язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Отдельные отрасли экономики/ Сельское и водное хозяйство/ Зерноводство/ Постановление Президента Республики Узбекистан от 06.03.2020 г. N ПП-4634 "О мерах по широкому внедрению рыночных принципов в производство, закупку и реализацию зерна"

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

П  Р  Е  З  И  Д  Е  Н  Т  А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

06.03.2020 г.

N ПП-4634



О МЕРАХ

ПО ШИРОКОМУ ВНЕДРЕНИЮ РЫНОЧНЫХ

ПРИНЦИПОВ В ПРОИЗВОДСТВО, ЗАКУПКУ

И РЕАЛИЗАЦИЮ ЗЕРНА


В целях обеспечения исполнения Указа Президента Республики Узбекистан от 23 октября 2019 года N УП-5853 "Об утверждении Стратегии развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 годы", в частности отмены практики производства зерновых колосовых на основе государственного заказа, широкого внедрения рыночных механизмов в их закупку и реализацию, создания благоприятного климата агробизнеса, направленного на повышение производительности труда и обеспечение заинтересованности в сельском хозяйстве:


1. Согласиться с предложением Министерства экономики и промышленности, Министерства финансов, Министерства сельского хозяйства Республики Узбекистан, АК "Уздонмахсулот" и Совета фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана об уменьшении на 25 процентов, начиная с урожая 2020 года, для каждого производителя зерновых размера договоров контрактации, заключенных в рамках государственных закупок между фермерскими хозяйствами, зерноводческими кластерами и предприятиями системы АК "Уздонмахсулот".

Фонду государственной поддержки сельского хозяйства при Министерстве финансов Республики Узбекистан (далее - Фонд) закупить 2 265 тысяч тонн зерна (с сохранением действующего порядка выплаты надбавок за семенное зерно) для реализации мероприятий по обеспечению стабильности цен на зерно на внутреннем рынке в рамках государственных закупок.

Кабинету Министров Республики Узбекистан в срок до 10 мая текущего года определить закупочные цены на зерно на 2020 год для реализации мероприятий по обеспечению стабильности цен на зерно и хлебную продукцию, принимая во внимание цены на мировом рынке и региональных биржах, а также ожидаемый урожай по республике.


2. Установить, что:


а) начиная с урожая 2020 года:

поэтапно отменяется практика производства зерновых колосовых на основе государственного заказа;

зерно, закупаемое государством для реализации мероприятий по обеспечению стабильности цен на зерно и хлебную продукцию на внутреннем рынке, хранится в хранилищах (емкостях) всех предприятий независимо от формы собственности, отвечающих требованиям хранения зерна на основе договоров;


б) начиная с урожая 2021 года:

полностью отменяется практика установления государством закупочных цен на зерно;

полностью отменяются государственные закупки, а зерно, произведенное фермерами и другими предприятиями, реализуется всем потребителям, в том числе зерноперерабатывающим предприятиям, зерноводческим кластерам и трейдерам, через биржевые торги либо на основе прямых договоров (фьючерс, форвард и другие) по свободным ценам;

Фонд на основе фьючерсных и форвардных договоров или через биржевые торги по свободной цене закупает зерно в количестве, необходимом для реализации мероприятий по обеспечению стабильности цен на зерно и хлебную продукцию на внутреннем рынке;

сохраняется система поставки сертифицированных семян с целью обеспечения зернопроизводящих хозяйств качественным семенным материалом, а в 2021-2023 годах поставка семян поэтапно возлагается на семеноводческие кластеры и элитные семеноводческие хозяйства в структуре Центра по развитию семеноводства при Министерстве сельского хозяйства и зерноводческие кластеры.


3. Министерству сельского хозяйства Республики Узбекистан совместно с Советом фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана ежегодно до 1 августа объявлять ожидаемые минимальные цены на урожай зерна следующего года, проанализировав при этом цены на мировых рынках и региональных биржах, а также исходя из сложившихся цен на рынках обеспечить ежеквартальную корректировку ожидаемых минимальных цен с опубликованием их в средствах массовой информации.


4. Реализация мероприятий по обеспечению стабильности цен на зерно и хлебную продукцию на республиканском внутреннем рынке возлагается на Фонд.

Зерно, закупаемое Фондом для реализации мероприятий по обеспечению стабильности цен на зерно и хлебную продукцию на внутреннем рынке, выставляется Фондом на биржевые торги для продажи по согласованию с Министерством экономики и промышленности, Министерством финансов Республики Узбекистан и Антимонопольным комитетом на основе месячного графика, утверждаемого заместителем Премьер-министра по вопросам развития аграрной и продовольственной сфер.


5. Расходы, связанные с закупкой (приобретением, транспортировкой, хранением) зерна в количестве, необходимом для обеспечения стабильности цен на зерно и хлебную продукцию, а также разница (положительная, отрицательная), образовавшаяся между закупочной ценой и ценой реализации, отражаются в итогах финансовой деятельности Фонда, а в необходимых случаях образовавшееся отрицательное сальдо возмещается Фонду из республиканского бюджета.


6. Начиная с 1 июня 2020 года:

а) коммерческими банками за счет средств Фонда выделяются кредиты на финансирование расходов фермерских хозяйств, зерноводческих кластеров, а также элитных семеноводческих хозяйств в структуре Центра по развитию семеноводства для производства зерна сроком до 12 месяцев при финансировании в размере до 40 процентов общей стоимости валового сбора зерна по ставке, не превышающей 10 процентов годовых, при финансировании в размере до 50 процентов - по ставке, не превышающей 12 процентов годовых (из них маржа банка составляет 2 процента).

При этом:

фермерские хозяйства, зерноводческие кластеры, а также элитные семеноводческие хозяйства в структуре Центра по развитию семеноводства, исходя из особенностей проведения агротехнических мероприятий, самостоятельно распоряжаются кредитными средствами и выбирают поставщиков материальных ресурсов;

зерноводческие кластеры авансируют расходы фермерских хозяйств, связанные с производством зерна, в виде денежных средств;

часть кредитных средств, не погашенная в установленный срок, выделенная для финансирования расходов на производство зерна, переоформляется в качестве коммерческого кредита;

б) коммерческие банки выделяют коммерческие кредиты в размере до 10 миллиардов сумов сроком до 12 месяцев исключительно зерноперерабатывающим предприятиям, а также зерноводческим кластерам, имеющим мощности по переработке зерна, независимо от формы их собственности, для закупки зерна, произведенного в республике.

При этом за счет Фонда государственной поддержки предпринимательской деятельности предоставляется компенсация на возмещение:

части процентной ставки по коммерческим кредитам, выделяемым в национальной валюте, превышающей основную ставку Центрального банка Республики Узбекистан, но не более 10 процентных пунктов;

части в размере до 30 процентов процентной ставки, установленной коммерческими банками по кредитам, выделяемым в иностранной валюте, но не более 3 процентных пунктов.

Часть кредитных средств, не погашенная в установленный срок, выделенная для финансирования закупок зерна, не компенсируется за счет Фонда государственной поддержки предпринимательской деятельности.

Кабинету Министров Республики Узбекистан предоставляется право, при изменении основной ставки Центрального банка, вносить корректировки в процентные ставки кредитов, выделяемых Фондом, маржу банка, а также размеры компенсаций, предоставляемых за счет Фонда государственной поддержки предпринимательской деятельности.


7. Министерству финансов совместно с Министерством сельского хозяйства Республики Узбекистан, Советом фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана, АК "Уздонмахсулот" и другими заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок с привлечением субъектов предпринимательства, имеющих хранилища для хранения зерна, утвердить тарифы за услуги по приему и хранению произведенных зерновых колосовых начиная с урожая 2020 года.


8. Министерству сельского хозяйства совместно с Министерством экономики и промышленности, Государственным комитетом по статистике Республики Узбекистан, АК "Уздонмахсулот", Фондом, Советом Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятами областей сформировать распределение зерна, закупаемого для реализации мероприятий по обеспечению стабильности цен на зерно и хлебную продукцию на внутреннем рынке в разрезе регионов в месячный срок - на 2020 год, в срок до 1 апреля - на последующие годы, а также перечень предприятий, претендующих на его хранение в разрезе регионов.


9. Инспекции по контролю за агропромышленным комплексом при Кабинете Министров Республики Узбекистан обеспечить ежемесячный контроль на предприятиях, хранящих зерно, за правильным хранением зерна по его качеству и количеству.


10. Агентству по развитию малого бизнеса и предпринимательства при Министерстве экономики и промышленности совместно с Центральным банком Республики Узбекистан и коммерческими банками организовать учебные семинары для зерноводческих кластеров и зерноперерабатывающих предприятий о механизмах предоставления кредитов на закупку произведенного в республике зерна, установленных настоящим постановлением, с обеспечением широкого освещения в средствах массовой информации.


11. Кабинету Министров Республики Узбекистан в срок до 1 мая 2020 года:

утвердить порядок определения в разрезе регионов объема и расчета закупаемого зерна для реализации мероприятий по обеспечению стабильности цен на зерно и хлебную продукцию, а также порядок хранения зерна;

определить меры поэтапной реализации в установленном порядке частному сектору зерноводческих предприятий, входящих в систему АК "Уздонмахсулот", в 2020-2021 годах.


12. Утвердить:

Программу мер по организации поэтапной отмены государственного заказа на производство зерна и широкого внедрения рыночных принципов в данную сферу согласно приложению N 1;

состав Республиканского совета по координации широкого внедрения рыночных принципов в производство, закупку и реализацию зерна согласно приложению N 2.


13. Возложить на Республиканский совет (Aрипов А.) следующие задачи:

обеспечение своевременного исполнения Программы мер по организации поэтапной отмены государственного заказа на производство зерна и широкого внедрения рыночных принципов в данную сферу;

определение, начиная с урожая 2021 года, объема закупаемого зерна для  реализации мероприятий по обеспечению стабильности цен на зерно и хлебную продукцию;

сорторазмещение зерновых посевных площадей исходя из природно-климатических условий регионов;

формирование перечня предприятий, осуществляющих хранение закупленного зерна, для  реализации мероприятий по обеспечению стабильности цен на зерно и хлебную продукцию;

разработку предложений по совершенствованию механизмов обеспечения продовольственной безопасности;

решение всех вопросов, возникающих в процессе реализации мероприятий по обеспечению стабильности цен на зерно и хлебную продукцию.


14. Заместителю Премьер-министра Республики Узбекистан по вопросам развития аграрной и продовольственной сфер Барноеву У.:

обеспечить проведение на основе предложений Совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятов областей совместно с Агентством "Узстандарт" в срок до 1 мая календарного года инвентаризации емкостей для хранения зерна предприятий-претендентов и выдачу заключений об их соответствии действующим требованиям, проведение инвентаризации лабораторий и измерительных весов предприятий, получивших положительное заключение, выдачу соответствующих разрешений, утверждение перечня предприятий, получивших разрешение на хранение зерна, а также опубликование в средствах массовой информации сведений об их мощностях хранения зерна;

совместно с министром сельского хозяйства Ходжаевым Ж., министром водного хозяйства Хамраевым Ш., Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и районов оказать практическую помощь по улучшению в установленном порядке мелиоративного состояния земель и повышению плодородия почвы, внедрению современных энерго- и ресурсосберегающих технологий в производство зерна, обеспечению водой фермерских хозяйств, а также своевременному и качественному проведению комплекса агротехнических мероприятий.


15. Национальному информационному агентству Узбекистана и Национальной телерадиокомпании Узбекистана совместно с Министерством сельского хозяйства обеспечить широкое освещение в средствах массовой информации сути и содержания, а также целей и задач настоящего постановления.


16. Министерству сельского хозяйства совместно с Министерством финансов и заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.


17. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш.



Президент

Республики Узбекистан                                                       Ш. Мирзиёев






ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению Президента РУз

от 06.03.2020 г. N ПП-4634



ПРОГРАММА МЕР

по организации поэтапной отмены государственного

заказа на производство зерна и широкого внедрения

рыночных принципов в данную сферу

  

  

N

  

Наименование мероприятий

  

Механизм реализации

Сроки исполнения

Ответственные исполнители

1.

Разработка порядка закупки зерна для реализации мероприятий по обеспечению стабильности цен на зерно и хлебную продукцию на внутреннем рынке.

При этом предусматривается:

определение объема закупаемого зерна в разрезе территорий для реализации мероприятий по обеспечению стабильности цен на зерно;

осуществление расчетов за закупаемое зерно.

  

Проект нормативно- правового акта

1 мая

2020 года

Министерство финансов, Министерство экономики и промышленности, Министерство сельского хозяйства, Государственный комитет по статистике, Совет Министров Республики Каракалпакстан и хокимияты областей

2.

Разработка порядка хранения зерна, закупаемого для реализации мероприятий по обеспечению стабильности зерна и хлебной продукции.

При этом предусматривается внедрение системы сертификации емкостей для хранения закупаемого зерна с целью обеспечения стабильности цен на зерно и хлебную продукцию.

  

Проект нормативно- правового акта

1 апреля

2020 года

Инспекция по контролю за агропромышленным комплексом при Кабинете Министров, Министерство сельского хозяйства, Агентство "Узстандарт", Министерство здравоохранения, Министерство юстиции, Министерство экономики и промышленности, АК "Уздонмахсулот"

  

3.

Создание Проектного офиса, финансируемого за счет средств внебюджетного Фонда по управлению, трансформации и приватизации государственных активов при Агентстве по управлению государственными активами для реформирования зерновых предприятий АК "Уздонмахсулот" в 2020-2021 годах.

Создание

Проектного офиса

20 марта

2020 года

Агентство по управлению государственными активами, заинтересованные министерства и ведомства

Внесение на утверждение в Кабинет Министров "Дорожной карты" по реализации мер в 2020-2021 годах. При этом предусмотреть:

обеспечение проведения инвентаризации емкостей (мощностей) предприятий по хранению зерна;

обеспечение проведения инвентаризации задолженности (дебиторской, кредиторской) и основных средств зерновых предприятий АК "Уздонмахсулот";

определение мер по поэтапной реализации в установленном порядке зерновых предприятий АК "Уздонмахсулот" частному сектору в 2020-2021 годах.

  

План

мероприятий

10 мая

2020 года

Агентство по управлению государственными активами, Проектный офис, Министерство экономики и промышленности, Министерство финансов, Государственный налоговый комитет, АК "Уздонмахсулот", Инспекция по контролю за агропромышленным комплексом при Кабинете Министров, Совет Министров Республики Каракалпакстан и хокимияты областей

4.

Проведение в установленном порядке инвентаризации зерна государственного резерва, хранящегося на предприятиях АК "Уздонмахсулот", и принятие мер по ведению его учета совместно с Министерством экономики и промышленности и Комитетом по управлению государственными резервами при Кабинете Министров.

Расчет зерна, закупаемого для мероприятий по обеспечению стабильности цен на зерно и хлебную продукцию, ведется на балансе Министерства экономики и промышленности, а также предприятия и частные предприятия в структуре АК "Уздонмахсулот" являются ответственными за качество и количество этого зерна.

Сохраняется действующий порядок замены зерна государственного резерва.

  

План

мероприятий

20 апреля

2020 года

Министерство экономики и промышленности, Комитет по управлению государственными резервами при Кабинете Министров, АК "Уздонмахсулот", Инспекция по контролю за агропромышленным комплексом при Кабинете Министров, Министерство сельского хозяйства, Министерство финансов

5.

Проведение инвентаризации и аттестации лабораторий и измерительных весов всех предприятий-претендентов на хранение зерна, независимо от их формы собственности, выдача разрешений, опубликование в средствах массовой информации перечня предприятий, получивших разрешение на хранение зерна и их мощностей для его хранения.

Обеспечение установления ежемесячного контроля за правильным хранением зерна по его качеству и количеству на складах хранения зерна, закупленного для реализации мероприятий по обеспечению стабильности цен на зерно и хлебную продукцию.

  

Программа мер

25 апреля

2020 года

Инспекция по контролю за агропромышленным комплексом при Кабинете Министров, Агентство "Узстандарт", АК "Уздонмахсулот", Ассоциация мельников, Совет Министров Республики Каракалпакстан и хокимияты областей

6.

Проведение анализа спроса на зерно и хлебную продукцию, разработка прогнозных показателей объема зерна, закупаемого для обеспечения стабильности цен на зерно и хлебную продукцию.

  

План

мероприятий

Ежегодно

перед началом сезона

Министерство экономики и промышленности, Министерство сельского хозяйства, Министерство финансов, Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана

  

7.

Пересмотр, начиная с урожая 2020 года, договорных отношений по зерну, закупаемому для обеспечения стабильности цен на зерно и хлебную продукцию.

Проект типового договора

15 марта

2020 года

Министерство юстиции, Министерство сельского хозяйства, АК "Уздонмахсулот", Министерство финансов, Совет Министров Республики Каракалпакстан и хокимияты областей

При этом принимаются меры по уменьшению на 25 процентов объема договоров контрактации и закупке Фондом при Министерстве финансов 2 265 тысяч тонн (товарного и семенного) зерна в 2020 году.

  

Комплекс мер

8.

Организация хранения зерна, оставшегося в распоряжении фермерских хозяйств, на предприятиях, имеющих емкости для хранения зерна на договорной основе.

  

Практические меры

15 мая

2020 года,

на постоянной

основе

Министерство сельского хозяйства, Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей

  

9.

Проведение учебных семинаров о реализации на бирже зерна фермерскими хозяйствами, организация заключения договоров между хозяйствами и биржевыми брокерами.

  

План

мероприятий

1 апреля

2020 года,

ежегодно перед

началом сезона

сбора зерна

Министерство сельского хозяйства, Республиканская товарно-сырьевая биржа, Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана,  Совет Министров Республики Каракалпакстан и хокимияты областей

  

10.

Объявление ожидаемых минимальных цен в год урожая, исходя из анализа цен на мировых рынках и региональных биржах, а также прогноза расходов на производство зерна.

  

Издание бюллетеня, опубликование в средствах массовой информации

Ежегодно

1 августа

Министерство сельского хозяйства, Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана, Совет Министров Республики Каракалпакстан и хокимияты областей

  

11.

Разработка механизмов установления льготных тарифов на перевозку по железной дороге зерна, закупленного для реализации мероприятий по обеспечению стабильности цен на зерно на внутреннем рынке.

  

Практические меры

5 апреля

2020 года

АО "Узбекистон темир йуллари", Антимонопольный комитет, Министерство финансов

12.

Принятие мер по увеличению количества проектов, предусматривающих приемку, первичную обработку (очистка, сушка) и переработку зерна.

При этом предусматривается снижение ставок действующих таможенных платежей за ввоз оборудования для приемки, первичной обработки (очистки, сушки) и переработки зерна.

  

Проект нормативно- правового акта

1 июня

2020 года

Министерство экономики и промышленности, Министерство инвестиций и внешней торговли, Министерство финансов, Министерство сельского хозяйства, Государственный таможенный комитет, коммерческие банки

13.

Создание правовых основ внедрения на практике использования таких финансовых документов, как "Складское свидетельство" и "Аграрное свидетельство".

  

Проект нормативно- правового акта

1 июня

2020 года

Министерство сельского хозяйства, Министерство юстиции, Центральный банк, заинтересованные министерства и ведомства

14.

Создание координационных штабов в разрезе районов с целью бесперебойного обеспечения техникой в период сбора урожая зерна 2020 года.

  

Практические меры

Май

2020 года

Министерство сельского хозяйства, АО "Узагросервис", Совет Министров Республики Каракалпакстан и хокимияты областей

  

15.

Ведение мониторинга за качеством и количеством зерна, закупленного для обеспечения стабильности цен на зерно и хлебную продукцию, а также внесение в Кабинет Министров Республики Узбекистан квартальной и годовой информации.

  

Практические меры

Июль-август

2020 года,

В период проведения

периодических изучений

Инспекция по контролю за агропромышленным комплексом при Кабинете Министров, Агентство "Узстандарт", Министерство сельского хозяйства, Министерство здравоохранения

  

16.

Принятие мер по увеличению проектов, направленных на переработку зерна в регионах.

  

Практические меры

На постоянной основе

Совет Министров Республики Каракалпакстан и хокимияты областей

  

17.

Исключение зерна (закупочных цен) из перечня социально значимых товаров (услуг) и их стратегических видов, цены (тарифы) на которые регулируются государством.

  

Проект нормативно- правового акта

1 апреля

2020 года

Антимонопольный комитет, Министерство финансов, АК "Уздонмахсулот"

18.

Обеспечение широкого освещения в средствах массовой информации сути и содержания, целей и задач настоящего постановления путем организации специальных телепередач, подготовки рекламных роликов.

  

Практические меры

Еженедельно

Национальная телерадиокомпания Узбекистана, Национальное информационное агентство Узбекистана, Министерство сельского хозяйства, заинтересованные министерства и ведомства

  

  

  




ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Постановлению Президента РУз

от 06.03.2020 г. N ПП-4634



СОСТАВ

Республиканского совета по координации

широкого внедрения рыночных принципов

в производство, закупку и реализацию зерна

  

  

1.

А. Арипов

-

Премьер-министр Республики Узбекистан, председатель Совета

  

2.

У. Барноев

-

заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан по вопросам развития аграрной и продовольственной сфер, заместитель председателя Совета

  

3.

Р. Гулямов

-

советник Президента Республики Узбекистан

  

4.

Б. Мавлонов

-

руководитель департамента Администрации Президента Республики Узбекистан

  

5.

Д. Кучкаров

-

заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан по финансово-экономическим вопросам и сокращению бедности - министр экономики и промышленности

  

6.

М. Нурмуратов

-

председатель Центрального банка

  

7.

Ж. Ходжаев

-

министр сельского хозяйства

  

8.

А. Эргашев

-

заместитель министра финансов

  

9.

С. Бекенов

-

директор Агентства по управлению государственными активами

  

10.

А. Равшанов

-

заведующий секретариатом Кабинета Министров

  

11.

А. Ортиков

-

заведующий секретариатом Кабинета Министров

  

12.

А. Вахобов

-

начальник Инспекции по контролю за агропромышленным комплексом

  

13.

Б. Мусаев

-

председатель Государственного налогового комитета

  

14.

А. Абдуллаев

-

председатель "Госкомземгеодезкадастра"

  

15.

Р. Маматкулов

-

председатель правления АКБ "Агробанк"

  

16.

М. Абдуллаев

-

председатель правления АО "Узбекнефтегаз"

  

17.

А. Хаитов

-

председатель Совета фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана

  

18.

Ф. Пулатов

-

председатель правления АК "Уздонмахсулот"

  

19.

Р. Хаитов

-

председатель правления АО "Узагросервис"

  

20.

Ж. Мирзамахмудов

-

председатель правления АО "Узкимёсаноат"

  

21.

А. Исроилов

-

директор Фонда государственной поддержки сельского хозяйства, секретарь Совета

  

  

Примечание. При переходе членов Совета на другую работу в его состав включаются лица, вновь назначенные на эти должности, либо лица, на которых возложено выполнение соответствующих задач.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 7 марта 2020 г.


"Народное слово", 10 марта 2020 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

16 марта 2020 г., N 10, ст. 108