ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Общие вопросы хозяйственной и предпринимательской деятельности / Антимонопольная политика. Естественные монополии / Общие положения антимонопольного законодательства /

Стратегия развития конкуренции на товарных и финансовых рынках в 2020-2024 годах (Приложение N 1 к Указу Президента РУз от 06.07.2020 г. N УП-6019)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Указу Президента РУз

от 06.07.2020 г. N УП-6019



СТРАТЕГИЯ

развития конкуренции на товарных

и финансовых рынках в 2020-2024 годах


ГЛАВА 1. УСЛОВИЯ И НЕОБХОДИМОСТЬ

ПРИНЯТИЯ СТРАТЕГИИ


В настоящее время создание эффективной конкурентной среды и поэтапное снижение монополии на рынке товаров и услуг остаются приоритетным направлением для решения задач по дальнейшему развитию и либерализации экономики.

С этой целью реализуются меры, направленные на сокращение участия государства в экономике страны и осуществляется переход на рыночные механизмы.

В последние годы в сфере предпринимательской деятельности снижена налоговая нагрузка и отменены 86 отдельных лицензируемых видов деятельности и разрешительных процедур, в том числе путем объединения 38 видов в 16, сокращения сроков оформления по 25 видам и централизации выдачи 14 лицензий и разрешительных документов.

Отмечается последовательное развитие сферы предпринимательства, только за последние три года количество действующих субъектов предпринимательства увеличилось на 25 процентов.

Принимаемые меры обеспечили развитие конкуренции на многих рынках продовольственных товаров (безалкогольных напитков, соков, хлебных, хлебобулочных изделий, мясомолочных, кондитерских изделий и других) и отдельных рынках непродовольственных товаров (мебели, ковров и ковровых изделий, текстильной продукции и других), производимых отечественными производителями. На рынке строительных материалов, кабельно-проводниковой продукции, услуг по денежным переводам ликвидирована монополия крупных компаний.

Созданный биржевой механизм дал возможность равного обеспечения участников рынка высоколиквидными и монопольными видами сырья и материалов. В настоящее время 65 процентов товарооборота Узбекской республиканской товарно-сырьевой биржи приходится на монопольную продукцию.

В результате осуществляемых реформ за последние годы количество предприятий-монополистов уменьшилось более чем в два раза.

Вместе с тем остаются нерешенными следующие системные проблемы, негативно влияющие на конкурентную среду в экономике страны:

чрезмерное участие государства в экономике;

чрезмерное регулирование цен;

неэффективная система льгот и преференций;

высокая регуляторная нагрузка на субъекты бизнеса и незаинтересованность отраслевых органов регулирования в развитии конкуренции;

злоупотребление естественным монопольным положением;

несовершенство правовых механизмов борьбы с антиконкурентными проявлениями.



§ 1. Чрезмерное участие государства в экономике


В настоящее время на товарных и финансовых рынках доминируют хозяйствующие субъекты с участием государства, к примеру, 80 процентов организаций-монополистов имеют государственную долю или контролируются хозяйствующими субъектами с государственной долей.

В связи с неурегулированностью в законодательстве вопроса принадлежности хозяйствующих субъектов государству и осуществления государством контроля сохраняются сложности в определении степени участия государства в экономике.

Хозяйствующие субъекты с участием государства создают подконтрольные им структуры в форме государственных унитарных предприятий (ГУП) и дочерних предприятий, негативно воздействующих на конкуренцию. В настоящее время количество таких предприятий составляет более 4 300, в том числе в форме акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью - более 1 300, в форме государственных унитарных предприятий - более 1 800 и их аффилированных лиц - более 1 100.

Неразвитость рыночной среды и чрезмерное участие государства в экономике приводят к неэффективности деятельности отдельных хозяйствующих субъектов с участием государства, что компенсируется государственной поддержкой в форме перекрестного субсидирования, предоставления налоговых и таможенных льгот, преференций и льготных кредитов.

Сохраняется высокая концентрация участия и полномочий государства на финансовых рынках и рынках капитала (биржах, центральном депозитарии, банках), что порождает конфликт интересов и препятствует развитию рыночных механизмов.

Например, на обслуживание расчетов по операциям с ценными бумагами на фондовой бирже установлена монополия АО "Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан", принадлежащего государству. В целом, 83 процента банковского сектора осуществляют деятельность с участием государства.



§ 2. Чрезмерное регулирование цен


На сегодняшний день государственное регулирование цен (декларирование, утверждение, установление фиксированных или предельных цен (тарифов), регулирующего коэффициента, установление наценок и предельного уровня рентабельности и другие методы регулирования цен) осуществляется в отношении более 30 товаров и услуг.

Вместе с тем несмотря на то, что в области естественных монополий регулируются тарифы на 10 видов товаров (работ, услуг), фактически применяются 137 различных уровней цен, устанавливаемых исходя из категорий потребителей и поставщиков, а также территориального принципа.

Основанный на расходах метод ценообразования, который используется предприятиями-монополистами и субъектами естественных монополий, состоит из схемы прибавления минимальной прибыли к расходам, что приводит к необоснованному росту затрат, не стимулирует снижение себестоимости производства, а рост затрат в свою очередь возмещается за счет прямого повышения цен и тарифов для потребителей.



§ 3. Неэффективность предоставления льгот

и преференций


Отсутствие инструментов антимонопольного регулирования предоставления государственной помощи приводит к неэффективности предоставляемых льгот и преференций и оказывает негативное воздействие на конкурентную среду.

За последние годы более 40 тысячам хозяйствующих субъектов, а именно 12 процентам от общего числа действующих хозяйствующих субъектов, предоставлены налоговые льготы. Такая ситуация порождает неравные условия на товарных и финансовых рынках.



§ 4. Высокая регуляторная нагрузка на субъекты бизнеса

и незаинтересованность отраслевых органов регулирования

в развитии конкуренции в своей отрасли


Деятельность министерств и ведомств по развитию конкуренции в регулируемых ими отраслях остается крайне неэффективной. Лишь на 11 из 38 государственных органов, действующих в сфере экономики, прямо возложены функции по развитию конкурентной среды в своей отрасли.

Кроме того, не внедрена полноценная система оценки регуляторного воздействия и воздействия на конкурентную среду актов законодательства.

В результате сохраняется трудная и сложная система лицензирования, предусматривающая лицензирование более 266 видов деятельности и более 137 видов разрешительных процедур в рамках действующей 61 лицензии, а также в более 6 тысячах нормативно-правовых актах и 40 тысячах документах технического регулирования, непосредственно влияющих на бизнес, сохраняются искусственные барьеры, ограничивающие доступ субъектов предпринимательства на рынки.

Несмотря на закрепление в законодательстве всех основных гарантий свободы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, по данным Всемирного банка за последние годы в Узбекистане чистый приток прямых иностранных инвестиций остается низким и составляет 0,5-1,2 процента по отношению к ВВП, в Индексе экономической свободы страна занимает 114-е место из 180 стран, по Индикатору свободы инвестиционной деятельности показатель равен 20 из 100.



§ 5. Злоупотребление естественным монопольным положением


Наличие рынков, имеющих ограниченную конкурентную среду, в первую очередь сфер естественных монополий, оказывает влияние на взаимосвязанные рынки, в большинстве случаев монополизируя их.

Несмотря на запрет использования субъектами естественных монополий своего положения для ограничения конкуренции на рынках товаров (работ, услуг), не отнесенных к сфере естественных монополий, установленный в законодательстве о естественных монополиях, на практике рынки, имеющие возможность обеспечения взаимосвязанной конкуренции, например, в сфере железнодорожного транспорта - при реализации железнодорожных билетов, ремонте грузовых вагонов, услугах вагонов-ресторанов, чистке вагонов и других, на сегодняшний день монополизированы.



§ 6. Несовершенство правовых механизмов борьбы

с антиконкурентными проявлениями


Отсутствуют действенные механизмы устранения барьеров для входа на рынки, а также борьбы с монополией крупных предприятий и "картельными" соглашениями, предупреждения недобросовестной конкуренции, а также практически ограничена самостоятельность антимонопольного органа в принятии решений.

Не сформирована система превентивных и упреждающих мер по недопущению ограничения конкуренции, не налажен механизм анализа и действенного антимонопольного контроля за сделками по слиянию и присоединению крупных предприятий, остаются неэффективными правовые механизмы сдерживания ограничения конкуренции в процессе торгов, а также не разработаны ключевые показатели эффективности деятельности антимонопольного органа.



ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ


2.1. Основной целью Стратегии является стимулирование экономического роста и инноваций за счет формирования рынков, ведущих эффективную деятельность, и здоровой конкурентной среды, увеличение притока инвестиций и создание новых рабочих мест.


2.2. Основными задачами Стратегии являются:

трансформация системы защиты и развития конкуренции;

создание рынков, ведущих эффективную деятельность, с обеспечением прозрачности и равных условий доступа к ним;

снижение административного бремени и издержек субъектов предпринимательства и уровня участия государства в экономике, а также упорядочение предоставления государственной помощи;

создание системы рационального государственного регулирования цен (тарифов);

устранение барьеров для перехода сфер естественных монополий в состояние рынка с конкурентной средой;

внедрение инструментов предупреждения ограничения конкуренции;

усиление мер правового воздействия за нарушение требований законодательства о конкуренции, в первую очередь по отношению к "картельным" соглашениям и сговорам;

внедрение эффективных инструментов антимонопольного регулирования цифровой экономики;

обеспечение прозрачности и эффективности деятельности антимонопольного органа, формирование в обществе культуры конкуренции и атмосферы нетерпимости к любым проявлениям антиконкурентных действий;

повышение на системной основе кадрового потенциала Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей.


ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ МЕРЫ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ


3.1. Трансформация системы защиты и развития конкуренции путем:

внедрения модели "умного" антимонопольного регулирования, предусматривающей переход к анализу поведения участников рынка, создание системы стимулирования добросовестной конкуренции, внедрение превентивных механизмов раннего предупреждения нарушения (профилактики) требований законодательства посредством цифровизации процессов;

внедрения инструментов анализа товарных и финансовых рынков, основанных на принципах поведенческой экономики (behavioral economics);

ведения регулярной диагностики состояния конкуренции на товарных и финансовых рынках на основе Индекса глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума и методологии Индекса регулирования товарных рынков Организации экономического сотрудничества и развития;

отмены ведения Государственного реестра предприятий-монополистов и Государственного реестра субъектов естественных монополий в целях снижения административной нагрузки на участников рынков;

пересмотра критериев определения доминирующего положения, основанного на рыночной доле, и перехода к оценке антиконкурентного поведения участников рынка при определении доминирования на рынке;

создания более совершенного механизма регулирования рыночной концентрации (слияния и присоединения) посредством цифровизации процессов и повышения качества анализа влияния на конкуренцию;

внедрения подхода, основанного на рисках, предусматривающего категорирование хозяйствующих субъектов исходя из отраслей и добросовестности ведения деятельности при осуществлении государственного антимонопольного надзора;


3.2. Создание эффективно функционирующих рынков, обеспечение прозрачности и равных условий доступа к ним, в том числе:

разработка программ развития конкуренции, предусматривающих повышение эффективности рынка основных товаров и финансовых рынков за счет увеличения числа участников и упрощения доступа на данные рынки;

усиление механизма выявления нарушений законодательства о конкуренции в ходе тендерных торгов и обеспечения равных условий для участия субъектов частного предпринимательства, в том числе субъектов малого бизнеса, в процессе государственных закупок;

обеспечение конкуренции в процессе закупок хозяйствующих обществ и предприятий стратегического значения путем применения к ним антимонопольных требований;

совершенствование механизма биржевых торгов путем расширения номенклатуры товаров, выставляемых на биржевые торги, и обеспечения свободного доступа к ним субъектов предпринимательства;

разработка механизма антимонопольного воздействия по предотвращению ценовых манипуляций в процессе биржевых торгов в период высокого спроса;

внедрение антимонопольных требований в отношении розничной и оптовой торговли.


3.3. Снижение административного бремени, издержек субъектов предпринимательства и степени участия государства в экономике, а также регулирование предоставления государственной помощи путем:

оценки воздействия на конкуренцию проектов нормативно-правовых актов;

комплексного изучения нормативно-правовых актов и нормативных документов в области технического регулирования с использованием метода "гильотины" с точки зрения их соответствия антимонопольному законодательству;

пересмотра действующих видов лицензий и иных документов разрешительного характера с последующим сокращением их не менее чем в два раза;

внедрения механизма определения целей участия государства в экономике и перехода на принцип "желтых страниц", предусматривающего ограничение создания государственных предприятий в случае присутствия на рынке частного сектора;

внедрения механизма получения согласия антимонопольного органа при создании предприятий с государственным участием в целях предупреждения негативного влияния на конкурентную среду;

подготовки программ по привлечению частного сектора к выполнению отдельных государственных и хозяйственных функций государственных органов;

сокращения количества государственных унитарных предприятий, учреждаемых государственными органами, а также аффилированных с крупными хозяйственными объединениями с государственным участием и субъектами естественных монополий, негативно воздействующих на конкуренцию;

внедрения в законодательство о конкуренции понятия "государственная помощь" и механизма, предусматривающего получение предварительного согласия антимонопольного органа при предоставлении льгот и преференций;

внедрения реестра льгот и преференций и разработки критериев оценки их эффективности;

анализа эффективности льгот и преференций, предоставленных государством;

внедрения альтернативных механизмов государственного регулирования, таких как механизм саморегулирования.


3.4. Создание системы рационального государственного регулирования цен (тарифов) с применением высокоэффективных методов формирования цен, порождающих эффект стимулирования конкуренции путем:

полноценного перехода на рыночные механизмы при формировании цен (тарифов) на товарных и финансовых рынках, основанные на экономической целесообразности, интересах потребителей, уменьшении расходов, поощрения снижения издержек и эффективной окупаемости капитала хозяйствующих субъектов;

внедрения прогрессивных рыночных механизмов формирования цен в деятельность субъектов естественных монополий (метода экономически обоснованной рентабельности инвестированного капитала (Regulatory Asset Base), сравнительного анализа и других), создающих эффект стимулирования конкуренции;

разработки новой модели ведения мониторинга применения регулируемых цен, предусматривающей использование метода "сравнительных значений" цен на сопоставимых и взаимосвязанных рынках для определения обоснованности затрат регулируемых хозяйствующих субъектов.


3.5. Устранение барьеров для перехода сфер естественных монополий в состояние конкурентного рынка путем:

изучения деятельности и функционирования субъектов естественных монополий, в том числе с точки зрения возможности создания конкурентных условий на взаимосвязанных рынках;

обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий и доступа хозяйствующих субъектов к их инфраструктуре без дискриминации;

передачи частному сектору функций по производству и продаже электроэнергии и поэтапного формирования оптового рынка электроэнергии;

разработки программы развития конкуренции на рынке перевозок железнодорожным и воздушным транспортом.


3.6. Внедрение инструментов раннего предупреждения (профилактики) нарушения требований законодательства о защите конкуренции, в том числе антимонопольного комплаенса - системы правил внутреннего распорядка в государственных органах и хозяйствующих субъектах по обеспечению соответствия законодательству о конкуренции, выявлению и предупреждению рисков их нарушения.


3.7. Усиление мер по пресечению "картельных" соглашений и сговоров и стимулированию добросовестной конкуренции путем:

разработки нового механизма постоянного наблюдения за ценами на социально значимые и монопольные виды товаров и услуг;

заключения соглашений с правоохранительными органами о борьбе с "картельными" соглашениями и сговорами;

усиления сотрудничества с общественностью посредством повышения эффективности программы "смягчающие обстоятельства" в целях выявления "картельных" соглашений;

пересмотра мер воздействия и штрафных санкций за нарушение законодательства о конкуренции, в том числе в отношении "картельных" соглашений и сговоров;

установления в определенных случаях нижней границы антимонопольного вмешательства в целях эффективного пресечения нарушений законодательства о конкуренции;

внесения изменений в законодательство об усилении мер ответственности по случаям недобросовестной конкуренции;

ведения реестра недобросовестных хозяйствующих субъектов, нарушающих права интеллектуальной собственности;

внедрения новых механизмов обмена информацией с Министерством юстиции посредством информационных технологий;

создания экспертной комиссии по оценке степени сходства продукции при антимонопольном органе, состоящей из юристов, патентных поверенных и специалистов Министерства юстиции.

3.8. Внедрение эффективных инструментов антимонопольного регулирования цифровой экономики путем:

введения в законодательство о конкуренции понятия "цифровые рынки", определения их географических и товарных границ и методов регулирования;

внедрения критериев определения доминирующего положения на цифровых рынках;

внедрения антимонопольных правил торговли посредством электронной коммерции;

создания цифровой платформы, основанной на концепции RegTech (регуляторные технологии, предоставляющие возможность участникам цифровых рынков эффективно применять требования законодательства о конкуренции) в целях антимонопольного регулирования;

создания специального правового режима - "регуляторных песочниц" (regulatory sandbox), позволяющего испытывать инновации на цифровых рынках без излишней регулятивной документации.


3.9. Обеспечение прозрачности и эффективности деятельности антимонопольного органа, формирование в обществе культуры конкуренции и атмосферы нетерпимости к любым проявлениям антиконкурентных действий путем:

дальнейшего развития дискуссионной платформы (площадки) "Конкуренция 4.0." в целях укрепления взаимоотношений с общественными организациями, экспертным и бизнес-сообществами и их широкого привлечения к работе по обеспечению здоровой конкурентной среды;

создания Экспертного совета по содействию развитию конкуренции;

формирования негосударственных организаций по содействию развития конкуренции;

внедрения ключевых показателей эффективности (KPI) деятельности Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей с использованием индикаторов развития конкурентной среды на товарных и финансовых рынках в соответствии с методикой Организации экономического сотрудничества и развития;

внедрения инновационных разработок и информационных технологий в деятельность Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей в целях повышения оперативности выявления случаев ограничения конкуренции и применения мер воздействия;

организации для субъектов предпринимательства учебных курсов по формированию рыночных навыков и повышению знаний законодательства о конкуренции.


3.10. Системное повышение кадрового потенциала Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей, в том числе:

внедрение в учебные программы высших образовательных учреждений специальных направлений по подготовке кадров в области антимонопольного регулирования и конкурентного права;

организация учебных курсов для работников центрального аппарата и территориальных органов Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей по применению законодательства о конкуренции.


ГЛАВА 4. ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

СТРАТЕГИИ, ДОСТИГАЕМЫЕ К 2024 ГОДУ


Уменьшение количества монополизированных товарных рынков не менее чем на 45 процентов.


1. Сокращение количества предприятий-монополистов на 40 процентов.


2. Внедрение системы антимонопольного комплаенса не менее чем в 80 процентах предприятий-монополистов.


3. Уменьшение объема льгот, предоставленных в сфере экономике, до 10 процентов по отношению к показателю ВВП.


4. Отмена не менее 60 процентов нормативно-правовых актов, предусматривающих предоставление эксклюзивных прав и преференций.


5. Повышение показателя по Индикатору свободы инвестиционной деятельности в Индексе экономической свободы с 20 до 80.


6. Участие и последовательное улучшение показателей Республики Узбекистан в Индексе глобальной конкурентоспособности.


7. Увеличение количества участников товарных, финансовых и цифровых рынков не менее чем на 25 процентов.


8. Увеличение количества участников государственных закупок на 40 процентов.


9. Уменьшение показателя участия государства в экономике до 40 процентов по отношению к показателю ВВП.


10. Сокращение не менее чем на 30 процентов норм, усложняющих и негативно влияющих на предпринимательскую деятельность и конкуренцию, содержащихся в действующих нормативно-правовых актах и документах технического регулирования с применением метода "регуляторной гильотины".



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 7 июля 2020 г.



















































Время: 0.2153
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск