ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Таможенное законодательство / Регулирование деятельности таможенных органов /Концепция по реформированию таможенного администрирования и повышению эффективности деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан в 2020-2023 годах (Приложение N 1 к Указу Президента РУз от 05.06.2020 г. N УП-6005)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Указу Президента РУз
от 05.06.2020 г. N УП-6005
КОНЦЕПЦИЯ
по реформированию таможенного администрирования
и повышению эффективности деятельности органов
государственной таможенной службы Республики
Узбекистан в 2020-2023 годах
1. Концепция по реформированию таможенного администрирования и повышению эффективности деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан в 2020-2023 годах (далее - Концепция) разработана во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан от 24 ноября 2018 года N УП-5582 "О дополнительных мерах по совершенствованию таможенного администрирования и повышению эффективности деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан".
2. Концепция включает в себя рекомендации Всемирной таможенной организации (далее - ВТамО) и подходы, основанные на опыте передовых стран по вопросам реформирования таможенного администрирования.
3. Концепция определяет цели, приоритеты и основные направления развития деятельности таможенных органов и является основой разработки программ и комплексных мероприятий, направленных на их развитие.
И ИМЕЮЩИЕСЯ НЕДОСТАТКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
4. За последние годы была проведена масштабная работа по реформированию таможенных органов, повышению их эффективности и внедрению в их деятельность передовых, современных информационно-коммуникационных технологий. В частности:
отменен порядок "тотального" проведения таможенного контроля товаров и транспортных средств и внедрена система управления рисками, предусматривающая проведение их выборочного таможенного контроля;
введен институт уполномоченных экономических операторов;
сокращено время таможенного оформления и выпуска товаров в несколько раз;
осуществлено оснащение приграничных таможенных постов передовыми инспекционно-досмотровыми комплексами ведущих мировых производителей.
Несмотря на это, все еще сохраняется ряд системных проблем и недостатков, сдерживающих успешное проведение таможенной политики, в числе которых:
неэффективные и излишние контрольные функции таможенных органов;
устаревшие процедуры и их несоответствие требованиям международных норм и стандартов;
сохранение в деятельности таможенных органов бюрократических барьеров;
отсутствие эффективного межведомственного взаимодействия;
длительное время совершения таможенных операций;
наличие институциональных проблем в деятельности таможенных органов, связанных с чрезмерной концентрацией сил и средств на взыскание таможенных платежей;
низкий уровень пропускной способности пунктов пропуска и их недостаточная материально-техническая оснащенность;
отсутствие механизмов стимулирования участников внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) за соблюдение законодательства.
РАЗДЕЛ III. ЦЕЛИ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
5. Целью настоящей Концепции является создание максимально благоприятных условий для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Узбекистан, сокращение времени совершения таможенных операций, внедрение передовых технологий и автоматизация совершаемых операций, а также новых методов работы, соответствующих международным нормам и стандартам, лучшим практикам зарубежных стран.
6. Основными направлениями развития и совершенствования деятельности таможенных органов на 2020-2023 годы являются:
дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы в таможенной сфере;
развитие институциональных основ деятельности и объектов инфраструктуры таможенных органов с оптимальным использованием имеющихся сил и средств;
обеспечение прозрачности и эффективности деятельности таможенных органов посредством внедрения современных и передовых информационно-коммуникационных технологий в таможенную сферу в рамках цифровой экономики;
совершенствование реализации фискальной функции таможенных органов, упрощение тарифного и нетарифного регулирования ВЭД;
борьба с контрабандой и нарушениями таможенного законодательства;
подготовка, переподготовка и дальнейшее повышение квалификации и навыков сотрудников таможенных органов, усиление их социальной защиты;
дальнейшее развитие взаимовыгодного сотрудничества с международными организациями и таможенными службами зарубежных стран.
§ 1. Дальнейшее совершенствование нормативно-
правовой базы в таможенной сфере
7. Государственная политика в таможенной сфере находит свое отражение в разрабатываемой нормативно-правовой базе.
Несмотря на то, что деятельность таможенных органов регулируется большим количеством актов законодательства, правовая основа оказания услуг в таможенной сфере требует дальнейшего совершенствования.
В связи с этим в рамках реализации Концепции будут осуществлены следующие мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы:
а) пересмотр нормативно-правовых актов с учетом рекомендаций и стандартов ВТамО, Всемирной торговой организации (далее - ВТО) и Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), а также основываясь на лучших практиках зарубежных стран на предмет:
отмены чрезмерных административных барьеров в таможенной сфере и упрощения таможенных процедур;
внедрения передовых методов таможенного администрирования (совершенствование требований таможенных режимов, введение института таможенного аудита и другие);
сокращения затрат участников ВЭД;
совершенствования порядка предварительного декларирования товаров и транспортных средств;
внедрения порядка досудебного урегулирования в таможенных органах споров в области таможенного дела, позволяющего минимизировать конфликтные ситуации между таможенными органами и участниками ВЭД;
принятия комплекса мер для перехода процедур определения и контроля таможенной стоимости в соответствии с нормами и требованиями ГАТТ/ВТО;
обеспечения единообразного применения норм таможенного законодательства всеми участниками таможенных правоотношений;
пересмотра порядка защиты прав интеллектуальной собственности в соответствии с требованиями Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) (Марракеш, 15 апреля 1994 года);
внедрения на поэтапной основе системы управления рисками на автодорожных, железнодорожных и авиационных приграничных таможенных постах;
сокращения случаев таможенного сопровождения товаров, кроме случаев, установленных законодательством, с расширением использования альтернативных видов таможенного контроля;
разработки и внедрения автоматизированной информационной системы "Е-TRANZIT";
пересмотра требований таможенных режимов, в том числе таможенного режима "переработка на таможенной территории";
б) имплементация международных норм и стандартов, направленных на:
создание благоприятных условий для упрощения процедур торговли, развития предпринимательства и улучшения деловой среды;
улучшение позиций Республики Узбекистан в ежегодном отчете Всемирного банка и Международной финансовой корпорации "Ведение бизнеса" по индикатору "Международная торговля";
присоединение Республики Узбекистан к пересмотренной Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (3 февраля 2006 года).
§ 2. Развитие институциональных основ деятельности
и объектов инфраструктуры таможенных органов
с оптимальным использованием имеющихся
сил и средств
8. За прошедший период проведен ряд работ по совершенствованию инфраструктуры таможенных органов для выполнения ими возложенных задач и функций.
Наращивание взаимовыгодных и дружеских отношений с зарубежными странами, создание благоприятных правовых, социальных и экономических условий для осуществления предпринимательской, инвестиционной, туристической и других видов деятельности на территории Узбекистана послужило причиной роста торгового оборота, увеличения транспортного потока и пассажироперевозок.
В связи с этим имеющаяся инфраструктура на таможенных постах не соответствует нынешним требованиям, оснащение таможенных постов современным и передовым оборудованием не является достаточным.
Вместе с тем распределение грузопотока осуществляется нерационально. Так, например, в 2019 году в республику осуществлен въезд 34,3 % из 1 887 938 штук автотранспортных средств через приграничные таможенные посты Управления Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан (далее - ГТК) по Ташкентской области, 24,4 % - Управления ГТК по Ферганской области, 9,5 % - Управления ГТК по Сурхандарьинской области, 7,4 % - Управления ГТК по Республике Каракалпакстан, 7,1 % - Управления ГТК по Сырдарьинской области, 6,1 % - Управления ГТК по Андижанской области, 5,5 % - Управления ГТК по Бухарской области, 2,4 % - Управления ГТК по Самаркандской области и другие.
В связи с этим в целях совершенствования институциональных основ деятельности и объектов инфраструктуры таможенных органов с оптимальным использованием имеющихся сил и средств будут проведены следующие мероприятия:
реконструкция и модернизация зданий, сооружений и таможенных постов управлений ГТК по Республике Каракалпакстан, Бухарской, Самаркандской, Андижанской, Ташкентской, Кашкадарьинской и Сырдарьинской областям;
эффективное использование системы управления рисками и методик минимизации рисков для предотвращения нарушений таможенного законодательства;
проведение мероприятий по оптимизации структуры и функций таможенных органов;
создание Медицинского центра и Центральной таможенной лаборатории ГТК;
дальнейшее развитие и совершенствование деятельности Национального кинологического центра ГТК;
приобретение инспекционно-досмотровых комплексов для досмотра грузовых автотранспортных средств и железнодорожных составов, рентген-сканирующего оборудования, оборудования радиационного контроля, серверного и телекоммуникационного оборудования, программного обеспечения, комплектующих и иных средств для организации эффективной работы таможенных органов.
§ 3. Обеспечение прозрачности и эффективности
деятельности таможенных органов посредством внедрения
современных и передовых информационно-коммуникационных
технологий в таможенную сферу в рамках цифровой экономики
9. Открытость и прозрачность деятельности таможенных органов являются важнейшими показателями эффективности их функционирования при реализации возложенных задач, а также необходимым элементом осуществления постоянной и качественной связи между государством и частным сектором.
Открытости и прозрачности деятельности таможенных органов, повышения ее эффективности можно достичь только путем широкого внедрения современных и передовых информационно-коммуникационных технологий, которые позволят исключить человеческий фактор.
За последнее время таможенными органами реализованы комплексные меры по внедрению новых автоматизированных информационных систем, в частности "Система управления рисками", "Система автоматической регистрации и распределения грузовых таможенных деклараций", "Система контроля таможенной стоимости" и другие. Кроме того, продолжается работа по оснащению приграничных таможенных постов современным крупногабаритным сканирующим оборудованием.
Так, в настоящее время в таможенных органах функционируют 54 автоматизированные информационные системы.
Вместе с тем нынешнее состояние имеющихся в таможенных органах информационно-коммуникационных технологий и систем требует их дальнейшего развития в рамках цифровой экономики.
В связи с этим предусматривается выполнение следующих мер:
дальнейшее совершенствование процедур по осуществлению контроля за товарами и транспортными средствами на таможенных постах посредством таможенной информационной системы "Единое окно", в том числе ее внедрение на приграничных таможенных постах;
интеграция информационных систем таможенных органов с информационными системами других контролирующих органов;
создание возможности ведения мониторинга за товарами с момента их въезда на таможенную территорию и выпуска в свободное обращение в режиме реального времени;
внедрение системы оформления акта таможенного досмотра через мобильные приложения;
предоставление со стороны организаций железнодорожного транспорта в таможенные органы в режиме реального времени на безвозмездной основе информации о перемещении внутри страны вагонов и контейнеров, находящихся под таможенным контролем, путем интеграции информационных систем организаций железнодорожного транспорта с информационными системами таможенных органов.
совершенствование информационных систем и внедрение автоматического оформления грузовой таможенной декларации без участия сотрудников таможенных органов;
принятие необходимых мер по обеспечению кибербезопасности и информационной безопасности при электронном обмене данными, повышение уровня защиты информационных и коммуникационных ресурсов таможенных органов;
расширение информационного взаимодействия с таможенными и иными службами зарубежных стран;
поэтапное обеспечение таможенных органов современными видами технического оборудования, позволяющими эффективно предотвратить незаконное перемещение предметов контрабанды через таможенную границу Республики Узбекистан;
совершенствование телекоммуникационной инфраструктуры таможенных органов в части повышения качества и скорости приема, обработки и передачи информации.
§ 4. Совершенствование реализации фискальной
функции таможенных органов, упрощение тарифного
и нетарифного регулирования ВЭД
10. Фискальная функция таможенных органов основывается на правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных платежей, применении новых методов работы в данном направлении и использовании для этих целей современных информационно-коммуникационных технологий, осуществлении контроля за соблюдением участниками ВЭД таможенного законодательства.
Таможенные органы являются важным звеном в доходной части Государственного бюджета Республики Узбекистан. В 2019 году сумма взысканных таможенных платежей составила 17,1 триллион сумов (16,7 % доходной части Государственного бюджета Республики Узбекистан).
Плановый показатель сбора таможенных платежей превращается в так называемую "гонку" региональных подразделений ГТК по выполнению данного плана, что становится причиной для необоснованного завышения таможенной стоимости товаров со стороны таможенных органов.
Вместе с тем оценка деятельности таможенных органов стала зависеть от объема поступивших таможенных платежей, что означает превалирование фискальной функции над остальными функциями.
В связи с этим в целях совершенствования реализации фискальной функции таможенных органов, упрощения тарифного и нетарифного регулирования ВЭД предусматривается выполнение следующих мероприятий:
принятие мер, направленных на минимизацию фактов возникновения задолженности по уплате таможенных платежей;
разработка и внедрение автоматизированной информационной системы "BOJXONA AUDITI";
внедрение интерактивной услуги по начислению (в том числе уплате) таможенных платежей на основе предварительной информации физических лиц о товарах, превышающих нормы ввоза;
совершенствование механизмов уплаты таможенных платежей, в том числе развитие современных электронных технологий уплаты денежных средств;
разработка механизма контроля товара по количественным ограничениям (квоте) при применении льгот по таможенным платежам в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов;
совершенствование автоматизированной информационной системы "База анализа кодов ТН ВЭД" с внедрением возможности осуществлять проверку правильности классификации товаров и выявления нарушений, связанных с заявлением недостоверных сведений о классификационном коде товаров, на основе исторических статистических данных и принятых ранее экспертных заключений;
установление возможности выпуска товаров под обеспечение уплаты таможенных платежей, развитие института финансовых гарантий;
активное участие в тарифном и нетарифном управлении ВЭД в соответствии с международными требованиями.
§ 5. Борьба с контрабандой и нарушениями
таможенного законодательства
11. В результате осуществляемых реформ и реализации инвестиционных проектов внешнеторговый оборот страны с каждым годом увеличивается.
Вместе с тем растет и число правонарушений с использованием различных криминальных методов в ВЭД и в пограничных таможенных зонах.
В целях защиты внутреннего рынка, поощрения отечественных производителей, усиления контроля в приграничных районах, совершенствования борьбы с контрабандой и нарушениями таможенного законодательства, а также правоохранительной деятельности необходимо осуществить следующие мероприятия:
принятие мер по интеграции автоматизированных информационных систем ГТК в систему правоохранительных органов с целью обеспечения эффективной регистрации информации об административных правонарушениях в сфере таможенного дела в единой централизованной информационной системе правоохранительных и других органов Республики Узбекистан;
создание короткого номера телефона экстренной связи для оперативной передачи сообщений о возможных преступлениях и иных правонарушениях таможенного законодательства, совершенных либо совершаемых в реальном времени и коррупционных правонарушениях;
разработку механизма поощрения лиц, оказывающих содействие в предотвращении и выявлении правонарушений и преступлений, а также раскрытии фактов, связанных с нарушением таможенного законодательства и проявлениями коррупции;
разработку и внедрение на базе автоматизированной информационной системы "Bojxona qoidalarining buzilishi" модуля, позволяющего фиксировать административные правонарушения в сфере таможенного законодательства и осуществлять производство по данным правонарушениям в электронной форме;
установление порядка, предусматривающего предоставление декларанту права на добровольное исправление нарушений при заполнении грузовой таможенной декларации, не влияющих на начисление таможенных платежей;
развитие межведомственного и международного сотрудничества в сфере обеспечения безопасности и неприкосновенности границ Республики Узбекистан, охраны окружающей среды и здоровья граждан, включая создание и эффективное использование электронного обмена данными.
§ 6. Подготовка, переподготовка и дальнейшее
повышение квалификации и навыков сотрудников
таможенных органов, усиление их социальной защиты
12. Реализация проводимых реформ в таможенных органах, повышение их международного авторитета зависят прежде всего от квалифицированных и опытных кадров.
В связи с этим для подготовки, переподготовки, повышения квалификации, отбора и дальнейшего наращивания кадрового потенциала требуется принятие следующих мер:
повышение специальных знаний сотрудников таможенных органов по предотвращению незаконного перемещения через таможенную границу валютных и культурных ценностей, объектов интеллектуальной собственности;
разработка механизма поощрения инициативы изучения иностранных языков с целью качественного выполнения сотрудниками таможенных органов своих обязанностей;
проведение аккредитации направления образования бакалавриата "Таможенное дело" Таможенного института ГТК в соответствии с профессиональными стандартами PICARD (Партнерство в области таможенных академических исследований и развития) ВТамО;
внедрение механизма поощрения и назначения на высокие должности сотрудников таможенных органов с учетом их опыта, знаний, профессиональной преданности, следования служебной и исполнительной дисциплине;
создание системы послевузовского образования, включающей в себя базовую докторантуру и независимый исследовательский институт, и направленной на дальнейшее укрепление взаимодействия практики таможенного дела с системой непрерывного образования в Таможенном институте ГТК;
внедрение результатов научных разработок в учебный процесс и в деятельность таможенных органов, привлечение иностранных специалистов в учебный процесс в Таможенном институте ГТК;
совершенствование механизмов материального стимулирования и социальной защиты сотрудников таможенных органов, в том числе строительство жилых домов;
предоставление детям сотрудников таможенных органов права на получение государственного гранта для высших и высших военных учебных заведений республики на основе дополнительных квот.
§ 7. Дальнейшее развитие взаимовыгодного сотрудничества
с международными организациями и таможенными
службами зарубежных стран
13. Основой конструктивного взаимодействия с международными организациями и таможенными службами зарубежных стран являются заключенные международные договора и достигнутые договоренности, направленные на развитие взаимовыгодного сотрудничества.
Международное сотрудничество таможенных органов осуществляется в целях продвижения и защиты экономических интересов Республики Узбекистан, закрепления за нашей республикой устойчивых позиций на международной арене в сфере деятельности таможенных органов, повышения внешнеторгового оборота и создания благоприятных условий для ведения бизнеса.
В связи с этим в целях дальнейшего развития взаимовыгодного сотрудничества с международными организациями и таможенными службами зарубежных стран, будут осуществлены следующие мероприятия:
принятие мер по внедрению в Республике Узбекистан проекта "E-TIR", предусматривающего электронное оформление перевозок на основе книжек ТИР-карнет;
открытие представительств ГТК в странах, являющихся основными торговыми партнерами Республики Узбекистан;
обеспечение обмена с соседними странами электронной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через пункты пропуска;
продолжение использования международных транзитных документов в соответствии с Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (1975 год) и Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (1951 год);
дальнейшая активизация участия таможенных органов в деятельности многосторонних региональных и международных организаций (Содружество Независимых Государств, Шанхайская организация сотрудничества, ВТамО, ВТО, Азиатский банк развития и другие);
организация стажировок для сотрудников таможенных органов в Секретариате ВТамО с целью профессионального развития и изучения передового международного опыта;
принятие мер по привлечению эффективных зарубежных грантов для повышения потенциала кадров таможенных органов республики с использованием передового международного опыта, а также укрепления таможенной инфраструктуры и обеспечения современными техническими средствами;
выявление новых возможностей таможенных органов для развития международного сотрудничества с применением новейших информационных технологий.
РАЗДЕЛ IV. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОТ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
14. Предусматривается достижение следующих показателей путем реализации задач, установленных настоящей Концепцией:
увеличение поступлений по таможенным платежам в Государственный бюджет на 25 % ежегодно за счет дальнейшего совершенствования функций логического контроля существующих информационных систем в таможенных органах;
увеличение пропускной способности приграничных таможенных постов в 3 раза за счет расширения и модернизации основных пограничных пунктов пропуска, прилегающих к их территориям;
сокращение времени таможенного оформления в 5 раз для экспорта и в 2 раза для импорта в результате совершенствования таможенной информационной системы "Единое окно";
внесение достойного вклада в повышение позиций Республики Узбекистан в международных рейтингах за счет сокращения затрат участников ВЭД в результате использования современных методов таможенного администрирования;
упрощение процессов таможенного оформления и контроля, обеспечение беспрепятственного доступа к информации без участия человеческого фактора в соответствии с международными нормами и стандартами на основе широкого внедрения цифровых технологий и информационных систем в деятельность таможенных органов;
уменьшение количества правонарушений, совершаемых сотрудниками таможенных органов;
повышение инвестиционной и туристической привлекательности страны;
увеличение экспортного потенциала и оптимизация импорта;
развитие инфраструктуры таможенных органов и усиление социальной защиты сотрудников.
РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
15. Системный мониторинг за ходом реализации Концепции, общая координация, оперативное рассмотрение и решение проблемных вопросов, препятствующих дальнейшему совершенствованию таможенного администрирования и повышению эффективности деятельности таможенных органов, будет осуществляться Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 6 июня 2020 г.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
8 июня 2020 г., N 22, ст. 235