язык интерфейса

Нормативно-правовые акты

Нормативно-правовые акты/ Предпринимательство/ Природопользование. Обращение с отходами/ Концепция охраны окружающей среды Республики Узбекистан до 2030 года (Приложение N 1 к Указу Президента РУз от 30.10.2019 г. N УП-5863)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Указу Президента РУз

от 30.10.2019 г. N УП-5863


КОНЦЕПЦИЯ

охраны окружающей среды Республики Узбекистан

до 2030 года


В соответствии с Конституцией Республики Узбекистан земля, ее недра, вода, растительный и животный мир и другие природные ресурсы являются общенациональным богатством, подлежат рациональному использованию и охраняются государством.

Анализ текущего состояния окружающей среды, глобальные и региональные экологические проблемы, новые экологические угрозы вызвали необходимость разработки Концепции охраны окружающей среды Республики Узбекистан до 2030 года (далее - Концепция), являющейся неотъемлемой частью проводимого в Республике Узбекистан социально-экономического процесса улучшения качества жизни населения.

Концепция определяет приоритетные направления государственной политики в области охраны окружающей среды на указанный период, реализация которых позволит обеспечить устойчивое развитие государства в интересах будущих поколений.



ГЛАВА I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ


Целями Концепции являются:

обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия улучшения уровня жизни и здоровья населения Республики Узбекистан;

устойчивое экономическое развитие за счет внедрения инновационных технологий, снижающих негативное воздействие на окружающую среду и здоровье населения;

обеспечение рационального использования объектов окружающей среды и воспроизводства биологических ресурсов.

Задачами Концепции являются:

сохранение и обеспечение охраны объектов окружающей среды (земля, вода, атмосферный воздух, недра, растительный и животный мир);

расширение охраняемых природных территорий;

экологизация экономики, внедрение экономических механизмов природопользования, приоритетное использование материалов, продукции, производственных и иных объектов, представляющих наименьшую экологическую опасность;

совершенствование государственного контроля в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования, а также системы экологического мониторинга окружающей среды;

научное обеспечение охраны окружающей среды;

совершенствование системы обращения с отходами с учетом экологической безопасности, обеспечение экологически безопасного использования токсичных химических и радиоактивных веществ;

повышение экологической культуры населения, уровня прозрачности деятельности государственных органов в сфере охраны окружающей среды и усиление роли гражданского общества;

формирование общества, обеспечивающего устойчивое развитие с минимальной нагрузкой на окружающую среду;

расширение международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды.



ГЛАВА II. ПОДХОДЫ КОНЦЕПЦИИ


При реализации Концепции используются следующие подходы:


систематизация и совершенствование нормативно-правовой базы - имплементация международных норм, кодификация экологического законодательства, введение системы экологического страхования, аудита и стратегической экологической оценки, интеграция экологической сертификации в систему сертификата соответствия, разработка и внедрение современных методик расчета загрязнений окружающей среды;


экологизация экономики - рациональное потребление природных ресурсов, исключающее их деградацию, проведение обязательной экологической экспертизы, проведение оценки восстановительных возможностей потенциальной емкости экосистем;


совершенствование экономических механизмов природопользования - зависимость размеров платы за выбросы и сбросы от их объема и опасности для окружающей среды и здоровья населения, приемлемый уровень бюджетного финансирования охраны окружающей среды;


усиление контроля в области охраны окружающей среды и рационального природопользования - четкое разграничение прав и полномочий государственных органов в области охраны окружающей среды, оптимальная централизация всех органов экологической направленности в рамках одного государственного органа и наделение его необходимыми и обоснованными полномочиями для принятия решений, приемлемый уровень материально-технического оснащения контролирующих органов;


ведение комплексного экологического мониторинга - совершенствование единой государственной системы мониторинга окружающей природной среды, формирование фонда информационных ресурсов;


разработка инновационных технологических процессов и методик - инвестирование в научные разработки экологически чистых технологий, производств, видов сырья, материалов, продукции и оборудования, исследования уязвимости экосистем и влияния уровня загрязнения природной среды на здоровье населения и объекты окружающей среды;


формирование экологической культуры и образования - построение комплексной системы непрерывного экологического образования населения с привлечением институтов гражданского общества, участие населения в принятии решений по вопросам окружающей среды;


усиление международного сотрудничества - участие в усилиях мирового сообщества в деле сохранения безопасного уровня окружающей среды и борьбы с изменением климата, привлечение дополнительных внешних инвестиций в охрану окружающей среды и рациональное природопользование.



ГЛАВА III. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ

ОБЪЕКТОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ


Земельный фонд республики состоит из земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, земель, предназначенных под промышленность, транспорт, связь, оборону и другие цели, земель, предназначенных под охрану природы, оздоровление и рекреацию, земель историко-культурного назначения, лесного и водного фонда, а также земель запаса.

С 1990 года вследствие различных причин из оборота выведено 692,6 тыс. га земель. Загрязнение почв относительно фоновых показателей по отдельным ингредиентам отмечается в Сырдарьинской, Сурхандарьинской, Навоийской и Ташкентской областях.

Водные ресурсы Узбекистана состоят из возобновляемых поверхностных, подземных вод, а также возвратных вод от антропогенного использования (дренажные и сточные воды). Основными источниками формирования поверхностного стока в Узбекистане являются трансграничные реки Амударья и Сырдарья, суммарный среднемноголетний сток которых составляет 114,4 куб. км.

На территории Узбекистана находится 17 777 естественных водотоков (в бассейне Амударьи - 9 930, в бассейне Сырдарьи - 4 926) и более 500 озер, наиболее крупными из которых является Айдар-Арнасайская система озер, а также более 26 тысяч скважин на месторождениях пресных и солоноватых подземных вод, с прогнозным объемом 75,5 млн куб. м в сутки.

Согласно статистической информации в 2018 году суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух по

...