ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Основы государственно-правового устройства / Правовой статус личности / Права, свободы и обязанности /Закон Республики Узбекистан от 02.09.2019 г. N ЗРУ-561 "О защите женщин от притеснения и насилия" (Принят Законодательной палатой 17.08.2019 г., одобрен Сенатом 23.08.2019 г.)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
02.09.2019 г.
N ЗРУ-561
О ЗАЩИТЕ ЖЕНЩИН
ОТ ПРИТЕСНЕНИЯ И НАСИЛИЯ
Принят Законодательной палатой 17 августа 2019 года
Одобрен Сенатом 23 августа 2019 года
Статья 1. Цель настоящего Закона
Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области защиты женщин от всех форм притеснения и насилия.
Статья 2. Законодательство о защите женщин
от притеснения и насилия
Законодательство о защите женщин от притеснения и насилия состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о защите женщин от притеснения и насилия, то применяются правила международного договора.
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
половое насилие - форма насилия в отношении женщин, посягающая на половую неприкосновенность и половую свободу путем совершения действий сексуального характера, без их согласия, а также принуждение к вступлению в половую связь с третьим лицом посредством применения насилия или угрозы его применения либо совершения развратных действий в отношении несовершеннолетних лиц женского пола;
физическое насилие - форма насилия в отношении женщин, посягающая на их жизнь, здоровье, свободу и иные охраняемые законом права и свободы путем причинения телесных повреждений различной степени тяжести, оставления в опасности, неоказания помощи лицу, находящемуся в опасном для жизни положении, совершения других правонарушений насильственного характера, применения или угрозы применения иных мер физического воздействия;
насилие - противоправное действие (бездействие) в отношении женщин, посягающее на их жизнь, здоровье, половую неприкосновенность, честь, достоинство и иные охраняемые законом права и свободы путем применения или угрозы применения мер физического, психологического, полового или экономического воздействия;
экономическое насилие - форма насилия, осуществляемая в быту, на рабочих местах и в иных местах, действие (бездействие) в отношении женщин, вызывающее ограничение их права на обеспечение питанием, жилищными и другими необходимыми для нормального существования и развития условиями, ограничение в осуществлении права на собственность, образование и труд;
рабочее место - прямо или косвенно контролируемое работодателем место, где женщина должна находиться или куда ей необходимо следовать для выполнения трудовых обязанностей в соответствии с заключенным с ней договором либо исполнения служебной обязанности;
психологическое насилие - форма насилия, выраженная в оскорблении женщин, клевете, угрозе, унижении чести, достоинства, дискриминации, а также других действиях, направленных на ограничение их волеизъявления, включая контроль в репродуктивной сфере, действие (бездействие), вызвавшее у жертвы притеснения и насилия опасения за свою безопасность, повлекшее неспособность защитить себя или наносившее вред психическому здоровью;
притеснение - действие (бездействие), унижающее честь и достоинство женщин, домогательство, преследование, за совершение которых не предусмотрена административная или уголовная ответственность;
жертва притеснения и насилия - лицо женского пола, находящееся под угрозой совершения притеснения и насилия в отношении нее или пострадавшая в результате притеснения и насилия;
защита от притеснения и насилия - система неотложных мероприятий экономического, социального, правового, организационного, психологического и иного характера с целью устранения опасности, возникшей для жизни, здоровья женщин, обеспечения их безопасности при наступлении жизненных обстоятельств, требующих срочных мер, а также недопущения повторных противозаконных действий со стороны лица, притесняющего и совершающего насилие в отношении жертвы притеснения и насилия;
предупреждение притеснения и насилия - система экономических, социальных, правовых, медицинских и других мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих притеснению и совершению насилия в отношении женщин, повышение осведомленности в обществе о правах женщин быть свободными от насилия;
преследование - действия, совершаемые против воли жертвы, несмотря на ее два или более сопротивления или предупреждения, выраженные в поиске жертвы, вступлении с ней в общение устно, посредством сетей телекоммуникаций, в том числе через всемирную информационную сеть Интернет либо путем применения иных способов, посещении места ее работы, учебы и (или) проживания, и вызывающие у жертвы опасение за свою безопасность;
охранный ордер - документ, предоставляющий государственную защиту жертве притеснения и насилия, влекущий применение определенных настоящим Законом мер воздействия к лицу или группе лиц, притесняющих женщин или совершивших в отношении них насилие.
Статья 4. Права жертвы притеснения и насилия
Жертва притеснения и насилия имеет право на:
обращение в соответствующие уполномоченные органы и организации или суд с заявлением о совершении в отношении нее притеснения и насилия или угрозе их совершения;
получение бесплатной правовой консультации, экономической, социальной, психологической, медицинской и иной помощи в специальных центрах, а также посредством бесплатной телефонной линии;
обращение в органы внутренних дел с требованием о выдаче охранного ордера, а в случае нарушения условий охранного ордера информирование их об этом;
обращение в суд с требованием о возмещении причиненного ей материального ущерба и компенсации морального вреда вследствие совершенного притеснения и насилия.
Жертва притеснения и насилия при обращении в суд с заявлением о возмещении причиненного ей материального ущерба и компенсации морального вреда освобождается от уплаты государственной пошлины.
Статья 5. Основные направления государственной политики
в области защиты женщин от притеснения и насилия
Основными направлениями государственной политики в области защиты женщин от притеснения и насилия являются:
разработка и реализация гендерной политики, государственных программ и стратегий в области защиты женщин от притеснения и насилия;
создание в обществе атмосферы нетерпимости к притеснению и насилию в отношении женщин;
обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов женщин от притеснения и насилия;
повышение в обществе правового сознания и правовой культуры, укрепление законности;
создание эффективных организационно-правовых механизмов для предупреждения, выявления, пресечения притеснения и насилия в отношении женщин;
принятие мер по устранению причин и условий, способствующих притеснению и совершению насилия в отношении женщин;
обеспечение сотрудничества государственных органов, органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества в целях предупреждения притеснения и насилия.
Статья 6. Полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан
в области защиты женщин от притеснения и насилия
Кабинет Министров Республики Узбекистан:
обеспечивает реализацию единой государственной политики в области защиты женщин от притеснения и насилия;
утверждает государственные программы и стратегии в области защиты женщин от притеснения и насилия;
создает структуры поддержки, обеспечения безопасности, физической и психологической реабилитации и адаптации жертв притеснения и насилия;
координирует взаимодействие уполномоченных органов, осуществляющих защиту женщин от притеснения и насилия.
Статья 6-1. Полномочия Национального агентства
социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан
в области защиты женщин от притеснения и насилия
Национальное агентство социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан:
принимает участие в разработке и реализации государственных программ, территориальных программ, стратегий и актов законодательства в области защиты женщин от притеснения и насилия;
проводит мероприятия по социальной реабилитации в центрах реабилитации и адаптации женщин и предотвращению суицидов;
проводит мониторинг за обеспечением прав и свобод женщин, пострадавших от притеснения и насилия;
оказывает социальные, правовые и психологические услуги жертвам притеснения и насилия;
участвует в разработке и реализации программ и методических рекомендаций по профилактике конфликтных ситуаций, предупреждению притеснения и насилия;
взаимодействует с соответствующими уполномоченными органами и организациями, осуществляющими защиту женщин от притеснения и насилия.
Порядок мониторинга за обеспечением прав и свобод женщин, пострадавших от притеснения и насилия, определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Статья 7. Полномочия органов государственной власти на местах
в области защиты женщин от притеснения и насилия
Органы государственной власти на местах:
принимают участие в разработке и реализации государственных программ и стратегий в области защиты женщин от притеснения и насилия;
разрабатывают, утверждают и реализуют территориальные программы в области защиты женщин от притеснения и насилия;
сотрудничают с государственными органами, органами самоуправления граждан, негосударственными некоммерческими организациями и другими институтами гражданского общества в области защиты женщин от притеснения и насилия;
осуществляют меры по обеспечению гарантий правовой и социально-экономической защиты женщин.
Статья 8. Полномочия органов внутренних дел в области
защиты женщин от притеснения и насилия
Органы внутренних дел:
принимают участие в разработке и реализации государственных, территориальных программ и актов законодательства в области защиты женщин от притеснения и насилия;
принимают меры по предупреждению притеснения и насилия, в том числе определению и устранению их причин и условий, проводят на регулярной основе профилактическую работу с лицами, притесняющими женщин и совершившими в отношении них насилие;
рассматривают обращения о притеснении и насилии в отношении женщин или угрозе их совершения;
выдают официальное предупреждение лицу, склонному к совершению притеснения или насилия;
выдают охранный ордер;
принимают меры в пределах своих полномочий по привлечению к ответственности лиц, совершивших насилие;
взаимодействуют с соответствующими уполномоченными органами и организациями, осуществляющими защиту женщин от притеснения и насилия.
Статья 9. Полномочия органов по труду в области
защиты женщин от притеснения и насилия
Органы по труду:
принимают участие в разработке и реализации государственных, территориальных программ и актов законодательства в области защиты женщин от притеснения и насилия;
осуществляют меры по учету нетрудоустроенных женщин, обеспечению их занятости и социальной поддержки;
проводят профилактические мероприятия в организациях независимо от форм собственности по предупреждению случаев притеснения и насилия на рабочих местах в отношении женщин и повышению культуры взаимоотношений с женщинами;
принимают меры по обеспечению занятости и оказанию содействия профессиональной ориентации женщин, ищущих работу и оказавшихся в тяжелом социальном положении, в том числе столкнувшихся с семейными проблемами и насилием;
взаимодействуют с соответствующими уполномоченными органами и организациями, осуществляющими защиту женщин от притеснения и насилия.
Статья 10. Полномочия органов государственного управления
образованием и образовательных учреждений в области
защиты женщин от притеснения и насилия
Органы государственного управления образованием и образовательные учреждения:
принимают участие в разработке и реализации государственных, территориальных программ и актов законодательства в области защиты женщин от притеснения и насилия;
уведомляют правоохранительные органы о фактах выявления случаев привлечения женщин к принудительному труду и антисоциальному поведению;
выявляют из числа учащихся лиц, склонных к притеснению и совершению насилия в отношении женщин в образовательных учреждениях, и осуществляют меры по коррекции их поведения, а также социальной реабилитации и адаптации жертв притеснения и насилия;
организуют досуг в образовательных учреждениях с целью обеспечения содержательного проведения свободного времени;
взаимодействуют с соответствующими уполномоченными органами и организациями, осуществляющими защиту женщин от притеснения и насилия.
Статья 11. Полномочия органов управления государственной
системой здравоохранения и учреждений здравоохранения
в области защиты женщин от притеснения и насилия
Органы управления государственной системой здравоохранения и учреждения здравоохранения:
принимают участие в разработке и реализации государственных, территориальных программ и актов законодательства в области защиты женщин от притеснения и насилия;
осуществляют меры по оказанию первичной медицинской помощи, проведению медицинского осмотра жертв притеснения и насилия и их детей, в том числе доставленных в центры реабилитации и адаптации женщин, а также по бесплатному лечению жертв притеснения и насилия;
разрабатывают и внедряют в практику работы учреждений здравоохранения методические рекомендации по оказанию медицинской и психологической помощи жертвам притеснения и насилия;
информируют правоохранительные органы о фактах, угрожающих жизни или здоровью женщин, и выявленных причинах;
взаимодействуют с соответствующими уполномоченными органами и организациями, осуществляющими защиту женщин от притеснения и насилия.
Статья 12. Полномочия Комитета семьи и женщин
Республики Узбекистан в области защиты женщин
от притеснения и насилия
Комитет семьи и женщин Республики Узбекистан:
принимает участие в разработке и реализации государственных, территориальных программ и актов законодательства в области защиты женщин от притеснения и насилия;
участвует в мероприятиях по выявлению причин и условий, влекущих случаи притеснения и насилия в отношении женщин, и принимает практические меры по их устранению;
проводит мероприятия по предотвращению суицидов;
принимает участие в проведении индивидуальных профилактических мероприятий с лицами, состоящими на профилактическом учете, за совершение притеснения и насилия в отношении женщин;
разрабатывает и реализует программы и методические рекомендации по профилактике конфликтных ситуаций, предупреждению притеснения и насилия;
взаимодействует с соответствующими уполномоченными органами и организациями, осуществляющими защиту женщин от притеснения и насилия.
Статья 13. Участие органов самоуправления граждан,
негосударственных некоммерческих организаций
и других институтов гражданского общества
в защите женщин от притеснения и насилия
Органы самоуправления граждан, негосударственные некоммерческие организации и другие институты гражданского общества могут:
участвовать в разработке и реализации государственных, территориальных и иных программ в области защиты женщин от притеснения и насилия;
содействовать государственным органам в осуществлении мероприятий по защите женщин от притеснения и насилия;
осуществлять общественный контроль за исполнением законодательства о защите женщин от притеснения и насилия;
вносить предложения по совершенствованию законодательства о защите женщин от притеснения и насилия и правоприменительной практики в данной области;
взаимодействовать с соответствующими уполномоченными органами и организациями, осуществляющими защиту женщин от притеснения и насилия.
Органы самоуправления граждан принимают меры, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов женщин, повышение их роли в общественной жизни, формировании духовно-нравственной атмосферы в семье, воспитании молодого поколения.
Статья 14. Взаимодействие уполномоченных органов и организаций,
осуществляющих защиту женщин от притеснения и насилия
Уполномоченные органы и организации при осуществлении мероприятий в области защиты женщин от притеснения и насилия взаимодействуют в следующих направлениях:
взаимное информирование о выявленных фактах притеснения и насилия;
согласование мер реагирования на случаи притеснения и насилия и оказание действенной помощи жертвам притеснения и насилия;
совместное осуществление мер в сфере предотвращения и противодействия притеснению и насилию и обмена опытом;
подготовка и повышение квалификации специалистов, осуществляющих мероприятия в сфере предотвращения и противодействия притеснению и насилию;
осуществление мониторинга соблюдения законодательства о защите женщин от притеснения и насилия, разработка предложений по совершенствованию законодательства и практики его применения.
Статья 15. Общие меры предупреждения, выявления и пресечения
случаев притеснения и насилия в отношении женщин
Общие меры предупреждения, выявления и пресечения случаев притеснения и насилия в отношении женщин заключаются в:
разработке и реализации государственных, территориальных и иных программ в области предупреждения притеснения и насилия в отношении женщин;
анализе, изучении и оценке факторов, являющихся причинами и условиями притеснения и насилия;
правовой пропаганде среди населения;
ведении статистического учета и отчетности случаев притеснения и насилия в отношении женщин и предоставление их в органы государственной статистики;
проведении информационно-просветительской деятельности в целях обеспечения граждан, особенно женщин, информацией о своих правах, свободах и обязанностях, а также о гарантиях защиты;
внедрении эффективных правовых механизмов выявления случаев притеснения и насилия в отношении женщин;
проведении превентивных мероприятий в отношении лиц, относящихся к группам риска совершения притеснения и насилия или их совершивших;
осуществлении мероприятий по оказанию помощи и защите жертв притеснения и насилия;
применении мер воздействия к лицам, совершившим либо склонным к совершению притеснения и насилия в отношении женщин;
привлечении виновных к установленной законом ответственности.
Статья 16. Статистический учет и отчетность случаев
притеснения и насилия в отношении женщин
Сведения о жертвах притеснения и насилия, а также о лицах, совершивших насилие либо склонных к совершению насилия, вносятся в единую электронную базу данных Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике уполномоченными органами и организациями.
Статья 17. Информирование жертвы притеснения и насилия
Уполномоченные органы и организации, осуществляющие защиту женщин от притеснения и насилия, ознакамливают жертву притеснения и насилия с информацией о механизмах оказания социальной и правовой защиты, видах помощи и услугах, оказываемых жертве притеснения и насилия.
Уполномоченные органы и организации в случае необходимости оказывают практическую помощь в подаче заявления, связанного с совершенным фактом притеснения и насилия.
Учреждения по исполнению наказания незамедлительно сообщают жертве притеснения и насилия об освобождении из места исполнения наказания, краткосрочном выезде за пределы места лишения свободы или побеге лица, совершившего в отношении нее насилие.
Статья 18. Телефон доверия для жертв притеснения и насилия
С целью обеспечения получения информации о механизме и мерах по оказанию помощи, консультации, предупреждении случаев притеснения и насилия в отношении женщин Комитет семьи и женщин Республики Узбекистан обеспечивает круглосуточную бесплатную сеть телефонной линии (телефон доверия) на всей территории Республики Узбекистан.
Сеть телефонной линии функционирует с соблюдением конфиденциальности. Не допускается разглашение информации, полученной по телефону доверия, за исключением случаев, установленных законодательством.
Статья 19. Индивидуальные меры предупреждения
притеснения и насилия в отношении женщин
Индивидуальными мерами предупреждения притеснения и насилия в отношении женщин является деятельность соответствующих уполномоченных органов и организаций, осуществляющих защиту женщин от притеснения и насилия, связанная с выявлением лиц с антисоциальным поведением, склонных к совершению или совершивших притеснение и насилие в отношении женщин, и оказанием на них профилактического воздействия.
Индивидуальные меры предупреждения притеснения и насилия в отношении женщин применяются с учетом особенностей конкретного лица, специфики его социальной среды, социально-бытовых условий и образа жизни, его антисоциального поведения, склонности к притеснению и совершению насилия, а также иных факторов, характеризующих степень общественной опасности совершенного им притеснения и насилия.
Статья 20. Основания для применения индивидуальных мер
предупреждения притеснения и насилия в отношении женщин
Основанием для применения индивидуальных мер предупреждения притеснения и насилия в отношении женщин являются:
обращение жертвы притеснения и насилия;
сообщения физических или юридических лиц;
непосредственное обнаружение работниками уполномоченных органов и организаций фактов совершения притеснения или насилия либо попытки их совершения;
материалы, поступившие из государственных органов и других организаций.
Уполномоченные органы и организации, осуществляющие защиту женщин от притеснения и насилия, в случае выявления фактов притеснения и насилия обязаны незамедлительно сообщать об этом в соответствующие органы внутренних дел.
Органы внутренних дел при получении устного или письменного сообщения о притеснении и насилии обязаны предпринять неотложные индивидуальные меры по пресечению и предупреждению данных действий.
Статья 21. Виды индивидуальных мер предупреждения
притеснения и насилия в отношении женщин
К видам индивидуальных мер предупреждения притеснения и насилия в отношении женщин относятся:
проведение профилактической беседы;
выдача охранного ордера;
размещение в специальные центры по оказанию помощи жертвам притеснения и насилия;
прохождение коррекционных программ по изменению насильственного поведения.
Статья 22. Профилактическая беседа
В целях убеждения конкретного лица соблюдать нормы и общепринятые правила поведения в обществе, разъяснения социальных и правовых последствий антисоциального поведения, а также предупреждения об установленной законом ответственности проводится профилактическая беседа.
Профилактическая беседа проводится представителем уполномоченного органа, выявившего случаи притеснения и насилия, с лицами, склонными к совершению притеснения и насилия, в порядке, установленном законом.
Статья 23. Выдача охранного ордера
Охранный ордер выдается жертве притеснения и насилия. Лицу, совершившему притеснение и (или) насилие либо склонному к их совершению, выдается экземпляр охранного ордера.
Должностное лицо органа внутренних дел, выдавшее охранный ордер, информирует лицо, совершившее притеснение и насилие, с условиями охранного ордера и последствиями его неисполнения и о необходимости прохождения коррекционных программ по изменению насильственного поведения.
При отказе лица подписать соответствующий документ о получении охранного ордера должностным лицом органа внутренних дел, вручающим охранный ордер, составляется акт с участием понятых.
Охранный ордер выдается в течение 24 часов с момента установления факта притеснения и насилия или угрозы их совершения должностным лицом органа внутренних дел, ответственным за осуществление индивидуальной профилактики притеснения и насилия на соответствующей территории, сроком до тридцати дней и вступает в силу с момента оформления.
В случае если жертва притеснения и насилия и лицо, совершившее притеснение и (или) насилие либо склонное к их совершению, работают или учатся в одном месте, должностным лицом органа внутренних дел, осуществляющим индивидуальную профилактику притеснения и насилия на соответствующей территории, после выдачи охранного ордера в течение одного рабочего дня направляется представление по месту работы или учебы потерпевшего, а если лицо, совершившее притеснение и (или) насилие либо склонное к их совершению, является руководителем организации, - вышестоящему органу о запрещении прямого контакта между потерпевшим и лицом, совершившим притеснение и (или) насилие либо склонным к их совершению.
После получения представления руководитель организации, в которой жертва притеснения и насилия работает или получает образование, в течение трех рабочих дней предпринимает действия, направленные на устранение прямого контакта между жертвой и лицом, совершившим притеснение и (или) насилие либо склонным к их совершению.
По заявлению жертвы притеснения и насилия, если угроза еще не была устранена, срок действия охранного ордера продлевается судом по уголовным делам не более чем на один год.
Выдача охранного ордера или отказ в выдаче или продлении охранного ордера могут быть обжалованы в суд.
Контроль за исполнением требований охранного ордера осуществляется органом внутренних дел.
Форма охранного ордера и порядок его предоставления утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Статья 23-1. Продление срока действия охранного ордера
В случае если угроза притеснения и насилия или угроза их совершения еще не устранены, по заявлению жертвы притеснения и насилия в течение одного рабочего дня должностным лицом органа внутренних дел, ответственным за осуществление индивидуальной профилактики притеснения и насилия на соответствующей территории, готовятся материалы о продлении срока действия охранного ордера и направляются в районный (городской) суд по уголовным делам по месту жительства жертвы с оформлением ходатайства о продлении срока действия охранного ордера.
Ходатайство о продлении срока действия охранного ордера рассматривается на закрытом судебном заседании в течение двадцати четырех часов с момента поступления материалов в присутствии жертвы и лица, совершившего притеснение и (или) насилие либо склонного к их совершению.
При рассмотрении ходатайства в суде может участвовать адвокат.
Прибытие на судебное заседание жертвы и лица, совершившего притеснение и (или) насилие либо склонного к их совершению, осуществляется под наблюдением сотрудника органа внутренних дел.
Неявка на судебное заседание лица, совершившего притеснение и (или) насилие либо склонного к их совершению, без уважительных причин не препятствует рассмотрению дела. Если явка данного лица признана судом обязательной, судом может быть вынесено определение о применении привода.
После ознакомления с материалами дела судья выносит решение о продлении срока действия охранного ордера или об отказе в удовлетворении ходатайства о продлении срока действия охранного ордера.
В решении о продлении срока действия охранного ордера указывается следующее:
сведения о времени и месте принятия решения о продлении срока действия охранного ордера, название суда, принявшего решение, фамилия, имя и отчество судьи, сторон, других лиц, участвующих в деле;
фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, род занятий и место жительства жертвы притеснения и насилия, лица, совершившего притеснение и (или) насилие либо склонного к их совершению;
обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о продлении срока действия охранного ордера;
перечень ограничений, предусмотренных статьей 26 настоящего Закона, примененных к лицу, совершившему притеснение и (или) насилие либо склонному к их совершению.
Решение суда о продлении срока действия охранного ордера вступает в силу с момента оглашения и немедленно исполняется органами внутренних дел.
Судья разъясняет лицу, совершившему притеснение и (или) насилие либо склонному к их совершению, порядок и срок обжалования решения, а также требования охранного ордера и последствия их невыполнения.
Копия решения немедленно вручается должностному лицу органа внутренних дел, ответственному за осуществление индивидуальной профилактики притеснения и насилия, жертве притеснения и насилия, а также лицу, совершившему притеснение и (или) насилие либо склонному к их совершению.
Если они не явились на судебное заседание, копия решения направляется сторонам по почте в течение суток.
Решение суда о продлении срока действия охранного ордера или об отказе в удовлетворении ходатайства о продлении срока действия охранного ордера может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение 72 часов жертвой притеснения и насилия, лицом, совершившим притеснение и (или) насилие либо склонным к их совершению, а также их адвокатом, законным представителем, если они участвовали в деле.
Обжалование решения о продлении срока действия охранного ордера не приостанавливает его исполнение.
Контроль за выполнением требований охранного ордера осуществляется органом внутренних дел.
Статья 24. Охранный ордер в отношении жертв притеснения
и насилия, не достигших восемнадцатилетнего возраста,
или лиц, признанных судом недееспособными
От имени жертв притеснения и насилия, не достигших восемнадцатилетнего возраста, а также лиц, признанных судом недееспособными, с заявлением о выдаче и продлении охранного ордера могут обратиться их законный представитель либо орган опеки и попечительства.
Жертвы притеснения и насилия, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, вправе лично обратиться с заявлением о получении охранного ордера.
Заявление о выдаче и продлении срока действия охранного ордера жертвы притеснения и насилия, не достигшей восемнадцатилетнего возраста, а также признанной судом недееспособной, рассматривается в присутствии ее законного представителя или представителя органа опеки и попечительства.
Охранный ордер в отношении жертв притеснения и насилия, не достигших восемнадцатилетнего возраста, или лиц, признанных судом недееспособными, выдается их законному представителю либо органу опеки и попечительства.
Информация о выдаче и продлении охранного ордера в течение 24 часов направляется органу опеки и попечительства, органу самоуправления граждан.
Статья 25. Содержание охранного ордера
В охранном ордере указываются:
дата и место его оформления;
обстоятельства, послужившие основанием для его оформления;
фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, профессия и место жительства жертвы притеснения и насилия и лица, притесняющего или совершившего насилие;
перечень ограничений, предусмотренных статьей 26 настоящего Закона.
Охранный ордер содержит сведения о праве жертвы притеснения и насилия на обращение в суд об административной ответственности лица, совершившего притеснение и насилие, за неисполнение требований охранного ордера.
Статья 26. Ограничения, предусмотренные охранным ордером
В охранном ордере могут быть предусмотрены следующие ограничения:
запрет совершать притеснение и насилие;
запрет на контакт с жертвами притеснения и насилия лица, притесняющего и совершившего насилие (допускается опосредованный контакт между жертвой притеснения и насилия и лицом, притесняющим и совершившим насилие, на рабочих местах и в образовательных учреждениях);
запрет на нахождение наедине в одном помещении жертвы притеснения и насилия и лица, притесняющего и совершившего насилие, в случае притеснения и совершения насилия;
возложение на лицо, притесняющее и совершившее насилие, обязанности возмещения расходов на лечение, консультации, размещение жертвы притеснения и насилия в специальный центр по оказанию помощи жертвам притеснения и насилия, причиненного материального ущерба, а также компенсации морального вреда;
ограничение лица, притесняющего и совершившего насилие, в праве на хранение и ношение или запрет на хранение и ношение оружия (за исключением служебного оружия) в период действия охранного ордера или в период, определенный указанным ордером, а также запрет на право получения разрешения на приобретение оружия.
При решении вопроса о продлении срока действия охранного ордера суд вправе применить, помимо ограничений, предусмотренных частью первой настоящей статьи, следующие ограничения:
запрет на посещение определенных мест лицу, притесняющему и совершившему насилие;
возложение на лицо, притесняющее и совершившее насилие, одного или нескольких таких обязательств, как амбулаторное или стационарное лечение наркологического заболевания;
временное ограничение лица, притесняющего и совершившего насилие, в праве на использование жилой площади или ее части, где проживает жертва, на приближение к месту работы жертвы или другим местам ее расположения.
В случае продления срока действия охранного ордера, помимо требований, указанных в частях первой и второй настоящей статьи, в него обязательно включается условие о прохождении лицом, совершившим притеснение и насилие, коррекционной программы по изменению насильственного поведения.
Если в ходе рассмотрения вопроса о выдаче и продлении срока действия охранного ордера выявляются признаки преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Республики Узбекистан, одновременно с рассмотрением вопроса о выдаче охранного ордера материалы дела направляются соответствующему правоохранительному органу для решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности.
Статья 27. Специальные центры по оказанию помощи
жертвам притеснения и насилия
Уполномоченные органы и организации, осуществляющие защиту от притеснения и насилия, могут создавать специальные центры по оказанию жертвам притеснения и насилия экономической, правовой, социальной, психологической, медицинской и иной помощи (далее - специальные центры).
Статья 28. Размещение жертв притеснения и насилия
в специальные центры
При наличии факта насилия по требованию жертвы притеснения и насилия или ее законного представителя о предоставлении убежища соответствующие уполномоченные органы и организации обеспечивают размещение жертв притеснения и насилия в специальные центры. Несовершеннолетние дети жертвы притеснения и насилия могут быть размещены в специальных центрах вместе с ней.
Размещение жертвы притеснения и насилия в специальный центр производится по ее желанию на срок до тридцати дней. В случае необходимости этот срок продлевается в порядке, установленном уставом специального центра. По истечении срока размещения в специальном центре при наличии угрозы жертве притеснения и насилия администрация специального центра обязана сообщить об этом правоохранительным органам.
В случае размещения жертвы притеснения и насилия в специальный центр за ней сохраняется рабочее место.
Время пребывания жертвы притеснения и насилия в специальном центре не является основанием для отчисления из образовательного учреждения в связи с пропуском занятий.
Расходы, связанные с оказанием помощи жертвам притеснения и насилия, а также несовершеннолетним детям, размещенным вместе с ними в специальных центрах, могут быть взысканы с лица, признанного виновным в совершении притеснения и насилия.
Статья 29. Мероприятия, направленные на коррекцию
поведения лица, совершившего насилие
С целью предупреждения повторного совершения насилия и обеспечения безопасности жертвы насилия осуществляются меры, направленные на оказание лицу психологической и социальной помощи в изменении его поведения, склонного к насилию.
Лицо, совершившее насилие или склонное к его совершению, проходит коррекционную программу по изменению насильственного поведения.
Порядок прохождения коррекционной программы по изменению насильственного поведения лица, совершившего насилие или склонного к его совершению, определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Статья 30. Конфиденциальность сведений
Все персональные данные, ставшие известными лицам, оказавшим помощь жертве притеснения и насилия, охраняются законодательством о персональных данных.
Лица, допустившие разглашение персональных данных жертвы притеснения и насилия, которые им были доверены или стали известны в связи с выполнением профессиональных, служебных или трудовых обязанностей, привлекаются к ответственности, предусмотренной законом.
Статья 31. Финансирование мер защиты женщин
от притеснения и насилия
Финансирование мер защиты женщин от притеснения и насилия может осуществляться за счет средств соответствующих уполномоченных органов и организаций, отчислений юридических и физических лиц и иных источников, не запрещенных законодательством.
Статья 32. Ответственность за нарушение законодательства
о защите женщин от притеснения и насилия
Лица, виновные в нарушении законодательства о защите женщин от притеснения и насилия, несут ответственность в установленном порядке.
Статья 33. Обеспечение исполнения, доведения, разъяснения
сути и значения настоящего Закона
Министерству юстиции Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.
Статья 34. Приведение законодательства в соответствие
с настоящим Законом
Кабинету Министров Республики Узбекистан:
привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.
Статья 35. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 3 сентября 2019 г.
"Народное слово", 3 сентября 2019 г.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
9 сентября 2019 г., N 36, ст. 653