Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Общие вопросы хозяйственной и предпринимательской деятельности/ Качество продукции. Стандартизация. Сертификация. Метрология/ Общие положения/ Указ Президента Республики Узбекистан от 18.05.2020 г. N УП-5995 "О дополнительных мерах по обеспечению соответствия показателей качества и безопасности сельскохозяйственной продукции международным стандартам"Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
УКАЗ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
18.05.2020 г.
N УП-5995
О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СООТВЕТСТВИЯ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ
МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ
В последние годы реализуются последовательные реформы по эффективному использованию водных и земельных ресурсов, повышению объема производства и расширению географии экспорта продукции.
В 2016-2019 годах валовой объем производства сельскохозяйственной продукции увеличился на 171,2 процента, в том числе плодоовощной - на 172,6 процента, животноводческой - на 170 процентов, лесной и рыбной - на 177,5 процента.
Достигнут рост объема экспорта плодоовощной продукции - более 1,4 млн тонн, что в 1,5 раза больше по отношению к 2016 году.
Вместе с тем растущие требования, предъявляемые к качеству и безопасности продукции на мировом рынке, требуют принятия дополнительных мер для укрепления позиции выращиваемой в республике продукции на международных рынках.
В целях развития в республике производства продукции, систем регулирования и соответствия на основе международных требований Organic и Global G.A.P., улучшения показателей качества и безопасности, расширения географии экспорта продукции сельского и лесного хозяйства, а также повышения возможности наиболее полного использования потенциала производства органической продукции в стране:
1. Утвердить:
Концепцию развития производства органической сельскохозяйственной и органической продовольственной продукции в Республике Узбекистан (далее - Концепция) согласно приложению N 1;
"Дорожную карту" по реализации Концепции развития производства органической сельскохозяйственной и органической продовольственной продукции в Республике Узбекистан согласно приложению N 2;
Прогнозные показатели поэтапного перехода на органическое производство на сельскохозяйственных землях и землях лесного фонда в 2020-2025 годах согласно приложению N 3;
Прогнозные показатели по основным видам экспортоориентированных культур земельных площадей, сертифицируемых по требованиям международных стандартов надлежащей сельскохозяйственной практики (Global G.A.P.), в 2020-2025 годах согласно приложению N 4;
План практических мер по организации выращивания органического хлопка-сырца и производству органической текстильной продукции хлопково-текстильными производственными предприятиями и кластерами согласно приложению N 5;
План мер по созданию органических рынков и ресторанов для дальнейшего повышения привлекательности агроэкотуризма в регионах республики согласно приложению N 6.
2. Установить, что:
а) Министерство сельского хозяйства Республики Узбекистан является уполномоченным государственным органом по координации и регулированию деятельности всех заинтересованных организаций в рамках органического производства и надлежащей сельскохозяйственной практики (Global G.A.P.);
б) Министерству сельского хозяйства Республики Узбекистан предоставляется право:
получения от всех заинтересованных министерств, ведомств, хокимиятов, хозяйствующих субъектов и предпринимателей необходимой информации в рамках органического производства и надлежащей сельскохозяйственной практики (Global G.A.P.);
создания системы оценки и авторизации эквивалентности деятельности хозяйствующих субъектов, занимающихся производством, переработкой, транспортировкой, хранением, реализацией и сертификацией органической продукции и сырья.
3. Установить порядок, в соответствии с которым размещение культур на земельных участках, отведенных под органическое сельское хозяйство, осуществляется в соответствии с научно обоснованными схемами севооборота с учетом требований органических стандартов, при этом не допускается государственное вмешательство в размещение культур.
4. Министерству сельского хозяйства:
а) внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан:
совместно с Министерством здравоохранения, Государственным комитетом по лесному хозяйству, Государственным комитетом ветеринарии и развития животноводства, Государственным комитетом по экологии и охране окружающей среды, холдинговой компанией "Узбекозиковкатхолдинг" и Академией наук в срок до 1 октября 2020 года проект закона Республики Узбекистан "О выращивании органической сельскохозяйственной продукции" с целью организации органического сельского хозяйства и систем производства на основе международных стандартов;
совместно с Агентством "Узстандарт" в двухмесячный срок Положение о порядке добровольного проведения сертификации производства органической сельскохозяйственной и продовольственной продукции;
б) совместно с Министерством высшего и среднего специального образования разработать учебно-методические материалы для подготовки в Ташкентском государственном аграрном университете специалистов по направлению "Выращивание, хранение и переработка продукции органического сельского хозяйства", начиная с 2021/2022 учебного года организовать прием студентов на данное направление образования;
в) в месячный срок образовать в структуре министерства в пределах установленной штатной численности управление по развитию органического производства и надлежащей сельскохозяйственной практике, состоящее из четырех штатных единиц;
д) в срок до 1 января 2021 года оснастить действующие лаборатории в научно-исследовательских институтах сельскохозяйственного направления современным высокотехнологичным оборудованием и организовать деятельность хозяйств, выращивающих первичные органические семена;
е) в срок до 31 декабря 2020 года принять меры по созданию комплекса испытательной лаборатории при Государственном унитарном предприятии "Центр стандартизации сельского хозяйства" в соответствии с требованиями международных стандартов Organic и Global G.A.P. за счет кредитных средств Всемирного банка, выделенных на модернизацию и повышение конкурентоспособности сельского хозяйства.
5. Министерству инновационного развития совместно с Министерством сельского хозяйства Республики Узбекистан в двухмесячный срок разработать пятилетние государственные научно-технические программы, направленные на выращивание (производство), переработку, хранение и упаковку органической продукции, а также развитие органического семеноводства, с формированием проектов на конкурсной основе.
6. Агентству "Узстандарт":
совместно с Государственным комитетом по экологии и охране окружающей среды, Министерством здравоохранения, Государственным комитетом ветеринарии и развития животноводства, Государственной инспекцией по карантину растений при Кабинете Министров Республики Узбекистан, холдинговой компанией "Узбекозиковкатхолдинг", Министерством сельского хозяйства, Министерством инновационного развития, Министерством инвестиций и внешней торговли, Министерством иностранных дел в месячный срок разработать план программ мер по активизации торговой деятельности с Европейским Союзом в соответствии с требованиями стандартов Комиссии Кодекса Алиментариус на 2020-2024 годы;
в срок до 1 сентября 2020 года принять серии международных стандартов ISO 28000 "Системы менеджмента безопасности цепи поставок";
в трехмесячный срок обеспечить проведение в установленном порядке оценки соответствия процессов, осуществляемых в деятельности всех предприятий и организаций, принимающих участие в организации цепочки добавленной стоимости сельскохозяйственной и продовольственной продукции, требованиям международных стандартов ISO 28000 "Системы менеджмента безопасности цепи поставок".
7. Государственной инспекции по карантину растений при Кабинете Министров Республики Узбекистан совместно с Министерством сельского хозяйства в двухмесячный срок сформировать перечень методов и средств обезвреживания органической продукции, используемых в международной практике, а также обеспечить проведение работ по обезвреживанию органической продукции, направляемой на экспорт, в соответствии с международными требованиями.
8. Министерству сельского хозяйства Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
9. Национальному информационному агентству Узбекистана и Национальной телерадиокомпании Узбекистана совместно с Министерством сельского хозяйства обеспечить широкое освещение в средствах массовой информации сути и содержания, а также целей и задач настоящего Указа.
10. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Барноева У.И.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Указу Президента РУз
от 18.05.2020 г. N УП-5995
"ДОРОЖНАЯ КАРТА"
по реализации Концепции по развитию
производства органической сельскохозяйственной
и органической продовольственной продукции
в Республике Узбекистан
к Указу Президента РУз
от 18.05.2020 г. N УП-5995
ПРОГНОЗНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
поэтапного перехода на органическое
производство на сельскохозяйственных землях
и землях лесного фонда в 2020-2025 годах
в процентах
N
|
Направления
|
Показатели
|
Этапы
|
||||
2021 год
|
2022 год
|
2023 год
|
2024 год
|
2025 год
|
|||
1. На сельскохозяйственных землях
|
|||||||
1. |
Выращивание хлопка-сырца |
По отношению к общей площади, засеянной хлопчатником |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2. |
Выращивание зерновых, бобовых и масличных культур |
По отношению к общей площади посадки зерновых, бобовых и масличных культур |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3. |
Садоводство |
По отношению к общей площади урожайных садов |
2 |
4 |
6 |
8 |
10 |
4. |
Виноградарство |
По отношению к общей площади урожайных виноградников |
2 |
5 |
8 |
12 |
15 |
5. |
Овощебахчеводство |
По отношению к общей площади выращивания овощебахчевых |
0,5 |
1 |
1,5 |
2,5 |
3 |
2. На землях лесного фонда
|
|||||||
6. |
Посевные земли |
По отношению к общей площади посадки культур |
2 |
3 |
5 |
6 |
8 |
7. |
Фисташковые сады и миндальники |
По отношению к общей площади фисташковых садов и миндальников |
3 |
7 |
10 |
12 |
15 |
8. |
Сбор каперсов |
По отношению к общей площади сбора каперсов |
10 |
15 |
20 |
25 |
30 |
9. |
Сбор ягод |
По отношению к общей площади произрастания ягод |
5 |
10 |
15 |
20 |
25 |
10. |
Сбор ферулы |
По отношению к общей площади сбора ферулы |
5 |
6 |
7 |
8 |
10 |
11. |
Сбор лекарственных растений |
По отношению к общей площади сбора лекарственных растений |
3 |
4 |
7 |
8 |
10 |
3. В направлении животноводства
|
|||||||
12. |
Производство мяса |
По отношению к общему объему производства мяса |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
13. |
Производство молока |
По отношению к общему объему производства молока |
2 |
3 |
5 |
6 |
8 |
14. |
Производство мяса индеек |
По отношению к поголовью птиц |
5 |
10 |
15 |
20 |
25 |
к Указу Президента РУз
от 18.05.2020 г. N УП-5995
ПРОГНОЗНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
по основным видам экспортоориентированных
культур земельных площадей, сертифицируемых
по требованиям международных стандартов
надлежащей сельскохозяйственной практики
(Global G.A.P.) в 2020-2025 годах
N
|
Наименование регионов
|
Общая площадь, га
|
В том числе по годам (в процентах по отношению к общей площади)
|
|||||||||||||||
в 2020-2021 годах
|
в 2021-2022 годах
|
в 2022-2023 годах
|
в 2023-2025 годах
|
|||||||||||||||
сады
|
вино- град- ники
|
ово- щи
|
бах- че- вые
|
сады
|
вино- град- ники
|
ово- щи
|
бах- че- вые
|
сады
|
вино- град- ники
|
ово- щи
|
бах- че- вые
|
сады
|
вино- град- ники
|
ово- щи
|
бах- че- вые
|
|||
1. |
Республика Каракалпакстан |
23 410 |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
3 |
5 |
5 |
2. |
Андижанская область |
30 404 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4 |
5 |
7 |
8 |
7 |
8 |
10 |
10 |
10 |
11 |
12 |
13 |
3. |
Бухарская область |
23 161 |
2 |
1 |
1 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4. |
Джизакская область |
20 597 |
5 |
4 |
3 |
3 |
7 |
8 |
5 |
5 |
10 |
10 |
7 |
8 |
12 |
12 |
10 |
10 |
5. |
Кашкадарьинская область |
30 420 |
6 |
6 |
3 |
5 |
8 |
8 |
7 |
6 |
10 |
10 |
12 |
15 |
15 |
15 |
15 |
20 |
6. |
Навоийская область |
11 041 |
2 |
2 |
1 |
1 |
3 |
3 |
2 |
2 |
4 |
4 |
3 |
3 |
5 |
5 |
5 |
5 |
7. |
Наманганская область |
25 760 |
8 |
8 |
5 |
5 |
10 |
10 |
7 |
7 |
12 |
12 |
8 |
8 |
15 |
15 |
10 |
10 |
8. |
Самаркандская область |
66 668 |
7 |
8 |
3 |
2 |
10 |
12 |
4 |
4 |
13 |
14 |
5 |
5 |
15 |
15 |
7 |
7 |
9. |
Сурхандарьинская область |
41 541 |
3 |
3 |
5 |
3 |
6 |
6 |
10 |
6 |
10 |
10 |
15 |
9 |
15 |
12 |
25 |
15 |
10. |
Сырдарьинская область |
16 379 |
- |
- |
2 |
5 |
1 |
1 |
4 |
10 |
2 |
2 |
6 |
15 |
3 |
3 |
8 |
20 |
11. |
Ташкентская область |
68 937 |
5 |
5 |
4 |
2 |
8 |
8 |
7 |
3 |
12 |
12 |
13 |
4 |
15 |
15 |
20 |
5 |
12. |
Ферганская область |
49 420 |
6 |
6 |
4 |
2 |
10 |
10 |
6 |
3 |
15 |
15 |
8 |
4 |
20 |
20 |
10 |
5 |
13. |
Хорезмская область |
12 970 |
- |
- |
1 |
3 |
1 |
1 |
3 |
5 |
2 |
2 |
5 |
7 |
3 |
3 |
8 |
10 |
Всего: |
420 709 |
4 |
4 |
3 |
3 |
6 |
6 |
5 |
5 |
8 |
8 |
8 |
8 |
10 |
10 |
11 |
10 |
к Указу Президента РУз
от 18.05.2020 г. N УП-5995
ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ МЕР
по организации выращивания органического
хлопка-сырца и производства органической текстильной
продукции хлопково-текстильными производственными
предприятиями и кластерами
N
|
Наименование мер
|
Сроки исполнения
|
Ответственные исполнители
|
1. |
Выявление и формирование списка инициаторов выращивания органического хлопка-сырца и производства органической текстильной продукции из числа действующих хлопково-текстильных кластеров. |
Июль 2020 года |
Совет Министров Республики Каракалпакстан и хокимияты областей, Ассоциация "Узтекстильпром", Министерство сельского хозяйства |
2. |
Организация сотрудничества инициаторов - хлопково-текстильных кластеров с зарубежными предприятиями, ведущих эффективную деятельность в направлении выращивания органического хлопка-сырца и производства органической текстильной продукции. |
В течение 2020 года |
Совет Министров Республики Каракалпакстан и хокимияты областей, Ассоциация "Узтекстильпром", Министерство сельского хозяйства, Министерство инвестиций и внешней торговли, инициаторы - хлопково-текстильные кластеры |
3. |
Реализация мероприятий по найму национальных и международных консультантов для организации выращивания органического хлопка-сырца и производства органической текстильной продукции в хлопково-текстильных кластерах - инициаторах. |
2021-2023 годы |
Совет Министров Республики Каракалпакстан и хокимияты областей, Ассоциация "Узтекстильпром", Министерство иностранных дел, Министерство инвестиций и внешней торговли, Министерство сельского хозяйства, инициаторы - хлопково-текстильные кластеры |
4. |
Подготовка специалистов для производства продукции в соответствии с требованиями Глобального стандарта органического текстиля (Global Organic Textile Standard - GOTS). |
2021-2022 годы |
Совет Министров Республики Каракалпакстан и хокимияты областей, Министерство высшего и среднего специального образования, Ассоциация "Узтекстильпром", Агентство "Узстандарт", Министерство сельского хозяйства, инициаторы - хлопково-текстильные кластеры |
5. |
Начало реализации работ по сертификации и определение ведомства по сертификации. |
До 1 апреля 2021 года |
Совет Министров Республики Каракалпакстан и хокимияты областей, Агентство "Узстандарт", Ассоциация "Узтекстильпром", Министерство сельского хозяйства, инициаторы - хлопково-текстильные кластеры |
6. |
Организация работ по разработке и оформлению необходимых документов, ведению записей для перехода на органическое производство. |
В течение 2021 года |
Совет Министров Республики Каракалпакстан и хокимияты областей, Ассоциация "Узтекстильпром", Министерство сельского хозяйства, инициаторы - хлопково-текстильные кластеры |
7. |
Применение биоудобрений и биологических методов защиты растений для выращивания органического хлопка-сырца. |
С периода вегетации в 2021 году |
Совет Министров Республики Каракалпакстан и хокимияты областей, Министерство сельского хозяйства, АО "Узагрокимёхимоя", инициаторы - хлопково-текстильные кластеры |
8. |
Начало производства органической текстильной и иной продукции из органического хлопка-сырца. |
Начиная с 1 января 2023 года |
Совет Министров Республики Каракалпакстан и хокимияты областей, Ассоциация "Узтекстильпром", Министерство инновационного развития, инициаторы - хлопково-текстильные кластеры |
9. |
Использование торгового знака при маркировке произведенной продукции в соответствии с требованиями Глобального стандарта органического текстиля (GOTS). |
Начиная с 1 января 2024 года |
Совет Министров Республики Каракалпакстан и хокимияты областей, Министерство сельского хозяйства, Ассоциация "Узтекстильпром", инициаторы - хлопково-текстильные кластеры |
10. |
Обеспечение сотрудничества ученых научно-исследовательских институтов и высших образовательных учреждений хлопково-текстильного направления в предоставлении бесплатных консультаций, обеспечении методическими материалами и научных испытаниях. |
С периода вегетации в 2020 году |
Академия наук, Министерство сельского хозяйства, Министерство высшего и среднего специального образования, инициаторы - хлопково-текстильные кластеры |
11. |
Выявление и изучение государств, имеющих возможность экспорта органической текстильной продукции и соответствующих рынков. |
Начиная с 2021 года |
Ассоциация "Узтекстильпром", Министерство инвестиций и внешней торговли, инициаторы - хлопково-текстильные кластеры |
12. |
Организация работ по экспорту и реализации на внешних рынках продукции, сертифицированной в соответствии с требованиями Глобального стандарта органического текстиля (GOTS). |
Начиная с 2023 года |
Совет Министров Республики Каракалпакстан и хокимияты областей, Ассоциация "Узтекстильпром", Министерство инвестиций и внешней торговли, Министерство сельского хозяйства, инициаторы - хлопково-текстильные кластеры |
к Указу Президента РУз
от 18.05.2020 г. N УП-5995
ПЛАН МЕР
по созданию органических рынков
и ресторанов для дальнейшего повышения
привлекательности агроэкотуризма
в регионах республики
N
|
Мероприятия
|
Сроки исполнения
|
Ответственные исполнители
|
1. |
Внесение в торговую площадку "E-IJRO AUKSION" земельных площадей, оптимальных для создания органических рынков и ресторанов с проведением электронных онлайн-аукционов между предпринимателями и инвесторами. |
III квартал 2020 года |
Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, Государственный комитет по развитию туризма |
2. |
Проведение работ по строительству органических рынков и ресторанов на земельных участках, отобранных по результатам конкурсов, обладающих своеобразной привлекательностью и воплощающих наши национальные традиции в гармонии с современностью. |
2020-2021 годы |
Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, Государственный комитет по развитию туризма, Министерство сельского хозяйства |
3. |
Создание благоприятных условий для реализации фермерскими хозяйствами, имеющими органические сертификаты, собственной продукции на органических рынках. |
Начиная с 2021 года |
Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, Государственный комитет по развитию туризма, Министерство сельского хозяйства |
4. |
Обеспечение установления сотрудничества между фермерскими хозяйствами, выращивающими органическую сельскохозяйственную продукцию, и известными гостиницами и ресторанами городов Ташкент, Коканд, Маргилан, Шахрисабз, Самарканд, Бухара и Хива. |
Начиная с 2021 года |
Государственный комитет по развитию туризма, хокимияты Ферганской, Кашкадарьинской, Самаркандской, Бухарской, Хорезмской областей и города Ташкента |
5. |
Организация пропаганды и рекламы созданных органических рынков и ресторанов в городах Ташкенте, Коканде, Маргилане, Шахрисабзе, Самарканде, Бухаре и Хиве на государственном и иностранном языках. |
Постоянно |
Государственный комитет по развитию туризма, хокимияты Ферганской, Кашкадарьинской, Самаркандской, Бухарской, Хорезмской областей и города Ташкента |
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 19 мая 2020 г.
"Народное слово", 19 мая 2020 г.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
25 мая 2020 г., N 19-20, ст. 201