ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Отдельные отрасли экономики / Сельское и водное хозяйство / Реформирование сельского хозяйства /Стратегия развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 годы (Приложение N 1 к Указу Президента РУз от 23.10.2019 г. N УП-5853)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
Указу Президента РУз
от 23.10.2019 г. N УП-5853
СТРАТЕГИЯ
развития сельского хозяйства Республики Узбекистан
на 2020-2030 годы
Устойчивое развитие в будущем агропродовольственного сектора Республики Узбекистан требует осуществления государственной политики в сфере на основе новых подходов. Стратегия развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 годы (далее - Стратегия) служит основой для реализации данных задач.
Основной целью данной Стратегии является коренное совершенствование государственной политики, направленной на углубление осуществляемых реформ, нацеленных на повышение конкурентоспособности агропродовольственного сектора, и охватывает следующие стратегические приоритеты:
обеспечение продовольственной безопасности населения;
создание благоприятного агробизнес-климата и цепочек добавленной стоимости;
снижение роли государства в управлении сферой и повышение инвестиционной привлекательности;
обеспечение рационального использования природных ресурсов и охрана окружающей среды;
развитие современных систем государственного управления;
поэтапная диверсификация государственных расходов в поддержку сектора;
развитие науки, образования, систем информационных и консультационных услуг в сельском хозяйстве;
развитие сельской местности;
разработка прозрачной системы отраслевой статистики.
Развитие сельского хозяйства основано на достижении основных показателей и индикаторов, обозначенных в приложениях NN 1 и 2 к данной Стратегии.
Ежегодно в срок до 1 декабря разрабатывается и утверждается программа по направлениям реализации Стратегии на предстоящий год.
ГЛАВА 2. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИИ
I. Обеспечение продовольственной безопасности населения
Продовольственная безопасность является одним из основных структурных элементов развития страны, поскольку затрагивает широкий круг социально-экономических, демографических и экологических факторов.
Государственная политика по обеспечению продовольственной безопасности будет разработана и реализована на основе четырех составных компонентов (наличие, доступ, использование и стабильность).
Основными факторами, влияющими на обеспечение продовольственной безопасности, являются рост численности населения, увеличение потребностей в земельных, водных и энергетических ресурсах, а также резкое изменение климата.
За последние годы в результате реализации в стране ряда мер по укреплению продовольственной безопасности Узбекистан постепенно укрепил свои позиции в мире и поэтапно улучшил свой статус в глобальных рейтингах. В Глобальном индексе голода на 2018 год Республика Узбекистан заняла 52-е место из 119 стран и с показателем 12,1 достигла статуса "умеренный".
Однако основными вызовами, требующими решения, являются проблемы достижения стабильного обеспечения продовольствием уязвимых слоев населения, повышения покупательской способности домохозяйств с низким уровнем дохода, предотвращения резких колебаний цен и объема продукции.
Основная цель стратегического приоритета - разработка и эффективная реализация государственной политики, направленной на обеспечение продовольственной безопасности для всего населения.
Приоритет направлен на обеспечение населения безопасным и качественным продовольствием по стабильным ценам. Это в свою очередь будет способствовать достижению целей устойчивого развития Республики Узбекистан (ЦУР), в том числе ЦУР-2 ООН - "Ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности, улучшение питания и продвижение устойчивого сельского хозяйства".
Для достижения данных целей определены следующие задачи:
совершенствование механизмов обеспечения продовольствием социально уязвимых слоев населения, а также интеграция производителей сельскохозяйственной продукции с объектами социального значения;
внедрение системы государственных интервенционных закупок в производстве зерновых колосовых, поэтапная отмена государственного регулирования цен на агропродовольственную продукцию, а также внедрение механизма закупки зерновых колосовых на основе квоты по рыночным ценам;
разработка долгосрочных программ по продвижению культуры здорового питания;
внедрение системы оценки продовольственной безопасности и осуществление постоянного мониторинга на основе международно признанных методологий и передового опыта;
разработка отраслевых программ по интенсификации производства социально значимых видов продукции;
проведение исследовательских работ, направленных на повышение продуктивности животноводства, устойчивую интенсификацию производства мяса рыбы и птицы, а также молока.
II. Создание благоприятного агробизнес-климата
и цепочек добавленной стоимости
Важным фактором обеспечения конкурентоспособности сельского хозяйства является развитие цепочек добавленной стоимости. Высокие затраты на сбор, транспортировку, хранение, переработку, упаковку и сертификацию при доставке продукции от поля до конечных потребителей снижают прибыль, получаемую производителями сельскохозяйственной продукции.
Низкий уровень развития пищевой промышленности ограничивает возможности для увеличения объемов производства продукции с высокой добавленной стоимостью.
В целях привлечения инвестиций в развитие инфраструктуры требуются развитые финансовые рынки, благоприятный деловой климат, а также принятие мер, направленных на поддержку производителей и способствующих развитию производственно-сбытовых цепочек.
Ограниченность возможностей в переработке и упаковке продукции в дехканских хозяйствах, производящих основную часть экспортируемой плодоовощной продукции, приводит к значительным потерям. Вместе с этим сезонные колебания цен и неустойчивость условий рынка также негативно влияют на их деятельность.
За последние годы со стороны мелких производителей активно направляются инвестиции в современные хранилища и перерабатывающее оборудование за счет различных источников финансирования, в том числе кредитных линий международных финансовых институтов. Несмотря на это, они остаются в значительной степени изолированными от предприятий перерабатывающей промышленности и организаций-экспортеров.
По причине недостаточной развитости эффективных механизмов объединения мелких сельскохозяйственных производителей их деятельность остается неорганизованной. Это препятствует достижению высоких экономических показателей, а также ограничивает возможности объединения в цепочки добавленной стоимости.
Следует отметить, что доля кооперативов на рынках развитых стран (Европейский союз, США, Канада) превышает 40 процентов, а в Узбекистане это направление только развивается.
Наблюдается нехватка лабораторий, оптовых рынков и логистических центров, отвечающих требованиям международных стандартов и требований качества, а также оборудования на таможенных и пограничных пунктах для фитосанитарного контроля продукции плодоовощеводства.
Это в свою очередь препятствует увеличению объемов производимой и реализуемой продукции, росту добавленной стоимости и диверсификации видов продукции и географии экспорта.
Необходимо обеспечение безопасности и качества сельскохозяйственной и пищевой продукции путем приведения национальной правовой базы санитарного и фитосанитарного контроля в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации и стандартами целевых международных рынков.
Кроме того, недостаточно развиты партнерские отношения между заготовительными, перерабатывающими предприятиями и экспортерами с дехканскими хозяйствами и владельцами приусадебных участков, на долю которых приходится более 70 процентов валовой продукции сельского хозяйства.
Основной целью данного стратегического приоритета является повышение экспортного потенциала аграрного сектора, увеличение объема продукции с добавленной стоимостью, широкое внедрение системы сертификации на основе международных стандартов и развитие механизмов кооперации.
Для достижения данных целей определены следующие задачи:
организация краткосрочных, в том числе дистанционных тренингов для специалистов садоводческих и тепличных хозяйств, разработка и распространение учебных пособий;
гармонизация национальной системы карантина и защиты растений с требованиями Соглашения Всемирной торговой организации по применению санитарных и фитосанитарных мер;
приведение национальной системы защиты здоровья животных и контроля производства продукции животноводства в соответствие со стандартами Всемирной организации по охране здоровья животных (МЭБ);
создание Инновационного образовательного центра для поддержки развития цепочек добавленной стоимости в сельском хозяйстве на основе передового международного опыта;
разработка механизмов, содействующих внедрению признанных на международных рынках стандартов качества (Global G.A.P, Organic, HACCP и др.);
разработка и внедрение механизмов обратной связи с ведущими агропредприятиями;
определение приоритетов проведения переговоров и реализации торговых соглашений на новых целевых экспортных рынках;
сокращение затрат на транспортировку и маркетинг агропродовольственных товаров на местных и целевых международных рынках;
оценка возможностей для расширения использования бренда "Made in Uzbekistan" для продвижения отечественных продовольственных товаров на целевых экспортных рынках;
разработка плана по совершенствованию национальной системы качества;
развитие консультационных услуг, направленных на предоставление информации об экспортных рынках, экспортной готовности, торгового режима и финансирования торговли;
повышение роли дипломатических представительств Республики Узбекистан в процессе сбора информации о целевых рынках и в продвижении торговли агропродовольственной продукцией;
совершенствование системы защиты прав авторов сортов растений (в том числе патентных испытаний);
внедрение единой системы торговли на базе агрологистических центров (на основе аукционных и биржевых торгов);
совершенствование услуг, предоставляемых Центром по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, создание Национального генного банка для хранения новых видов растений;
совершенствование видов услуг, предоставляемых центром по стандартизации сельского хозяйства;
широкое внедрение рыночных механизмов в производстве хлопка-сырца и хлопково-текстильном секторе;
присоединение к Международной конвенции по карантину и защите растений (IPPC);
разработка механизма выделения земельных участков на льготных условиях дехканским хозяйствам в целях стимулирования расширения деятельности;
создание специальной лаборатории для тестирования генетически модифицированных сортов растений с привлечением средств международных финансовых институтов;
дальнейшее стимулирование привлечения инвестиций в торговую инфраструктуру и агрологистические центры, лаборатории пищевой безопасности и санитарной и фитосанитарной системы, необходимое оборудование и инвентарь;
совершенствование системы регистрации пестицидов и максимально допустимых уровней содержания пестицидов (MRL) в соответствии с Международной конвенцией по защите растений и другими соответствующими международными стандартами, обеспечения информацией экспортеров и производителей;
привлечение грантов и средств технического содействия международных финансовых институтов для модернизации материально-технической базы научно-исследовательских институтов в сфере семеноводства и плодоовощеводства;
стимулирование кооперации между производителями сельскохозяйственной продукции и разработка мер по их интеграции в современные производственно-сбытовые цепочки на внутреннем и международных рынках;
формирование объединений (кооперативов и других), координирующих производство сельскохозяйственной продукции и услуг, предоставляемых в этой сфере, принятие оперативных решений и участие в диалоге по формированию отраслевой политики;
обеспечение сотрудничества между сельскохозяйственными объединениями, фермерскими и дехканскими хозяйствами с промышленными перерабатывающими предприятиями (в том числе кластеры);
реализация пилотных инвестиционных программ по поддержке развития и диверсификации малого предпринимательства в аграрной сфере;
разработка стратегии увеличения экспорта на основе результатов оценок отраслей плодоовощеводства и животноводства (первоначально по основным 10-15 видам экспортируемой продукции на основе анализа многолетних данных и тенденций рынков);
модернизация системы контроля качества и пищевой безопасности.
III. Снижение роли государства в управлении сферой
и повышение инвестиционной привлекательности
Непосредственное участие государства в поставке ресурсов для фермеров, а также производстве и сбыте продукции ограничивает привлечение частных инвестиций в сектор.
Эффективное освоение средств кредитных линий международных финансовых институтов ограничено неразвитостью систем консультационных услуг для субъектов агробизнеса, нехваткой навыков управления бизнесом, кадровым потенциалом в агропромышленном комплексе и банковском секторе.
Также отсутствуют структуры, системы и механизмы независимого мониторинга и оценки эффективности управления инвестициями.
Необходимо создать условия для содействия соблюдению производителями сельскохозяйственной продукции надлежащей сельскохозяйственной и экологической практики (GAEP), надлежащей производственной практики (GMP) и других стандартов.
Основной целью данного стратегического приоритета является создание эффективной системы содействия привлечению частных инвестиций для модернизации, диверсификации и устойчивого развития агропродовольственного сектора.
Для достижения данных целей определены следующие задачи:
полный отказ от государственных закупок, кроме объемов, необходимых для осуществления интервенций зерновых колосовых, направленных на обеспечение стабильности цен на внутреннем рынке;
совершенствование механизмов финансовой поддержки производителей сельскохозяйственной продукции со стороны государства, включая субсидирование процентной ставки коммерческих кредитов, выделяемых для производства отдельных стратегически значимых продуктов сельского хозяйства;
совершенствование механизмов кредитования и страхования в соответствии со стратегическими приоритетами и потребностями агропродовольственного сектора;
совершенствование деятельности Государственного фонда поддержки предпринимательства при Министерстве экономического развития и сокращения бедности;
внедрение механизма "складских свидетельств" при кредитовании производителей сельскохозяйственной продукции;
расширение деятельности Узбекской республиканской товарно-сырьевой биржи в части торговли сельскохозяйственной продукцией;
разработка прозрачных механизмов партнерства путем внедрения дополнительных механизмов и финансовых инструментов, а также обеспечения равного доступа для участников рынка;
повышение конкуренции на рынке ресурсов и услуг путем приватизации нестратегических государственных предприятий в сфере поставок ресурсов и услуг;
отмена практики предоставления ресурсов и оказание услуг за счет средств льготных кредитов;
содействие и поощрение работы на основе фьючерсных контрактов между субъектами агропромышленного комплекса;
совершенствование механизма использования права землепользования в качестве залогового обеспечения путем пересмотра порядка рыночного определения стоимости права аренды земельных участков;
разработка инвестиционной программы с целью обеспечения целевого привлечения кредитных линий международных финансовых институтов;
совершенствование механизмов содействия коммерческими банками в предоставлении кредитных ресурсов для дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель;
пересмотр порядка размещения сельскохозяйственных культур;
совершенствование системы стимулирования внедрения интенсивных инновационных технологий в сельском хозяйстве.
IV. Обеспечение рационального использования
природных ресурсов и охрана окружающей среды
Из 20,2 млн гектаров земель сельскохозяйственного назначения только 20,7 процента - орошаемые. За последние 15 лет наличие орошаемых земель на душу населения снизилось на 24 процента (с 0,23 га до 0,16 га).
Это является результатом роста населения, сокращения объемов водоснабжения и перевода земель сельскохозяйственного назначения в другие категории земельного фонда.
Согласно прогнозам, в течение следующих 30 лет площади орошаемых земель могут сократиться еще на 20-25 процентов.
Недостаточный уровень гарантированности права на землепользование сдерживают рост эффективности управления хозяйством и ограничивают привлечение инвестиций.
В настоящее время полноценно не разработаны четкие и прозрачные механизмы распределения земельных участков, а также защиты прав землепользователей.
Также не предусмотрена возможность субаренды земельных участков, что препятствует переходу земель сельскохозяйственного назначения к пользователям с большим потенциалом.
Около 80 процентов водных ресурсов страны формируется за счет трансграничных водотоков. Это подчеркивает важность межрегионального сотрудничества для устойчивого управления водными ресурсами в Центральной Азии и в Республике Узбекистан в частности. В стране 70 процентов ирригационных сетей не имеют антифильтрационного покрытия, вследствие чего часть воды теряется при транспортировке до полей.
Существующая ирригационная инфраструктура, большая часть насосных станций эксплуатируется более 30-40 лет и нуждается в реконструкции или капитальном ремонте.
В настоящее время только на 1,7 процента орошаемых земель внедрено капельное орошение.
Учитывая высокую степень зависимости земледелия от ирригации, ситуация может ухудшиться с увеличением засушливости в результате изменения климата и продолжающегося применения традиционных методов полива.
Согласно прогнозу Института мировых ресурсов, к 2040 году Узбекистан станет одной из 33 стран с наибольшим дефицитом воды. Снижение урожайности приведет к серьезным негативным последствиям для продовольственной безопасности и платежного баланса, что подчеркивает необходимость перехода к практике устойчивого управления водными ресурсами и ресурсосберегающих технологий при возделывании сельскохозяйственных культур.
Отсутствие механизма восполнения расходов за обеспечение водой для нужд сельского хозяйства сдерживает широкое внедрение водосберегающих технологий.
Внедрение нового современного водного законодательства, соответствующего директиве по водным ресурсам Парламента Европейского союза (2000/60/EC) обеспечит разработку необходимой нормативно-правовой базы для упорядочения будущей водной политики и внедрения интегрированных методов управления водными ресурсами.
Одним из основных природных ресурсов страны является лесной фонд, занимающий 11,1 млн га или 25 процентов от общей территории. В то время как покрытая лесом площадь составляет 3,2 млн га (29 процентов).
За последние годы Правительством уделялось отдельное внимание управлению лесными ресурсами. В 2017 году был создан Государственный комитет лесного хозяйства, площадь лесов увеличена на 2,3 млн га, создано 12 новых лесохозяйственных предприятий и реализован ряд мер по укреплению материально-технической базы.
В том числе были проведены работы по созданию лесов на высохшем дне Аральского моря, расширению площадей защитных лесонасаждений, увеличению ветрозащитных зеленых полос на сельскохозяйственных землях, созданию улучшенных систем мониторинга и совершенствованию программ экологического образования.
Наряду с этим эффективное управление природными ресурсами является основным приоритетом для устойчивого развития сельского хозяйства и сельской местности, направленного на минимизацию негативных последствий для окружающей среды и климата, вызванных нерациональным использованием природных ресурсов.
При наличии в стране минимальных агроэкологических стандартов основная часть основана на устаревших технологиях. При разработке сельскохозяйственных практик не учитываются экологические факторы.
При улучшении агроэкологических практик и разработке стандартов и механизмов охраны природных ресурсов необходима интеграция экологических факторов.
Основной задачей данного приоритета является обеспечение рационального и эффективного использования природных ресурсов, а также охраны окружающей среды в устойчивом развитии сельского хозяйства.
Для достижения данных целей определены следующие задачи:
разработка и внедрение надлежащей сельскохозяйственной и экологической практики (GAEP);
разработка инструкции по соблюдению принципов надлежащей сельскохозяйственной и экологической практики (GAEP), ориентированных на производителей сельскохозяйственной продукции;
принятие мер по оказанию содействия внедрения стандартов надлежащей сельскохозяйственной и экологической практики (GAEP) сельхозпроизводителям, а также надлежащей производственной практики (GMP) аграрному предпринимательству и других стандартов качества;
пропаганда практики, безопасной для экологии и климата в сельском хозяйстве;
внесение изменений в Земельный кодекс Республики Узбекистан, предусматривающих совершенствование механизмов защиты прав землепользования и внедрение порядка предоставления дехканским хозяйствам земельных участков для временного пользования с сохранением права пожизненного наследуемого владения земельным участком, а также внесение поправок и дополнений, предусматривающих предоставление землепользователям прилежащих земельных участков права преимущественного отказа на получение права аренды земельного участка при прекращении права землепользования в установленном порядке;
уменьшение использования воды на гектар орошаемой площади на 20 процентов до 2030 года;
совершенствование механизмов государственной поддержки местных производителей и покупателей водосберегающих технологий;
совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров в сфере управления лесными ресурсами;
принятие национального плана действий по предотвращению последствий изменения климата;
сохранение и повышение плодородия почвы с внедрением практики эффективного использования удобрений в зависимости от почвенно-климатических условий путем закупки мобильных лабораторий почвенного анализа;
совершенствование кадастровой системы учета земель сельскохозяйственного назначения и объединение с системой учета прав собственности на недвижимое имущество в единую информационную систему для учета прав землепользования и прав собственности;
пересмотр системы определения кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения;
совершенствование системы управления водными ресурсами;
разработка порядка покрытия расходов обеспечения водой в сельском хозяйстве с использованием смарт-технологий (мини-измерительных станций и "умных палочек");
совершенствование системы управления лесными ресурсами;
внедрение современных методов оценки и проведение мониторинга лесных ресурсов;
разработка системы критериев и показателей, обеспечивающих учет лесных ресурсов по рыночной стоимости;
укрепление институционального потенциала по обеспечению биологической безопасности, контролю использования природных ресурсов, пестицидов и химических средств в сельском хозяйстве;
разработка минимальных экологических стандартов и требований на основе надлежащей сельскохозяйственной и экологической практики (GAEP) для мониторинга воздействия сельскохозяйственного производства на состояние экосистем и биотопов;
развитие системы кадастра земель сельскохозяйственного назначения, модернизация возможностей и инфраструктуры учреждений в области управления земельными ресурсами;
разработка и внедрение в качестве эксперимента проектов государственно-частного партнерства в сфере орошения для повышения эффективности использования земельных и водных ресурсов, а также привлечения частных инвестиций в сельское хозяйство.
V. Развитие современных систем
государственного управления
Основная часть функций государственных органов в агропромышленном комплексе направлена на производственные процессы, и некоторые из них могут быть переданы частному сектору.
Несмотря на значительный рост в секторах плодоовощеводства и животноводства, большая часть инфраструктуры обслуживания, структур снабжения материальных ресурсов, а также исследовательских и образовательных учреждений предназначена для производства хлопка-сырца и зерновых колосовых.
Проблемы в секторе также усугубляются нехваткой современной и качественной инфраструктуры по предоставлению услуг, отвечающей международным стандартам и требованиям. Это в первую очередь относится к государственным услугам, связанным с предоставлением ветеринарных и фитосанитарных услуг и безопасностью пищевых продуктов.
Также требуется развитие частного сектора, оказывающего сертификационные и консультативные услуги производителям и переработчикам для выхода на новые рынки.
В настоящее время ряд услуг предоставляется государственными предприятиями и представляет из себя монополии, что приводит к негативным последствиям в привлечении в сферу частных инвестиций и формировании конкуренции в снабжении ресурсами и оказании маркетинговых услуг.
Основной целью данного приоритетного направления является пересмотр существующей институциональной структуры за счет создания систем, услуг и механизмов координации, удовлетворяющих потребностям аграрного рынка.
Для достижения данных целей определены следующие задачи:
проведение функциональной оценки (Management Functional Assessment Model - MFAM) Министерства сельского хозяйства и по итогам - пересмотр организационной структуры и деятельности подразделений в целях определения новых полномочий и направлений деятельности министерства;
реформирование системы государственного управления в агропродовольственном секторе в целях координации деятельности организаций, ответственных за реализацию Стратегии;
разработка механизмов поощрения на основе проведения оценки эффективности деятельности отраслевых министерств и ведомств, а также повышение потенциала управленческого персонала в стратегическом и проектном управлении;
развитие модели государственно-частного партнерства для предоставления дополнительных услуг в секторе;
организация форума заинтересованных сторон сектора (состоящего из государственных, частных и общественных организаций);
организация форума правительства и партнеров по развитию агропродовольственного сектора (состоящего из всех доноров и международных финансовых институтов, задействованных в поддержке сектора).
VI. Поэтапная диверсификация государственных
расходов в поддержку сектора
В настоящее время доля государственных расходов на поддержку сельского хозяйства страны от внутреннего валового продукта (1,68%) в три раза больше по сравнению со странами, не входящими в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (0,62%) со средним уровнем дохода и в десять раз больше, чем у стран членов ОЭСР (0,17%).
Несмотря на это, эффективность и конкурентоспособность сельского хозяйства, а также доходы производителей остаются низкими.
Основная часть государственного финансирования сектора расходуется на системы ирригации (63%) и зачастую направлена на поддержку производства хлопчатника и зерновых колосовых. Большая часть бюджетных средств расходуется на оплату электроэнергии для насосных станций, как следствие, полноценно не покрываются расходы на эксплуатацию, содержание, развитие, а также модернизацию ирригационных и дренажных систем.
В настоящее время большая часть поддержки общих услуг отражается в структуре Государственного бюджета как "прочее", что указывает на отсутствие стратегического планирования государственных расходов в секторе. В бюджетной системе отсутствует связь между международными финансовыми и кредитными программами поддержки сектора (более 3,5 млрд долл. США) с крупными государственными инвестиционными программами или процессами стратегического планирования.
Для развития сельского хозяйства необходимо совершенствовать систему финансирования и пересмотреть объемы выделяемых бюджетных средств для государственных программ и услуг в следующих направлениях:
охрана окружающей среды, повышение плодородия почвы и внедрение водосберегающих технологий;
безопасность пищевых продуктов, борьба с болезнями животных, ветеринарные и фитосанитарные услуги;
поддержка различных форм объединений (кооперативы, кластеры, производственные объединения);
совершенствование систем мониторинга аграрных рынков и сбора статистических данных, развитие рыночной и транспортно-логистической инфраструктуры;
развитие системы распространения прикладных исследований и разработок, образования и науки в области сельского хозяйства.
Основной целью данного направления является повышение эффективности использования выделенных средств на сельское хозяйство путем постепенного перераспределения государственных финансовых ресурсов, направляемых на основные государственные услуги и реализацию программ структурных изменений в соответствии с новыми приоритетными направлениями аграрной политики.
Для достижения данных целей определены следующие задачи:
пересмотр распределения расходов на финансирование сельского хозяйства, предусмотрев увеличение выделяемых объемов средств на научно-исследовательскую и научно-конструкторскую деятельность, сеть распространения сельскохозяйственных знаний, а также информационные и консультационные услуги;
проведение детального аудита деятельности всех внебюджетных фондов, связанных с агропродовольственным сектором, и разработка рекомендаций по поэтапной передаче предоставляемых услуг частному сектору;
внедрение программы по расширению возможностей использования средств международного технического содействия в целях обеспечения эффективной реализации среднесрочной бюджетной программы;
глубокий анализ системы налогообложения в сельскохозяйственной сфере и разработка конкретных мер по снижению налоговой нагрузки на производителей сельскохозяйственной продукции.
VII. Развитие науки, образования, систем информационных
и консультационных услуг в сельском хозяйстве
Отсутствие эффективной системы по распространению сельскохозяйственных знаний и информации, связывающей исследования, образование и предоставление информационных и консультационных услуг, остается одним из наиболее серьезных препятствий для научно обоснованного развития сектора. В настоящее время уровень государственных инвестиций в сельскохозяйственные исследования составляет всего 0,2% от общего сельскохозяйственного бюджета.
Отсутствие эффективных механизмов взаимодействия науки и производства существенно ограничивает внедрение в практику результатов научных исследований, финансируемых государством.
Многие из местных сортов сельскохозяйственных растений имеют низкую урожайность и не отвечают требованиям внешних рынков. Все больше растет зависимость от дорогостоящих и неприспособленных к местным условиям импортных сортов сельскохозяйственных культур.
Курсы образования и профессиональной подготовки, система образования, форма и методы преподавания в образовательных учреждениях не соответствуют требованиям времени. Для определения потребностей рынка труда и внедрения новых специальностей необходимо создание системы отраслевой и межведомственной координации.
В настоящее время в стране не существуют современные частные структуры по распространению знаний и информации в сельском хозяйстве.
Основной задачей данного приоритета является создание современной, интегрированной и гибкой системы в сферах сельского хозяйства, продовольственного обеспечения, образования, повышения квалификации и информационно-консультативных услуг.
Для достижения данных целей определены следующие задачи:
коренное реформирование сферы науки и отраслевых научно-исследовательских учреждений;
реформирование системы сельскохозяйственного образования и профессиональной подготовки кадров с помощью технического содействия донорских организаций;
проведение аудита существующих административных систем для выявления сильных и слабых сторон государственных услуг и систем, предназначенных для субъектов агробизнеса, а также разработка планов реструктуризации и упрощения;
создание Координационного центра по информационным и консультационным услугам в области экологически безопасных методов и сельскохозяйственных практик и технологий, смягчения последствий и адаптации к изменению климата;
подготовка специального персонала информационно-консультационных центров по агротехнологиям;
создание информационно-консультационных центров на основе условий государственно-частного партнерства во всех регионах страны.
VIII. Развитие сельской местности
Приблизительно 16,4 миллиона человек (49,4% от общей численности населения) проживают в сельской местности страны (2018 г.). В стране также высокий уровень рождаемости (23,3 промилле) и, соответственно, в сельской местности имеется избыток рабочей силы. Население в возрасте до 25 лет составляет 45,5%, более 55% населения моложе 30 лет.
В сельской местности остаются неразвитыми государственные услуги, а также уровень транспортной и информационно-коммуникационной связанности. Требуется разработка комплексных стратегий и программ, основанных на детальной оценке региональных потребностей и конкурентных преимуществах.
Подавляющая часть мер государственной поддержки, реализуемых в аграрном секторе, направлена напрямую фермерам и другим сельскохозяйственным производителям.
Анализ данных по зарубежным странам показывает, что достижение успеха возможно при непосредственной увязке экономического развития сельской местности с развитием сельского хозяйства, а также наблюдается неэффективность реформ, основанных на предоставлении субсидий для решения местных важных социально-экономических проблем.
Существующие программы развития сельской местности, осуществляемые под координацией Министерства экономики и промышленности, как правило, направлены преимущественно на устранение региональных экономических диспропорций в пользу крупных городских центров, секторальная поддержка предоставляется только малой части сельского населения - фермерам и другим предпринимателям, задействованным в сельскохозяйственном производстве, однако сельская местность остается в стороне.
Основной задачей стратегического приоритета является обеспечение устойчивого развития сельской местности.
Для достижения данных целей определены следующие задачи:
реформирование системы государственного управления в сфере развития сельской местности;
проведение детальной оценки реальных потребностей для развития сельской местности;
совершенствование нормативно-правовой базы в целях оказания государственной поддержки, обеспечения защиты интересов, а также децентрализации принятия решений сельских общин;
разработка и реализация в качестве эксперимента прозрачных механизмов грантовой поддержки и привлечения инвестиций для создания и развития несельскохозяйственных предприятий, мобилизации возможностей местных сходов граждан и развития государственно-частного партнерства между местными гражданами, агробизнесом, институтами гражданского общества и государственными органами;
разработка национальной программы развития сельской местности.
IX. Создание прозрачной системы
отраслевой статистики
Системы сбора данных и информации в агропродовольственном секторе основаны на устаревших механизмах и практиках, разработанных в рамках централизованной плановой экономики.
Результаты оценки объема производства и производительности труда не соответствуют реальной ситуации на местах.
Отсутствие точных и достоверных данных ограничивает разработку новых нормативно-правовых документов, а также не позволяет осуществлять объективную оценку воздействия на сектор.
Нехватка достоверной маркетинговой информации существенно ограничивает возможности фермеров и других субъектов агробизнеса использовать существующие и переменчивые возможности рынков при разработке бизнес-планов или правильном планировании деятельности.
Привлечение инвестиций в систему сбора достоверной статистической информации, обработки и распространения данных, отражающей состояние агропродовольственного сектора, окажет положительное влияние на развитие государственного и частного секторов.
Основной задачей данного приоритетного направления является совершенствование системы сбора, сопоставления и распространения достоверной статистической информации.
Для достижения данных целей определены следующие задачи:
принятие детального плана развития агропродовольственной статистики;
осуществление сбора, сопоставления и публикации информации об экономических показателях (затраты, доходы, прибыль, рентабельность) производства основных видов сельскохозяйственной продукции;
разработка государственной программы по развитию "умного сельского хозяйства";
издание сборника сведений (справочника) по ведению фермерского хозяйства, включающего необходимые данные об эффективности производства продукции, государственной поддержке отраслей, трудовое законодательство, налогообложение, кредитование и другую необходимую информацию;
публикация каталога сведений и информации о крупных отечественных производителях и переработчиках;
публикация ежегодного отчета по сельскому хозяйству (Annual agriculture report), включающего информацию о принятых в сфере мерах, достигнутых результатах, а также планируемых мероприятиях государственной политики;
активное участие в международных форумах и платформах по обмену данными для развития отечественных систем и услуг в агропродовольственном секторе;
проведение сельскохозяйственной переписи (Agriculture census);
внедрение системы идентификации и мониторинга движения и отслеживания сельскохозяйственных животных.
ОТ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
Предусматривается достижение следующих показателей в развитии сельскохозяйственного сектора Республики Узбекистан до 2030 года путем реализации задач, обозначенных в Стратегии:
создание прозрачной системы выделения и изъятия земель, предупреждение коррупции и других форм субъективного отношения, создание системы, гарантирующей права землепользователей;
достижение резкого сокращения случаев незаконного выделения и нерационального использования земель;
освоение 1,1 млн га сельскохозяйственных земель, повышение эффективности использования 535,6 тысячи гектаров богарных, пастбищных и других земель;
полная инвентаризация земель сельскохозяйственного назначения;
формирование реальной рыночной стоимости прав на пользование земельными участками, это право может быть использовано в качестве залога, рост стоимости капитала, имеющегося среди предпринимателей и населения, создание возможности расширения базы для обложения земельным налогом;
увеличение общей площади земель, орошаемых с использованием водосберегающих технологий, в регионах республики и совершенствование механизмов содействия, способствующих внедрению этих систем;
осуществление расчетов между потребителями и поставщиками воды на основе объемов действительных затрат на доставку воды и рыночных механизмов;
специализация регионов, выращивание в одном месте одного вида продукции, внедрение агроинновационных идей, повышение урожайности и создание условий для улучшения качества продукции;
поэтапная отмена государственного участия в производство хлопка-сырца и зерновых колосовых;
налаживание системы заключения договоров между производителями и приемщиками хлопка-сырца и зерновых колосовых на основе объемов произведенной продукции;
свободное размещение производителями высокопродуктивных культур исходя из типа земель;
поддержка мелких сельхозпроизводителей и создание условий для рационального использования земли;
обеспечение производства, хранения, глубокой переработки и устойчивого роста экспорта качественных конкурентоспособных фруктов и овощей;
реализация эффективной интеграции науки, образования и производства;
обеспечение тесной взаимосвязи между высшим и средним образованием при подготовке кадров;
улучшение материально-технической базы научно-исследовательских учреждений, модернизация лабораторного оборудования, повышение квалификации кадров;
перевод сельскохозяйственных высших образовательных учреждений на самофинансирование;
создание возможности торговли на бирже зерновыми колосовыми без ограничений, государственные закупки будут сокращены;
внедрение интервенционных механизмов на рынке зерновых колосовых;
повышение урожайности и конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции;
внедрение стандартов надлежащей сельскохозяйственной и экологической практики (GAEP) у сельхозпроизводителей, а также надлежащей производственной практики (GMP) в аграрном предпринимательстве и других стандартов качества;
развитие предоставления рыночных услуг в сельском хозяйстве, основанных на прозрачности и конкуренции;
рост средней производительности труда в сельском хозяйстве в 1,7 раза;
создание дополнительных мощностей по переработке сельскохозяйственной продукции на 3,4 млн тонн;
увеличение показателя переработанной продукции до 30% (увеличение экспорта до 20 миллиардов долларов к 2030 году).
к Стратегии
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ
ПОКАЗАТЕЛИ И ИНДИКАТОРЫ,
достигаемые по результатам реализации
Стратегии развития сельского хозяйства
Республики Узбекистан
на 2020-2030 годы
N
|
Наименования показателей
|
Основа (2018 г.)
|
Цель на 2021 г.
|
Цель на 2025 г.
|
Цель на 2030 г.
|
1. |
Годовой прирост добавленной стоимости в сельском хозяйстве |
117,3 трлн сумов (14 млрд долл. США) |
3% |
5% |
5% |
2. |
Прирост числа рабочих мест в агропродовольственном секторе: |
||||
- сельское хозяйство |
3 671 300 |
2% |
1% |
1% |
|
- пищевая промышленность |
91 420 |
3% |
4% |
5% |
|
- текстильная промышленность |
140 200 |
3% |
4% |
3% |
|
3. |
Увеличение объема экспорта агропродовольственной продукции
|
2,3 млрд долл. США |
3,5 млрд долл. США |
10 млрд долл. США |
20 млрд долл. США |
4. |
Доля населения, испытывающего нехватку продовольствия |
6,3% |
5% |
3% |
0 |
5. |
Производительность труда в сельском хозяйстве (на одного работника в году, в долл. США) |
3 960 долл. США |
4 300 долл. США |
5 200 долл. США |
6 500 долл. США |
6. |
Сокращение выбросов парниковых газов сельскохозяйственного происхождения |
15,740 гигаграммов (2016 г.) |
10% |
30% |
50% |
к Стратегии
ОСНОВНЫЕ
ПОКАЗАТЕЛИ И ИНДИКАТОРЫ,
достигаемые по результатам реализации
Стратегии развития сельского хозяйства
Республики Узбекистан на 2020-2030 годы
в разрезе стратегических приоритетов
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 24 октября 2019 г.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
28 октября 2019 г., N 43, ст. 815