язык интерфейса

Нормативно-правовые акты

Нормативно-правовые акты/ Таможенное законодательство/ Общие положения/ Указ Президента Республики Узбекистан от 05.06.2020 г. N УП-6005 "О реформировании таможенного администрирования и совершенствовании деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан"

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

УКАЗ

П Р Е З И Д Е Н Т А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

05.06.2020 г.

N УП-6005



О РЕФОРМИРОВАНИИ

ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

И СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАМОЖЕННОЙ

СЛУЖБЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


В стране проводятся последовательные реформы, направленные на повышение эффективности деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан (далее - таможенные органы) с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

Проводимые работы по имплементации в национальное законодательство стандартов и рекомендаций Всемирной торговой организации, Всемирной таможенной организации, а также других международных организаций требуют совершенствования таможенного администрирования и упрощения таможенных процедур.

Вместе с тем не на должном уровне развивается "безбумажная и электронная таможня", а методы борьбы с контрабандой и перемещением контрафактной продукции, коррупцией, незаконными валютными операциями и уклонением от уплаты таможенных платежей требуют применения современных и апробированных методов таможенного администрирования.

В целях реформирования таможенного администрирования, дальнейшего совершенствования и повышения эффективности деятельности таможенных органов, формирования "цифровой таможни", являющейся логическим продолжением и развитием "безбумажной и электронной таможни", а также ускорения имплементации в национальное законодательство общепринятых международных норм и стандартов в сфере таможенного дела:


1. Утвердить:

а) Концепцию по реформированию таможенного администрирования и повышению эффективности деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан в 2020-2023 годах (далее - Концепция) согласно приложению N 1, включающую следующие направления развития и совершенствования деятельности таможенных органов:

дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы в таможенной сфере;

развитие институциональных основ деятельности и объектов инфраструктуры таможенных органов с оптимальным использованием имеющихся сил и средств;

обеспечение прозрачности и эффективности деятельности таможенных органов посредством внедрения современных и передовых информационно-коммуникационных технологий в таможенную сферу в рамках цифровой экономики;

совершенствование реализации фискальной функции таможенных органов, упрощение тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД);

борьба с контрабандой и нарушениями таможенного законодательства;

подготовка, переподготовка и дальнейшее повышение квалификации и навыков сотрудников таможенных органов, усиление их социальной защиты;

дальнейшее развитие взаимовыгодного сотрудничества с международными организациями и таможенными службами зарубежных стран;

б) "Дорожную карту" по реализации Концепции по реформированию таможенного администрирования и повышению эффективности деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан в 2020-2023 годах (далее - "Дорожная карта") согласно приложению N 2.


2. Определить источниками финансирования мероприятий, предусмотренных "Дорожной картой":

средства Специального фонда материальной помощи, социальной защиты, развития таможенных органов и непредвиденных расходов Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан;

кредиты (займы) международных финансовых организаций, зарубежных государств и других доноров, гранты и средства технического содействия;

иные источники, не запрещенные законодательством.


3. Установить, что:

а) с 1 августа 2020 года организации железнодорожного транспорта в режиме реального времени на безвозмездной основе предоставляют в таможенные органы информацию о перемещении внутри страны вагонов и контейнеров, находящихся под таможенным контролем, путем интеграции своих информационных систем с информационными системами таможенных органов;

б) с 1 сентября 2020 года таможенная информационная система "Единое окно" внедряется на приграничных таможенных постах;

в) с 1 ноября 2020 года:

внедряется порядок, в соответствии с которым время оформления грузовой таможенной декларации сокращается с трех суток до одного дня в зависимости от уровня риска;

сокращаются случаи таможенного сопровождения товаров, кроме случаев, установленных законодательством, с расширением использования альтернативных видов таможенного контроля;

система управления рисками Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан внедряется на автодорожных приграничных таможенных постах;

при временном ввозе транспортных средств перевозчику предоставляется возможность в режиме реального времени в электронной форме заблаговременно до истечения срока обратного вывоза осуществлять продление срока временного ввоза и оплату причитающегося сбора;

в таможенном режиме "переработка на таможенной территории" методика идентификации и оценки нормы выхода продуктов переработки разрабатывается самим субъектом предпринимательства.


4. Возложить на Государственный таможенный комитет Республики Узбекистан следующие дополнительные задачи:

осуществление таможенного аудита после выпуска товаров в качестве формы таможенного контроля, предусматривающего оценку деятельности участников ВЭД, а также проверку их учета после выпуска товаров и транспортных средств;

координацию деятельности органов санитарно-карантинного, фитосанитарного контроля и ветеринарного надзора (далее - контролирующие органы) в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Узбекистан за применением ими мер нетарифного регулирования ВЭД;

проведение глубокого факторного анализа структуры и динамики импорта и экспорта товаров, а также анализа причин увеличения объемов импорта, как физических, так и стоимостных показателей;

установление сотрудничества с заинтересованными ведомствами по вопросам углубления локализации производства и расширения промышленной кооперации.


5. Предоставить таможенным органам право:

осуществлять таможенный аудит товаров и транспортных средств с выездом на места их хранения и реализации;

проводить проверки ведения учета ввозимых и (или) вывозимых товаров и транспортных средств, в том числе документов бухгалтерского учета и отчетности, а также первичных документов.


6. В структуре Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан в пределах общей штатной численности:

а) создать Управление таможенного аудита с возложением на него следующих задач:

проверка факта помещения товаров под таможенные режимы;

сопоставление и проверка сведений, указанных в грузовой таможенной декларации и таможенном приходном ордере, со сведениями, указанными в подтверждающих документах;

проверка и изучение документов, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью, в целях определения правильности применения преференций в отношении товаров, полного взимания таможенных платежей, а также выявления фактов нарушения требований таможенного законодательства и валютного регулирования;

проверка правильности применения льгот по уплате таможенных платежей и определения таможенной стоимости товаров;

проверка соблюдения ограничений по распоряжению условно выпущенными товарами;

анализ и проверка документов, представленных при таможенном оформлении товаров;

проверка правильности классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой ВЭД и осуществления таможенного оформления;

проверка выполнения лицами, осуществляющими деятельность в таможенной сфере, обязательств, предусмотренных таможенным законодательством;

выявление незаконных ("серых") схем при осуществлении таможенных операций и проведение профилактических работ по предотвращению и пресечению таких случаев;


б) на Главное управление по организации таможенного контроля и оформления возложить следующие дополнительные задачи:

координация деятельности контролирующих органов в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Узбекистан;

координация применения контролирующими органами мер нетарифного регулирования в отношении товаров, для которых при осуществлении ВЭД требуется получение документов разрешительного и иного характера, а также товаров, подлежащих лицензированию и квотированию;

координация деятельности контролирующих органов за применением ими запретов и ограничений при ввозе и (или) вывозе товаров;

разработка методологии применения и совершенствования таможенной информационной системы "Единое окно";

введение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности;

разработка и внедрение методологии контроля над таможенным оформлением объектов экспортного контроля.


7. Национальному информационному агентству и Национальной телерадиокомпании Узбекистана организовать в средствах массовой информации публикации и тематические телепередачи по освещению сути настоящего Указа, а также хода реализации "Дорожной карты".


8. Государственному таможенному комитету Республики Узбекистан:

а) в месячный срок:

совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа;

совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами привести принятые ими нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Указом;

б) в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект Положения о порядке проведения таможенного аудита, предусмотрев в нем принципы и методы таможенного аудита, методы и механизм отбора объектов аудита, а также этапы проведения таможенного аудита.


9. Внести изменения и дополнения в постановление Президента Республики Узбекистан от 12 апреля 2018 года N ПП-3665 "Об организации деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан" согласно приложению N 3.


10. Признать утратившими силу некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению N 4.


11. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова.



Президент

Республики Узбекистан                                                       Ш. Мирзиёев






ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Указу Президента РУз

от 05.06.2020 г. N УП-6005



"ДОРОЖНАЯ КАРТА"

по реализации Концепции по реформированию

таможенного администрирования и повышению

эффективности деятельности органов государственной

таможенной службы Республики Узбекистан

в 2020-2023 годах


  

П/н

  

Наименование мероприятий

  

Форма реализации

Срок реализации

Ответственные исполнители

  

I. ДАЛЬНЕЙШЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО-

ПРАВОВОЙ БАЗЫ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ

  

1.

Внедрение порядка, в соответствии с которым время оформления грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) сокращается с 3 суток до 1 дня в зависимости от уровня риска.

  

Проект Закона Республики Узбекистан

1 ноября

2020 года

ГТК (М. Азимов), Минюст (Р. Давлетов), министерства и ведомства

2.

Сокращение случаев таможенного сопровождения товаров, кроме случаев, установленных законодательством, с расширением использования альтернативных видов таможенного контроля (гарантия, залог и другие).

  

Проект постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан

1 ноября

2020 года

ГТК (М. Азимов),  министерства и ведомства

3.

Пересмотр требований таможенного режима "переработка на таможенной территории" на предмет:

а) расширения перечня операций по переработке;

б) внедрения практики, в соответствии с которой методика идентификации и оценки нормы выхода продуктов переработки разрабатывается самим субъектом предпринимательства;

в) выдачи разрешения на осуществление операций по переработке при отсутствии иностранного заказчика;

г) внедрения практики обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении ввозимых иностранных товаров в целях переработки.

  

Проект Закона Республики Узбекистан

1 ноября

2020 года

ГТК (М. Азимов), министерства и ведомства

4.

Внедрение системы управления рисками Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан (далее - ГТК) на автодорожных приграничных таможенных постах.

  

Организационные мероприятия

1 ноября

2020 года

ГТК (М. Азимов)

Дальнейшее внедрение системы управления рисками на железнодорожных и авиационных приграничных таможенных постах.

  

Организационные мероприятия

II-квартал

2021 года

ГТК (М. Азимов)

5.

Пересмотр порядка декларирования товаров путем детализации наименования и описания товаров в ГТД.

  

Проект ведомственного нормативно-правового акта

1 декабря

2020 года

ГТК (М. Азимов), Минюст

(Р. Давлетов)

6.

Пересмотр порядка защиты прав интеллектуальной собственности в соответствии с требованиями Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) (Марракеш, 15 апреля 1994 года).

  

Аналитическая справка

1 января

2021 года

ГТК (М. Азимов), Минюст (Р. Давлетов), Мининвествнешторг (Л. Кудратов), министерства и ведомства

7.

Признание наряду со средствами идентификации таможенных органов зарубежных стран, транспортных и экспедиторских организаций, наложенными на товары и транспортные средства, также средств идентификации производителей и отправителей данных товаров.

  

Проект ведомственного нормативно-правового акта

1 февраля

2021 года

ГТК (М. Азимов), Минюст (Р. Давлетов), министерства и ведомства

8.

Проработка вопроса по наделению таможенных органов правом:

1) на основании запросов таможенных органов о предоставлении информации в отношении участника внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД), являющегося клиентом банка, получать от банка:

справки о наличии счетов и вкладов (депозитов) участника ВЭД в банке;

справки об остатках денежных средств на счетах и вкладах (депозитах) участника ВЭД;

выписки по операциям на счетах и по вкладам (депозитам) участника ВЭД;

другую информацию, связанную с исполнением обязательств по уплате таможенных платежей участником ВЭД;

2) предоставлять физическим и юридическим лицам на договорной основе, с соблюдением условий конфиденциальности данных, статистическую информацию в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Узбекистан, а также услуг по проведению таможенной экспертизы и определению кодов товаров по Товарной номенклатуре ВЭД.

  

Проект Закона Республики Узбекистан

1 февраля

2021 года

ГТК (М. Азимов), Центральный банк (М. Нурмуратов), Минфин (Т. Ишметов), министерства и ведомства

9.

Установление прав, обязанностей и ответственности владельцев таможенных складов при осуществлении грузовых операций в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем.

  

Проект постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан

1 марта

2021 года

ГТК (М. Азимов), Минюст (Р. Давлетов), министерства и ведомства

10.

Совершенствование порядка предварительного декларирования товаров и транспортных средств.

  

Проект ведомственного нормативно-правового акта

1 апреля

2021 года

ГТК (М. Азимов), Минюст (Р. Давлетов)

11.

Внедрение порядка досудебного урегулирования в таможенных органах споров в области таможенного дела, позволяющего минимизировать конфликтные ситуации между таможенными органами и участниками ВЭД.

  

Проект Закона Республики Узбекистан

1 июня

2021 года

ГТК (М. Азимов), Минюст (Р. Давлетов), министерства и ведомства

12.

Дальнейшее совершенствование критериев отбора и специальных упрощений, предоставляемых уполномоченным экономическим операторам.

  

Проект постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан

1 августа

2021 года

ГТК (М. Азимов), Минюст (Р. Давлетов), министерства и ведомства

13.

Внедрение практики по замене книжки контроля доставки грузов (ККДГ) транзитной ГТД.

  

Проект Закона Республики Узбекистан

1 ноября

2021 года

ГТК (М. Азимов)

Разработка и внедрение автоматизированной информационной системы "Е-TRANZIT".

  

Организационные мероприятия

1 ноября

2021 года

ГТК (М. Азимов)

14.

Присоединение Республики Узбекистан к пересмотренной Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (3 февраля 2006 года).

  

Проект Закона Республики Узбекистан

1 декабря

2021 года

ГТК (М. Азимов), МИД (А. Камилов), Мининвествнешторг (Л. Кудратов), министерства и ведомства

  

II. РАЗВИТИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ОСНОВ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЪЕКТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ

ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С ОПТИМАЛЬНЫМ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИМЕЮЩИХСЯ

СИЛ И СРЕДСТВ

  

15.

Разработка Концепции развития и совершенствования деятельности Национального кинологического центра ГТК в 2020-2023 годах.

  

Проект постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан

   

1 декабря

2020 года

ГТК (М. Азимов), министерства и ведомства

16.

Пересмотр организационной структуры таможенных органов на предмет:

перераспределения штатов на основании анализа объема работы;

объединения структурных подразделений, выполняющих дублирующие функции и регулирующие идентичные направления деятельности;

распределения между структурными подразделениями задач, возложенных на таможенные органы, с отражением данных задач в их положениях;

создания Центральной таможенной лаборатории.

  

Проект решения Президента Республики Узбекистан

1 января

2021 года

ГТК (М. Азимов), Минфин (Т. Ишметов), министерства и ведомства

17.

Внедрение практики организации в Таможенном институте ГТК платных учебных курсов по таможенному делу для участников ВЭД.

  

Организационные мероприятия

1 января

2021 года

ГТК (М. Азимов)

18.

Создание Медицинского центра ГТК, предназначенного для оказания диагностической, амбулаторной и стационарной медицинской помощи сотрудникам и пенсионерам таможенных органов, их семьям, курсантам Таможенного института ГТК, а также качественных платных медицинских услуг населению.

  

Проект постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан

1 января

2021 года

ГТК (М. Азимов), Минфин (Т. Ишметов), Минздрав (А. Шадманов)

19.

Внедрение практики, в соответствии с которой оформление международных курьерских отправлений осуществляется исключительно на авиационных таможенных постах ВЭД, расположенных непосредственно в международных аэропортах.

  

Организационные мероприятия

1 февраля

2021 года

ГТК (М. Азимов)

20.

Приобретение инспекционно-досмотровых комплексов для досмотра грузовых автотранспортных средств и железнодорожных составов, рентген-сканирующего оборудования, оборудования радиационного контроля, серверного и телекоммуникационного оборудования, программного обеспечения, комплектующих и иных средств для организации эффективной работы таможенных органов.

  

Организационные мероприятия

В течение

2020-2021

годов

ГТК (М. Азимов), Минфин (Т. Ишметов)

21.

Разработка и подписание меморандумов с министерствами и ведомствами о сотрудничестве в сфере кинологии и ветеринарии.

   

Проекты меморандумов

В течение

2020-2021

годов

  

ГТК (М. Азимов), Госкомветеринарии (Б. Норкобилов)

22.

Проработка вопроса оказания со стороны Национального кинологического центра ГТК платных услуг населению в сфере ветеринарии.

  

Проект постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан

В течение

2020-2022

годов

ГТК (М. Азимов), Госкомветеринарии и развития животноводства (Б. Норкобилов)

23.

Осуществление:

реконструкции административного здания, а также строительства дополнительного здания и сооружений Управления ГТК по Республике Каракалпакстан;

капитального ремонта административного здания и сооружений Управления ГТК по Бухарской области;

строительства зданий и сооружений таможенного поста ВЭД "Самарканд" и таможенного склада Управления ГТК по Самаркандской области;

строительства нового административного здания Управления ГТК по Ташкентской области (г. Нурафшон, Ташкентская область);

строительства административного здания, дополнительных зданий и сооружений Управления ГТК по Андижанской области;

реконструкции и модернизации с учетом расширения приграничных таможенных постов "С. Нажимов" и "Навои" Управления ГТК по Ташкентской области;

строительства современного таможенного поста ВЭД в Кашкадарьинской области за счет оптимизации имеющихся таможенных постов ВЭД;

реконструкции приграничного таможенного поста "Сырдарья" Управления ГТК по Сырдарьинской области.

  

Организационные мероприятия

В течение

2020-2023 годов

ГТК (М. Азимов), Минстрой (Б. Закиров), Минтранс (Э. Ганиев), министерства и ведомства

  

III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЗРАЧНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПОСРЕДСТВОМ

ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ И ПЕРЕДОВЫХ ИНФОРМАЦИОННО-

КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТАМОЖЕННУЮ

СФЕРУ В РАМКАХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

  

24.

Предоставление со стороны организаций железнодорожного транспорта в таможенные органы в режиме реального времени на безвозмездной основе информации о перемещении внутри страны вагонов и контейнеров, находящихся под таможенным контролем, путем интеграции информационных систем организаций железнодорожного транспорта с информационными системами таможенных органов.

  

Организационные мероприятия

1 августа

2020 года

Минтранс (Э. Ганиев), ГТК (М. Азимов)

25.

Внедрение таможенной информационной системы "Единое окно" на приграничных таможенных постах.

Организационные мероприятия

1 сентября

2020 года

ГТК (М. Азимов),  Госкомветеринарии (Б. Норкобилов), Узгоскарантин (И. Эргашев), Агентство санитарно-эпидемиологического благополучия (Б. Юсупалиев)

  

26.

Внедрение в тестовом режиме системы слежения за товарами и транспортными средствами посредством электронных пломб, позволяющей своевременно принять меры по пресечению незаконного проникновения товаров на таможенную территорию Республики Узбекистан и обеспечить качественный таможенный контроль перемещаемых товаров и транспортных средств.

  

Аналитическая записка

1 сентября

2020 года

ГТК (М. Азимов)

27.

Разработка и внедрение информационной платформы "TIF QATNASHCHISINING SHAXSIY KABINETI", позволяющей осуществлять обмен электронными документами и (или) сведениями в электронной форме между таможенными органами и участниками ВЭД (информацией о статусе задекларированных товаров, движении уплаченных таможенных платежей, задолженности по таможенным платежам, об остатках авансовых платежей и другом).

  

Организационные мероприятия

1 октября

2020 года

ГТК (М. Азимов)

28.

Внедрение порядка, в соответствии с которым перевозчик при временном ввозе транспортных средств имеет возможность в режиме реального времени в электронной форме заблаговременно до истечения срока обратного вывоза осуществлять продление срока временного ввоза и оплату соответствующих платежей.

  

Организационные мероприятия

1 ноября

2020 года

ГТК (М. Азимов), министерства и ведомства

29.

Создание на официальном веб-сайте ГТК интерактивной услуги, позволяющей получить информацию о таможенной статистике основных импортируемых и экспортируемых товаров.

  

Организационные мероприятия

1 декабря

2020 года

ГТК (М. Азимов)

30.

Разработка и внедрение автоматизированной информационной системы "AVTOMATLASHTIRILGAN TARZDA CHIQARIB YUBORISH", предусматривающей поэтапное введение в практику системы автоматического таможенного оформления ГТД с низким уровнем риска (зеленый коридор):

а) в отношении таможенного режима "экспорт":




до 1 января 2021 года - не менее 5% от общего количества оформленных ГТД;

Организационные мероприятия

1 января

2021 года

ГТК (М. Азимов)

до 1 января 2022 года - 20% от общего количества оформленных ГТД;

Организационные мероприятия

1 января

2022 года

ГТК (М. Азимов)

б) в отношении таможенных режимов "временное хранение" и "таможенный склад" - до 1 января 2022 года не менее 20% от общего количества оформленных ГТД.

  

Организационные мероприятия

1 января

2022 года

ГТК (М. Азимов)

31.

Разработка и внедрение автоматизированной информационной системы "Е-TRENAJYOR", предусматривающей освоение курсантами Таможенного института ГТК и сотрудниками таможенных органов в ходе учебного процесса функционалом имеющихся автоматизированных информационных систем ГТК, а также навыками таможенного оформления товаров и транспортных средств.

  

Организационные

...