язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Судебная власть. Правосудие/ Отправление правосудия. Процессуальное законодательство/ Общие положения/ Положение об Апелляционном совете по досудебному урегулированию споров между физическими и юридическими лицами и государственными органами (Приложение к Постановлению Президента РУз от 17.06.2020 г. N ПП-4754)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Постановлению Президента РУз

от 17.06.2020 г. N ПП-4754



ПОЛОЖЕНИЕ

об Апелляционном совете по досудебному

урегулированию споров между

физическими и юридическими лицами

и государственными органами


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящее Положение определяет статус, основные задачи, права и обязанности, а также порядок организации деятельности Апелляционного совета по досудебному урегулированию споров между физическими и юридическими лицами и государственными органами (далее - Апелляционный совет).


2. Апелляционный совет является коллегиально-консультативным органом при соответствующем государственном органе, создаваемым в целях досудебного урегулирования споров.

Члены Апелляционного совета ведут свою деятельность на общественных началах.


3. Апелляционный совет осуществляет свою деятельность в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан, Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров, а также настоящим Положением и иными актами законодательства.


4. Апелляционный совет рассматривает обращения физических и юридических лиц и принимает по ним заключения независимо от государственных органов, других организаций, должностных лиц и граждан.



ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ АПЕЛЛЯЦИОННОГО СОВЕТА


5. Основными задачами Апелляционного совета являются:

принятие мер по разрешению споров, возникающих между физическими и юридическими лицами и государственными органами, путем досудебного рассмотрения и принятия заключений;

принятие мер по организации в установленном порядке официального толкования норм законодательства в случаях выявления разночтений или неправильной либо противоречивой практики их применения при рассмотрении обращений;

внесение предложений об устранении пробелов в законодательстве, выявленных при рассмотрении обращений.


6. При рассмотрении обращений Апелляционный совет основывается на принципах:

равноправия, беспристрастности, законности, коллегиальности и единообразия правоприменительной практики;

соблюдения прав и законных интересов заявителей;

истолкования всех противоречий и неточностей в актах законодательства об обращениях физических и юридических лиц, которые невозможно устранить, в пользу заявителей.



ГЛАВА 3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ АПЕЛЛЯЦИОННОГО СОВЕТА


7. При рассмотрении обращений Апелляционный совет имеет право:

запрашивать от заявителей, а также других заинтересованных лиц дополнительные материалы и сведения, необходимые для рассмотрения обращений;

запрашивать и получать на безвозмездной основе в установленном порядке справки и информационно-аналитические материалы от государственных органов, органов самоуправления граждан и негосударственных некоммерческих организаций по вопросам, относящимся к компетенции Апелляционного совета;

назначать дополнительную экспертизу, привлекать независимых экспертов и консультантов для ее проведения;

создавать из числа членов Апелляционного совета рабочие и экспертные группы для рассмотрения обращений, включающих в себя сложные вопросы;

при необходимости приглашать специалистов и экспертов государственных органов, научных и образовательных учреждений, негосударственных некоммерческих организаций для участия в рассмотрении обращений.

Апелляционный совет может иметь и другие права в соответствии с законодательством.


8. При рассмотрении обращений Апелляционный совет обязан:

строго соблюдать акты законодательства и требования настоящего Положения;

не допускать ущемления чести и достоинства граждан, вмешательства в их личную жизнь;

обеспечить достоверность и обоснованность заключений, принятых в результате рассмотрения обращений;

соблюдать ограничения, установленные в актах законодательства, связанные с деятельностью государственных органов;

не вмешиваться в деятельность государственных органов и должностных лиц, осуществляемую в рамках их полномочий;

не препятствовать осуществлению деятельности государственных органов и их должностных лиц;

соблюдать конфиденциальность информации, полученной при рассмотрении обращения, если распространение такой информации ограничено законом.

В процессе рассмотрения обращений на Апелляционный совет могут возлагаться и другие обязательства в соответствии с актами законодательства.



ГЛАВА 4. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АПЕЛЛЯЦИОННОГО СОВЕТА


9. Состав Апелляционного совета утверждается решением руководителя соответствующего государственного органа на два с половиной года.

Состав Апелляционного совета может состоять из 7-11 членов.

В состав Апелляционного совета входят его председатель, заместитель председателя, секретарь и другие члены.

В члены Апелляционного совета принимаются руководители и работники структурных подразделений центрального аппарата государственных органов, имеющие практический опыт и пользующиеся авторитетом, а также авторитетные граждане, имеющие большой практический опыт или научный потенциал в данной сфере.

При этом число членов Апелляционного совета, не являющихся руководителями или работниками структурных подразделений центрального аппарата государственного органа, не должно превышать одной пятой части общей численности членов Апелляционного совета.

Председатель Апелляционного совета и его заместитель избираются его членами путем тайного голосования из числа членов Апелляционного совета.


10. Председатель, заместитель председателя, секретарь и члены Апелляционного совета могут быть исключены из его состава в случаях:

подачи ими заявления о выходе из состава Апелляционного совета;

расторжения трудового договора, заключенного с организацией, в которой они работают;

регулярного не участия в заседаниях Апелляционного совета;

неисполнения обязательств, предусмотренных в пункте 8 настоящего Положения;

вступления в законную силу обвинительного приговора суда, вынесенного в отношении них;

признания их недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими на основании решения суда, вступившего в законную силу;

смерти.


11. Член Апелляционного совета не может принимать участие в заседании по вопросам, включенным в повестку дня Совета, и подлежит отводу, если он:

лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его объективности и беспристрастности;

является родственником стороны или других лиц, участвующих в деле.


12. Председатель Апелляционного совета:

осуществляет руководство деятельностью Апелляционного совета и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Совет;

созывает заседания Апелляционного совета и председательствует на них;

вносит на рассмотрение Апелляционного совета вопросы, отнесенные к его компетенции;

представляет Апелляционный совет в отношениях с государственными органами, негосударственными некоммерческими организациями и международными организациями;

распределяет обязанности между членами Апелляционного совета;

от имени Апелляционного совета подписывает заключения, протоколы заседаний и другие документы;

определяет повестку дня заседаний Апелляционного совета, созывает Апелляционный совет и стороны;

ведет мониторинг исполнения заключений, принятых Апелляционным советом;

координирует работу членов Апелляционного совета по выполнению возложенных задач;

вносит предложения по содержанию сведений о деятельности Апелляционного совета, размещаемых на официальном веб-сайте государственного органа и других ресурсах, и согласовывает их с руководителем государственного органа;

сотрудничает с руководителями соответствующих государственных органов по принятию во внимание заключений, принятых Апелляционным советом, при разрешении споров;

выполняет другие действия, направленные на повышение эффективности работы Апелляционного совета.


13. При отсутствии председателя Апелляционного совета его функции выполняет заместитель председателя.


14. Секретарь Апелляционного совета:

принимает и регистрирует обращения;

обеспечивает своевременную подготовку всех необходимых материалов к очередному заседанию Апелляционного совета, запрашивает у работников государственного органа необходимые документы и информацию;

организует проведение заседания Апелляционного совета в соответствии с повесткой дня;

согласовывает с председателем Апелляционного совета дату и место проведения заседания Апелляционного совета, а также список приглашаемых лиц;

извещает членов Апелляционного совета и приглашаемых лиц о дате, месте и времени проведения заседания Апелляционного совета;

раздает членам Апелляционного совета материалы, необходимые для рассмотрения вопросов повестки дня;

ведет мониторинг учета или отклонения заключений Апелляционного совета государственными органами и вносит предложения о рассмотрении его результатов на заседании Апелляционного совета;

оформляет заключение и протокол заседания Апелляционного совета, а также обеспечивает отправку заключения членам Апелляционного совета и другим заинтересованным лицам;

решает вопросы методического, организационно-правового и организационно-технического обеспечения деятельности Апелляционного совета;

осуществляет иные полномочия по обеспечению эффективной деятельности Апелляционного совета.


15. Обращения о нарушении прав и свобод, а также охраняемых законом интересов физических и юридических лиц в результате незаконных действий (решений) либо бездействия государственных органов или должностных лиц рассматриваются в Апелляционном совете в соответствии со схемой, приведенной в приложении к настоящему Положению.

Для рассмотрения спорного вопроса в Апелляционном совете физические и юридические лица обращаются в государственный орган, при котором создан Апелляционный совет в письменной (электронной) форме.

Руководитель государственного органа (или его заместители) в однодневный срок со дня поступления обращения направляет его в Апелляционный совет для рассмотрения с уведомлением автора обращения.

Если в повторных обращениях, поступивших в государственные органы, содержатся вопросы, входящие в компетенцию Апелляционного совета, руководители государственных органов вправе направить данные обращения на рассмотрение Апелляционного совета также по своей инициативе.

В случаях направления на рассмотрение в Апелляционный совет поступивших в государственные органы повторных обращений заявителю незамедлительно отправляется письменное или электронное уведомление об этом.


16. Обращения рассматриваются в течение пятнадцати дней со дня поступления в Апелляционный совет, при необходимости дополнительного изучения и (или) проверки истребования дополнительных документов - в срок до одного месяца.

В случае необходимости проведения проверки, истребования дополнительных материалов либо принятия иных мер для рассмотрения возникшей спорной ситуации сроки рассмотрения могут продлеваться председателем Апелляционного совета, в порядке исключения, до одного месяца, заявителю незамедлительно отправляется письменное или электронное уведомление об этом.


17. Члены Апелляционного совета не вправе передавать свои полномочия по обсуждению и решению вопросов, рассматриваемых на заседаниях Совета, другим лицам.

Члены Апелляционного совета:

для реализации возложенных на них задач принимают участие в заседаниях коллегии и других массовых мероприятиях, проводимых государственными органами;

подготавливают проекты планов работы Апелляционного совета, вносят их на рассмотрение Апелляционного совета и обеспечивают исполнение утвержденных планов работы;

принимают участие в разработке и реализации предложений и рекомендаций по повышению эффективности деятельности государственных органов;

подготавливают аналитические материалы по вопросам, включенным в повестку дня Апелляционного совета;

рассматривают обращения, связанные с вопросами, входящими в компетенцию Апелляционного совета, по результатам рассмотрения подготавливают соответствующие документы;

осуществляют и иные полномочия в соответствии с задачами, возложенными на Апелляционный совет.


18. Проект повестки дня заседания Апелляционного совета формируется секретарем на основе предложений членов Апелляционного совета и поручений председателя Апелляционного совета.


19. Заседание Апелляционного совета ведет его председатель.

В случаях невозможности участия председателя заседание ведет его заместитель.

В заседании Апелляционного совета могут участвовать руководитель государственного органа, его заместители и другие работники.

На заседания Апелляционного совета могут приглашаться представители других государственных органов, негосударственных некоммерческих организаций, институтов гражданского общества, а также заявитель или его представитель.


20. Заседание Апелляционного совета считается правомочным, если в нем принимает участие не менее двух третей (кворум) членов Апелляционного совета.

При отсутствии кворума для проведения заседания объявляется дата проведения нового заседания Апелляционного совета.


21. Заключение Апелляционного совета принимается простым большинством голосов членов Апелляционного совета, принимающих участие в заседании. В случае равенства голосов голос председателя Апелляционного совета является решающим.


22. Решение, принятое на заседании Апелляционного совета, оформляется в виде заключения. Заключение Апелляционного совета подписывается всеми членами, принявшими участие в заседании.

Член Апелляционного совета, не согласный с заключением, подписывает данное заключение, представляет свое особое мнение в письменной форме. Особое мнение приобщается к материалам дела.


23. Протокол заседания Апелляционного совета подписывается секретарем и утверждается председательствующим на заседании.


24. Заключение Апелляционного совета в трехдневный срок направляется руководителю государственного органа для рассмотрения, другим заинтересованным сторонам для сведения.

Заключение Апелляционного совета имеет рекомендательный характер, руководитель государственного органа или его заместитель, принявший заключение Апелляционного совета, может учесть либо отклонить его в письменной обоснованной форме. При этом руководитель государственного органа или его заместитель в трехдневный срок уведомляет Апелляционный совет и стороны о принятом решении в письменной или электронной форме.



ГЛАВА 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


25. Материально-техническое обеспечение деятельности Апелляционного совета осуществляется за счет собственных средств образовавшего его соответствующего государственного органа и других источников, не запрещенных актами законодательства.


26. Соответствие деятельности Апелляционного совета настоящему Положению и другим актам законодательства контролируется руководителем образовавшего его соответствующего государственного органа.






ПРИЛОЖЕНИЕ

к Положению



СХЕМА

рассмотрения обращений в Апелляционном

совете по досудебному урегулированию споров

между физическими и юридическими лицами

и государственными органами

  

  

Этапы

Ответственные

Мероприятия

  

Сроки

1-й этап

Физическое и юридическое лицо (заявитель)

  

Для рассмотрения спорного вопроса в Апелляционном совете в письменной (электронной) форме обращается в государственный орган, при котором образован данный Совет.

  

По своему усмотрению










2-й этап

Государственный орган, при котором образован Апелляционный совет

  

Руководитель государственного органа (или его заместители) направляет обращение в Апелляционный совет для рассмотрения с уведомлением автора обращения.

  

В течение 1 дня со дня поступления обращения










3-й этап

Апелляционный совет

  

1. Всесторонне и тщательно изучает поступившее обращение.


2. Обсуждает результаты изучения на своих заседаниях.


3. Заключение, составленное в результате изучения и обсуждений, принимается простым большинством голосов членов Апелляционного совета, принимающих участие в заседании.

  

В течение 15 дней со дня поступления обращения (при необходимости до одного месяца)










4-й этап

Апелляционный совет

  

Направляет свое заключение руководителю государственного органа для рассмотрения, другим заинтересованным сторонам для сведения.

  

В течение 3 дней со дня принятия заключения










5-й этап

Государственный орган

  

1. Рассматривает поступившие заключение Апелляционного совета и соответствующее обращение и принимает окончательное решение по данному обращению.


2. В письменной (электронной) форме информирует Апелляционный совет и стороны о принятом решении.

  

В течение 3 дней со дня поступления заключения




  


Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 18 июня 2020 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

22 июня 2020 г., N 24, ст. 262