Умная подшивка
Умная подшивка / Налогообложение / Разъяснительные, методические материалы / 2014-2019 /Правила расчета налога на прибыль юридических лиц (XI часть) (НТВ N 44 от 29 октября 2019 г.)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
Материал действителен на дату публикации*
ПРАВИЛА РАСЧЕТА НАЛОГА
НА ПРИБЫЛЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
(XI часть)
См. I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX и X части.
Обеспечивая собственное функционирование, компания несет разные виды затрат. Не все они имеют прямую связь с основным видом деятельности. Однако они также нуждаются в учете и признании.
Эксперты ООО "Norma" разъясняют, какие издержки можно отнести к статье операционных расходов а также как правильно их рассчитать и учесть.
КАК СФОРМИРОВАТЬ ПРОЧИЕ ОПЕРАЦИОННЫЕ РАСХОДЫ
К прочим операционным относите расходы, не связанные с производством, реализацией и администрированием хозяйственной деятельности предприятия.
Отразите их в строке 070 "Прочие операционные расходы" и включите в строку 040 "Расходы периода" Отчета о финансовых результатах (форма N 2, рег. МЮ N 1209 от 24.01.2003 г.). Учитывайте по дебету счета 9430 "Прочие операционные расходы".
Все расходы подтверждайте первичными документами (ч. 2 ст. 141 НК).
Состав расходов
В состав прочих операционных расходов (разд. 2.3 Положения, утв. ПКМ N 54 от 5.02.1999 г.) включите:
затраты на подготовку и переподготовку кадров |
расходы на устранение недоделок и всякого рода повреждений |
затраты на консультационные, информационные, аудиторские услуги |
расходы на содержание обслуживающих хозяйств |
затраты на охрану здоровья и организацию отдыха работников |
затраты на работы, не связанные с производством продукции, работ, услуг |
выплаты компенсирующего и стимулирующего характера |
выплаты, не учитываемые при начислении зарплаты |
затраты на содержание объектов социального назначения |
расходы на содержание законсервированных объектов |
затраты на услуги банка, депозитария |
благотворительные взносы |
налоги, сборы и отчисления в соответствии с законодательством |
убытки, штрафы, пени |
ценовые разницы по продукции, работам и услугам, предоставляемым работникам |
списание гудвилла в части, не связанной с производством |
затраты по обновлению и улучшению производства |
расходы на содержание основных средств, переданных в аренду |
выплаты по больничным листам непроизводственному персоналу |
затраты на проверку качества монтажа эксплуатируемого оборудования |
расходы, связанные с набором рабочей силы для новых предприятий |
затраты на содержание и обслуживание объектов в период приостановки производства |
прочие расходы |
Рассмотрим некоторые из них.
Подготовка и переподготовка кадров
Эти расходы должны быть обоснованы и документально подтверждены. Поэтому, направляя работника на обучение, заключите с учебным учреждением договор, в котором одной из сторон будет ваше предприятие. Факт оказания услуг по обучению должен быть подтвержден актом, счетом-фактурой и документом об образовании (сертификатом, дипломом, аттестатом и т. п.).
Отнесите расходы на подготовку и переподготовку кадров к вычитаемым расходам (п. 20 ст. 145 НК). При этом обратите внимание, что к ним не относятся:
q оплата обучения в интересах физлица. Это доход в виде матвыгоды для физлица и невычитаемый расход для предприятия (п. 3 ст. 147, п. 1 ст. 177 НК);
q подготовка кадров для работы на вновь вводимом в действие предприятии. Это расходы, вычитаемые из налогооблагаемой прибыли в будущем (п. 3 ст. 146 НК).
Устранение недоделок и повреждений
Такие расходы могут появиться по причине:
q недоделок в проектах и строительно-монтажных работах;
q повреждения и деформации продукции и товаров при транспортировке;
q выявления деформаций в результате коррозии.
Обычно это недоделки поставщиков и других лиц, которым вы можете выставить претензию. Невозмещенную часть затрат отнесите к прочим операционным расходам.
Это невычитаемые расходы (п. 10 ст. 147 НК).
ВАЖНО! Не путайте расходы на устранение недоделок и повреждений с браком в производстве, расходы по исправлению которого относятся на производственную себестоимость. |
ПРИМЕР. Учет расходов на устранение недоделок
Предприятие "А" заказало ремонт помещений предприятию "В". Принимая работу, предприятие "А" выявило недоделки, затраты на их устранение составили:
q материалы - 1 500 тыс. сум.;
q оплата труда по исправлению недоделок - 700 тыс. сум.;
q ЕСП - 84 тыс. сум.
Предприятие "В" на основании претензии возместило только 1 000 тыс. сум. Остальная сумма списана на прочие операционные расходы.
Бухгалтерский учет: