Нормативно-правовые акты
Нормативно-правовые акты/ Таможенное законодательство/ Общие положения/ Указ Президента Республики Узбекистан от 05.06.2020 г. N УП-6005 "О реформировании таможенного администрирования и совершенствовании деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан"Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
УКАЗ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
05.06.2020 г.
N УП-6005
О РЕФОРМИРОВАНИИ
ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
И СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАМОЖЕННОЙ
СЛУЖБЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
В стране проводятся последовательные реформы, направленные на повышение эффективности деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан (далее - таможенные органы) с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
Проводимые работы по имплементации в национальное законодательство стандартов и рекомендаций Всемирной торговой организации, Всемирной таможенной организации, а также других международных организаций требуют совершенствования таможенного администрирования и упрощения таможенных процедур.
Вместе с тем не на должном уровне развивается "безбумажная и электронная таможня", а методы борьбы с контрабандой и перемещением контрафактной продукции, коррупцией, незаконными валютными операциями и уклонением от уплаты таможенных платежей требуют применения современных и апробированных методов таможенного администрирования.
В целях реформирования таможенного администрирования, дальнейшего совершенствования и повышения эффективности деятельности таможенных органов, формирования "цифровой таможни", являющейся логическим продолжением и развитием "безбумажной и электронной таможни", а также ускорения имплементации в национальное законодательство общепринятых международных норм и стандартов в сфере таможенного дела:
1. Утвердить:
а) Концепцию по реформированию таможенного администрирования и повышению эффективности деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан в 2020-2023 годах (далее - Концепция) согласно приложению N 1, включающую следующие направления развития и совершенствования деятельности таможенных органов:
дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы в таможенной сфере;
развитие институциональных основ деятельности и объектов инфраструктуры таможенных органов с оптимальным использованием имеющихся сил и средств;
обеспечение прозрачности и эффективности деятельности таможенных органов посредством внедрения современных и передовых информационно-коммуникационных технологий в таможенную сферу в рамках цифровой экономики;
совершенствование реализации фискальной функции таможенных органов, упрощение тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД);
борьба с контрабандой и нарушениями таможенного законодательства;
подготовка, переподготовка и дальнейшее повышение квалификации и навыков сотрудников таможенных органов, усиление их социальной защиты;
дальнейшее развитие взаимовыгодного сотрудничества с международными организациями и таможенными службами зарубежных стран;
б) "Дорожную карту" по реализации Концепции по реформированию таможенного администрирования и повышению эффективности деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан в 2020-2023 годах (далее - "Дорожная карта") согласно приложению N 2.
2. Определить источниками финансирования мероприятий, предусмотренных "Дорожной картой":
средства Специального фонда материальной помощи, социальной защиты, развития таможенных органов и непредвиденных расходов Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан;
кредиты (займы) международных финансовых организаций, зарубежных государств и других доноров, гранты и средства технического содействия;
иные источники, не запрещенные законодательством.
3. Установить, что:
а) с 1 августа 2020 года организации железнодорожного транспорта в режиме реального времени на безвозмездной основе предоставляют в таможенные органы информацию о перемещении внутри страны вагонов и контейнеров, находящихся под таможенным контролем, путем интеграции своих информационных систем с информационными системами таможенных органов;
б) с 1 сентября 2020 года таможенная информационная система "Единое окно" внедряется на приграничных таможенных постах;
внедряется порядок, в соответствии с которым время оформления грузовой таможенной декларации сокращается с трех суток до одного дня в зависимости от уровня риска;
сокращаются случаи таможенного сопровождения товаров, кроме случаев, установленных законодательством, с расширением использования альтернативных видов таможенного контроля;
система управления рисками Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан внедряется на автодорожных приграничных таможенных постах;
при временном ввозе транспортных средств перевозчику предоставляется возможность в режиме реального времени в электронной форме заблаговременно до истечения срока обратного вывоза осуществлять продление срока временного ввоза и оплату причитающегося сбора;
в таможенном режиме "переработка на таможенной территории" методика идентификации и оценки нормы выхода продуктов переработки разрабатывается самим субъектом предпринимательства.
4. Возложить на Государственный таможенный комитет Республики Узбекистан следующие дополнительные задачи:
осуществление таможенного аудита после выпуска товаров в качестве формы таможенного контроля, предусматривающего оценку деятельности участников ВЭД, а также проверку их учета после выпуска товаров и транспортных средств;
координацию деятельности органов санитарно-карантинного, фитосанитарного контроля и ветеринарного надзора (далее - контролирующие органы) в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Узбекистан за применением ими мер нетарифного регулирования ВЭД;
проведение глубокого факторного анализа структуры и динамики импорта и экспорта товаров, а также анализа причин увеличения объемов импорта, как физических, так и стоимостных показателей;
установление сотрудничества с заинтересованными ведомствами по вопросам углубления локализации производства и расширения промышленной кооперации.
5. Предоставить таможенным органам право:
осуществлять таможенный аудит товаров и транспортных средств с выездом на места их хранения и реализации;
проводить проверки ведения учета ввозимых и (или) вывозимых товаров и транспортных средств, в том числе документов бухгалтерского учета и отчетности, а также первичных документов.
6. В структуре Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан в пределах общей штатной численности:
а) создать Управление таможенного аудита с возложением на него следующих задач:
проверка факта помещения товаров под таможенные режимы;
сопоставление и проверка сведений, указанных в грузовой таможенной декларации и таможенном приходном ордере, со сведениями, указанными в подтверждающих документах;
проверка и изучение документов, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью, в целях определения правильности применения преференций в отношении товаров, полного взимания таможенных платежей, а также выявления фактов нарушения требований таможенного законодательства и валютного регулирования;
проверка правильности применения льгот по уплате таможенных платежей и определения таможенной стоимости товаров;
проверка соблюдения ограничений по распоряжению условно выпущенными товарами;
анализ и проверка документов, представленных при таможенном оформлении товаров;
проверка правильности классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой ВЭД и осуществления таможенного оформления;
проверка выполнения лицами, осуществляющими деятельность в таможенной сфере, обязательств, предусмотренных таможенным законодательством;
выявление незаконных ("серых") схем при осуществлении таможенных операций и проведение профилактических работ по предотвращению и пресечению таких случаев;
б) на Главное управление по организации таможенного контроля и оформления возложить следующие дополнительные задачи:
координация деятельности контролирующих органов в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Узбекистан;
координация применения контролирующими органами мер нетарифного регулирования в отношении товаров, для которых при осуществлении ВЭД требуется получение документов разрешительного и иного характера, а также товаров, подлежащих лицензированию и квотированию;
координация деятельности контролирующих органов за применением ими запретов и ограничений при ввозе и (или) вывозе товаров;
разработка методологии применения и совершенствования таможенной информационной системы "Единое окно";
введение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности;
разработка и внедрение методологии контроля над таможенным оформлением объектов экспортного контроля.
7. Национальному информационному агентству и Национальной телерадиокомпании Узбекистана организовать в средствах массовой информации публикации и тематические телепередачи по освещению сути настоящего Указа, а также хода реализации "Дорожной карты".
8. Государственному таможенному комитету Республики Узбекистан:
а) в месячный срок:
совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа;
совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами привести принятые ими нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Указом;
б) в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект Положения о порядке проведения таможенного аудита, предусмотрев в нем принципы и методы таможенного аудита, методы и механизм отбора объектов аудита, а также этапы проведения таможенного аудита.
9. Внести изменения и дополнения в постановление Президента Республики Узбекистан от 12 апреля 2018 года N ПП-3665 "Об организации деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан" согласно приложению N 3.
10. Признать утратившими силу некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению N 4.
11. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Указу Президента РУз
от 05.06.2020 г. N УП-6005
"ДОРОЖНАЯ КАРТА"
по реализации Концепции по реформированию
таможенного администрирования и повышению
эффективности деятельности органов государственной
таможенной службы Республики Узбекистан
в 2020-2023 годах
П/н |
Наименование мероприятий
|
Форма реализации |
Срок реализации |
Ответственные исполнители |
I. ДАЛЬНЕЙШЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО- ПРАВОВОЙ БАЗЫ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ
|
||||
1. |
Внедрение порядка, в соответствии с которым время оформления грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) сокращается с 3 суток до 1 дня в зависимости от уровня риска.
|
Проект Закона Республики Узбекистан |
1 ноября 2020 года |
ГТК (М. Азимов), Минюст (Р. Давлетов), министерства и ведомства |
2. |
Сокращение случаев таможенного сопровождения товаров, кроме случаев, установленных законодательством, с расширением использования альтернативных видов таможенного контроля (гарантия, залог и другие).
|
Проект постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан |
1 ноября 2020 года |
ГТК (М. Азимов), министерства и ведомства |
3. |
Пересмотр требований таможенного режима "переработка на таможенной территории" на предмет: а) расширения перечня операций по переработке; б) внедрения практики, в соответствии с которой методика идентификации и оценки нормы выхода продуктов переработки разрабатывается самим субъектом предпринимательства; в) выдачи разрешения на осуществление операций по переработке при отсутствии иностранного заказчика; г) внедрения практики обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении ввозимых иностранных товаров в целях переработки.
|
Проект Закона Республики Узбекистан |
1 ноября 2020 года |
ГТК (М. Азимов), министерства и ведомства |
4. |
Внедрение системы управления рисками Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан (далее - ГТК) на автодорожных приграничных таможенных постах.
|
Организационные мероприятия |
1 ноября 2020 года |
ГТК (М. Азимов) |
Дальнейшее внедрение системы управления рисками на железнодорожных и авиационных приграничных таможенных постах.
|
Организационные мероприятия |
II-квартал 2021 года |
ГТК (М. Азимов) |
|
5. |
Пересмотр порядка декларирования товаров путем детализации наименования и описания товаров в ГТД.
|
Проект ведомственного нормативно-правового акта |
1 декабря 2020 года |
ГТК (М. Азимов), Минюст (Р. Давлетов) |
6. |
Пересмотр порядка защиты прав интеллектуальной собственности в соответствии с требованиями Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) (Марракеш, 15 апреля 1994 года).
|
Аналитическая справка |
1 января 2021 года |
ГТК (М. Азимов), Минюст (Р. Давлетов), Мининвествнешторг (Л. Кудратов), министерства и ведомства |
7. |
Признание наряду со средствами идентификации таможенных органов зарубежных стран, транспортных и экспедиторских организаций, наложенными на товары и транспортные средства, также средств идентификации производителей и отправителей данных товаров.
|
Проект ведомственного нормативно-правового акта |
1 февраля 2021 года |
ГТК (М. Азимов), Минюст (Р. Давлетов), министерства и ведомства |
8. |
Проработка вопроса по наделению таможенных органов правом: 1) на основании запросов таможенных органов о предоставлении информации в отношении участника внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД), являющегося клиентом банка, получать от банка: справки о наличии счетов и вкладов (депозитов) участника ВЭД в банке; справки об остатках денежных средств на счетах и вкладах (депозитах) участника ВЭД; выписки по операциям на счетах и по вкладам (депозитам) участника ВЭД; другую информацию, связанную с исполнением обязательств по уплате таможенных платежей участником ВЭД; 2) предоставлять физическим и юридическим лицам на договорной основе, с соблюдением условий конфиденциальности данных, статистическую информацию в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Узбекистан, а также услуг по проведению таможенной экспертизы и определению кодов товаров по Товарной номенклатуре ВЭД.
|
Проект Закона Республики Узбекистан |
1 февраля 2021 года |
ГТК (М. Азимов), Центральный банк (М. Нурмуратов), Минфин (Т. Ишметов), министерства и ведомства |
9. |
Установление прав, обязанностей и ответственности владельцев таможенных складов при осуществлении грузовых операций в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем.
|
Проект постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан |
1 марта 2021 года |
ГТК (М. Азимов), Минюст (Р. Давлетов), министерства и ведомства |
10. |
Совершенствование порядка предварительного декларирования товаров и транспортных средств.
|
Проект ведомственного нормативно-правового акта |
1 апреля 2021 года |
ГТК (М. Азимов), Минюст (Р. Давлетов) |
11. |
Внедрение порядка досудебного урегулирования в таможенных органах споров в области таможенного дела, позволяющего минимизировать конфликтные ситуации между таможенными органами и участниками ВЭД.
|
Проект Закона Республики Узбекистан |
1 июня 2021 года |
ГТК (М. Азимов), Минюст (Р. Давлетов), министерства и ведомства |
12. |
Дальнейшее совершенствование критериев отбора и специальных упрощений, предоставляемых уполномоченным экономическим операторам.
|
Проект постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан |
1 августа 2021 года |
ГТК (М. Азимов), Минюст (Р. Давлетов), министерства и ведомства |
13. |
Внедрение практики по замене книжки контроля доставки грузов (ККДГ) транзитной ГТД.
|
Проект Закона Республики Узбекистан |
1 ноября 2021 года |
ГТК (М. Азимов) |
Разработка и внедрение автоматизированной информационной системы "Е-TRANZIT".
|
Организационные мероприятия |
1 ноября 2021 года |
ГТК (М. Азимов) |
|
14. |
Присоединение Республики Узбекистан к пересмотренной Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (3 февраля 2006 года).
|
Проект Закона Республики Узбекистан |
1 декабря 2021 года |
ГТК (М. Азимов), МИД (А. Камилов), Мининвествнешторг (Л. Кудратов), министерства и ведомства |
II. РАЗВИТИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ОСНОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЪЕКТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С ОПТИМАЛЬНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИМЕЮЩИХСЯ СИЛ И СРЕДСТВ
|
||||
15. |
Разработка Концепции развития и совершенствования деятельности Национального кинологического центра ГТК в 2020-2023 годах.
|
Проект постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан
|
1 декабря 2020 года |
ГТК (М. Азимов), министерства и ведомства |
16. |
Пересмотр организационной структуры таможенных органов на предмет: перераспределения штатов на основании анализа объема работы; объединения структурных подразделений, выполняющих дублирующие функции и регулирующие идентичные направления деятельности; распределения между структурными подразделениями задач, возложенных на таможенные органы, с отражением данных задач в их положениях; создания Центральной таможенной лаборатории.
|
Проект решения Президента Республики Узбекистан |
1 января 2021 года |
ГТК (М. Азимов), Минфин (Т. Ишметов), министерства и ведомства |
17. |
Внедрение практики организации в Таможенном институте ГТК платных учебных курсов по таможенному делу для участников ВЭД.
|
Организационные мероприятия |
1 января 2021 года |
ГТК (М. Азимов) |
18. |
Создание Медицинского центра ГТК, предназначенного для оказания диагностической, амбулаторной и стационарной медицинской помощи сотрудникам и пенсионерам таможенных органов, их семьям, курсантам Таможенного института ГТК, а также качественных платных медицинских услуг населению.
|
Проект постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан |
1 января 2021 года |
ГТК (М. Азимов), Минфин (Т. Ишметов), Минздрав (А. Шадманов) |
19. |
Внедрение практики, в соответствии с которой оформление международных курьерских отправлений осуществляется исключительно на авиационных таможенных постах ВЭД, расположенных непосредственно в международных аэропортах.
|
Организационные мероприятия |
1 февраля 2021 года |
ГТК (М. Азимов) |
20. |
Приобретение инспекционно-досмотровых комплексов для досмотра грузовых автотранспортных средств и железнодорожных составов, рентген-сканирующего оборудования, оборудования радиационного контроля, серверного и телекоммуникационного оборудования, программного обеспечения, комплектующих и иных средств для организации эффективной работы таможенных органов.
|
Организационные мероприятия |
В течение 2020-2021 годов |
ГТК (М. Азимов), Минфин (Т. Ишметов) |
21. |
Разработка и подписание меморандумов с министерствами и ведомствами о сотрудничестве в сфере кинологии и ветеринарии.
|
Проекты меморандумов |
В течение 2020-2021 годов
|
ГТК (М. Азимов), Госкомветеринарии (Б. Норкобилов) |
Проработка вопроса оказания со стороны Национального кинологического центра ГТК платных услуг населению в сфере ветеринарии.
|
Проект постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан |
В течение 2020-2022 годов |
ГТК (М. Азимов), Госкомветеринарии и развития животноводства (Б. Норкобилов)
|
|
23. |
Осуществление: реконструкции административного здания, а также строительства дополнительного здания и сооружений Управления ГТК по Республике Каракалпакстан; капитального ремонта административного здания и сооружений Управления ГТК по Бухарской области; строительства зданий и сооружений таможенного поста ВЭД "Самарканд" и таможенного склада Управления ГТК по Самаркандской области; строительства нового административного здания Управления ГТК по Ташкентской области (г. Нурафшон, Ташкентская область); строительства административного здания, дополнительных зданий и сооружений Управления ГТК по Андижанской области; реконструкции и модернизации с учетом расширения приграничных таможенных постов "С. Нажимов" и "Навои" Управления ГТК по Ташкентской области; строительства современного таможенного поста ВЭД в Кашкадарьинской области за счет оптимизации имеющихся таможенных постов ВЭД; реконструкции приграничного таможенного поста "Сырдарья" Управления ГТК по Сырдарьинской области.
|
Организационные мероприятия |
В течение 2020-2023 годов |
ГТК (М. Азимов), Минстрой (Б. Закиров), Минтранс (Э. Ганиев), министерства и ведомства |
III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЗРАЧНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ И ПЕРЕДОВЫХ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТАМОЖЕННУЮ СФЕРУ В РАМКАХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
|
||||
24. |
Предоставление со стороны организаций железнодорожного транспорта в таможенные органы в режиме реального времени на безвозмездной основе информации о перемещении внутри страны вагонов и контейнеров, находящихся под таможенным контролем, путем интеграции информационных систем организаций железнодорожного транспорта с информационными системами таможенных органов.
|
Организационные мероприятия |
1 августа 2020 года |
Минтранс (Э. Ганиев), ГТК (М. Азимов) |
25. |
Внедрение таможенной информационной системы "Единое окно" на приграничных таможенных постах. |
Организационные мероприятия |
1 сентября 2020 года |
ГТК (М. Азимов), Госкомветеринарии (Б. Норкобилов), Узгоскарантин (И. Эргашев), Агентство санитарно-эпидемиологического благополучия (Б. Юсупалиев)
|
Внедрение в тестовом режиме системы слежения за товарами и транспортными средствами посредством электронных пломб, позволяющей своевременно принять меры по пресечению незаконного проникновения товаров на таможенную территорию Республики Узбекистан и обеспечить качественный таможенный контроль перемещаемых товаров и транспортных средств.
|
Аналитическая записка |
1 сентября 2020 года |
ГТК (М. Азимов) |
|
27. |
Разработка и внедрение информационной платформы "TIF QATNASHCHISINING SHAXSIY KABINETI", позволяющей осуществлять обмен электронными документами и (или) сведениями в электронной форме между таможенными органами и участниками ВЭД (информацией о статусе задекларированных товаров, движении уплаченных таможенных платежей, задолженности по таможенным платежам, об остатках авансовых платежей и другом).
|
Организационные мероприятия |
1 октября 2020 года |
ГТК (М. Азимов) |
28. |
Внедрение порядка, в соответствии с которым перевозчик при временном ввозе транспортных средств имеет возможность в режиме реального времени в электронной форме заблаговременно до истечения срока обратного вывоза осуществлять продление срока временного ввоза и оплату соответствующих платежей.
|
Организационные мероприятия |
1 ноября 2020 года |
ГТК (М. Азимов), министерства и ведомства |
29. |
Создание на официальном веб-сайте ГТК интерактивной услуги, позволяющей получить информацию о таможенной статистике основных импортируемых и экспортируемых товаров.
|
Организационные мероприятия |
1 декабря 2020 года |
ГТК (М. Азимов) |
30. |
Разработка и внедрение автоматизированной информационной системы "AVTOMATLASHTIRILGAN TARZDA CHIQARIB YUBORISH", предусматривающей поэтапное введение в практику системы автоматического таможенного оформления ГТД с низким уровнем риска (зеленый коридор): а) в отношении таможенного режима "экспорт": |
|||
до 1 января 2021 года - не менее 5% от общего количества оформленных ГТД; |
Организационные мероприятия |
1 января 2021 года |
ГТК (М. Азимов) |
|
до 1 января 2022 года - 20% от общего количества оформленных ГТД; |
Организационные мероприятия |
1 января 2022 года |
ГТК (М. Азимов) |
|
б) в отношении таможенных режимов "временное хранение" и "таможенный склад" - до 1 января 2022 года не менее 20% от общего количества оформленных ГТД.
|
Организационные мероприятия |
1 января 2022 года |
ГТК (М. Азимов) |
|
31. |
Разработка и внедрение автоматизированной информационной системы "Е-TRENAJYOR", предусматривающей освоение курсантами Таможенного института ГТК и сотрудниками таможенных органов в ходе учебного процесса функционалом имеющихся автоматизированных информационных систем ГТК, а также навыками таможенного оформления товаров и транспортных средств.
|
Организационные |