налоговых режимов, а также упрощение административных процедур.
2. Оптимизация (снижение и выравнивание) налоговой нагрузки.
3. Определение конкретных критериев и механизмов предоставления налоговых льгот на основе оценки уровня их эффективности.
4. Минимизация различий между налоговым и бухгалтерским учетом.
5. Усиление роли и повышение вклада органов государственной власти и государственного управления на местах в формировании доходной части бюджета.
6. Внедрение современных методов оценки рисков, сокращение масштабов теневого оборота и неконтролируемых доходов в области экономической деятельности с учетом опыта зарубежных стран.
7. Содействие выходу (легализации) из нелегального сектора лиц, осуществляющих свою деятельность вне сферы налогового законодательства.
8. Внедрение новых методов налогового администрирования в сфере трансфертного ценообразования.
9. Увеличение к 2021 году плательщиков налога на доходы физических лиц в 1,5 раза, плательщиков налога на добавленную стоимость - в 2 раза, плательщиков ресурсных налогов и налога на имущество - в 2 раза.
3.2. Развитие сервисно-ориентированного налогового обслуживания
1. Создание благоприятных условий налогоплательщикам для добровольного исполнения ими налоговых обязательств.
2. Цифровизация и унификация первичных учетных документов, упрощение форм налоговых отчетов.
3. Развитие экстерриториального принципа обслуживания налогоплательщиков.
4. Создание механизма независимой общественной оценки (обратной связи) качества налоговых услуг и деятельности налоговых органов.
5. Прозрачность деятельности налоговых органов и доступность информации в сфере налогообложения.
6. Развитие системы досудебного урегулирования налоговых споров.
7. Упрощение процедур разрешения неплатежеспособности и ликвидации предприятий (аудит расходов, времени и правил).
8. Совершенствование института налоговых консультантов.
9. Централизация и стандартизация деятельности по оказанию консультативных услуг налогоплательщикам.
3.3. Внедрение системы оценки налоговых рисков и совершенствование налогового учета
1. Внедрение современной системы анализа и управления рисками в осуществлении контрольной деятельности.
2. Обеспечение прозрачности процедур налогового контроля, уменьшение причин коррупции.
3. Внедрение методов оценки налоговых возможностей регионов, прогнозирование доходов бюджета.
4. Обеспечение полноценного учета объектов налогообложения в сфере общественного питания и торговли, а также недвижимого имущества.
5. Доведение уровня добровольного исполнения налоговых обязательств до 90 процентов.
3.4. Дальнейшее совершенствование деятельности органов государственной налоговой службы
1. Улучшение организационной структуры налоговых органов, направленной на обслуживание и консультирование налогоплательщиков.
2. Внедрение наиболее оптимальной модели структуры органов государственной налоговой службы на основе сегментации налогоплательщиков.
3. Внедрение в органах налоговой службы современной системы бизнес-анализа (Business Intellegence), а также стратегического и процессуального управления.
4. Поощрение работников налоговых органов исходя из показателей эффективности и результативности (KPI) их деятельности.
5. Совершенствование системы подготовки и отбора кадров.
6. Укрепление мотивации работников налоговых органов.
7. Автоматизация процессов налогового администрирования.
3.5. Развитие механизмов противодействия коррупции в органах государственной налоговой службы
1. Усиление антикоррупционных компонентов в кадровой политике.
2. Внедрение системы контроля и предупреждения коррупционных рисков в налоговой сфере.
3. Пересмотр (проведение ревизии) нормативно-правовой базы на основе требований антикоррупционного законодательства.
4. Расширение прозрачности (публичности) и подотчетности налоговых органов, формирование общественной нетерпимости к проявлениям коррупции.
1. Обеспечение темпов прироста прямых иностранных инвестиций.
2. Улучшение позиций Узбекистана в международных рейтингах, а также показателей индекса деловой активности.
3. Изменение доли налогов по отношению к валовому внутреннему продукту, доходу, добавленной стоимости в разрезе отраслей и сфер экономики.
4. Обеспечение сокращения разницы в объеме налоговых льгот между отечественными и иностранными инвесторами.
5. Повышение уровня доступности информации и удовлетворенности налогоплательщиков оказываемыми сервисными услугами.
6. Расширение охвата урегулирования налоговых споров в досудебном порядке.
7. Сокращение правонарушений в налоговой сфере.
8. Минимизация расхождений в заявленных и фактических показателях налогоплательщиков.
9. Сокращение количества налоговых проверок.
10. Снижение размера доначисленных налогов по результатам контрольных мероприятий.
11. Повышение уровня собираемости налогов.
12. Сокращение документооборота в налоговых органах, повышение уровня исполнительской дисциплины, устранение текучести кадров, улучшение уровня укомплектованности кадрами.
13. Устранение случаев совершения правонарушений работниками налоговых органов.
14. Повышение уровня стандартизации и упорядочения налоговых услуг.
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 11 июля 2019 г.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
15 июля 2019 г., N 28, ст. 506