Внимание! Документ утратил силу.
Смотрите подробности в начале документа.
Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Образование. Наука. Культура/ Образование/ Управление в сфере образования. Лицензирование и аттестация учреждений образования/ Положение о Министерстве высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан (Приложение N 3 к Постановлению КМ РУз от 20.07.2004 г. N 341)Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПРИЛОЖЕНИЕ N 3
к Постановлению КМ РУз
от 20.07.2004 г. N 341
ПОЛОЖЕНИЕ
о Министерстве высшего и среднего специального
образования Республики Узбекистан
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан (далее - Министерство) является органом государственного управления, осуществляющим руководство высшим и средним специальным, профессиональным образованием в республике.
Министерство в своей деятельности подотчетно Кабинету Министров Республики Узбекистан.
2. В систему Министерства входят Центр среднего специального, профессионального образования, Центр развития высшего и среднего специального, профессионального образования, подведомственные высшие учебные заведения.
3. Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями и другими актами Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также настоящим Положением.
4. Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими органами государственного управления, органами государственной власти на местах, общественными объединениями и другими организациями.
5. Финансирование деятельности Министерства осуществляется за счет средств государственного бюджета в пределах выделяемых Министерству ассигнований и других источников, не запрещенных законодательством.
6. Министерство является юридическим лицом и имеет печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и со своим наименованием.
II. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ МИНИСТЕРСТВА
7. Основными задачами Министерства являются:
реализация единой государственной политики в области высшего и среднего специального, профессионального образования, направленной на подготовку высокообразованных, квалифицированных кадров с высокими духовно-нравственными качествами, способных к самостоятельному мышлению, владеющих прогрессивными методами и формами организации работы в современных рыночных условиях;
развитие и совершенствование системы высшего и среднего специального, профессионального образования в республике с учетом передового мирового опыта;
обеспечение выполнения целей и задач, намеченных Национальной программой по подготовке кадров в области высшего и среднего специального, профессионального образования;
осуществление учебно-педагогического и научно-методического руководства, координация деятельности высших и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений республики, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, обеспечение выполнения в них требований государственных образовательных стандартов и других требований к уровню и содержанию образования, качеству профессиональной подготовки специалистов;
изучение и обеспечение удовлетворения спроса на образовательные услуги со стороны предприятий и организаций, а также граждан по существующим и перспективным направлениям подготовки кадров в соответствии с приоритетами социально-экономического развития страны;
внедрение и эффективное использование в учебно-воспитательном процессе прогрессивных форм обучения, включая дистанционную форму обучения, новых педагогических и информационно-коммуникационных технологий;
организация разработки, перевода и издания учебников и учебно-методической литературы в соответствии с требованиями Концепции создания учебной литературы нового поколения для системы непрерывного образования;
организация и совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров и специалистов;
организация научно-исследовательской работы в высших учебных заведениях, повышение ее эффективности и широкое внедрение результатов исследований на практике, обеспечение тесного взаимодействия системы высшего образования, науки и производства;
осуществление контроля за формированием доходов высших образовательных учреждений по всем источникам, особенно от платно-контрактной формы обучения, и за эффективным их использованием;
профилактика, предупреждение и выявление случаев незаконного расхода и хищений бюджетных средств.
8. Для выполнения возложенных на него задач Министерство осуществляет следующие функции:
обеспечивает выполнение Закона Республики Узбекистан "Об образовании" и Национальной программы по подготовке кадров в высших образовательных учреждениях и других подведомственных организациях системы Министерства;
разрабатывает и утверждает государственные образовательные стандарты по направлениям образования бакалавриата и специальностям магистратуры, типовые учебные планы и программы дисциплин высшего образования, а также нормативные документы, регламентирующие конкретные виды деятельности высших образовательных учреждений;
определяет совместно с Министерством экономики и Министерством труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан перечень перспективных направлений образования бакалавриата и специальностей магистратуры в соответствии с приоритетными направлениями социально-экономического развития страны;
по согласованию с Кабинетом Министров Республики Узбекистан вносит изменения и дополнения в Классификатор направлений и специальностей высшего образования;
обеспечивает внедрение в учебный процесс современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий, учебной и учебно-методической литературы нового поколения, электронных библиотек;
осуществляет мониторинг реализации Национальной программы по подготовке кадров в системе высшего образования;
осуществляет организацию в высших и средних специальных, профессиональных образовательных учреждениях духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, основанного на идеях национальной независимости, богатых национальных и культурно-исторических традициях народа и общечеловеческих ценностях;
разрабатывает и утверждает типовой устав высшего образовательного учреждения, а также утверждает уставы высших образовательных учреждений и других подведомственных организаций системы Министерства;
совместно с Государственным центром тестирования разрабатывает и реализует меры по повышению качества высшего образования, вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по совершенствованию отбора и приема абитуриентов в высшие образовательные учреждения республики;
обеспечивает реализацию государственных образовательных стандартов высшего и среднего специального, профессионального образования и государственных требований к послевузовскому образованию, а также к переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров и специалистов;
разрабатывает и реализует эффективные формы организации повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, включая дистанционную форму обучения;
разрабатывает и утверждает квалификационные требования к руководящим, педагогическим и инженерно-педагогическим работникам высших и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений;
разрабатывает и утверждает порядок отбора и выдвижения кандидатур на должности ректора, проректора и декана факультета высшего образовательного учреждения;
разрабатывает, утверждает и внедряет в учебный процесс нормативные документы, направленные на повышение качества образования, подготовки конкурентоспособных кадров, стимулирование эффективной деятельности педагогических кадров;
разрабатывает и представляет на утверждение в установленном порядке положение о конкурсной системе приема на работу педагогических кадров высших и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений и осуществляет контроль за их реализацией;
организует маркетинговые исследования в области высшего образования, разрабатывает показатели приема по существующим и перспективным направлениям подготовки кадров в высших образовательных учреждениях республики и вносит их для рассмотрения в Кабинет Министров;
разрабатывает предложения об установлении государственных нормативов финансирования высших образовательных учреждений системы Министерства, а также материально-технической оснащенности учебно-воспитательного процесса;
осуществляет контроль за хозяйственной, производственной и финансовой деятельностью высших образовательных учреждений, предприятий и организаций Министерства;
утверждает сметы расходов на содержание подведомственных высших образовательных учреждений и организаций и осуществляет их финансирование в установленном порядке;
утверждает в установленном порядке численность управленческого персонала подведомственных учреждений и организаций Министерства;
утверждает сметы доходов и расходов по платно-контрактной форме обучения и осуществляет контроль за поступлением и расходованием внебюджетных средств;
открывает в коммерческом банке Республики Узбекистан текущие, расчетные и другие счета для распределения и перераспределения средств, выделяемых Министерству в централизованном порядке;
обеспечивает эффективное использование научно-технического потенциала высшей школы в выполнении фундаментальных и прикладных научных исследований по республиканским научно-техническим программам;
формирует и реализует научно-технические программы фундаментальных, прикладных и инновационных исследований в подведомственных высших образовательных и научно-исследовательских учреждениях;
определяет государственных стипендиатов Президента Республики Узбекистан среди студентов;
организует в установленном порядке подготовку научных и научно-педагогических кадров через аспирантуру и докторантуру;
осуществляет международное сотрудничество в области высшего образования, устанавливает прямые связи с зарубежными партнерами на основе международных договоров и соглашений Республики Узбекистан;
координирует подготовку специалистов для зарубежных стран в высших образовательных учреждениях республики, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности;
разрабатывает совместно с Агентством информации и массовых коммуникаций ежегодные и перспективные планы издания и тиражирования учебников и учебных пособий на государственном и других языках;
рассматривает материалы и дает заключение на представление работников системы Министерства к присуждению государственных наград Республики Узбекистан;
проводит в установленном порядке универсиады и другие спортивные мероприятия для студентов, направляет их победителей на международные конкурсы и соревнования;
проводит в установленном порядке республиканские и международные совещания, конференции, симпозиумы по актуальным вопросам развития высшей школы, науки и техники;
назначает руководителей подведомственных структурных подразделений, центров, предприятий, организаций и учреждений, входящих в систему Министерства;
проводит мониторинг планирования и исполнения смет расходов, ведения бюджетного учета, проведения тендерных (конкурсных) торгов и заключения договоров в подведомственных учреждениях;
осуществляет подготовку для руководителей подведомственных учреждений и централизованных финансово-бухгалтерских служб рекомендаций по вопросам совершенствования бюджетного учета и отчетности, недопущения необоснованной дебиторской и кредиторской задолженности, укрепления бюджетной дисциплины, повышения эффективности использования бюджетных ассигнований, в том числе закупки товаров, работ и услуг, а также укрепления кадрового состава централизованных финансово-бухгалтерских служб;
вносит подведомственным учреждениям обязательные для исполнения представления об устранении выявленных нарушений законодательства, а также способствующих им причин и условий.
9. Министерство решает возложенные на него задачи и функции непосредственно, а также через подведомственные ему организации и учреждения.
III. ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МИНИСТЕРСТВА
10. Для выполнения возложенных на него задач и функций Министерство имеет право:
вносить на рассмотрение в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по вопросам совершенствования структуры и управления высшим и средним специальным, профессиональным образованием в республике;
рассматривать на заседании коллегии сообщения (доклады) руководящих работников министерств и ведомств республики, имеющих в своем составе высшие и средние специальные учебные заведения;
запрашивать и получать в установленном порядке от государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц информацию о потребности в кадрах, в том числе аналитические и другие материалы, необходимые для ведения мониторинга трудоустройства специалистов, подготовленных на договорной основе;
осуществлять контроль за соблюдением действующего законодательства об образовании, выполнением нормативно-правовых актов Министерства в высших и средних специальных, профессиональных образовательных учреждениях, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности;
давать экспертные заключения по вопросам создания, реорганизации и ликвидации высших и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений и их филиалов на территории Республики Узбекистан, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности;
осуществлять контроль за формированием доходов высших образовательных учреждений по всем источникам, особенно от платно-контрактной формы обучения, и за эффективным их использованием;
устанавливать перечень высших образовательных учреждений, в которых организуются факультеты переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для высших и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений;
получать от министерств, ведомств и непосредственно от высших и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений республики материалы, необходимые для выполнения возложенных на Министерство задач, а также установленную статистическую отчетность по высшему и среднему специальному, профессиональному образованию и осуществлять контроль за состоянием учета и отчетности в образовательных учреждениях Министерства;
осуществлять внешнеэкономическую деятельность и иметь валютные счета в банковских и других кредитных учреждениях в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан;
открывать в установленном порядке в подведомственных высших образовательных учреждениях специальные курсы, кафедры, факультеты и лаборатории для целевой подготовки специалистов на договорной основе;
создавать и закрывать проблемные лаборатории и, по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами, отраслевые научно-исследовательские лаборатории в высших образовательных учреждениях системы Министерства;
создавать в Министерстве для рассмотрения предложений по основным направлениям развития высшего и среднего специального, профессионального образования республики научно-методические советы из числа ведущих ученых, высококвалифицированных преподавателей и специалистов;
вносить в утвержденную структуру центрального аппарата изменения, вызванные необходимостью совершенствования технологии и техники управления, в пределах фонда оплаты труда и предельной численности аппарата Министерства;
отменять приказы подведомственных учреждений, изданные в нарушение действующего законодательства, нормативно-правовых актов Министерства;
учреждать в установленном порядке премии, нагрудные значки и почетные грамоты Министерства и награждать ими передовых работников и профессорско-преподавательский состав, а также студентов и учащихся высших и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений за лучшие научные и экспериментально-конструкторские работы;
осуществлять в установленном порядке перевод, восстановление и отчисление студентов в высших образовательных учреждениях, выдавать разрешение на пересдачу итоговой государственной аттестации;
проводить в установленном порядке проверки деятельности высших образовательных учреждений.
Министерство может иметь и иные права в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
11. Министерство в пределах своих полномочий вправе утверждать нормативно-правовые акты, направленные на повышение качества образования, подготовки конкурентоспособных кадров, стимулирование эффективной работы педагогических кадров, являющихся обязательными для министерств и ведомств, имеющих высшие и средние специальные, профессиональные образовательные учреждения.
12. Министерство вправе, в необходимых случаях, издавать с другими министерствами, государственными комитетами и ведомствами совместные постановления и иные акты.
13. Министерство несет ответственность за реализацию государственной политики в области высшего образования, эффективное использование средств Министерства, а также своевременное выполнение возложенных на него задач.
МИНИСТЕРСТВА
14. Министерство возглавляет министр, утверждаемый Президентом Республики Узбекистан по представлению Премьер-министра Республики Узбекистан, внесенному после одобрения Законодательной палатой Олий Мажлиса Республики Узбекистан, и освобождаемый им от должности.
Министр имеет четырех заместителей, в том числе двух первых заместителей, назначаемых и освобождаемых от должности Президентом Республики Узбекистан. Один из первых заместителей является директором Центра среднего специального, профессионального образования Министерства.
15. Министр:
осуществляет на основе единоначалия общее руководство деятельностью Министерства;
принимает решения по вопросам, входящим в компетенцию Министерства, и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и функций;
определяет полномочия своих заместителей, распределяет обязанности между ними, устанавливает полномочия других должностных лиц системы Министерства, степень ответственности своих заместителей и других должностных лиц за руководство отдельными участками деятельности Министерства и работу подведомственных организаций и учреждений;
издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения работниками системы Министерства;
вносит изменения в структуру, утверждает штатное расписание центрального аппарата Министерства в пределах установленной общей численности, а также смету расходов центрального аппарата Министерства, подведомственных органов и учреждений;
утверждает в установленном порядке положения о структурных подразделениях Министерства, положения (уставы) иных подведомственных организаций и учреждений, входящих в систему Министерства;
представляет на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан в установленном порядке кандидатуры для назначения на должность ректора высшего образовательного учреждения, назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Министерства, проректоров высших образовательных учреждений, руководителей иных подведомственных организаций и учреждений, входящих в систему Министерства, организует проведение их аттестации (за исключением ректоров);
заключает межведомственные соглашения, договоры о сотрудничестве в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров с зарубежными партнерами.
Министр осуществляет другие полномочия в соответствии с действующим законодательством.
16. В Министерстве образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии), заместителей министра (по должности), а также руководителей структурных подразделений Министерства, координирующих с основные направления его деятельности.
Численность и персональный состав коллегии утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан по представлению министра.
Коллегия рассматривает вопросы, связанные с:
подготовкой и реализацией основных направлений деятельности Министерства, определенных в настоящем Положении, по дальнейшей реализации единой государственной политики в области высшего и среднего специального, профессионального образования, направленной на подготовку высокообразованных, квалифицированных кадров с высокими духовно-нравственными качествами, способных к самостоятельному мышлению, владеющих прогрессивными методами и формами организации работы в современных рыночных условиях, развитию и совершенствованию системы высшего и среднего специального, профессионального образования в республике с учетом передового мирового опыта, а также обеспечению выполнения целей и задач, намеченных Национальной программой по подготовке кадров в области высшего и среднего специального, профессионального образования;
подбором, расстановкой, подготовкой и переподготовкой кадров на должности, входящие в номенклатуру Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан;
укреплением исполнительской дисциплины по реализации задач, определенных в указах, постановлениях и распоряжениях Президента Республики Узбекистан, постановлениях и распоряжениях Кабинета Министров Республики Узбекистан, повышением персональной ответственности руководителей и работников Министерства за обеспечение своевременной и качественной их реализации.
Коллегия вправе также рассматривать и другие вопросы, относящиеся к компетенции Министерства.
На заседания коллегии могут быть приглашены руководители других министерств, государственных комитетов, ведомств, органов государственной власти на местах, предприятий, учреждений, организаций по вопросам, входящим в компетенцию Министерства.
Коллегия полномочна, если на ее заседании присутствует более половины ее состава. Решения по рассматриваемым вопросам принимаются простым большинством голосов.
Решения коллегии реализуются приказами министра. В случае разногласий между министром и членами коллегии министр самостоятельно принимает решение, докладывая Кабинету Министров Республики Узбекистан о возникших разногласиях. Члены коллегии могут также сообщить свое мнение Кабинету Министров Республики Узбекистан.
Порядок деятельности коллегии определяется ее регламентом, утверждаемым коллегией.
17. Подведомственные высшие образовательные учреждения и другие организации Министерства осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами и положениями, утверждаемыми Министерством в установленном порядке.
18. Министерство организует своевременное рассмотрение обращений физических и юридических лиц в соответствии с действующим законодательством, добиваясь правильного и справедливого решения поставленных в этих обращениях вопросов, а также принимает меры к устранению недостатков, выявленных в деятельности высших и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений, предприятий и организаций системы Министерства.
19. Реорганизация и ликвидация Министерства высшего и среднего специального образования осуществляется в порядке, установленном законодательством.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
2004 г., N 29, ст. 332