Малое предприятие

УЧЕТ ПРОДАЖ / 6. Расчеты с применением ККМ и платежных терминалов / 1. Расчеты с применением онлайн-ККМ и виртуальной кассы /

1. Общие положения

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



В целях автоматизированного контроля за поступлением наличной выручки и расчетами посредством пластиковых карт в республике внедрены:

онлайн-ККМ согласно Указу Президента РУз от 18.07.2017 г. УП-5116*;

виртуальные кассы (Указ Президента РУз от 06.09.2019 г. N УП-5813).


Онлайн-ККМ - ЭВМ, иные устройства и их комплексы, имеющие возможность подключения фискального модуля, формирующие фискальные документы, обеспечивающие передачу фискальных документов в режиме реального времени оператору фискальных данных и их печать на бумажных носителях.

Виртуальная касса - программный продукт и их комплексы, имеющие аналогичные возможности и функцию печати чеков на бумажных носителях или отправки их в электронной форме.

С их помощью налоговые органы получают данные о расчетах с населением через торговые точки (точки оказания услуг) в режиме онлайн.


Указом N УП-5813 утвержден график поэтапного перевода субъектов предпринимательства на использование онлайн-ККМ либо виртуальной кассы.  Использование онлайн-ККМ либо виртуальной кассы обязательно:

с 1 января 2020 г. - при реализации алкогольной и табачной продукции, лекарств, бензина, дизельного топлива и природного газа для автомобилей;

с 1 августа 2020 г. - для субъектов предпринимательства, годовой оборот (выручка) которых по итогам 2019 г. превысила 5 млрд. сум;

с 1 января 2021 г. - для субъектов предпринимательства, годовой оборот (выручка) которых по итогам 2019 г. превысила 100 млн. сум либо в течение 2020 г. достигнет этого размера;

с 1 января 2022 г. - для всех субъектов предпринимательства.

По истечении установленных сроков реализация товаров (работ, услуг) без применения онлайн-ККМ/виртуальной кассы, непредоставление чека через онлайн-ККМ/виртуальную кассу либо предоставление чека без фискальной отметки считается ведением торговли (оказанием услуг) без применения ККМ, когда использование ККМ с фискальной памятью либо платежных терминалов являлось обязательным условием, - признается основанием для привлечения к ответственности в порядке, установленном законодательством (п. 5 Указа N УП-5813).

Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций** совместно с ГНК РУз**, Советом Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятами областей с 1 января 2020 г. ежегодно утверждает перечень отдаленных, труднодоступных населенных пунктов, к предприятиям, расположенным в которых, не применяется график перехода на онлайн-ККМ или виртуальную кассу.

Постановлением Президента РУз от 04.10.2021 г. N ПП-5252 требование об обязательном подключении к онлайн ККМ введено и для операторов платежных систем - полное подключение всех платежных систем к операторам онлайн контрольно-кассовых машин должно быть обеспечено Налоговым комитетом совместно с ЦБ РУз до 1 апреля 2022 г. (пп. 1"б" и 4 Постановления).


Требование обязательного использования контрольно-кассовой техники не применяется при реализации товаров (услуг) посредством торговых автоматов (п. 4 Постановления Президента РУз от 04.06.2021 г. N ПП-5136).


До ввода онлайн-ККМ и виртуальных касс на территории Узбекистана товары (работы, услуги) за наличные деньги реализовывались с обязательным применением ККМ с фискальной памятью. См. подробнее о расчетах с применением ККМ с фискальной памятью до 01.01.2022 г.


При переходе на использование онлайн-ККМ либо виртуальной кассы отменяются обязательства по применению действующих ККМ с фискальной памятью, ведению кассиром-операционистом контрольно-кассовой книги, снятию в конце рабочего дня ежедневного отчета по каждой ККМ.


Порядок применения онлайн-ККМ и виртуальной кассы при осуществлении денежных расчетов с населением определен специальным Положением, утв. ПКМ РУз от 23.11.2019 г. N 943, далее - Положение N 943 (с 13.05.2022 г. действует с учетом изменений, внесенных Постановлением КМ РУз от 12.05.2022 г. N 255). Постановлением также утверждены технические требования, предъявляемые к онлайн-ККМ, виртуальной кассе и фискальному модулю (с 13.05.2022 г. действуют с учетом изменений, внесенных Постановлением КМ РУз от 12.05.2022 г. N 255).


На территории республики могут использоваться только онлайн-ККМ и виртуальные кассы с фискальным модулем, внесенные в Государственный реестр. Субъекты предпринимательства могут самостоятельно приобретать их, обратившись в любой из внесенных в реестр Центров по оказанию технических услуг (ЦОТУ). Гарантийное тех.обслуживание онлайн-ККМ и (или) виртуальной кассы осуществляется на основании договора, заключенного между центром и субъектом предпринимательства.

До начала использования ККМ или виртуальная касса должны быть зарегистрированы в налоговых органах.

С 1 января 2022 г. запрещается включение в Государственный реестр и регистрация в налоговых органах, а начиная с 1 января 2023 г. - использование в расчетах с населением онлайн контрольно-кассовой техники, не обладающей возможностями:

приема платежей с банковских карт;

представления налоговым органам информации о местонахождении онлайн-ККМ (за исключением терминалов по приему банковских карт, используемых в качестве виртуальных касс и онлайн ККМ);

для субъектов предпринимательства, осуществляющих розничную продажу продукции, - самостоятельного считывания и идентификации штрих-кодов и кодов цифровой маркировки (п. 2 Постановления Президента РУз от 04.10.2021 г. N ПП-5252 с учетом изменений, внесенных Указом Президента РУз от 08.04.2022 г. N УП-101).


Ответственность за текущее исправное состояние онлайн-ККМ или виртуальной кассы, в том числе Интернет-связи, персонально возлагается на субъект предпринимательства (за исключением отдельных технических проблем, возникающих в рабочей деятельности Интернет-провайдера или оператора мобильной связи).

За обеспечение фискальным модулем и оказание услуг оператором фискальных данных с субъектов предпринимательства 1 раз в год взимается плата в размере 1 БРВ. При этом платежи могут осуществляться субъектами предпринимательства, как в наличной, так и безналичной форме (п. 55 Положения N 943, с учетом изменений, внесенных с 01.03.2021 г. Постановлением КМ РУз от 20.11.2020 г. N 736).


При реализации товаров (услуг) покупателям в обязательном порядке выдаются чеки онлайн-ККМ/виртуальной кассы. Эти чеки заменяют счет-фактуру согласно п. 3 Положения “О формах счетов-фактур и порядке их заполнения, представления и приема”, утв. Постановлением КМ РУз от 14.08.2020 г. N 489.

Согласно п. 59 Положения N 489 на товары (услуги), реализованные без выставления счета-фактуры покупателю, оформляется односторонний  обобщенный электронный счет-фактура. Однако с марта 2021 г. он не оформляется при использовании онлайн-ККМ и виртуальных касс, если данные по ним автоматически учитываются в отчете о поступлениях в персональном кабинете налогоплательщика и, соответственно, в налоговой отчетности. До 2022 г. при использовании офлайн-ККМ по итогам каждого месяца по суммам, выделенным в чеках и квитанциях, продавцом оформлялся односторонний обобщенный ЭСФ (на последнее число месяца) до 5 числа месяца, следующего за месяцем реализации товаров/услуг. Обобщенный ЭСФ также оформлялся при отключении функции автоматического отражения данных онлайн-ККМ и виртуальных касс в налоговой отчетности.

Счета-фактуры также выставляются по требованию покупателей - юр.лиц или индивидуальных предпринимателей при оплате ими товаров по пластиковым картам. В этом случае счет-фактура оформляется на дату реализации до последнего числа месяца, в котором были реализованы товары, и не учитывается при формировании обобщенного счета-фактуры (п. 59 Положения N 489). Если при формировании ЭСФ по товарам/услугам, оплаченным посредством корпоративных пластиковых карт, товарооборот увеличивается вдвое, то его следует скорректировать односторонними ЭСФ к уменьшению.

По сообщению налоговых органов возможность оформления односторонних ЭСФ будет ограничена. В частности, с 11 июля 2022 г. предусматривается отмена односторонних ЭСФ в розничной торговле и сфере услуг, - выручка по ним будет отражаться в налоговых отчетах по данным онлайн-ККМ, виртуальных касс, маркетплейсов. Соответствующие изменения будут внесены в нормативно-правовые акты.

До 1 января 2023 г. субъектам предпринимательства было предоставлено право уменьшать суммы начисленного и подлежащего уплате налога на прибыль или налога с оборота либо налога на доходы физических лиц, уплачиваемого индивидуальными предпринимателями, на сумму расходов, связанных с приобретением онлайн-ККМ и каждого специального устройства, считывающего штрих-коды и коды цифровой маркировки, но не более 4 БРВ за одно устройство (п. 3 Постановления Президента РУз от 04.10.2021 г. N ПП-5252).

Предприятия были вправе уменьшать суммы начисленного и подлежащего уплате налога на прибыль или ЕНП (с 1.01.2020 г. взамен ЕНП введен налог с оборота) на сумму расходов, связанных с приобретением, установкой, запуском каждой онлайн-ККМ, но не более 10-кратной базовой расчетной величины с условием регистрации онлайн-ККМ в налоговых органах до 1 января 2021 г. (п. 3 Указа N УП-5813).


Следует отметить, что в г. Ташкенте в порядке эксперимента в точках торговли и оказания услуг, использующих виртуальные кассы, предусмотрено с 1 мая 2023 г. оказание услуг по снятию наличных денежных средств, в рамках устанавливаемого ЦБ предельного лимита и однодневной наличной денежной выручки (п. 2 Постановления Президента РУз от 09.03.2023 г. N ПП-88). Порядок оказания услуг по снятию наличных денежных средств устанавливается Центральным банком.



Далее следуют:

                    

                         




    











    




*) Введение системы онлайн-ККМ предусматривалось с 1 января 2018 г. Указом Президента РУз от 18.07.2017 г. УП-5116 в городах Ташкент, Нукус и областных центрах, с поэтапным переходом на эту систему в остальных регионах республики. Изначально в соответствии с п. 3 Постановления Президента РУз от 29.09.2017 г. N ПП-3300 применение онлайн ККМ в городах Ташкент, Нукус и областных центрах предполагалось с 1 июля 2018 г., в остальных регионах - с 1 декабря 2018 г. (за исключением отдельных категорий юридических и физических лиц, имеющих право осуществлять расчеты без применения ККМ, а также осуществляющих предпринимательскую деятельность в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах, не охваченных сетями телекоммуникаций). Однако, в соответствии с Постановлением Президента РУз от 18.04.2018 г. N ПП-3673 и Постановлением КМ РУз от 21.02.2019 г. N 150 был запущен только пилотный запуск системы "онлайн" ККМ в г.Ташкенте. Он проводился согласно Временному положению, утвержденному ПКМ РУз от 21.02.2019 г. N 150. Участие в проекте для субъектов предпринимательства являлось добровольным и не освобождало от обязанности соблюдать установленный порядок применения ККМ. Предприятия торговли и сферы услуг могли принять участие в проекте после регистрации фискального модуля в соответствии с Временным положением. Постановление N 150 утратило силу с 23.11.2019 г. в соответствии с Постановлением КМ РУз от 23.11.2019 г. N 943.



**) С 1 января 2023 г. в соответствии с Указом Президента РУз от 21.12.2022 г. N УП-269 (п. 13):

на базе Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций РУз образовано Министерство цифровых технологий РУз (п.10 приложения N 2 к Указу);

ГНК РУз передано в ведение Министерства экономики и финансов с преобразованием в Налоговый комитет (п.6 приложения N 4 к Указу).

...
Время: 0.0033
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск