язык интерфейса
Комментарий к документу - NB! Настоящее Положение принято на государственном языке. Авторский перевод текста на русский язык выполнен экспертами информационно-поисковой системы "Norma" и носит информационный характер. При возникновении неясностей следует обращаться к тексту нормативно-правового акта на государственном языке.

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Земля и иные природные ресурсы. Охрана окружающей среды/ Земельное законодательство/ Право собственности и иные права на землю. Землепользование/ Положение о порядке изъятия земельных участков и предоставления компенсации собственникам объектов недвижимого имущества, расположенных на изъятых земельных участках (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 16.11.2019 г. N 911)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению КМ РУз

от 16.11.2019 г. N 911



Настоящее   Положение   принято   на   государственном   языке.

Авторский перевод текста на русский язык выполнен экспертами

информационно-поисковой    системы    "Norma"         и        носит

информационный    характер.   При   возникновении   неясностей

следует    обращаться    к   тексту     нормативно-правового    акта

на   государственном   языке.



ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке изъятия земельных участков

и предоставления компенсации собственникам

объектов недвижимого имущества, расположенных

на изъятых земельных участках


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящее Положение определяет порядок изъятия земельного участка или его части, принадлежащего физическим лицам (индивидуальные предприниматели, граждане Республики Узбекистан, иностранные граждане и лица без гражданства) и юридическим лицам (субъекты предпринимательства, негосударственные организации) на праве владения, постоянного пользования или временного пользования, для государственных и общественных нужд, а также предоставления компенсации собственникам объектов недвижимого имущества, расположенных на данном земельном участке.

Настоящее Положение не применяется в отношении земельных участков, принадлежащих физическим и юридическим лицам на основании права собственности.


2. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:


земельный участок (часть земельного участка) - часть земельного фонда, имеющая определенную границу, зарегистрированную площадь, адрес размещения, выданная в установленном порядке для владения, постоянного пользования или временного пользования собственникам расположенных на них жилых и нежилых объектов недвижимого имущества, в том числе занятая многоквартирными домами;


изъятие земельных участков для государственных и общественных нужд - изъятие земельных участков только в следующих целях:

предоставление земель для нужд обороны и государственной безопасности, охраняемых природных территорий, создания и ведения деятельности свободных экономических зон;

выполнение обязательств, вытекающих из международных договоров;

разведка и разработка месторождений полезных ископаемых;

строительство (реконструкция) автомобильных и железных дорог, аэропортов, аэродромов, объектов аэронавигации и авиатехнических центров, объектов железнодорожного транспорта, мостов, метрополитенов, туннелей, объектов  энергетической системы и сетей электропередачи, сетей связи, объектов космической деятельности, магистральных труб, инженерно-коммуникационных сетей;

исполнение генеральных планов населенных пунктов в части строительства объектов за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, а также в других случаях, прямо предусмотренных законами и решениями Президента Республики Узбекистан;


инициатор - Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты города Ташкента, областей или района (города), выступившие с инициативой изъятия земельных участков для государственных и общественных нужд;

многоквартирный дом - совокупность двух и более квартир, имеющих отдельные выходы либо на прилегающий земельный участок, либо в помещения общего пользования в данном доме, содержащая в себе элементы общей собственности в соответствии с жилищным законодательством;


сблокированные жилые здания (таунхаусы) - вид многоквартирных домов не выше трех этажей (с мансардой), состоящих из нескольких блоков, предназначенных для проживания одной семьи, размещенных на отдельном земельном участке, имеющих общую территорию и место выхода, без наличия перехода к соседнему блоку (блокам), имеющих общую стену (стены);


индивидуальный жилой дом - индивидуальный строительный объект, предназначенный для постоянного проживания, отдыха и ведения личного хозяйства, количество надземных этажей которого не превышает трех (мансарда считается надземным этажом), состоящий из одного или нескольких жилых мест, расположенных на одном земельном участке, имеющий во дворе дополнительные вспомогательные помещения и постройки, подсобные хозяйственные строения и сооружения;


объекты недвижимого имущества - жилые и нежилые помещения, производственные и другие здания и сооружения и многолетние насаждения, размещенные на изымаемом земельном участке;


собственник - физическое и юридическое лицо, имеющее право собственности на объект недвижимого имущества на основании правоустанавливающих документов;


протокол разногласий - документ, составляемый инициатором в случае недостижения с собственником соглашения по размеру, виду и сроку выдачи компенсации, подписываемый им вместе с собственником;


Соглашение - письменный договор, подлежащий нотариальному удостоверению, составленный по обоюдному согласию между инициатором и собственником, предусматривающий размер, вид и сроки выдачи компенсации, а также другие условия;


органы юстиции - Министерство юстиции Республики Каракалпакстан, управления юстиции областей и города Ташкента, отделы юстиции районов (городов).


3. Изъятие земельного участка или его части (далее - земельный участок) для государственных и общественных нужд осуществляется по решению Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан или Кенгашей народных депутатов областей и города Ташкента (далее - соответствующие Кенгаши народных депутатов).

Решение о сносе объекта недвижимого имущества принимается Председателем Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимами города Ташкента, областей или районов (городов) на основании решения Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан или соответствующих Кенгашей народных депутатов об изъятии земельного участка после составления Соглашения между инициатором и собственником и выдачи предусмотренной в Соглашении компенсации, за исключением случаев передачи в качестве компенсации строящегося недвижимого имущества.

Проект решения о сносе объекта недвижимого имущества должен быть рассмотрен органами юстиции с выдачей соответствующего заключения.


4. Земельные участки, изъятые для государственных и общественных нужд, выделяются государственным органам, учреждениям, предприятиям, органам самоуправления граждан решением Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента на основе права постоянного пользования, выделение данных земельных участков иным способом и другим лицам запрещается.

5. При изъятии земельных участков для государственных и общественных нужд Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами города Ташкента, областей или районов (городов) отбираются в первую очередь земельные участки, занятые ветхими и аварийными объектами жилищного фонда, в том числе неиспользуемыми объектами (за исключением объектов, входящих в категорию культурного наследия), а также территории, нуждающиеся в строительстве социально-экономических объектов.

6. Изъятие земельных участков для государственных и общественных нужд и предоставление компенсации осуществляются по схеме согласно приложению N 1 к настоящему Положению.

Реализация инвестиционных проектов, направленных на развитие и улучшение архитектурного облика территории, осуществляется по схеме согласно приложению N 3 к настоящему Положению.



ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ИЗЪЯТИЯ

ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ


§ 1. Подготовка документов при изъятии земельных участков

для государственных и общественных нужд


7. При наличии оснований для изъятия земельного участка для государственных и общественных нужд Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами города Ташкента, областей или районов (городов) определяются земельные участки, занятые ветхими и аварийными объектами жилищного фонда, в том числе неиспользуемыми объектами, а в случае невыявления таких - выбираются другие участки и подготавливаются соответствующие презентационные материалы.

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты города Ташкента, областей или районов (городов) в течение одного рабочего дня после подготовки презентационных материалов направляют запрос в отделы строительства и районные (городские) филиалы государственного предприятия землеустройства и кадастра недвижимости для получения соответствующего заключения и иных сведений.

В течение пяти рабочих дней со дня поступления запроса:

отделы строительства подготавливают заключение и иные сведения по соответствию проектных документов объектов строительства градостроительным документам, утвержденным по развитию данной территории и планированию строительства, (при их отсутствии - представленным в установленном порядке схемам размещения земельных участков, предоставленных  для осуществления предпринимательской деятельности) и направляют их в Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты города Ташкента, областей или районов (городов);

районные (городские) филиалы государственного предприятия землеустройства и кадастра недвижимости подготавливают полный перечень объектов недвижимости, расположенных на данном земельном участке, и другие сведения о них и направляют их в Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты города Ташкента, областей или районов (городов).

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты города Ташкента, областей или районов (городов) в течение пяти рабочих дней со дня получения соответствующих заключений и иных сведений определяют предварительный размер компенсации, предоставляемой собственникам.


8. Подготовка презентационных материалов по объектам планируемого строительства не требуется в следующих случаях:

при предоставлении земель для обороны и государственной безопасности;

при выполнении обязательств, вытекающих из международных договоров;

для разведки и разработки месторождений полезных ископаемых.


9. При  изъятии земельных участков для государственных и общественных нужд презентационные материалы должны быть согласованы с соответствующим Наблюдательным советом централизованного фонда по возмещению убытков физическим и юридическим лицам в связи с изъятием земельных участков для государственных и общественных нужд (далее - Наблюдательный совет), образованным постановлением Кабинета Министров от 26 декабря 2018 года N 1047.

О принятом решении Наблюдательный совет в течение трех рабочих дней  письменно уведомляет Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты города Ташкента, областей или районов (городов).


10. После получения письменного согласия Наблюдательного совета Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты города Ташкента, областей или районов (городов) в течение двух рабочих дней направляют презентационные материалы в Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан или соответствующий Кенгаш народных депутатов для рассмотрения вопроса оценки получаемой пользы и расходов в связи с изъятием земельного участка.

Запрещается внесение презентационных материалов в Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан или соответствующий Кенгаш народных депутатов без получения письменного согласия Наблюдательного совета.

Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан или соответствующий Кенгаш народных депутатов рассматривает презентационные материалы и другие документы в порядке, предусмотренном пунктами 22 - 27 настоящего Положения.



§ 3. Подготовка документов по реализации

инвестиционных проектов, направленных на развитие

и улучшение архитектурного облика территории


16. Реализация инвестиционных проектов, направленных на развитие и улучшение архитектурного облика территории, в рамках исполнения части генеральных планов населенных пунктов по строительству объектов за счет внебюджетных средств, в первую очередь, предлагается собственникам объектов недвижимого имущества, расположенных непосредственно на соответствующей территории.

При этом Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами города Ташкента, областей или районов (городов) подготавливаются проектные документы по требованиям, предъявляемым к внешнему виду жилых и нежилых строений, производственных и других зданий и сооружений, а также презентационные материалы по ним. Подготовленные документы и материалы направляются в Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан или соответствующий Кенгаш народных депутатов для оценки получаемой пользы и расходов в связи с реализацией данного инвестиционного проекта.

Запрещается возложение на собственников обязательств по улучшению автомобильных дорог общего пользования, улиц городов и других населенных пунктов, инженерно-коммуникационных сетей.

В случае реализации инвестиционных проектов, направленных на развитие и улучшение архитектурного облика территории,  непосредственно собственником,  изъятие земельного участка не допускается.


17. Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан или соответствующий Кенгаш народных депутатов рассматривает презентационные материалы и другие документы в порядке, предусмотренном пунктами 22 - 27 настоящего Положения.

Решение о реализации инвестиционных проектов, направленных на развитие и улучшение архитектурного облика территории, принимается Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан или соответствующим Кенгашем народных депутатов. Данное решение в течение одного рабочего дня со дня принятия направляется в Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты города Ташкента, областей или районов (городов).

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты города Ташкента, областей или районов (городов) в течение одного рабочего дня со дня поступления данного решения обеспечивают направление его собственникам с приложением  проектных документов по требованиям, предъявляемым к внешнему виду жилых и нежилых строений, производственных и других зданий и сооружений.


18. Инвестиционные проекты, направленные на развитие и улучшение архитектурного облика территории, осуществляются за счет собственных средств собственников, кредитов и иных средств, не запрещенных законодательством.


19. Инвестиционные проекты, направленные на развитие и улучшение архитектурного облика территории, осуществляются собственниками в сроки, предусмотренные в проектных документах объекта строительства (реконструкции), но не превышающие двух лет со дня подписания Соглашения.


20. Несоблюдение сроков, предусмотренных в пункте 19 настоящего Положения, влечет за собой применение в установленном порядке повышенных ставок налога на имущество и земельного налога в отношении незавершенных строительством объектов, а также земель, на которых размещены незавершенные строительством объекты.


21. В случае отказа собственников от реализации инвестиционных проектов, направленных на развитие и улучшение архитектурного облика территории, инициатором составляется Протокол разногласий, который подписывается им вместе с собственником. В случае уклонения от подписания Протокола разногласий составляется акт с указанием причин.

После подписания Протокола разногласий (акта) Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты города Ташкента, областей или районов (городов) вправе обратиться в суд с заявлением о возложении обязанности.



§ 4. Порядок рассмотрения презентационных материалов

и других документов на заседаниях Жокаргы Кенеса Республики

Каракалпакстан или соответствующего Кенгаша народных депутатов


22. Заседания Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан или соответствующего Кенгаша народных депутатов созываются и проводятся в порядке, предусмотренном законодательством.


23. На заседании Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан или соответствующего Кенгаша народных депутатов должны быть рассмотрены следующие вопросы:

направленность презентационных материалов на улучшение жилищных и бытовых условий граждан на определенной территории, а также

...