язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Труд и занятость населения/ Занятость населения/ Работа граждан Узбекистана за рубежом. Работа иностранных граждан в Узбекистане/ Указ Президента Республики Узбекистан от 20.08.2019 г. N УП-5785 "О мерах по дальнейшему усилению гарантий защиты граждан Республики Узбекистан, осуществляющих временную трудовую деятельность за рубежом, и членов их семей"

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

УКАЗ

П Р Е З И Д Е Н Т А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

20.08.2019 г.

N УП-5785



О МЕРАХ

ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ УСИЛЕНИЮ ГАРАНТИЙ

ЗАЩИТЫ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН,

ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ВРЕМЕННУЮ ТРУДОВУЮ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗА РУБЕЖОМ,

И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ


За последние годы в стране осуществляется последовательная работа по упорядочению процессов внешней трудовой миграции, обеспечению защиты прав и интересов граждан, выезжающих за рубеж для осуществления временной трудовой деятельности (далее - трудовые мигранты), оказанию им необходимой правовой, социальной, информационно-консультативной помощи и материальной поддержки.

Вместе с тем требуется принятие комплексных мер по созданию надежных механизмов социальной поддержки трудовых мигрантов и членов их семей, в том числе в вопросах улучшения жилищных и бытовых условий, финансовой помощи, защиты жизни и здоровья.

Кроме того, необходимо наладить эффективное взаимодействие между уполномоченными органами и руководителями местных органов власти республики и зарубежных стран в создании достойных условий для проживания и трудовой деятельности трудовых мигрантов и членов их семей, а также обеспечить скоординированную деятельность в данном направлении.

В целях формирования эффективной системы поддержки трудовых мигрантов и членов их семей, оказания всесторонней заботы государством об их повседневных нуждах и чаяниях, усиления гарантий надежной социальной и правовой защиты как на территории страны, так и за ее пределами, а также с учетом предложений Движения предпринимателей и деловых людей - Либерально-демократической партии Узбекистана:


1. Министерству экономики и промышленности, Министерству занятости и трудовых отношений, Министерству финансов Республики Узбекистан, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г. Ташкента выделить в 2020 году трудовым мигрантам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, 3 462 квартиры в многоквартирных домах в рамках реализации государственных программ по строительству жилья согласно приложению N 1.


2. Одобрить предложение Национального банка внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан о:

внедрении механизма оплаты трудовыми мигрантами платежей по кредитам, полученным на территории Республики Узбекистан, в российских рублях через Акционерное общество "Азия инвест банк" и другие российские банки-партнеры, в том числе путем осуществления расчетов посредством электронных платежных систем;

принятии мер по расширению банковской инфраструктуры и удаленных каналов обслуживания клиентов Акционерного общества "Азия инвест банк" в регионах Российской Федерации, имеющих наибольшую концентрацию трудовых мигрантов из Республики Узбекистан, на основе соответствующих сведений, предоставленных Агентством по внешней трудовой миграции при Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан (далее - Агентство).


3. Внедрить с 1 октября 2019 года практику предоставления за счет средств Фонда поддержки и защиты прав и интересов граждан, осуществляющих трудовую деятельность за рубежом и Государственного фонда содействия занятости населения при Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан:

трудовым мигрантам - микрозаймов сроком на один год, с ускоренным оформлением его выдачи в течение одного банковского дня, с минимальным пакетом запрашиваемых документов (паспорт, заявление и ходатайство органа по труду), на оплату расходов, связанных с трудоустройством за рубежом, в размере 2 миллионов сумов, в 2019 году - по ставке в размере 10 процентов, включая маржу коммерческого банка в размере 50 процентов от процентной ставки выданного кредита, с 1 января 2020 года - по ставке рефинансирования Центрального банка Республики Узбекистан, с 1 января 2021 года - по ставкам, устанавливаемым коммерческими банками самостоятельно на основе рыночных принципов.

страховым компаниям - единовременной субсидии на покрытие суммы страховой премии по страхованию жизни и здоровья граждан и других рисков в период осуществления ими временной трудовой деятельности за рубежом один раз в год в размере 50 тысяч сумов на каждого застрахованного трудового мигранта.

Министерству занятости и трудовых отношений совместно с Министерством финансов и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок разработать и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан порядок предоставления единовременных субсидий на покрытие суммы страховой премии по страхованию жизни и здоровья граждан и других рисков в период осуществления временной трудовой деятельности за рубежом.


4. Образовать Республиканскую комиссию по вопросам внешней трудовой миграции (далее - Республиканская комиссия) в составе согласно приложению N 2, определив ее основными задачами:

координацию деятельности органов государственного управления, органов исполнительной власти на местах и иных организаций по вопросам организованной трудовой миграции, эффективной защиты прав и законных интересов трудовых мигрантов, оказания им материальной и социальной поддержки;

организацию разработки и реализации государственных программ в области внешней трудовой миграции, дальнейшее совершенствование национального законодательства и правоприменительной практики в данной сфере;

налаживание сотрудничества с уполномоченными государственными органами зарубежных стран по вопросам внешней трудовой миграции, рассмотрение предложений по присоединению (ратификации) Республики Узбекистан к международным договорам в области защиты прав и законных интересов трудовых мигрантов;

содействие в реализации гражданами Республики Узбекистан их прав на трудовую деятельность за рубежом, справедливые и безопасные условия труда, обеспечение их социальной и правовой защиты, а также реинтеграции после возвращения на Родину;

заслушивание отчетов руководителей государственных органов, органов исполнительной власти на местах и иных организаций о проделанной работе в сфере внешней трудовой миграции, принятие на этой основе решений по их поощрению или привлечению к ответственности;

проведение системного анализа и мониторинга состояния работы в сфере внешней трудовой миграции с разработкой по итогам конкретных мер, направленных на повышение эффективности инструментов правовой, финансовой и материальной поддержки трудовых мигрантов.

Определить, что председатель Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимы областей и города Ташкента, а также руководители уполномоченных государственных органов и организаций не реже одного раза в шесть месяцев отчитываются перед Республиканской комиссией о проделанной работе в сфере поддержки и защиты прав трудовых мигрантов и членов их семей.


5. Создать в структуре Кабинета Министров Республики Узбекистан Департамент по вопросам защиты прав граждан Республики Узбекистан, осуществляющих временную трудовую деятельность за рубежом, и международного экономического сотрудничества (далее - Департамент), с предельной численностью персонала в количестве 8 штатных единиц согласно приложению N 3.

Установить, что штатная численность Департамента формируется за счет сокращения штатной численности Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан и учреждений, входящих в его организационную структуру, на 8 штатных единиц.


6. Ввести в исполнительную структуру Кабинета Министров должность советника Премьер-министра Республики Узбекистан - заведующего Департаментом по вопросам защиты прав граждан Республики Узбекистан, осуществляющих временную трудовую деятельность за рубежом, и международного экономического сотрудничества.

7. Определить основными направлениями деятельности Департамента:

комплексный анализ миграционных процессов, выявление причин и факторов внешней трудовой миграции, системных проблем, связанных с обеспечением прав и законных интересов трудовых мигрантов, а также улучшением условий их пребывания за рубежом;

разработку и реализацию ежегодных планов и программ по обеспечению организованного трудоустройства граждан Республики Узбекистан за рубежом, конкретных мер ("дорожных карт") по решению приоритетных задач в сфере внешней трудовой миграции, предусматривающих осуществление адресных мероприятий по обеспечению защиты прав и интересов трудовых мигрантов, улучшению условий их труда, быта и проживания за рубежом;

расширение международного сотрудничества в сфере внешней трудовой миграции, осуществление взаимодействия с компетентными органами иностранных государств по вопросам временного трудоустройства граждан Республики Узбекистан за рубежом и обеспечения их прав и законных интересов;

организацию эффективной работы уполномоченных органов по рассмотрению обращений трудовых мигрантов, налаживанию прямого и открытого диалога с ними, в том числе представительствами Агентства за рубежом, дипломатическими и консульскими учреждениями Республики Узбекистан в иностранных государствах;

разработку и реализацию комплексных мер, направленных на повышение доходов и уровня жизни находящихся в Республике Узбекистан семей трудовых мигрантов путем содействия в решении социально-бытовых вопросов, улучшения жилищных условий, обеспечения занятости трудоспособных членов семей, особенно женщин, социальной поддержки детей трудовых мигрантов;

осуществление эффективного мониторинга и контроля за процессами предварительной профессиональной подготовки, проведения адаптационных мероприятий, трудоустройства трудовых мигрантов за рубежом, оказания им правовой и социальной помощи, в том числе после возвращения на Родину.


8. Председателю Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимам областей и г. Ташкента установить на постоянной основе тесные партнерские отношения с руководителями местных органов власти зарубежных стран по вопросам оформления разрешительных документов на осуществление трудовой деятельности и проживание трудовых мигрантов, соблюдения их трудовых прав при найме на работу, создания достойных жилищных и бытовых условий, пользования услугами учреждений здравоохранения и образования, а также решения иных возможных проблем, связанных с пребыванием трудовых мигрантов за рубежом.


9. Внедрить в практику порядок, согласно которому:

Агентство на основе имеющихся у него данных, а также сведений, полученных от частных агентств занятости и представительств Агентства за рубежом, ежемесячно до 5 числа вносит в Министерство занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан информацию о проделанной работе и выявленных проблемах в сфере внешней трудовой миграции, с конкретными предложениями по их решению;

Министерство занятости и трудовых отношений совместно с Министерством иностранных дел ежемесячно до 10 числа вносят в Департамент сводную аналитическую информацию о состоянии внешней трудовой миграции, проделанной работе в сфере поддержки и защиты прав трудовых мигрантов для последующего доклада Премьер-министру Республики Узбекистан и рассмотрения на заседаниях Республиканской комиссии.


10. Министерству занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан в рамках разрабатываемой информационной системы "Единая национальная система труда" до 1 октября 2019 года внедрить программный комплекс "labor-migration", предусматривающий в том числе:

предоставление в режиме онлайн гражданам, изъявившим желание выехать за рубеж для осуществления временной трудовой деятельности, информации о правилах пребывания, условиях труда, социальном и жилищно-бытовом обеспечении в стране трудоустройства, правовых аспектах заключения трудовых договоров с иностранными работодателями, а также мерах финансовой поддержки, предусмотренных законодательством;

предоставление сведений о деятельности Агентства и частных агентств занятости, включая информацию о видах и стоимости оказываемых ими услуг, вакантных рабочих местах, имеющихся у иностранных работодателей, а также порядке трудоустройства на данные рабочие места;

мониторинг процессов, связанных с временной трудовой деятельностью граждан Республики Узбекистан за рубежом, включая информацию о прохождении профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, мерах полученной финансовой поддержки, оказанной правовой и социальной помощи, а также заключенных с иностранными работодателями трудовых договорах;

возможность дистанционной подачи обращений трудовыми мигрантами, попавшими в сложную ситуацию за рубежом и нуждающимися в помощи;

формирование базы данных о трудовых мигрантах, географии трудоустройства, направлениях и видах их деятельности.

Установить, что кредиты, субсидии, микрозаймы и квартиры в многоквартирных домах, предусмотренные настоящим Указом, предоставляются трудовым мигрантам, зарегистрированным в программном комплексе "labor-migration".


11. Министерству экономики и промышленности, Министерству занятости и трудовых отношений, Министерству финансов и Министерству строительства Республики Узбекистан:

а) в срок до 1 октября 2019 года внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан для утверждения:

параметры строительства в 2020 году жилья для трудовых мигрантов, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

Положение о порядке предоставления трудовым мигрантам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, квартир в многоквартирных домах, в том числе предусматривающее порядок и критерии отбора претендентов на получение ипотечных кредитов;

б) при формировании параметров строительства жилья на 2021 год и последующие годы предусматривать в установленном порядке включение в них квартир в многоквартирных домах для трудовых мигрантов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.


12. Министерству инвестиций и внешней торговли совместно с Министерством финансов, Министерством экономики и промышленности Республики Узбекистан, участвующими коммерческими банками, заинтересованными министерствами и ведомствами принять меры по привлечению льготных долгосрочных кредитов международных финансовых институтов и иностранных правительственных финансовых организаций на строительство квартир в многоквартирных домах для трудовых мигрантов сверх количества, предусмотренного государственными программами по строительству жилья.


13. Определить основной задачей первого заместителя министра занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан дальнейшее совершенствование системы внешней трудовой миграции, кардинальное расширение ее организованных форм, обеспечение защиты трудовых, социальных и иных прав граждан, выезжающих на работу за пределы республики, вовлечение в предпринимательскую и трудовую деятельность вернувшихся из-за рубежа трудовых мигрантов.


14. Внедрить практику систематического выезда в зарубежные страны, прежде всего в Российскую Федерацию, делегаций во главе с советником Премьер-министра Республики Узбекистан - заведующим Департаментом, в составе руководства и представителей уполномоченных министерств и ведомств, органов исполнительной власти на местах для ознакомления с условиями труда и быта трудовых мигрантов и оказания им практической помощи.


15. Строго предупредить должностных лиц и ответственных работников дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Узбекистан за рубежом, зарубежных представительств Агентства об их персональной ответственности за халатность, бюрократизм и волокиту при работе с обращениями трудовых мигрантов, особенно по вопросам, требующим осуществления неотложных мер и оказания им необходимой помощи.


16. Национальному информационному агентству Узбекистана, Национальной телерадиокомпании Узбекистана организовать в средствах массовой информации масштабное освещение целей и задач настоящего Указа.


17. Кабинету Министров Республики Узбекистан в недельный срок:

подготовить предложения по внесению изменений в исполнительную структуру Кабинета Министров Республики Узбекистан;

принять постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан по практической реализации задач, определенных настоящим Указом.


18. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и заместителя Премьер-министра - министра финансов Республики Узбекистан Кучкарова Д.А.



Президент

Республики Узбекистан                                                     Ш. Мирзиёев






ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Указу Президента РУз

от 20.08.2019 г. N УП-5785



КОЛИЧЕСТВО

квартир в многоквартирных домах, выделяемых

в 2020 году трудовым мигрантам, нуждающимся

в улучшении жилищных условий

            

N

Наименование регионов

   

Количество

квартир


1.

Республика Каракалпакстан

210

2.

Андижанская область

420

3.

Бухарская область

240

4.

Джизакская область

120

5.

Кашкадарьинская область

300

6.

Навоийская область

60

7.

Наманганская область

300

8.

Самаркандская область

450

9.

Сурхандарьинская область

270

10.

Сырдарьинская область

90

11.

Ташкентская область

180

12.

Ферганская область

420

13.

Хорезмская область

240

14.

г. Ташкент

162

Итого:

3 462

    





ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Указу Президента РУз

от 20.08.2019 г. N УП-5785



СОСТАВ

Республиканской комиссии по вопросам

внешней трудовой миграции


        

1.

Арипов А.Н.

-

Премьер-министр Республики Узбекистан, председатель Республиканской комиссии

2.

Бобожонов П.Р.

-

министр внутренних дел Республики Узбекистан, заместитель председателя Республиканской комиссии

3.

Куранбаев К.К.

-

первый заместитель советника Президента Республики Узбекистан - председатель Центрального Совета Союза молодежи Узбекистана

4.

по согласованию

-

заместитель председателя Службы государственной безопасности Республики Узбекистан

5.

Баситханова Э.И.

-

заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан - председатель Комитета женщин Узбекистана

6.

по должности

-

советник Премьер-министра Республики Узбекистан - заведующий Департаментом по вопросам защиты прав граждан Республики Узбекистан, осуществляющих временную трудовую деятельность за рубежом, и международного экономического сотрудничества





7.

Кудбиев Ш.Д.

-

министр занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан

8.

Шадманов А.К.

-

министр здравоохранения Республики Узбекистан

9.

Неъматов И.Т.

-

первый заместитель министра иностранных дел Республики Узбекистан

10.

Закиров Б.И.

-

первый заместитель министра строительства Республики Узбекистан

11.

Ашрафханов Б.Б.

-

заместитель министра финансов Республики Узбекистан

12.

Мухаммадиев У.Н.

-

Уполномоченный Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсман)

13.

Саидов А.Х.

-

директор Национального центра Республики Узбекистан по правам человека

14.

Жавлонов Ш.С.

-

первый заместитель председателя Республиканского совета по координации деятельности органов самоуправления граждан

15.

Рафиков К.М.

-

председатель Совета Федерации профсоюзов Узбекистана

16.

по должности

-

заместитель заведующего Департаментом Кабинета Министров по вопросам защиты прав граждан Республики Узбекистан, осуществляющих временную трудовую деятельность за рубежом, ответственный секретарь Республиканской комиссии

         


Примечание. При переходе членов Республиканской комиссии на другую работу в ее состав включаются лица, вновь назначенные на эти должности, либо лица, на которые возложено выполнение соответствующих функций.


Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 21 августа 2019 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

26 августа 2019 г., N 34, ст. 593