ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Акты комплексного характера о внесении изменений и дополнений / Законы и постановления ОМ РУз / 2020 г. /

Закон Республики Узбекистан от 14.01.2020 г. N ЗРУ-602 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с коренным реформированием системы нотариата" (Принят Законодательной палатой 09.12.2019 г., одобрен Сенатом 14.12.2019 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

14.01.2020 г.

N ЗРУ-602



О ВНЕСЕНИИ

ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ

АКТЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В СВЯЗИ

С КОРЕННЫМ РЕФОРМИРОВАНИЕМ

СИСТЕМЫ НОТАРИАТА


Принят Законодательной палатой 9 декабря 2019 года

Одобрен Сенатом 14 декабря 2019 года


Статья 1. Часть вторую статьи 11 Закона Республики Узбекистан от 9 декабря 1992 года N 736-ХII "О залоге" (в редакции Закона Республики Узбекистан от 1 мая 1998 года N 614-I) (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1998 г., N 5-6, ст. 96; 2002 г., N 1, ст. 20; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2007 г., N 4, ст. 156; 2009 г., N 9, ст. 337; 2015 г., N 8, ст. 312; 2018 г., N 1, ст. 4) изложить в следующей редакции:

"Договор об ипотеке, а также договор о залоге движимого имущества или прав на имущество в обеспечение обязательств по договору, который должен быть нотариально удостоверен, подлежат нотариальному удостоверению, за исключением договоров об ипотеке и залоге при приобретении недвижимости и транспортных средств на первичном рынке".



Статья 2. Внести в Гражданский кодекс Республики Узбекистан, утвержденный законами Республики Узбекистан от 21 декабря 1995 года N 163-I и от 29 августа 1996 года N 256-I (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1996 г., приложение к N 2, N 11-12; 1997 г., N 2, ст. 56, N 9, ст. 241; 1998 г., N 5-6, ст. 102; 1999 г., N 1, ст. 20, N 9, ст. 229; 2001 г., N 1-2, ст. 23, N 9-10, ст. 182; 2002 г., N 1, ст. 20, N 9, ст. 165; 2003 г., N 1, ст. 8, N 5, ст. 67; 2004 г., N 1-2, ст. 18, N 5, ст. 90, N 9, ст. 171; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2006 г., N 4, ст. 154, N 9, ст.ст. 494, 498; 2007 г., N 1, ст.ст. 3, 5, N 4, ст.ст. 156, 164, N 8, ст. 367, N 9, ст. 416, N 12, ст.ст. 598, 608; 2008 г., N 4, ст. 192, N 12, ст. 640; 2009 г., N 9, ст. 337; 2010 г., N 9, ст.ст. 335, 337, 340; 2011 г., N 12/2, ст.ст. 363, 364, 365; 2012 г., N 4, ст.ст. 106, 109, N 12, ст. 336; 2013 г., N 10, ст. 263; 2014 г., N 5, ст. 130, N 12, ст. 343; 2015 г., N 8, ст.ст. 310, 312; 2016 г., N 4, ст. 125; 2017 г., N 4, ст. 137, N 9, ст. 510, N 12, ст. 773; 2018 г., N 1, ст. 4, N 4, ст. 224, N 7, ст. 433, N 10, ст. 673; 2019 г., N 3, ст.ст. 161, 166, N 5, ст. 267, N 10, ст. 671), следующие изменения и дополнение:


1) в статье 210:

часть вторую исключить;

части третью и четвертую считать соответственно частями второй и третьей;


2) часть пятую статьи 271 изложить в следующей редакции:

"Договор об ипотеке, а также договор о залоге движимого имущества или прав на имущество в обеспечение обязательств по договору, который должен быть нотариально удостоверен, подлежат нотариальному удостоверению, за исключением договоров об ипотеке и залоге при приобретении недвижимости и транспортных средств на первичном рынке";


3) из части первой статьи 580 слова "нотариальному удостоверению и" исключить.



Статья 3. Внести в Закон Республики Узбекистан от 26 декабря 1996 года N 343-I "О нотариате" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., N 2, ст. 42; 2001 г., N 1-2, ст. 23; 2003 г., N 5, ст. 67; 2004 г., N 1-2, ст. 18; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2005 г., N 9, ст. 312; 2006 г., N 9, ст. 498; 2007 г., N 12, ст. 608; 2009 г., N 9, ст. 337; 2010 г., N 9, ст. 335; 2012 г., N 4, ст. 105; 2014 г., N 5, ст. 130; 2017 г., N 9, ст. 510; 2018 г., N 4, ст. 224, N 7, ст. 431, N 10, ст. 673; 2019 г., N 1, ст. 5) следующие изменения и дополнения:


1) в наименовании главы 1 слово "Основные" заменить словом "Общие";


2) в статье 1:

в части первой слова "законодательными актами" заменить словом "законом";

часть вторую изложить в следующей редакции:

"Нотариальные действия в Республике Узбекистан совершаются в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства нотариусами государственных нотариальных контор и нотариусами, занимающимися частной практикой. Реестр нотариусов ведет Министерство юстиции Республики Узбекистан";


3) текст статьи 2 изложить в следующей редакции:

"Нотариусом может быть гражданин Республики Узбекистан не моложе двадцати пяти лет и не старше шестидесяти пяти лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее трех лет, в том числе с прохождением стажировки сроком не менее одного года в нотариальной конторе, сдавший квалификационный экзамен. Для лиц, проработавших в должности судьи не менее пяти лет или в должности помощника нотариуса либо в должностях органов юстиции, связанных с руководством и контролем за нотариальной деятельностью, не менее трех лет, прохождение стажировки не требуется. Лица, проработавшие не менее трех лет в качестве дознавателя, следователя, прокурора, управленческого персонала органов юстиции, работа которых не связана с деятельностью нотариата, или адвоката, проходят стажировку сроком шесть месяцев, если с момента прекращения их полномочий не прошло пяти лет.

Нотариусом не может быть:

лицо, признанное недееспособным или ограниченно дееспособным;

лицо, имеющее непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;

лицо, полномочия которого в качестве нотариуса, адвоката, следователя, дознавателя, прокурора, судьи или другого работника правоохранительных органов были прекращены за совершение деяний, несовместимых с его профессиональной деятельностью, - в течение трех лет.

Нотариус может иметь помощника, стажера, а также других работников, связанных с организацией нотариальной деятельности.

При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или являются нотариусами, занимающимися частной практикой. Документы, оформленные нотариусами государственной нотариальной конторы и нотариусами, занимающимися частной практикой, имеют одинаковую юридическую силу.

Нотариусам государственных нотариальных контор присваиваются специальные звания - классные чины";


4) в статье 2-1:

часть третью изложить в следующей редакции:

"Прием на работу помощника нотариуса государственной нотариальной конторы производится Министерством юстиции Республики Каракалпакстан, а также управлениями юстиции областей и города Ташкента (далее - управления юстиции). Прием на работу помощника нотариуса, занимающегося частной практикой, осуществляется нотариусом, рекомендовавшим его, по согласованию с соответствующим территориальным управлением Нотариальной палаты Республики Узбекистан (далее - Нотариальная палата)";

часть пятую изложить в следующей редакции:

"Помощнику нотариуса государственной нотариальной конторы присваиваются специальные звания - классные чины";


5) текст статьи 2-2 изложить в следующей редакции:

"Стажером нотариуса может быть гражданин Республики Узбекистан, имеющий высшее юридическое образование.

Стажером нотариуса не могут быть лица, указанные в части второй статьи 2 настоящего Закона.

Прием на работу стажера нотариуса государственной нотариальной конторы производится Министерством юстиции Республики Каракалпакстан, управлениями юстиции.

Прием на работу стажера нотариуса, занимающегося частной практикой, осуществляется нотариусом, закрепленным соответствующим территориальным управлением Нотариальной палаты по рекомендации этого управления. Не допускается необоснованный отказ в приеме на работу стажера нотариуса нотариусом, занимающимся частной практикой.

Стажировка проходит в нотариальной конторе. Стажер нотариуса осуществляет свою деятельность под руководством нотариуса, выполняя его отдельные поручения.

Порядок организации деятельности стажера нотариуса определяется Министерством юстиции Республики Узбекистан совместно с Нотариальной палатой";


6) текст статьи 3-1 изложить в следующей редакции:

"Квалификационные комиссии при Министерстве юстиции Республики Каракалпакстан, управлениях юстиции (далее - квалификационные комиссии) создаются в целях рассмотрения вопроса приостановления и прекращения действия лицензии на право занятия частной нотариальной деятельностью (далее - лицензия).

Квалификационные комиссии образуются решениями Министерства юстиции Республики Каракалпакстан, управлений юстиции в нечетном количестве в составе от пяти до девяти человек из числа представителей соответствующего территориального управления Нотариальной палаты, нотариусов и работников органов юстиции.

Для проведения конкурса по назначению на должность нотариуса государственной нотариальной конторы и квалификационного экзамена на право занятия частной нотариальной деятельностью, принятия присяги нотариуса, рассмотрения апелляций на решения квалификационных комиссий, а также обобщения и анализа практики работы квалификационных комиссий образуется Высшая квалификационная комиссия при Министерстве юстиции Республики Узбекистан (далее - Высшая квалификационная комиссия) в составе одиннадцати человек.

В состав Высшей квалификационной комиссии входят судьи Конституционного суда Республики Узбекистан, Верховного суда Республики Узбекистан, представители Нотариальной палаты, нотариусы и работники органов юстиции, а также адвокаты. Персональный состав Высшей квалификационной комиссии утверждается министром юстиции Республики Узбекистан.

Порядок проведения конкурса и сдачи квалификационного экзамена, Положения о Высшей квалификационной комиссии и квалификационных комиссиях утверждаются Министерством юстиции Республики Узбекистан";


7) статью 4 исключить;


8) статью 7 изложить в следующей редакции:


"Статья 7. Ограничения в деятельности нотариуса


Нотариус не вправе:

заниматься предпринимательской и иной деятельностью, кроме научной, творческой и педагогической, а также деятельности в Нотариальной палате и ее территориальных управлениях;

оказывать посреднические услуги при заключении, изменении и расторжении договоров;

пользоваться факсимиле и передавать личную печать другому лицу, за исключением сдачи нотариусом, занимающимся частной практикой, печати в Министерство юстиции Республики Каракалпакстан, управления юстиции на период приостановления действия его лицензии;

осуществлять деятельность вне территории местонахождения своей конторы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

Нотариус, занимающийся частной практикой, также не вправе осуществлять свою деятельность без заключения договора обязательного страхования своей гражданской ответственности.

Ограничение, предусмотренное в абзаце третьем части первой настоящей статьи, распространяется также на других работников государственной нотариальной конторы";


9) статью 8 изложить в следующей редакции:


"Статья 8. Государственная нотариальная контора


Государственные нотариальные конторы создаются и ликвидируются Министерством юстиции Республики Узбекистан.

Государственная нотариальная контора не обладает статусом юридического лица.

Наименование государственной нотариальной конторы должно содержать слова "государственная нотариальная контора", указание на соответствующий район, город и, при необходимости, номер государственной нотариальной конторы";


10) дополнить статьями 8-1 и 8-2 следующего содержания:


"Статья 8-1. Нотариус, занимающийся частной практикой


Нотариус, занимающийся частной практикой, вправе без образования юридического лица иметь свой собственный офис, открывать банковский счет и другие лицевые счета, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, заключать и расторгать трудовые договоры с работниками, участвовать в суде от своего имени и совершать иные действия, предусмотренные законодательством.

Постановка на учет и снятие с учета нотариуса, занимающегося частной практикой, осуществляются Министерством юстиции Республики Каракалпакстан и управлениями юстиции в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

При ликвидации конторы нотариуса, занимающегося частной практикой, имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, остается в распоряжении нотариуса и не подлежит налогообложению.

Нотариус, занимающийся частной практикой, самостоятелен в назначении на должность и освобождении от должности работников нотариальных контор, за исключением случаев, указанных в статьях 2-1 и 2-2 настоящего Закона.

Наименование конторы нотариуса, занимающегося частной практикой, должно содержать слова "нотариус, занимающийся частной практикой" и указание на соответствующий район и город.


Статья 8-2. Помещение нотариальной конторы


В помещении нотариальной конторы должны обеспечиваться доступ к нотариусу граждан, тайна нотариальных действий, сохранность документов, материалов нотариального делопроизводства и нотариального архива, условия для приема платежей, аудио- и видеофиксации";


11) текст статьи 12 изложить в следующей редакции:

"Нотариус имеет личную печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан, указанием фамилии, инициалов, должности нотариуса и наименования нотариальной конторы, штампы удостоверительных надписей, бланки нотариальной конторы. В печати нотариуса, занимающегося частной практикой, указываются серия и номер лицензии.

В реестр нотариусов включаются образцы их печати и подписи.

Печать нотариуса изготавливается по единому образцу, утверждаемому Министерством юстиции Республики Узбекистан.

Печать, штампы, гербовые (специальные) бланки строгой отчетности нотариуса подлежат возврату в Министерство юстиции Республики Каракалпакстан и управления юстиции в случаях приостановления, прекращения действия и аннулирования лицензии и в других случаях, предусмотренных законодательством.

Порядок учета, хранения, расходования и отчетности гербовых (специальных) бланков строгой отчетности нотариальными конторами устанавливается Министерством юстиции Республики Узбекистан";


12) статью 13 исключить;


13) наименование главы 2 изложить в следующей редакции:


"Глава 2. Порядок учреждения и упразднения

должности нотариуса, организации

его деятельности";


14) статью 14 изложить в следующей редакции:


"Статья 14. Сеть и штаты государственных

нотариальных контор


В Республике Узбекистан сеть государственных нотариальных контор, их штаты утверждаются Министерством юстиции Республики Узбекистан.

В государственных нотариальных конторах, где работают два и более нотариуса, один из них назначается старшим нотариусом с возложением обязанности по контролю за административно-организационной работой в данной нотариальной конторе";


15) в статье 15:

из наименования слова "Назначение на должность нотариуса" исключить;

в части второй слово "Количество" заменить словами "Минимальное количество";

части третью - пятую исключить;


16) дополнить статьями 15-1 - 15-4 следующего содержания:


"Статья 15-1. Приобретение статуса нотариуса.

Назначение и освобождение нотариуса от должности


Лицензия является документом, подтверждающим право лица на осуществление частной нотариальной деятельности.

Лицензия выдается Министерством юстиции Республики Каракалпакстан, управлениями юстиции на основании решения Высшей квалификационной комиссии, выносимого по итогам квалификационного экзамена на наделение полномочиями нотариуса, в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Лицо, претендующее на приобретение статуса нотариуса, занимающегося частной практикой (далее - претендент), для получения лицензии обязано пройти квалификационный экзамен.

Претендент, не сдавший квалификационный экзамен, допускается к его повторной сдаче не ранее чем через шесть месяцев.

Претендент, успешно прошедший квалификационный экзамен, в месячный срок должен обратиться в Министерство юстиции Республики Каракалпакстан, управления юстиции для получения лицензии.

Пропуск претендентом по неуважительным причинам срока обращения для получения лицензии является основанием прекращения действия лицензии.

Нотариусу государственной нотариальной конторы по его заявлению выдается лицензия без сдачи квалификационного экзамена.

Претендент, получивший лицензию в установленном порядке, обязан в течение трех месяцев со дня получения лицензии создать нотариальную контору и приступить к осуществлению нотариальных действий.

Нотариус, занимающийся частной практикой, в течение трех дней с момента создания нотариальной конторы информирует об этом Министерство юстиции Республики Каракалпакстан, управление юстиции.

Министерство юстиции Республики Каракалпакстан, управление юстиции не позднее следующего дня со дня получения уведомления ставят на учет нотариуса, занимающегося частной практикой, и уведомляют об этом соответствующее территориальное управление Нотариальной палаты. С момента получения такого уведомления нотариус, занимающийся частной практикой, становится членом Нотариальной палаты.

Назначение на должность нотариуса государственной нотариальной конторы производится Министерством юстиции Республики Каракалпакстан, управлениями юстиции на основании решения Высшей квалификационной комиссии, выносимого по итогам конкурса.

Нотариусы государственных нотариальных контор могут быть назначены в другие нотариальные конторы в порядке перемещения (ротации). Положение о порядке аттестации и перемещения (ротации) нотариусов утверждается Министерством юстиции Республики Узбекистан.

Нотариус и работники государственной нотариальной конторы назначаются на должность и освобождаются от должности в соответствии с трудовым законодательством с учетом требований настоящего Закона.

Нотариусы проходят аттестацию по итогам периодического повышения их профессиональной квалификации.


Статья 15-2. Приостановление действия лицензии


Приостановление действия лицензии нотариуса, занимающегося частной практикой, осуществляется Министерством юстиции Республики Каракалпакстан, управлениями юстиции, поставившими на учет нотариуса, на основании решения квалификационной комиссии в случаях:

привлечения нотариуса к уголовной ответственности - с момента привлечения его в качестве обвиняемого и до вступления приговора суда в законную силу либо до принятия решения об освобождении его от уголовной ответственности по реабилитирующим основаниям;

признания нотариуса безвестно отсутствующим в установленном законодательством порядке - на период до отмены судом решения о признании его безвестно отсутствующим;

выявления нарушений нотариусом требований законодательства о нотариате, Правил профессиональной этики нотариусов, тайны нотариальных действий и присяги нотариуса;

невыполнения или ненадлежащего выполнения нотариусом решений Нотариальной палаты или органа юстиции, принятых в пределах их компетенции, в том числе обязывающих нотариуса устранить выявленные нарушения;

отсутствия у нотариуса договора страхования гражданской ответственности или несоответствия заключенного договора требованиям законодательства - до дня заключения такого договора или приведения заключенного договора в соответствие с требованиями законодательства;

невыполнения минимальных требований по организации нотариальной деятельности - до устранения таких случаев;

неуплаты нотариусом членских взносов в Нотариальную палату более месяца - до трех месяцев, до момента уплаты членских взносов.

Министерство юстиции Республики Каракалпакстан, управления юстиции, а также Министерство юстиции Республики Узбекистан вправе приостановить действие лицензии не более чем на десять дней в период служебной проверки в отношении нотариуса.

Срок приостановления действия лицензии не может превышать шести месяцев, за исключением случаев, предусмотренных в абзацах втором и третьем части первой настоящей статьи. В указанный срок лицо, действие лицензии которого приостановлено, обязано устранить обстоятельства, повлекшие за собой приостановление действия лицензии, если они не носят неустранимый характер.

Решение Министерства юстиции Республики Каракалпакстан, управления юстиции о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в Министерство юстиции Республики Узбекистан либо в суд.

Приостановление действия лицензии влечет за собой приостановление статуса нотариуса.

Министерство юстиции Республики Каракалпакстан, управление юстиции в трехдневный срок уведомляют Нотариальную палату о приостановлении и восстановлении статуса нотариуса, занимающегося частной практикой, а также публикуют соответствующее сообщение в средствах массовой информации и на официальном веб-сайте Министерства юстиции Республики Узбекистан. Приостановление статуса нотариуса, занимающегося частной практикой, влечет приостановление членства нотариуса в Нотариальной палате.

После прекращения случаев, послуживших основанием для приостановления статуса нотариуса, лицо приступает к нотариальной деятельности.

У лица, статус нотариуса которого приостановлен, приостанавливается возможность пользования Единой автоматизированной информационной системой нотариата.

Случаи нарушения закона, которые приводят к приостановлению действия, и сроки, по которым приостанавливается действие лицензии, определяются министром юстиции Республики Узбекистан.


Статья 15-3. Прекращение действия лицензии


Прекращение действия лицензии нотариуса осуществляется решением Министерства юстиции Республики Каракалпакстан, управления юстиции, взявшего его на учет, в случаях:

обращения нотариуса с заявлением о прекращении действия лицензии;

при невыполнении требований, определенных в частях шестой и восьмой статьи 15-1 настоящего Закона;

назначения (избрания) нотариуса на другую оплачиваемую должность, кроме научной, творческой и педагогической, а также деятельности в Нотариальной палате и ее территориальных управлениях;

ограничения дееспособности нотариуса или признания его недееспособным в установленном порядке;

вступления в законную силу обвинительного приговора суда о признании нотариуса виновным в совершении умышленного преступления;

прекращения гражданства Республики Узбекистан;

достижения нотариусом шестидесятипятилетнего возраста;

смерти нотариуса или вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим.

Прекращение действия лицензии нотариуса административным судом осуществляется на основании решения квалификационной комиссии по заявлению Министерства юстиции Республики Каракалпакстан, управления юстиции, взявшего его на учет, в случаях:

невыполнения без уважительных причин в течение шести месяцев своих обязанностей;

выявления незаконности решения о выдаче лицензии;

неустранения лицом, действие лицензии которого приостановлено, обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, в установленный органом юстиции срок;

систематического или однократного грубого нарушения нотариусом требований законодательства о нотариате, Правил профессиональной этики нотариусов, тайны нотариальных действий и присяги нотариуса, совершения проступка, порочащего честь и достоинство нотариуса и умаляющего авторитет нотариата.

Прекращение действия лицензии осуществляется с даты принятия решения о прекращении действия лицензии.

Решение Министерства юстиции Республики Каракалпакстан, управления юстиции о прекращении действия лицензии может быть обжаловано в Министерство юстиции Республики Узбекистан либо в суд.

Прекращение действия лицензии влечет за собой прекращение статуса нотариуса.

Министерство юстиции Республики Каракалпакстан, управление юстиции в трехдневный срок уведомляют Нотариальную палату о прекращении статуса нотариуса, занимающегося частной практикой, а также публикуют соответствующее сообщение в средствах массовой информации и на официальном веб-сайте Министерства юстиции Республики Узбекистан. Прекращение статуса нотариуса, занимающегося частной практикой, влечет прекращение членства нотариуса в Нотариальной палате.

В случае прекращения полномочий нотариуса Министерство юстиции Республики Каракалпакстан, управление юстиции принимают решение о передаче документов, находящихся в производстве у него, другому нотариусу, иные документы подлежат передаче в нотариальный архив.


Статья 15-4. Аннулирование лицензии


Аннулирование лицензии осуществляется решением Министерства юстиции Республики Каракалпакстан, управления юстиции на основании заявления нотариуса, а при выявлении фактов получения лицензии с использованием поддельных документов - решением административного суда, принятого на основании заявления Министерства юстиции Республики Каракалпакстан, управления юстиции.

При принятии решения об аннулировании лицензии лицензия считается аннулированной с даты ее выдачи.

Аннулирование лицензии не означает признание действий нотариуса, совершенных в ходе профессиональной деятельности, противоправными, кроме случаев, когда нотариальное действие признается судом недействительным";


17) часть вторую статьи 16 изложить в следующей редакции:

"Нотариальная контора должна находиться в пределах соответствующего нотариального округа";


18) статью 18 дополнить частью второй следующего содержания:

"Нотариус, получивший лицензию, помимо обязанностей, предусмотренных в части первой настоящей статьи, обязан:

отработать в нотариальном округе, в котором создана нотариальная контора, не менее двух лет;

в случаях, определенных Министерством юстиции Республики Каракалпакстан, управлением юстиции, принять документы, находящиеся в делопроизводстве у нотариуса, деятельность которого приостановлена на срок более десяти дней;

вносить в Нотариальную палату вступительные и членские взносы, размеры которых устанавливаются Конференцией Нотариальной палаты";


19) текст статьи 19 изложить в следующей редакции:

"Нотариус за нарушение своих обязанностей несет ответственность в порядке, предусмотренном законом.

Ущерб, причиненный нотариусом государственной нотариальной конторы вследствие нарушения своих обязанностей, возмещается государством в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Нотариус, занимающийся частной практикой, несет имущественную ответственность за ущерб, причиненный имуществу физических и юридических лиц в результате нарушения закона нотариальными действиями, если иной порядок не предусмотрен настоящей статьей.

Ущерб, причиненный имуществу физического или юридического лица в случаях, указанных в части третьей настоящей статьи, возмещается за счет страхового возмещения (страховой суммы) по договору страхования гражданской ответственности нотариуса, занимающегося частной практикой, или в случае недостаточности этого страхового возмещения - за счет личного имущества нотариуса, в случае недостаточности личного имущества нотариуса - за счет Компенсационного фонда при Нотариальной палате. В случае причинения ущерба имуществу физических и юридических лиц в результате умышленных действий нотариуса, занимающегося частной практикой, подтвержденных решением суда, этот ущерб не покрывается Компенсационным фондом при Нотариальной палате.

Государство не несет ответственности за ущерб, причиненный действиями (бездействием) нотариуса, занимающегося частной практикой";


20) дополнить статьей 19-1 следующего содержания:


"Статья 19-1. Страхование деятельности нотариуса,

занимающегося частной практикой


Нотариус, занимающийся частной практикой, обязан заключить договор страхования гражданской ответственности нотариуса при осуществлении им нотариальной деятельности.

Нотариус, занимающийся частной практикой, не вправе выполнять свои обязанности и совершать нотариальные действия без заключения договора страхования гражданской ответственности.

Объектом страхования по договору страхования гражданской ответственности являются имущественные интересы, связанные с риском ответственности нотариуса, занимающегося частной практикой, по обязательствам, возникающим вследствие причинения имущественного вреда физическому или юридическому лицу, обратившемуся за совершением нотариального действия, и (или) третьим лицам при осуществлении нотариальной деятельности.

Страховым случаем по договору страхования гражданской ответственности нотариуса является установленный вступившим в законную силу решением суда или признанный страховщиком факт причинения имущественного вреда физическому или юридическому лицу действиями (бездействием) нотариуса, занимающегося частной практикой, в результате совершения нотариального действия, противоречащего законодательству.

Страховая сумма по договору страхования гражданской ответственности нотариуса, занимающегося частной практикой, не может быть меньше:

для организации деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, в городах Ташкенте, Нукусе и административных центрах областей - не менее тысячекратного размера базовой расчетной величины;

для организации деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, в других населенных пунктах - не менее пятисоткратного размера базовой расчетной величины";


21) наименование главы 4 после слова "Финансовое" дополнить словами "и социальное";


22) дополнить статьей 21-1 следующего содержания:


"Статья 21-1. Социальное обеспечение работников

нотариальной конторы


Работники нотариальной конторы пользуются правом на отпуск и на все виды пособий по государственному социальному страхованию. Взносы на государственное социальное страхование уплачиваются в размерах, устанавливаемых законодательством.

Государственное и накопительное пенсионное обеспечение работников нотариальных контор, назначение и выплата пособия по государственному социальному страхованию производятся в соответствии с законодательством";


23) текст статьи 22 изложить в следующей редакции:

"Государственные нотариальные конторы финансируются в порядке, установленном законодательством.

Деятельность нотариусов, занимающихся частной практикой, финансируется за счет:

части суммы государственной пошлины, взыскиваемой за совершение нотариальных действий, остающейся в распоряжении нотариусов, занимающихся частной практикой, в размере, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан;

платежей, взимаемых за выполнение дополнительных действий правового и технического характера, а также оказание услуг в рамках активной модели нотариата;

иных источников, не запрещенных законодательством.

Налогообложение доходов нотариусов осуществляется в порядке, установленном налоговым законодательством.

Средства в депозитных счетах нотариуса, занимающегося частной практикой, не являются доходом нотариуса. Обращение взыскания на эти средства по обязательствам нотариуса не допускается";


24) раздел I дополнить главами 4-2 и 4-3 следующего содержания:


"Глава 4-2. Нотариальная палата


Статья 22-4. Статус Нотариальной палаты


Нотариальная палата является некоммерческой организацией, основанной на членстве всех нотариусов, занимающихся частной практикой.

Нотариус государственной нотариальной конторы может стать членом Нотариальной палаты на добровольной основе.

Нотариальная палата действует на основе принципа невмешательства в деятельность нотариусов, осуществляемую в соответствии с законодательством.

Нотариальная палата вместе с ее территориальными управлениями, создаваемыми в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте, образует единую систему самоуправления нотариата.

Образование других организаций с задачами и полномочиями, аналогичными задачам и полномочиям Нотариальной палаты, не допускается.

Нотариусы не отвечают по обязательствам Нотариальной палаты, а Нотариальная палата не отвечает по обязательствам нотариусов, за исключением платежей, осуществляемых Компенсационным фондом при Нотариальной палате для покрытия ущерба, причиненного нотариусом.

Решения Нотариальной палаты, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для нотариусов, занимающихся частной практикой.

Финансирование деятельности Нотариальной палаты осуществляется за счет вступительных и членских взносов, размер которых устанавливается Конференцией Нотариальной палаты, и иных средств, не запрещенных законодательством.


Статья 22-5. Основные задачи Нотариальной палаты


Основными задачами Нотариальной палаты являются:

координация деятельности нотариусов, занимающихся частной практикой, совершенствование законодательства и правоприменительной практики, а также разработка предложений по единообразному применению законодательства;

укрепление роли нотариата в качестве института предупреждения споров, повышение престижа профессии нотариуса, а также организация профессиональной подготовки и повышения квалификации нотариусов, занимающихся частной практикой, и обязательного страхования их гражданской ответственности;

принятие мер по обеспечению единой нотариальной практики, сбор и изучение статистических данных о деятельности нотариусов, занимающихся частной практикой, распространение положительного опыта работы и оказание им методической помощи;

разработка методических указаний консультативного характера по нотариальным действиям;

проведение мероприятий по правовой пропаганде, направленных на повышение правовых знаний и правовой культуры населения;

представление и защита прав и законных интересов нотариусов, занимающихся частной практикой, в отношениях с государственными органами и другими организациями, в суде и при иных обстоятельствах;

осуществление мониторинга за соблюдением нотариусами, занимающимися частной практикой, законодательства о нотариате, Правил профессиональной этики и обязанностей, проведение служебных проверок, а также внесение предложений в квалификационные комиссии о рассмотрении вопроса профессиональной пригодности нотариусов;

сотрудничество с соответствующими органами государственной власти и управления, негосударственными некоммерческими организациями по вопросам нотариальной деятельности.


Статья 22-6. Органы и должностные лица

Нотариальной палаты


Конференция Нотариальной палаты является высшим органом палаты и созывается при необходимости, но не реже одного раза в пять лет.

Правление Нотариальной палаты является исполнительным органом Нотариальной палаты, избираемым из числа нотариусов в соответствии с Уставом палаты, и осуществляет текущее руководство ее деятельностью.

Ревизионная комиссия Нотариальной палаты является органом финансового контроля и формируется в соответствии с Уставом палаты.

Председатель Нотариальной палаты избирается Конференцией Нотариальной палаты по представлению Министерства юстиции Республики Узбекистан сроком на пять лет из числа избранных Конференцией членов Правления Нотариальной палаты. Одно и то же лицо не может быть председателем Нотариальной палаты более двух сроков подряд.

Досрочный отзыв от должности председателя Нотариальной палаты осуществляется Конференцией Нотариальной палаты по представлению Министерства юстиции Республики Узбекистан в случаях, установленных Уставом Нотариальной палаты.


Статья 22-7. Фонды при Нотариальной палате


В целях возмещения ущерба, причиненного деятельностью нотариусов, занимающихся частной практикой, при Нотариальной палате создается Компенсационный фонд.

В целях содействия нотариальной деятельности, обеспечения социальной защиты нотариусов при Нотариальной палате создается Фонд поддержки и социальной защиты деятельности нотариусов.

В целях поддержки деятельности нотариусов государственных нотариальных контор при Нотариальной палате создается Фонд поддержки деятельности государственных нотариальных контор.

Компенсационный фонд, Фонд поддержки и социальной защиты деятельности нотариусов и Фонд поддержки деятельности государственных нотариальных контор при Нотариальной палате формируются за счет средств, выделяемых из членского взноса нотариусов Нотариальной палате.

Размер обязательных отчислений определяется решением заседания Правления Нотариальной палаты в конце текущего года.

Контроль за рациональным использованием средств фондов при Нотариальной палате осуществляется Нотариальной палатой.


Глава 4-3. Контроль и мониторинг деятельности нотариуса.

Полномочия органов юстиции в области нотариата


Статья 22-8. Контроль и мониторинг соблюдения нотариусами

законодательства о нотариате


Контроль за соблюдением нотариусами законодательства о нотариате осуществляют Министерство юстиции Республики Узбекистан, Министерство юстиции Республики Каракалпакстан, управления юстиции.

Нотариальная палата осуществляет мониторинг деятельности нотариусов, занимающихся частной практикой.


Статья 22-9. Полномочия Министерства юстиции Республики

Узбекистан в области нотариата


Министерство юстиции Республики Узбекистан в пределах своих полномочий:

реализует государственную политику в области нотариата;

принимает меры по обеспечению единой нотариальной практики;

осуществляет контроль за соблюдением нотариусами законодательства о нотариате, анализирует и обобщает их работу;

создает и ликвидирует государственные нотариальные конторы, учреждает и упраздняет должности нотариуса;

устанавливает минимальное количество должностей нотариусов на определенной территории (в нотариальном округе);

оказывает содействие в деятельности Нотариальной палаты;

организует деятельность Высшей квалификационной комиссии;

удостоверяет подлинность подписи нотариусов и оттиски их печатей на документах, предназначенных для использования за границей, выполняет другие функции, связанные с деятельностью нотариата;

совместно с Нотариальной палатой утверждает правила нотариального делопроизводства, инструкции о порядке совершения нотариальных действий нотариусами, форму реестров регистрации нотариальных действий, удостоверительных надписей и свидетельств, порядок организации деятельности стажера нотариуса;

разрабатывает и утверждает нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность нотариата, дает указания и методические разъяснения для нотариусов;

утверждает перечень платных услуг и дополнительных действий правового и технического характера, совершаемых нотариусами, размеры платы за совершение этих действий и оказание услуг, а также за выдачу ведомственными нотариальными архивами дубликатов нотариально удостоверенных документов, выписок из реестров, предоставление справок и копий архивных документов;

утверждает по согласованию с Нотариальной палатой формы и устанавливает сроки представления статистических данных нотариусами.

Министерство юстиции Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.


Статья 22-10. Полномочия Министерства юстиции Республики

Каракалпакстан, управлений юстиции в области

нотариата


Министерство юстиции Республики Каракалпакстан, управления юстиции в пределах своих полномочий:

осуществляют контроль за законностью совершенных нотариальных действий нотариусами;

оказывают методическую и практическую помощь нотариусам;

обобщают нотариальную практику;

организуют деятельность квалификационной комиссии;

лицензируют деятельность нотариусов, занимающихся частной практикой;

совместно с Нотариальной палатой организуют деятельность стажера нотариуса;

осуществляют контроль за соблюдением нотариусами, занимающимися частной практикой, лицензионных требований и условий;

ведут Государственный реестр лицензий на право занятия частной нотариальной практикой;

принимают решение о приостановлении, прекращении и аннулировании действия лицензии нотариуса, занимающегося частной практикой, в случаях, предусмотренных настоящим Законом;

осуществляют постановку на учет и снятие с учета нотариусов, занимающихся частной практикой, с целью определения территории их деятельности;

утверждают эскизы образцов печати и штампа нотариуса;

ведут реестр нотариусов;

обеспечивают нотариальные конторы гербовыми (специальными) бланками строгой отчетности;

принимают меры по уничтожению печати и передаче документов нотариуса, прекратившего свою деятельность, в ведомственный нотариальный архив при Министерстве юстиции Республики Каракалпакстан, управлениях юстиции.

Министерство юстиции Республики Каракалпакстан, управления юстиции могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством";


25) в части первой статьи 23:

дополнить пунктом 6-1 следующего содержания:

"6-1) выполняют функции медиатора";

дополнить пунктом 12-2 следующего содержания:

"12-2) обеспечивают доказательства";

дополнить пунктами 14-1 и 14-2 следующего содержания:

"14-1) удостоверяют время представления объекта авторского и смежного права;

14-2) удостоверяют одинаковую юридическую силу электронного документа с документом в бумажной форме";


26) в статье 34:

дополнить частью второй следующего содержания:

"Процесс удостоверения сделок, заявлений и других документов может осуществляться путем видеоконференцсвязи";

части вторую и третью считать соответственно частями третьей и четвертой;


27) дополнить статьей 61-1 следующего содержания:


"Статья 61-1. Выполнение функций медиатора


Нотариус выступает медиатором на основе добровольного согласия сторон в споре для принятия взаимоприемлемого решения по гражданско-правовым отношениям, в том числе имущественным и наследственным вопросам.

Нотариус подтверждает медиативное соглашение, заключенное между сторонами, в том случае, если стороны достигли взаимоприемлемого решения относительно условий исполнения спора или обязательств, вытекающих из результатов осуществления медиативной процедуры";


28) статью 64 дополнить частью второй следующего содержания:

"Банки и иные кредитные организации, оформляющие ипотечные договоры на недвижимое имущество и транспортные средства на первичном рынке, самостоятельно осуществляют запрет на имущество и снятие запрета через Единую автоматизированную информационную систему нотариата с использованием информационно-коммуникационных технологий";


29) дополнить статьей 70-2 следующего содержания:


"Статья 70-2. Обеспечение доказательств


В гражданско-правовых отношениях по просьбе заинтересованных лиц нотариус обеспечивает доказательства, необходимые в случае возникновения дела в суде или административном органе, если имеются основания полагать, что представление доказательств впоследствии станет невозможным или затруднительным.

В целях обеспечения доказательств нотариус записывает показания свидетелей, осматривает и освидетельствует письменные и вещественные доказательства, назначает экспертизу, подтверждает факты во всемирной информационной сети Интернет";


30) дополнить статьями 72-1 и 72-2 следующего содержания:


"Статья 72-1. Удостоверение времени представления объекта

авторского и смежного права


Нотариус удостоверяет время представления объекта авторского и смежного права.

Удостоверение времени представления объекта авторского и смежного права не является основанием для возникновения авторского и смежного права.


Статья 72-2. Удостоверение одинаковой юридической силы

электронного документа с документом в бумажной форме


Нотариус удостоверяет соответствие электронной формы нотариально заверенных заявлений, договоров аренды и доверенностей с документом, представленным в бумажной форме, при осуществлении действий, не связанных с отчуждением имущества.

Удостоверенная электронная форма документа имеет одинаковую юридическую силу с документом в бумажной форме.

Не допускается удостоверение равнозначности юридической силы электронной формы сделки, совершенной в простой письменной форме, а также документов, подтверждающих личность, с документом в бумажной форме";


31) статью 74 дополнить частями четвертой - седьмой следующего содержания:

"Для получения денежных средств и ценных бумаг нотариус должен открыть депозитный счет.

Перевод личных средств нотариуса на этот счет не допускается.

Нотариус предоставляет должнику письменное уведомление о зачислении денежных средств на депозитный счет с целью представления его в банк, в котором открыт депозитный счет.

Выдача денежных средств и ценных бумаг, принятых на депозитный счет кредитора или должника, а также оплата за пользование депозитом осуществляются банком на основании письменного уведомления нотариуса".



Статья 4. Абзац третий части второй статьи 9 Закона Республики Узбекистан от 14 апреля 1999 года N 756-I "О лизинге" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1999 г., N 5, ст. 108; 2003 г., N 1, ст. 8; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2007 г., N 12, ст. 608; 2016 г., N 12, ст. 384; 2019 г., N 10, ст. 671) изложить в следующей редакции:

"в случаях, когда объектом лизинга является имущество, сделки с которым в соответствии с законом требуют нотариального удостоверения, за исключением договоров о лизинге при приобретении недвижимости и транспортных средств на первичном рынке".


Статья 6. Часть первую статьи 12 Закона Республики Узбекистан от 4 октября 2006 года N ЗРУ-58 "Об ипотеке" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2006 г., N 10, ст. 535; 2010 г., N 9, ст.ст. 337, 340; 2015 г., N 8, ст. 312; 2017 г., N 10, ст. 605; 2018 г., N 1, ст. 4, N 4, ст. 224; 2019 г., N 10, ст. 671) изложить в следующей редакции:

"Договор об ипотеке должен быть нотариально удостоверен (за исключением договора об ипотеке при приобретении недвижимости на первичном рынке) и подлежит государственной регистрации".



Статья 7. В абзаце шестом части первой статьи 18 Закона Республики Узбекистан от 22 декабря 2010 года N ЗРУ-269 "О риэлторской деятельности" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2010 г., N 12, ст. 469; 2011 г., N 12/2, ст. 363; 2016 г., N 12, ст. 383; 2019 г., N 11, ст. 792) слова "государственными нотариальными конторами" заменить словами "нотариальными конторами".



Статья 8. В абзаце шестом части первой статьи 17 Закона Республики Узбекистан от 4 октября 2011 года N ЗРУ-301 "Об обмене кредитной информацией" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2011 г., N 10, ст. 271; 2013 г., N 4, ст. 98; 2015 г., N 8, ст. 312; 2019 г., N 3, ст. 166) слова "государственными нотариальными конторами" заменить словами "нотариальными конторами".



Статья 9. Из абзаца четвертого части первой статьи 37 Закона Республики Узбекистан от 2 января 2014 года N ЗРУ-364 "Об опеке и попечительстве" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2014 г., N 1, ст. 1; 2016 г., N 12, ст. 383; 2017 г., N 6, ст. 300; 2018 г., N 7, ст. 431) слова "или аренду" исключить.



Статья 10. В статье 76 Гражданского процессуального кодекса Республики Узбекистан, утвержденного Законом Республики Узбекистан от 22 января 2018 года N ЗРУ-460 (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2018 г., приложение 1 к N 1, N 10, ст. 672; 2019 г., N 3, ст. 166, N 5, ст. 261, N 9, ст. 592, N 11, ст.ст. 791, 792):

дополнить частью второй следующего содержания:

"Лица, участвующие в деле, вправе в досудебном процессе принять меры по обеспечению доказательств в нотариальном порядке";

часть вторую считать частью третьей.



Статья 11. Абзац второй части пятой статьи 12 Закона Республики Узбекистан от 3 июля 2018 года N ЗРУ-482 "О медиации" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2018 г., N 7, ст. 427; 2019 г., N 7, ст. 389) изложить в следующей редакции:

"уполномоченное на выполнение государственных функций или приравненное к нему, за исключением нотариусов".



Статья 12. Министерству юстиции Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.



Статья 13. Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.



Статья 14. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.



Президент

Республики Узбекистан                                                      Ш. Мирзиёев



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 15 января 2020 г.


"Народное слово", 15 января 2020 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

20 января 2020 г., N 1-2, ст. 2



































Время: 0.2036
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск