язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм/ Физическая культура и спорт/ Отдельные виды спорта/ Концепция по поднятию на новый этап развития футбола в Узбекистане до 2030 года (Приложение N 2 к Указу Президента РУз от 04.12.2019 г. N УП-5887)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Указу Президента РУз

от 04.12.2019 г. N УП-5887



КОНЦЕПЦИЯ

по поднятию на новый этап развития футбола

в Узбекистане до 2030 года


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Концепция по поднятию на новый этап развития футбола в Узбекистане до 2030 года (далее - Концепция) включает в себя комплекс мер, разработанных в целях дальнейшей популяризации футбола и его развития на системной основе.

Концепция определяет цели, задачи, приоритетные направления, этапы развития системы футбола в Узбекистане на среднесрочную и долгосрочную перспективу, а также служит основанием для разработки программ и комплексных мер, направленных на развитие футбола как вида спорта.

Дальнейшее повышение авторитета нового Узбекистана в спортивном сообществе в рамках проведения масштабных работ по устранению недостатков, накопившихся в сфере футбола на протяжении долгих лет, в частности, укрепление "футбольного фактора" в воспитании молодого поколения в духе патриотизма и организации содержательного досуга молодежи составляют суть настоящей Концепции.



ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ И СИСТЕМНЫЕ

ПРОБЛЕМЫ СФЕРЫ ФУТБОЛА В УЗБЕКИСТАНЕ


В последние годы проводится ряд мероприятий, направленных на укрепление здоровья населения, формирование духовно и физически развитого поколения, широкое привлечение соотечественников, особенно молодежи, к футболу - игре миллионов, виду спорта, занимающему особое место в нашей стране.

В настоящее время функционируют 255 спортивных образовательных учреждений, направленных на развитие футбола в Узбекистане, из них:

209 детско-юношеских спортивных школ;

14 детско-юношеских футбольных академий;

15 детско-юношеских футбольных школ при профессиональных футбольных клубах;

17 частных футбольных школ.

Сегодня численность населения республики превышает 33,6 миллиона человек, из них количество лиц, занимающихся футболом, составляет 327 291 (в том числе женщин - 11 884). В 297 спортивных образовательных учреждениях численность детей и юношей, занимающихся футболом, в возрасте 7-18 лет составляет 45 919 человек (в том числе девочек - 610), численность профессиональных футболистов - 2 220 (в том числе женщин - 400). В стране регулярно занимается футболом 0,14% общей численности населения.

В массовых и любительских футбольных турнирах, прошедших в 2019 году, приняло участие более 161 000 детей и юношей в возрасте 7-18 лет, в футбольных соревнованиях "Кожаный мяч", "Кубок независимости", "Любительская лига", "Чемпионат ветеранов" в возрастной категории старше 18 лет приняло участие свыше 200 000 человек.

В Профессиональной футбольной лиге Узбекистана соревнования проводятся в трех категориях с участием 37 профессиональных футбольных клубов: Суперлига, А Про-лига, Б Про-лига.

Испытания физической подготовки футболистов национальной и олимпийской сборных команд Узбекистана показали следующие результаты:

взрывная сила в Национальной сборной команде - 47%, в Олимпийской сборной команде - 53%;

уровень стартовой скорости в Национальной сборной команде - 8%, в Олимпийской сборной команде - 17%;

уровень дистанционной скорости в Национальной сборной команде - 61%, в Олимпийской сборной команде - 68%;

уровень скоростной выносливости в Национальной сборной команде - 65%, в Олимпийской сборной команде - 70%.

В настоящее время численность граждан, занимающихся тренерской деятельностью по футболу в Узбекистане, составляет 1 750 человек. В частности, в Сырдарьинской области на около 850 тысяч человек приходится 78 тренеров (0,1%), в Кашкадарьинской области на 3,3 миллиона человек приходится 77 тренеров (0,003%), в Самаркандской области на 3,8 миллиона человек приходится 79 тренеров (0,002%).

В республике имеется 380 футбольных полей и 1 830 площадок для мини-футбола (искусственного покрытия), предназначенных для проведения учебных тренировок. Из 65 стадионов на 18 можно проводить международные соревнования.

В этой связи в Навоийской области при численности населения 913 тысяч загруженность одного футбольного поля в день - 9 318 человек, в Самаркандской области при численности населения 3,8 миллиона на одно футбольное поле в день приходится 14 047 человек.

Международный опыт в сфере футбола показывает, что в Великобритании количество детско-юношеских футбольных школ и академий составляет 39 812, при общей численности населения 65 миллионов регулярно занимаются футболом 11,5 миллиона человек (20,9%).

В Германии всего функционирует 27 336 футбольных школ и академий, при численности населения 81 миллион регулярно занимаются футболом 16,3 миллиона человек (20%). В России имеется 2 245 школ, специализированных на футболе, при численности населения 146 миллионов регулярно занимаются футболом 5,8 миллиона человек (4,1%).

Победа на Азиатских играх, прошедших в 1994 году в городе Хиросиме в Японии, остается самым большим достижением национальной сборной команды Узбекистана на международном уровне.

Тенденция сегодняшнего развития футбола требует адаптации созданной в стране футбольной инфраструктуры к системе подготовки высокоодаренных футболистов на профессиональном уровне, а также спортивных менеджеров высокой квалификации в сфере футбола.

Развитию футбола в стране препятствуют следующие системные проблемы:

во-первых, несоответствие системы выявления и отбора (селекции) одаренных детей и юношей современным требованиям, отсутствие качественного спортивного резерва для национальных сборных команд;

во-вторых, низкий уровень физической подготовки футболистов и ее несоответствие международным требованиям. Например, ни один из футболистов национальной и олимпийской сборных команд не прошел испытание специальных тестов "YoYo" по оценке выносливости и скорости восстановления;

в-третьих, неэффективность применения механизмов маркетинга и современного менеджмента в системе развития и управления футболом;

в-четвертых, отсутствие необходимых условий в системе подготовки квалифицированных кадров для удовлетворения потребностей в таких специалистах, как футбольный аналитик, спортивный селекционер (скаут), спортивный менеджер, спортивный маркетолог, спортивный врач, спортивный психолог, спортивный фармаколог, спортивный диетолог, спортивный юрист, в соответствии с современными футбольными требованиями;

в-пятых, низкий уровень организации соревнований и учебно-тренировочных процессов между детско-юношескими футбольными командами в регионах;

в-шестых, неудовлетворительное социальное положение и статус тренеров детско-юношеского футбола, не соответствующая требованиям сегодняшнего дня система оплаты их труда и материального стимулирования;

в-седьмых, неэффективность деятельности региональных футбольных ассоциаций по развитию футбола, организации мероприятий по футболу, привлечению молодежи к футболу, проведению мероприятий по пропаганде;

в-восьмых, не соответствующее требованиям сегодняшнего дня состояние футбольной инфраструктуры (покрытие футбольных полей, системы освещения, уровень обеспечения мультимедийным оборудованием, трибуны для болельщиков) и устаревшие нормативы спортивного инвентаря, предназначенного для проведения учебных тренировок;

в-девятых, отсутствие единого учебно-тренировочного центра, предоставляющего возможность Национальным сборным командам по футболу централизованного проведения учебно-тренировочного процесса и соревнований;

в-десятых, отсутствие центров функциональной диагностики и реабилитации футболистов, системы фармакологического обеспечения, а также научно обоснованной методологии;

в-одиннадцатых, неупорядоченность правового статуса футбольных клубов, механизмов обеспечения прозрачности футбольных матчей национального чемпионата, наличие фактов проведения договорных игр;

в-двенадцатых, не соответствующая требованиям Азиатской футбольной конфедерации и другим международным стандартам деятельность большинства профессиональных футбольных клубов;

в-тринадцатых, неэффективное использование денежных средств, выделяемых на развитие футбола;

в-четырнадцатых, наличие таких отрицательных фактов, как искусственное уменьшение биологического возраста спортсменов, принимающих участие в соревнованиях национального и международного уровня;

в-пятнадцатых, наличие коррупционных схем и договорных игр в футболе, отсутствие прозрачной системы контроля за деятельностью в данной сфере.

Основными задачами настоящей Концепции являются превращение футбола в наиболее массовый вид спорта в Узбекистане, налаживание системы выявления, отбора и подготовки высокоодаренных молодых футболистов в качестве профессиональных спортсменов, доведение нашего футбола до уровня, способного конкурировать с развитыми странами, подготовка специалистов по футболу в соответствии с международными требованиями и стандартами, развитие деятельности футбольных клубов, эффективная организация учебно-тренировочного процесса сборных команд по футболу, проведение в нашей стране крупных международных соревнований по футболу, в том числе первенств мира и континента среди юношеских, молодежных и женских команд.



ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ

ФУТБОЛА В УЗБЕКИСТАНЕ


Тенденция сегодняшнего развития современного футбола с акцентом на его популярность требует более пристального внимания к данному виду спорта с точки зрения его применения в качестве редкостного инструмента формирования у населения страны, особенно молодежи, духовно-нравственных идеалов, чувства преданности Родине, здорового образа жизни и как важного фактора, определяющего показатель развития экономики в период широкомасштабного реформирования страны.

Анализируя опыт зарубежных государств с развитым футболом, во многих случаях прослеживается формирование футбольных клубов как бизнес-структур путем подготовки в них молодежи в качестве профессиональных футболистов.

Например, по перспективам развития футбола близкая к Узбекистану Хорватия за последние десять лет осуществила стремительные преобразования в сфере футбола и вышла на уровень, способный конкурировать с передовыми странами по футболу, такими как Англия, Франция, Италия, Испания и Германия.

Высокопрофессиональные спортсмены, воспитанные в футбольных академиях Хорватии, пополнили составы футбольных клубов вышеперечисленных государств с развитым футболом. Это послужило воспитанию высокопрофессиональных спортсменов, повышению доходов государства путем коренного развития футбольных академий Хорватии, улучшению условий для футболистов и членов их семей.

В целях подготовки футболистов с высоким потенциалом, имеющих практический опыт и навыки деятельности в условиях Узбекистана, научно-методического обеспечения подготовки профессиональных футболистов на основе инновационных подходов, поднятия на новый этап развития футбола необходимо обратить внимание на следующие важнейшие направления:

во-первых, физическое закаливание и активное привлечение молодежи к спорту, превращение футбола в Узбекистане в общенациональный вид спорта путем реализации широкомасштабных реформ в рамках пяти важных инициатив и программ "Обод кишлок" и "Обод махалла";

во-вторых, коренное совершенствование системы выявления и отбора (селекции) высокоодаренных молодых футболистов;

в-третьих, налаживание системы "экспорта футболистов" в ведущие клубы стран с развивающимся футболом путем коренного совершенствования системы выявления и отбора (селекции) молодых высокоодаренных футболистов, организации их поэтапной профессиональной подготовки;

в-четвертых, популяризацию и развитие женского футбола, футзала (мини-футбола) и пляжного футбола;

в-пятых, широкое привлечение и поощрение частных инвестиций в сферу футбола;

в-шестых, совершенствование тренерской и судейской школы Узбекистана путем популяризации положительного опыта судейской деятельности в сфере футбола и поднятия его на качественно новый уровень;

в-седьмых, налаживание деятельности агентов (посредников) по футболу в целях подготовки на профессиональном уровне футболистов, обладающих высоким спортивным потенциалом, обеспечения их профессиональной деятельности в престижных футбольных клубах зарубежных стран, а также защиты прав и интересов футболистов;

в-восьмых, обеспечение деятельности футбольных клубов, действующих в каждом регионе республики в соответствии с требованиями Азиатской футбольной конфедерации, применение принципа монетизации с целью достижения эффективности финансирования в сфере футбола;

в-девятых, поэтапное сокращение финансирования значительной части профессиональных футбольных клубов крупными государственными предприятиями и организациями с государственной долей, а также внедрение управления сферой футбола в соответствии с рыночными механизмами с целью искоренения иждивенческих настроений в футбольных клубах, поэтапная передача футбольных клубов частному сектору;

в-десятых, создание бренда "узбекского футбола" путем повышения привлекательности футбольных соревнований и эффективной организации новой системы развития футбола в стране;

в-одиннадцатых, прикрепление школ футбольного мастерства при Министерстве спорта Республики Узбекистан к соответствующим региональным профессиональным футбольным клубам в целях качественной подготовки резерва и повышения эффективности деятельности профессиональных футбольных клубов.

Целью настоящей Концепции является дальнейшая популяризация футбола в Узбекистане до 2030 года, разработка и внедрение действенных механизмов системного развития футбола, предусмотрев при этом:

во-первых, создание условий для всестороннего развития массового и профессионального футбола в стране;

во-вторых, организацию системы выявления и отбора (селекции) перспективных и одаренных футболистов, их подготовку на профессиональном уровне;

в-третьих, дальнейшее совершенствование материально-технического оснащения футбольной инфраструктуры и ее адаптацию к международным требованиям;

в-четвертых, оснащение государственных, в том числе спортивных, образовательных учреждений оборудованием и инвентарем, необходимыми для стимулирования развития футбола, локализацию производства спортивного оборудования и снаряжения;

в-пятых, внедрение передовых научно-методических и инновационных технологий в процессы подготовки, переподготовки, повышения квалификации, отбора и развития специалистов сферы футбола;

в-шестых, дальнейшее совершенствование законодательной базы сферы футбола;

в-седьмых, усовершенствование системы финансирования футбола с внедрением механизмов коммерциализации;

в-восьмых, внедрение современных подходов и жестких требований регламента в процессы формирования сборных команд по футболу и их резерва.



§ 1. Создание условий для всестороннего развития

массового и профессионального футбола


В целях создания условий для всестороннего развития массового и профессионального футбола необходимо реализовать следующие меры:

проведение на высоком уровне соревнований по футболу "Футбол в махалле", "Будущее нашего футбола", "Кожаный мяч" среди молодежи махалли на постоянной и системной основе;

организацию в широком масштабе проведения соревнований по футболу в разрезе регионов среди работников всех предприятий и организаций, государственных учреждений на "Кубок Премьер-министра", "Кубок хокима" и "Кубок руководителя" на постоянной и системной основе;

создание школ футбольного мастерства (далее - школы футбольного мастерства) и детско-юношеских спортивных школ при Министерстве спорта Республики Узбекистан на базе детско-юношеских футбольных школ при профессиональных футбольных клубах, финансируемых за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан;

создание в Республике Каракалпакстан и областях дополнительных школ футбольного мастерства, финансируемых за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан исходя из численности населения;

применение условий оплаты труда и материального стимулирования, установленных для центров по подготовке к олимпийским и паралимпийским видам спорта, к руководителям, тренерам и иным сотрудникам школ футбольного мастерства;

организацию наглядных уроков по футболу в игровой форме с целью стимулирования интереса к футболу у воспитанников дошкольных образовательных организаций;

проведение регулярных футбольных фестивалей и познавательных мероприятий среди воспитанников дошкольных образовательных организаций;

проведение регулярных соревнований "Футбольная лига школ" между общеобразовательными школами каждого района (города) не менее двух раз в год;

организацию финансирования соревнований "Футбольная лига школ" в рамках средств, выделенных на календарные планы спортивных и физкультурно-массовых мероприятий районов (городов) и Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, а также Физкультурно-спортивному обществу Узбекистана "Ёшлик";

проведение регулярных соревнований "Футбольная лига спортивных школ" между отделениями футбола спортивных школ районов (городов) и частными футбольными школами в соответствии с нормами, установленными по возрастным категориям;

проведение регулярных соревнований "Лига профессиональных футбольных школ" между школами футбольного мастерства, частными профессиональными футбольными школами и футбольными академиями при профессиональных футбольных клубах в соответствии с нормами, установленными по возрастным категориям;

организацию финансирования соревнований "Футбольная лига спортивных школ" и "Лига профессиональных футбольных школ" в рамках средств, выделенных на календарные планы спортивных и физкультурно-массовых мероприятий Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента;

стимулирование занятия футболом, дальнейшее повышение авторитета футбола, создание благоприятных условий для становления одаренных детей и юношей в качестве профессиональных футболистов;

принятие и реализацию целевых программ по привлечению к футболу детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, нуждающихся в социальной защите;

дальнейшее развитие и поощрение деятельности частных футбольных школ и частных профессиональных футбольных школ, в том числе присвоение им имен известных футболистов;

ежегодное создание короткометражных видеороликов, съемку документальных и художественных фильмов о футболе и организацию их показа в средствах массовой информации;

создание в спортивных школах районов (городов) команд по женскому и пляжному футболу, футзалу (мини-футболу), проведение между ними соревнований на постоянной основе с целью популяризации и всестороннего развития футбола;

формирование единой базы данных всех футболистов, участвующих в соревнованиях, включенных в календарные планы спортивных и физкультурно-массовых мероприятий районов (городов), областей и республики;

проведение встреч и мастер-классов для молодых футболистов с привлечением известных футболистов и тренеров;

совершенствование системы оплаты труда тренеров по футболу. При этом внедрение механизмов установления размера дополнительного вознаграждения тренеров (помимо заработной платы) в зависимости от включения воспитанных ими молодых спортсменов в состав национальных сборных команд по футболу и профессиональных футбольных клубов;

специализацию районов (городов) по футболу;

принятие мер по организованному привлечению членов фан-клубов всех регионов страны к играм с участием Национальной сборной команды Узбекистана с регулярным проведением мероприятий по пропаганде в духе патриотизма.



§ 2. Дальнейшее развитие деятельности

профессиональных футбольных клубов


В целях дальнейшего развития деятельности профессиональных футбольных клубов необходимо реализовать следующие меры:

формирование составов всех профессиональных футбольных клубов и сборных команд по футболу за счет спортсменов, выполнивших установленные требования по физической подготовке;

осуществление "экспорта футболистов" в ведущие клубы Центральной Азии, России, Китая и других стран с развивающимся футболом, овладение зарубежными футбольными рынками посредством подготовки одаренных футболистов;

стимулирование деятельности профессиональных футбольных клубов по "экспорту футболистов" в ведущие клубы стран с развивающимся футболом;

проведение государственными предприятиями и организациями мониторинга за эффективным использованием финансовых средств, выделяемых на деятельность профессиональных футбольных клубов;

обеспечение прозрачности системы стимулирования спортсменов и других специалистов в профессиональных футбольных клубах;

создание инновационных лабораторий при профессиональных футбольных клубах, а также их оснащение устройствами дистанционного наблюдения за физической подготовкой футболистов и современным имитационным оборудованием;

определение правового статуса футбольных клубов и разработку механизмов по эффективному использованию предоставленных им налоговых и таможенных льгот.



§ 3. Налаживание системы выявления и отбора (селекции),

профессиональной подготовки перспективных

и одаренных футболистов


Налаживание в Узбекистане системы выявления, отбора (селекции) и профессиональной подготовки перспективных и одаренных футболистов включает в себя комплекс мер.

Процесс выявления и отбора условно можно разделить на любительский и профессиональный уровни.

Выявление и отбор (селекция) на любительском уровне решает лишь вопросы массового привлечения к футболу во внешкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных школах. Данный уровень включает методы выявления и отбора (селекции), а также формирование футбольных команд, выполняет задачу привлечения к футболу одаренной молодежи с целью подготовки в будущем профессиональных футболистов.

Выявление и отбор (селекция) спортсменов профессионального уровня осуществляется в четыре этапа:

первый - осуществление отбора (селекции) одаренных учащихся в отделения футбола спортивных школ районов (городов) и частные футбольные школы по результатам проведения соревнований "Футбольная лига школ";

второй - осуществление отбора (селекции) футболистов в школы футбольного мастерства, частные профессиональные футбольные школы и футбольные академии при профессиональных футбольных клубах по результатам проведения соревнований "Футбольная лига спортивных школ";

третий - осуществление отбора (селекции) футболистов в региональные профессиональные футбольные клубы по результатам проведения соревнований "Лига профессиональных футбольных школ";

четвертый - прохождение подготовки в Республиканской детско-юношеской футбольной академии при Ассоциации футбола Узбекистана сборных команд по футболу разных возрастных категорий.



§ 4. Дальнейшее улучшение материально-технического обеспечения

футбольной инфраструктуры и приведение в соответствие

с международными требованиями


В целях дальнейшего улучшения материально-технического обеспечения футбольной инфраструктуры, приведения ее в соответствие с международными требованиями необходимо реализовать следующие меры:

укрепление материально-технической базы школ футбольного мастерства, их оснащение современным оборудованием и инвентарем, строительство спортивных сооружений;

строительство современных новых и реконструкцию действующих футбольных стадионов в соответствии с требованиями Международной Федерации Футбольных Ассоциаций и Азиатской Футбольной Конфедерации;

строительство новых и реконструкция действующих футбольных полей республики в целях подготовки футболистов и привлечения молодежи к футболу. Обеспечение покрытия стадионов натуральным газоном с оказанием при этом поддержки предприятиям-производителям натурального газона;

разработку и обеспечение исполнения программы "Футбольная площадка в каждой махалле", предусматривающей строительство футбольных полей и площадок для мини-футбола, в том числе на основе государственно-частного партнерства. Привлечение льготных кредитных линий международных финансовых институтов и зарубежных банков на строительство футбольных полей и площадок для мини-футбола под гарантию Правительства;

определение мер по строительству в регионах сети современных спортивных залов, предназначенных для проведения соревнований по футзалу (мини-футболу);

строительство в каждом регионе песочных площадок для занятия пляжным футболом;

обеспечение объектов футбольной инфраструктуры качественным спортивным инвентарем на требуемом уровне;

внедрение в процесс проведения профессиональных футбольных соревнований современных информационно-коммуникационных технологий и инновационных проектов, в частности системы VAR (Video Assistant Referee, видеопомощник судьи).



§ 5. Оснащение государственных образовательных учреждений,

в том числе отделений футбола детско-юношеских спортивных

школ районов (городов) инвентарем и оборудованием,

необходимым для развития футбола


В целях обеспечения оснащения государственных образовательных учреждений, в том числе отделений футбола спортивных школ районов (городов), инвентарем и оборудованием по футболу, необходимо реализовать следующие меры:

изучение оснащенности государственных образовательных учреждений, в том числе отделений футбола спортивных школ районов (городов), инвентарем и оборудованием, необходимыми для развития футбола;

регулярное оснащение общеобразовательных школ и отделений футбола спортивных школ районов (городов) инвентарем и оборудованием для футбола, в том числе футбольными мячами, по установленным нормативам;

поддержку предприятий, производящих футбольные мячи, оказание содействия в устранении проблем и недостатков в их деятельности;

отдельно указывать в параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан статью расхода на обеспечение спортивным оборудованием и инвентарем в рамках установленных нормативов на постоянной основе.



§ 6. Внедрение инновационных подходов,

передовых научно-методических и информационно-

коммуникационных технологий в процессы подготовки,

переподготовки, повышения квалификации, отбора

и развития специалистов сферы футбола


В целях подготовки, переподготовки, повышения квалификации, отбора и развития специалистов сферы футбола в Узбекистане необходимо реализовать следующие меры:

разработка и внедрение критериев отбора специалистов на должность технического директора по футболу с привлечением зарубежных специалистов;

проведение международных тренерских курсов по программам Азиатской Футбольной Конфедерации с привлечением международных инструкторов (тренеров по женскому, пляжному футболу, футзалу (мини-футболу), подготовке вратарей и физической подготовке);

организацию специализированных курсов для подготовки инструкторов по тренерскому образованию с привлечением специалистов Международной Федерации Футбольных Ассоциаций, Европейского Союза Футбольных Ассоциаций и Азиатской Футбольной Конфедерации;

организацию и проведение специализированных семинаров Международной Федерации Футбольных Ассоциаций для тренеров, судей и иных специалистов по таким направлениям футбола, как женский футбол, футзал (мини-футбол), пляжный футбол и другие;

организацию повышения квалификации (стажировок) тренеров по футболу в зарубежных государствах;

создание и организацию деятельности Центра подготовки специалистов по футболу при Ассоциации футбола Узбекистана в целях подготовки, переподготовки и повышения квалификации тренеров высокой квалификации;

проведение научно-методических и научно-практических конференций по футболу на актуальные темы подготовки футболистов и иных специалистов с привлечением ведущих отечественных и зарубежных специалистов;

организацию стажировок представителей Ассоциации футбола Узбекистана в ведущих зарубежных центрах Международной Федерации Футбольных Ассоциаций, Европейского Союза Футбольных Ассоциаций и Азиатской Футбольной Конфедерации по подготовке тренеров;

создание системы "стюард фанат" для работы с фанатами и обеспечения локальной безопасности во время проведения футбольных матчей, организация специализированных семинаров для молодых волонтеров и членов фан-клубов;

принятие необходимых мер по обеспечению участия специалистов по футболу Узбекистана в управленческих звеньях международных футбольных структур.



§ 7. Кардинальное совершенствование системы

телевизионной трансляции футбольных соревнований


В целях кардинального совершенствования системы телевизионной трансляции футбольных соревнований необходимо реализовать следующие меры:

оснащение HD телевизионными студиями и необходимым мультимедийным оборудованием стадионов, предназначенных для проведения международных соревнований в каждом регионе;

передачу частному сектору медиаправ на осуществление телевизионной трансляции футбольных матчей на среднесрочных и долгосрочных условиях;

развитие системы "спонсоршип" (титульное спонсорство, дистрибуция рекламы, информационное сотрудничество и другие) путем поэтапной коммерциализации сферы футбола, а также налаживание механизма продажи телеканалам телевизионной трансляции футбольных матчей;

проведение оптико-волоконных линий связи для организации прямой трансляции футбольных матчей со стадионов;

обеспечение высокоскоростного доступа к сети Интернет с целью подготовки онлайн-репортажей с футбольных стадионов.



§ 8. Дальнейшее совершенствование

нормативно-правовой базы сферы футбола


В целях совершенствования нормативно-правовой базы сферы футбола необходимо реализовать следующие меры:

разработку в новой редакции нормативных актов, регулирующих проведение профессиональных футбольных соревнований с изучением при этом международного опыта;

разработку и утверждение нормативно-правовых актов, направленных на внедрение эффективной системы управления (спортивного менеджмента) с изучением опыта зарубежных стран-лидеров в сфере футбола;

разработку и утверждение нормативно-правовых актов по организации системы выявления, отбора (селекции) и подготовки молодых футболистов на профессиональном уровне, поддержке деятельности одаренных спортсменов в профессиональных футбольных клубах на системной основе;

разработку и утверждение нормативно-правовых актов по совершенствованию критериев приема в образовательные учреждения, специализированные на спортивном образовании и футболе;

определение конкретного правового статуса образовательных учреждений, специализированных на футболе, разработку и утверждение нормативно-правовых актов по развитию их деятельности;

разработку и утверждение нормативно-правовых актов о порядке прохождения аттестации для занятия тренерским образованием и тренерской деятельностью по футболу в Республике Узбекистан;

разработку и внедрение в практику критериев отбора тренеров по футболу (в том числе для сборных команд) в Республике Узбекистан;

разработку и внедрение критериев отбора судей с целью совершенствования системы их подготовки;

разработку и утверждение положения об упорядочении деятельности футбольных агентов (посредников) по футболу и порядке их аккредитации в соответствии с международными стандартами;

разработку и утверждение нормативно-правовых актов, определяющих и регулирующих в рамках законодательства деятельность таких современных профессий, как "спортивный врач", "спортивный психолог", "спортивный фармаколог", "спортивный диетолог", "спортивный селекционер", "футбольный аналитик", "спортивный юрист", "технический директор", "спортивный судья".


§ 9. Развитие системы финансирования и внедрение

механизмов коммерциализации в сферу футбола


В целях развития системы финансирования и внедрения механизмов коммерциализации в сферу футбола необходимо реализовать следующие меры:

организацию коммерциализации системы управления профессиональными футбольными клубами, в частности, обеспечение с 2020 года разработки конкретной бизнес-стратегии каждого футбольного клуба;

поэтапную передачу частному сектору футбольных клубов, финансируемых крупными предприятиями и организациями с государственной долей;

внедрение современной системы реализации билетов (включая продажу абонементов) в целях широкого привлечения на стадионы футбольных фанатов, организацию "услуг хоспиталити" (услуг хостела, питания, фитнеса, спортивных школ и других), налаживание деятельности стадионных клубов и музеев для эффективного использования инфраструктуры стадионов;

внедрение "футбольного мерчандайзинга" (создание клубной атрибутики, сувениров, комплектов клубной экипировки, разработку туристских экскурсионных маршрутов и другие) в целях коммерциализации деятельности субъектов сферы футбола;

организацию механизмов привлечения фанатов на стадионы путем проведения фестивалей и спортивных лотерей с участием известных футбольных клубов и футболистов.


§ 10. Внедрение совершенно новых подходов

к формированию сборных команд по футболу и их резервов


В целях формирования сборных команд по футболу и их резервов необходимо реализовать следующие меры:

создание учебно-тренировочного центра для национальных сборных команд по футболу;

разработку и внедрение критериев выявления и отбора (селекции) одаренных футболистов для сборных команд по футболу;

формирование составов всех видов национальных и олимпийских сборных команд по футболу из числа спортсменов, выполнивших установленные требования по физической подготовке;

обеспечение футболистов сборной команды реабилитационными средствами, совершенствование системы их питания и витаминизации в соответствии с международными требованиями;

разработка и внедрение в практику "кодекса фаната" в соответствии с национальными ценностями и традициями для официальных фанатов - членов фан-клубов профессиональных футбольных клубов;

разработка единого гимна Узбекистана по футболу.



ГЛАВА 4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОТ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ


Предусматривается достижение следующих результатов путем последовательной реализации приоритетных задач, установленных настоящей Концепцией:

совершенствование физической подготовки профессиональных футболистов, повышение качества проведения футбольных матчей;

достижение полноценного обеспечения профессиональных футбольных клубов такими квалифицированными специалистами, как футбольный аналитик, спортивный врач, спортивный психолог, спортивный фармаколог, спортивный селекционер, спортивный юрист, технический директор;

создание единой базы данных о деятельности и результатах функциональной диагностики всех спортсменов, регулярно занимающихся футболом, по республике;

увеличение числа регулярно занимающихся футболом до 5 процентов от общей численности населения страны до 2030 года;

организация системы прозрачного контроля за предупреждением негативного воздействия коррупционных схем на сферу футбола, проведение футбольных соревнований на основе принципов справедливости;

создание условий для участия национальных сборных команд по футболу в престижных международных футбольных соревнованиях, обеспечение эффективности деятельности Ассоциации футбола Узбекистана по вопросам дальнейшей популяризации футбола и его профессионального развития;

повышение конкурентоспособности профессиональных футбольных клубов за счет передачи их частному сектору, обеспечение привлекательности футбольных игр;

создание условий для проведения на высоком уровне международных и отечественных футбольных мероприятий путем совершенствования футбольной инфраструктуры;

создание условий для развития детского футбола на местах и необходимой футбольной инфраструктуры (спортивных площадок, инвентаря и другого необходимого оснащения) посредством социальных нагрузок, принимая во внимание улучшение финансовой устойчивости футбольных клубов;

создание современной системы профессиональной подготовки одаренных футболистов и их трансфера в ведущие футбольные клубы зарубежных стран;

создание условий для организации содержательного досуга и привития молодежи чувства патриотизма путем расширения аудитории футбольных фанатов посредством применения методов современного маркетинга.



ГЛАВА 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Поднятие на совершенно новый этап развития футбола в Узбекистане зависит прежде всего от полноценного выполнения, а также степени осознания каждым исполнителем своей персональной ответственности за реализацию поставленных задач.

Формирование нового облика футбола Узбекистана в сегодняшнем быстро меняющемся мире, улучшение его позиций в мировом футболе неразрывно связано с осуществлением реформ, созданием достойных условий и, безусловно, с достигнутыми результатами.

Справедливую оценку осуществляемым преобразованиям в сфере футбола, достижениям узбекского футбола даст сам народ и прежде всего истинные футбольные фанаты со своим богатым опытом.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 5 декабря 2019 г.