ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

2020 год /

Обзор нового в законодательстве (за период с 5 по 10 января 2020 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ОБЗОР

НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

           

(за период с 5 по 10 января 2020 г.)


Таможня: сокращено время выпуска товара в свободное обращение

         

В связи с принятием нового Налогового кодекса внесены изменения в законы

         

Развитие предпринимательства оценит онлайн-система "BUSINESS INDICATOR"

      

Детей, оставшихся за рубежом без родителей, на родину вернет МВД

       

Контролировать исполнение обязательств страховщиков будет Агентство

       

Для оценки духовного образования введут научно-обоснованные индикаторы

        

Как изменились ставки государственной пошлины

          

Какие учителя иностранного не сдают тесты для получения надбавки

         

Как проходят переподготовку и повышают квалификацию патентные поверенные

       

Как проходит органолептическая оценка алкоголя

        

Женщин от притеснения и насилия защитит ордер



Кабинет Министров принял Постановление от 31.12.2019 г. N 1057 "О совершенствовании таможенных процедур при оформлении товаров и транспортных средств, ввозимых на таможенную территорию Республики Узбекистан".


Разрешен импорт товаров, для ввоза которых требуется сертификат соответствия, санитарно-эпидемиологическое заключение, экологический сертификат, если выдача этих документов подтверждена в таможенной информационной системе "Единое окно".

Товары, по которым представлена предварительная таможенная декларация, выпускаются в свободное обращение в течение 3 часов после регистрации ГТД.

Сведения о товарах, транспортных средствах, пассажирах и их багаже для информационной системы таможенных органов можно подавать за час до прибытия на таможенную территорию Узбекистана. Эти сведения предоставляют железнодорожные перевозчики либо владельцы товара или лица, обладающие полномочиями в его отношении.

Национальные и зарубежные перевозчики, другие заинтересованные лица смогут самостоятельно представлять в информационную систему таможни предварительные электронные сведения о товарах и транспортных средствах, планируемых к ввозу на таможенную территорию Узбекистана.

В течение трех месяцев будет разработан порядок представления предварительных электронных сведений о планируемых к ввозу товарах и транспортных средствах, их использовании и регистрации.


* * *



7 января 2020 года подписан Закон "О внесении изменений и дополнения, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан в связи с принятием Налогового кодекса Республики Узбекистан" (N ЗРУ-601).


Новая редакция Налогового кодекса предусматривает:

q исключение из Кодекса определенных платежей и сборов и перенос их в отдельные законы (госпошлина, бонусы, сборы);

q изменение названия и структуры отдельных налогов (социальный налог, налог с оборота);

q отмену налоговых льгот для отдельных плательщиков (сельскохозяйственные предприятия, семейные предприятия).

Исходя из этого, внесены соответствующие изменения и дополнения в ряд законов:


1) В новой редакции Налогового кодекса отсутствуют такие платежи для недропользователей - как бонусы. Бонусы перенесены в Закон "О недрах" (N 2018-XII). При сохранении порядка налогообложения бонусов (как подписного, так и коммерческого обнаружения) изменены размеры минимального размера подписного бонуса. Теперь они составляют за право поиска и разведки месторождений:

q углеводородов - 5 000 БРВ;

q золота - 1 000 БРВ;

q драгоценных (кроме золота), редких и благородных металлов - 500 БРВ;

q рудных полезных ископаемых (за исключением права поиска и разведки месторождений золота, драгоценных, редких и благородных металлов) - 250 БРВ;

q нерудных полезных ископаемых - 50 БРВ.


2) В новой редакции НК предусмотрено, что сельскохозяйственные предприятия должны уплачивать налог с оборота или налоги в общеустановленном порядке в зависимости от площади угодий. В то же время для предприятий, уплачивающих налоги в общеустановленном порядке (НДС и др.), устанавливается нулевая ставка по налогу на прибыль. В связи с этим внесены изменения в Закон "О фермерском хозяйстве" (N 602-I).


3) В соответствии с действующим Законом "О семейном предпринимательстве" (N ЗРУ-327) семейные предприятия уплачивали ЕНП. При этом по выручке, полученной от реализации изделий народных художественных промыслов и прикладного искусства собственного изготовления, они также освобождались от уплаты ЕНП. В соответствии с новой редакцией НК в Закон "О семейном предпринимательстве" внесены изменения, предусматривающие, что семейные предприятия уплачивают налоги, как и все другие предприятия, в зависимости от объема выручки: налог с оборота или налоги в общеустановленном порядке.


4) В Закон "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности" (N 69-II) внесены изменения в части полномочий органов государственной власти на местах в сфере поддержки предпринимательской деятельности. В частности, в соответствии с новой редакцией Кодекса отменяется право органов государственной власти на местах устанавливать льготы по местным налогам.


5) В связи с принятием новой редакции НК внесены и другие изменения в законы (NN ЗРУ-313, ЗРУ-379, ЗРУ-417, ЗРУ-436, ЗРУ-454, ЗРУ-456, ЗРУ-476, ЗРУ-497, ЗРУ-508).


* * *



Развитие предпринимательства оценит онлайн-система "BUSINESS INDICATOR". Она внедряется с 1 марта т.г. для расчета и оценки показателей развития бизнеса в регионах республики. Это предусмотрено Постановлением Кабинета Министров РУз от 08.01.2020 г. N 8.


"BUSINESS INDICATOR" - это автоматизированная онлайн-информационная система (далее - Система), разработку которой доверят организации, выбранной на основе отбора лучших предложений без проведения тендерных торгов.

Для определения уровня развития бизнеса в регионе станут оценивать 17 показателей (индикаторов) официальной статистики по 10-балльной системе. В числе них: выделение свободных зданий, сооружений и участков, эффективное использование СЭЗ и МПЗ, обеспечение неприкосновенности права собственности предпринимателей, их кредитование, доля поступлений от бизнеса и пр. Периодичность оценки - два раза в год (полугодовая и годовая).

Сведения по официальной статистике вносят в Систему ответственные органы в следующие сроки:

q для полугодовой оценки - до 1 августа года;

q для годовой - до 1 марта следующего года.

А уже расчет внесенных показателей будет осуществляться по утвержденной методике посредством Системы.

По результатам рейтинга показатели могут оцениваться как:

q "образцовые" - если получено от 9 до 10 баллов;

q "хорошие" - от 7 до 9 баллов;

q "удовлетворительные" - от 5 до 7 баллов;

q "неудовлетворительные" - до 5 баллов.

За образцовые показатели развития бизнеса будут материально поощрять первых заместителей хокимов по вопросам экономики и предпринимательства, а также руководство и управленческий персонал задействованных в этом госорганизаций (их перечень приведен в приложении к акту). А вот плохие результаты грозят им привлечением к дисциплинарной ответственности.


* * *



Актом правительства утвержден порядок возвращения в страну детей - граждан Узбекистана, оставшихся без попечения родителей за рубежом (Постановление Кабинета Министров РУз от 07.01.2020 г. N 6).


Несовершеннолетние дети граждан республики, оставшиеся без попечения родителей за рубежом, возвращаются на родину Министерством внутренних дел (МВД). Эта норма распространяется и на детей - лиц без гражданства, постоянно проживающих в Узбекистане. При этом детей до 3-х лет вывозят совместными силами МВД и Минздрава.

Если у детей нет метрики, дипломатические представительства и консульские учреждения республики за рубежом подтверждают их гражданскую принадлежность и оформляют временный документ на право въезда (возвращения) в страну.

МИД, а также диппредставительства и консульские учреждения Узбекистана за рубежом незамедлительно по получению информации о детях, оставшихся без родителей, направляют эти сведения в Консульско-правовой департамент МИД (Указ Президента Республики Узбекистан от 05.04.2018 г. N УП-5400 "О мерах по коренному совершенствованию системы Министерства иностранных дел Республики Узбекистан и усилению его ответственности за реализацию приоритетных направлений внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности"). Департамент в свою очередь в течение одного рабочего дня отправляет данные в Главное управление профилактики правонарушений МВД (ГУПП). ГУПП, собрав за 15 дней всю информацию по ребенку, направляет ответственных сотрудников МВД, и при необходимости Минздрава, в страну пребывания детей для их возвращения.

Количество участвующих в операции сотрудников зависит от числа возвращаемых детей:

q для 1-2 детей - 1 сотрудник;

q для 3-4 - 2 сотрудника;

q от 5 и более детей - 3 сотрудника.

После возвращения дети старше 3-х лет помещаются в Центры оказания социально-правовой помощи несовершеннолетним по месту жительства, а дети до 3-х лет - в дома ребенка. При наличии в Узбекистане родителей или заменяющих их лиц дети по возвращению передаются им.


* * *



Принято Постановление Кабинета Министров "Об организации деятельности Агентства по развитию страхового рынка при Министерстве финансов Республики Узбекистан" от 31.12.2019 г. N 1060.


Документом утверждены:

q структура Агентства по развитию страхового рынка при Министерстве финансов Республики Узбекистан;

q Положение об Агентстве по развитию страхового рынка при Министерстве финансов Республики Узбекистан;

q Положение о внебюджетном Фонде Агентства по развитию страхового рынка при Министерстве финансов Республики Узбекистан.

Положение об Агентстве определяет статус, задачи, функции, права, ответственность, порядок организации его деятельности и отчетности, функциональные обязанности и ответственность его руководителей.

Агентство является уполномоченным госорганом по регулированию и развитию страхового рынка и обеспечивает защиту прав и законных интересов всех участников страховых отношений, и в своей деятельности подотчетно Министерству финансов.

Решения Агентства, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для исполнения всеми профессиональными участниками страхового рынка.

Среди основных задач Агентства:

q обеспечение открытости и прозрачности страхового рынка, деятельности его профессиональных участников;

q обеспечение защиты прав потребителей страховых услуг и других участников страховых отношений, содействие в повышении доверия населения к страховому рынку и развитии страховой культуры в обществе;

q содействие в организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов страхового рынка;

q установление обязательных нормативов и требований по платежеспособности страховщиков, формированию и использованию страховых резервов, а также разработка рекомендаций по организации эффективной страховой деятельности;

q контроль за соблюдением законодательства в сфере страховой деятельности;

q лицензирование страховой деятельности страховщиков (перестраховщиков) и страховых брокеров, сертификация деятельности актуариев;

q содействие в развитии традиционно востребованных и внедрении новых видов страховых услуг.

Агентство возглавляет директор, назначаемый и освобождаемый от должности Кабинетом Министров по представлению министра финансов.

Для потребителей страховых услуг в целях обеспечения свободного доступа к информации о финансовом положении и страховых выплатах страховых организаций, профессиональных участниках страхового рынка будет запущен веб-сайт Агентства.

Располагаться Агентство будет по адресу: г. Ташкент, Юнусабадский район, улица Истиклол, дом 29.

Положение о внебюджетном Фонде (далее - Фонд) Агентства по развитию страхового рынка при Министерстве финансов Республики Узбекистан определяет порядок формирования и использования его средств.

Фонд создается без образования юрлица, для финансирования расходов, связанных с осуществлением деятельности, содержанием и укреплением материально-технической базы Агентства, а также мер по материальному стимулированию и социальной защите его работников.

Средства Фонда формируются за счет:

q сборов за рассмотрение заявления соискателей лицензий;

q сборов за сертификацию актуария;

q календарных взносов страховых организаций;

q благотворительных пожертвований физических и юридических лиц;

q грантов международных финансовых институтов, иностранных правительственных организаций;

q доходов от размещения временно свободных средств Фонда на депозитах коммерческих банков;

q других источников, не запрещенных законодательством.

Календарный взнос вносится страховыми (перестраховочными) организациями ежеквартально путем перечисления соответствующей суммы денежных средств на казначейский лицевой счет Агентства. Его ставка устанавливается в размере 0,1% от чистых страховых премий страховых организаций.

Средства Фонда будут направляться на:

q организацию мер, направленных на развитие страхового рынка, содействие в повышении доверия населения к страховому рынку и развитии страховой культуры;

q обучение, подготовку, переподготовку и повышение квалификации руководителей и работников Агентства;

q покрытие расходов, связанных с деятельностью по привлечению отечественных и зарубежных специалистов, международных и иностранных организаций;

q финансирование текущих расходов Агентства;

q покрытие затрат, связанных с осуществлением распорядительных и управленческих функций Агентства;

q мероприятия, направленные на улучшение деятельности Агентства;

q укрепление материально-технической базы Агентства и др.

Положением также предусмотрено материальное стимулирование работников Агентства за счет средств Фонда.


* * *



Для оценки духовного образования введут научно-обоснованные индикаторы. Это определено Постановлением Кабинета Министров от 31.12.2019 г. N 1059 "Об утверждении Концепции непрерывного духовного образования и мерах по ее реализации".


Одно из приоритетных направлений реализации Концепции - повышение знаний населения о воспитании детей, педагогической культуре, регулярное ознакомление граждан с эффективными методами и формами реализации непрерывного духовного образования.

Цель Концепции - вырастить достойное, гармонично развитое поколение путем постепенного формирования у него социальных навыков и качеств, необходимых для самостоятельной жизни.

Поставлены задачи разработки научно-обоснованных индикаторов оценки духовного образования. Предусматривается повышение роли родителей, воспитателей, учителей и махалли в осуществлении непрерывного духовного образования, начиная с беременности и продолжающегося до достижения 30-летнего возраста.

Концепция охватывает четыре периода:

q I - в семьях (во время беременности, период от рождения ребенка до достижения им 3-летнего возраста);

q II - дошкольное образование (3-6 (7) лет);

q III - общее среднее образование (от начальных классов 6 (7)-10 лет до 11-17(18) лет);

q IV - учащиеся в системе учреждений среднего специального, профессионального и высшего образования, а также молодежь, которая работает на производстве либо не занята.


* * *



Президент подписал Закон Республики Узбекистан от 06.01.2020 г. N ЗРУ-600 "О государственной пошлине".


В документе определено, что государственной пошлиной является обязательный платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий и (или) выдачу документов уполномоченными на то учреждениями и (или) должностными лицами. Консульский сбор и патентная пошлина также являются государственной пошлиной.

Плательщиками госпошлины являются физические и юридические лица, обращающиеся в уполномоченные учреждения и (или) к должностным лицам, и в отношении которых совершаются юридически значимое действие и (или) выдача документов.

В Законе определены объекты взимания государственной пошлины и размеры ставок государственной пошлины.

Снижены ставки:

1) за удостоверение договора аренды имущества:

q супруге (супругу), своим родителям и родителям супруги (супруга), детям и их супругам, внукам, бабушкам, дедушкам, братьям и сестрам собственника - с 50% БРВ до 25% БРВ;

q для физлиц - с 1 БРВ до 50% БРВ;

q для юрлиц или если одной стороной является юрлицо - с 2 БРВ до 1 БРВ;

2) за госрегистрацию органами юстиции:

q республиканских, межобластных ННО - с 4 БРВ до 3 БРВ;

q ННО, деятельность которых распространяется на территорию области, - с 2 БРВ до 1 БРВ;

q ННО, деятельность которых распространяется на территорию района, города, поселка, кишлака и аула, - с 2 БРВ до 50% БРВ;

3) на право осуществления концертно-зрелищной деятельности ставки снижены почти в 4 раза в связи с переходом данных субъектов на уплату налога на доходы физлиц.

Введены новые виды госпошлины:

q в области признания и приведения в исполнение решений иностранных судов и иностранных третейских судов (арбитражей) - 2 БРВ;

q для выдачи лицензии на осуществление деятельности оператора платежных систем - 5 БРВ;

q для выдачи лицензии на осуществление деятельности платежных систем - 5 БРВ.

Утвержден исчерпывающий перечень физических и юридических лиц, освобождаемых от ее уплаты. В частности, от уплаты госпошлины в судах по гражданским делам освобождаются по искам о взыскании зарплаты, о взыскании алиментов.

Контроль за правильностью исчисления, полноты взимания и своевременности перечисления государственной пошлины в Государственный бюджет осуществляется органами налоговой службы.


* * *



Расширен перечень категорий учителей иностранных языков, получающих ежемесячную надбавку к окладу без прохождения тестовых испытаний (рег. МЮ N 2520-3 от 30.12.2019 г.).


Так, к уже имеющемуся списку "освобожденных" добавили тех, кто сдал на уровень С1 по тестам "APTIS for teachers", проводимым Государственным центром тестирования совместно с Британским советом.

Также испытания для получения ежемесячной надбавки могут не проходить учителя, набравшие от 95 баллов по тестам TOEFL (Test of English as a Foreign Language). Раньше необходимый минимум составлял 110 баллов.

А вот критерии успешной сдачи экзамена, напротив, ужесточили. Теперь прошедшими тестовые испытания считаются учителя, набравшие по:

q аудированию, чтению, лексике, лексическим и грамматическим компетенциям - минимум 50% от максимального балла (ранее - 40%);

q беседе и письму - минимум 60% от максимального балла (ранее - 50%).


Напомним, ежемесячные надбавки преподавателям и учителям иностранных языков, профильных и специальных предметов направлений иностранной филологии, иностранного языка и перевода образовательных учреждений устанавливаются в размере от 15 до 30% базового должностного оклада (тарифной ставки). Надбавка предоставляется при обязательном:

q повышении квалификации по программе от 144 часов с отрывом от основной работы с получением сертификата;

q прохождении тестовых испытаний по определению необходимой квалификации и знаний иностранного языка для ведения педагогической деятельности.


* * *



Приказом министра юстиции утверждено Положение о прохождении переподготовки и повышения квалификации патентных поверенных (рег. МЮ N 3209 от 30.12.2019 г.).


Напомним, что с 1 сентября 2019 г. патентные поверенные должны (Постановление Президента Республики Узбекистан от 08.02.2019 г. N ПП-4168) не реже 1 раза в 5 лет повышать свою квалификацию в сфере интеллектуальной собственности с последующей аттестацией (Правила проведения аттестации и регистрации патентных поверенных, рег. МЮ N 1294 от 24.12.2003 г.).


Для справки. Патентный поверенный - это физическое лицо, представляющее юридических или физических лиц перед Агентством по интеллектуальной собственности и другими организациями по вопросам получения и осуществления правовой охраны объектов интеллектуальной собственности.


Стать патентным поверенным может постоянно проживающий в республике гражданин Узбекистана, после прохождения аттестации и регистрации в Агентстве. Предъявляемые к поверенным квалификационные требования, а также порядок их регистрации и аттестации прописаны в Положении о патентных поверенных. Осуществлять деятельность патентных поверенных могут также адвокаты (Приложение N 2 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 01.07.2003 г. N 298).

Курсы переподготовки и повышения квалификации патентных поверенных проводит Центр повышения квалификации юристов при Министерстве юстиции (далее - Центр). Все необходимые сведения о приеме на курсы и процессе обучения размещаются на сайте Центра не менее чем за два месяца до их начала. Обучение - платное, на основании договора, заключаемого с Центром.

Слушатели курсов представляют в Центр следующие документы:

q паспорт или заменяющий его документ;

q диплом о высшем образовании;

q 2 фотографии размером 3,5 х 4,5 см;

q копию документа, подтверждающего оплату курсов.

Учеба проводится в академических группах из 10 слушателей по программам, разработанным Центром. Продолжительность курсов переподготовки - 6 месяцев, а повышения квалификации - 4 недели.

По окончании обучения слушатели курсов повышения квалификации проходят собеседование, а выпускники курсов переподготовки, кроме собеседования, сдают еще тесты и защищают выпускную квалификационную работу.

Успешно отучившиеся на курсах переподготовки получают диплом, а повысившие квалификацию - сертификат.


* * *



Кабинет Министров Постановлением от 26.12.2019 г. N 1039 утвердил Положение о Республиканской дегустационной комиссии по органолептической оценке качества пищевого этилового спирта и алкогольной продукции (далее - Комиссия) при Агентстве по развитию виноградарства и виноделия при Министерстве сельского хозяйства (далее - Агентство).


Комиссия проводит работу по определению органолептических показателей качества пищевого этилового спирта и алкогольной продукции, производимой организациями независимо от организационно-правовой формы (далее - организации).


Для справки. Органолептическая оценка - ответная реакция органов чувств человека на свойства продукта в качестве изучаемого объекта, то есть она представляет собой исследование качества продукции (запах, вкус, цвет и др.) с помощью органов чувств человека - зрения, обоняния, вкуса, осязания.


Установлено, что Комиссией руководит председатель, назначаемый Агентством. Комиссия формируется каждые 3 года председателем по согласованию с директором Агентства из кандидатур, представленных министерствами и ведомствами, в частности:

q Агентства (3 представителя);

q Инспекции по регулированию алкогольного и табачного рынка при Министерстве финансов (2 представителя);

q Агентства "Узстандарт" (2 представителя);

q Минздрава (2 представителя);

q организаций по производству алкогольной продукции (2 представителя);

q Ташкентского химико-технологического института (2 представителя).

В организациях по производству пищевого этилового спирта и алкогольной продукции создается дегустационная группа в составе не менее трех специалистов. Эта группа с участием не менее 1 представителя Комиссии отбирает образцы пищевого этилового спирта и алкогольной продукции, которые в последующем представляются для органолептической оценки качества.

Основные задачи Комиссии следующие:

q органолептическая оценка качества продукции исходя из свойств пищевого этилового спирта и алкогольной продукции, а также продукции, поставленной на переработку, с измененным составом;

q органолептическая оценка алкогольной импортируемой и экспортируемой продукции, а также представляемой для демонстрации на республиканских и международных выставках-ярмарках;

q органолептическая оценка качества пищевого этилового спирта и алкогольной продукции, представленной контролирующими органами и потребителями, а также при возникновении спора по качеству между потребителями, контролирующими органами и организациями;

q формирование единой практики по дегустационной оценке основной продукции, сырья и полуфабрикатов;

q участие в совещаниях по оценке качества продукции в целях изучения и научных исследований;

q оказание методической помощи дегустационным группам организаций;

q рекомендация экспертов для участия в международных, региональных и других конкурсах продукции;

q разработка предложений по результатам дегустации, направленных на повышение качества продукции и соблюдение технологических процессов производства.

Комиссия имеет право:

q анализировать представленную на дегустацию алкогольную продукцию, произведенную организациями независимо от организационно-правовой формы;

q выдавать заключения о качестве сырья, составе купажа при производстве винной продукции, пищевого этилового спирта и алкогольной продукции;

q осуществлять органолептическую оценку образцов опытной экспериментальной продукции и продукции, утвержденной с новым наименованием, и принимать соответствующие решения.

Комиссия обязана:

q уведомлять Инспекцию по регулированию алкогольного и табачного рынка при Министерстве финансов о результатах органолептической оценки качества пищевого этилового спирта и алкогольной продукции;

q уведомлять потребителей алкогольной продукции через СМИ о результатах своей деятельности;

q представлять организациям копии протоколов по результатам дегустации.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 04.01.2020 г. N 3 "О мерах по совершенствованию системы защиты женщин и девушек от притеснения и насилия" утверждены:


q Положение о порядке выдачи защитного ордера, обеспечения его исполнения, проведения мониторинга;

q Положение о порядке прохождения лицами, совершившими или имеющими склонность к оказанию давления и насилия, программ по исправлению их поведения;

q форма защитного ордера;

q схема проведения мероприятий, взаимодействия субъектов по выдаче защитного ордера, срокам и контролю за его исполнением.

Принятым документом определен порядок выдачи органами внутренних дел защитного ордера пострадавшим женщинам, а также предоставления его копии лицам, совершившим насилие.

Среди основных задач исправительной программы:

q профилактика случаев проявления насилия по отношению к женщинам;

q устранение причин и условий, которые способствуют возникновению случаев насилия;

q выявление и исправление латентной (скрытой) формы насилия;

q проведение индивидуальной (или в форме групп) разъяснительной работы с лицами, совершившими насилие и другие.



















































Время: 0.0193
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск