ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Основы государственно-правового устройства / Суверенитет. Конституция. Государственные символы / Суверенитет. Конституция /

Постановление Президента Республики Узбекистан от 13.12.2019 г. N ПП-4551 "О дополнительных мерах по обеспечению верховенства Конституции и закона, усилению общественного контроля в данном направлении, а также повышению правовой культуры в обществе"

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

П  Р  Е  З  И  Д  Е  Н  Т  А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

13.12.2019 г.

N ПП-4551



О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ

ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВЕРХОВЕНСТВА КОНСТИТУЦИИ

И ЗАКОНА, УСИЛЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

В ДАННОМ НАПРАВЛЕНИИ, А ТАКЖЕ ПОВЫШЕНИЮ

ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕСТВЕ


Известно, что обеспечение верховенства Конституции и закона является важнейшим критерием построения правового демократического государства в нашей стране.

Эффективность широкомасштабных реформ, осуществляемых в стране, основная гарантия мира и прогресса также непосредственно связаны с обеспечением верховенства Конституции и закона. Поэтому чрезвычайно важной и актуальной задачей становится создание среды, в которой соотечественники, а в первую очередь руководители, работающие во всех отраслях и сферах нашей жизни, граждане обязаны хорошо знать Конституцию и законы, правильно организовывать их исполнение, все члены общества без исключения должны строго их соблюдать.

Именно этого также требует отображение в основе обновлений и преобразований, осуществляемых в нашей стране ускоренными темпами, такой благородной цели, как воплощение на практике закрепленной прежде всего в Конституции нормы об обязательстве государственных органов служить интересам народа.

В данном направлении имеет важное значение принятие множества новых законов и подзаконных актов для обеспечения исполнения задач, определенных в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан.

В то же время обеспечение верховенства Конституции и закона требует эффективной борьбы против негативных последствий правонарушений, а также формирования действенной системы, направленной на раннее предотвращение таких случаев.

Повышение правосознания и правовой культуры в обществе имеет чрезвычайно важное значение в укреплении законности, что ставит на повестку дня в качестве важнейшей задачи формирование у каждой личности уважительного отношения к законам, правам и свободам человека, а также создание атмосферы нетерпимости к правонарушениям.

Вместе с тем в достижении верховенства Конституции и закона особое значение также имеют внедрение действенных форм общественного контроля, недопущение притеснения в любой форме законных прав представителей средств массовой информации.

В целях усиления эффективности проводимых реформ, безусловного обеспечения верховенства закона, повышения правосознания и правовой культуры в обществе, внедрения эффективных форм общественного контроля в развитии гражданского общества, а также расширения участия средств массовой информации в этих процессах:


1. В соответствии с задачами, определенными на торжественном собрании, посвященном 27-й годовщине принятия Конституции Республики Узбекистан, утвердить Программу мер по обеспечению верховенства Конституции и закона, усилению общественного контроля в данном направлении, а также повышению правовой культуры в обществе (далее - Программа) согласно приложению*.


2. Определить основной целью реализации Программы достижение следующих конечных результатов:

обеспечение верховенства Конституции и закона, полного соответствия законам решений государственных органов и действий должностных лиц, эффективная организация исполнения законов;

поднятие на новый этап работ по повышению правосознания и правовой культуры в обществе, доведение до широких масс правовой информации посредством современных методов, формирование у каждого гражданина и должностных лиц чувства уважения к Конституции и законам;

в целях достижения верховенства Конституции и закона совершенствование механизмов общественного контроля за деятельностью государственных ведомств, оказание поддержки независимым и объективным средствам массовой информации, дальнейшее развитие институтов гражданского общества;

дальнейшее совершенствование системы правосудия, повышение авторитета и обеспечение подлинной независимости судебной власти;

усиление принципов открытости и гласности в государственном и общественном управлении, повседневной деятельности государственных органов, превращение правоохранительных органов в служащие интересам народа ведомства;

дальнейшее укрепление в качестве высшей ценности человека, его жизни, свободы, чести, достоинства и других неотъемлемых прав, определенных в Конституции и законах, гарантирование неприкосновенности собственности.


3. Установить, что:

а) начиная с 1 марта 2020 года:

решения о кардинальном обновлении архитектурного облика и благоустройстве населенных пунктов, а также проведении в них комплексных работ по строительству и реконструкции предварительно обсуждаются среди жителей данной территории и проходят общественную экспертизу;

документы об отводе земли физическим и юридическим лицам в течение одного дня после их принятия (оформления) публикуются на официальных веб-сайтах соответствующих хокимиятов;

б) начиная с 1 апреля 2020 года:

внедряется обязательный порядок видеосъемки действий по задержанию лица, разъяснению ему процессуальных прав, отказу от защитника;

на сотрудников правоохранительных органов после задержания ими лица возлагается обязанность по незамедлительному уведомлению о его задержании и месте содержания кого-либо из членов его семьи, а при их отсутствии - иных родственников или близких лиц;

в) начиная с 1 июля 2020 года факты применения процессуальных принудительных мер, ограничивающих права, в том числе задержания лица, вносятся в единую систему электронного учета.


4. По повышению эффективности обеспечения исполнения законов:

а) рекомендовать Законодательной палате и Сенату Олий Мажлиса Республики Узбекистан совершенствовать и усилить деятельность по изучению состояния исполнения законодательных актов и правоприменительной практики, а также проведению мониторинга за принятием подзаконных актов, широкой пропаганде принятых законов среди населения;

б) рекомендовать Верховному суду Республики Узбекистан ежеквартально обобщать судебную практику по изучению состояния единообразного и правильного применения законов при осуществлении судебной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, при необходимости принимать соответствующие постановления Пленума;

в) Кабинету Министров Республики Узбекистан обеспечить комплексное и целевое изучение законов, а также ежеквартальное обсуждение его результатов на заседаниях Президиума Кабинета Министров на плановой основе.


5. Верховному суду совместно с Генеральной прокуратурой, Службой государственной безопасности, Министерством внутренних дел и Министерством юстиции Республики Узбекистан в срок до 1 мая 2020 года разработать и внести в установленном порядке соответствующий проект закона, предусматривающий:

непосредственное обжалование в суд заинтересованными лицами решений прокурора, дознавателя или следователя о возбуждении уголовного дела, отказе в возбуждении уголовного дела, назначении ревизии, приостановлении дознания или предварительного следствия и прекращении уголовного дела;

усиление ответственности по фактам вмешательства в разрешение судебных дел, в том числе воздействия в любой форме на судью с целью воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела, вынесения неправосудного приговора, решения, определения или постановления.


6. Консультативному совету по развитию гражданского общества при Президенте Республики Узбекистан (А. Саидов):

совместно с Центром развития гражданского общества и Национальной ассоциацией негосударственных некоммерческих организаций Узбекистана в срок до 1 марта 2020 года разработать и утвердить комплексную программу по созданию действенной и современной системы осуществления общественного контроля в разрезе каждой сферы и отрасли;

внести в установленном порядке предложения по внедрению современных механизмов эффективного сотрудничества с институтами гражданского общества в области общественного контроля, а также мер поддержки их деятельности.

Рекомендовать Общественному фонду по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе Республики Узбекистан в срок до 1 мая 2020 года проведение государственных грантовых конкурсов на лучшие предложения среди негосударственных некоммерческих организаций и средств массовой информации по внедрению эффективных и современных механизмов осуществления общественного контроля, а также расширению участия данных институтов в управлении обществом.


7. Национальному центру по правам человека Республики Узбекистан в срок до 1 мая 2020 года путем широкого обсуждения с участием международных организаций, общественности, специалистов и экспертов сферы разработать и внести в установленном порядке проект Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека, предусматривающий:

обеспечение полноценного исполнения международных обязательств Республики Узбекистан в области прав человека;

совершенствование механизмов осуществления мониторинга за соблюдением прав и свобод граждан;

создание системы организационно-правовых и иных комплексных мер, направленных на обеспечение надежной защиты прав и свобод человека;

повышение эффективности механизмов и порядка имплементации международных стандартов в области прав и свобод человека в законодательство и практическую деятельность государственных органов, в частности правоохранительных органов;

повышение правовой грамотности населения в области прав человека, в том числе распространение в данном направлении эффективной информации и просвещения, организацию образовательной деятельности;

поднятие на новый этап сотрудничества с международными и региональными структурами, национальными институтами зарубежных стран в области защиты прав человека.


8. Агентству информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан:

в срок до 1 июля 2020 года разработать и внести в Кабинет Министров проекты законов "О телерадиовещании" и "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан "О средствах массовой информации", предусматривающие обеспечение свободы деятельности средств массовой информации и использования информации, усиление гарантий защиты от незаконных действий (решений) государственных органов и должностных лиц, определение профессиональных обязательств журналистов;

в срок до 1 марта 2020 года разработать и утвердить Программу комплексных мер по обеспечению открытости деятельности всех государственных органов и организаций, поднятию на новый этап их взаимосвязи с общественностью, в частности со средствами массовой информации.


9. Палате адвокатов совместно с Министерством юстиции, Верховным судом и Генеральной прокуратурой Республики Узбекистан в срок до 1 мая 2020 года разработать и внести в установленном порядке в Администрацию Президента Республики Узбекистан проект акта Президента Республики Узбекистан по дальнейшему совершенствованию института адвокатуры и коренному повышению статуса адвокатов, предусматривающий:

утверждение Концепции развития института адвокатуры;

дальнейшее повышение роли и значения Палаты адвокатов путем пересмотра полномочий Министерства юстиции Республики Узбекистан, связанных с деятельностью данной структуры;

пересмотр на основе международных стандартов механизма привлечения адвокатов следователем, прокурором и судом за счет государства;

установление дополнительных льгот для адвокатов.


10. Министерству юстиции Республики Узбекистан в срок до 1 марта 2020 года:

разработать и внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан проект "Дорожной карты" по эффективной реализации Концепции повышения правовой культуры в обществе в 2020-2021 годах, предусматривающий применение практических, действенных и инновационных механизмов при разъяснении населению, особенно молодежи, их прав;

подготовить и внести в Кабинет Министров предложения по созданию новой системы по обновлению и систематизации законодательства.


11. Руководителям министерств, государственных комитетов и ведомств обеспечить:

своевременное и качественное исполнение определенных в Программе мероприятий, разработку предусмотренных в ней проектов нормативно-правовых актов с проведением глубокого анализа законодательства и практики, а также на основе передового опыта развитых стран и активного обсуждения данных проектов среди широкой общественности, в том числе в социальных сетях;

ежеквартальное представление Министерству юстиции Республики Узбекистан информации о ходе выполнения Программы.


12. Министерству юстиции Республики Узбекистан:

проводить постоянный мониторинг состояния исполнения мероприятий, определенных в Программе;

обеспечить ежеквартальное представление в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров информации о результатах мониторинга.


13. Агентству информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан совместно с Национальным информационным агентством Узбекистана и Национальной телерадиокомпанией Узбекистана организовать широкое освещение в средствах массовой информации, а также сети Интернет целей и задач настоящего постановления.


14. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш.



Президент

Республики Узбекистан                                                      Ш. Мирзиёев



*) Приложение приводится на узбекском языке.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 14 декабря 2019 г.


"Народное слово", 17 декабря 2019 г.



































Время: 0.2292
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск