ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Денежная и бюджетная система. Внебюджетные фонды / Общие положения /

Концепция совместных действий Кабинета Министров и Центрального банка Республики Узбекистан по снижению инфляции и обеспечению стабильности цен (Приложение N 1 к Указу Президента РУз от 18.11.2019 г. N УП-5877)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Указу Президента РУз

от 18.11.2019 г. N УП-5877



КОНЦЕПЦИЯ

совместных действий Кабинета Министров

и Центрального банка Республики Узбекистан

по снижению инфляции и обеспечению

стабильности цен


Целью данной Концепции является обеспечение снижения уровня инфляции в экономике в условиях проведения глубоких структурных реформ.

Концепция определяет основные направления совершенствования денежно-кредитной политики, а также необходимые меры в области налогово-бюджетной политики и структурных преобразований отраслей экономики.



ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ИНФЛЯЦИИ


Фундаментальными факторами инфляции в республике в прошлые годы являлись ежегодное повышение регулируемых цен (тарифов) и заработных плат в государственном секторе, а также особенности денежно-кредитной политики (накопление золотовалютных резервов с увеличением роста денежной массы в экономике, постоянная девальвация курса национальной валюты и наличие параллельного валютного рынка со спекулятивным курсом).

Накопленный годами инвестиционный голод и сформировавшиеся диспропорции в экономике обусловили принятие серьезных шагов для разрешения этих проблем на новом этапе развития республики.

На фоне этих положительных структурных сдвигов в экономике наблюдалось объективное (неизбежное) формирование инфляционного давления в экономике.


В качестве основных факторов в данном процессе выступают:


а) повышенная кредитная, инвестиционная и экономическая активность. Задачи по модернизации социальной и производственной инфраструктуры, необходимость улучшения условий жизни населения в регионах, реформы в аграрном секторе, корректировка уровня заработных плат в государственном секторе, меры по созданию условий для развития предпринимательской деятельности и самозанятости населения потребовали существенного вливания финансовых ресурсов в экономику;


б) либерализация регулируемых цен. Реформирование системы регулирования цен и переход к рыночному ценообразованию формирует инфляционное давление со стороны данной группы товаров и услуг.

Зарубежный опыт показывает, что затягивание процесса либерализации цен может снизить эффективность реформ вследствие возникновения долгосрочных инфляционных ожиданий. Доведение уровня регулируемых цен до рыночных позволит обеспечить привлечение частного капитала в соответствующие сектора экономики.

При этом реформирование системы административного регулирования цен и поэтапное повышение тарифов могут оказать определенное инфляционное давление со стороны данной группы товаров и услуг;


в) корректировка номинальных заработных плат. За последние два года среднегодовой рост реальных доходов населения составил 10-12%. Либерализация экономики привела к постепенному повышению заработных плат квалифицированных специалистов в результате их востребованности в отдельных секторах экономики;


г) либерализация внешней торговли и упрощение трансграничного перемещения товаров, услуг и трудовых ресурсов. В условиях роста импорта и либерализации внешней торговли на изменение валютного курса существенно повлияло формирование цен как на импортные, так и на отечественные товары.

В 2018 году при относительно стабильном валютном курсе импорт некоторых товаров оказал стабилизирующий эффект на цены, в то время как цены на фрукты и овощи скорректировались до уровня сопредельных стран.

В то же время ускорение девальвации в текущем году негативно повлияло на уровень цен в экономике.

Для достижения макроэкономической стабильности и качественного экономического роста снижение уровня инфляции обеспечивается не только путем применения инструментов денежно-кредитной политики, но и комплексного подхода, включающего:

последовательную либерализацию регулируемых цен с акцентом на повышение конкурентоспособности местных производителей;

продолжение реализации структурных преобразований в отраслях экономики с ускорением перехода к конкурентной рыночной экономике и формированием полноценных рынков товаров и услуг;

расширение и модернизацию производственной, транспортной и социальной инфраструктуры;

увеличение притока частных инвестиций и развитие финансового рынка, что обеспечит эффективное перераспределение финансовых ресурсов и формирование источников "длинных" денег на финансовом рынке.



ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ

ПОЛИТИКИ И ПЕРЕХОД К ИНФЛЯЦИОННОМУ

ТАРГЕТИРОВАНИЮ


В условиях глубоких структурных преобразований и либерализации экономики приоритетные направления совершенствования денежно-кредитной политики включают:

избежание резких скачков цен и спирального характера инфляции;

сдерживание девальвационного давления на курс национальной валюты;

формирование денежного рынка, устранение условий для льготного кредитования и сегментирования денежного рынка;

сохранение платежеспособности населения и бизнеса с учетом внутренних и внешних факторов, обеспечение стабильности финансового сектора в целом.

С учетом передового международного опыта реализация указанных приоритетных направлений требует перехода условий денежно-кредитной политики на режим инфляционного таргетирования.

Инфляционное таргетирование представляет собой режим денежно-кредитной политики, при котором центральным банком объявляется постоянная цель по уровню инфляции (таргет) и его усилия сосредотачиваются на приведении текущей инфляции к ее целевому показателю посредством активного применения денежно-кредитных инструментов и коммуникации.

Режим инфляционного таргетирования нашел широкое применение как в развитых, так и в развивающихся странах. Данный режим также считается эффективным инструментом снижения волатильности и инерционности инфляции, что в свою очередь создает дополнительные условия для устойчивого и сбалансированного роста экономики в среднесрочной перспективе.

Кроме того, в этом режиме предполагается большая свобода действий центрального банка в достижении целевых показателей по инфляции, четкая идентификация целей и приоритетов денежно-кредитной политики, а также ответственности центрального банка за достижение целевых показателей инфляции. Повышенная прозрачность деятельности центрального банка для общественности способствует формированию благоприятных экономических ожиданий в экономике.

Для эффективного внедрения режима инфляционного таргетирования денежно-кредитная политика должна осуществляться исходя из необходимости достижения установленной цели уровня инфляции путем эффективного управления процентными ставками на межбанковском денежном рынке посредством интервенций Центрального банка с применением рыночных инструментов воздействия.

Для внедрения режима инфляционного таргетирования на среднесрочный период будут приняты следующие меры:

усиление роли Центрального банка Республики Узбекистан в снижении монетарных и немонетарных факторов инфляции;

определение траектории краткосрочных целей по инфляции и объявление Центральным банком Республики Узбекистан перехода к долгосрочной цели;

внедрение Центральным банком новых инструментов (овернайт, депозитный и кредитный аукцион, своп, РЕПО, кратко- и среднесрочные облигации и др.);

применение коридора процентных ставок в качестве ключевого ориентира операций на денежном рынке;

оперативное реагирование на внутренние и внешние факторы посредством проведения гибкой процентной политики;

создание единой платформы проведения операций денежного рынка с государственными ценными бумагами и размещения свободных средств казначейства в коммерческих банках;

формирование кривой доходности по ценным бумагам и эффективное управление долгосрочными ожиданиями субъектов экономики;

развитие инструментария эконометрического моделирования, систематическая оценка взаимосвязи денежно-кредитных и макроэкономических показателей путем полного внедрения системы макроэкономического анализа и прогнозирования;

совершенствование коммуникационной политики Центрального банка Республики Узбекистан путем объективного, ясного и простого доведения до широких слоев населения информации о сути и целях режима инфляционного таргетирования, предпосылках его успешной реализации, прямых и косвенных положительных эффектах, ориентировочных сроках их достижения;

применение эконометрических моделей для оценки эффектов денежно-кредитной политики на динамику макроэкономических показателей в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Воздействие на процентную ставку межбанковского денежного рынка позволит Центральному банку Республики Узбекистан формировать условия на финансовом рынке, что обеспечит достижение целей денежно-кредитной политики исходя из требований экономической ситуации.

Центральный банк Республики Узбекистан оценивает и прогнозирует объем ликвидности на рынке, определяет наличие дефицита или профицита, а также соответствующий набор инструментария (инструменты предоставления или изъятия ликвидности).

В условиях несоответствия спроса ликвидности ее предложению в банковской системе ставки по операциям постоянного действия сдерживают колебания ставок межбанковского денежного рынка.

Вместе с тем дополнительную гибкость процессу управления ставками межбанковского рынка добавляет механизм усреднения обязательных резервов. В среднесрочной перспективе изменение коэффициента в сторону повышения увеличивает активность банков на межбанковском рынке и тем самым укрепляет работу процентного канала трансмиссии.

Одной из необходимых предпосылок для успешного перехода в режим инфляционного таргетирования является гибкое формирование обменного курса, изменение которого в полной мере обуславливается фундаментальными факторами спроса и предложения. Это в свою очередь требует модернизации межбанковского валютного рынка и соответствующего усовершенствования политики Центрального банка Республики Узбекистан в сфере валютных интервенций.

Ключевым фактором развития валютного рынка является постепенное снижение активности Центрального банка Республики Узбекистан на внутреннем валютном рынке и повышение роли коммерческих банков в качестве маркет-мейкеров.

Переход на гибкое формирование курса и осуществление межбанковских валютных торгов предполагает усовершенствование методов валютных интервенций. В этой связи Центральным банком Республики Узбекистан предусматривается разработка Стратегии валютных интервенций, которая будет нацелена на минимизацию вмешательства в работу рынка и не будет препятствовать фундаментальному тренду при определении обменного курса.

Учитывая вышеизложенное, необходимым условием для перехода к таргетированию инфляции является завершение процесса либерализации валютного рынка путем:

стимулирования рыночной активности банков в качестве маркет-мейкеров, увеличивая их роль в формировании обменного курса;

совершенствования политики валютных интервенций и разработки их стратегии и тактики, которые будут определять цели и методы интервенций Центрального банка Республики Узбекистан;

развития рынка производных инструментов, позволяющих участникам валютного рынка хеджировать валютные риски.

Обеспечение ценовой стабильности в долгосрочной перспективе требует стабильного функционирования всей финансовой системы. При этом формирование в банковском секторе системных рисков может происходить и на фоне стабильных макроэкономических условий.

Для достижения и удержания уровня инфляции вблизи установленной цели Центральный банк Республики Узбекистан должен снижать финансовые риски, в том числе посредством мер пруденциального надзора.

Меры банковского надзора и финансовое оздоровление банков. Очищение балансов коммерческих банков способствует повышению их устойчивости, сохранению средств вкладчиков и кредиторов, укреплению доверия к финансовой системе и дальнейшему развитию финансовых рынков.

Эффективное и своевременное применение мер макропруденциального надзора, снижающее вероятность возникновения рисков для банковской и финансовой систем, будет способствовать сбалансированному функционированию экономики и обеспечению макроэкономической стабильности.

В режиме инфляционного таргетирования ценовая стабильность поддерживает финансовую стабильность, так как действия денежно-кредитной политики предсказуемы и понятны для участников рынка, экономические субъекты становятся более последовательными в процессе принятия решений, что способствует устранению элементов неопределенности и стабилизации всей финансовой системы с минимальным участием Центрального банка Республики Узбекистан.

Приоритетом реформирования банковской системы является повышение доверия населения и предпринимателей к банкам и национальной валюте.

Функционирование надежной банковской системы и финансового рынка в стране способствует полноценному функционированию каналов воздействия денежно-кредитной политики и эффективности мер, предпринимаемых Центральным банком Республики Узбекистан для обеспечения стабильности цен.

Для достижения этих целей будут реализовываться комплексные меры по дальнейшему развитию банковского сектора, предусматривающие:

повышение клиентоориентированности банков;

улучшение качества и доступа населения к банковским и другим финансовым услугам с полным внедрением электронного и дистанционного обслуживания клиентов;

реформирование системы оказания банковских услуг и трансформация банков, повышение качества корпоративного управления;

создание эффективной инфраструктуры, автоматизацию деятельности банков и внедрение современных финансовых технологий;

ускорение процесса реформирования государственных банков и принятия действенных мер по их приватизации;

повышение оперативности оказания банковских услуг в государственных банках, в том числе посредством внедрения в них системы оценки выполнения ключевых показателей эффективности (KPI) сотрудников;

усиление мер пруденциального надзора посредством обеспечения банками строгого соблюдения установленных экономических нормативов и при необходимости применения мер в виде временных ограничений по активным операциям отдельных банков.



ГЛАВА 3. СОВМЕСТНЫЕ МЕРЫ КАБИНЕТА

МИНИСТРОВ И ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА

ПО СНИЖЕНИЮ УРОВНЯ ИНФЛЯЦИИ


Для обеспечения стабильности цен и предотвращения существенного роста инфляции необходимы совместные усилия Кабинета Министров и Центрального банка Республики Узбекистан в области координации налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, а также реализации структурных реформ экономики.


Меры в сфере налогово-бюджетной политики:

постепенное сокращение дефицита общего фискального баланса до уровня, не превышающего 1,5 процента, к 2022 году;

обеспечение эффективного контроля за соблюдением бюджетной дисциплины со стороны законодательных и исполнительных органов власти;

определение и законодательное закрепление порядка привлечения внешних источников финансирования дефицита, в том числе за счет ресурсов, не создающих инфляционных рисков;

повышение эффективности централизованных инвестиций, направляемых на социально-экономические цели;

внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в системе налогового администрирования;

повышение ответственности за своевременное соблюдение налоговой дисциплины и обеспечение неотвратимости наказания за уклонение от уплаты налогов.


Меры в сфере структурной политики:


а) модернизация и расширение производственной и транспортной инфраструктуры:

расширение производственных мощностей и модернизация топливно-энергетического комплекса, в том числе с привлечением частных инвестиций;

применение механизма государственно-частного партнерства в строительстве и обслуживании автомобильных дорог;

разработка новых механизмов привлечения частного сектора в сферы железнодорожных и авиаперевозок;

снижение тарифов и цен оказываемых транспортных услуг до уровня, не превышающего уровень других государств, через которые проходят основные внешнеторговые и туристические маршруты;

повышение качества логистических услуг, инфраструктуры оптовой торговли и хранения товаров;


б) улучшение конкурентной среды и создание равных возможностей ведения бизнеса:

укрепление институциональных основ прав собственности и гарантий предпринимательской деятельности;

сокращение доли государства в уставных капиталах предприятий, осуществляющих деятельность на конкурентных товарных и финансовых рынках, в том числе путем реализации объектов, не относящихся к основным видам деятельности естественных монополий, частному сектору;

обеспечение прозрачности ценообразования монопольных предприятий, определение сроков либерализации регулируемых цен (тарифов) на среднесрочную перспективу с учетом целей по инфляции;

критический пересмотр практики предоставления индивидуальных налоговых и таможенных льгот, субсидий, преференций и льготных кредитов;

развитие рыночных механизмов в области государственных закупок, повышение их прозрачности и подотчетности;

проведение активной коммуникационной политики по разъяснению и обоснованию сущности, целей, хода реализации и достигнутых результатах реформы либерализации цен;


в) увеличение притока частных инвестиций и развитие финансового рынка:

расширение инструментов долгового финансирования;

активизация проведения процессов первичного и вторичного размещения акций отечественных предприятий на мировых фондовых площадках;

упрощение механизма создания и ликвидации акционерных компаний;

предоставление доступа и активное привлечение частных инвесторов и прямых иностранных инвестиций в сектор электроснабжения и газоснабжения на конкурентной основе;


г) повышение производительности факторов производства:

реализация отраслевых программ модернизации и технологического обновления, направленных на повышение производительности и снижения энергоемкости производства;

эффективная реализация стратегии развития сельского хозяйства для расширения производства социально значимых продовольственных культур посредством отвода земель и реализации государственных программ, нацеленных на стимулирование производительности и повышения качества;

оптимизация затрат в структуре себестоимости готовой продукции отраслей путем повышения производительности труда и адекватности оплаты труда;

реализация специальных отраслевых программ повышения энергоэффективности с внедрением соответствующих международных стандартов и нормативов;

публикация рейтинга эффективности деятельности предприятий с государственной долей собственности для повышения общественного контроля над ними;

разработка и утверждение требований по эффективности и производительности оборудования, в том числе сроку эксплуатации.



ГЛАВА 4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Совершенствование денежно-кредитной политики и проведение скоординированных действий Кабинета Министров и Центрального банка Республики Узбекистан позволят достичь ценовой стабильности в экономике и обеспечить достижение долгосрочной цели по инфляции на уровне 5 процентов.

Стабильность цен окажет положительное влияние на уровень жизни населения, деловую активность, укрепление доверия к национальной валюте, снижение уровня долларизации экономики, рост внутренних и внешних инвестиций в национальную экономику.

Вместе с тем эффективная реализация представленных мер будет способствовать повышению доверия экономических агентов к проводимой денежно-кредитной политике Центрального банка Республики Узбекистан, что в значительной степени позволит снизить инфляционные ожидания.

Обеспечение стабильности, а также прозрачности и предсказуемости экономической политики повысит инвестиционную привлекательность страны, будет служить фактором снижения премии за риск по внешним источникам кредитования.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 19 ноября 2019 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

25 ноября 2019 г., N 47, ст. 873





































Время: 0.2036
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск