ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Внешнеэкономическая деятельность / Международное финансово-экономическое сотрудничество /Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 15.05.2019 г. N 406 "О мерах по дальнейшему расширению сотрудничества с Международным валютным фондом"
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
КАБИНЕТА МИНИСТРОВ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
15.05.2019 г.
N 406
О МЕРАХ
ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАСШИРЕНИЮ
СОТРУДНИЧЕСТВА С МЕЖДУНАРОДНЫМ
ВАЛЮТНЫМ ФОНДОМ
Предпринятые меры по либерализации валютного рынка, обеспечению макроэкономической стабильности, проведению рыночных реформ во всех сферах экономики, стимулированию и поддержке предпринимательства и иностранных инвестиций создают благоприятные условия для реализации экономического потенциала республики, активного вовлечения широких слоев населения в предпринимательскую деятельность, а также обеспечивают основу для стабильного экономического роста.
В целях продолжения последовательной реализации мер по либерализации экономики, активного взаимодействия с международными финансовыми институтами в рамках реализации экономических реформ, а также расширения сотрудничества с Международным валютным фондом Кабинет Министров ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Принять к сведению, что:
в рамках осуществляемого широкомасштабного взаимодействия Международным валютным фондом (далее - МВФ) Правительству Республики Узбекистан предоставляются техническое содействие и консультации по вопросам макроэкономической политики и основным направлениям реализации экономических реформ;
на заседании Совета исполнительных директоров МВФ, состоявшемся 6 мая 2019 года по итогам рассмотрения доклада персонала МВФ в соответствии со статьей IV Статей Соглашений МВФ, руководством и исполнительными директорами МВФ отмечено достижение значительного прогресса Республикой Узбекистан в реализации макроэкономических и структурных реформ и выражена поддержка планируемым Правительством республики мерам по сохранению макроэкономической стабильности и углублению реформ.
2. Утвердить "Дорожную карту" по реализации рекомендаций МВФ по итогам рассмотрения доклада персонала Фонда в соответствии со статьей IV Статей Соглашения МВФ согласно приложению.
3. Рекомендовать Центральному банку Республики Узбекистан:
продолжить проведение гибкой денежно-кредитной политики, обеспечивающей сдерживание уровня инфляции и темпов роста кредитования в пределах целевых параметров;
совместно с Министерством финансов в срок до 1 октября 2019 года внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект Стратегии долгосрочного развития банковско-финансовой системы Республики Узбекистан.
4. Министерству финансов Республики Узбекистан:
продолжить проведение осмотрительной налогово-бюджетной политики, с удержанием дефицита бюджета на уровне не выше 1,8 процента к ВВП и обеспечением прозрачности данных по всем бюджетным операциям;
совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 1 ноября 2019 года внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект Концепции налогово-бюджетной политики Республики Узбекистан на 2020-2022 годы.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан - министра финансов Кучкарова Д.А. и председателя Центрального банка Республики Узбекистан Нурмуратова М.Б.
Премьер-министр
Республики Узбекистан А. Арипов
к Постановлению КМ РУз
от 15.05.2019 г. N 406
"ДОРОЖНАЯ КАРТА"
по реализации рекомендаций МВФ
по итогам рассмотрения доклада персонала
Фонда в соответствии со статьей IV
Статей Соглашения МВФ
N
|
Мнение и рекомендации МВФ
|
Механизмы реализации рекомендаций
|
Сроки исполнения
|
Ответственные исполнители
|
I. ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ
|
||||
1. |
Основным вызовом для макроэкономической стабильности в краткосрочной перспективе является предотвращение чрезмерного роста кредитования экономики, который может привести к излишнему внешнему дефициту и усугублению инфляционного давления. Темпы роста кредитования должны быть замедлены для обеспечения внутренней и внешней сбалансированности экономики. Предполагается, что в 2019 году темпы роста кредитования будут снижены до уровня номинального роста ВВП - в диапазоне 25-30%, в основном, за счет сокращения объемов директивного и льготного кредитования. |
1. Проведение осмотрительной макроэкономической политики посредством удержания темпов роста кредитования в соответствии с реальным спросом на денежные ресурсы в условиях сбалансированного роста экономики. |
В течение 2019 года |
Минфин, Минэкономпром, Мининвествнешторг, Центральный банк |
2. Координация действий Правительства и Центрального банка с целью избежания чрезмерного роста кредитования и обеспечения финансовой стабильности в банковской системе. |
В течение 2019 года |
Минфин, Минэкономпром, Центральный банк |
||
3. Расширение практики применения субсидирования процентных платежей через Фонд государственной поддержки развития предпринимательской деятельности. |
Постоянно |
Минфин, Минэкономпром, коммерческие банки |
||
2. |
Необходимо сохранить жесткие денежно-кредитные условия и умеренный уровень бюджетного дефицита для поддержания макроэкономической стабильности. Предполагается, что ЦБУ будет придерживаться политики нейтральности золотовалютных резервов, т.е. стерилизовать операции по покупке золота с соответствующей продажей валютных средств, что позволит формировать обменный курс сума в соответствии с фундаментальными факторами, а также реагировать на инфляционное давление посредством изменения ставки рефинансирования. |
1. Продолжение проведения жесткого курса денежно-кредитной политики посредством: активного использования инструментов денежно-кредитной политики; поддержания положительных реальных процентных ставок в экономике; координации денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики. |
В течение 2019 года |
Центральный банк, Минфин |
2. Продолжение макроэкономической политики, направленной на достижение устойчиво стабильной инфляции. |
В течение 2019 года |
Центральный банк, Минфин, Минэкономпром |
||
3. |
Персонал МВФ оценивает текущую внешнеэкономическую позицию как умеренно уязвимую по сравнению с фундаментальными условиями и целевыми показателями экономической политики. Согласно пересмотренной оценке на основе подходов внешней сбалансированности, приемлемая норма дефицита счета текущих операций в условиях 2018 года составляет около 4,5% к ВВП против скорректированного дефицита (с учетом фактически произведенного и экспортированного объема золота) на уровне 5,5%. |
1. Принятие мер по снижению в среднесрочной перспективе отрицательного сальдо текущего счета платежного баланса до 5% к ВВП. |
Постоянно |
Центральный банк, Минфин |
2. Поддержание гибкости обменного курса в случае значительных внешних шоков. |
Постоянно |
Минэкономпром, Мининвествнешторг |
||
3. Анализ макроэкономических факторов, приводящих к увеличению разрыва между внутренним валовым спросом и предложением, и, соответственно, дефициту текущего счета платежного баланса. При необходимости, внесение соответствующих корректировок в денежно-кредитную и бюджетно-налоговую политику. |
Минэкономпром, Мининвествнешторг, Центральный банк, Минфин |
|||
4. Предварительная оценка Республики Узбекистан по Глобальному индексу конкурентоспособности Всемирного экономического форума для выявления потенциала роста объемов экспорта республики в средне- и долгосрочной перспективе. |
До 1 августа 2019 года |
Минфин, Мининвествнешторг, Минэкономпром |
||
5. Утверждение Плана мер по участию Республики Узбекистан в Индексе глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума в 2020 году. |
По итогам предварительной оценки и переговоров |
Минфин, Минэкономпром, Мининвествнешторг |
||
4. |
Оценка внешнего баланса Узбекистана указывает на наличие существенных валютных буферов, которые защищают страну от внешних шоков. В то же время, внешние активы и обязательства во многом не подвержены рискам глобальной финансовой волатильности, а внешние обязательства имеют низкий уровень рисков пролонгации. Чрезмерное заимствование со стороны Правительства и государственных предприятий может привести к формированию рисков относительно внешней сбалансированности в среднесрочной перспективе. |
1. Проведение осмотрительной политики внешних заимствований. |
Постоянно |
Минфин, Мининвествнешторг, коммерческие банки, |
2. Разработка стратегии управления внешним долгом государства посредством привлечения технического содействия МВФ и других МФИ. |
30 сентября 2019 г. |
Минфин, Центральный банк, Минэкономпром |
||
II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВО- БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
|
||||
5. |
Ожидается, что в целом в 2019 году фискальные условия сохранятся без существенных изменений. С учетом сложившейся традиции фискального консерватизма, имеются небольшие риски относительно отклонения от официальных параметров бюджета. Однако существует риск проциклического поведения фискальной политики, и объемы кредитования экономических программ и внебюджетных операций, которые не учтены в официальных параметрах бюджета, могут увеличиться. |
Соблюдение предельного общего дефицита бюджета на уровне не более 1,8% путем предотвращения резкого увеличения расходов, в том числе посредством: изыскания резервов по расширению налогооблагаемой базы, снижению теневой занятости и сокращению недоимки; |
В течение 2019 года |
Минфин, ГНК, Минэкономпром, министерства и ведомства |
принятия мер по недопущению увеличения утвержденного прогноза расходов бюджета, с последующим закреплением ограничений по предельному объему расходов бюджета в бюджетных правилах. |
В течение 2019 года |
|||
6. |
Продолжение работы по отражению всех фискальных операций, включая внебюджетные расходы бюджетных организаций, а также по оценке и мониторингу бюджетных рисков, особенно связанных с госпредприятиями. |
1. Поэтапный охват казначейским исполнением внебюджетных счетов бюджетных организаций, в том числе внебюджетных фондов, источниками формирования которых являются отчисления от налогов, обязательных платежей и штрафов, бюджетных субсидий, а также расходов бюджетных организаций за счет средств, полученных в виде кредитов от международных финансовых институтов. |
Начиная с 2020 года |
Минфин |
2. Параллельное формирование и представление проекта Государственного бюджета по формам, представленным Международным валютным фондом по итогам проведенной оценки прозрачности в налогово-бюджетной сфере. |
Начиная с 2020 года |
Минфин |
||
3. Включение в проект Закона о Государственном бюджете на 2020 год положения о комплексной оценки бюджетных рисков. |
Начиная с 2020 года |
Минфин |
||
7. |
Дополнительные налоговые реформы для стимулирования инвестиций и занятости. Последующие реформы должны быть направлены на: сокращение налоговых льгот; выравнивание налогов на рабочую силу среди предприятий и обеспечение более существенных стимулов для иностранных инвестиций; расширение налоговой базы с целью охвата большего числа компаний в частном секторе, что поможет компенсировать такие потери в доходах. |
1. Пересмотр действующих налоговых и таможенных льгот на предмет отмены неэффективных и невостребованных льгот и преференций, а также создающих конкурентные преимущества для отдельных субъектов предпринимательства. |
II квартал 2019 года |
Минфин, ГНК, ГТК, Антимонопольный комитет, |
2. Разработка порядка предоставления льгот и замена отдельных льгот налоговыми отсрочками. |
В течение 2019 года |
Минфин, ГНК, ГТК, Минэкономпром |
||
3. Разработка и утверждение Стратегии реформирования системы налогового администрирования и налоговой политики на 2019-2023 годы с привлечением экспертов международных финансовых институтов. |
II квартал 2019 года |
Минэкономпром ГНК, ГТК, Минфин |
||
III. ДАЛЬНЕЙШАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ СТРУКТУРНЫХ РЕФОРМ
|
||||
8. |
Дальнейшая реструктуризация государственных предприятий. |
Подготовка проекта постановления Президента Республики Узбекистан, предусмотрев в нем определение ответственного государственного органа по реформированию государственных предприятий. |
До 1 июля 2019 года |
Агентство по управлению госактивами, Минфин, Минэкономпром |
9. |
Главным вызовом для финансового сектора является создание банковской системы, способной поддержать экономический рост в среднесрочной перспективе. В будущем банковская система должна обрести способность осуществлять финансирование роста кредитования, не опираясь на государственную поддержку. Это потребует усиления надежности банков, повышения общественного доверия к их стабильности и эффективности управления, а также дальнейшего улучшения инвестиционного климата в стране для привлечения передовой зарубежной практики. |
Разработка совместно со Всемирным банком Стратегии долгосрочного развития банковско-финансовой системы Республики Узбекистан, предусмотрев в ней меры для решения следующих задач: постепенное сокращение государственной доли в банковском секторе; расширение автономности финансового регулятора; привлечение альтернативных источников финансирования для поддержки растущей экономики; укрепление доверия к принципам управления банками. |
До 1 октября 2019 года |
Центральный банк, Минфин, Минэкономпром |
10. |
Продолжение корректировки цен, особенно в энергетическом секторе, чтобы сократить потери госпредприятий, добиться экономии энергоресурсов и создать благоприятные условия для привлечения частных инвесторов. |
1. Подготовка и утверждение методологии расчета тарифов на электроэнергию, основанной на покрытии текущих и капитальных расходов, стимулирующей привлечение частного сектора в электроэнергетическую отрасль, предусмотрев при этом создание межведомственной тарифной комиссии при Кабинете Министров Республики Узбекистан. |
1 июля 2019 года |
Минфин, Минэнергетики, Минэкономпром, Антимонопольный комитет |
2. Внесение предложений по введению адресных субсидий для населения с поэтапной отменой практики перекрестного субсидирования при установлении тарифов на электроэнергию, природный и сжиженный газ. |
1 июля 2019 года |
Минфин, Минэнергетики, Минэкономпром |
||
3. Создание социального реестра (реестр малообеспеченных слоев населения). |
1 октября 2020 года |
Минфин, Минэкономпром |
||
11. |
Усиление потенциала Антимонопольного комитета для более эффективного развития конкуренции и пресечения антиконкурентных практик. |
Разработка проекта Закона Республики Узбекистан "О конкуренции" в новой редакции, предусматривающего объединение и дальнейшее совершенствование норм Законов "О естественных монополиях" и "О конкуренции". |
30 октября 2019 года |
Антимонопольный комитет, Минфин, Минэкономпром |
12. |
Обеспечение равных конкурентных условий и укрепление принципов государственного управления, а также предсказуемости экономической политики. |
1. Утверждение Программы мер по улучшению показателей Республики Узбекистан по индексам: |
Ежегодно |
|
"Эффективность правительства" (Government effectiveness); |
Минюст |
|||
"Учет мнений населения и подотчетность государственных органов" (Voice and Accountability Index); |
Минюст |
|||
"Политическая стабильность и отсутствие насилия/терроризма" (Political stability and absence of violence/terrorism); |
МВД, министерства и ведомства |
|||
"Нормативное качество" (Regulatory quality); |
Минюст, Верховный суд, Минфин, ГНК |
|||
"Верховенство закона" (Rule of law). |
||||
2. Утверждение налоговой и бюджетной политики на среднесрочный период. |
Ежегодно |
|||
3. Дальнейшее совершенствование среднесрочного бюджетного планирования, в частности, определение бюджетных потолков по административным единицам. |
Ежегодно |
Минфин, ГНК |
||
13. |
Завершение начатых реформ на рынке труда, направленных на создание рабочих мест, особенно для безработных неквалифицированных и уязвимых категорий. |
1. Реализация мер по совершенствованию системы профессиональной подготовки квалифицированных кадров путем: стимулирования процессов интеграции между профессиональными колледжами и крупными предприятиями, а также кластерами для подготовки квалифицированных специалистов среднего звена и кадров по востребованным рабочим профессиям; организации центров профессионального обучения незанятого населения профессиям, востребованным на местном и зарубежном рынках труда; создания негосударственных центров оценки квалификации трудоспособного населения; внедрения Национального реестра лиц, имеющих подтвержденный уровень профессиональной квалификации. 2. Предоставление за счет средств Фонда содействия занятости: субсидий работодателям в качестве компенсации расходов на профессиональное обучение работников низкой квалификации, трудоустройство социально уязвимых категорий населения, а также субсидий безработным лицам на покрытие расходов по организации собственного дела; грантов учреждениям профессионального образования на обучение безработных лиц, особенно девушек и женщин из малообеспеченных семей. 3. Реализация совместно со Всемирным банком и Азиатским банком проектов по совершенствованию обучения молодежи навыкам предпринимательства и профессиям, востребованным на рынке труда. 4. Разработка и внесение в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан Трудового кодекса Республики Узбекистан и Закона Республики Узбекистан "О занятости населения" в новой редакции. |
В течение 2019 года |
Минтруда, Мининвествнешторг, Минфин, Минэкономпром, Минстрой, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента |
14. |
Достижение Целей в области устойчивого развития (ЦУР). |
1. Формирование проекта Государственного бюджета и Инвестиционной программы с учетом Целей в области устойчивого развития. |
Ежегодно при подготовке проекта Госбюджета и Инвестиционной программы |
Минфин, Минэкономпром |
2. Привлечение дополнительного финансирования МФИ, инвестиций частного сектора для реализации Национальных ЦУР. |
Мининвествнешторг, Мининноваций |
|||
15. |
Дальнейшее совершенствование экономической статистики. Присоединение к Специальному стандарту распространения данных (ССРД). |
1. Утверждение дорожной карты по дальнейшему улучшению статистики. 2. Разработка дорожной карты по переходу Республики Узбекистан с расширенной Общей системы распространения данных (р-ОСРД) па Специальный стандарт распространения данных (ССРД) до конца 2020 года е участием экспертов МВФ. |
1 июля 2019 года |
Госкомстат, Центральный банк, Минфин, Минтруда, министерства и ведомства |
16. |
Организация следующей миссии МВФ по статье IV на основе стандартного 12-месячного цикла. |
Согласование с МВФ в установленном порядке. |
До конца 2019 года |
Минфин, Центральный банк |
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 25 мая 2020 г.