ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Отдельные отрасли экономики / Сельское и водное хозяйство / Зерноводство /Постановление Президента Республики Узбекистан от 06.03.2020 г. N ПП-4634 "О мерах по широкому внедрению рыночных принципов в производство, закупку и реализацию зерна"
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
06.03.2020 г.
N ПП-4634
О МЕРАХ
ПО ШИРОКОМУ ВНЕДРЕНИЮ РЫНОЧНЫХ
ПРИНЦИПОВ В ПРОИЗВОДСТВО, ЗАКУПКУ
И РЕАЛИЗАЦИЮ ЗЕРНА
В целях обеспечения исполнения Указа Президента Республики Узбекистан от 23 октября 2019 года N УП-5853 "Об утверждении Стратегии развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 годы", в частности отмены практики производства зерновых колосовых на основе государственного заказа, широкого внедрения рыночных механизмов в их закупку и реализацию, создания благоприятного климата агробизнеса, направленного на повышение производительности труда и обеспечение заинтересованности в сельском хозяйстве:
1. Согласиться с предложением Министерства экономики и промышленности, Министерства финансов, Министерства сельского хозяйства Республики Узбекистан, АК "Уздонмахсулот" и Совета фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана об уменьшении на 25 процентов, начиная с урожая 2020 года, для каждого производителя зерновых размера договоров контрактации, заключенных в рамках государственных закупок между фермерскими хозяйствами, зерноводческими кластерами и предприятиями системы АК "Уздонмахсулот".
Фонду государственной поддержки сельского хозяйства при Министерстве финансов Республики Узбекистан (далее - Фонд) закупить 2 265 тысяч тонн зерна (с сохранением действующего порядка выплаты надбавок за семенное зерно) для реализации мероприятий по обеспечению стабильности цен на зерно на внутреннем рынке в рамках государственных закупок.
Кабинету Министров Республики Узбекистан в срок до 10 мая текущего года определить закупочные цены на зерно на 2020 год для реализации мероприятий по обеспечению стабильности цен на зерно и хлебную продукцию, принимая во внимание цены на мировом рынке и региональных биржах, а также ожидаемый урожай по республике.
2. Установить, что:
а) начиная с урожая 2020 года:
поэтапно отменяется практика производства зерновых колосовых на основе государственного заказа;
зерно, закупаемое государством для реализации мероприятий по обеспечению стабильности цен на зерно и хлебную продукцию на внутреннем рынке, хранится в хранилищах (емкостях) всех предприятий независимо от формы собственности, отвечающих требованиям хранения зерна на основе договоров;
б) начиная с урожая 2021 года:
полностью отменяется практика установления государством закупочных цен на зерно;
полностью отменяются государственные закупки, а зерно, произведенное фермерами и другими предприятиями, реализуется всем потребителям, в том числе зерноперерабатывающим предприятиям, зерноводческим кластерам и трейдерам, через биржевые торги либо на основе прямых договоров (фьючерс, форвард и другие) по свободным ценам;
Фонд на основе фьючерсных и форвардных договоров или через биржевые торги по свободной цене закупает зерно в количестве, необходимом для реализации мероприятий по обеспечению стабильности цен на зерно и хлебную продукцию на внутреннем рынке;
сохраняется система поставки сертифицированных семян с целью обеспечения зернопроизводящих хозяйств качественным семенным материалом, а в 2021-2023 годах поставка семян поэтапно возлагается на семеноводческие кластеры и элитные семеноводческие хозяйства в структуре Центра по развитию семеноводства при Министерстве сельского хозяйства и зерноводческие кластеры.
3. Министерству сельского хозяйства Республики Узбекистан совместно с Советом фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана ежегодно до 1 августа объявлять ожидаемые минимальные цены на урожай зерна следующего года, проанализировав при этом цены на мировых рынках и региональных биржах, а также исходя из сложившихся цен на рынках обеспечить ежеквартальную корректировку ожидаемых минимальных цен с опубликованием их в средствах массовой информации.
4. Реализация мероприятий по обеспечению стабильности цен на зерно и хлебную продукцию на республиканском внутреннем рынке возлагается на Фонд.
Зерно, закупаемое Фондом для реализации мероприятий по обеспечению стабильности цен на зерно и хлебную продукцию на внутреннем рынке, выставляется Фондом на биржевые торги для продажи по согласованию с Министерством экономики и промышленности, Министерством финансов Республики Узбекистан и Комитетом по развитию конкуренции и защите прав потребителей на основе месячного графика, утверждаемого заместителем Премьер-министра по вопросам развития аграрной и продовольственной сфер.
5. Расходы, связанные с закупкой (приобретением, транспортировкой, хранением) зерна в количестве, необходимом для обеспечения стабильности цен на зерно и хлебную продукцию, а также разница (положительная, отрицательная), образовавшаяся между закупочной ценой и ценой реализации, отражаются в итогах финансовой деятельности Фонда, а в необходимых случаях образовавшееся отрицательное сальдо возмещается Фонду из республиканского бюджета.
6. Начиная с 1 июня 2020 года:
а) коммерческими банками за счет средств Фонда выделяются кредиты на финансирование расходов фермерских хозяйств, зерноводческих кластеров, а также элитных семеноводческих хозяйств в структуре Центра по развитию семеноводства для производства зерна сроком до 12 месяцев при финансировании в размере до 40 процентов общей стоимости валового сбора зерна по ставке, не превышающей 10 процентов годовых, при финансировании в размере до 50 процентов - по ставке, не превышающей 12 процентов годовых (из них маржа банка составляет 2 процента).
При этом:
фермерские хозяйства, зерноводческие кластеры, а также элитные семеноводческие хозяйства в структуре Центра по развитию семеноводства, исходя из особенностей проведения агротехнических мероприятий, самостоятельно распоряжаются кредитными средствами и выбирают поставщиков материальных ресурсов;
зерноводческие кластеры авансируют расходы фермерских хозяйств, связанные с производством зерна, в виде денежных средств;
часть кредитных средств, не погашенная в установленный срок, выделенная для финансирования расходов на производство зерна, переоформляется в качестве коммерческого кредита;
б) коммерческие банки выделяют коммерческие кредиты в размере до 10 миллиардов сумов сроком до 12 месяцев исключительно зерноперерабатывающим предприятиям, а также зерноводческим кластерам, имеющим мощности по переработке зерна, независимо от формы их собственности, для закупки зерна, произведенного в республике.
7. Министерству финансов совместно с Министерством сельского хозяйства Республики Узбекистан, Советом фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана, АК "Уздонмахсулот" и другими заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок с привлечением субъектов предпринимательства, имеющих хранилища для хранения зерна, утвердить тарифы за услуги по приему и хранению произведенных зерновых колосовых начиная с урожая 2020 года.
8. Министерству сельского хозяйства совместно с Министерством экономики и промышленности, Государственным комитетом по статистике Республики Узбекистан, АК "Уздонмахсулот", Фондом, Советом Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятами областей сформировать распределение зерна, закупаемого для реализации мероприятий по обеспечению стабильности цен на зерно и хлебную продукцию на внутреннем рынке в разрезе регионов в месячный срок - на 2020 год, в срок до 1 апреля - на последующие годы, а также перечень предприятий, претендующих на его хранение в разрезе регионов.
9. Инспекции по контролю за агропромышленным комплексом при Министерстве сельского хозяйства Республики Узбекистан обеспечить ежемесячный контроль на предприятиях, хранящих зерно, за правильным хранением зерна по его качеству и количеству.
10. Агентству по развитию малого бизнеса и предпринимательства при Министерстве экономики и промышленности совместно с Центральным банком Республики Узбекистан и коммерческими банками организовать учебные семинары для зерноводческих кластеров и зерноперерабатывающих предприятий о механизмах предоставления кредитов на закупку произведенного в республике зерна, установленных настоящим постановлением, с обеспечением широкого освещения в средствах массовой информации.
11. Кабинету Министров Республики Узбекистан в срок до 1 мая 2020 года:
утвердить порядок определения в разрезе регионов объема и расчета закупаемого зерна для реализации мероприятий по обеспечению стабильности цен на зерно и хлебную продукцию, а также порядок хранения зерна;
определить меры поэтапной реализации в установленном порядке частному сектору зерноводческих предприятий, входящих в систему АК "Уздонмахсулот", в 2020-2021 годах.
12. Утвердить:
Программу мер по организации поэтапной отмены государственного заказа на производство зерна и широкого внедрения рыночных принципов в данную сферу согласно приложению N 1;
состав Республиканского совета по координации широкого внедрения рыночных принципов в производство, закупку и реализацию зерна согласно приложению N 2.
13. Возложить на Республиканский совет (Aрипов А.) следующие задачи:
обеспечение своевременного исполнения Программы мер по организации поэтапной отмены государственного заказа на производство зерна и широкого внедрения рыночных принципов в данную сферу;
определение, начиная с урожая 2021 года, объема закупаемого зерна для реализации мероприятий по обеспечению стабильности цен на зерно и хлебную продукцию;
сорторазмещение зерновых посевных площадей исходя из природно-климатических условий регионов;
формирование перечня предприятий, осуществляющих хранение закупленного зерна, для реализации мероприятий по обеспечению стабильности цен на зерно и хлебную продукцию;
разработку предложений по совершенствованию механизмов обеспечения продовольственной безопасности;
решение всех вопросов, возникающих в процессе реализации мероприятий по обеспечению стабильности цен на зерно и хлебную продукцию.
14. Заместителю Премьер-министра Республики Узбекистан по вопросам развития аграрной и продовольственной сфер Барноеву У.:
обеспечить проведение на основе предложений Совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятов областей совместно с Агентством "Узстандарт" в срок до 1 мая календарного года инвентаризации емкостей для хранения зерна предприятий-претендентов и выдачу заключений об их соответствии действующим требованиям, проведение инвентаризации лабораторий и измерительных весов предприятий, получивших положительное заключение, выдачу соответствующих разрешений, утверждение перечня предприятий, получивших разрешение на хранение зерна, а также опубликование в средствах массовой информации сведений об их мощностях хранения зерна;
совместно с министром сельского хозяйства Ходжаевым Ж., министром водного хозяйства Хамраевым Ш., Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и районов оказать практическую помощь по улучшению в установленном порядке мелиоративного состояния земель и повышению плодородия почвы, внедрению современных энерго- и ресурсосберегающих технологий в производство зерна, обеспечению водой фермерских хозяйств, а также своевременному и качественному проведению комплекса агротехнических мероприятий.
15. Национальному информационному агентству Узбекистана и Национальной телерадиокомпании Узбекистана совместно с Министерством сельского хозяйства обеспечить широкое освещение в средствах массовой информации сути и содержания, а также целей и задач настоящего постановления.
16. Министерству сельского хозяйства совместно с Министерством финансов и заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
17. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Постановлению Президента РУз
от 06.03.2020 г. N ПП-4634
ПРОГРАММА МЕР
по организации поэтапной отмены государственного
заказа на производство зерна и широкого внедрения
рыночных принципов в данную сферу
N |
Наименование мероприятий
|
Механизм реализации |
Сроки исполнения |
Ответственные исполнители |
1. |
Разработка порядка закупки зерна для реализации мероприятий по обеспечению стабильности цен на зерно и хлебную продукцию на внутреннем рынке. При этом предусматривается: определение объема закупаемого зерна в разрезе территорий для реализации мероприятий по обеспечению стабильности цен на зерно; осуществление расчетов за закупаемое зерно.
|
Проект нормативно- правового акта |
1 мая 2020 года |
Министерство финансов, Министерство экономики и промышленности, Министерство сельского хозяйства, Государственный комитет по статистике, Совет Министров Республики Каракалпакстан и хокимияты областей |
2. |
Разработка порядка хранения зерна, закупаемого для реализации мероприятий по обеспечению стабильности зерна и хлебной продукции. При этом предусматривается внедрение системы сертификации емкостей для хранения закупаемого зерна с целью обеспечения стабильности цен на зерно и хлебную продукцию.
|
Проект нормативно- правового акта |
1 апреля 2020 года |
Инспекция по контролю за агропромышленным комплексом при Кабинете Министров, Министерство сельского хозяйства, Агентство "Узстандарт", Министерство здравоохранения, Министерство юстиции, Министерство экономики и промышленности, АК "Уздонмахсулот"
|
3. |
Создание Проектного офиса, финансируемого за счет средств внебюджетного Фонда по управлению, трансформации и приватизации государственных активов при Агентстве по управлению государственными активами для реформирования зерновых предприятий АК "Уздонмахсулот" в 2020-2021 годах. |
Создание Проектного офиса |
20 марта 2020 года |
Агентство по управлению государственными активами, заинтересованные министерства и ведомства |
Внесение на утверждение в Кабинет Министров "Дорожной карты" по реализации мер в 2020-2021 годах. При этом предусмотреть: обеспечение проведения инвентаризации емкостей (мощностей) предприятий по хранению зерна; обеспечение проведения инвентаризации задолженности (дебиторской, кредиторской) и основных средств зерновых предприятий АК "Уздонмахсулот"; определение мер по поэтапной реализации в установленном порядке зерновых предприятий АК "Уздонмахсулот" частному сектору в 2020-2021 годах.
|
План мероприятий |
10 мая 2020 года |
Агентство по управлению государственными активами, Проектный офис, Министерство экономики и промышленности, Министерство финансов, Государственный налоговый комитет, АК "Уздонмахсулот", Инспекция по контролю за агропромышленным комплексом при Кабинете Министров, Совет Министров Республики Каракалпакстан и хокимияты областей |
|
4. |
Проведение в установленном порядке инвентаризации зерна государственного резерва, хранящегося на предприятиях АК "Уздонмахсулот", и принятие мер по ведению его учета совместно с Министерством экономики и промышленности и Комитетом по управлению государственными резервами при Кабинете Министров. Расчет зерна, закупаемого для мероприятий по обеспечению стабильности цен на зерно и хлебную продукцию, ведется на балансе Министерства экономики и промышленности, а также предприятия и частные предприятия в структуре АК "Уздонмахсулот" являются ответственными за качество и количество этого зерна. Сохраняется действующий порядок замены зерна государственного резерва.
|
План мероприятий |
20 апреля 2020 года |
Министерство экономики и промышленности, Комитет по управлению государственными резервами при Кабинете Министров, АК "Уздонмахсулот", Инспекция по контролю за агропромышленным комплексом при Кабинете Министров, Министерство сельского хозяйства, Министерство финансов |
5. |
Проведение инвентаризации и аттестации лабораторий и измерительных весов всех предприятий-претендентов на хранение зерна, независимо от их формы собственности, выдача разрешений, опубликование в средствах массовой информации перечня предприятий, получивших разрешение на хранение зерна и их мощностей для его хранения. Обеспечение установления ежемесячного контроля за правильным хранением зерна по его качеству и количеству на складах хранения зерна, закупленного для реализации мероприятий по обеспечению стабильности цен на зерно и хлебную продукцию.
|
Программа мер |
25 апреля 2020 года |
Инспекция по контролю за агропромышленным комплексом при Кабинете Министров, Агентство "Узстандарт", АК "Уздонмахсулот", Ассоциация мельников, Совет Министров Республики Каракалпакстан и хокимияты областей |
6. |
Проведение анализа спроса на зерно и хлебную продукцию, разработка прогнозных показателей объема зерна, закупаемого для обеспечения стабильности цен на зерно и хлебную продукцию.
|
План мероприятий |
Ежегодно перед началом сезона |
Министерство экономики и промышленности, Министерство сельского хозяйства, Министерство финансов, Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана
|
7. |
Пересмотр, начиная с урожая 2020 года, договорных отношений по зерну, закупаемому для обеспечения стабильности цен на зерно и хлебную продукцию. |
Проект типового договора |
15 марта 2020 года |
Министерство юстиции, Министерство сельского хозяйства, АК "Уздонмахсулот", Министерство финансов, Совет Министров Республики Каракалпакстан и хокимияты областей |
При этом принимаются меры по уменьшению на 25 процентов объема договоров контрактации и закупке Фондом при Министерстве финансов 2 265 тысяч тонн (товарного и семенного) зерна в 2020 году.
|
Комплекс мер |
|||
8. |
Организация хранения зерна, оставшегося в распоряжении фермерских хозяйств, на предприятиях, имеющих емкости для хранения зерна на договорной основе.
|
Практические меры |
15 мая 2020 года, на постоянной основе |
Министерство сельского хозяйства, Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей
|
9. |
Проведение учебных семинаров о реализации на бирже зерна фермерскими хозяйствами, организация заключения договоров между хозяйствами и биржевыми брокерами.
|
План мероприятий |
1 апреля 2020 года, ежегодно перед началом сезона сбора зерна |
Министерство сельского хозяйства, Республиканская товарно-сырьевая биржа, Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана, Совет Министров Республики Каракалпакстан и хокимияты областей
|
10. |
Объявление ожидаемых минимальных цен в год урожая, исходя из анализа цен на мировых рынках и региональных биржах, а также прогноза расходов на производство зерна.
|
Издание бюллетеня, опубликование в средствах массовой информации |
Ежегодно 1 августа |
Министерство сельского хозяйства, Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана, Совет Министров Республики Каракалпакстан и хокимияты областей
|
11. |
Разработка механизмов установления льготных тарифов на перевозку по железной дороге зерна, закупленного для реализации мероприятий по обеспечению стабильности цен на зерно на внутреннем рынке.
|
Практические меры |
5 апреля 2020 года |
АО "Узбекистон темир йуллари", Антимонопольный комитет, Министерство финансов |
12. |
Принятие мер по увеличению количества проектов, предусматривающих приемку, первичную обработку (очистка, сушка) и переработку зерна. При этом предусматривается снижение ставок действующих таможенных платежей за ввоз оборудования для приемки, первичной обработки (очистки, сушки) и переработки зерна.
|
Проект нормативно- правового акта |
1 июня 2020 года |
Министерство экономики и промышленности, Министерство инвестиций и внешней торговли, Министерство финансов, Министерство сельского хозяйства, Государственный таможенный комитет, коммерческие банки |
13. |
Создание правовых основ внедрения на практике использования таких финансовых документов, как "Складское свидетельство" и "Аграрное свидетельство".
|
Проект нормативно- правового акта |
1 июня 2020 года |
Министерство сельского хозяйства, Министерство юстиции, Центральный банк, заинтересованные министерства и ведомства |
14. |
Создание координационных штабов в разрезе районов с целью бесперебойного обеспечения техникой в период сбора урожая зерна 2020 года.
|
Практические меры |
Май 2020 года |
Министерство сельского хозяйства, АО "Узагросервис", Совет Министров Республики Каракалпакстан и хокимияты областей
|
15. |
Ведение мониторинга за качеством и количеством зерна, закупленного для обеспечения стабильности цен на зерно и хлебную продукцию, а также внесение в Кабинет Министров Республики Узбекистан квартальной и годовой информации.
|
Практические меры |
Июль-август 2020 года, В период проведения периодических изучений |
Инспекция по контролю за агропромышленным комплексом при Кабинете Министров, Агентство "Узстандарт", Министерство сельского хозяйства, Министерство здравоохранения
|
16. |
Принятие мер по увеличению проектов, направленных на переработку зерна в регионах.
|
Практические меры |
На постоянной основе |
Совет Министров Республики Каракалпакстан и хокимияты областей
|
17. |
Исключение зерна (закупочных цен) из перечня социально значимых товаров (услуг) и их стратегических видов, цены (тарифы) на которые регулируются государством.
|
Проект нормативно- правового акта |
1 апреля 2020 года |
Антимонопольный комитет, Министерство финансов, АК "Уздонмахсулот" |
18. |
Обеспечение широкого освещения в средствах массовой информации сути и содержания, целей и задач настоящего постановления путем организации специальных телепередач, подготовки рекламных роликов.
|
Практические меры |
Еженедельно |
Национальная телерадиокомпания Узбекистана, Национальное информационное агентство Узбекистана, Министерство сельского хозяйства, заинтересованные министерства и ведомства
|
к Постановлению Президента РУз
от 06.03.2020 г. N ПП-4634
СОСТАВ
Республиканского совета по координации
широкого внедрения рыночных принципов
в производство, закупку и реализацию зерна
1. |
А. Арипов |
- |
Премьер-министр Республики Узбекистан, председатель Совета
|
2. |
У. Барноев |
- |
заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан по вопросам развития аграрной и продовольственной сфер, заместитель председателя Совета
|
3. |
Р. Гулямов |
- |
советник Президента Республики Узбекистан
|
4. |
Б. Мавлонов |
- |
руководитель департамента Администрации Президента Республики Узбекистан
|
5. |
Д. Кучкаров |
- |
заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан по финансово-экономическим вопросам и сокращению бедности - министр экономики и промышленности
|
6. |
М. Нурмуратов |
- |
председатель Центрального банка
|
7. |
Ж. Ходжаев |
- |
министр сельского хозяйства
|
8. |
А. Эргашев |
- |
заместитель министра финансов
|
9. |
С. Бекенов |
- |
директор Агентства по управлению государственными активами
|
10. |
А. Равшанов |
- |
заведующий секретариатом Кабинета Министров
|
11. |
А. Ортиков |
- |
заведующий секретариатом Кабинета Министров
|
12. |
А. Вахобов |
- |
начальник Инспекции по контролю за агропромышленным комплексом
|
13. |
Б. Мусаев |
- |
председатель Государственного налогового комитета
|
14. |
А. Абдуллаев |
- |
председатель "Госкомземгеодезкадастра"
|
15. |
Р. Маматкулов |
- |
председатель правления АКБ "Агробанк"
|
16. |
М. Абдуллаев |
- |
председатель правления АО "Узбекнефтегаз"
|
17. |
А. Хаитов |
- |
председатель Совета фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана
|
18. |
Ф. Пулатов |
- |
председатель правления АК "Уздонмахсулот"
|
19. |
Р. Хаитов |
- |
председатель правления АО "Узагросервис"
|
20. |
Ж. Мирзамахмудов |
- |
председатель правления АО "Узкимёсаноат"
|
21. |
А. Исроилов |
- |
директор Фонда государственной поддержки сельского хозяйства, секретарь Совета |
Примечание. При переходе членов Совета на другую работу в его состав включаются лица, вновь назначенные на эти должности, либо лица, на которых возложено выполнение соответствующих задач.
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 7 марта 2020 г.
"Народное слово", 10 марта 2020 г.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
16 марта 2020 г., N 10, ст. 108