Малое предприятие
Нормативно-правовые акты / Предпринимательство / Ограничение монополистической деятельности /Указ Президента Республики Узбекистан от 06.07.2020 г. N УП-6019 "О дополнительных мерах по дальнейшему развитию конкурентной среды и сокращению государственного участия в экономике"
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
УКАЗ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
06.07.2020 г.
N УП-6019
О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ
ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАЗВИТИЮ
КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ И СОКРАЩЕНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧАСТИЯ
В ЭКОНОМИКЕ
В целях создания эффективной конкурентной среды путем поэтапного снижения монополии на товарных и финансовых рынках в стране реализуются меры, направленные на сокращение участия государства в экономике, отказ от избыточного ценового регулирования и уменьшение влияния государства на экономику.
Вместе с тем стоят неотложные задачи по дальнейшему уменьшению негативного воздействия монополии хозяйствующих обществ с участием государства на конкурентоспособность экономики, повышению эффективности системы предоставления льгот и преференций, а также снижению регуляторной нагрузки на субъекты предпринимательства.
В целях развития конкуренции на товарных и финансовых рынках, создания равных условий для деятельности субъектов предпринимательства, обеспечения открытости и дальнейшего совершенствования процедур государственных закупок, а также в соответствии с Государственной программой по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в "Год развития науки, просвещения и цифровой экономики":
1. Установить, что:
а) Комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей Республики Узбекистан (далее - Комитет) в своей деятельности подотчетен Сенату Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Президенту Республики Узбекистан;
б) Комитет на постоянной основе вносит непосредственно Президенту Республики Узбекистан информацию при реализации следующих задач:
осуществление государственного контроля за эффективностью государственной помощи, предоставляемой в форме льгот, преференций и эксклюзивных прав на ведение деятельности, а также внесение предложений по их отмене при негативном воздействии на конкурентную среду;
осуществление совместно с Министерством финансов государственного контроля за соблюдением законодательства о государственных закупках, а также за закупками хозяйствующих обществ и предприятий стратегического значения, для которых устанавливается отдельный порядок;
внесение предложений по отмене решений государственных органов, нарушающих требования законодательства о конкуренции и применению мер в отношении их должностных лиц;
выявление и пресечение "картельных" соглашений и сговоров в сотрудничестве с правоохранительными органами;
осуществление контроля за созданием хозяйствующих субъектов с участием государства;
в) Комитет:
взаимодействует с Секретариатом по вопросам макроэкономического анализа, структурных преобразований, финансово-банковской системы, управления государственными активами, развития конкуренции, поддержки предпринимательства и сокращения бедности Кабинета Министров Республики Узбекистан при обеспечении согласованности мер и политики в сфере конкуренции и противодействия монополии, осуществлении структурных реформ, связанных с формированием свободного и конкурентоспособного рынка, а также конкурентных условий при осуществлении процедур государственных закупок, реализации государственных активов;
совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности осуществляет взаимоскоординированные действия по улучшению конкурентной среды в экономике и регионах страны, определению стратегически приоритетных направлений и задач в сфере конкуренции, в том числе проведению институциональных реформ.
2. Установить порядок, в соответствии с которым с 1 октября 2020 года:
а) одной из основных задач органов государственного управления, определенных уполномоченными в отраслях и сферах, является улучшение и развитие конкурентной среды с возложением осуществления данных задач на руководителей и их первых заместителей;
б) не допускается создание (инициирование создания) хозяйствующих субъектов с участием государства и аффилированных с ними лиц, а также государственных учреждений, уполномоченных осуществлять хозяйственную деятельность (за исключением создания в целях обеспечения обороноспособности и национальной безопасности), в следующих случаях:
в сферах, в которых уже функционирует пять и более субъектов частного предпринимательства на одном товарном рынке;
со стороны государственных органов в тех сферах, в которых они наделены полномочиями по лицензированию, регистрации, аккредитации и выдачи разрешений;
в) хозяйствующим субъектам с участием государства, являющимся единым поставщиком или наделенным данным правом либо занимающим доминирующее (монопольное) положение, запрещается создавать аффилированные с ними лица, деятельность которых зависит от использования товаров (ресурсов) или сетевой инфраструктуры учредителя, и которые конкурируют с субъектами частного предпринимательства, за исключением случаев создания данных аффилированных лиц в результате их разделения с обеспечением равных с конкурентами условий деятельности;
г) создание (реорганизация) хозяйствующих субъектов с участием государства и аффилированных с ними лиц, а также государственных учреждений, уполномоченных осуществлять хозяйственную деятельность, за исключением создания в целях обеспечения обороноспособности и национальной безопасности, осуществляется после получения предварительного согласия антимонопольного органа;
д) хозяйствующий субъект, имеющий конфликт интересов с государственным заказчиком, хозяйственным обществом и предприятием стратегического значения, не может быть участником государственных закупок или отбора наилучших предложений либо прямых переговоров, за исключением государственных закупок для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной охране, обороноспособности, безопасности и поддержания внутреннего порядка в Республике Узбекистан, а также связанных с государственными секретами;
е) государственный заказчик, хозяйственное общество и предприятие стратегического значения до организации тендерных и конкурсных торгов, отбора наилучших предложений, а также прямых переговоров обязан разместить информацию об аффилированных с ними лицах на специальном информационном портале государственных закупок.
3. Установить, что все нормативно-правовые акты, предусматривающие следующее, принимаются в установленном порядке исключительно при наличии заключения Министерства экономического развития и сокращения бедности и Министерства юстиции об оценке регуляторного воздействия, а также Комитета - на основе результатов оценки воздействия на конкурентную среду:
введение новых ограничений и новых видов разрешительных процедур, лицензий хозяйствующим субъектам или распространение действующих ограничений, разрешительных процедур и лицензируемых видов деятельности на более широкий круг участников рынка;
введение дополнительных требований и условий для получения разрешительных документов или лицензий;
повышение требований к минимальному размеру уставного капитала юридических лиц;
ограничение (уменьшение) установленных прав хозяйствующих субъектов или введение для них дополнительных обязательств либо дополнительных расходов;
установление для хозяйствующих субъектов любых видов льгот, гарантий, преференций, а также предоставление новых прав, в том числе эксклюзивных.
Министерству экономического развития и сокращения бедности совместно с Комитетом в месячный срок разработать и внести на утверждение в Кабинет Министров Положение об оценке регуляторного воздействия проектов нормативно-правовых актов.
4. Утвердить:
Стратегию развития конкуренции на товарных и финансовых рынках в 2020-2024 годах согласно приложению N 1;
"Дорожную карту" по реализации Стратегии развития конкуренции на товарных и финансовых рынках в 2020-2024 годах согласно приложению N 2;
План мер по проведению сплошной инвентаризации нормативно-правовых актов и нормативных актов в сфере технического регулирования, непосредственно влияющих на предпринимательскую деятельность, согласно приложению N 3;
перечень министерств и ведомств, ответственных за разработку программ развития конкуренции на период до 2024 года, за которыми закреплено регулирование отраслей, согласно приложению N 4;
перечень предприятий с участием государства, в которых начиная с 1 января 2021 года внедряется система антимонопольного комплаенса в качестве эксперимента, согласно приложению N 5.
5. Установить порядок, в соответствии с которым с 1 января 2021 года:
а) исполнители государственных закупок, а также закупок хозяйственных обществ и предприятий стратегического значения обязаны:
в течение двух дней со дня официального объявления их победителями по итогам тендерных и конкурсных торгов, отбора наилучших предложений, а также результатов прямых переговоров раскрыть информацию о своих конечных выгодоприобретателях (бенефициарах), которые имеют действительный контроль путем прямого или косвенного владения 25 и более процентов их акций (долей), посредством размещения соответствующих сведений на специальном информационном портале государственных закупок;
на постоянной основе размещать на своих веб-сайтах и специальном информационном портале сведения о состоянии выполнения обязательств по договорам, заключенным по результатам тендерных и конкурсных торгов, процедуры отбора наилучших предложений, а также прямых переговоров;
б) в органах государственного управления, органах исполнительной власти на местах, субъектах естественной монополии, хозяйствующих субъектах, занимающих доминирующее положение на товарном или финансовом рынке, а также корпоративных заказчиках, размер среднегодовой выручки от реализации товаров за последние три года которых превышает 30 миллиардов сумов, внедряется система внутриорганизационных мер и процедур по обеспечению соответствия деятельности требованиям законодательства о конкуренции, выявлению и предупреждению рисков их нарушений (антимонопольный комплаенс), в следующем порядке:
с 1 января 2021 года - в качестве эксперимента в органах государственного управления, органах исполнительной власти на местах, а также предприятиях с участием государства, указанных в приложении N 5;
с 1 января 2022 года - во всех субъектах, соответствующих критериям, определенным в настоящем подпункте.
6. Комитету совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности, заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 1 ноября 2020 года:
на основе изучения международного опыта разработать единый проект закона путем объединения законов Республики Узбекистан "О конкуренции" и
...