ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

2020 год /

Обзор нового в законодательстве (за период с 2 по 8 мая 2020 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ОБЗОР

НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

         

(за период с 1 по 8 мая 2020 г.)


Отечественным экспортерам расширили поддержку

       

Математическую науку выведут на новый уровень

       

В Сурхандарье откроют новые трикотажные предприятия

        

Уточнены параметры СЭЗ "Чирокчи"

       

В стране создадут картофелеводческие кластеры и кооперации

       

Компаниям текстильной отрасли помогут восстановиться

        

Специалистов-транспортников будет выпускать новый вуз

       

Инвестор должен уведомить о применении гарантии

         

Как заключить инвестдоговор с Правительством

       

Не допустить голод: больше земель - под сельское хозяйство

         

Условия по новому порядку ипотеки скорректировали

        

Регионы будут оценивать по новой процедуре

       

Регламентирован порядок выпуска и обращения электронных денег



Отечественным экспортерам расширили поддержку. Соответствующее Постановление Президент подписал 07.05.2020 г. N ПП-4707.


Во-первых, транспортные расходы экспортеров (до 50%) теперь компенсируются также при использовании авто- и воздушного транспорта. Напомним, изначально субсидировались только экспортные грузоперевозки железнодорожным транспортом (Постановление Президента Республики Узбекистан от 24.05.2019 г. N ПП-4337). Под новый порядок подпадают экспортные поставки, осуществляемые с 1 апреля 2020 года.

Перечень продукции, при экспорте которой компенсируется часть транспортных расходов, расширен до 68 позиций. Дальнейшие коррективы в него будет вносить Республиканская комиссия по вопросам развития экспортного потенциала регионов и отраслей республики. Она также вправе определять условия и размеры, порядок предоставления субсидий, устанавливать их фиксированные размеры в зависимости от вида, объема и направления экспорта.

Во-вторых, до 1 января 2021 года при таможенном оформлении товаров на экспорт не будут проверять наличие долгов по обязательным платежам (всех видов) и исполнительным документам. Это касается как физических, так и юридических лиц.

В-третьих, Агентство продвижения экспорта при Министерстве инвестиций и внешней торговли начнет выдавать компенсации на возмещение страховой премии экспортеров, использующих страховые услуги в качестве залога.


* * *



Принято Постановление Президента от 07.05.2020 г. N ПП-4708 "О мерах по повышению качества образования и развития научных исследований в области математики".


Математика является одним из приоритетных направлений развития науки в нашей стране в 2020 г. Для поднятия математической науки на качественно новый уровень реализуется целый комплекс мер, направленных на повышение качества образования и эффективности научных исследований в данной области.

Определены приоритетные направления в этой области:

q формирование целостной системы, обеспечивающей тесное сотрудничество между образовательными и научными учреждениями;

q внедрение современных педагогических технологий;

q повышение качества преподавания математических наук;

q развитие системы подготовки и переподготовки кадров-математиков, совершенствование учебников и учебных пособий;

q выявление талантливой молодежи, обеспечение ее успешного участия в республиканских и международных олимпиадах по математике;

q создание и внедрение образовательной онлайн-платформы, повышение эффективности системы дистанционного образования;

q внедрение Национальной системы сертификации по оценке уровня знаний по математике;

q обеспечение непрерывной связи с производством научных исследований, развитие прикладной математики;

q поддержка талантливой молодежи, обучающейся и занимающейся научными исследованиями, развитие связей с зарубежными высшими образовательными учреждениями и научными организациями;

q поэтапное доведение научных и образовательных организаций нашей страны до уровня ведущих мировых научных центров.

Утверждена Целевая программа улучшения качества образования, повышения эффективности и практической значимости научных исследований по математическим наукам в Республике Узбекистан на 2020-2023 гг.

Предусмотрено поэтапное образование в каждом районе (городе) специализированных школ с углубленным изучением математики и возможность проведения в них занятий посредством дистанционного образования.

В структуре Института математики имени В.И. Романовского Академии наук (далее - Институт) будет образована лаборатория координации учебно-методических материалов по математическому образованию.

При Институте образован Фонд поддержки развития математики и математического образования без статуса юрлица.

Учреждена международная премия Президента имени Мухаммада аль-Хорезми. Ею награждаются ученые, предложившие оптимальное решение конкретных проблем на основе результатов фундаментальных и прикладных научных исследований в области математики.

При Институте будет создан Научный совет по присвоению ученой степени доктора наук (DSc) и доктора философии (PhD) по специальностям математики.

В Каракалпакстане, Бухарской, Наманганской, Самаркандской и Хорезмской областях будут образованы территориальные подразделения Института. Ему безвозмездно передается на праве оперативного управления новое построенное здание по адресу: г. Ташкент, Алмазарский район, улица Университетская.


* * *



Принято Постановление Кабинета Министров РУз от 06.05.2020 г. N 266 "О дополнительных мерах по развитию промышленности в Сурхандарьинской области путем поддержки предпринимательства".


Для эффективного использования имеющихся производственных мощностей, расширения промышленного потенциала, создания рабочих мест хокимият Сурхандарьинской области и Агентство по управлению государственными активами выступили с предложением о реализации 25% госдоли в уставном фонде ООО "Кумкурганский ремонтно-механический завод".

Госдоля в течение месяца будет передана по "нулевой" стоимости ООО "Сурхон Комбинат" с принятием следующих инвестиционных и социальных обязательств:

q в течение двух лет должно быть инвестировано не менее 35 млрд сумов для организации производства трикотажных изделий, тканей и полотенец;

q создание около 300 рабочих мест.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 06.05.2020 г. N 267 "О мерах по организации деятельности свободной экономической зоны "Чирокчи" определены границы территорий, утверждена структура дирекции, ее устав и источники финансирования деятельности.


СЭЗ была организована в Кашкадарьинской области в соответствии с Указом Президента от 13.09.2019 г. N УП-5825 "О создании свободной экономической зоны "Чирокчи".

Новым документом регламентируется выделение средств из республиканского бюджета и бюджета Кашкадарьинской области на содержание дирекции и развитие необходимой инфраструктуры СЭЗ в 2020-2011 годы с условием перехода на самофинансирование в последующем.

В частности, на формирование уставного фонда ГУП "Дирекция СЭЗ "Чирокчи" выделяется 1 млрд сумов. В течение двух месяцев совместно с Министерством строительства и Министерством инвестиций и внешней торговли будет разработан и утвержден генеральный план свободной экономической зоны "Чирокчи".


* * *



Принято Постановление Президента от 06.05.2020 г. N ПП-4704 "О мерах по расширению производства картофеля и дальнейшему развитию картофельного семеноводства в республике".


Документом предусмотрено создание картофелеводческих кластеров и коопераций в районах, специализируемых на картофелеводстве.

Основные направления их деятельности:

q производство потребительского и семенного картофеля на сплошных площадях на основе инновационных и ресурсосберегающих технологий, а также создание в данной сфере цепочки добавленной стоимости;

q расширение производства репродукций суперэлита и элита семенного картофеля, заготовка семян, а также сооружение современных плантаций картофеля;

q удовлетворение спроса на потребительский и семенной картофель на внутреннем рынке, расширение его экспорта;

q организация производства репродукций суперэлита и (или) элита семенного картофеля не менее чем на 50 процентах посевной площади, отведенной под посадку картофеля;

q организация хранения, отбора, доставки и переработки семенного картофеля;

q внедрение передовых технологий, инновационных решений (ноу-хау) и научных достижений в сферу картофелеводства.

Утверждены:

q перечни районов и регионов, специализируемых на производстве потребительского и семенного картофеля, в частности репродукций суперэлита и элита;

q объемы закладки резерва потребительского картофеля с целью гарантированного обеспечения потребности населения и учреждений социальной сферы в зимне-весенний период 2020-2021 гг.

Начиная с 1 мая 2020 года для финансирования расходов на закупку семенного картофеля фермерским хозяйствам и сельскохозяйственным предприятиям, производящим картофель, а также картофелеводческим кластерам и кооперациям выделяются коммерческие кредиты на срок до 12 месяцев. Часть процентной ставки по коммерческим кредитам компенсируется за счет средств Государственного фонда поддержки предпринимательской деятельности.

Освобождается от таможенных пошлин семенной картофель, ввозимый из-за рубежа в период до 1 июля 2023 года. При этом льготы предоставляются на основе акта карантинного досмотра Государственной инспекции по карантину растений при Кабинете Министров и сертификата соответствия Инспекции по контролю за агропромышленным комплексом при Кабинете Министров.

Определены задачи, возложенные на Министерство сельского хозяйства и Научно-исследовательский институт овощебахчевых культур и картофеля. Институту предоставлено право реализации возложенных задач с участием частных инициаторов.

Образуется Фонд по финансовой поддержке научных изысканий и инновационных разработок, развитию селекции сортов картофеля и картофельного семеноводства при Научно-исследовательском институте овощебахчевых культур и картофеля без статуса юридического лица. Установлен порядок формирования и расходования его средств.

В регионах будут создаваться лаборатории "in vitro" за счет средств отечественных инвесторов, а также кредитных средств и грантов международных финансовых институтов и иностранных правительственных финансовых организаций, привлеченных в данную сферу.

Для реализации целей и задач, обозначенных в Постановлении, даны необходимые поручения соответствующим министерствам, ведомствам, инспекциям, ассоциациям и иным организациям.


* * *



Подписан Указ Президента от 05.05.2020 г. N УП-5989 "О неотложных мерах по поддержке текстильной и швейно-трикотажной промышленности".


Реализуют целый комплекс мер по смягчению негативного влияния мирового экономического кризиса, вызванного пандемией, на развитие отрасли:

q во-первых, вводится новый порядок формирования цен и расчетов за хлопковое волокно:

q стартовая цена волокна отечественного производства базового качества определяется продавцом исходя из значения котировки фьючерса Нью-Йоркской товарной биржи на ближайший месяц поставки;

q срок окончательных расчетов за волокно, реализованное отечественным текстильным предприятиям на биржевых торгах за национальную валюту до 1 апреля 2020 года, продлевается с 90 до 150 дней;

q во-вторых, до 1 января 2022 года от уплаты таможенных пошлин освободили импортируемые сырье и материалы по перечню;

q в-третьих, с 1 мая по 31 декабря 2020 года действует упрощенный порядок возмещения НДС. Сумма налога, подлежащая уплате (уплаченная) по фактически полученным товарам (услугам), использованным для экспортируемых текстильных и швейно-трикотажных товаров (услуг), кроме пряжи и волокна, принимается к зачету вне зависимости от суммы валютной выручки, поступившей на счета предприятия текстильной и швейно-трикотажной промышленности в узбекском банке, и подлежит возврату на основании заявления экспортера.

Возмещенная сумма НДС или ее часть подлежат возврату в Госбюджет в течение 5 дней с начислением пени, если:

q валютная выручка или ее часть не поступают на счета экспортера в коммерческих банках Узбекистана в течение 180 календарных дней со дня выпуска товаров под таможенный режим экспорта;

q при проведении камеральной налоговой проверки обоснованности суммы НДС, заявленной к возмещению, выявлен неправомерный зачет.

Вышеописанный упрощенный порядок распространяется на предприятия текстильной и швейно-трикотажной промышленности при условии, что они экспортируют товары в течение последних 12 месяцев, а просроченная дебиторская задолженность по экспорту не превышает $10 тыс. При этом "дебиторка" признается просроченной, если валютная выручка не поступает на счета экспортера в местном банке по истечении 180 календарных дней со дня выпуска товаров под таможенный режим экспорта;

q в-четвертых, дополнительное финансирование направят на реализуемые в 2020-2025 гг. инвестпроекты, а также обеспечение текстильных и швейно-трикотажных предприятий оборотными средствами. В том числе будут:

q финансировать новые инвестиционные проекты;

q предоставлять револьверные кредиты на производственную деятельность в режиме двух-, трехсменной работы, прежде всего по пошиву готовой швейно-трикотажной продукции;

q расширять объемы предэкспортного финансирования предприятий текстильной и швейно-трикотажной промышленности, имеющих твердые экспортные контракты.

Устанавливается сбор при вывозе через таможенную границу страны:

a) с 1 января 2021 года - $0,01 за каждый килограмм вывозимой пряжи;

б) за каждый килограмм вывозимой пряжи и трикотажного полотна:

q с 1 января 2022 года - $0,05;

q с 1 января 2023 года - $0,1;

q с 1 января 2025 года - $0,2.

В 2020 году государство закупит у отечественных предприятий дополнительные объемы:

q комплектов одежды и обуви для поставки в дома престарелых, а также комплектов зимней одежды и обуви для одиноких и малообеспеченных престарелых граждан;

q комплектов форменной одежды и обуви для сотрудников и военнослужащих системы Минобороны, МВД и МЧС;

q комплектов постельного белья, матрацев, подушек, покрывал и других текстильных принадлежностей для больничных учреждений, детских садов, домов престарелых, учреждений Минобороны, МВД и МЧС;

q изделий текстильной и швейно-трикотажной промышленности по номенклатуре госрезерва.

Участникам рынка помогут заключить новые экспортные контракты взамен бесперспективных, провести переговоры с представителями мировых брендов, получить международные сертификаты. На крупных предприятиях отрасли проведут стресс-тесты по определению их производительности, финансовой эффективности и конкурентоспособности. Будут развивать крупные региональные текстильно-швейные кластеры.

К 1 сентября Правительство утвердит инвестпроекты на 2021-2025 гг. - каждое новое швейно-трикотажное производство должно выпускать продукцию известных международных брендов и создавать не менее 1 000 рабочих мест.


* * *



Принято Постановление Президента РУз от 04.05.2020 г. N ПП-4703 "О мерах по кардинальному совершенствованию системы подготовки кадров в сфере транспорта".


На базе Ташкентского института инженеров железнодорожного транспорта, Ташкентского института по проектированию, строительству и эксплуатации автомобильных дорог и факультета авиакосмических технологий Ташкентского государственного технического университета образуется Ташкентский государственный транспортный университет (далее - Университет).

Установлено, что Университет:

q является базовым высшим образовательным учреждением по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов с высшим образованием и научных кадров для сферы транспорта;

q поэтапно внедряет кредитно-модульную систему образования в соответствии с передовыми международными образовательными стандартами и учебными программами, начиная с 2020/2021 учебного года;

q является правопреемником по всем правам и обязательствам Ташкентского института по проектированию, строительству и эксплуатации автомобильных дорог и Ташкентского института инженеров железнодорожного транспорта, а также по правам и обязательствам факультета авиакосмических технологий Ташкентского государственного технического университета;

q находится в ведомственном подчинении Министерства транспорта.

Определены основные задачи и направления деятельности Университета:

q подготовка, переподготовка и повышение квалификации конкурентоспособных на рынке труда специалистов с высшим образованием и научно-педагогических кадров, а также специалистов массовых профессий исходя из потребности сферы транспорта;

q проведение фундаментальных, прикладных и инновационных изысканий и исследований об актуальных вопросах развития сферы транспорта, разработка предложений о широком внедрении их результатов, в том числе цифровых и других современных технологий;

q развитие сотрудничества с ведущими зарубежными высшими образовательными и научными учреждениями в целях реализации совместных образовательных программ и научных проектов, организации и повышения квалификации профессоров-преподавателей и обучения выпускников Университета по программам магистратуры и докторантуры за рубежом;

q создание непрерывной системы подготовки кадров для сферы транспорта, обеспечение непрерывности и преемственности образовательных программ академических лицеев и профессиональных образовательных учреждений данной сферы;

q для тесной связи теоретической подготовки и практики в учебном процессе - организация совместно с предприятиями сферы транспорта прохождения студентами практики в учреждениях соответствующей сферы с налаживанием целевого сотрудничества по трудоустройству выпускников.

Установлено, что учебный процесс в Университете начинается с 2020/2021 учебного года, квота приема студентов на учебу определяется исходя из ежегодно утверждаемых параметров государственного заказа по приему в высшие образовательные учреждения республики.

Определены также права Университета и источники финансирования его деятельности.

Утверждены:

q Программа мер по созданию системы подготовки кадров и развитию научного потенциала Университета в 2020-2023 годах;

q перечень объектов, безвозмездно передаваемых Университету на основе права оперативного управления, а также перечень объектов, передаваемых Университету в аренду по "нулевой" ставке с покрытием соответствующих коммунальных и эксплуатационных расходов;

q перечень направлений образования, переходящих из Ташкентского института инженеров железнодорожного транспорта в Ташкентский государственный технический университет;

q состав Попечительского совета Университета и определены его основные задачи.

Одобрено предложение Министерства транспорта и Министерства экономического развития и сокращения бедности о строительстве в 2020-2022 годах на территории Университета нового учебного здания, зданий места проживания студентов и информационно-ресурсного центра.

Также образуется Академический лицей Ташкентского государственного транспортного университета на базе академических лицеев Ташкентского института инженеров железнодорожного транспорта и Ташкентского института по проектированию, строительству и эксплуатации автомобильных дорог.

Для повышения инициативности и материальной заинтересованности работников Университета в нем создается Внебюджетный фонд без статуса юридического лица. Определен порядок формирования и использования его средств.


* * *



Утверждено Положение о порядке уведомления о применении гарантии, установленной статьей 19 Закона Республики Узбекистан "Об инвестициях и инвестиционной деятельности" (Постановление Кабинета Министров РУз от 30.04.2020 г. N 264).


О чем речь. Если последующее законодательство Узбекистана ухудшает условия инвестирования, к инвесторам в течение 10 лет применяется законодательство, действовавшее на дату инвестирования. Это правило не применяется, если изменение законодательства непосредственно связано с защитой интересов национальной безопасности нашего государства.

Как это работает. Иностранный инвестор, оказавшийся в описанной ситуации, должен письменно уведомить о применении гарантии соответствующий уполномоченный орган:

q обслуживающий банк - в случае введения дополнительных требований, усложняющих процедуру репатриации или уменьшающих размер доходов (прибыли) иностранного инвестора, переводимых за границу, кроме случаев, предусмотренных законодательством;

q органы, осуществляющие госрегистрацию юрлиц, - в случае введения количественных ограничений на объемы инвестирования и иных дополнительных требований к размеру инвестиций;

q МИД и (или) МВД - в случае введения дополнительных процедур оформления и продления виз иностранных инвесторов;

q Министерство инвестиций и внешней торговли - при наличии инвестиционного договора, предоставляющего иностранному инвестору дополнительные к установленным законодательством гарантии и меры поддержки (по тем условиям инвестирования, которые в нем указаны).

Уведомление можно направить в любое время после принятия акта законодательства, ухудшающего условия инвестирования. Инвестор должен указать в нем обстоятельства, по его мнению, ухудшающие условия инвестирования, и нормативный акт, положения которого он намерен применять в течение срока действия гарантии.

Уведомление - основание для уполномоченного органа применять в отношении иностранного инвестора законодательство, действовавшее на дату инвестирования. Независимо от того, когда оно направлено, уведомление действует с момента вступления в силу акта законодательства, ухудшающего условия инвестирования.

Если уполномоченный орган не согласен. Получив уведомление, уполномоченный орган может не согласиться и обратиться в Минюст за юридическим заключением о правомерности применения гарантии в данном конкретном случае. Его подготовка может занять до двух недель. Затем может последовать иск о неправомерности применения гарантии иностранным инвестором. Если имеется подтверждающее это заключение Минюста, госпошлина при подаче иска не платится.


Важно! Во время обращения уполномоченного органа в Минюст и в суд действие гарантии в отношении инвестора не приостанавливается.


* * *



Принято Положение о порядке заключения, изменения, прекращения и реализации инвестиционных договоров между Правительством Республики Узбекистан и иностранными инвесторами (Постановление Кабинета Министров РУз от 30.04.2020 г. N 264).


Инвестиционный договор с Правительством заключается, в том числе, чтобы предоставить инвестору дополнительные гарантии и меры поддержки (льготы и преференции), помимо установленных законодательством. Это может быть правительственная гарантия, специальный таможенный, налоговый и платежный режим, содействие в реализации проектов, включение в инвестпрограмму и т.д. Но нельзя наделять инвестора исключительными правами, создающими его доминирующее положение на рынке.

При этом дополнительные гарантии и меры предоставляются в каждом конкретном случае иностранным субъектам, инвестирующим в приоритетные отрасли, обеспечивающие:

q устойчивый экономический рост, прогрессивные технологические изменения экономики страны;

q укрепление и расширение экспортного потенциала республики, ее интеграцию в мирохозяйственные связи.


Важно! Дополнительные льготы по уплате налогов, таможенных и других обязательных платежей предоставляются созданным предприятиям с иностранными инвестициями только на четко определенный срок и не могут носить бессрочный характер.


Инвестиционный договор, а также изменения и дополнения к нему заключаются в письменной форме. Процедура в обоих случаях одинаковая. От имени Правительства договор подписывает Министерство инвестиций и внешней торговли. Инициатором выступает инвестор - самостоятельно или совместно с органами госуправления, хозобъединениями, органами исполнительной власти на местах или хозсубъектами.

Для этого в Мининвествнешторг или Агентство по привлечению иностранных инвестиций подаются:

q заявление с информацией о намерении заключить договор и инвестировать в объект инвестиционной деятельности, об имеющемся опыте реализации инвестпроектов (при наличии);

q проект инвестиционного договора по утвержденной типовой форме;

q бизнес-план проекта, выполненный на основании ТЭО (ТЭР), прошедшего экспертизу в уполномоченных органах (при необходимости).

Свои заключения в пределах собственной компетенции выдают Минюст, Минфин и Минэкономразвития, ГТК и ГНК.

Проект договора и другие материалы рассматриваются в течение 15 дней со дня получения. Если требуется дополнительное изучение, проверка либо другие меры, срок может быть продлен не более чем на месяц. Об этом письменно информируют инвестора.

Согласованный со всеми уполномоченными органами проект инвестдоговора вносится в Кабинет Министров, который его рассматривает и одобряет либо, если есть разногласия, возвращает на доработку. Одобренный инвестдоговор подписывается Мининвествнешторгом, после чего ведомство готовит проект правительственного решения об утверждении договора и вносит его в Кабинет  Министров. Договор вступает в силу с даты принятия акта или в указанный в нем срок.

Мининвествнешторг мониторит ход исполнения обязательств инвестора по договору. Подопечный должен представлять свои отчеты, порядок и сроки оговариваются в договоре.

Действие дополнительных гарантий и мер поддержки (льгот и преференций) прекращается по истечении срока действия инвестдоговора или до этого - в порядке, предусмотренном договором.

Описанный выше порядок не распространяется на инвестдоговоры, которые заключаются с региональными властями при реализации проектов с долей иностранных инвестиций в эквиваленте не более $10 млн.


* * *



Учитывая мировые тенденции на продовольственном рынке, руководство страны намерено максимально задействовать ресурсы местного агросектора, увеличить число сельхозкультур в 2 раза, поднять урожайность, создать новые рабочие места (Постановление Президента РУз от 01.05.2020 г. N ПП-4700).


В этом поможет внедряемый механизм. Населению будут на льготных условиях предоставлять земли, выведенные из оборота, и земли, имеющие запасы подземных вод, чтобы вводить их в оборот и выращивать сельхозпродукцию.

Вот как это будет происходить. До 10 мая 2020 года Госкомгеологии совместно с Госкомземгеодезкадастром и Минводхозом внесут в Совет Министров Каракалпакстана и областные хокимияты заключение о возможности добычи воды, пригодной для полива культур в регионах страны (кроме Ташкента). Минсельхоз совместно с Госкомземгеодезкадастром и региональными властями, исходя из природно-почвенных и климатических условий, дадут научно обоснованные рекомендации о размещении видов культур на землях, вводимых в оборот.

Районные хокимияты рассчитывают земельные площади, вводимые в оборот в разрезе контуров, формируют проекты и вносят их на согласование в Совет Министров и областные хокимияты, а те в течение 3 дней рассматривают, обобщают и передают в Минсельхоз. Там документы изучаются в течение 5 дней, после чего вносится заключение в Секретариат по вопросам развития аграрной и продовольственной сфер Кабинета Министров. В следующие 5 дней профильный вице-премьер, изучив их, распределяет в разрезе районов средства Антикризисного фонда, необходимые для введения земель в оборот. На этом основании Минфин в 5-дневный срок выделяет средства бюджетам районов.

Затем районные хокимияты устанавливают технические и финансовые показатели водообеспечения, проведения электроэнергии и внедрения водосберегающих технологий путем бурения скважин и восстановления оросительных сетей. Подрядчиков на эти работы определяет межведомственная комиссия путем проведения конкурса. Хокимияты распоряжаются введенными в оборот площадями одним из следующих способов:

q сдают в аренду для ведения дехканского хозяйства в первую очередь семьям, нуждающимся в социальной защите и малообеспеченным семьям, обладающим знаниями и навыками в отрасли сельского хозяйства, - до 1 га, в виде исключения, на срок до 10 лет;

q в виде эксперимента реализуют субъектам предпринимательства право на аренду до 5 га на срок до 10 лет на основе электронного аукциона ("Е-IJRO AUKSION") с условием предоплаты всех расходов.

Решение районного хокима района о выделении земли принимается на основании заключенного договора аренды. Применение водосберегающих технологий - обязательно. В приоритетном порядке сажается картофель, овощные, бахчевые, бобовые и масличные культуры, сооружаются сады и виноградники. У бизнес-субъектов, посеявших установленные виды культур, создавших рабочие места, своевременно возместивших расходы по аренде, - приоритетное право продления срока землепользования.

Обратите внимание:

q на землях, арендуемых в описанном порядке, можно размещать полевые станы из легких конструкций и оросительные сооружения. Строить другие объекты инфраструктуры, включая жилые дома, здания и сооружения, - категорически запрещено;

q арендаторам выделяются кредиты для производства сельхозпродукции. Часть процентной ставки, превышающая основную ставку ЦБ, возмещается за счет средств Государственного фонда поддержки предпринимательской деятельности;

q земельные площади, введенные в оборот по новому порядку, не подлежат оптимизации, их изъятие для государственных либо общественных нужд допускается только с согласия землепользователя после полного возмещения рыночной стоимости затраченных средств и понесенных убытков;

q каждая семья, участвующая в сельхозкооперациях, нуждающаяся в социальной защите и относящаяся к категории малообеспеченных, получает дополнительную поддержку из Фонда общественных работ - 500 тыс. сумов в период выращивания птицы (40 дней).


Напомним, в сфере действует ряд налоговых льгот (пункт 3 ч. 1 ст. 337; пункт 2 ч. 1 ст. 414; абзацы 8, 9, 11 ч. 2 ст. 428 НК; подпункт "в" пункта 5 Указа Президента РУз от 19.03.2020 г. N УП-5969). Помимо этого, из запланированных к выделению в текущем году 30 трлн сумов револьверных кредитов 2 трлн сумов выдадут производителям и предприятиям-экспортерам плодоовощной продукции. Владельцам личных приусадебных земель и хозсубъектам будут выдавать аванс для производства агропродукции исходя из будущих поступлений по экспортному контракту, а переработчикам и экспортерам - краткосрочные кредиты на ее закупку. Последние должны заниматься экспортом плодоовощной продукции в течение минимум 2 лет и иметь хорошую кредитную историю.


* * *



Ипотеку можно получить на квартиру без отделки, максимальная сумма и срок кредита увеличены (Постановление Президента РУз от 01.05.2020 г. N ПП-4701).


Напомним, в минувшем году условия ипотечного кредитования изменились, внедрен новый порядок (Указ Президента РУз от 28.11.2019 г. N УП-5886; Постановление Кабинета Министров РУз от 25.03.2020 г. N 182).


Поскольку экономические последствия пандемии отразились на "кошельках" потребителей, в период с 01.05.2020 г. до 01.01.2022 г. в рамках нового порядка:

q во-первых, разрешено оформлять кредиты на квартиры без отделки, т.е. не "под ключ". При этом речь идет о первичном рынке жилья, а дома должны быть построены частными подрядными организациями;

q во-вторых, увеличивается максимальный размер кредита на одного заемщика:

     

         

млн сумов

     

Местность /

Площадь квартиры

     

    

Сельская

местность

    

    

Города

(кроме Ташкента)*

     

    

Ташкент*

     

2-комнатная квартира


с 174 до 240

с 180 до 240

с 198 до 264

квартира из 3 и более комнат


с 224 до 320

с 232 до 320

с 255 до 352

          

     

*) Примечание. Субсидии на компенсацию части первоначального взноса выплачиваются в размере 10% от расчетной стоимости жилья.

     

q в-третьих, срок ипотеки продлевается с 15 до 20 лет. Это касается и уже оформленных кредитов - банки в течение месяца должны внести соответствующие изменения в договоры с заемщиками.

В 2020-2021 гг. регионы за счет перевыполненной части доходов местных бюджетов вправе увеличить установленное количество субсидий в 1,3 раза, а их суммы - до 40% (Приложение N 5 к Указу Президента РУз от 28.11.2019 г. N УП-5886).

В порядке эксперимента, в Андижанской, Наманганской и Ферганской областях начнут кредитовать индивидуальное жилищное строительство. Условия:

q кредиты выдаются на строительство и реконструкцию индивидуального жилья на земельных участках, предоставленных физлицам до 1 мая 2020 года;

q размер кредита не может превышать указанный в таблице, первоначальный взнос - не менее 10% от стоимости работ по строительству (реконструкции), срок - 20 лет;

q строительные и реконструкционные работы выполняются по согласованным и утвержденным проектам, оплачиваются в безналичной форме - на депозитные расчетные счета частных подрядных организаций.

С 1 мая по 31 декабря 2020 года Государственный фонд поддержки предпринимательской деятельности по кредитам в национальной валюте, выдаваемым по новому порядку частным подрядчикам на строительство многоквартирных домов (4 и более этажей - в городах и сельской местности, 7 и более этажей - в Ташкенте):

q выдает поручительство - до 50% от суммы кредита, но не более 8 млрд сумов;

q выплачивает компенсации на покрытие части процентной ставки, превышающей основную ставку ЦБ, но не более 10 процентных пунктов, по кредитам на сумму не более 20 млрд сумов, процентной ставкой не свыше 1,75 основной ставки ЦБ.

Чтобы получить поддержку, нужно строить с учетом средней рыночной стоимости 1 кв. м в соответствующем регионе и нормы площади квартир, определенных Минфином, Минэкономразвития и Минстроем. Земельные участки под строительство многоквартирных домов в городах будут выделять через "Е-IJRO AUKSION".


* * *



Принято Постановление Президента от 01.05.2020 г. N ПП-4702 "О внедрении системы рейтинговой оценки социально-экономического развития регионов".


Напомним, с 1 июля 2012 года Каракалпакстан, области и город Ташкент подлежат ежеквартальной оценке по системе индикаторов состояния деловой среды и уровня социально-экономического развития (Приложение к Постановлению Кабинета Министров РУз от 20.04.2012 г. N 117). А с 1 января 2018 года внедрили критерии оценки работы руководства этих регионов (Постановление Кабинета Министров РУз от 08.12.2017 г. N 973).


Взамен этих механизмов внедряется ежегодная система рейтинговой оценки социально- экономического развития регионов, районов и городов. В ее рамках каждую территорию будут изучать и оценивать в два этапа.


I. Оцениваются статистические показатели по восьми приоритетам (общий максимальный балл - 50):

q экономическое развитие и эффективность (7,5 балла);

q эффективность рынка труда (6,25 балла);

q доступность и качество услуг в социальной сфере (11,25 балла);

q развитие и доступность инфраструктуры (5 баллов);

q конкурентоспособность и диверсификация экономики (3,75 балла);

q качество деловой среды и развитие предпринимательства (7,5 балла);

q финансовая самостоятельность, развитие банковско-финансовой сферы (5 баллов);

q эффективность работы органов государственной власти на местах с обращениями граждан и доступность информации (3,75 балла).


II. Проводятся отдельные опросы для определения социального самочувствия и качества жизни населения, состояния деловой среды для бизнеса и инвесторов, уровня доверия общества к реформам и качества институтов госуправления и власти на местах. На этом этапе регион также может "набрать" максимум 50 баллов. Методологию проведения опросов разработают в течение двух месяцев.


До 1 июня 2020 года должны разработать информационную систему для составления рейтинга регионов, куда ответственные ведомства будут вводить данные онлайн. Поэтому рейтинговую оценку по итогам 2019 года проведут в тестовом режиме, а затем доработают систему.

Процесс выглядит следующим образом:

q руководители органов госуправления и других организаций обеспечивают достоверный и своевременный ввод соответствующих данных в информационную систему по итогам отчетного года - не позднее 15 января (оперативно) и 1 июня (окончательно) года, следующего за отчетным;

q результаты рейтинговой оценки за истекший год ежегодно до 1 февраля (оперативно) и 15 июня (окончательно) вносятся в Администрацию Президента, Кабинет Министров и представительные органы госвласти, а также критически обсуждаются на заседаниях Правительства, Жокаргы Кенеса и Кенгашей народных депутатов.

Министерство экономического развития и сокращения бедности обобщает результаты рейтинговой оценки, руководит и координирует действия участвующих органов, организаций и учреждений, а также по согласованию с Администрацией Президента и Кабинетом Министров вносит изменения и дополнения в систему рейтинговых показателей и методику их расчетов (по необходимости).


* * *



Регламентирован порядок выпуска и обращения электронных денег. Утвержденные правила устанавливают механизм выпуска, реализации, приобретения, использования и погашения электронных денег (рег. МЮ N 3231 от 29.04.2020 г.). Документ разработан в соответствии с Законом "О платежах и платежных системах".


Для справки. Электронные деньги - безусловные и безотзывные денежные обязательства эмитента электронных денег, хранящиеся в электронной форме и принимаемые в качестве средства платежа в системе электронных денег.


В системе электронных денег (ЭД) участвуют:

q эмитент - Центральный банк и коммерческие банки;

q оператор - банк и (или) платежная организация, имеющая соответствующую лицензию, обеспечивающие работу системы ЭД;

q агенты;

q владельцы ЭД;

q банки, платежные организации, индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, заключившие договор с эмитентом. 



Выпуск и реализация электронных денег


Выпуск и реализация ЭД банком-эмитентом начинается с направления Центральному банку уведомления по утвержденной форме, а также установленного пакета документов. ЦБ в течение 10 дней рассматривает полученное уведомление и вносит запись о дате начала выпуска денег в соответствующий Реестр, который ведется на официальном веб-сайте ЦБ.

ЭД выпускаются в пределах денежных средств, полученных от физического лица или агента в соответствии с договором о выпуске, использовании и погашении электронных денег. Этим же договором определяются условия реализации ЭД. До заключения договора эмитент или оператор обязаны предоставить физлицу информацию о:

q наименовании и месторасположении (почтовом адресе) эмитента и оператора (если им является платежная организация - номер лицензии);

q условиях использования ЭД;

q порядке взимания и размере комиссии с владельца ЭД;

q способах подачи и рассмотрения возражений.

Электронные деньги реализуются физическому лицу и агенту путем их внесения в электронный кошелек, формируемый для каждого владельца. Факт приобретения ЭД подтверждается квитанцией или другим документом в бумажной или электронной формах, содержащими:

q наименование эмитента и оператора;

q дату и время совершения операции;

q порядковый номер операции;

q сумму электронных денег;

q идентификационный код электронного кошелька владельца ЭД;

q размер взимаемой комиссии (если это предусмотрено в договоре о выпуске, использовании и погашении электронных денег). Также могут быть включены дополнительные реквизиты, установленные эмитентом.



Использование электронных денег


Электронные деньги можно использовать для приобретения товаров и услуг у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - субъектов системы ЭД. Для них формируются специальные электронные кошельки, на которые принимаются ЭД за реализованный товар или оказанную услугу с целью дальнейшего перевода эквивалентной суммы на расчетные счета банка. Перепродажа электронных денег на электронных кошельках юрлиц и ИП запрещается.

Любая операция по электронным деньгам подтверждается чеком или другим документом. Он отправляется СМС-сообщением на мобильный телефон или на электронную почту владельца электронного кошелька. В чеке указываются:

q идентификационный код электронного кошелька;

q код транзакции, идентифицирующий платеж;

q наименование и ИНН индивидуального предпринимателя или юридического лица;

q номер чека;

q сумма платежа;

q дата и время операции.

Электронные деньги, предъявленные их владельцем, погашаются банком-эмитентом путем обмена на "наличку" либо перечисления безналичных денег на банковский счет владельца. После погашения ЭД снимаются с обращения.
























































Время: 0.0082
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск