Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Земля и иные природные ресурсы. Охрана окружающей среды/ Законодательство о животном мире/ Пользование животным миром. Охотничьи и рыболовные хозяйства/ Закон Республики Узбекистан от 08.07.2020 г. N ЗРУ-627 "Об охоте и охотничьем хозяйстве" (Принят Законодательной 19.05.2020 г., одобрен Сенатом 19.06.2020 г.)Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
08.07.2020 г.
N ЗРУ-627
ОБ ОХОТЕ
И ОХОТНИЧЬЕМ ХОЗЯЙСТВЕ
Принят Законодательной палатой 19 мая 2020 года
Одобрен Сенатом 19 июня 2020 года
Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области охоты и охотничьего хозяйства.
Статья 2. Законодательство об охоте
и охотничьем хозяйстве
Законодательство об охоте и охотничьем хозяйстве состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан об охоте и охотничьем хозяйстве, то применяются правила международного договора.
Охотой является поиск, выслеживание и преследование с целью добычи, попытка добычи или добыча (отстрел, отлов) диких животных (продуктов их жизнедеятельности), обитающих в состоянии естественной свободы. К охоте приравнивается:
нахождение на территории охотничьих угодий с охотничьим оружием в расчехленном состоянии (в собранном виде) и иными видами орудий охоты или продукцией охоты;
нахождение на дорогах общего пользования лиц с охотничьим оружием в расчехленном состоянии (в собранном виде), без документов, удостоверяющих законность добычи продукции охоты (охотничьего билета, разрешения на добывание диких животных, охотничьей путевки (карточки добычи диких животных).
Не является охотой нахождение на территории охотничьих хозяйств работников охраны охотничьих хозяйств со служебным оружием при выполнении ими должностных обязанностей.
Охотничье хозяйство создается на территории охотничьих угодий для осуществления деятельности, связанной с проведением биотехнических мероприятий по охране и рациональному использованию животного мира, ведением учета численности диких животных и учета добываемых диких животных, а также оказанием охотничьих услуг юридическим и физическим лицам.
Охотником является физическое лицо, имеющее действительный охотничий билет, в том числе иностранный гражданин, временно пребывающий в Республике Узбекистан и заключивший договор об оказании услуг в области охоты.
Не является охотником работник охраны охотничьего хозяйства при выполнении им должностных обязанностей.
Статья 6. Основные направления государственной
политики в области охоты и охотничьего хозяйства
Основными направлениями государственной политики в области охоты и охотничьего хозяйства являются:
обеспечение охраны, рационального использования, сохранения охотничьих ресурсов и охотничьих угодий;
разработка и реализация государственных программ;
государственное нормирование;
развитие охотничьего туризма;
создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в развитие охоты и охотничьих хозяйств;
развитие научно-исследовательской деятельности;
осуществление государственного контроля;
развитие международного сотрудничества.
Дикие животные, обитающие в состоянии естественной свободы, а также выпущенные в охотничьи угодья, в том числе за пределы охотничьего хозяйства, в котором они были выращены, являются государственной собственностью и составляют Государственный охотничий фонд.
Дикие животные, содержащиеся и (или) выращиваемые на фермах, в питомниках, инкубаторах, рыбопитомниках и прудовых хозяйствах, не входят в Государственный охотничий фонд и являются собственностью лиц, которым принадлежат фермы, питомники, инкубаторы, рыбопитомники и прудовые хозяйства.
Право пользования дикими животными отделено от права владения, пользования и распоряжения землями и водными объектами всех категорий.
К охотничьим ресурсам относятся дикие животные, которые используются или могут быть использованы в целях охоты, а также продукты жизнедеятельности диких животных.
Охотничьи угодья представляют собой земли, водные объекты и леса, являющиеся местом среды обитания, нахождения и размножения диких животных, путями их миграции, которые используются или могут быть использованы для охоты.
На территории охотничьих угодий запрещается:
проведение сельскохозяйственных, мелиоративных, лесохозяйственных и иных работ способами, приводящими к гибели диких животных;
самовольный сбор яиц, разорение гнезд диких птиц, разрушение хаток, нор и других жилищ диких животных, за исключением случаев, связанных с регулированием численности диких животных;
выжигание сухой растительности и ее остатков на корню на землях сельскохозяйственного назначения и землях других категорий;
уничтожение растительности, выжигание тростника, камыша и других зарослей дикорастущих растений в местах среды обитания, нахождения и размножения диких животных, а также являющихся путями их миграции.
К охотничьим угодьям не относятся:
земли населенных пунктов;
земли оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
охраняемые природные территории, если их режимом не предусмотрена охота;
зеленые зоны вокруг городов;
санитарно-защитные зоны предприятий;
защитные зоны водозаборных сооружений;
аэродромы;
защитные зоны железных дорог;
пограничная полоса;
земли сельскохозяйственного назначения до уборки урожая;
участки у плотин, шлюзов, мостов, от границ рыбопитомников, прудовых и других культурных рыбных хозяйств, если режимом охраны этих объектов предусмотрен запрет на охоту.
Статья 10. Государственный мониторинг
охотничьих ресурсов и среды их обитания
Государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания представляет собой систему регулярных наблюдений за численностью и популяцией охотничьих ресурсов, динамикой их изменения по видам диких животных и состоянием среды их обитания.
Государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания является частью Государственного мониторинга окружающей среды.
Данные Государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания применяются для обеспечения рационального использования, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания.
Статья 11. Охрана охотничьих ресурсов
и охотничьих угодий
Охрана охотничьих ресурсов и охотничьих угодий осуществляется путем:
сохранения биологического разнообразия и обеспечения устойчивого существования диких животных;
создания условий для рационального использования и воспроизводства диких животных;
борьбы с незаконной охотой (браконьерством);
охраны мест среды обитания, нахождения и размножения диких животных, путей их миграции;
контроля за соблюдением сроков охоты и количеством добываемых диких животных;
принятия противопожарных мер на территории охотничьих угодий;
пресечения распашки и раскорчевки растительности на территории охотничьих угодий;
охраны водных объектов от неблагоприятных явлений, которые могут повлечь нарушение гидрологического и гидрогеологического режима водоемов.
Статья 12. Учет численности диких животных
и учет добываемых диких животных
Учет численности диких животных осуществляется в целях выявления числа особей диких животных на единицу площади. Учет численности диких животных ведется по единым методикам и является основой для планирования охоты и ведения охотничьего хозяйства.
Учет численности диких животных на территории охотничьих хозяйств ведется охотничьими хозяйствами, а также предприятиями, учреждениями и организациями на закрепленных за ними территориях охотничьих угодий, естественных водоемах, рыбопитомниках и прудовых хозяйствах.
Учет добываемых диких животных ведется для выявления количества добытых диких животных по видам и является основой для определения продуктивности охотничьих угодий и запасов видов диких животных, планирования дальнейшего изъятия диких животных из среды их обитания.
Учет добываемых диких животных ведется охотничьими хозяйствами, а также предприятиями, учреждениями и организациями на закрепленных за ними территориях охотничьих угодий, естественных водоемах, рыбопитомниках и прудовых хозяйствах путем регистрации добытых диких животных в специальных журналах охотничьих хозяйств, а также по отметкам в охотничьих путевках (карточках добычи диких животных).
Воспроизводство диких животных осуществляется путем искусственного поддержания диких животных в более продуктивном состоянии, проведения мероприятий по охране мест среды обитания, нахождения и размножения диких животных, путей их миграции, а также устройства или восстановления ранее существовавших водопоев, посадки защитных и кормовых культур, подкормки диких животных.
Статья 14. Регулирование численности
диких животных
Регулирование численности диких животных осуществляется в целях поддержания уровня численности и структуры популяции диких животных в оптимальном состоянии.
Регулирование численности диких животных осуществляется путем добывания (отстрела, отлова) диких животных, а также проведения мероприятий, направленных на увеличение численности диких животных, противодействие распространению инфекционных заболеваний среди диких животных.
Регулирование численности диких животных должно осуществляться способами, исключающими причинение вреда другим видам диких животных, а также обеспечивающими охрану мест среды обитания, нахождения и размножения диких животных, путей их миграции.
Виды диких животных, численность которых подлежит регулированию, и способы проведения мероприятий по регулированию численности диких животных определяются Министерством экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан по согласованию с Академией наук Республики Узбекистан, а в случае выявления признаков инфекционных заболеваний среди диких животных - с Комитетом ветеринарии и развития животноводства при Министерстве сельского хозяйства Республики Узбекистан.
Ежегодная квота на добывание диких животных устанавливается в отношении видов диких животных, которые добываются в большом количестве, а также редких и малочисленных видов диких животных. Квота на добывание диких животных устанавливается на основании данных учета численности диких животных и учета добываемых диких животных. На массовые виды диких животных, добываемых в незначительном количестве, квоты не устанавливаются.
Заявки на добывание диких животных на следующий год подаются физическими и юридическими лицами с 1 ноября по 15 ноября текущего года (на дополнительную квоту с 1 апреля по 15 апреля) в Министерство экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан.
Министерство экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан на основе заявок подготавливает проект квоты на добывание диких животных и до 25 ноября (на дополнительную квоту до 25 апреля) направляет в Академию наук Республики Узбекистан.
Академия наук Республики Узбекистан до 5 декабря (на дополнительную квоту до 5 мая) представляет заключение по проекту квоты на добывание диких животных в Министерство экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан.
Министерство экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан в срок до 10 декабря (на дополнительную квоту до 10 мая) на основе заключения Академии наук Республики Узбекистан утверждает квоты на добывание диких животных, принимает решение о распределении квоты и направляет его в Министерство экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Каракалпакстан, управления областей и города Ташкента Министерства экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан (далее - территориальные органы экологии, охраны окружающей среды и изменения климата).
В соответствии с утвержденными квотами на добывание диких животных территориальные органы экологии, охраны окружающей среды и изменения климата до 20 декабря (на дополнительную квоту до 20 мая) распределяют квоты в соответствии с поданными заявками и выдают разрешения на пользование животным миром.
Ежегодная квота и дополнительная квота на добывание диких животных публикуется на официальном веб-сайте Министерства экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан.
Охота на диких животных на территории Республики Узбекистан осуществляется на платной основе.
Платежи вносятся за каждое дикое животное, указанное в разрешении на добывание диких животных. Платежи вносятся при выдаче указанных разрешений.
Виды диких животных, на которые не установлены нормы добычи, добываются в количестве, согласно оплате, независимо от количества дней пребывания на охоте.
Размеры платежей за добывание диких животных устанавливаются согласно приложению N 1 к настоящему Закону.
ГЛАВА 3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОХОТНИКА
И ОХОТНИЧЬИХ ХОЗЯЙСТВ
Охотник имеет право:
проводить охоту на разрешенные виды диких животных в установленных местах и в установленные сроки;
распоряжаться добытой продукцией охоты по своему усмотрению;
требовать от должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль за соблюдением правил охоты, охраны окружающей среды и природных ресурсов, предъявления документов, удостоверяющих их личность.
Охотник обязан:
при проведении охоты иметь документ, удостоверяющий личность, охотничий билет, разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия, разрешение на добывание диких животных, охотничью путевку (карточку добычи диких животных);
точно знать границы охотничьего хозяйства и территории, на которой разрешается охота;
не проводить охоту за пределами территории, на которой разрешается охота;
соблюдать нормы добычи диких животных и сроки охоты, проводить охоту в местах, указанных в разрешении на добывание диких животных;
перед началом охоты в охотничьей путевке (карточке добычи диких животных) заполнить графу о дате начала охоты;
по окончании охоты, до выезда из охотничьего хозяйства или охотничьих угодий, делать отметки о добытых диких животных в разрешении на добывание диких животных;
по окончании охоты, не позднее десяти дней вернуть охотничью путевку (карточку добычи диких животных) с отметкой о результатах охоты;
соблюдать требования пожарной безопасности;
убирать и вывозить бытовые отходы с места стоянки в места складирования бытового мусора;
по требованию должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль за соблюдением правил охоты, охраны окружающей среды и природных ресурсов, давать разъяснения, предоставлять для досмотра вещи, охотничье оружие и транспортные средства, добытую продукцию охоты, документы, удостоверяющие личность, охотничий билет, разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия, разрешение на добывание диких животных, охотничью путевку (карточку добычи диких животных);
при добыче диких животных, имеющих кольца, микрочипы, бирки, клейма, представлять информацию о них в охотничье хозяйство, на территории которого проводилась охота, или в территориальный орган экологии, охраны окружающей среды и изменения климата;
не повреждать вывески, аншлаги, кормушки, выложенную подкормку, искусственные гнезда и другие биотехнические сооружения, а также не совершать иные действия, предусмотренные частью второй статьи 9 настоящего Закона;
знать и соблюдать правила безопасности охоты.
Охотничьи хозяйства имеют право:
выдавать физическим лицам охотничьи путевки (карточки добычи диких животных) в пределах полученных квот на добывание диких животных;
заключать договоры с юридическими и физическими лицами на добычу диких животных в пределах полученных квот на добывание диких животных;
перерабатывать продукцию охоты, добытую при проведении охоты, в соответствии с разрешением на добывание диких животных;
реализовывать продукцию охоты в специально отведенных местах органами исполнительной власти на местах при наличии документов, подтверждающих законность ее добычи или приобретения, наличии сертификата качества на продукцию;
разводить диких животных для интродукции в окружающую среду или другого использования;
использовать диких животных, содержащихся и выращенных на фермах, в питомниках, инкубаторах, прудовых и других хозяйствах;
участвовать в мероприятиях по борьбе с незаконной охотой (браконьерством), в том числе совместно с органами, осуществляющими государственный контроль за соблюдением правил охоты, охраны окружающей среды и природных ресурсов;
составлять на нарушителей законодательства об охоте и охотничьем хозяйстве акты, передавать их в территориальные органы экологии, охраны окружающей среды и изменения климата;
представлять в территориальные органы экологии, охраны окружающей среды и изменения климата предложения по вопросам организации и проведения охоты, а также ведения охотничьих хозяйств.
соблюдать требования законодательства об охоте и охотничьем хозяйстве;
охранять диких животных и охотничьи угодья;
проводить биотехнические мероприятия по охране и рациональному использованию животного мира;
вести учет численности диких животных;
вести учет добываемых диких животных;
обеспечивать воспроизводство диких животных;
проводить мероприятия по регулированию численности диких животных, направленные на поддержание, увеличение или сокращение численности отдельных видов диких животных в пределах мест их обитания;
обеспечить установку на территории охотничьего хозяйства пограничных столбов, аншлагов и указателей, карты-схемы с полной информацией об охотничьем хозяйстве;
соблюдать требования пожарной безопасности;
организовывать захоронение бесхозяйных туш, их частей и внутренностей диких животных, информировать охотников об установленном порядке обращения с такими отходами;
осуществлять контроль за проведением охоты - проверять у охотников наличие необходимых документов и соблюдение ими требований, предусмотренных главой 5 настоящего Закона;
соблюдать правила учета, хранения, заполнения и использования бланков охотничьих путевок (карточек добычи диких животных);
ежегодно представлять в территориальные органы экологии, охраны окружающей среды и изменения климата информацию, связанную с ведением охотничьего хозяйства;
возмещать вред, причиненный окружающей среде в процессе ведения охотничьего хозяйства;
выполнять принятые на себя договорные обязательства;
не допускать самовольного скрещивания, переселения или акклиматизации диких животных;
не допускать содержание в охотничьих хозяйствах собак без намордников, без привязи или вне вольера, за исключением охоты или натаски собак;
беспрепятственно допускать к изучению состояния охотничьих угодий, объектов, где содержатся, реализуются дикие животные и переработанная продукция охоты, должностных лиц органов экологии, охраны окружающей среды и изменения климата.
К видам охоты относятся:
спортивная и любительская охота;
промысловая охота;
трофейная охота;
охота в целях содержания и разведения диких животных в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания;
охота для проведения научных, медицинских и контрольных работ;
охота в целях регулирования численности диких животных.
Спортивная и любительская охота проводится физическими лицами в целях личного потребления продукции охоты.
Промысловая охота проводится для реализации продукции охоты в коммерческих целях.
Трофейная охота проводится с целью получения охотничьих трофеев (пушнины, рогов, перьев, шкур, черепов, клыков, других жизненных органов), которые оцениваются по определенным признакам.
Охота в целях содержания и разведения диких животных в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания допускается при создании диким животным таких условий, при которых они живут в замкнутом пространстве.
Охота для проведения научных, медицинских и контрольных работ проводится в целях изучения и сохранения диких животных, а также организации помощи диким животным в случаях заболевания, угрозы их гибели, замора и вследствие других причин.
Охота в целях регулирования численности диких животных проводится для поддержания уровня численности и структуры популяции диких животных в оптимальном состоянии, а также борьбы с животными - переносчиками особо опасных инфекций.
Охота может проводиться с использованием:
охотничьего оружия;
собак охотничьих пород, других ловчих зверей и птиц (при наличии соответствующей регистрации в охотничьем билете);
сеток и ловушек для отлавливания диких животных живьем (при наличии соответствующей отметки в разрешении на добычу диких животных);
вышек.
Способами охоты является совокупность приемов и действий с использованием орудий охоты, с помощью которых проводится охота.
При добывании диких животных запрещается использование следующих видов орудий охоты:
самострелов;
луков, арбалетов и копей за исключением использования для проведения научных, медицинских и контрольных работ, связанных с иммобилизацией и мечением диких животных;
петель;
крючков;
капканов на копытных диких животных;
сетей.
При добывании диких животных запрещается использование следующих способов охоты:
устройство ловчих ям;
применение взрывчатых, химических веществ и биологических препаратов;
применение электрического тока;
поджигание растительности;
применение приспособлений для бесшумной стрельбы;
применение звуковоспроизводящей аппаратуры для привлечения диких животных;
на водных переправах, спасающихся от пожаров, наводнений и других стихийных бедствий диких животных;
загон диких животных на лед, глубокий снег, в воду или в иную не свойственную для них среду обитания;
в темное время суток с осветительными приборами (за исключением охоты на кабана, барсука, дикобраза) с применением транспортных средств, в том числе наземных, воздушных средств и маломерных судов.
Охотник обязан знать конструкцию принадлежащего ему охотничьего оружия, назначение и взаимодействие деталей при пользовании этим оружием, технические и баллистические показатели используемых боевых припасов, а также правила хранения, ношения, перевозки и применения охотничьего оружия и боевых припасов к нему.
Запрещается:
применять технически неисправное охотничье оружие и боевые припасы к нему, в том числе патроны, на металлической части которых появились видимые признаки ржавчины;
применять оружие и боевые припасы к нему, оборот которых ограничен в соответствии с Законом Республики Узбекистан "Об оружии";
осуществлять посадку в транспортное средство и высадку из него с заряженным охотничьим оружием;
доставать собранное охотничье оружие дульным срезом на себя из транспортных средств, в том числе наземных, воздушных средств, маломерных судов, повозки, саней или другого транспортного средства;
производить стрельбу на шум, шорох, по неясно видимой цели, в тумане, в сильный снегопад, в темное время суток, против солнца и при других условиях плохой видимости, а также по взлетающей птице ниже 2,5 метра (от земной или водной поверхности) в условиях ограниченной видимости;
находиться с заряженным охотничьим оружием на расстоянии ближе одного километра от населенных пунктов, ближе трехсот метров от автомобильных дорог с автобусным сообщением;
направлять охотничье оружие, в том числе незаряженное, на человека, производить стрельбу в направлении людей, домашних животных, транспортных средств;
производить стрельбу на расстоянии менее одного километра от населенных пунктов из гладкоствольного охотничьего оружия и менее двух километров - из охотничьего оружия с нарезным стволом;
без необходимости производить выстрел, взводить курок внешне куркового оружия или снимать с предохранителя внутри курковое оружие;
производить стрельбу из маломерного судна через гребцов или других охотников, находящихся в нем;
добивать прикладом охотничьего оружия раненое дикое животное;
проводить охоту на полях сельскохозяйственных культур в процессе уборки урожая;
проводить охоту в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения.
Сезон охоты является периодом года, в течение которого разрешена охота на диких животных.
Сроком охоты является определенный период времени года, в течение которого может проводиться охота на диких животных определенного вида.
Сроки охоты в Республике Узбекистан устанавливаются согласно приложению N 2 к настоящему Закону.
Два дня недели охотничьего сезона - вторник, среда - являются закрытыми для охоты на птиц на всей территории Республики Узбекистан. Исключение составляют случаи добывания птиц для проведения научных, медицинских и контрольных работ на основании разрешений, выдаваемых Министерством экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан, с учетом заключения Академии наук Республики Узбекистан.
Разрешается проведение полевых испытаний охотничьих собак с отстрелом трех голов птицы на каждую испытуемую собаку - по куликам с 15 марта по 1 мая и с 1 апреля по 15 мая по перепелу. Места и порядок проведения испытаний определяются охотничьими хозяйствами по согласованию с территориальными органами экологии, охраны окружающей среды и изменения климата.
Продукцией охоты являются:
дикие животные - беспозвоночные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие, не подвергавшиеся одомашниванию, обитающие на суше, в воде, атмосфере и почве;
продукты жизнедеятельности диких животных - мед, жир, мясо, молоко, яйца, воск, икра, яд, желчь, пушнина, рога, перья, шкуры и другие продукты, образовавшиеся в результате жизнедеятельности диких животных.
Продукция охоты, добытая в соответствии с разрешением на добывание диких животных, после оплаты выданного разрешения является собственностью охотника.
Ввоз на территорию Республики Узбекистан, вывоз за пределы Республики Узбекистан продукции охоты осуществляется на основании разрешения, выдаваемого Министерством экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан. Запрещается ввоз, вывоз, перевозка и пересылка продукции охоты без документов, подтверждающих законность добычи или приобретения данной продукции.
Статья 25. Отстрел (отлов) диких животных,
наносящих вред охотничьему хозяйству
и хозяйственной деятельности человека
Дикими животными, наносящими вред охотничьему хозяйству и хозяйственной деятельности человека, могут быть признаны млекопитающие, птицы или другие виды диких животных, которые на территории охотничьего хозяйства в определенный промежуток времени разоряют гнезда, уничтожают молодняк диких животных, поедают корма, предназначенные другим диким животным, наносят вред посевам сельскохозяйственных культур, а также являющиеся переносчиками опасных болезней для животных и человека.
Виды диких животных, которые могут быть признаны наносящими вред охотничьему хозяйству и хозяйственной деятельности человека, утверждаются Министерством экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан по согласованию с Академией наук Республики Узбекистан по заявкам охотничьих хозяйств.
Отстрел (отлов) диких животных, наносящих вред охотничьему хозяйству и хозяйственной деятельности человека, осуществляется работниками охотничьего хозяйства, выполняющими обязанности, связанные с охраной диких животных и охотничьих угодий, регулированием численности диких животных.
Для отстрела (отлова) диких животных, наносящих вред охотничьему хозяйству и хозяйственной деятельности человека, могут привлекаться охотники из бригад по уничтожению вредных и бешеных животных.
Добытые дикие животные, признанные наносящими вред охотничьему хозяйству и хозяйственной деятельности человека, подлежат учету. По окончании календарного года в течение пятнадцати дней информация о добытых животных (по видам, количеству, месте добычи и сроке) представляется в территориальные органы экологии, охраны окружающей среды и изменения климата.
для иностранных граждан
Организация охоты для иностранных граждан, имеющих в соответствии с настоящим Законом право на проведение охоты, осуществляется на основании договора, заключенного между иностранными гражданами и юридическим лицом, имеющим лицензию на право осуществления туристской деятельности и охотничьим хозяйством. В договоре определяются условия проведения охоты, размер платы за оказанные услуги и добытую продукцию охоты.
Незаконной охотой (браконьерством) признаются следующие действия:
охота в местах, не являющихся охотничьими угодьями, а также на охраняемых природных территориях, за исключением случаев проведения охоты в местах, на территории которых в соответствии с их режимом охраны и использования разрешена ограниченная охота;
охота с использованием запрещенных видов орудий охоты и запрещенных способов охоты;
охота в запрещенных местах, в запрещенные сезоны и сроки охоты и на запрещенные виды диких животных;
охота без охотничьего билета, разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия, разрешения на добывание диких животных и охотничьей путевки (карточки добычи диких животных) (кроме отлова рыбы физическими лицами в порядке общего пользования на естественных водотоках, а также каналах и коллекторно-дренажных сетях);
превышение норм отлова или отстрела диких животных, указанных в разрешении на добывание диких животных;
сбор продуктов жизнедеятельности диких животных, посещение колоний птиц без специального разрешения территориальных органов экологии, охраны окружающей среды и изменения климата, перенос и разорение гнезд диких птиц, хаток, нор и других жилищ диких животных, а также иные действия, препятствующие размножению диких животных.
Продукция охоты, добытая в результате незаконной охоты (браконьерства), подлежит изъятию. При этом взыскивается ущерб, нанесенный охотничьим ресурсам.
ГЛАВА 5. РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
В ОБЛАСТИ ОХОТЫ
Охотничий билет выдается общественными объединениями охотников дееспособным физическим лицам, достигшим возраста восемнадцати лет, сдавшим зачет по охотничьему минимуму.
В охотничьем билете должны содержаться сведения об уплаченных членских взносах и государственной пошлине, а также сведения о регистрации охотничьего оружия и боевых припасов к нему. Охотничий билет признается действительным при наличии отметки об уплате членских взносов за соответствующий период.
Статья 29. Разрешение на добывание
диких животных
Разрешение на добывание диких животных выдается территориальными органами экологии, охраны окружающей среды и изменения климата в соответствии с утвержденными квотами на добывание диких животных после внесения платы за выдачу разрешения.
В разрешении на добывание диких животных указываются:
фамилия, имя и отчество физического лица или наименование юридического лица;
номер разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия (для физических лиц);
номер охотничьего билета (для физических лиц);
вид охоты;
территория, на которой разрешается охота;
название вида дикого животного;
количество диких животных, разрешенных для добывания;
срок охоты;
место добычи диких животных (для физических лиц);
основание выдачи разрешения.
Разрешение на добывание диких животных по окончании срока его действия (в течение десяти дней) вместе с отчетом о добытых диких животных возвращается в территориальный орган экологии, охраны окружающей среды и изменения климата, выдавший разрешение.
Статья 30. Особый порядок изъятия из природной
среды обитания редких и исчезающих
видов диких животных
Изъятие из природной среды обитания редких и исчезающих видов диких животных, занесенных в Красную книгу Республики Узбекистан, может быть допущено в особом порядке, по разрешению, выдаваемому Министерством экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан с учетом заключения Академии наук Республики Узбекистан и на основании решения Кабинета Министров Республики Узбекистан, в соответствии с положениями настоящего Закона.
В разрешении на изъятие из природной среды диких животных, занесенных в Красную книгу Республики Узбекистан, указываются:
фамилия, имя и отчество физического лица или наименование юридического лица;
цель добычи диких животных;
номер охотничьего билета (для физических лиц);
территория, на которой разрешается охота;
название вида дикого животного;
количество диких животных, которых разрешается изъять из природной среды;
срок охоты;
основание выдачи разрешения.
Разрешение на изъятие из природной среды диких животных, занесенных в Красную книгу Республики Узбекистан, является действительным после проставления в нем отметки территориального органа экологии, охраны окружающей среды и изменения климата.
Разрешение на изъятие из природной среды диких животных, занесенных в Красную книгу Республики Узбекистан, по окончании срока его действия (в течение десяти дней) вместе с отчетом об изъятых диких животных возвращается Министерству экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан.
Статья 31. Охотничья путевка (карточка
добычи диких животных)
Охотничья путевка (карточка добычи диких животных) выдается на основании полученных квот на добывание диких животных и предоставляет ее владельцу право на проведение сезонной или разовой охоты.
Охотничья путевка (карточка добычи диких животных) выдается:
юридическими лицами, владельцами охотничьих хозяйств - на землях охотничьих хозяйств;
лесоохотничьими хозяйствами Агентства по лесному хозяйству при Министерстве экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан - на участках государственного лесного фонда;
частными охотничьими хозяйствами и индивидуальными предпринимателями - на землях, закрепленных за ними охотничьих хозяйств;
общественными объединениями охотников - на землях, закрепленных за ними охотничьих хозяйств, а также на территории остальных охотничьих угодий при условии проведения ими на этих территориях учета численности диких животных.
Охотничья путевка (карточка добычи диких животных) выдается после внесения платы за ее получение.
В охотничьей путевке (карточке добычи диких животных) указываются:
фамилия, имя и отчество физического лица;
номер разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия;
номер охотничьего билета;
номер и дата выдачи;
название охотничьего хозяйства;
территория, на которой разрешается охота;
название вида дикого животного;
количество диких животных, разрешенных для добывания;
срок охоты;
вид охоты;
стоимость охотничьей путевки (карточки добычи диких животных).
Во время проведения охоты охотник делает в охотничьей путевке (карточке добычи диких животных) отметки о добытых диких животных. Охотничья путевка (карточка добычи диких животных) по окончании охоты в течение десяти дней возвращается в охотничье хозяйство.
Размер платы за выдачу охотничьих путевок (карточек добычи диких животных) устанавливается охотничьими хозяйствами.
Ведением охотничьего хозяйства является научно обоснованное планирование и осуществление хозяйственной деятельности, связанной с охраной и рациональным использованием диких животных, проведением охранных и воспроизводственных мероприятий.
Право ведения охотничьего хозяйства возникает со дня подписания юридическими или физическими лицами договора о предоставлении охотничьих угодий с Агентством по лесному хозяйству при Министерстве экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан, если охотничьи угодья находятся на землях лесного фонда, или Министерством экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан, если охотничьи угодья находятся на землях, не входящих в состав лесного фонда.
Ведение охотничьего хозяйства общественными объединениями охотников осуществляется на основании технико-экономического обоснования и договора о предоставлении охотничьих угодий с Агентством по лесному хозяйству при Министерстве экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан, если охотничьи угодья находятся на участках государственного лесного фонда, или Министерством экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан, если охотничьи угодья находятся на участках, не входящих в состав государственного лесного фонда.
Материалы технико-экономического обоснования и договор о предоставлении охотничьих угодий являются основными нормативно-техническими документами для осуществления комплексных мероприятий ведения охотничьих хозяйств, а также организации и ведения работ по развитию текущего и перспективного планирования, направленных на рациональное, устойчивое использование охотничьих ресурсов, их охрану, воспроизводство и поддержание территории закрепленных охотничьих угодий в состоянии, пригодном для ведения охотничьего хозяйства.
Общественным объединениям охотников право ведения охотничьего хозяйства предоставляется на основании:
информации о состоянии охотничьих угодий и материалов учета численности диких животных, проведенного научно-исследовательскими учреждениями Академии наук Республики Узбекистан и ее региональными отделениями, а также специалистами-биологами высших образовательных учреждений;
согласия землевладельцев или землепользователей, на чьей территории планируется создание охотничьего хозяйства.
Формат материалов технико-экономического обоснования и форма типового договора разрабатываются и утверждаются Министерством экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан.
Предоставление права ведения охотничьего хозяйства производится без изъятия земель у землевладельцев или землепользователей.
Право ведения охотничьего хозяйства прекращается в случаях:
добровольного отказа от права ведения охотничьего хозяйства;
истечения срока действия договора о предоставлении охотничьих угодий для ведения охотничьего хозяйства;
досрочного расторжения договора о предоставлении охотничьих угодий для ведения охотничьего хозяйства.
Статья 34. Договор о предоставлении охотничьих
угодий для ведения охотничьего хозяйства
Договор о предоставлении охотничьих угодий для ведения охотничьего хозяйства заключается на срок от трех до десяти лет. Договор заключается между лицами, указанными в части второй статьи 32 настоящего Закона, и государственными органами, в ведении которых находятся охотничьи угодья.
Основными положениями договора о предоставлении охотничьих угодий для ведения охотничьего хозяйства являются:
название охотничьего хозяйства;
наименование и реквизиты юридического лица;
паспортные данные или данные идентификационной ID-карты физического лица;
срок действия договора;
сведения о местоположении, границах и площади охотничьего хозяйства, в том числе по биотопам - горы, степь, лес или вода;
данные о численности видов диких животных, обитающих на территории охотничьих угодий, на дату заключения договора;
описание воспроизводственного участка (не менее 10 процентов от общей площади охотничьего хозяйства), закрытого для охоты;
обязанности лица, заключившего договор, предусмотренные статьей 19 настоящего Закона;
обязательство государственного органа выдать лицу, заключившему договор, разрешение на добывание диких животных;
ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора;
карта-схема территории охотничьего хозяйства с указанием границ, подъездных путей, расположения воспроизводственного участка, кордонов и других сооружений и объектов;
размер платы за пользование охотничьими угодьями при ведении охотничьего хозяйства;
основания досрочного расторжения договора.
Типовая форма договора о предоставлении охотничьих угодий для ведения охотничьего хозяйства, а также размер платы, взимаемой за пользование охотничьими угодьями при ведении охотничьего хозяйства, утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Статья 35. Досрочное расторжение договора
о предоставлении охотничьих угодий для ведения
охотничьего хозяйства
Основаниями досрочного расторжения договора о предоставлении охотничьих угодий для ведения охотничьего хозяйства являются:
соглашение сторон;
ликвидация юридического лица, с которым был заключен договор о предоставлении охотничьих угодий для ведения охотничьего хозяйства;
прекращение действия свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательства - физического лица, с которым был заключен договор о предоставлении охотничьих угодий для ведения охотничьего хозяйства;
смерть, ограничение в установленном порядке дееспособности, признание недееспособным субъекта предпринимательства - физического лица, с которым был заключен договор о предоставлении охотничьих угодий для ведения охотничьего хозяйства;
неведение охотничьего хозяйства более одного года со дня заключения договора о предоставлении охотничьих угодий для ведения охотничьего хозяйства;
невнесение платы (более двух раз подряд) по истечении срока платежа, установленного договором о предоставлении охотничьих угодий для ведения охотничьего хозяйства;
неустранение охотничьим хозяйством в установленный срок нарушений, повлекших полное или частичное приостановление ведения охотничьего хозяйства;
систематическое (более двух раз в течение одного года) нарушение условий, указанных в договоре о предоставлении охотничьих угодий для ведения охотничьего хозяйства;
пользование животным миром не по назначению;
самовольная переуступка права ведения охотничьего хозяйства.
Статья 36. Информационная база об охоте
и охотничьих хозяйствах
Информационная база об охоте и охотничьих хозяйствах должна содержать обновляемые данные:
об охотничьих хозяйствах;
о местах, запрещенных для охоты;
о выделенной квоте на добывание диких животных;
о диких животных, признанных наносящими вред охотничьему хозяйству и хозяйственной деятельности человека;
об установлении запрета на проведение охоты в определенных охотничьих угодьях;
об установлении запрета на проведение охоты в отношении отдельных видов диких животных;
об установлении запрета на проведение охоты в отношении диких животных определенного пола и возраста.
Информационная база об охоте и охотничьих хозяйствах размещается на официальном веб-сайте Министерства экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан.
Юридические и физические лица обязаны возместить вред, причиненный нарушением законодательства об охоте и охотничьем хозяйстве, в порядке, установленном законодательством.
Возмещение вреда не освобождает виновных лиц от ответственности в соответствии с законом.
Споры в области охоты и охотничьего хозяйства разрешаются в порядке, установленном законодательством.
Статья 39. Ответственность за нарушение
законодательства об охоте и охотничьем хозяйстве
Лица, виновные в нарушении законодательства об охоте и охотничьем хозяйстве, несут ответственность в установленном порядке.
Статья 40. Внесение дополнения и изменения
в Закон Республики Узбекистан "Об охране
и использовании животного мира"
Внести в статью 2 Закона Республики Узбекистан от 26 декабря 1997 года N 545-I "Об охране и использовании животного мира" (в редакции Закона Республики Узбекистан от 19 сентября 2016 года N ЗРУ-408) (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2016 г., N 9, ст. 273; 2017 г., N 9, ст. 510; 2018 г., N 4, ст. 224; 2019 г., N 1, ст. 1, N 8, ст. 470) следующие дополнение и изменение:
дополнить частью второй следующего содержания:
"Особенности проведения охоты и ведения охотничьего хозяйства регламентируются законодательством об охоте и охотничьем хозяйстве";
часть вторую считать частью третьей.
Статья 41. Обеспечение исполнения, доведения,
разъяснения сути и значения настоящего Закона
Министерству экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.
Статья 42. Приведение законодательства
в соответствие с настоящим Законом
Кабинету Министров Республики Узбекистан:
привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену республиканскими органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.
Настоящий Закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 9 июля 2020 г.
"Народное слово", 9 июля 2020 г.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
13 июля 2020 г., N 27, ст. 305