Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Образование. Наука. Культура/ Наука/ Научные организации/ Постановление Президента Республики Узбекистан от 07.05.2020 г. N ПП-4708 "О мерах по повышению качества образования и развитию научных исследований в области математики"Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
07.05.2020 г.
N ПП-4708
О МЕРАХ
ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
И РАЗВИТИЮ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
В ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКИ
Математика определена одним из приоритетных направлений развития науки в нашей стране в 2020 году. За прошедший период проведен ряд системных работ, направленных на поднятие математической науки на качественно новый уровень:
во-первых, созданы необходимые условия для приглашения наших соотечественников - ученых-математиков, работающих в передовых научных центрах, и проведения международных научных исследований;
во-вторых, внедрена система стимулирования труда молодежи, победившей на международных предметных олимпиадах, а также ее учителей и наставников;
в-третьих, в целях обеспечения взаимной интеграции высшего образования и научных исследований в Студенческом городке построено новое современное здание Института математики имени В.И. Романовского Академии наук (далее - Институт). В полтора раза увеличен объем финансирования фундаментальных исследований в области математики, за счет бюджетных средств закуплены суперкомпьютеры, современная техника и оборудование;
в-четвертых, в качестве начального этапа подготовки кадров научного уровня внедрен институт стажеров-соискателей;
в-пятых, в целях оперативного решения приоритетных вопросов в области науки, определения на уровне правительства вопросов усиления интеграции науки, образования и производства под председательством Премьер-министра Республики Узбекистан образован Республиканский совет по науке и технологиям.
Вместе с тем ряд нерешенных вопросов в области математики указывает на необходимость реализации мер, направленных на повышение качества образования и эффективности научных исследований в данной области. В частности:
во-первых, не полностью обеспечена преемственность между уровнями образования по математике;
во-вторых, учебники по математике в общеобразовательных школах состоят из сложных задач, затрудняющих овладение предметом, не учитывают возраст учащихся и не согласованы с темами по другим предметам;
в-третьих, несмотря на то, что большинство талантливых молодых людей, проявляющих интерес к математике, победителей международных олимпиад являются представителями регионов, в сфере высшего образования и науки не созданы необходимые условия для их будущего развития;
в-четвертых, остается слабой связь научных исследований, практики и производства в области математики;
в-пятых, связи ученых-математиков с зарубежными научными и образовательными учреждениями недостаточны для поднятия отечественной математики на международный уровень, повышения ее авторитета в международном сообществе.
В целях дальнейшего совершенствования системы преподавания математической науки на всех уровнях образования, поддержки эффективного труда педагогов, расширения масштаба и повышения практической значимости научно-исследовательских работ, укрепления связей с международным сообществом, а также исполнения задач, определенных в Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в "Год развития науки, просвещения и цифровой экономики":
1. Определить приоритетными направлениями повышения качества образования, развития научных исследований и внедрения в практику научных разработок в области математики:
формирование целостной системы, обеспечивающей тесное сотрудничество между дошкольными, общими средними, средними специальными, профессиональными, высшими образовательными и научными учреждениями;
внедрение на основе передового зарубежного опыта современных педагогических технологий по формированию начальных математических представлений у детей дошкольного возраста;
повышение качества преподавания математических наук в общеобразовательных и средних специальных образовательных учреждениях, развитие в регионах деятельности специализированных школ с углубленным изучением математики, а также создание новых школ;
развитие системы подготовки и переподготовки кадров-математиков, в частности в школах, расположенных в сельской местности, совершенствование учебников и учебных пособий по математике;
выявление талантливой молодежи, обеспечение ее успешного участия в республиканских и международных олимпиадах по математике и завоевания ею призовых мест;
создание и внедрение в практику образовательной онлайн-платформы, повышение эффективности системы дистанционного образования, внедрение механизмов обеспечения прозрачности системы оценки;
внедрение Национальной системы сертификации по оценке уровня знаний по математике, увеличение занятий и повышение качества образования по математике в соответствующих направлениях и специальностях высшего образования;
обеспечение непрерывной связи с производством научных исследований в области математики, развитие прикладной математики и разработка математических решений на основе моделирования проблем в отраслях экономики;
поддержка талантливой молодежи, обучающейся и занимающейся научными исследованиями, развитие связей с зарубежными высшими образовательными учреждениями и научными организациями в области математики;
поэтапное доведение научных и образовательных организаций нашей страны до уровня ведущих мировых научных центров по математике.
2. Утвердить Целевую программу улучшения качества образования, повышения эффективности и практической значимости научных исследований по математическим наукам в Республике Узбекистан на 2020-2023 годы (далее - Целевая программа) согласно приложению N 1.
3. Согласиться с предложением Министерства народного образования, Академии наук и Министерства инновационного развития Республики Узбекистан о поэтапном образовании в каждом районе (городе) специализированных школ с углубленным изучением математики (далее - Специализированные школы).
Министерству народного образования Республики Узбекистан в срок до 1 ноября 2020 года разработать и внести на утверждение в Кабинет Министров Адресную программу по образованию Специализированных школ.
5. Министерству народного образования совместно с Государственным центром тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан, Министерством финансов Республики Узбекистан, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента в трехмесячный срок:
разработать и утвердить положения о Специализированных школах, порядок приема на работу в данные школы учителей математики на конкурсной основе.
7. Государственному центру тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан совместно с Академией наук и Агентством "Узстандарт" в срок до 1 января 2021 года внедрить Национальную систему сертификации по оценке уровня знаний по математике (далее - Национальная система сертификации).
8. Установить, что в рамках Национальной системы сертификации:
оценка уровня знаний по математике и выдача в соответствии с ней национального квалификационного сертификата (далее - национальный сертификат) проводится в установленном порядке Агентством по оценке знаний и квалификаций;
оценка уровня знаний по математике осуществляется в дифференцированном порядке;
абитуриент, получивший национальный сертификат уровня, предоставляющего льготу, при поступлении в высшее образовательное учреждение освобождается от сдачи тестовых испытаний по математике с присуждением максимального балла по данному предмету;
начиная с 1 сентября 2021 года учителя математики Специализированных школ в обязательном порядке должны иметь сертификат соответствующего уровня;
при формировании и регулярном обновлении базы тестовых заданий для Национальной системы сертификации в качестве экспертов привлекаются научные сотрудники Института.
9. Государственному центру тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан совместно с Министерством инновационного развития и Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций в срок до 1 января 2021 года за счет средств, выделенных на Государственную программу по научной деятельности, разработать и внедрить онлайн-платформу Национальной системы сертификации.
10. Образовать в структуре Института Лабораторию координации учебно-методических материалов по математическому образованию, состоящую из 5 штатных единиц.
Установить, что финансирование деятельности Лаборатории координации учебно-методических материалов по математическому образованию осуществляется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан в рамках средств, выделенных на содержание Института.
11. Установить начиная с 1 сентября 2021 года порядок, в соответствии с которым при разработке учебников и учебных пособий по математике, используемых в государственных образовательных учреждениях, получение экспертного заключения Института является обязательным.
12. Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан в срок до 1 сентября 2020 года принять меры по:
увеличению объема часов, отведенных математике, в учебных планах направлений образования и специальностей, требующих знаний, квалификации и навыков по математике;
реализации с привлечением специалистов потребителей кадров проектных работ, направленных на формирование и развитие у выпускников практических знаний, квалификации и навыков по математике;
введению дополнительных предметов (биология, геология, химия, физика и другие) в направлениях образования с математическим уклоном в целях интегративной межпредметной подготовки кадров.
13. Принять к сведению, что при Институте образован Фонд поддержки развития математики и математического образования (далее - Фонд) без статуса юридического лица.
В целях эффективной организации деятельности Фонда создать в структуре Института группу по управлению средствами Фонда поддержки развития математики и математического образования, состоящую из 2 штатных единиц, содержащихся за счет средств Фонда.
14. Согласиться с предложением Министерства финансов, Министерства инновационного развития и Академии наук Республики Узбекистан об учреждении Международной премии Президента Республики Узбекистан имени Мухаммада аль-Хорезми (далее - Премия) в целях награждения ученых, предложивших оптимальное решение конкретных проблем на основе результатов фундаментальных и прикладных научных исследований в области математики.
15. Установить, что:
Премия присуждается гражданам Республики Узбекистан, иностранным гражданам и лицам без гражданства;
Премия вручается Президентом Республики Узбекистан один раз каждые два года по трем направлениям (фундаментальные исследования, исследования среди молодежи и исследования, обеспечившие решение конкретной проблемы в реальном секторе экономики) по рекомендации Республиканского совета по науке и технологиям;
лауреатам Премии по каждому направлению выплачивается денежное вознаграждение в эквиваленте 50 тысяч долларов США за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан;
рассмотрение кандидатов на Премию Республиканским советом по науке и технологиям осуществляется по рекомендации Министерства высшего образования, науки и инноваций Республики Узбекистан;
предложения по кандидатам к награждению формируются на основе регулярных наблюдений, проводимых Математическим обществом Узбекистана и предоставляются Министерству высшего образования, науки и инноваций Республики Узбекистан;
финансирование расходов, связанных с выплатой лауреатам Премии, производится начиная с 2021 года в рамках средств, выделяемых Министерству высшего образования, науки и инноваций из республиканского бюджета Республики Узбекистан в качестве распределителя бюджетных средств первого уровня.
16. Министерству инновационного развития совместно с Министерством финансов и Академией наук в двухмесячный срок разработать и внести в установленном порядке в Кабинет Министров Порядок присуждения Международной премии Президента Республики Узбекистан имени Мухаммада аль-Хорезми.
17. Образовать в Республике Каракалпакстан, Бухарской, Наманганской, Самаркандской и Хорезмской областях территориальные подразделения Института математики имени В.И. Романовского Академии наук Республики Узбекистан (далее - территориальные подразделения) и утвердить их типовое штатное расписание согласно приложению N 2.
18. Установить, что:
финансирование расходов на оплату труда работников территориальных подразделений производится за счет Государственного бюджета Республики Узбекистан в рамках средств, выделенных на содержание Института;
расходы по содержанию зданий и сооружений, в которых размещаются территориальные подразделения, а также оплате коммунальных услуг покрываются за счет бюджетных и внебюджетных средств соответствующих высших образовательных учреждений;
территориальные подразделения не являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в качестве научных подразделений Института;
в составе каждого территориального подразделения осуществляют деятельность Учебные центры, состоящие из одной штатной единицы, содержащиеся в 2021 году за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, а начиная с 2022 года - переходящие на полный хозяйственный расчет;
руководители территориальных подразделений назначаются на должность и освобождаются от должности директором Института по согласованию с ректором соответствующего высшего образовательного учреждения;
научно-исследовательские работы территориальных подразделений проводятся в рамках рабочего плана и научно-исследовательских работ Института.
19. Согласиться с предложением Высшей аттестационной комиссии при Кабинете Министров Республики Узбекистан, Министерства инновационного развития, Министерства высшего и среднего специального образования и Академии наук о создании при Институте Научного совета (далее - Научный совет) по присвоению в соответствии с законодательством ученой степени доктора наук (DSc) и доктора философии (PhD) по специальностям математики.
20. Руководству Института сформировать Научный совет, более половины членов которого осуществляют трудовую деятельность в Институте, в том числе с привлечением их на работу по совместительству, а также обеспечить осуществление ими научного руководства и консультирования по диссертациям соискателей.
21. Установить, что:
сроки рассмотрения и обсуждения диссертаций соискателей на научных семинарах и заседаниях Научного совета определяются Научным советом;
решение о присуждении соискателям соответствующей ученой степени принимается Научным советом;
Научный совет вправе выдавать в день защиты диссертации диплом о присуждении ученой степени государственного образца соискателю, успешно защитившему диссертацию;
состав Научного совета утверждается решением Совета Института по согласованию с Высшей аттестационной комиссией при Кабинете Министров Республики Узбекистан по рекомендации Совета Института.
22. Хокимияту города Ташкента, Государственному комитету по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, Агентству по управлению государственными активами Республики Узбекистан обеспечить безвозмездную передачу Институту на праве оперативного управления нового построенного здания по адресу: город Ташкент, Алмазарский район, улица Университетская.
23. Внести изменения в постановление Президента Республики Узбекистан от 9 июля 2019 года N ПП-4387 "О мерах государственной поддержки дальнейшего развития математического образования и науки, а также коренного совершенствования деятельности Института математики имени В.И. Романовского Академии наук Республики Узбекистан" согласно приложению N 3.
24. Национальному агентству "Узбеккино", Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Министерству финансов и Академии наук Республики Узбекистан принять меры по проведению съемок цикла художественных и документальных фильмов об известных отечественных и зарубежных ученых в области математики.
25. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и советника Президента Республики Узбекистан Абдувахитова А.А.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Постановлению Президента РУз
от 07.05.2020 г. N ПП-4807
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
улучшения качества образования, повышения
эффективности и практической значимости
научных исследований по математическим наукам
в Республике Узбекистан на 2020-2023 годы
3.
Организация приема высококвалифицированных директоров и профессиональных учителей в Специализированные школы на конкурсной основе.
1. Объявление конкурса на должности директора и учителей по математике в Специализированные школы.
2. Проведение открытого и объективного конкурса среди кандидатов комиссией, состоящей из представителей Института математики, региональных управлений народного образования и родителей.
3. Внесение в Министерство народного образования отобранных комиссией кандидатур на должности директора и учителей по математике Специализированных школ.
4. Представление в Институт математики сведений о кандидатах, признанных Министерством народного образования достойными соответствующей должности.
5. Проведение собеседования директором Института математики с кандидатами, рекомендованными на должности директора школы и учителей по математике, с направлением заключения в Министерство народного образования.
6. Принятие в установленном порядке на работу кандидатов, отобранных по итогам конкурса.
В 2020-2023 годах на основе утвержденной адресной программы
Министерство народного образования (Шерматов), Институт математики (Аюпов)
Примечание.
На заседаниях Республиканского совета по науке и технологиям на системной основе рассматривается реализация данной целевой программы, заслушиваются отчеты ответственных руководителей и принимаются соответствующие меры.
к Постановлению Президента РУз
от 07.05.2020 г. N ПП-4807
ТИПОВОЕ ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ
территориальных подразделений Института математики
имени В.И. Романовского Академии наук Республики
Узбекистан в Республике Каракалпакстан, Наманганской,
Самаркандской и Хорезмской областях
N |
Наименование должностей |
Численность штатных единиц
|
1. |
Начальник подразделения
|
1 |
2. |
Главный научный сотрудник
|
1 |
3. |
Ведущий научный сотрудник
|
2 |
4. |
Старший научный сотрудник
|
3 |
5. |
Младший научный сотрудник
|
2 |
6. |
Руководитель учебного центра
|
1 |
ВСЕГО:
|
10 |
Примечание.
Территориальные подразделения размещаются на праве безвозмездного пользования в зданиях и сооружениях следующих высших учебных заведений:
подразделение в Республике Каракалпакстан - в Каракалпакском государственном университете;
подразделение в Бухарский области - в Бухарском государственном университете;
подразделение в Наманганской области - в Наманганском государственном университете;
подразделение в Самаркандской области - в Самаркандском государственном университете;
подразделение в Хорезмской области - в Ургенчском государственном университете.
Штатные единицы руководителей учебных центров содержатся в 2021 году за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, начиная с 2022 года - переходят на полный хозяйственный расчет.
к Постановлению Президента РУз
от 07.05.2020 г. N ПП-4807
ИЗМЕНЕНИЕ,
вносимое в постановление Президента Республики
Узбекистан от 9 июля 2019 года N ПП-4387 "О мерах
государственной поддержки дальнейшего развития
математического образования и науки, а также
коренного совершенствования деятельности
Института математики имени В.И. Романовского
Академии наук Республики Узбекистан"
Приложение N 5 изложить в следующей редакции:
"СТРУКТУРА
Института математики имени В.И. Романовского
Академии наук Республики Узбекистан
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ученый секретарь |
Директор |
Ученый совет |
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
Научный руководитель института - заместитель директора по науке |
Заместитель директора по вопросам молодых математиков и молодых ученых |
Заместитель директора по общим вопросам |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
|
Инспектор по кадрам 1 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Научная лаборатория алгебры и ее приложений 9 |
|
|
Научная лаборатория вычислительной математики 4 |
|
Совет молодых ученых |
|
|
Лаборатория координации учебно- методических материалов по математическому образованию 5 |
|
|
Административно- хозяйственная служба 2 |
|
Главный юрисконсульт 1 |
|
||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
Учебный центр молодых математиков |
|
Каракалпакское подразделение 10 (1*) |
|
||||||||||||||||||||||||||||
Научная лаборатория дифференциальных уравнений и их приложений 7 |
Научная лаборатория медико- биологической информатики 5 |
Бухгалтерия 2 |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Научный журнал "Узбекский математический журнал" |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
Группа управления средствами Фонда поддержки развития математической науки и образования |
|
Бухарское подразделение 10 (1*) |
|
||||||||||||||||||||||||||||
Научная лаборатория математического моделирования нелинейных систем 5 |
Научная лаборатория стохастического анализа 6 |
Специалист по ИКТ 1 |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
Научный электронный журнал "Бюллетень института математики" |
|
Наманганское подразделение 10 (1*) |
|
||||||||||||||||||||||||||||
Научная лаборатория динамических систем и их приложений 6 |
Вспомогательный персонал |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Самаркандское подразделение 10 (1*) |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
Общая предельная численность сотрудников: 109 ед., в том числе: административно-управленческий персонал (АУП) - 12 ед.; научные сотрудники - 95 ед.; инженерно-технический персонал - 2 ед. |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Хорезмское подразделение 10 (1*) |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
*) Данная численность до 1 января 2021 года финансируется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, в последующем - за счет внебюджетных средств.
Пунктирной линией указаны структурные подразделения, финансируемые за счет внебюджетных средств.
Численность вспомогательного персонала определяется по нормативам, установленным законодательством".
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 8 мая 2020 г.
"Народное слово", 8 мая 2020 г.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
11 мая 2020 г., N 18, ст. 192